Научная статья на тему 'Государственное регулирование ритейлерства продуктов питания'

Государственное регулирование ритейлерства продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РИТЕЙЛ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / STATE / REGULATION / RETAIL / FOOD PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашенко Вячеслав Александрович

В перспективе мировой и российский рынки ритейла продуктов питания ждёт острая конкуренция между сетями, что будет способствовать дальнейшему развитию как самих компаний, так и розничной торговли в целом. Сети начнут больше ориентироваться на потребителя, как путём развития разных форматов торговли, так и путём реализации новых маркетинговых акций и программ лояльности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF FOOD PRODUCTS RETAIL

It is pointed out that the food products retail markets both in Russia and in the world are to sustain intense competition between the trading networks and this, in its turn, is to promote further development of both the companies on the one hand and the retail trade as a whole. The trading networks will be more oriented towards consumers both by means of different trade formats development and by realization of market shares and loyalty programs.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование ритейлерства продуктов питания»

Государственное регулирование ритейлерства продуктов питания

В.А. Балашенко, к.э.н., Самарская ГСХА

Российский рынок ритейлеров увеличивается на 20% ежегодно и представляет собой быстрорастущий сектор российской экономики. Рыночные продажи продуктов питания в структуре торговли занимают более 40%. Высокий экономический рост и повышение покупательского дохода создаёт новые тренды в российском рынке ритейла продуктов питания. Розничные продуктовые цепочки расширяются от Москвы и Санкт-Петербурга до других региональных рынков. Российские официальные лица предполагают, что данный рынок требует законодательного регулирования, закладывая допусти -мые нормы прибыльности функционирования ритейла, позволяющие расширенно развиваться с одной стороны ему, а с другой — обеспечи-

вать конечного потребителя высококачественными продуктами питания по приемлемым ценам [2—4].

Целью исследования является анализ функционирования моделей вертикальных маркетинговых ритейлеровых компаний. В задачу исследования входит глубокая проработка современных методов государственного регулирования ритейлерства на примере американского опыта применительно для России.

Повышение доходов российского потребителя и его искушённости предпочтений заставляет ритейлеров развивать новые форматы магазинов. Продуктовые цепочки в современной России приобрели совершенно новую концепцию, типично концентрируясь в разных областях бизнеса с эффективной поддержкой логистики, что включает транспортировку, складское хранение и

информационную инфраструктуру, снабжающие коммерческую службу

Высокий уровень концентрации на рынке Санкт-Петербурга связан с высочайшей эффективностью осуществления логистических операций и развитием социального самосознания и среды в этом городе, затем следует Москва (рис.). Столь громадное значение Санкт-Петербурга в развитии и функционировании продуктовых цепочек обусловлено тем, что этот мегаполис играет большую роль в международной торговле России, а недостаточное значение цепей поставок конечной продукции в региональных центрах находится под влиянием в основном таких факторов, как недостаточный уровень развития инфраструктуры; низкая платёжеспособность потребителя.

Среди новых форматов ритейла продуктов питания в России выделяются:

• гипермаркет — магазин общей площадью более 2500 м2, где не менее 35% пространства занимает торговля непродуктовыми товарами;

• супермаркет — магазин общей площадью от 400 до 2500 м2, где до 70% пространства занимает торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса;

• Cash&Carry — с масштабами помещений под торговлю 1500 м2, работа по принципам малых торговых центров оптовой торговли;

• дискаунт —торговые помещения общей площадью от 300 до 900 м2 с SKU 1000—4000 позиций с наиболее популярными товарами по низким ценам;

• магазины шаговой доступности — торговые площади до 300 м2. Как правило, это локальные рынки, которые открыты 24 часа в сутки;

• торговые площади продаж — торговые площади до 10000 м2 с большим количеством независимых операторов;

■ Продуктовые цепочки ритейлеров Я Другие

Рис. - Рынок ритейлеров по продуктовым цепочкам в России, 2008 г.

1

• кооперативные рынки — простые торговые пространства, предназначенные для местных производителей [5, 6].

Сильнейший экономический рост и повышение потребностей потребителей в России способствовало росту ритейла, особенно это коснулось роста таких форматов, как гипермаркеты и дискаунт-центры. В период с 2005 по 2010 г. розничные продажи гипермаркетов и дискаунцентров повысились на 58,2 и 33,5% соответственно. Эти форматы магазинов типично локализованы в пригородных и городских зонах. Они привлекают потребителей с невысокими доходами и характеризуются широким ассортиментом по сравнению с обычными магазинами шаговой доступности. Типичные магазины советского типа теряют популярность стремительно, уступая в конкуренции современным торговым сетям ритейлеров. В таких сетях конечный потребитель диктует свои условия и выражает свои предпочтения, голосуя рублём.

Стратегией новых экспортёров является наличие целевых рынков, экономические условия, внутренние регуляторы страны, принимающей продукты питания. Россия как страна-импортёр должна создавать под влиянием фирм — экспортёров продуктов питания лучшие подходы и решения в деле привлечения новых контрагентов, а именно:

• учреждение представительского офиса.

Одним из быстрых и оптимальных путей достижения выгодных условий в России может явиться открытие представительского офиса. В зависимости от типа продукта и целевых рынков офис может быть расположен в Москве, или в любом другом региональном центре, где существует концентрация ритейлеров, или в Санкт-Петербурге — городе-порте, а также Владивостоке;

• работа с российскими импортёрами. Данная работа заключается в поддержке российских импортёров и как итог — экономия на маркетинговых трансакционных издержках [2].

Сравним особенности развития российского и североамериканского ритейла. Если в США существуют адресные государственные программы по развитию и регулирования ритейлерства, то в России, как правило, прямого субсидирования ритейла практически не существует. Однако в российском ритейле велика роль госкомпаний

[1, 7, 8].

Одной из главных задач построения вертикальных маркетинговых ритейлеровых компаний является построение модели функционирования фирмы-интегратора (фирмы-лидера или фирмы-флагмана). Она основывается на развитии долговременного сотрудничества между основными контрагентами в системе бизнеса, стратегия которых выстраивается на укреплении

90

взаимопонимания, что в конечном итоге способствует приобретению и усилению конкурентных преимуществ.

Фирма-интегратор (фирма-лидер) координирует деятельность основных поставщиков сырьевых ресурсов, фирм оптовой и розничной торговли, достигая лидерства в вертикальноинтегрированных компаниях и сглаживая эффект стратегической асимметрии. Следование фирм при вертикальном интегрировании единой цели позволяет преодолеть эффект стратегической асимметрии. Участие в коммерческих и деловых связях фирмы-лидера в конечном счёте приносит большую долю на рынке для каждого партнёра, а также доступ к новейшим технологиям и технике, брэндам фирмы-интегратора. Современные фирмы-интеграторы в продуктовой вертикали формируют альянсы не только с коммерческими организациями, от которых напрямую зависит конечный результат, но и с некоммерческими — университетами, отраслевыми союзами, научно-исследовательскими учреждениями, правительственными институтами. Активность действий фирмы-интегратора в этом направлении объясняется стремлением получить выход на интеллектуальный и инновационный капиталы и становится в ряде случаев очень похожей на острую конкурентную борьбу с целью достижения контроля над ресурсами с уникальными характеристиками. Фирма-интегратор предъявляет свои требования к качеству специалистов, выпускаемых университетами, обозначает задачи и научные направления в соответствующих институтах, разрабатывает различные проекты по развитию человеческого капитала с отраслевыми и межотраслевыми союзами, активно сотрудничает с правительственными организациями по законодательному оформлению инициатив в сфере агропродовольственной политики. Кроме того, не редко возникает и такая ситуация, при которой фирма-лидер способна идти на стратегические альянсы через совместные предприятия с конкурентами с целью осуществления общих проектов по доступу к высокоспециализированным материальным ресурсам, достижению эффекта масштаба, который невозможно получить, развиваясь обособленно. Подобная ситуация может возникнуть и в случаях, когда осуществляются выработка и принятие отраслевых и межотраслевых стандартов. Очевидно, что объединение усилий участников на рынке сопряжено со стремлением минимизации трансакционных издержек. Одним из ключевых моментов в развитии интеграции является выбор предприятия-интегратора, то есть субъекта рынка, который обладает значительной рыночной властью и большим инвестиционным потенциалом. В разных странах предприятия-интеграторы могут быть разными субъектами рынка, в том числе и государственными [1].

Рассмотрим примеры субсидирования ри-тейлерства в США и Канаде, которые могут быть востребованы и на российском рынке ритейла продуктов питания. Субсидии для компаний ритейла продуктов питания приобретают множество форм в США. Основными из них являются:

1. Бесплатная или заниженная стоимость земли. Это позволяет значительно дешевле строить здания суперцентров и дискаунт-магазинов и обеспечить весомую поддержку в том случае, если типичный дискаунт-магазин ритейлеровой компании занимает более 100 акров земли.

2. Участие в строительстве инфраструктуры. Это затраты на использование земельных участков, строительство дорог, водоотведение и другие формы инфраструктурных строений.

3. Финансирование налогового приращения. Это наиболее популярный путь субсидирования проектов. Субсидии планируются на величину планируемых налоговых отчислений и их приращение.

4. Субсидирование налогов на собственность.

Данное субсидирование осуществляет руководство штатов, провинций и локальных парламентов, которые делают это для компаний, выплачивая часть налогов на собственность.

5. Государственные и корпоративные доходы по налоговым кредитам. Часть налогов в бюджеты разных уровней носят авансовый характер, и компания в связи с этим освобождается от авансирования, осуществляя выплаты по минимальной ставке.

6. Скидка с налога с продаж. Это весьма значимое налоговое послабление, поскольку налог с продаж является одним из основных в США. Для компании данная налоговая льгота позволяет удерживать низкие отпускные цены для потребителей.

7. Статус зоны предприятия или любая другая зона. Зоны предприятия — это специальные экономические районы, инвестирование в которые субсидируется правительством штатов и провинций.

8. Переподготовка кадров и фонды набора работников. Для набора новых работников под инвестиционные проекты на территории штатов и провинций выделяются субсидии и всевозможные гранты для переподготовки и обучения.

9. Финансирование, не подлежащее налогообложению. Снижение процентных ставок по налогам.

10. Основные гранты. Это гранты на поддержку предпринимательства, осуществляемого компаниями [3, 9].

В 2010 г. в США насчитывалось 28000 ритей-леровых компаний, многие из которых брали свои корни из перерабатывающей отрасли. Для отрасли характерно наличие прямых ино-

странных инвестиций, носящих экспортный характер из США в другие страны. Так, в 2010 г. экспорт из США составил 61,5% ритейлеровых американских продуктов питания [7]. Данные тренды развития ритейла в США должны быть востребованы и на российском рынке продуктов питания.

Литература

1. Балашенко В.А. Мировое кооперативное движение в агро-иродовольственной системе. ВНИОПТУСХ. М.: НИПКЦ-Восход, 2011. 124 с.

2. Schultz D., Pyrtel М., Mustard A. Retail Food Sector. The Russian Federation. Annual report, 2007. 18 c.

3. Chopra S. and Meindl P. Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operation, Prentice-Hall, Upper Saddle River, N.J. 2010.

4. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management, 2 nd ed. London: Financial Times Pitman Publishing, 2011.

5. Craig C.S., Ghosh A. and McLafferty S. Models of the Retail Location Process: A Review. Journal of Retailing, 60, 1: 2008. 5-36.

6. Rowat Christine. Cross docking: The move from supply to demand. August 2009.URL: www.dmg.co.uk.

7. Ortmeyer K. Gwendolyn and Lattin M. James. A Theoretical Rationale for Every Day Low Pricing by grocery retailers. Stanford Graduate School of Business. 2011.

8. Craig C.S., Ghosh A. and McLafferty S. Models of the Retail Location Process: A Review. Journal of Retailing, 60, 1: 2008. 5-36.

9. Charles Stein. Wal-Mart Finds Success, Image Breed Contempt, Boston Globe, November, 30, 2011. pp. 456-498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.