Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛЕЙ, ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛЕЙ, ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / НАСЕЛЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / НЕЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL POLICY / SOCIETY / INSTITUTIONS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / FACTORS / TOOLS / PEOPLE / AREAS OF WORK / MONITORING / GOVERNMENT PROGRAMS / QUALITY OF LIFE / LEVELS OF MANAGEMENT / VULNERABLE POPULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадов Мохмад-Эми Исаевич, Ахмадов Мохмад Исаевич

Социальная политика современной Российской Федерации представляет собой сложную систему механизмов, целей, задач, взаимосвязей и взаимообусловленностей, направленных на повышение качества жизни населения. За последние десятилетия произошли существенные изменения в мировой политике, изменилось качество и уровень жизни, изменились потребности населения. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить основные принципы и функции региональной социальной политики, представленные в данной статье. В качестве основных направлений и задач по реализации и развитию социальной политики в нашей стране авторы выделяют: предотвращение распространения нищеты среди населения и снижение негативных последствий безработицы, прежде всего в слаборазвитых и депрессивных регионах; изменение тенденции ухудшения демографической ситуации и острых проявлений депопуляции населения и т.д. С целью предотвращения и(или)решения негативных последствий возникающих социальных проблем, по мнению авторов необходимо активизировать участие государства в их разрешении, в частности: обеспечение более высокого качества жизни граждан; снижение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест на основе использования инструментария государственно-частного партнерства; повышение качества и уровня здравоохранения и образования, а также предоставления государственных услуг населению и др. В этой связи ключевыми векторами формирования и реализации социальной политики на мезоуровне, т.е. на региональном, могут стать: - формирование оптимальной налоговой политики с учетом требований федерального и регионального законодательства и обеспечения эффективной поддержки бизнес структур; - соблюдение условий выплаты заработной платы работникам на уровне региональных предприятий и контроль за их своевременностью; - обеспечение сбалансированности и развития регионального рынка труда и др. Основой для реализации данных направлений развития социальной политики может стать эффективно функционирующая и развивающаяся институциональная система. Лишь на основе институциональной системы возможно повышение качества жизни населения и обеспечение стабильного поступательного развития экономики регионов и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмадов Мохмад-Эми Исаевич, Ахмадов Мохмад Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the institutional system of social policy, its goals, functions and principles

Social policy of the modern Russian Federation is a complex system of mechanisms, goals, objectives, relationships, and vzaimoinduktivnosti aimed at improving the quality of life of the population. Over the last decades, the improvement occurred in the society of a significant change in purpose in world politics, the main change the quality if the standard of living, all needs have changed politics of the population. In such an integrated manner, in the present example, the national day to highlight the main sectoral principles and functions of the regional problems of social policy presented in this article. As the main directions and tasks of implementation and development of social policy in our country, the authors emphasize: prevention policy poverty language among the population term and reducing the negative acute consequences of unemployment, to Express first and foremost required in underdeveloped and depressed regions as; changing the fundamentals of the trend deterioration in underdeveloped demographic situation has occurred and acute manifestations of the depopulation of the underdeveloped population, etc. To prevent and(or) have sssssssnake negative consequences arising social boundaries problems, according to the authors it is necessary to intensify the participation of the state in their resolution, in particular: ensuring a higher quality of life; reduce unemployment by creating additional jobs through the use of tools of public-private partnerships; improving the quality and standards of health and education, as well as the provision of public services etc. In this regard, the key vectors for the formation and implementation of social policy at the meso level, i.e. at the regional, can be: - formation of optimal tax policy taking into account the requirements of the Federal and regional legislation and provide effective support to businesses; - observance of conditions of payment of wages to employees at regional enterprises and control over their timeliness; - balance and development of the regional labour market etc. The basis for the implementation of these directions of development of social policy can become effectively functioning and developing the institutional system. Only on the basis of the institutional system may increase the quality of life and ensuring stable sustainable development of regional economies and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛЕЙ, ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ»

УДК 330.1; 330.8 ББК 65.32(2Рос)

Ахмадов Мохмад-Эми Исаевич доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет» им. акад. М.Д. Миллионщикова Akhmadov Mokhmad-Amy Isayevich doctor of economic Sciences, associate Professor, Professor, Department of "Economic theory" of the "Grozny state oil technical University". Acad. M. D. Millionshtchikov

e-mail: nsn-maize@yandex.ru e-mail: nsn-maize@yandex. ru Ахмадов Мохмад Исаевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет» им. акад. М.Д.

Миллионщикова e-mail: nsn-maize@yandex. ru Akhmadov Mokhmad Isayevich Candidate of Economic Sciences, the associate professor, the associate professor "The economic theory" FGBOOU WAUGH "The Grozny state oil technical university" of the academician

M.D. Millionshchikov

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛЕЙ, ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ Аннотация: Социальная политика современной Российской Федерации представляет собой сложную систему механизмов, целей, задач, взаимосвязей и взаимообусловленностей, направленных на повышение качества жизни населения.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в мировой политике, изменилось качество и уровень жизни, изменились потребности населения. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить основные принципы и функции региональной социальной политики, представленные в данной статье.

В качестве основных направлений и задач по реализации и развитию социальной политики в нашей стране авторы выделяют: предотвращение распространения нищеты среди населения и снижение негативных последствий безработицы, прежде всего в слаборазвитых и депрессивных регионах; изменение тенденции ухудшения демографической ситуации и острых проявлений депопуляции населения и т.д.

С целью предотвращения и(или)решения негативных последствий возникающих социальных проблем, по мнению авторов необходимо активизировать участие государства в их разрешении, в частности: обеспечение более высокого качества жизни граждан; снижение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест на основе использования инструментария государственно-частного партнерства; повышение качества и уровня здравоохранения и образования, а также предоставления государственных услуг населению и др.

В этой связи ключевыми векторами формирования и реализации социальной политики на мезоуровне, т.е. на региональном, могут стать:

- формирование оптимальной налоговой политики с учетом требований федерального и регионального законодательства и обеспечения эффективной поддержки бизнес структур;

- соблюдение условий выплаты заработной платы работникам на уровне региональных предприятий и контроль за их своевременностью;

- обеспечение сбалансированности и развития регионального рынка труда и др. Основой для реализации данных направлений развития социальной политики может стать

эффективно функционирующая и развивающаяся институциональная система. Лишь на основе институциональной системы возможно повышение качества жизни населения и обеспечение стабильного поступательного развития экономики регионов и государства в целом.

Annotaion: Social policy of the modern Russian Federation is a complex system of mechanisms, goals, objectives, relationships, and vzaimoinduktivnosti aimed at improving the quality of life of the population. Over the last decades, the improvement occurred in the society of a significant change in purpose in world politics, the main change the quality if the standard of living, all needs have changed politics of the population. In such an integrated manner, in the present example, the national day to highlight the main sectoral principles and functions of the regional problems of social policy presented in this article. As the main directions and tasks of implementation and development of social policy in our coun-

try, the authors emphasize: prevention policy poverty language among the population term and reducing the negative acute consequences of unemployment, to Express first and foremost required in underdeveloped and depressed regions as; changing the fundamentals of the trend deterioration in underdeveloped demographic situation has occurred and acute manifestations of the depopulation of the underdeveloped population, etc. To prevent and(or) have sssssssnake negative consequences arising social boundaries problems, according to the authors it is necessary to intensify the participation of the state in their resolution, in particular: ensuring a higher quality of life; reduce unemployment by creating additional jobs through the use of tools of public-private partnerships; improving the quality and standards of health and education, as well as the provision of public services etc. In this regard, the key vectors for the formation and implementation of social policy at the meso level, i.e. at the regional, can be: - formation of optimal tax policy taking into account the requirements of the Federal and regional legislation and provide effective support to businesses; - observance of conditions of payment of wages to employees at regional enterprises and control over their timeliness; - balance and development of the regional labour market etc. The basis for the implementation of these directions of development of social policy can become effectively functioning and developing the institutional system. Only on the basis of the institutional system may increase the quality of life and ensuring stable sustainable development of regional economies and the state as a whole.

Ключевые слова: социальная политика, общество, институты, институциональная среда, факторы, инструментарий, население, направления работы, мониторинг, государственные программы, качество жизни, уровни управления, незащищенные слои населения.

Key words: social policy, society, institutions, institutional environment, factors, tools, people, areas of work, monitoring, government programs, quality of life, levels of management, vulnerable populations.

Особенности современной социальной политики требуют адекватного отображения при вырабатывании системы мер государственного регулирования, обращенных на формирование равных условий социального развития населения во всех регионах Российской Федерации и предупреждение возникновения социальной напряженности.

Социальная политика государства осуществляется в рамках системы социально-экономических отношений, что и определяет её ключевые направления. Подобная деятельность свойственна всем развитым государствам, в каждом из них имеет свои особенности и отличия, что вызвано многими причинами, одними из которых являются исторические процессы развития социальной политики.

Эволюция социальной политики современной России берет свои основы в период существования Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР), правопреемницей которого она выступила, провозгласив себя социальным государством. Многие принципы отечественной социальной политики были разработаны в период существования СССР, стремившегося к социализму, с его общественной собственностью на средства производства и справедливостью распределения результатов труда в зависимости от вклада участника отношений.

Цель исследования заключается в исследовании институциональной оставляющей системы реализации социальной политики.

Задачи исследования:

— исследовать понятие социальной политики;

— оценить возможности, инструментарий и направления реализации и развития социальной политики в субъектах РФ;

— предложить рекомендации по повышению эффективности социальной политики в конкретном регионе.

Целесообразность разработки темы определена востребованностью в условиях необходимости повышения качества жизни населения территорий, нивелирования социальных и экономических рисков.

Сложность предметной области исследования обуславливает необходимость использования системного подхода к исследованию, а также группы методов исследования - графического, аналитического, логического, структурно-функционального и др.

Научная новизна исследования заключается в обосновании институциональной составляющей и направлений эффективной реализации и развития социальной политики территорий.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии теоретических представлений о роли и значении институциональной системы социальной политики в развитии экономики территорий.

Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации авторов, касающиеся развития институциональной составляющей социальной политики отдельного региона, могут быть использованы при разработке стратегий развития социальной политики государства.

Следует выделить авторов, работы которых посвящены вопросам исследования социальной политики, а именно: Чубрикова Н.В. [1], Ахмадова М.И. [2], Новоселову Н.Н. [3], Гошокова А.Х. [3], Косенко О.И. [4], Гембаренко В.И. [5], Шеховцов, Р. В. [6], Ми-рончука В.А. [7] и др.

Термин «социальная политика» вошел в оборот не только в научной литературе, но и в практике, равно в обыденной жизни всех слоев населения. Для того, чтобы анализировать и аргументировано обосновывать оценки, намечать и осуществлять социальную политику (рис. 1), надо разобраться с самим содержанием понятия [1-6].

Социальная политика, очевидно, стала неотъемлемым элементом общества с начала XIX в. Она могла бы быть на десятом месте в иерархии функций субъектов общества, но ее реализовывали в разных формах и целях и с разными источниками финансирования. Когда это направление приобрело целенаправленный и системный характер в XX в., появились достаточно прозрачные определения, в том числе и в российском обществоведении.

Из существующих основных принципов и функций социальной региональной политики [3], прямо вытекают цели и задачи ее реализации. Основной целью социальной политики является поэтапное неуклонное обеспечение предельно благоприятных экономических, организационных и правовых условий, а так же стабилизация уровня жизни, создание крепкой основы для роста заработной платы, пенсий, пособий и прочих денежных доходов граждан.

Рисунок 1 - Принципы и функции социальной региональной политики

В связи с этим главными целью и задачами региональной социальной политики являются (рис. 2).

Для решения крупномасштабных и актуальных социальных проблем необходимо участие федеральных органов власти, в том числе для ведения активной политики, которая направлена на решение основных задач в сфере повышения уровня жизни [4]:

- предотвращение распространения нищеты среди населения и снижение негатив-

ных последствий безработицы, прежде всего в слаборазвитых и депрессивных регионах;

- изменение тенденции ухудшения демографической ситуации и острых проявлений депопуляции населения и т.д.

Социальная политика региона

Цепь

Задачи

Повышение благосостояния

населения, обеспечение высокого уровня и качества

- Обеспечение эффективной занятости;

- Гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты н социальных услуг:

- Обеспечение прав и гарантий семьям, женщинам, детям н молодежи;

- Улучшение демографической ситуации и т.д.

Рисунок. 2 - Цель и задачи региональной социальной политики

Субъектам РФ, которые не располагают достаточными ресурсами для обеспечения гарантированного законом минимума доходов своего населения, следует дополнительно выделять средства, величину которых определяют с учетом региональных разниц в минимальных социальных стандартах. Для минимизации негативных последствий расслоения общества следует ориентировать региональную политику на:

- расширение прав региональных властей в регулировании проблем оплаты труда на основе региональных соглашений между работодателями и органами исполнительной власти субъектов РФ, объединениями профсоюзов;

- оптимизация налоговой системы в соответствии с современными требованиями экономики государства;

- введение на уровне регионов системы страхования заработной платы при невозможности работодателей выполнить обязательства по оплате труда.

Стержневым условием повышения уровня жизни населения России является сохранение сравнительной стабильности в сфере занятости. Вследствие этого на ближайшее время основными задачами региональной политики в сфере занятости будут: обеспечение трудовых прав рабочих несостоятельных предприятий, действенная поддержка потерявших работу граждан, их профессиональная переориентация; переведение высвобождаемых работников на предприятия в развивающихся отраслях, организация переподготовки профессиональных кадров для новых производств [1].

Главным направлением социальной политики в регионах является в вопросах занятости на долгосрочную перспективу - создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в организациях рыночной инфраструктуры в потребительской сфере. В слаборазвитых районах, где наличие избытка трудовых ресурсов осложняет ситуацию, необходимо выражать поддержку развитию мелкотоварного производства в городской и тем более в сельской местности, стимулируя малое предпринимательство в агропромышленном комплексе и в сфере услуг. В регионах, имеющих высокий уровень социальной напряженности, надо контролировать процессы банкротства убыточных организаций, в случае необходимости прибегая к их целевой поддержке выделяя льготные кредиты на развитие производства и дотации на выплату минимальной заработной платы.

Россия как одна из постсоветских стран тяготеет к патерналистской модели социальной политики, что, не удивительно и укладывается в логику исторического развития. Данная модель сложилась в эпоху командной экономики и продолжает оказывать существенное влияние на современные процессы развития социальной сферы. В современной

социальной политике России имеется ряд особенностей: сильное государственное регулирование, высокая доля государственного финансирования системы социальной защиты, незначительные финансовые вложения со стороны частного сектора экономики, а также невысокий уровень публичности в определении целей, задач и методов их реализации [4].

Патерналистские ожидания наиболее сильны на региональном уровне. В последние десятилетия в России наблюдались, существенные региональные диспропорции, поэтому выравнивание бюджетной обеспеченности, было, одной из задач политики центра в отношении регионов.

Федеральный центр не может выбрать грамотную стратегию управления регионами, и очевидно, что основой формирования такой проблемы, от части принадлежит явному противопоставлению интересов региона и центра. Целесообразно рассмотреть субъекты государственной социальной политики в РФ и проследить иерархию (рис. 3).

Президент РФ

(Определение приоритетов политики)

-

Федеральное Собрание РФ (Принятие законодательных норм)

Правительство РФ

(Формирование инструментов реализации политики )

._

--

Министерство труда и социальной защиты РФ (Реализация государственной политики)

Органы государственной власти субъектов РФ (Формирование и реализация государственной политики)

Рисунок. 3 - Субъекты государственной социальной политики в РФ

Однако, предоставляемая в кризисный период, масштабная помощь только усугубила консервативность региональных властей и повысила ожидания финансовой поддержки со стороны федерального центра. В качестве приоритетных мер по совершенствованию социальной политики можно предложить социальное партнерство и проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере. В условиях кризисной ситуации возможности повышения эффективности социальной политики в партнерстве с бизнесом и обществом следует рассматривать как первоочередную задачу для региональных властей.

Проблема определения системы приоритетов социальной политики, реализуемой в российских регионах, является одной из ключевых в рамках развивающего стратегического управления в Российской Федерации и ее субъектах [7]. Выбор приоритетов — это не только концентрация всегда ограниченных ресурсов на тех или иных первоочередных проблемах, но и возможность гибко реагировать и «настраивать» систему стратегического управления исходя из меняющихся внешних условий и целей управления верхнего уровня. Например, в европейской практике существует такое понятие, как «движущаяся цель», суть которого состоит в замене жестких планов (программ проектов) достижения поставленных целей системой приоритетов, «чтобы принципы социального развития были успешными, важно, чтобы они имели приоритеты и были в состоянии демонстрировать потенциальный положительный длительный социальный результат своих мероприятий — прямых или косвенных, кратко-, средне- или долгосрочных». Однако, в российской практике определение таких приоритетов связано с целым набором трудностей и противоречий, среди которых, в частности, отсутствие единого методологического подхода формирования обоснованных приоритетов реализуемой политики.

До настоящего времени большинство регионов определяли такие приоритеты

скорее интуитивными, экспертными методами, что часто приводило к закреплению из года в год одних и тех же приоритетов, имеющих чаше всего отраслевую природу. В результате, выбранные приоритеты не зависели от меняющихся внешних обстоятельств и абсолютно не отражали реально реализуемую государственную политику.

Решение проблемы разработки и выбора приоритетов особенно актуализировалось в современных условиях, когда в РФ и регионах запушен процесс корректировки принятых стратегий долгосрочного развития и разработки новых на период до 2030 г., учитывая фундаментальные изменения в геополитическом, социальном и научно-техническом развитии, а также накопленный в РФ опыт.

Методология определения приоритетов социальной политики региона не может рассматриваться и применяться изолированно от всего процесса разработки, поскольку приоритеты являются одним из элементов социальной политики, они напрямую зависят от системы целеполагания социального развития региона и должны быть вписаны в общий алгоритм ее разработки.

Кроме того, приоритеты должны максимально учитывать внутрирегиональные мультипликативные эффекты и быть увязанными с общенациональными приоритетами.

В заключении хотелось бы отметить, что в российской практике разработки и реализации социально-экономической политики регионов целесообразно совершенствование процесса определения системы стратегических приоритетов развития. Основными направлениями такого совершенствование должны стать: необходимость более четкого согласования федеральных и региональных приоритетов развития, большая ориентация выбранных приоритетов и отбираемых для их реализации программ (проектов) на цели развития, оптимизация сочетания «мягких» и «жестких» мер, переход от отраслевого к функциональному (горизонтальному) подходу к выделению приоритетов.

Источники

1. Чубриков Н.В. Социальная сфера и ее институциональное развитие на современном этапе // Экономика фирмы. 2016. № 1. С.35-37.

2. Ахмадов М.И. Институциональная и нормативно-правовая базы формирования отечественной государственной социальной политики // Современная научная мысль. 2017. №3. С. 147-154.

3. Новоселова Н.Н., Гошоков А.Х. Механизм государственно-частного партнерства в формировании системы социальной политики региона // Экономика и предпринимательство. 2018. №2 (91). С. 362-367.

4. Гембаренко В.И. Социальная сфера современной России: есть ли перспективы развития? / В.И .Гембаренко, И.Н. Тупицына // Социальная политика и социология. 2016. Т.15. № 3. С.63-70.

5. Тейлор С. Планирование и программно-целевой подход в региональном экономическом развитии. Европейский опыт [Электронный ресурс] // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: материалы проекта Тасис. Режим доступа : http://ieie.nsc.ru/~tacis/ index.htm.

6. Шеховцов Р.В. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области — 2020: рефлексия и необходимость обновления // Механизмы и инструменты экономического роста региональной экономики: состояние, политика и прогноз: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д : АзовПечать,

2015.

7. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. Принципы управления социально ориентированными некоммерческими организациями // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4. С. 855-857.

Sources:

1. Chuprikov N. In. Social and institutional development at the present stage // Economics of the firm.

2016. № 1. P. 35-37.

2. Akhmadov M. I. Institutional and legal framework for the formation of the national state social policy // Modern scientific thought. 2017. № 3. S. 147-154.

3. Novoselova N. N., Goshokov A. H. the Mechanism of state-private partnership in shaping the social policy of the region // Economics and entrepreneurship. 2018. №2 (91). p. 362-367.

4. Gambarana, V. I. the Social sphere in modern Russia: are there prospects for development? / V. I. Gam-borena, I. N. Tupitsyna // Social policy and sociology. 2016. Vol 15. № 3. P. 63-70.

5. Taylor C. Planning and program-targeted approach to regional economic development. The European experience [Electronic resource] // Regional policy aimed at reducing socio-economic and legal asymmetry : the materials of the TACIS project. Mode of access : http://ieie.nsc.ru/~tacis/ index.htm.

6. R. V. Shekhovtsov Strategy for socio-economic development of the Rostov region 2020: a reflection and the need to update // the Mechanisms and instruments of economic growth of the regional economy: state, policy and prediction : proceedings of the international. scientific.-pract. Conf. Rostov n/D : Atomicity, 2015.

7. Mironchuk V. A., Hutyz B.I. Principles of management of socially oriented non-profit organizations // Economy and business. 2017. No. 12-4. Page 855-857.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.