Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития промышленного комплекса на основе программно-целевого подхода'

Государственное регулирование развития промышленного комплекса на основе программно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ / ОТРАСЛЕВОЕ МАКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРУКТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / PROGRAMMED GOAL-ORIENTED APPROACH TO THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION / BRANCH MACRO PROGRAMMING OF REGULATION EFFICIENCY / STRUCTURAL PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович

Работа посвящена вопросам создания и развития форм государственного регулирования на программно-целевой основе, способных создать долговременную связь типа "цель мероприятие" по всему промышленному комплексу и в каждом его первичном звене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of industrial complex development on the basis of programmed goal-oriented approach

The problems of formation and development of state regulation forms on the programmed goal-oriented basis, capable to set up prolonged communication of “aim measure” type at industrial complex on the whole and in each of its primary link, are analyzed in this work.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития промышленного комплекса на основе программно-целевого подхода»

Вестник ДГТУ. Технические науки. № 15, 2009. -\-

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

УДК

Х.З. Халимбеков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

Работа посвящена вопросам создания и развития форм государственного регулирования на программно-целевой основе, способных создать долговременную связь типа "цель - мероприятие" по всему промышленному комплексу и в каждом его первичном звене.

Ключевые слова: программно-целевой подход к управлению промышленным производством, отраслевое макропрограммирование, эффективности регулирования, структурное программирование.

Укрепление рыночных отношений, постепенное и неуклонное формирование рынка промышленной продукции в общенациональном и региональном масштабах, ставка на выход в систему мирового рынка предполагает взаимоувязку общих целей развития промышленного комплекса с мероприятиями конкретного характера, обеспечивающими достижение этих целей, в определённые моменты времени. Этому отвечает создание и развитие форм государственного регулирования, на программно-целевой основе, способных создать долговременную связь типа "цель - мероприятие" по всему промышленному комплексу и в каждом его первичном звене. В этом аспекте особенно важно установить приоритет целей развития промышленного комплекса, связанных с ориентацией на удовлетворение спроса, с повышением эффективности производства и социальным развитием коллектива. Данному требованию отвечает проведение комплекса работ исследовательского и аналитического характера, позволяющих указать цели, средства, задачи и условия их решения. Методологически они строятся на логике научного мышления, позволяющего отразить степень влияния экономических, материально-технических и социальных факторов, на формулирование цели.

С указанных общих позиций поиск наиболее приоритетной цели, приемлемой для конкретных условий функционирования промышленного комплекса, связан с выделением ряда проблем, к которым можно отнести:

- выявление особенностей рыночной ситуации и промышленного производства, на момент выработки решений;

- определение характера взаимодействия всех звеньев промышленного комплекса;

- подготовленность промышленного комплекса к решению выдвигаемой цели, т.е. наличие интересов, ресурсов, производственных заделов, конкурентоспособность и т.п.;

- возможность для привлечения к достижению цели всех или многих организаций и предприятий промышленного комплекса региона;

- установление целевой направленности промышленного комплекса и отдельных его звеньев на удовлетворение спроса в промышленной продукции.

Изучение указанных проблем обеспечивает соизмерение приоритетности и реальности формирования целей с практическими возможностями промышленного комплекса региона, при разработке тех или иных мероприятий, государственного регулирования отрасли. Поэтому здесь особую важность приобретает информационное обслуживание, которое следует рассматривать в качестве одной из форм государственного регулирования. Теоретическое обоснование и методическое обеспечение

-\-

государственного регулирования в промышленности практически проявляется в формах

его участия, в процессе управления отраслью они могут быть самыми разнообразными и определяются в каждом регионе в зависимости от поставленных целей, конкретных задач, состояния экономики региона и отрасли, рыночной конъюнктуры, наличия собственных ресурсов и возможностях их привлечения, со стороны экспортного и импортного потенциала и др. характеристик. Изучение состояния регионального хозяйства Республики Дагестан, а также полномочий органов власти республики и внутренних территориальных образований позволило определить следующие формы госрегулирования:

- финансово-кредитное обеспечение промышленных предприятий;

- материально-техническая поддержка;

- налоговые преференции;

- информационное обслуживание;

- управленческая и консультативная помощь.

В целях успешного функционирования указанных форм важно наличие конкретной программы формирования и развития государственного регулирования народным хозяйством и его отраслями на региональном уровне, а также соответствующего организационно-экономического механизма его реализации. В данном аспекте выдвигаются и обосновываются концептуальные положения разработки программы и раскрываются методические подходы к созданию такого механизма. В целом они исходят из требований системного программно-целевого подхода к управлению экономическими и хозяйственными процессами, особенностей ведения регионального хозяйства и специфики промышленного производства.

Аналитическое обобщение зарубежного опыта и сложившегося положения в промышленном комплексе, а также исходя из возможностей региона по выходу из кризисной ситуации, позволили определить основные направления регулирующей деятельности государства (органов власти региона) в промышленном комплексе республики. К ним относятся:

- развитие государственного предпринимательства в отрасли;

- отраслевое макропрограммирование;

- разработка бюджетной политики с учётом государственной поддержки промышленного комплекса;

- кредитно-финансовое регулирование деятельности предприятий и организации промышленного комплекса;

- проведение щадящего и стимулирующего налогообложения.

Указанная направленность воздействия региональных органов управления на экономические и хозяйственные процессы в отрасли предполагает сохранения соответствующего соотношения между рынком и государственным вмешательством. Принципом его соблюдения по нашему мнению, может служить выражение -"конкуренция везде, где возможно, регулирование там, где необходимо".

Практически это связано с развитием всех видов предпринимательской деятельности в рассматриваемой отрасли. Особое внимание необходимо обратить на развитие малых предприятий, число которых в промышленности за 2003 год, составляет 19,9 % от общего их количества в республике. Они производили 14-16 % объёма промышленной продукции и услуг, обеспечивая работой более 20 тысяч человек. Вместе с тем здесь в 2007 - 2009 гг. отмечается сокращение на 26-30%, ежегодной численности занятых при одновременном снижении, почти в 2 раза объёма выполненных работ. В тоже время о значительных возможностях этого вида предпринимательской деятельности в промышленности можно судить по увеличению в 3 раза за анализируемый период удельного веса подрядных работ.

-\-

На выполнение планирующей функции государственного управления, направлено

макропрограммирование развития промышленного комплекса, включающее широкий круг задач от составления рекомендаций по вопросам ведения национального хозяйства, до разработки планов-приказов и даже организация «принудительного хозяйства». В более детальной проработке данного вопроса можно рассмотреть использование государственного программирования в следующих формах:

- составление прогнозов экономического и социального развития промышленного комплекса и входящих в него подразделений;

- разработка краткосрочных конъюнктурных программ с рекомендациями в области целенаправленных действий;

структурное программирование, направленное на развитие отстающих или прогрессирующих производств внутри отрасли.

Основой программирующей деятельности госрегулирования выступает государственная собственность, госзаказы и бюджетные перераспределения по отношению к промышленному комплексу. Материально-техническое обеспечение достаётся путём повышения уровня математизации макромоделирования и расширения использования современной компьютерной технологии, что вполне достижимо как на региональном, так и отраслевом уровнях.

Во взаимодействиях центра и регионов много нерешённых проблем, возникают разногласия по поводу необходимого минимального уровня расходов на соответствующие территории. По мнению многих исследователей, главная причина заключается в чрезмерно широкой сфере межбюджетных отношений, что вызывает необходимость её сужения. Иначе говоря, метод межбюджетных отношений требует дальнейшего совершенствования и преследует своей целью строить их на основе единой для всех субъектов федерации методике. Поэтому в практике финансирования капиталовложений целесообразна разработка общереспубликанской программы выравнивания развития территорий имея в виду и содействие созданию необходимых условий для увеличения их налоговых потенциалов. Это позволит наиболее эффективно развивать инвестиционную деятельность предприятий. Плановость является основой всякой экономической деятельности. Стихийность рынка не исключает того, что каждый хозяйствующий в нем субъект строит план своего развития, которым руководствуется в дальнейшем. Очень часто термин "планирование" заменяется на "прогнозирование", а это почти нивелирует его значение. Недаром в нашей стране пробудился интерес к целевым программам. В этой связи, отдельные регионы России уделяют значительное внимание программно-целевым методам управления, рассматривая их в качестве важнейшего инструмента привлечения инвестиционных ресурсов, для решения проблем своего экономического развития. В условиях ослабления управляемости промышленным комплексом и соответствия выше названным требованиям , к созданию условий для коренных преобразований в управлении на всех уровнях и звеньях отрасли наиболее полно отвечает программный метод, непосредственно связанный с разработкой стратегией развития, определением основных параметров экономики выбором направлений социально-экономической политики и др. В основе его применения лежит использование программ, которые выступают «... как необходимый элемент связи между настоящим и будущем ».

С этой позиции необходимо уметь моделировать условия и последствия процессов перераспределения ресурсов: инвестиционных и трудовых, что является сложной задачей. Поэтому, не отрицая актуальности исследований в области социально-экономических планов развития регионов, отметим, что более конструктивным нам представляется подход, предусматривающий формирование целевых и ресурсных программ, объединенных использованием эффекта взаимоподдержки. В общем случае взаимосвязанность решений различных проблем может проявляться в следующем:

- стратегии решения различных проблем направлены на общую цель или группу целей;

-\-

стратегии решения нескольких проблем близки по своей функциональной ориентацией или имеют сходные субъекты, либо объёмы стратегий;

- решение одной проблемы оказывает прямое или косвенное воздействие на факторы или последствия существования другой;

различные программы затрагивают одну и ту же проблемную систему (в региональном или отраслевом аспекте).

Целевые программы могут объединяться в группу по этим признакам в совокупности или по нескольким из них. Одним из важнейших условий объединения различных стратегий и программ в группы, является сохранение структурной определённости и целостности конечного результата реализации каждой из них.

Иначе говоря, не должно происходить "раздёргивание" единой цели стратегии на отдельные составляющие, достижение которых самостоятельного смысла не имеет, важным аспектом выбора стратегии решения целевой программы является анализ интересов различных участников её реализации. Это говорит о том, что важен вопрос реализуемости стратегии, обеспечения взаимосогласованности действий различных субъектов управления, участвующих в программе. Таким образом, основной задачей является обеспечение комплексности целей и мероприятий стратегии с преимущественно отраслевым или региональным характером её реализации.

В то же время необходимо иметь в виду, что регулирование государством отраслей и предприятий на основе целевых программ и госзаказов предполагает осуществление материальных и финансовых затрат. Поэтому необходимо обоснование целевой направленности каждого предприятия. Согласно целевому принципу разработки и формулирования программ, исходным моментом разработки должен являться комплекс целей развития региона (отрасли, предприятия), как социально-экономической системы, т.е. каждое мероприятие программы должно соотноситься с целями более высокого уровня, а, следовательно, и с соответствующими стратегиями и программами их достижения. Таким образом, объективно существуют предпосылки, чтобы отдельные локальные планово-управленческие решения и соответствующие хозяйственные мероприятия объединялись в более общие стратегии социально-экономического развития. Каждое отдельное мероприятие, будучи простым, с точки зрения планирования и управления реализацией, должно, тем не менее, обосновываться фактически как элемент подпрограммы.

Относительно целевой ориентации программы можно отметить, что в принятых на сегодня определениях программы есть, на наш взгляд, несмотря на конкретность, связанная именно с использованием понятия «направленность на достижение цели». В настоящее время, в условиях перестройки хозяйственного механизма, существует убеждение, что направленность на цель может быть обеспечена только лишь государственным заказом. Однако, лишь целевая ориентация программ недостаточно характеризует их специфику как в ходе разработки, так и в ходе реализации. Специфика программы должна определяться её основной функцией, которая выражается в том, чтобы обеспечивать управление процессом достижения целей, сформулированных государством, отраслью, предприятием. Целенаправленная деятельность предполагает, таким образом, не только формулирование целей, но и управление процессом их достижения. Именно эту функцию и призваны обеспечивать программы.

Управление процессом, в свою очередь, предполагает постоянное соотношение каждого вида деятельности с целями и формирование на этой основе определённых корректирующих воздействий, модификацию структуры целей и оценок их предпочтительности, изменение спектра альтернатив развития, использование новых возможностей и т.д. Таким образом, программа выступает как единство целей деятельности, критериев их достижения и совокупности мероприятий, каждое из которых может быть объектом управления. По нашему мнению, наиболее конструктивным является узкое понимание программно-целевого подхода, как совокупности методов

-\-

разработки и управления реализацией комплексных программ. Рассмотрев сущность,

содержание и методологию программного подхода к управлению экономическими процессами, следует отметить отдельные недостатки его применения в регионе. В республике целевые программы в период реформ получили определённое распространение (Программы "Горы", "Дети Дагестана", "Женщины Дагестана", "Трудовые ресурсы и их использование" и др.), но практически не осуществились. Достаточно отметить, что из 37 важнейших объектов программ федерального уровня были введены только - цех, на одном из предприятий г. Махачкалы и железная дорога Кизляр - Кизилюрт. По ряду других программных объектов техническая готовность составляла от 45 до 65%. Анализ содержания и порядок реализации существующих программ позволяет раскрыть причины сложившегося, в республике Дагестан положения, устранение которых должно войти в сферу действия государственного регулирования в регионе, в целом и промышленности, в частности. К ним, по нашему мнению следует отнести:

- недостаточная связь программной идеи с конкретными мероприятиями её воплощения;

- значительное влияние субъективных факторов при выборе направлений развития экономики региона;

- формализм при подходе к радикальным изменениям рыночного характера в производстве;

- практическое отсутствие нетрадиционных подходов при составлении программы, что проявилось в консерватизме их содержания;

- отсутствие в программах такой важной фазы воспроизводства, как обмен способствующий объединению всех остальных в единое целое;

- слабая управляемость процессом реализации программ.

Устранению подобных отступлений от требований экономической теории и практики способствует вовлечению в процесс разработки программ всего арсенала науки об управлении. Этому отвечает использование сценарного метода, планирования промышленного производства, как в масштабе отрасли, так и отдельных предприятий. Он особенно результативен, при создании концепций экономического и социального развития, а также начальной стадии разработки целевой комплексной программы развития промышленного комплекса. До настоящего времени данный метод не получил широкого распространения в стране и регионах, он практически отсутствует в методических положениях по управлению промышленным комплексом и регионом в целом. Поэтому нужны его разработки, по всем направлениям (теоретическим, методологическим и методическим), связанным с включением его в государственное регулирование промышленным производством.

В данном аспекте становится важным, прежде всего, уяснение сущности сценария, по которому имеются множество толкований различных авторов и научных школ. Мы исходим из понимания сценария, как системы содержательных и формально-математических предпосылок вариантов, разрабатываемых с целью представления неопределённости, возникающей при рассмотрении конкретной социально-экономической системы и управления ею. Такой подход достаточно близок взглядам основателя кибернетики А. Винера, что позволит считать принятое понимание сценария отвечающим содержанию современного этапа НТП.

Системность, формализация предполагают необходимость соблюдения определённой последовательности действий аппарата государственного регулирования промышленности в регионе при разработке сценариев. Она включает следующие мероприятия:

- определение и уточнение цели разработки сценария; выявление элементов, среды и каналов управления системой;

-\-

- сбор и анализ информации о функционировании промышленного комплекса;

- построение блок-схемы сценарной модели;

- анализ альтернативных состояний системы;

- построение математической модели любым методом;

- построение сценарных вариантов с помощью модельного анализа;

- дополнение вариантов экспертной, неформализуемой информацией.

Наилучшим вариантом следует считать сценарий, который быстрее обеспечит

переход от депрессивного состояния экономики промышленного комплекса к её динамическому росту. Он достигается путём постепенного приближения к цели и оценке альтернативных вариантов программ, а в дальнейшем может выступить в качестве одного из эффективных средств государственного регулирования экономики в регионе.

На сегодня, как показал анализ, целевые программы являются одним из наиболее значимых инструментов реализации инвестиционной политики. В противовес текущим расходам, направляемым на поддержание имеющейся инфраструктуры, и небольшим инвестиционным проектам, решающим преимущественно тактические задачи, доля средств на программные нужды в какой-то мере отражают готовность к решению перспективных задач посредством воздействия на ключевые звенья экономического развития региона.

Среди приоритетных программ выделяются три основные направления: социальная защита населения, содействие занятости и поддержка промышленного комплекса. Решение проблемы занятости населения, как совокупность мер образовательного, демографического, правового характера не может быть переложена на плечи отдельных экономических субъектов, что сопоставимо лишь с общегосударственными возможностями.

Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в регионе не позволяет пока серьёзно говорить об экономической эффективности программно-целевого управления на его территориях. Большинство программ не включает соответствующего раздела, делая акцент на неизмеримом социальном эффекте. Для того, чтобы целевая программа была эффективной необходимо:

- достижение эффекта высокой степени согласованности и регламентации;

- систематизация процесса разработки и реализации программы;

- обоснованный выбор приоритетных направлений инвестиционных проектов;

- разработка и внедрение методики оценки социального эффекта и ущерба в стоимостных измерителях;

- последовательность инвестиционной политики государства.

Целевая направленность проблемы развития промышленного комплекса заключается в выработки согласованной позиции центра и регионов, посредством формирования региональной политики, как составляющей единой государственной промышленной политики. Реализация такой политики возможна при условии увязки приоритетных социально-экономических, строительно-инвестиционных и научно-технических проблем республики. Это могут быть региональные инновационные программы, которые разрабатываются в целях концентрации усилий на приоритетных направлениях, необходимых для развития промышленного комплекса региона, преобразования облика его производительных сил.

В связи с тем, что региональные, государственные, целевые, комплексные программы, являются средством централизованного управления развитием промышленного комплекса региона и объектом государственной поддержки, необходимо формирование условий реализации экономических методов управления, на основе совершенствования анализа и эффективности регулирования государством промышленного комплекса.

Библиографический список: _1_129

-\-

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан «Дагестан - 2007г.

2. Госкомстат РД . 2007г.

3. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития//Вопросы экономики, 2000, №1.

Вестник ДГТУ. Технические науки. № 15, 2009.

-\-

Kh. Z. Khalimbekov

State regulation of industrial complex development on the basis of programmed goal-oriented approach

The problems of formation and development of state regulation forms on the programmed goal-oriented basis, capable to set up prolonged communication of "aim - measure" type at industrial complex on the whole and in each of its primary link, are analyzed in this work. Key words: programmed goal-oriented approach to the management of industrial production, branch macro programming of regulation efficiency, structural programming.

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович (р. 1969) Начальник УНИ Дагестанского государственного технического университета, Доктор экономических наук (2006). Окончил Дагестанский государственный технический университет (1993) Основные направления научной деятельности: экономика строительства, экономика сферы услуг, региональная экономика Автор более 100 научных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.