Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Игоревна, Эдилсултанова Ляля Ахмедовна, Ильясова Карина Хасановна

В статье рассматриваются теоретические основы разработки и реализации демографической политики государства. Основное внимание уделяется истории развития концепции демографической политики, обзору подходов различных представителей российской научной школы к определению этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SOCIO-DEMOGRAPHIC PROCESSES

The article discusses the theoretical foundations for the development and implementation of the state’s demographic policy. The main attention is paid to the history of the development of the concept of demographic policy, a review of the approaches of various representatives of the Russian scientific school to the definition of this concept.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_2_112 УДК 355.257

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Кузнецова Ольга Игоревна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Технологический университет имени А. А. Леонова, /г. Королев, Россия, e-mail: Smith46@yandex.ru

Эдилсултанова Ляля Ахмедовна,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Piter_1968@bk.ru

Ильясова Карина Хасановна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86@mail.ru

В статье рассматриваются теоретические основы разработки и реализации демографической политики государства. Основное внимание уделяется истории развития концепции демографической политики, обзору подходов различных представителей российской научной школы к определению этого понятия.

Ключевые слова: воспроизводство населения; государственное регулирование; рождаемость; смертность; миграция; демографическая политика.

UDC 355 257

STATE REGULATION OF SOCIO-DEMOGRAPHIC PROCESSES

Kuznetsova Olga Igorevna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Social Disciplines, Technological University named after A.A. Leonor, Korolev, Russia, e-mail: Smith46@yandex.ru

Edilsultanova Lyalya Akhmedovna,

senior lecturer of the department of Accounting, analysis and audit in the digital economy, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Piter_1968@bk.ru

Ilyasova Karina Khasanovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86@mail.ru

The article discusses the theoretical foundations for the development and implementation of the state's demographic policy. The main attention is paid to the history of the development of the concept of demographic policy, a review of the approaches of various representatives of the Russian scientific school to the definition of this concept.

Keywords: population reproduction; state regulation; fertility; mortality; migration; demographic policy.

Тенденции демографического развития России последних лет, связанные с наметившимся после недолгого роста падением рождаемости, снова вышли в актуальную по -вестку публичного дискурса.

Сокращение населения России следует рассматривать как важнейшую социальную угрозу, имеющую долгосрочные последствия для государства и общества. Понимая под угрозами потенциальное нарушение нормативного порядка в сфере социальных связей и ценностных структур, мы рассматриваем в данном случае демографический спад с точки зрения социальных общностей и групп, которые осознают его как опасность для значимых для них структур социального порядка. Тем более, что демографическая угроза, включающая в себя целый ряд сопутствующих явлений, входит в список угроз, которые манифестируются в современном публичном дискурсе и общественном сознании [3].

Разработка и реализация национального проекта «Демография» (2019-2024 гг.) и особое внимание Президента РФ к этой теме показывают значимость демографических проблем для российского общества и государства. Паспорт национального проекта включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости»; «Старшее поколение»; «Укрепление общественного здоровья»; «Спорт - норма жизни», цели которых направлены на повы-

шении рождаемости, снижение смертности, повышение уровня и качества жизни, в том числе в плане развития здоровьесберегаю-щих технологий, обеспечение занятости матерей с детьми и т.д. [5].

Только в 2020 году в рамках реализации нацпроекта «Демография» было использовано 602 млрд руб., а реализованные программы во многом замедлили темпы снижения количества рождений - с 8 % в 2019 году до 3 % в 2020 году [4].

В статье применялись методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, которые позволили выявить основные тенденции демографических процессов в России.

Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области демографии.

В настоящее время демография является одной из острых проблем экономики и будущего существования государства.

Проблема демографии в России актуализировалась еще после распада СССР, и до сих пор кардинальных мероприятий для ее решения не последовало.

Используя статистические данные, рассмотрим динамику основных демографических показателей российского населения с 2015 по 2021 гг. Для наглядности представим изменение их значений в виде диаграммы на рис. 1.

2500

2000 -

3500 -г

|| 000 500 0

1940Л 1888,71891

2121.2

19 &3

Ш 1690Д|

,826,1 1828,9 1798.3 1604,1

1481

1453

2023.1

1855,

'Число родившихся, тыс. чел., всего

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Рисунок 1 - Основные демографические показатели российского населения в 2015-2021 гг. [3]

Из данных, представленных на рис. 1 вид- населения, тогда как с 2016 года наблюдает-

но, что число родившихся россиян имеет ся тенденция устойчивой убыли населения.

устойчивую тенденцию к снижению. Только в С 2015 года уровень смертности снижался до

2015 году наблюдается прирост российского 2020 года, однако в 2020 году в связи с пан-

демией «Ковид-19» он значительно вырос -на 322,9 тыс. чел. [6].

Основные факторы, способствующие естественной убыли населения:

- снижение реальных денежных доходов населения;

- недостаточный объем строительства жилья и рост количества аварийного и ветхого жилья;

- стремительный рост стоимости жилья;

- увеличение ипотечных и других кредитных ставок на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ РФ;

- низкая финансовая грамотность населе -ния;

- негативная информация СМИ (Интернет, телеканалы иноагентов);

- допуск мигрантов в сфере строительства, услуг и неравная конкуренция, образующие недостаток рабочих мест и отток капитала;

- выполнение работ сверх нормы времени и дефицит свободного времени у большой части населения;

- разрешение проведения абортов;

- эпидемия и антиковидные мероприятия;

- новые правила определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

В связи с изложенным необходимо государственное регулирование воспроизводства населения как целенаправленная деятельность по укреплению демографической политики. С этой целью федеральными органами разработана Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В рамках этой политики государственное регулирование воспроизводства населения направлено на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [5]. К 2025 году поставлены задачи, представленные на рис. 2.

Обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн человек ш

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет

Увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (в 2006 г. -1,305), снизить уровень смертности в 1,6 раза (с 2166703 чел. до 1354189 чел.)

Рисунок 2 - Основные задачи демографической политики [5]

Кроме того, федеральными органами власти разработан и осуществляется национальный проект «Демография», в рамках которого реализуется комплекс мер по усилению материальной поддержки семей с детьми и долговременного ухода за пожилыми и инвалидами [4].

Рассматривая структуру расходов на нацпроект «Демография», можно сделать вывод, что имеется огромный дисбаланс в бюджетах федеральных проектов, поскольку федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» использует «подавляющую долю бюджетных средств, а

на остальные четыре проекта остается лишь малая часть» [2] (рис. 3).

Но, как показывает демографическая статистика, столь существенные расходы на реализацию финансовой поддержки семей при рождении детей остаются неэффективными [1]. С каждым годом государство тратит все больше денежных средств на финансовую поддержку семей, но при этом коэффициент рождаемости последние 6 лет продолжает падать. Данная неэффективность связана со следующими факторами:

- недостаточность мер финансовой поддержки семей с детьми, по- прежнему в стра-

Г-Г-Г-г

О 500 1000 1500 2000 2500 3000 Рисунок 3 - Расходы на реализацию национального проекта «Демография», млрд руб.

не остаются насущными вопросы бедности, в том числе неполных и многодетных семей, отсутствия навыков финансовой грамотности населения при распоряжении выделенными средствами;

- направление финансирования федерального проекта касается вопросов поддержки семей, в которых уже появился ребенок, тогда как остаются «за боротом» вопросы, связанные с укреплением здоровья женщин и мужчин, планирующих беременность и рождение ребенка, в результате возникает ситуация, когда дети в семьях не рождаются в силу недостаточного здоровья родителей, чаще всего матери;

- финансовая поддержка рождения детей находится в отрыве от иных мер поддержки, таких как поддержка в обществе института семьи и брака, донесение до детей, подростков и взрослых нравственных основ семейной этики и воспитания, предоставление молодым семьям большего количества воз-

можностей по совершенствованию жилищных условий [4].

Поэтому, если снизить бюджет федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», это не сильно повлияет на динамику коэффициента рождаемости.

Исходя из вышесказанного, нужно изменить структуру расходов национального проекта «Демография».

Следует предложить перераспределение финансовых средств, используемых для федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (-700,8 млрд руб.) на другие федеральные проекты (+700,8 млрд руб.), в частности, следующие:

1. «Спорт - норма жизни», в рамках которого мы предлагаем увеличить бюджет данного проекта на 250 млрд руб. Данная сумма необходима для того, чтобы увеличить количество детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, на 5 млн (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Динамика затрат на субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет и строительство

спортивных площадок по всей России, млрд руб.

Для достижения поставленной цели авторы предлагают построить 50 тыс. спортивных площадок по всей стране, затратив 50 млрд руб., а также ввести масштабное субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет в спортивных секциях в размере 200 млрд руб. из бюджета национального проекта, которые позволят сократить расходы потребителей в размере 25 % от стоимости занятий в спортивных секциях за счет налогового вычета.

2. Предлагается также увеличить расходы на такой национальный проект, как «Содействие занятости женщин» (+379,2 млрд. руб.) поскольку невозможность выхода на работу после рождения ребенка в связи с не -обходимостью ухода за ним останавливает многие семейные пары от рождения детей. Повышение бюджета данного федерального проекта позволит значительно улучшить профессиональную квалификацию женщин во время декретного отпуска, что упростит

дальнейший выход на работу после рождения ребенка.

3. Также необходимо перераспределить финансирование в пользу федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» (+71,6 млрд руб.), поскольку именно данный проект ставит своей задачей формирование в обществе культуры здорового образа жизни, отслеживания показателей собственного здоровья, формирование паспортов здоровья, создание дополнительной мотивации граждан вести здоровый образ жизни, что дает возможность сформировать общий фон для развития нормального репродуктивного здоровья женщин и мужчин и снижения показателей смертности.

В связи с предложенными мероприятиями необходимо выполнить перераспределение средств в рамках федеральных проектов национального проекта «Демография», которое имеет следующий вид (рис. 5).

Финансовая поддержка. Сод ействи е занятости. Спорт - норма жизни Старшее поколение

Укрепление..

43,5 00

119^7 ^

268

5.4

'Предлагаемый вариант I До мероприятий

0 500 100015002000 2500 3000

Рисунок 5 - Предлагаемое перераспределение структуры расходов в рамках национального проекта

«Демография», млрд руб.

Таким образом, предлагаемое перераспределение расходов в рамках национально -го проекта «Демография» позволит распределить бюджетные средства таким образом, что существенная доля средств (дополнительно 700,8 млрд руб.) будет направлена на увеличение количества детей, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, на 5 млн чел., поможет укрепить здоровье граждан страны, что повысит уровень репродуктивного здоровья мужчин и женщин, позволит увеличить среднюю продолжительность жизни и снизить смертность от заболеваний, улучшит занятость женщин после рождения ребенка, при этом всем незначительно снизив динамику коэффициент рождаемости.

Таким образом, экономическая нестабильность в стране, снижение реальных доходов населения, рост стоимость жилья, продуктов первой необходимости, пандемия, наметившийся рост безработицы, большой процент граждан, находящихся за чертой бедности, приводит к снижению рождаемости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для улучшения демографии в РФ необходимо:

1) создавать новые производства, при этом приоритетным направлением должны быть сельское хозяйство, продовольственная продукция, инновации, позволяющие повышать в первую очередь производительность оборудования, а только потом интенсивность труда, а также строительство нового и ремонт ветхого жилья. Необходимо

существенно увеличить объемы строительства жилья в целях снижения его стоимости;

2) изменить правила определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;

3) снизить ключевую ставку ЦБ РФ, это позволит увеличить возможности по приобретению жилья. Данное предложение должно сопровождаться ростом строительства жилья;

4) осуществлять жесткий контроль информации, публикуемой в СМИ на территории РФ, в том числе иноагентами, проводить патриотическую пропаганду в РФ с помощью СМИ, плакатов, специально отдельными

гражданами; показывать финансовые видеотренинги по телевидению как улучшить финансовое благополучие семьи, а также правила семейного счастья; допускать к работе лиц ближнего и дальнего зарубежья только имеющих постоянную прописку, а также повысить НДФЛ для лиц, имеющих временную прописку в РФ, тем самым влияя на поток мигрантов.

Решать проблемы демографии необходимо комплексно, а не с помощью одного мероприятия, это позволит создать синерге-тический эффект, влияющий на рост рождаемости.

Список литературы _

1. Аитова Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов // Вестник Евразийской науки. 2019. № 6. C. 1-9.

2. Бобров В.А. Национальный проект «демография» и первые результаты его реализации в стране // Управление экономикой, системами, процессами: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 36-38.

3. Государственная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://showdata.gks.ru/report/278934/ (дата обращения: 21.02.2022).

4. Значение национального проекта по демографии для решения основных демографических проблем / А.Н. Аверин, А.Ю. Голобородько, О.Ю. Керимов, В.М. Разумец // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 3 (106). С. 115-118.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 23.02.2022)

6. Сокращение населения России на фоне пандемии стало рекордным за 15 лет. URL: https://www.rbc.ru/ economics/28/01/202 1/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (дата обращения: 22.02.2022).

References _

1. Aitova Yu.S. Analysis of the state policy of Russia in the field of regulation of demographic processes. Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 6. C. 1-9.

2. Bobrov V.A. National project "Demography" and the first results of its implementation in the country. Management of economy, systems, processes: collection of art. IV International Scientific and Practical Conference 2020. pp. 36-38.

3. State Service of State Statistics: [website]. URL: https://showdata.gks.ru/report/278934 / (accessed: 02/21/2022).

4. The significance of the national project on demography for solving the main demographic problems / A.N. Averin, A.Yu. Goloborodko, O.Yu. Kerimov, V.M. Yants. Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2019. No. 3 (106). pp. 115-118.

5. The concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025. URL: http://www.demoscope. ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (date of formation: 02/23/2022)

6. The decline in the population of Russia against the background of the pandemic has become a record in 15 years. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/202 1/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (accessed: 02/22/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.