Коваленко А. И., канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия», [email protected]
Полевой А. А., аспирант МФПУ «Синергия»,
з'1т_з'1т[email protected]
КОНКУРЕНТНЫЕ
СТРАТЕГИИ
РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье анализируются стратегии предпринимательского поведения, демонстрируемые сетями продуктового ритейла. Они рассматриваются как наборы долгосрочных решений, определяющих основные параметры бизнеса: формат магазина, ценообразование, территорию конкуренции, интеграционные действия и др. Такой подход позволяет провести классификацию стратегий по критерию области принятия стратегического решения.
Ключевые слова: конкурентные стратегии, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, ценовой сегмент, формат магазина.
Введение
Конкурентные стратегии принято относить к отдельному уровню в структуре конкурентного поведения прагматически мотивированных субъектов предпринимательства. Прежде чем конкурентное поведение предпринимательских структур примет вид оперативных процедур, ситуационных реакций и непосредственных действий, оно моделируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий их конкурентного поведения.
М. Портер1 писал, что успех и лидерство опираются на способность компании по-
1 Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 175.
следовательно, день ото дня, реализовывать определенную стратегию.
Как отмечает Ю. Б. Рубин, каждый из элементов повседневной деятельности любой предпринимательской фирмы (производство товаров и оказание услуг, поиск поставщиков и заключение сделок, проведение кредитных, лизинговых или иных операций, прием на работу и увольнение сотрудников, осуществление маркетинговых исследований, внедрение новшеств, сбыт товаров, распоряжение прибылью и т. п.) технологически неизбежно окрашивается в конкурентные тона и, следовательно, имеет конкурентную поведенческую форму. Производственные, сбытовые, финансовые, кадровые и иные стратегии предпринимательских фирм непременно разрабатываются и осуществляются посредством конкуренции. Вместе с тем сама конкурентная
форма предпринимательских действий также является объектом и инструментом стратегического управления2.
Стратегия определяет, как будет действовать компания в долгосрочной перспективе. Наличие верной стратегии — залог успеха присутствия на рынке и ее развития. Выбор стратегии зависит от того, к чему стремится компания, какого результата развития хочет добиться руководитель.
Природа стратегического поведения компании и проблемы классификации
Исследования стратегического конкурентного поведения субъектов предпринимательства часто грешат необоснованными обобщениями и нестрогими классификациями. Эмпирическое наблюдение за конкурентным поведением отдельной компании позволяет описать ее стратегию. Сложности возникают при увязке реализуемой компанией на практике стратегии поведения с типами конкурентных стратегий, представленных в известных теоретических классификациях (И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Портера, Дж. Траута, А. Юданова, Ю. Рубина, и др.).
Как писал М. Портер, стратегия — это внутренне согласованная конфигурация различных видов деятельности, которая отличает фирму от ее конкурентов3. Следовательно, «сколько фирм — столько и стратегий». В таком случае общие типы стратегий получаются в результате предельного обобщения смысла предпринимательского поведения конкурентов, в итоге содержание стратегического поведения затуманивается такими универсальными понятиями, как «фокусирование», «дифференциация»,
2 Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008. С. 182-183.
3 Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. С. 15.
«поиск ниши» и т. п. При этом предметом фокусировки, дифференциации и поиска ниши может быть любой произвольно взятый аспект предпринимательского бизнеса. Так, например, под нишей разные исследователи понимают новые свойства продукта, новых потребителей, новый канал товародвижения, и т. д.
Для того, чтобы классифицировать демонстрируемые конкурирующими на отраслевых рынках фирмами типы стратегического поведения, следует редуцировать стратегии фирм до конкретных стратегических (долгосрочных) решений принципиальных вопросов предпринимательской деятельности. Редукция позволит более обоснованно и строго систематизировать стратегическое конкурентное поведение предпринимательских структур. Таким образом, каждую конкурентную стратегию следует понимать как набор принципиальных управленческих решений (выборов), реализуемых в практической деятельности, а классификационным критерием, положенным в основу класса стратегий, может служить вопрос, на который по-своему отвечает каждая фирма.
Основные стратегии ритейла
Традиционные конкурентные стратегии бизнеса связаны с определением ассортимента товаров, каналов товародвижения, разнонаправленной интеграцией, ценообразованием, территориальной конкуренцией.
Для продуктовых ритейлеров выбор каналов товародвижения и методов ценообразования в итоге реализуется в определении формата магазина.
Избранные методы ценообразования ри-тейлера отражаются на уровне розничных цен, что определяет премиум- или, напротив, дискаунтер-формат магазина.
Выбор канала товародвижения выражается в технологии размещения товара, площади торгового зала, уровне обслуживания покупателя:
1) продавец за прилавком / консультант в зале;
2) покупатель самостоятельно выбирает продукты с полки;
3) продажа товара через торговый автомат;
4) предзаказ товара через Интернет с доставкой или самовывозом.
Формат магазина — стратегическое решение
При рассмотрении конкурентного (маркетингового) поведения субъектов рынков продуктового ритейла в первую очередь обратим внимание на различение конкурентов именно по формату магазина.
Многие исследователи, эксперты и представители хозяйствующих субъектов продуктового ритейла употребляют понятие «формат магазина» без попытки определить его место в системе конкурентного поведения этих субъектов — к какому уровню конкурентного поведения относится выбор формата: стратегический, тактический или ситуационный.
Форматом розничного магазина называют набор характеристик, определяющих товарный ассортимент(количество товарных позиций), технологию размещения товара и площадь торгового зала (мерчен-дайзинг), уровень обслуживания покупателя.
Эмпирическое наблюдение за поведением продуктовых розничных сетей показывает, что конкурирующие ритейлеры относятся к выбору формата магазина как к стратегическому и долгосрочному решению. Смена формата также является стратегическим конкурентным решением, основывающимся на анализе конкурентных позиций всех субъектов отраслевого рынка.
Следовательно, формат магазина — один из важных элементов реализации конкурентной стратегии. При этом он отражает далеко не все направления реализации конкурентных стратегий, так как не связан с ин-
теграционными стратегиями бизнеса и программами поддержания лояльности покупателей, направлениями региональной экспансии торговой сети.
Практика конкурентной борьбы, вынуждающая ритейлеров искать рыночные ниши, представляет примеры следующих форматов розничной торговли:
1) дискаунтер;
2) магазин у дома (шаговой доступности);
3) супермаркет;
4) гипермаркет;
5) cash & carry;
6) универсам;
7) универмаг.
Формат супермаркета является самым распространенным, доминирующим на развивающемся рынке продуктового ритейла. Со временем вынуждаемые конкуренцией ритейлеры дифференцируются и развиваются в нишах гипермаркета и дискаунтера. На более поздних стадиях развития рынка, когда конкуренция за потребителя обостряется, продавцы движутся к потребителям, и возникает еще более нишевой формат — магазин шаговой доступности.
Как показал опыт, выходить в регионы выгодно с крупным форматом. Один большой магазин способен обеспечить поток покупателей, что позволит фирме сразу иметь заметную долю на местном рынке. Западные игроки выходили на российский рынок именно с гипермаркетами, и теперь отечественные сети, осваивающие регионы, стараются развиваться по тому же сценарию.
Перечислим основные отличия супермаркетов от гипермаркетов:
1) хотя существуют крупные супермаркеты и мини-гипермаркеты, у супермаркетов, как правило, меньшая торговая площадь (600-2000 м2);
2) у супермаркетов меньший ассортимент непродовольственных товаров;
3) у супермаркетов несколько более высокий уровень цен;
4) супермаркеты могут быть расположены у дома.
Гипермаркет
Между супермаркетом и гипермаркетом почти не видна разница в уровне цен: оба формата имеют одну целевую аудиторию — покупатели со средними доходами и выше среднего. Но формат супермаркета ориентирован на людей, совершающих ежедневные небольшие покупки. Гипермаркеты рассчитаны на людей, покупающих раз в неделю и реже, поэтому на посещение магазина им требуется значительно больше времени, что создает необходимость в дополнительных сервисах: кафе, детская комната, химчистка, пекарня, ателье и др.
Гипермаркет является примером классического европейского гипермаркета с широчайшим выбором товаров и услуг, большой автомобильной парковкой, просторными торговыми залами, с дополнительными услугами: салон связи, пекарня, аптека, отделение банка, кафе и т. д. Ассортимент товаров в гипермаркетах насчитывает более 35 тыс. наименований и представлен продуктами питания, продукцией собственной кулинарии и пекарни, одеждой, обувью, спортивными товарами, бытовой техникой, товарами для дома, игрушками и детскими товарами4.
Дискаунтер
Дискаунтер (от англ. discount — скидка, делать скидку) — формат магазина с ценами, приближающимися к оптовым, с широким ассортиментом товарных позиций (аналогично супермаркету), но ограниченным выбором поставщиков и брендов. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счет минималистского ис-
4 ООО «О'кей-финанс». Информационный меморандум. М.: Raiffeisen BANK, 2007. С. 9, 10 // Cbonds: http:// data.cbonds.info/emissions/7155/OKEY_fin_memo.pdf.
полнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала. При наличии большой сети дискаунтеров используется тактика перемещения партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар, за счет чего происходит экономия на складировании и хранении.
В российской практике ритейла, как правило, дискаунтеры демонстрируют рост быстрее супер- и гипермаркетов.
Дискаунтер-гипермаркет: лидерство в издержках
Как отмечалось выше, формат гипер-маркета означает стратегическое решение в области каналов товародвижения, ассортимента, технологии размещения товара. При этом решение в области ценообразования выражается в формате дис-каунтера или премиум-магазина, поэтому возможна комбинация названных форматов, сочетающая стратегические решения в обозначенных областях. В качестве примера комбинированного формата ритейле-ра можно привести формат международной сети Auchan Group, которая, используя формат магазина дискаунтер-гипермаркет, имеет высокие финансово-экономические показатели.
На конец 2011 г., по данным рейтинга РБК5, сеть «Ашан» занимает 1 место по чистой выручке на одного работника и 2 место по чистой выручке на 1 м2 торговой площади, уступая «Азбуке вкуса». Общая торговая площадь у «Ашана» в 4 раза меньше в сравнении с крупнейшими сетями российского продуктового рынка «Магнит» и X5 Retail Group, а разница в выручке незначительная.
В соответствии с классификацией конкурентных стратегий по М. Портеру Auchan Group реализует стратегию лидерства в издержках. М. Портер раскрывает смысл
5 Желобанова Е., Фомичева М. Не делайте из еды
культа // Журнал РБК. 2011. Декабрь. С. 99-106.
этой стратегии следующим образом: «Чтобы обеспечить лидерство в издержках, необходимо активно создавать производственные мощности экономически эффективного масштаба, энергично добиваться снижения издержек на основе накопления опыта, жестко контролировать производственные и накладные расходы, избегать мелких операций с клиентами, хотя при этом нельзя игнорировать качество продукта и обслуживания. Обладание преимуществами более низких издержек приносит фирме доходы, превышающие среднеотраслевые, даже в условиях сильной конкуренции. Факторы, обеспечивающие позицию низкого уровня издержек, как правило, возводят также высокие барьеры для вхождения6.
Супермаркет-дискаунтер
Формат гипермаркета для обеспечения масштабного движения потребителей предполагает большую площадь торговых залов, складов, парковки. Гипермар-кеты несут высокие издержки, связанные с арендной платой в крупных городах, что сказывается на их рентабельности. В целях органического роста Auchan Group принял решение входить на рынок Москвы под брендом «Атак» в формате супермар-кет-дискаунтер: низкие цены, небольшая площадь торговых залов, ограниченный товарный ассортимент. Так как «Ашан» реализует политику низких цен, он может поддерживать дискаунтер-бренд «Атак» собственной логистической и складской системой.
Магазин шаговой доступности
Как правило, на этапе зрелости рынка хозяйствующие субъекты развивают фор-
6 Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер / пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. — 453 с.
мат магазина шаговой доступности — маленькие магазины с небольшим ассортиментом товаров и ценами выше среднего. Более высокая, чем в супермаркетах, цена компенсируется тем, что покупателю не нужно далеко идти за продуктами.
В данном формате конкурентным преимуществом является:
1) место расположения магазина;
2) организация торгового пространства (мерчендайзинг, в узком смысле);
3) кадровая обеспеченность (личность продавца);
4) клиентоориентированность.
Магазины шаговой доступности располагаются на первых этажах жилых домов и нацелены на обслуживание жителей близлежащих зданий в пределах квартала, что ограничивает максимальный поток покупателей. Но при этом продавец знает жителей — постоянных покупателей и работает в режиме «личных продаж», что обеспечивает клиентоориентированность и хороший уровень обслуживания. Поэтому кадровая составляющая предпринимательского процесса, которая обеспечивает качество обслуживания, для данного формата продуктового ритейла имеет принципиальное значение7.
Такие форматы характеризуются высокими текущими издержками и низким показателем потока покупателей, поэтому ценовые методы конкуренции здесь не применимы. Ценовое преимущество в данном формате может быть достигнуто при условии использования единого центра закупок и централизованной логистики.
Премиальный супермаркет
Другим примером комбинации решений в области ценообразования и обслуживания покупателей является компания «Городской
7 Кузнецова Н., Миронова В., Ростова Е. Крупно-ритейловый обзор. 2007. 25 декабря. URL: http://www. liveretail.ru/articles.php?id=89.
супермаркет», управляющая сетью премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» и элитных бутиков «Коллекция вин».
«Азбука вкуса» работает только в формате магазинов супермаркет с высокими ценами, и хотя сеть, по данным РБК8, занимает 10 место по чистой выручке на одного работника, по чистой выручке на 1 м2 торговой площади она является абсолютным лидером.
Премиальные цены означают, что, с одной стороны, супермаркет ориентируется на платежеспособный спрос населения с высокими доходами. Такие покупатели медленно реагируют на рост цен и иные рыночные изменения кризисного характера. По сравнению с покупателями в дискаунте-рах, спрос в премиум-супермаркетах менее эластичен. Этим объясняется, что в период кризиса (2009-2011 гг.) оборот сети «Азбука вкуса» рос на 30-40%.
С другой стороны, в целом по России премиальный сегмент достаточно узкий; потребителей товаров класса люкс от 1 до 5% рынка. В данном формате конкурируют единицы участников: в Москве работают «Глобус Гурмэ», «Азбука вкуса», «Зеленый перекресток» и «Алые паруса», а в Санкт-Петербурге — «Лэнд» и «Супер Сива». Конкуренция в этой нише острее, и другие продуктовые розничные сети, также взявшиеся за развитие премиального сегмента (даже такие, как X5 Retail Group), опасаются сильного конкурента в лице сети «Азбука вкуса», которая насчитывает 47 супермаркетов, а к 2013 г. планирует открыть еще 13-18 магазинов (с учетом входа на рынок в других городах).
Cash & carry
Данный формат в чистом виде нельзя назвать ритейлом, так как он обслуживает и сделки мелкого опта. Metro Сash & Сarry — крупнейшая международная управ-
8 Желобанова Е, Фомичева М. Указ. соч.
ляющая компания бизнес-формата cash & carry (мелкооптовой торговли) группы Metro Group. Мetro представляет менее разнообразный ассортимент, чем обычный гипер-маркет. Формат торговли сash & сarry («заплати и неси») является звеном от оптовой торговли к розничной, предполагая оперативное составление бухгалтерских документов и предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж.
Условия самообслуживания и расчет за наличные деньги позволяют магазинам сash & сarry увеличивать оборачиваемость средств по товарам, снижая операционные расходы. Магазины работают с минимальной наценкой, их прибыль зависит от быстрой оборачиваемости товара, поэтому в них всегда в наличии оптовые и мелкооптовые партии товара. А использование номерных карт помогает предотвратить воровство в гипермаркетах, от которого сильно страдают конкуренты (около 5-10% расходов). Средний чек в описываемых магазинах больше по сравнению с другими ги-пермаркетами из-за условия мелкооптовой продажи. Мetro Сash & Сarry успешно развивается по всей России и не имеет серьезных конкурентов, используя уникальную конкурентную стратегию формата cash & carry.
Интеграционные стратегии ритейлеров
Как известно, ритейлеры конкурируют за платежеспособный спрос населения, находясь на последнем уровне цепочки создания стоимости продуктов питания. Их вертикальные интеграционные стратегии ориентированы на оптовых продавцов, заготовителей, поставщиков и производителей продуктов питания и выражаются в виде кобрендинга, запуске «частных марок», а также в прямой интеграции — слиянии и поглощении, владении и управлении и иных кооперативных действиях с поставщиками продукции.
Как отмечает М. Портер: «Можно купить поставщика или самостоятельно построить завод — тем самым иметь гарантированный сбыт. Вертикальная интеграция способствует росту объема капитала и дает эффект масштаба. Компания может успешно конкурировать в отрасли, повышая барьеры для вхождения в отрасль, и по мере прекращения роста в отрасли приводит к вытеснению мелких участников»9.
Горизонтальная интеграция ритейле-ра выражается в кооперативных действиях с прямыми отраслевыми конкурентами (другими ритейлерами). Объектом таких действий могут быть площади и территории, логистические маршруты, персонал. Так, два конкурирующих ритейлера могут договориться о субаренде отдельных площадей в целях обхода запрета, установленного Законом о торговле в отношении максимального процента используемых площадей в одном муниципальном образовании.
Ритейлеры «Магнит» и X5 Retail Group являются общепризнанными российскими лидерами в применении стратегий вертикальной и горизонтальной интеграции.
Кобрендинг
Одно из направлений диагональной интеграции — кобрендинговые программы. В качестве примера можно привести реализуемые совместно с банками программы поддержания лояльности покупателей.
Кобрендинговые пластиковые карты совместно с Кредит Евро Банком выпускают «Ашан» и Мetro Сash&Сarry. Весной 2011 г. Альфа-банк начал выпуск кобрендинго-вых пластиковых карт «Перекресток — MasterCard — Альфа-банк» и «Волшебная карта — Visa — Альфа-банк». Держатель карты получает 1 балл за каждые потраченные 10 рублей, а за израсходованную сумму в супермаркетах «Перекресток» и в гипермаркетах
9 Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.
«Карусель» — одинаковую сумму в баллах, которую можно потратить в этих же магазинах сети из расчета 10 баллов — 1 рубль10.
Справедливости ради необходимо отметить, что инициаторами выпуска банковских кобрендинговых карт являются именно банки, которые запускают такие программы с авиаперевозчиками, мобильными операторами, интернет-провайдерами и ритейлерами.
Региональная конкуренция
Отдельным стратегическим решением, формирующим конкурентную стратегию ри-тейлера, является выбор территории размещения магазина. Часто это решение связано с другими стратегическими выборами.
Как отмечалось выше, высокие ставки арендной платы в крупных городах по сравнению с областными центрами задают пределы торговых площадей магазинов, что в свою очередь ограничивает выбор формата и ценообразования. Например, гипер-маркет-дискаунтер в черте крупного города, тем более в Москве, не рентабелен. Для этого формата подходят областные территории, примыкающие к границам крупных городов, где сравнительно низкие арендные ставки сочетаются с большими потоками покупателей с соседних территорий.
Выходить в регионы или оставаться в крупных городах — важное стратегическое решение, связанное не только со структурой издержек, но и с уровнем платежеспособного спроса и интенсивностью конкуренции на региональных рынках. Так, например, «Азбука вкуса» до последнего времени работала только в Москве и Московской области. Недавно сеть сообщила о планах открытия новых супермаркетов в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Киеве.
Особенную стратегию регионального развития избрала известная сеть «Маг-
10 Глушенкова М. Совместно нажитое преимущество // Коммерсант Деньги. 01.08-07.08.2011. № 30 (837). С. 41.
нит», которая, избегая прямой конкуренции с магазинами X5 Retail Group в Центральном федеральном округе, сконцентрировалась на региональной экспансии на юге России.
Следует отметить, что заход крупных сетей в регионы, как правило, происходит путем горизонтальной интеграции — покупки существующих в регионе ритейлеров. Так, например, сеть «Магнит», как уже говорилось, собирается зайти в регионы Сибири и Урала с помощью покупки магазинов сети «Монетка».
Борьба программ лояльности
Программы стимулирования и поддержания лояльности покупателей (скидочные и бонусные/накопительные программы), реализуемые розничными продавцами продуктов питания, можно отнести к маркетинговым решениям по стимулированию спроса, отражающимся на ценообразовании (скидки) и продуктовой политике. Оперативность изменений в правилах программы лояльности (установление скидок или призовых баллов на отдельные товары) позволяет отнести ее не к стратегическим, а к тактическим инструментам конкурентной борьбы.
Интересно, что в этой области стратегических и тактических решений можно обнаружить конкурентные действия по захвату конкурентной клиентской базы, граничащие с недобросовестной конкуренцией.
Летом 2011 г. X5 Retail Group объявила, что сеть «Зеленый перекресток» начала обменивать дисконтные карты «Азбуки вкуса» на свои. При обмене на новую карту начисляли 10 тыс. баллов, это соответствует 1 тыс. руб. В конце июня похожую акцию запустила сеть «Глобус Гурмэ». В ее гастрономах теперь принимают карточки «Азбуки вкуса», и любая дает скидку 12%.
«Азбука» обвиняет конкурентов в нарушении деловой этики. Впрочем, ее руководство не сомневается, что действия сетей, располагающих шестью магазинами, не способны нанести ущерб посещаемости
сорока супермаркетов в Москве и Московской области. Стоит добавить, что «Глобус Гурмэ» еще и существенно дороже других участников этой карточной войны (понятие премиум-класса, к которому себя относят три сети, определено нечетко)11.
Важно заметить, что 29 июня 2010 г. конкурентные действия по замене дисконтных карточек конкурентов рассматривались Экспертным советом по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при ФАС России на предмет их квалификации как действий недобросовестной конкуренции. Согласно протоколу № 4 Экспертный совет рекомендовал антимонопольному органу признавать противоречащими принципам добропорядочности, разумности и справедливости действия хозяйствующего субъекта, выраженные в предоставлении дисконтной карты потребителям при приобретении ими товаров или услуг данного хозяйствующего субъекта в обмен на дисконтную карту хозяйствующего субъекта-конкурента, если выдаваемая карта предоставляет аналогичные или существенно лучшие условия (большую скидку) при приобретении продукции12.
Добавим, что Экспертный совет рекомендовал признавать действиями недобросовестной конкуренции именно замену карт конкурента на свои карты, но в отношении присоединения к дисконтной программе конкурента (без обмена карт) такого вывода сделано не было.
Заключение
Таким образом, большинство продуктовых розничных сетей используют одновременно несколько конкурентных стратегий, копируя их друг у друга, используя различные методы конкурентной борьбы (иногда
11 Хохлов О. Перетягивание дисконта // Коммерсант Деньги. 01.08-07.08.2011. № 30 (837). С. 25.
12 Официальный сайт ФАС России http://fas.gov.ru/ соттип^у-соипа^/соттип^у-рго^со^_107.Мт1.
недобросовестные). В связи с принятием несколько лет назад Закона о государственном регулировании торговой деятельности, значительно ограничивающего стратегический интрументарий ритейлеров, рыночное положение продуктовых розничных сетей стало ухудшаться.
Рынок по-прежнему сильно фрагменти-рован, и пятерка лидеров на сегодняшний день занимает 15%-ную рыночную долю, которая имеет тенденцию к сокращению из года в год. Поэтому идентифицировать себя с одной конкретной стратегией (форматом, способом развития, ценовым сегментом, регионом) для продуктовой розницы губительно. Хотя каждая розничная сеть начинала с развития одного формата и определенный период времени характеризовалась применением одной стратегии, отличной от конкурентов, в настоящее время ведущие продуктовые ритейлеры используют все разнообразие стратегий и являются многоформатными (даже если ранее эти форматы и стратегии были свойственны их прямым конкурентам).
Auchan Group от крупных гипермаркетов перешел к супермаркетам-дискаунтерам «Атак», что позволило войти на рынок Москвы. «Магнит» начал развиваться с открытия супермаркетов-дискаунтеров в Южном федеральном округе и успешной вертикальной интеграции с поставщиками, а теперь уже многоформатная сеть «Магнит» нацелена на Сибирь и Урал, используя горизонталь-
ную интеграцию — успех их прямого конкурента X5 Retail.
При этом следует отметить, что розничные сети в нашей стране практически не освоили форматы продуктовых жестких диска-унтеров (типа немецкого Aldi) и формат ми-ни-маркетов шаговой доступности.
Список литературы
1. Желобанова Е, Фомичева М. Не делайте из еды культа // Журнал РБК. 2011. Декабрь.
2. Коваленко А. И. Конкурентная природа интеграционных стратегий бизнеса // Ученые записки: сб. науч. трудов. Вып. 6. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; ООО «Синергия ЭКСПО», 2011.
3. Кузнецова Н, Миронова В., Ростова Е. Крупно-ритейловый обзор. 2007. 25 декабря. URL: http:// www.liveretail.ru/articles.php?id=89.
4. Официальный сайт ФАС России http://fas.gov. ru/community-councils/community-protocols_107. html.
5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. — 453 с.
6. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
7. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008.
8. Хохлов О. Перетягивание дисконта // Коммерсант Деньги. 01.08-07.08.2011. № 30 (837).
A. Kovalenko, Ph. D, docent in Chair of the theory and practice of competition MFPU «Synergy», [email protected]
A. Polevoy, postgraduate student, MFPU «Synergy», [email protected]
COMPETiTiVE STRATEGiES OF FOOD RETAIL NETWORKS: CLASSiFiCATiON AND EMPIRICAL ANALYSIS
The paper analyzes the strategies of entrepreneurial behavior, exhibited by networks of food retail. Strategies considered by the authors as a set of long-term decisions that determine the basic parameters of business: store format, pricing, competition area, the integration of action, etc. This approach allows the authors o classify the strategies, by the criteria of separate areas of strategic decision-making.
Key words: competitive strategy, horizontal integration, vertical integration, price range, store format.