Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймасханов Х.Э., Азиева Р.Х., Ахмедова А.Р.

Развитие любого общества невозможно без человеческих ресурсов, поэтому воспроизводство населения является ключевым вопросом эффективного функционирования экономики. В статье рассматривается целенаправленная деятельность по укреплению демографической политики, которая предполагает воздействие государственной власти на процессы воспроизводства для непрерывного восстановления и увеличения человеческого потенциала. Анализ демографических показателей позволил выявить существующие проблемы воспроизводства. Ориентиром в решении этих проблем выступает государственное регулирование воспроизводства, в приоритете действий которого находится реализация Концепции демографической политики и национального проекта «Демография».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF DEMOGRAPHIC PROCESSES

The development of any society is impossible without human resources, therefore, population reproduction is a key issue for the effective functioning of the economy. In the article, state regulation of population reproduction is considered as a purposeful activity to strengthen demographic policy, which involves the impact of state power on reproduction processes for continuous restoration and increase of human potential. The analysis of demographic indicators made it possible to identify the existing problems of reproduction. State regulation of reproduction acts as a benchmark in solving these problems, the priority of which is the implementation of the Concept of demographic policy and the national project «Demography».

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-314-320

Х.Э. Таймасханов - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

Kh.E. Taymaskhanov - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department "Economic Theory and Public Administration", FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov";

Р.Х. Азиева - к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

R.Kh. Azieva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov";

А.Р. Ахмедова - магистрант кафедры «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

A.R Akhmedova - master student of the department "Economic theory and public administration", FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov".

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ANALYSIS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF DEMOGRAPHIC PROCESSES

Аннотация. Развитие любого общества невозможно без человеческих ресурсов, поэтому воспроизводство населения является ключевым вопросом эффективного функционирования экономики. В статье рассматривается целенаправленная деятельность по укреплению демографической политики, которая предполагает воздействие государственной власти на процессы воспроизводства для непрерывного восстановления и увеличения человеческого потенциала. Анализ демографических показателей позволил выявить существующие проблемы воспроизводства. Ориентиром в решении этих проблем выступает государственное регулирование воспроизводства, в приоритете действий которого находится реализация Концепции демографической политики и национального проекта «Демография».

Abstract. The development of any society is impossible without human resources, therefore, population reproduction is a key issue for the effective functioning of the economy. In the article, state regulation of population reproduction is considered as a purposeful activity to strengthen demographic policy, which involves the impact of state power on reproduction processes for continuous restoration and increase of human potential. The analysis of demographic indicators made it possible to identify the existing problems of reproduction. State regulation of reproduction acts as a benchmark in solving these problems, the priority of which is the implementation of the Concept of demographic policy and the national project «Demography».

Ключевые слова: воспроизводство населения, государственное регулирование, рождаемость, смертность, миграция, демографическая политика.

Keywords: population reproduction, government regulation, fertility, mortality, migration, demographic policy.

Введение

Тенденции демографического развития России последних лет, связанные с наметившимся после недолгого роста падением рождаемости, снова вышли в актуальную повестку публичного дискурса.

Сокращение населения России следует рассматривать как важнейшую социальную угрозу, имеющую долгосрочные последствия для государства и общества. Понимая под угрозами потенциальное нарушение нормативного порядка в сфере социальных связей и ценностных структур, мы рассматриваем в данном случае демографический спад с точки

зрения социальных общностей и групп, которые осознают его как опасность для значимых для них структур социального порядка. Тем более, что демографическая угроза, включающая в себя целый ряд сопутствующих явлений, входит в список угроз, которые манифестируются в современном публичном дискурсе и общественном сознании [5].

Разработка и реализация национального проекта «Демография» (2019-2024 гг.) и особое внимание Президента РФ к этой теме показывают значимость демографических проблем для российского общества и государства. Паспорт национального проекта включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости»; «Старшее поколение»; «Укрепление общественного здоровья»; «Спорт -норма жизни», - цели которых направлены на повышении рождаемости, снижение смертности, повышение уровня и качества жизни, в том числе в плане развития здоровьесберегаю-щих технологий, в обеспечении занятости матерей с детьми и т.д. [1].

Только в 2020 году в рамках реализации нацпроекта «Демография» было использовано 602 млрд рублей, а реализованные программы во многом замедлили темпы снижения количества рождений с 8 % в 2019 году до 3 % в 2020 году [3].

Цель - анализ демографической обстановки, сложившейся в России за последние несколько лет, так как с 2018 наблюдается убыль населения, которая по различным оценкам может продлиться как от нескольких лет (до 2024), так и до нескольких десятков лет (до 2050).

Основная часть

В настоящее время демография является одной из острых проблем экономики и будущего существования государства.

Проблема демографии в России началась еще после распада СССР и до сих пор кардинальных мероприятий для ее решения не последовало.

В рамках мониторинга, используя статистические данные, рассмотрим динамику основных демографических показателей российского населения с 2015 по 2021 гг. Для наглядности представим изменения их значений в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные демографические показатели российского населения в 2015-2021 гг. [5]

Из данных, представленных на рисунке 1 видно, что число родившихся россиян имеет устойчивую тенденцию к снижению, из-за чего только в 2015 году наблюдается прирост российского населения, тогда как с 2016 года наблюдается тенденция устойчивой убыли населения. С 2015 года уровень смертности снижался до 2020 года, однако в 2020 году в связи с пандемией «Ковид-19» он значительно вырос на 322,9 тыс. человек [6].

Основные факторы, способствующие естественной убыли населения:

- снижение реальных денежных доходов населения;

- недостаточный объем строительства жилья и рост аварийного и ветхого жилья;

- стремительный рост стоимости жилья;

- увеличение ипотечных и других кредитных ставок на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ РФ;

- низкая финансовая грамотность населения;

- негативная информация СМИ - интернет, телеканалов иноагентов;

- допуск мигрантов в сфере строительства, услуг и неравная конкуренция, образующие недостаток рабочих мест и отток

- капитала;

- выполнение работ сверх нормы времени и дефицит свободного времени у большой части населения;

- разрешение проведения абортов;

- эпидемия и антиковидные мероприятия;

- новые правила определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

Поэтому необходимо государственное регулирование воспроизводства населения как целенаправленная деятельность по укреплению демографической политики. С этой целью федеральными органами разработана Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В рамках этой политики государственное регулирование воспроизводства населения направлено на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [1]. К 2025 году поставлены задачи, представленные на рисунке 2.

Обеспечить постепенное увеличение численности населения (в тон числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет

Увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (в 2006 г. -1.305). снизить уровень смертности в 1.6 раза (с 2166703 чел. до 1354189 чел)

Рисунок 2 - Основные задачи демографической политики [ 1 ]

Кроме того, федеральными органами власти разработан и осуществляется национальный проект «Демография», в рамках которого реализуется комплекс мер по усилению материальной поддержки семей с детьми и долговременного ухода за пожилыми и инвалидами [3].

Рассматривая структуру расходов национального проекта «Демография», можно сделать вывод, что имеется огромный дисбаланс в бюджетах федеральных проектов, поскольку федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» использует «подавляющую долю бюджетных средств, а на остальные четыре проекта остается лишь малая часть» [4] (рисунок 3).

Рисунок 3 - Расходы на реализацию национального проекта «Демография», млрд. руб.

Но столь существенные расходы на реализацию финансовой поддержки семей при рождении детей остаются неэффективными как показывает демографическая статистика [2]. С каждым годом, государство тратит всё больше денежных средств на финансовую поддержку семей, но при этом коэффициент рождаемость продолжает падать уже последние 6 лет. Данная неэффективность связана со следующими факторами:

- недостаточность мер финансовой поддержки семей с детьми, по-прежнему в стране остаются насущными вопросы бедности, в том числе неполных и многодетных семей, отсутствия навыков финансовой грамотности населения при распоряжении выделенными средствами;

- направление финансирования федерального проекта касается вопросов поддержки семей, в которых уже появился ребенок, тогда как остаются «за боротом» вопросы, связанные с укреплением здоровья женщин и мужчин, планирующих беременность и рождение ребенка, в результате возникает ситуация, когда дети в семьях не рождаются в силу недостаточного здоровья родителей, чаще всего матери;

- финансовая поддержка рождения детей находится в отрыве от иных мер поддержки, в частности поддержки в обществе института семьи и брака, донесения до детей, подростков и взрослых нравственных основ семейной этики и воспитания, «недостаточным уровнем предоставления молодым семьям большего количества возможностей по совершенствованию жилищных условий» [3].

Поэтому, если снизить бюджет федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», это не сильно повлияет на динамику коэффициента рождаемости.

Исходя из вышесказанного, нужно изменить структуру расходов национального проекта «Демография».

Следует предложить перераспределение финансовых средств, используемых для федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (- 700,8 млрд. руб.) на другие федеральные проекты (+ 700,8 млрд. руб.), в частности, следующие.

«Спорт - норма жизни», в рамках которого мы предлагаем увеличить бюджет данного проекта на 250 млрд. руб. Данная сумма необходима, для того чтобы увеличить количество детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на 5 млн. детей (рисунок 4).

Для достижения поставленной цели авторы предлагается построить 50 тыс. спортивных площадок по всей стране, затратив 50 млрд. руб., а также ввести масштабное субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет в спортивных секциях в размере 200 млрд. руб. из бюджета национального проекта, которые позволят сократить расходы потребителей в размере 25 % от стоимости занятий в спортивных секциях за счёт налогового вычета.

Предлагается также увеличить расходы на такой национальный проект как «Содействие занятости женщин» (+ 379,2 млрд. руб.), поскольку невозможность выхода на работу после рождения ребенка в связи с необходимостью осуществления ухода за ним, останавливает многие семейные пары от рождения детей. Повышение бюджета данного федерального-проекта позволит значительно улучшить профессиональную квалификацию женщин во время декретного отпуска, что упростит дальнейший выход на работу после рождения ребёнка.

Рисунок 4 - Динамика затрат на субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет и строительство спортивных площадок, по всей России в млрд. руб.

Также необходимо перераспределить финансирование в пользу федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» (+ 71,6 млрд. руб.), поскольку именно данный проект ставит своей задачей формирование в обществе культуры здорового образа жизни, отслеживания показателей собственного здоровья, формирования паспортов здоровья, создание дополнительной мотивации граждан вести здоровый образ жизни, что дает возможность сформировать общий фон для развития нормального репродуктивного здоровья женщин и мужчин и снижения показателей смертности.

В связи с предложенными мероприятиями необходимо выполнить перераспределение средств в рамках федеральных проектов национального проекта «Демография», которое имеет следующий вид (рисунок 5).

Рисунок 5 - Предлагаемое перераспределение структуры расходов в рамках национального проекта «Демография», млрд руб.

Таким образом, предлагаемое перераспределение расходов в рамках национального проекта «Демография» позволит распределить бюджетные средства таким образом, что существенная доля средств (дополнительно 700,8 млрд руб.) будет направлена на увеличение количества детей, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, на 5 млн. человек, поможет укрепить здоровье граждан страны, что повысит уровень репродук-

тивного здоровья мужчин и женщин, позволит увеличить среднюю продолжительность жизни и снизить смертность от заболеваний, улучшит занятость женщин после рождения ребёнка, при этом всём не значительно снизив динамику коэффициент рождаемости. Заключение

Таким образом, в условиях экономической нестабильности в стране, когда начинается снижение реальных доходов населения, рост стоимости жилья, продуктов первой необходимости, пандемия, рост уровня безработицы, то большая часть населения находится за чертой бедности и это приводит к снижению рождаемости.

Для улучшения демографии в РФ необходимо:

1) создание новых производств и в приоритетном направлении - сельское хозяйство, продовольственная продукция, инновации, позволяющие повышать в первую очередь производительность оборудования, а только потом интенсивность труда, а также строительство и ремонт ветхого жилья. Необходимо существенно увеличить объемы строительства жилья, позволяющее снизить его стоимость;

2) изменение правил определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;

3) снижение ключевой ставки ЦБ РФ, это позволит увеличить возможности по приобретению жилья. Данное предложение должно сопровождаться ростом строительства жилья;

4) осуществление жесткого контроля информации, публикуемой в СМИ на территории РФ, в том числе аноагентами, проведение патриотической пропаганды в РФ с помощью СМИ, плакатов, специально отдельными гражданами; показ финансовых видеотренингов по телевидению по улучшению финансового благополучия семьи, а также правила семейного счастья; допуск к работе лиц ближнего и дальнего зарубежья только имеющих постоянную прописку, а также повышение НДФЛ для лиц имеющих временную прописку в РФ, тем самым влияя на поток мигрантов.

Решение проблем демографического развития необходимо проводить комплексно, а не с помощью одного мероприятия, это позволит создать синергетический эффект, влияющий на рост рождаемости.

Источники:

1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/ koncepciya25.html (дата обращения: 20.02.2022).

2. Аитова Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов / Ю.С. Аитова // Вестник Евразийской науки. - 2019. - № 6 - C. 1-9.

3. Аверин А.Н. Значение национального проекта по демографии для решения основных демографических проблем /А.Н. Аверин, А.Ю. Голобородько, О.Ю. Керимов, В.М. Разумец// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2019. - № 3 (106). - С. 115-118.

4. Бобров В.А. Национальный проект «демография» и первые результаты его реализации в стране /В.А. Бобров// В сборнике: Управление экономикой, системами, процессами. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2020. - С. 36-38.

5. Официальный сайт государственной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://showdata.gks.ru/report/278934/ (дата обращения: 20.02.2022).

6. Сокращение населения России на фоне пандемии стало рекордным за 15 лет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/01/202 1/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (дата обращения: 20.02.2022).

References:

1. The concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/ koncep-ciya25.html (date of access: 20.02.2022).

2. Aitova Yu.S. Analysis of the state policy of Russia in the field of regulation of demographic processes / Yu.S. Aitova // Bulletin of Eurasian Science. - 2019. - No. 6 - C. 1-9.

3. Averin A.N. The value of the national project on demography for solving the main demographic problems / A.N. Averin, A.Yu. Goloborodko, O.Yu. Kerimov, V.M. Reason// Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. - 2019. - No. 3 (106). - S. 115-118.

4. Bobrov V.A. National project "demography" and the first results of its implementation in the country / V.A. Bobrov // In the collection: Management of the economy, systems, processes. Collection of articles IV International scientific-practical conference. 2020. - S. 36-38.

5. Official website of the state service of state statistics. - [Electronic resource]. - Access mode: https://showdata.gks.ru/report/278934/ (date of access: 20.02.2022).

6. The decline in the population of Russia against the background of the pandemic was a record for 15 years. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/28/01/202 1/6012a7 ca9a7947d4e0e8042d (date of access: 02/20/2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-320-330

Н.Е. Тропынина - к.э.н., доцент, кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Natalya_e@mail.ru,

N.E. Tropynina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design;

Е.А. Чайкина - магистрант, кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, chaykinaea@gmail.com,

EA. Chajkina - master student, Department of Economics and Finance, St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF KEY INDICATORS OF SOCIAL SECURITY OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В данной статье исследуется положение в сфере обеспечения социальной безопасности населения Российской Федерации за период 2013-2020 гг. На сегодняшний день обеспечение социальной безопасности населения приобретает все большее значение и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности России.

В ходе анализа выявлены угрозы и риски, связанные с социальной безопасностью населения в настоящее время; представлена классификация и анализ ключевых показателей, характеризующих уровень социальной безопасности населения Российской федерации, определены их пороговые значения.

На основе проведенного анализа предложены рекомендации по улучшению социальной безопасности населения Российской Федерации. Обоснована потребность в регулярном мониторинге и разработке пороговых значений ключевых показателей социальной безопасности населения в соответствии с постоянно меняющимися факторами экономического и социального развития общества.

Abstract. This article examines the situation in the sphere of ensuring social security of the population of the Russian Federation for the period 2013-2020. Today, ensuring the social security of the population is becoming increasingly important and is one of the most important components of Russia's national security. The analysis revealed the threats and risks associated with the social security of the population at the present time; the classification and analysis of key indicators characterizing the level of social security of the population of the Russian Federation are presented, their threshold values are determined. Based on the analysis, recommendations for improving the social security of the population of the Russian Federation are proposed. The need for regular monitoring and development of threshold values of key indicators of social security of the population in accordance with the constantly changing factors of economic and social development of society is substantiated.

Ключевые слова: ключевые показатели, социальная безопасность населения, экономические показатели, доходы, занятость, демография, уровень жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.