13.8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Ахмадов Мохмад-Эми Исаевич, кандидат экономических наук, зав. Кафедрой. Государственное и муниципальное управление Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М. Д. Миллион-щикова, г. Грозный.
Суслов Дмитрий Анатольевич, кандидат политических наук, профессор кафедра налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности АЭБ МВД РФ, г. Москва
Аннотация: В статье проведено исследование проблематики обеспечения воспроизводственного развития региональной экономики с учетом обоснованной системы факторов финансового, инвестиционного, потребительского и институционального характера. Выявлена сущность, уровни и показатели финансового и инвестиционного обеспечения региональных экономик в аспекте стратегического развития.
Ключевые слова: развитие, региональная экономика, финансовое обеспечение, инвестиции, реструктуризация бюджетной сферы.
FINANCIAL SUPPORT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS
Akhmadov M.-E. I., candidate of economic Sciences, head. The Department. State and municipal management of the Grozny state petroleum technical University named after Acad. M. D. Millionshikova city. Grozny.
Suslov D.A., candidate of political Sciences, Professor of the Department of tax control and audit of financial-economic activity of the АEB Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, city. Moscow.
Annotation: The paper concerns a study to ensure the reproduction of the regional economy, taking into account the factors of sound financial, investment, consumer and institutional nature. The essence, levels and indicators of financial and investment support of regional economies in the aspect of strategic development.
Keywords: development, regional economics, financial security, investment, restructuring of public sector.
За последние годы в Российской Федерации сформировалась территориальная экономическая среда со специфическим набором проблем, отражающих межрегиональные противоречия и диспропорции, гипертрофию воспроизводственных процессов регионов с соответствующим хроническим депрессивным состоянием, резкую и по ряду показателей усиливающуюся неравномерность достигнутого уровня экономического развития.
В этих условиях обоснование и формирование региональной экономической политики, направленной на устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие территорий, затрудняется многократным расслоением субъектов Федерации по воспроизводственному уровню, прежде всего результативности экономической деятельности, финансово-инвестиционному потенциалу, качеству жизни населения. Поэтому реализация необходимых императивов и стратегий развития региональных экономик должна исходить из научного обоснования территориальных особенностей организационно-экономической и социальной практики.
В связи с задачей устранения отрицательных социально-экономических тенденций актуализируется новая парадигма развития регионов на основе роста то-
варного предложения и потребительского спроса, в том числе за счет бюджетной обеспеченности регионов, роста денежных доходов населения и производительности труда.
Поиск возможностей воспроизводственного развития региональных экономик диктует актуальные исследовательские задачи в обосновании факторов его обеспечения, реализация которых требует расширенных представлений не только об эффективности использования имеющихся, но и о резервах вовлечения потенциально перспективных ресурсов. Научная обоснованность базисных основ и факторов роста воспроизводственного развития региональных экономик является не только задачей перспективной, но и первостепенной, исходя из значимости проведения политики эффективной экономики, обеспечивая ее модернизацию во всех регионах страны.
Социально ориентированная направленность экономической политики, проводимой в каждом из регионов, обусловливает целесообразность научного обоснования критериев системной оценки факторов и направлений социально-экономического роста субъектов Российской Федерации. Необходим многоуровневый анализ и оценка проблем асимметрии в воспроизводственном росте и развитии регионов, что позволит выбирать наиболее оптимальные формы экономической реализации приоритетов и поэтапно продвигаться в модернизационном процессе ослабления социально-экономической поляризации регионов.
Особую исследовательскую и необходимую в практическом решении актуальность имеет проблематика обеспечения сбалансированного воспроизводственного развития регионов, рассматриваемая с позиций специализации. Адекватная требованиям и закономерностям рынка специализация отраслей экономики - важнейшее условие сбалансированного развития не только регионов, но экономики страны в целом. Именно с этих позиций возрастает роль и значение методологического и методического обоснования механизма создания организационной и регулирующей экономической практики регионов, наращивания их инвестиционного потенциала, определяющего пути дальнейшего обеспечения эффективности экономики.
Практика последних лет показала, что в условиях рыночной экономики прямое бюджетное финансирование отраслей экономики требует замещения более эффективными формами государственной поддержки1. В качестве стимулирующего фактора привлечения кредитных ресурсов на цели стабилизации и расширения производства применяется субсидирование части процентной ставки за пользование банковскими кредитами. Эта форма государственной поддержки применяется в топливноэнергетическом комплексе, сельском хозяйстве, легкой промышленности и других отраслях, что позволило привлечь в экономику страны значительные кредитные ресурсы.
Проблемы инвестиций в экономику страны всегда были в центре внимания общества, государства при осуществлении экономической политики, поскольку от их решения зависят темпы роста производства, повышения его эффективности и улучшения материального и социально-культурного положения населения. Инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, в краткосрочном плане активизируя спрос, а в долгосрочном - расширяя производственные возможно-
1 Ахмадов М.-Э.И. Экономика регионов: тенденции развития (гл. XV Факторы воспроизводственного процесса функционирования макро-
регионов Российской Федерации)/М.-Э.И. Ахмадов и др. Воронеж: ВГПУ, 2009.
Ахмадов М.-Э. И. Суслов Д. А.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
сти. Поэтому вопрос об уровне инвестиций является критическим для диагностирования экономического положения страны.
Основную часть инвестиций в Российской Федерации составляют капитальные вложения в создание и воспроизводство основных фондов. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются средства на оказание государственной поддержки строек и объектов в форме государственных капитальных вложений.
Государственные капитальные вложения в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы во многом сосредоточены на объектах непроизводственного назначения, имеющих некоммерческий характер и не располагающих собственными источниками накоплений.
Это обусловлено необходимостью инвестирования в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе, в образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение, с целью обеспечения конкурентоспособности «человеческого капитала», инфраструктуру судебной системы для создания условий ее полной самостоятельности и независимости, в развитие науки. Кроме того, требуется проведение модернизации коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг и снижения издержек.
Приоритетными направлениями использования указанных средств являются также модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной), осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности, адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности национальной экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участи государства, прежде всего, проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации.
В целях наиболее полного и эффективного использования бюджетных ассигнований, Правительство Российской Федерации принимает решения о перераспределении государственных капитальных вложений, высвобождающихся в связи с отсутствием проектно-сметной документации и не заключением договоров с акционерными обществами о передаче в федеральную собственность акций. Высвобождающиеся средства направляются, по согласованию с государственными заказчиками, в основном, на стройки и объекты с высокой степенью готовности для обеспечения их ввода в эксплуатацию.
Создание Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) стало существенным шагом в формировании эффективной системы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов2. Однако применявшаяся до 1999 года методика распределения трансфертов имела ряд принципиальных недостатков. Она, по-прежнему, включала категорию «расчетный дефицит», предусматривая прямое сопоставление расходов и доходов, определяемых на основе отчетных данных со слож-
2 Ахмадов М.-Э.И. Экономика регионов: тенденции развития (гл. XV Факторы воспроизводственного процесса функционирования макрорегионов Российской Федерации)/М.-Э.И. Ахмадов и др. Воронеж: ВГПУ, 2009; Ахмадов М.-Э.И. Исследование воспроизводственных и макроэкономических процессов на региональном уровне//Мат. Всероссийской научно-практической конференции «Правовые и социальноэкономические проблемы современной России: теория и практика». Пенза, 2008.
ной и недостаточно прозрачной процедурой их корректировки. Распределение трансфертов не опиралось на четкие критерии и не создавало стимулов для региональных властей сокращать нерациональные расходы и повышать собираемость налогов. На разных этапах бюджетного процесса имелись возможности для индивидуального согласования как исходных данных, так и результатов расчетов. Объем трансфертов каждому субъекту Российской Федерации утверждался в долях от общего объема ФФПР, что требовало сложных перерасчетов и снижало качество бюджетного планирования. Не уделялось должного внимания вопросу совершенствования других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, форм финансовой поддержки из федерального бюджета.
Исходя из этого, в одобренной Правительством Российской Федерации концепции реформирования межбюджет-ных отношений в Российской Федерации была поставлена задача перехода к более прогрессивной системе финансовой поддержки субъектов Российской Федерации3.
В целом поставленные концепцией задачи были решены. В 1999-2001 годах была разработана и поэтапно внедрена принципиально новая, значительно более прозрачная и объективная методика распределения средств ФФПР. В составе федерального бюджета начал функционировать Фонд регионального развития, были созданы фонды компенсаций и реформирования (первоначально, развития) региональных финансов. Кроме того, была проведена инвентаризация «федеральных мандатов» и нормативно-правовой базы, регулирующей расходы бюджетов всех уровней, разработаны временные методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений, начата реализация программы технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне с привлечением средств займа Международного банка реконструкции и развития.
Дальнейшее совершенствование финансовой поддержки субъектов Российской Федерации должно быть направлено на создание системы, включающей следующие основные требования:
- разделение финансовой помощи в зависимости от поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную;
- выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;
- распределение финансовой помощи по единой методике на основе формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов, либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;
- регламентацию методик и процедур распределения финансовой помощи федеральными законами и принимаемыми, на их основе, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- максимально возможная стабильность, предсказуемость объемов и принципов распределения финансовой помощи (позволяющих субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную
3 Суслов Д.А. Моделирование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации. - М.: Юрист. - 2004; Суслов Д.А., Минаков А.В. Анализ управления бюджетной системой России в начале XXI века. - М.: Юрист. - 2004.
перспективу), создающих стимулы для увеличения собственных доходов.
В процессе исследования установлено, что региональные власти не имеют достаточной заинтересованности в проведении прозрачной и ответственной налоговобюджетной политики, увеличении количества и улучшении качества предоставляемых общественных услуг, проведении структурных реформ и создании благоприятных условий для экономического развития территорий.
В настоящее время различные виды налогов, сборов и обязательных платежей, собираемых на территориях, по-разному делятся между уровнями бюджетной системы России: одни полностью перечисляются в федеральный центр, другие (как правило, менее собираемые) остаются в регионах, третьи распределяются в определённых пропорциях.
Наряду с этим, из федерального бюджета идут обратные денежные потоки в субъекты РФ. В итоге, территории недостаточно мотивированы в сборе всех видов налогов, а порочная система взаимного перечисления финансовых средств по схеме «регионы ^ в центр, центр ^ в регионы» порождает множество негативных последствий.
Подходы к решению возникающих проблем нами определены необходимостью по уровням административно-территориальной иерархии, введения в действие непрерывно функционирующего мониторинга «восходящих» и «нисходящих» денежных потоков, формирования и использования как налогового потенциала, так и доходов консолидированных бюджетов.
Налоги, сборы и платежи, независимо от их источников и видов, целесообразно полностью собирать на территориях с перечислением части итоговой суммы (по дифференцированным нормативам, с учётом среднедушевой оценки воспроизводственного потенциала) в федеральный центр. При этом регионы должны быть заинтересованы в полном исполнении налогового плана с поощрением (в том числе муниципальных районов и городских округов) по итогам его выполнения и формирования собственных доходов, с переходом от управления бюджетными расходами к управлению результатами, повышением ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.
Базисом его функционирования и развития является интеграция социально-экономического и бюджетного планирования, обеспечивающего взаимосвязь годового бюджета и среднесрочного (трехлетнего) финансового плана. Это позволит оптимизировать ограниченные денежные ресурсы, повысить результативность расходов и функционирования межбюджетных отношений, улучшить качество предоставляемых услуг.
На первом, подготовительном, этапе (необходимо шире использовать механизм реструктуризации бюджетной сферы региональной экономики), осуществляется оптимизация бюджетной сети, на втором (основном) этапе следует проводить преобразования, направленные на уточнение правоспособности и (или) проведение реорганизации бюджетных учреждений, с целью внедрения новых форм финансирования, новые инструменты и рычаги повышения качества и доступности бюджетных услуг.
Таким образом, назрела необходимость более полного учета сбалансированности социально-экономических показателей по федеральным округам и полярным регионам, что позволило выявить ряд важных закономерностей:
во-первых, объективные воспроизводственные возможности являются комплексным движущим фактором производства валового регионального продукта (как в
объёмном, так и в удельном, в расчёте на душу населения, выражении);
во-вторых, по мере роста воспроизводственного потенциала наблюдается лучшее использование имеющихся возможностей, рост производительности труда и денежных доходов населения;
в-третьих, совместное влияние всех этих составляющих сказывается на характеристиках устойчивого эффективного развития регионов, которые опять-таки больше в крупных субъектах Федерации.
Список литературы:
1. Ахмадов М.-Э.И. Экономика регионов: тенденции развития (гл. XV Факторы воспроизводственного процесса функционирования макро-регионов Российской Федерации)/М.-Э.И. Ахмадов и др. Воронеж: ВГПУ, 2009.
2. Ахмадов М.-Э.И. Исследование воспроизводственных и макроэкономических процессов на региональном уровне//Мат. Всероссийской научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика». Пенза, 2008.
3. Суслов Д.А. Моделирование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации. - М.: Юрист. - 2004.
4. Суслов Д.А., Минаков А.В. Анализ управления бюджетной системой России в начале XXI века. - М.: Юрист. - 2004.
Reference list:
1. Ahmadov М.-E.I. Ekonomika regionov: tendencii razvitija (gl. XV. Faktori vosproizvodstvennogo processa funkcionirovaniya makroregionov Rossi-jskoj Federacii)/ М.-E.I. Ahmadov i dr. Voronej: VGPU, 2009.
2. Ahmadov М.-E.I. Issledovanie vosproizvodstvennih I makroeko-nomicheskih proceccov na regionalnom urovne // Ма1 Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pravovie I socialno-ekonomicheskie problem sovremennoj Rossii: teorija I praktika». Penza, 2008.
3. Suslov D.A. Modelirovanie budjetnogo processa subjekta Rossijskoj Fed-eracii. - М.: Urist, 2004.
4. Suslov D.A., Minakov A.V. Analiz upravlenija budjetnoi sistemoi Rossii v nachale XXI veka. - М.: Urist, 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
В настоящее время общество формируется и развивается в рамках превалирования роли финансового сектора экономики, обусловленного тем, что, именно в обменной подсистеме проявляются предпосылки для создания конкурентной рыночной среды.
Закономерности развития финансовой системы экономики свидетельствуют о том, что высокие темпы соответствующей активности приводят к значительным качественным и количественным трансформациям: меняются не только размеры и ассортимент, но и структура оборота продаж, упорядочиваются элементы инфраструктуры, развиваются процессы движения товаров и услуг.
В этих условиях, с учетом наблюдающихся трансформаций, необходимо корректно и аргументировано определить императивы и направления долгосрочного и устойчивого развития финансового сектора в региональной экономике, ибо спонтанное и нерегулируемое движение не позволяет обеспечить целостность экономического звена «производство-обмен-распределение» с учетом интересов всех участников рынка, прежде всего, потребителей.
Для создания развитой финансовой системы, формирования необходимой и эффективной инфраструктуры, требуется рациональная и непрерывно последовательная корректировка вектора их трансформации на основе разработки системной концепции развития.
Статья посвящена концептуальным проблемам финансового обеспечения региональной экономики. В ней рассмотрена значимость финансовой составляющей, научные основы и закономерности воспроизводственного процесса.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» НОО ВПО (НП)
«Кисловодский гуманитарно-технический институт, д.э.н.
Н.Н. Новоселова