Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ДЕМОГРАФИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВО / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймасханов Х.Э., Азиева Р.Х., Ахмедова А.Р.

Рассматривая проблемы государственного регулирования социально-демографического развития, доказано, что решение таких проблем является стратегической целью на современном этапе регионального развития. Выявлено, что вопросы повышения качества и уровня жизни населения, снижения уровня социального и имущественного неравенства, стабилизации его численности поставлены в качестве приоритетных. Отмечено, что демографические процессы, происходящие в регионах, должны быть однозначно регулируемы с целью устранения диспропорций, возникающих в естественном движении населения, обеспечения контролируемости миграционных перемещений, повышения национальной безопасности. Установлена необходимость поиска оптимальных способов и механизмов регулирования социально-демографических процессов, в том числе на уровне отдельных регионов с использованием межрегиональных сравнений. В этой связи сделан вывод о том, что приоритетным фактором обеспечения национальной безопасности является формирование соответствующих подходов к регулированию демографических процессов и скоординированных действий социальной политики, направленных на демографическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND THE STATE MECHANISM OF ITS REGULATION

Considering the problems of state regulation of socio-demographic development, it is proved that the solution of such problems is a strategic goal at the present stage of regional development. It was revealed that the issues of improving the quality and standard of living of the population, reducing the level of social and property inequality, and stabilizing its population were set as priorities. It is noted that the demographic processes taking place in the regions should be unambiguously regulated in order to eliminate disproportions that arise in the natural movement of the population, ensure controllability of migration movements, and increase national security. The necessity of finding the best ways and mechanisms for regulating socio-demographic processes, including at the level of individual regions using interregional comparisons, has been established. In this regard, it was concluded that the priority factor in ensuring national security is the formation of appropriate approaches to the regulation of demographic processes and coordinated social policy actions aimed at demographic development.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-309-313

Х.Э. Таймасханов - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

Kh.E. Taymaskhanov - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department "Economic Theory and Public Administration", FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov";

Р.Х. Азиева - к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

R.Kh. Azieva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov";

А.Р. Ахмедова - магистрант кафедры «Экономическая теория и государственное управление», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад. М.Д. Миллионщикова»,

A.R Akhmedova - master student of the department "Economic theory and public administration", FSBEI HE "Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov".

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ SOCIO-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND THE STATE MECHANISM OF ITS REGULATION

Аннотация. Рассматривая проблемы государственного регулирования социально-демографического развития, доказано, что решение таких проблем является стратегической целью на современном этапе регионального развития. Выявлено, что вопросы повышения качества и уровня жизни населения, снижения уровня социального и имущественного неравенства, стабилизации его численности поставлены в качестве приоритетных. Отмечено, что демографические процессы, происходящие в регионах, должны быть однозначно регулируемы с целью устранения диспропорций, возникающих в естественном движении населения, обеспечения контролируемости миграционных перемещений, повышения национальной безопасности. Установлена необходимость поиска оптимальных способов и механизмов регулирования социально-демографических процессов, в том числе на уровне отдельных регионов с использованием межрегиональных сравнений. В этой связи сделан вывод о том, что приоритетным фактором обеспечения национальной безопасности является формирование соответствующих подходов к регулированию демографических процессов и скоординированных действий социальной политики, направленных на демографическое развитие.

Abstract. Considering the problems of state regulation of socio-demographic development, it is proved that the solution of such problems is a strategic goal at the present stage of regional development. It was revealed that the issues of improving the quality and standard of living of the population, reducing the level of social and property inequality, and stabilizing its population were set as priorities. It is noted that the demographic processes taking place in the regions should be unambiguously regulated in order to eliminate disproportions that arise in the natural movement of the population, ensure controllability of migration movements, and increase national security. The necessity of finding the best ways and mechanisms for regulating socio-demographic processes, including at the level of individual regions using interregional comparisons, has been established. In this regard, it was concluded that the priority factor in ensuring national security is the formation of appropriate approaches to the regulation of demographic processes and coordinated social policy actions aimed at demographic development.

Ключевые слова: регулирование, качество, демография, регион, региональные проблемы, государство, демографическое развитие.

Keywords: regulation, quality, demography, region, regional problems, state, demographic development.

Введение

Вопросы, связанные с ростом уровня жизни и повышением качества жизни населения, обеспечением социальной справедливости, а также, социально-экономической стабильности на региональном уровне, являются актуальными. Совершенствование системы поддержки населения, развития человеческого потенциала - важный экономический фактор. При этом основные меры социальной политики, направленные на социально-демографическое развитие, поддержку системы образования и здравоохранения, непосредственно зависят от социально-экономического развития региона, важным фактором которого являются процессы воспроизводства населения.

Политические и социально-экономические перемены последних десятилетий, безусловно, затронули и демографические процессы. В России в начале 1990-х гг. начался период депопуляции, главной причиной которой стала низкая рождаемость. Лишь в последние несколько лет эта динамика перестала быть отрицательной - в том числе благодаря проводимой государством социально-демографической политике.

Вопросы социально-демографического развития уже на протяжении длительного периода широко обсуждаются в научных кругах и рассматриваются с нескольких позиций. Так, вопросы развития демографических процессов, а также факторов, влияющих на них, изучены в работах таких авторов, как Н.В. Солдатова, В.М. Булаев, О.А. Козлова, Е.И. Левина, А. Ландри, А.В. Короленко, Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский.

Проблемам государственного регулирования социально-демографического развития посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Д.И. Овчинников, В.В. Локосов, Д.Н. Мокренский, А.В. Гавриков.

Основная часть

В условиях значительного повышения важности технологического фактора, а также вопросов, связанных с капиталоёмкостью, демографический аспект продолжает сохранять свою значимость и характеризуется более сложными зависимостями относительно факторов экономического характера (таких как объём валового продукта, выпуска по конкретным отраслям, производительности труда, потребительского спроса и т.д.) [5]. Особую роль в качестве связующего звена между демографической сферой и экономикой играет баланс трудовых ресурсов. В значительной степени это относится к такому ключевому параметру, как численность занятых в экономике (и в отдельных её отраслях), а также среднесписочная численность работников.

На сегодняшний день демографические аспекты социально-экономических факторов общественного развития получают все больше внимания в контексте развития региональной социально-экономической системы [2]. Современные подходы к демографической науке характеризуются сильным влиянием процессов глобализации, а международное сотрудничество в области демографии и статистики в целом позволяет систематизировать и унифицировать основы проведения демографических исследований [3]. В качестве одного из ключевых и наиболее актуальных направлений демографической науки на сегодняшний день является демографическое прогнозирование [6].

Демографическая ситуация оказывает значительное влияние на развитие экономики региона по следующим направлениям:

1) воспроизводство трудового капитала определяется численностью, возрастом, полом, уровнем специальной подготовки и образования регионального населения;

2) занятость населения обуславливается полом, возрастом, наличием детей, их возрастом, интервалом между рождением детей, миграционными процессами;

3) состояние безработицы связывают с такими демографическими характеристиками, как пол, возраст, численность населения и др.

В качестве стратегических целей социальной и демографической политики государства заявлены обеспечение гарантий, закрепленных основным законом государства, среди которых необходимо выделить обеспечение права на труд, доступное образование, охрана здоровья, а также социальные гарантии.

Формирование стратегических целей, а также методов достижения поставленных целей социально-демографического развития, должно быть основано на оценке наиболее существенных проблем как демографических процессов, так и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на эти процессы.

При этом в Чеченской Республике осуществляется комплекс мер демографической политики, традиционный как для других регионов, так и для мировой практики. Возрастная структура населения ЧР: 56,9 % жителей республики относится к трудоспособному, 35,1 % - моложе трудоспособного возраста, 8 % - старше трудоспособного возраста. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, в Чеченской Республике проживают представители около 96 национальностей. Чеченцы и русские являются доминирующими в национальном составе республики.

Достижение целевых показателей, таких как повышение коэффициента рождаемости и уровня естественного прироста населения, требует системной целенаправленной деятельности государственных органов по следующим направлениям (рисунок 1).

X ы = £ § 1 Повышение роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и повышения трудовой активности работников

I §

И О -а 11 и — Обеспечение справедливого распределения доходов на основе совершенствования системы налогообложения доходов

-

= 1 § 1 X = ю X о 2 О) 2 = о 3 ? о. = ^ 1 о. & — Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан

— Обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ

Рисунок 1 - Механизм, необходимый для реализации стратегических целей социально-демографической политики

В среднесрочной перспективе основной целью демографической политики выступает обеспечение условий для повышения уровня рождаемости, повышения продолжительности жизни (рисунок 2).

На нынешнем этапе развития на первый план выходит обеспечение высокого уровня развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества.

За последние несколько лет на государственном уровне был принят значительный пакет стабилизационных мер, направленных на развитие демографической ситуации и мер социальной поддержки, однако повышение уровня и качества жизни населения на современном этапе остаются приоритетными.

Таким образом, перспективы совершенствования государственного регулирования социально-демографического развития региона должны быть направлены на обеспечение повышения качества и уровня жизни населения. Для повышения уровня рождаемости в качестве стратегических целей должны быть поставлены вопросы повышения роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения, обеспечение справедливого распределения доходов на основе изменения системы налогообложения, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

Разработка и реализация комплекса целевых программ по охране здоровья населения

Выявление неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей, обеспечивающих улучшение условий и охрану труда

Разработка и реализация мер по профилактике прав онарушений

Рисунок 2 - Среднесрочные задачи демографической политики

В качестве среднесрочных задач должны быть поставлены охрана здоровья населения, улучшение условий и охраны труда, профилактика здорового образа жизни.

Таким образом, повышение уровня жизни населения должно быть одной из наиболее приоритетных задач при определении направлений социально-экономической политики.

Следует отметить, что при реализации социальной и демографической политики необходимо учитывать социальные приоритеты, оценивать важность социальных задач по каждому направлению социально-демографической политики.

Особого внимания требует оптимизация мер социальной поддержки. Учитывая высокую долю социальных расходов в структуре бюджета, необходимо оказать специальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения. Также следует пересмотреть координационные механизмы и взаимосвязи между основными государственными службами и органами, которые непосредственно участвуют во взаимодействии с населением (пенсионный фонд, налоговые органы, органы социального обеспечения). Эти меры будут способствовать повышению эффективности социально-демографической политики региона и повышению качества жизни населения.

В качестве целевого сценария развития инструментов повышения демографического потенциала региона необходимо рассматривать одновременное последовательное развитие всех четырёх факторов накопления человеческого капитала: формирование, развитие, сохранение и его реализация. В результате все предлагаемые инструменты должны быть дифференцированы на те, что позволяют формировать человеческий капитал, развивать его, способствовать его сохранению и на те, что создают условия для его реализации в регионе.

В первую категорию (формирование человеческого капитала) должны входить инициативы по стимулированию рождаемости, развитию жилищного строительства и облегчению получения жилья для молодежи, развитию комфортной городской среды.

Во вторую категорию (сохранение человеческого капитала) необходимо отнести инициативы по понижению смертности и, соответственно, развитию здравоохранения, спорта, обеспечению безопасности на дорогах.

В третью категорию (развитие человеческого капитала) должны входить мероприятия по поддержке современного образования, стимулированию научно-инновационной активности развитию культуры.

В четвёртую категорию (реализация человеческого капитала) следует включить инструменты, связанные с реализацией человеческого капитала, должны входить мероприятия по осуществлению умной миграции, широкий спектр инструментов по содействию занятости, повышению производительности труда и увеличению числа высокопроизводительных

рабочих мест, повышению инвестиционной привлекательности, инвестиционного бренда региона, снижения диспаритетов во внутрирегиональном социально-экономическом развитии. Выводы

Так, в исследовании представлен комплекс мер по улучшению демографической ситуации, что должно минимизировать текущие негативные тенденции для конкурентоспособности региональной экономики.

В качестве возможного направления дальнейших исследований можно отметить анализ успешного опыта прогнозирования в развивающихся странах и их регионах, схожих по своей демографической и экономической структуре. Это позволит дополнить и усилить методологию прогнозирования демографических и, как следствие, экономических процессов на мезоуровне.

Источники:

1. Абдель Р.О. Теория эпидемиологического перехода: взгляд 30 лет спустя /Р.О. Абдель// Демографическое обозрение. - 2019. - № 1. - С. 4-8.

2. Дрепа Е.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию демографических процессов /Е.Н. Дрепа// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9. -С. 4-12.

3. Козлова О.А. Роль социально-экономических факторов в формировании демографических процессов: эволюция теоретических концепций / О.А. Козлова, Е.И. Левина// Журнал экономической теории. - 2019. - Т. 16. - № 1. - С. 144-153.

4. Мокренский Д.Н. Роль экономических факторов в миграционном движении населения муниципалитетов ЦФО /Д.Н. Мокренский// Государственное управление. Электронный вестник. -2018. - № 69. -С. 519-537.

5. Овчинников Д.И. Понятие, цели и методы демографической политики государства // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. С. 2-8 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70143 (дата обращения: 22.02.2022).

6. Римашевская Н.М. Демографический переход - специфика российской модели /Н.М. Римашевская, В.Г. Доброхлеб, Е.И. Медведева// Народонаселение. 2012. № 1. С. 78-83. References:

1. Abdel R.O. Theory of the epidemiological transition: a view 30 years later / R.O. Abdel // Demographic Review. - 2019. - No. 1. - P. 4-8.

2. Drepa E.N. Theoretical and methodological approaches to the study of demographic processes / E.N. Drepa//Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - No. 9. -S. 4-12.

3. Kozlova O.A. The role of socio-economic factors in the formation of demographic processes: the evolution of theoretical concepts /O.A. Kozlova, E.I. Levin // Journal of Economic Theory. - 2019. -T. 16. - No. 1. - S. 144-153.

4. Mokrensky D.N. The role of economic factors in the migration movement of the population of municipalities of the Central Federal District /D.N. Mokrensky // Public administration. Electronic Bulletin. - 2018. - No. 69. -S. 519-537.

5. Ovchinnikov D.I. The concept, goals and methods of the demographic policy of the state // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 7. P. 2-8 [Electronic resource]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70143 (date of access: 02/22/2022).

6. Rimashevskaya N.M. Demographic transition - the specifics of the Russian model / N.M. Rimashevskaya, V.G. Dobrokhleb, E.I. Medvedev // Population. 2012. No. 1. S. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.