Научная статья на тему 'Промышленная политика региона: концептуальные основы формирования и программно-целевые методы реализации'

Промышленная политика региона: концептуальные основы формирования и программно-целевые методы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / AN AUTOMATED SYSTEM OF MANAGEMENT (ASM) / A CORPORATE INFORMATION SYSTEM (CIS) / INFORMATION PROVISION / AIC COMPUTERIZATION / TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич, Рабаданова Калимат Асадовна

Исследуются проблемы формирования долгосрочной промышленной политики в регионе с деградированной промышленностью, использования в механизме ее реализации программно-целевых методов управления, предлагаются меры по разработке новых и повышению эффективности функционирующих государственных программ по модернизации и инновационному развитию промышленного комплекса Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY OF THE REGION: CONCEPTUAL BASIS OF FORMATION AND PROGRAMMING-TARGETING METHODS OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to the role of the information provision in the sphere of management of the agroindustrial complex. An important place in the scientific research is given to the study of the processes of informational support of the agro-industrial complex in the conditions of centralized economy and in the transitional period. The main tendencies of the development of information systems were found: from the automated system of management (ASM) to the corporate informational system (CIS). Well-known CIS systems '“Parus", "Galaktika”, “Laguna", “1C: Company" have been analyzed; their features, advantages and drawbacks were identified. The article gives recommendations and suggestions on intensifying the use of informational resources and new informational technologies that will allow implementing a full integration of the state into the world informational space.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика региона: концептуальные основы формирования и программно-целевые методы реализации»

АхмвдуЕв А.Ш., Рабадановл К.А.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЕРАММПО-НЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

АХМЕДУЕВ А.Ш.,РАБАДАНОВА К.А.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Исследуются проблемы формирования долгосрочной промышленной политики в регионе с деградированной промышленностью, использования в механизме ее реализации программно-целевых методов управления, предлагаются меры по разработке новых и повышению эффективности функционирующих государственных программ по модернизации и инновационному развитию промышленного комплекса Республики Дагестан.

Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, промышленная политика региона, стратегические цели, механизм реализации, программно-целевые методы, государственные программы.

AKHMEDUEV А.БН., RABADANOVA К.А.

INDUSTRIAL POLICY OF THE REGION: CONCEPTUAL BASIS OF FORMATION AND PROGRAMMING-TARGETING METHODS OF

Abstract. The problems of forming a long-term industrial policy in the region with retrogressive manufacturing, use in the mechanism of its implementation of programming-targeting methods of management are studied; measures on the development of new and improving the effectiveness of functioning state programs on modernization and innovative development of the industrial complex of the Republic of Dagestan are suggested.

Keywords: manufacturing, industrial policy, industrial policy of the region, strategic goals, mechanism of implementation, programming-targeting methods, state programs.

Сбалансированный и устойчивый рост экономики, обеспечение ее конкурентоспособности в современных условиях в решающей степени зависит от состояния и темпов развития промышленности. Промышленные виды деятельности представляют собой определяющий фактор и базис всего воспроизводственного процесса в стране и ее регионах. Об этом наглядно свидетельствует удельный вес промышленности в основных макроэкономических показателях (см. табл.).

Таблица

Удельный вес промышленности в основных макроэкономических показателях по РФ, СКФО и РД, 2012 г. (рассчитан по 1, с. 90, 94, 389-390, 403, 482, 888, 900), %

Показатели РФ СКФО РД

ВРП (2011 г.) 33,8 14,0 6,6

Основные фонды по полной учетной стоимости 26,3 17,3 13,7

Численность занятых в экономике 19,4 13,4 9,5

Сумма убытка организаций 42,6 78,1 48,2

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, промышленных видов деятельности, млрд руб. 4009,3 -12,2 -2,9

Производительность труда в промышленности, тыс. руб. 2896,2 878,7 463,5

Из данных таблицы видно, что в промышленности страны создается более трети валовой добавленной стоимости, сосредоточены более четверти основных фондов, работает каждый пятый занятый в экономике, формируется основной положительный финансовый результат.

Вместе с тем данные таблицы показывают, что субъекты СКФО, особенно Республика Дагестан, в разы отстают в своем индустриальном развитии от среднего уровня по стране, что свидетельствует не только о деградации промышленности, но и о низком уровне и неконкурентоспособности всей экономики и социальной сферы. Дагестан по производству промышленной продукции на душу населения отстает от среднего уровня в России в 18,3 раза, в СКФО — в 2,9 раза, по производительности труда в промышленности в 6,2 и 1,9 раза соответ-

ственно.

Отсюда вытекает не только актуальность разработки четкой и всеобъемлющей промышленной политики Республики Дагестан, но и основные её долгосрочные цели и задачи по преодолению кризиса, восстановлению былого потенциала промышленности, дальнейшему прорывному развитию и переводу отрасли на инновационную модель развития.

Как показывает мировой и отечественный опыт, в частности, опыт отдельных регионов России, активная и научно обоснованная государственная промышленная политика позволяет в кратчайшие сроки выйти из кризиса, преодолеть отставание, достичь современного уровня индустриализации и заложить материальные и научно-технические основы постиндустриальной модели развития промышленного комплекса. Поэтому формирование современной государственной промышленной политики и эффективного механизма ее реализации является острейшей проблемой для России в целом и ее регионов, особенно для таких отсталых регионов, как Республика Дагестан.

Решение проблемы в Дагестане, как и во всей стране, осложняется отсутствием нормативно-правового акта, регулирующего отношения между бизнес-структурами и органами власти по формированию и реализации промышленной политики. До сего времени не принят Федеральный закон о промышленной политике в Российской Федерации, проект которого неоднократно был представлен Федеральному Собранию РФ. Тем не менее в ряде субъектов РФ приняты нормативные акты — концепции или законы о промышленной политике [2, с. 21].

Государственная политика — это модель управления, система принципов и ценностей, формирующих цели государственного управления в определенной области жизнедеятельности, и соответствующих управленческих решений и мероприятий, осуществляемых для достижения этих целей. На уровне страны «промышленная политика — комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации» [3]. По определению С.В. Дохоляна, «Промышленная политика региона — это система отношений между органами власти субъекта Федерации и хозяйствующими структурами по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий региона и формирования конкурентоспособного промышленного комплекса» [2, с. 21].

При разработке республиканской промышленной политики надо исходить из современных теоретико-методологических подходов, состояния отрасли, основных факторов и особенностей долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан. При этом, прежде всего, нужно исходить из ведущей роли промышленного комплекса в воспроизводственном процессе и жизнеобеспечении населения региона.

В связи с полной деградацией в трансформационный период (с 1991 г.) и продолжающимся и в настоящее время кризисом промышленность Республики Дагестан невозможно восстановить и перевести на инновационную модель развития традиционными мерами государственного и рыночного регулирования. На наш взгляд, целесообразно и крайне важно возрождение и инновационное развитие промышленного комплекса республики выделить как важнейшую стратегическую задачу, разработать и принять Закон о промышленной политике в Республике Дагестан, долгосрочную концепцию и на их основе — среднесрочную (2015-2020 гг.) государственную программу индустриализации экономики Дагестана (ГП РД «Индустриализация

РД»).

В Законе РД о промышленной политике, концепции, формализованной промышленной политике, а также ГП РД «Индустриализация РД», на наш взгляд, должна быть заложена доктрина прорывного развития промышленности, преобразования ее в доминирующую отрасль экономики, а Дагестан — в индустриально-аграрную республику. Исходную базовую платформу промышленной политики должна составлять Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. (Стратегия РД - 2025). Чтобы определить направления, цели и приоритеты государственного воздействия на промышленную деятельность, нужно, прежде всего, обозначить четкие стратегические долгосрочные ориентиры, индикаторы и сценарии

АхмвдуЕв А.Ш., Рабадановл К.А.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЕРАММПО-НЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

развития всей экономики и промышленности как ее структурообразующей отрасли. Основу промышленной политики составляет именно долгосрочная стратегия социально-экономического развития и промышленности в структуре хозяйственного комплекса региона. Вместе с тем промышленная политика, с одной стороны, воплощает и детализирует долгосрочную промышленную стратегию, а с другой — является инструментом ее реализации.

Для определения долгосрочных стратегических целей промышленной политики, прежде всего, необходимо с учетом современных реалий доработать и актуализировать Стратегию РД -2025. Это крайне важно еще в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. о стратегическом планировании в Российской Федерации [4].

Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Определено, что стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом на уровне субъекта РФ разрабатываются:

- стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;

- стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ;

- прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;

- бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;

- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;

- государственные программы субъекта РФ, разрабатываемые в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией долгосрочного развития;

- схема территориального планирования субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом в Республике Дагестан необходимо развернуть масштабную работу по реализации его норм и положений, в частности:

- внести изменения в Закон РД от 11 октября 2010 г. № 53 о стратегическом планировании в Республике Дагестан и привести его в соответствие с Федеральным законом;

- доработать и актуализировать Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. и стратегий социально-экономического развития территориальных экономических зон РД;

- разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии РД-2025;

- принять государственные программы республики по реализации приоритетных целей Стратегии РД-2025;

- разработать долгосрочный прогноз социально-экономического развития, а также бюджетный прогноз РД;

- скорректировать и актуализировать схему территориального планирования РД;

- разработать и утвердить в установленном порядке стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и другие предусмотренные Федеральным законом документы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Федеральным законом установлено, что одним из основных принципов стратегического планирования является программно-целевой принцип, означающий определение приоритетов и целей социально-экономического развития, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования. В соответствии с Федеральным законом именно программно-целевой метод необходимо в полной мере использовать для формирования и реализации как промышленной политики, так и государственной программы развития промышленного комплекса Республики Дагестан.

В Республике Дагестан с 1990-х годов накоплен определенный опыт разработки и реализации целевых программ для решения острейших экономических и социальных проблем. С учетом опыта предыдущих лет постановлением правительства РД в 2008 г. утвержден порядок

принятия, формирования и реализации республиканских целевых программ [6]. Целевая программа является одним из важнейших средств реализации структурной, инновационной и инвестиционной политики, активного воздействия на социально-экономическое развитие. Государственные программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных проектов и решении таких системных проблем, как восстановление и прорывной рост промышленного комплекса. «... Программа содержит детально разработанный комплекс работ, перечень мероприятий, видов работ, объектов строительства, ответственных исполнителей, последовательность и сроки выполнения, звенья управления по направлениям и этапам работ. Именно этим определяются преимущества программно-целевого метода управления в условиях рыночной экономики» [5, с. 177].

В 2014 г. в Дагестане реализуются 48 республиканских государственных программ (ГП РД), на финансирование которых предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 14,7 млрд руб. (16,9% расходов бюджета). Подавляющее большинство ГП РД ориентировано на решение острых социальных проблем, а на развитие материального производства и НТП направлены всего четыре программы с объемом финансирования 1,4 млрд руб. (9,5% ассигнований на программы).

Бесспорно, реализация такого большого количества государственных программ имеет большое значение для решения актуальных экономических и социальных проблем Дагестана. Хотя какая-то отдельно взятая из 48 программ и не оказывает решающего влияния на общую тенденцию и не обеспечивает перелома, но республиканские и реализуемые в Дагестане федеральные программы в общей сложности позволяют сохранить в целом позитивную динамику роста экономики республики [5, с. 184]. Однако существенным недостатком всей действующей системы и сложившейся практики является то, что до сего времени не налажен механизм управления программами, а их финансирование в планируемом объеме, как правило, не осуществляется.

С учетом накопленного опыта представляется необходимым совершенствовать и более широко использовать программно-целевой метод управления при разработке и реализации промышленной политики и государственной программы развития промышленного комплекса республики. Помимо разработки промышленной политики и отдельной государственной программы индустриализации Дагестана целесообразно совершенствовать механизм реализации и повысить эффективность действующих государственных программ, в той или иной мере ориентированных на подъем и модернизацию промышленного комплекса республики.

Государственная программа индустриализации экономики Республики Дагестан, прежде всего, должна вобрать в себя общую доктрину, основные цели и механизмы Приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Новая индустриализация» (ППР РД «Новая индустриализация»). Однако ГП индустриализации РД должна существенно отличаться от ППР РД «Новая индустриализация».

Во-первых, ГП индустриализации РД должна предусматривать прорывное развитие и модернизацию всего промышленного комплекса, включающего в соответствии с ОКВЭД разделы:

- добыча полезных ископаемых (два подраздела);

- обрабатывающие производства (четырнадцать подразделов);

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Во-вторых, в ГП индустриализации РД необходимо конкретизировать конечные цели, количественные и качественные индикаторы по всему промышленному комплексу, отраслям и подотраслям с учетом необходимых кардинальных изменений в отраслевой и пространственной структуре промышленных видов деятельности.

В-третьих, крайне важно прогнозировать, обосновать и определить источники ресурсов (производственных, трудовых, природных, финансовых и др.), необходимых для реализации ГП индустриализации РД.

В-четвертых, ГП индустриализации РД следует утвердить законом РД и соответственно создать ответственный орган управления для реализации программы.

Такая программа, на наш взгляд, позволит активно и эффективно использовать программно -целевой метод для управления процессами возрождения и развития современной промыш-

Ахмедуев А.Ш., Рабаданова К.А.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЕРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ленности в республике.

Одним из активных и эффективных инструментов реализации промышленной политики и перевода промышленности на инновационную модель развития может стать ГП РД «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 гг.». Программа модернизации промышленности утверждена Постановлением правительства РД от 13 декабря 2013 г. № 662. Большое значение имеет то, что ГП РД «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 гг.» предусматривает реализацию не менее 15 инвестиционных проектов и 10 программ модернизации конкретных промышленных предприятий. Крайне важно, что планируется обеспечение 16-20% среднегодового прироста объема промышленного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства».

В результате реализации программы планируется также достижение весьма существенных результатов инновационного обновления промышленного производства, в частности:

- повышение конкурентоспособности и переход на интенсивный путь развития отраслей промышленности республики;

- увеличение вклада промышленности в развитие экономики, реализацию важнейших социальных задач;

- формирование технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной наукоемкой продукции и технологий в производство;

- рост объема промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в 2,5 раза по сравнению с 2012 г.;

- доведение суммы налоговых платежей в консолидированный бюджет РД предприятий, реализующих мероприятия Программы, до 1,9 млрд руб. в течение 2014-2018 гг.;

- создание 8,3 тыс. новых рабочих мест.

На финансирование мероприятий Программы предусмотрено на 2014-2018 гг. из республиканского бюджета 1021,2 млн руб., из которых значительная часть (87,0%) будет направлена на предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию части капитальных затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов и проектов модернизации. Наряду с этим благодаря активному использованию бюджетных средств планируется привлечь для реализации Программы модернизации промышленных предприятий дополнительно 2,34 млрд руб. из различных внебюджетных источников. Таким образом, всего на финансирование реализации Программы планируется направить 3361,2 млн руб.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что осуществление мероприятий Программы внесет существенный вклад в модернизацию промышленности и составит важный этап реализации республиканской промышленной политики. Вместе с тем представляется необходимым корректировать и дополнить Программу в ходе ее реализации. Проблема модернизации промышленности по своему масштабу гораздо шире, поэтому следует, прежде всего, концептуально определить сферу, подотрасли, направления, конечные цели, этапы и сценарии взаимоувязанной модернизации и реструктуризации всей отрасли. Как выше отмечалось, крайне важно и программировать, и проводить модернизацию и реструктуризацию не только обрабатывающей промышленности, но и всего комплекса промышленных видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Поэтому в ГП РД «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 гг.» надо включить все подотрасли и виды промышленной деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Вместе с тем программно-целевой метод организации и управления эффективен только в том случае, когда гарантировано ресурсное обеспечение реализации намечаемых мероприятий. Вызывает большие сомнения, что можно обеспечить современную полноценную модернизацию хотя бы группы ведущих предприятий обрабатывающей промышленности благодаря 1,0 млрд руб. бюджетных средств, если даже удастся привлечь еще 2,34 млрд руб. из других источников. Намечаемая общая сумма финансирования модернизации (3361,2 млн руб.) составляет лишь 2,8% основных фондов промышленных видов экономической деятельности и 5,5% вида деятельности «Обрабатывающие производства» РД на начало 2013 г. Такие масштабы модернизации представляются более чем скромными.

Сомнения по поводу ресурсного обеспечения реализации Программы обоснованы еще потому, что, как отмечалось, предусмотренные на финансирование целевых (государственных) программ средства из республиканского бюджета, как правило, в полном объеме не выделяются. Так, на реализацию рассматриваемой Программы по плану на 2014 г. предусмотрено из республиканского бюджета 204,6 млн руб., а в утвержденном бюджете РД планируется выделить всего 52,3 млн руб. или 25,6%. Это означает, что намечаемые на 2014 г. мероприятия по модернизации промышленности в полном объеме не будут выполнены.

Одной из ключевых целей и неотложных задач промышленной политики является перевод промышленного комплекса республики на инновационную модель развития. На это рассчитана, как отмечалось, модернизация ведущих промышленных предприятий на инновационной основе, формирование промпарков и технопарков, создание современной инновационной инфраструктуры и т. д. В решении этой фундаментальной задачи перевода промышленного производства на инновационную модель развития существенную роль может играть ГП РД «Развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Дагестан на 2014— 2018 гг.», утвержденная Постановлением правительства РД от 13 декабря 2013 г. № 655.

Программа предусматривает комплекс взаимоувязанных мер по развитию инновационного потенциала республики и его эффективному использованию для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. Особо следует подчеркнуть, что в Программе впервые сформулированы основные задачи, а также исходная концептуальная цель научно-технической и инновационной политики Республики Дагестан. Эта цель обозначена как развитие и эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию банка инновационных проектов, продукции и технологий и, в конечном итоге, увеличение налогооблагаемой базы.

В Программе как одна из ключевых поставлена цель — повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности промышленной продукции. Для достижения этой и других масштабных целей предусмотрено проведение, на наш взгляд, весьма важных плановых мероприятий, в частности:

- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

- формирование республиканского банка данных инновационных проектов, продукции и технологий;

- создание эффективных механизмов мотивации для инновационной научно-технической деятельности;

- формирование технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологической наукоемкой продукции и технологий в производство в форме технопарков, учебно -методических центров и др.;

- содействие в продвижении результатов научно-технических разработок и технологий.

Успешное проведение в жизнь этих и других намечаемых мероприятий, бесспорно, должно

дать ощутимые результаты в формировании в республике современной экономики знаний и в первую очередь в промышленном производстве. Об этом свидетельствуют намечаемые в Программе конечные показатели реализации мероприятий, в частности:

- внедрение не менее 15 новых технологий на промышленных предприятиях;

- создание 12 технопарков;

- повышение удельного веса инновационной научно-технической продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 30%;

- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства инновационного характера в 3 раза;

- повышение удельного веса машин и оборудования, имеющих возраст до 5 лет в общем числе машин и оборудования на инновационно активных предприятиях до 45%;

- увеличение количества промышленных предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство, в 3 раза.

Ресурсное обеспечение реализации данной государственной программы РД заметно отличается от Программы модернизации промышленности. Хотя общий планируемый на 5 лет

Ахмедуев А.Ш., Рабаданова К.А.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИО!Е\: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЕРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объем финансирования, на наш взгляд, явно недостаточен, но структура источников средств обнадеживает. Предполагаемый общий объем средств на реализацию Программы составляет 2937,4 млн руб., в т. ч. по источникам, млн руб.:

- федеральный бюджет 1650 (56,2%);

- республиканский бюджет 489,4 (16,7%);

- внебюджетные источники 798,0 (27,1%).

Обнадеживает и то, что в республиканском бюджете на 2014 г. на реализацию Программы предусмотрены средства в полном планируемом объеме (100,0 млн руб.). В связи с целевой ориентацией Программы на развитие инновационного потенциала представляется вполне оправданным преимущественное направление около 70% общего объема финансовых средств (2050,0 млн руб.) на проведение НИОКР.

Разработка новых государственных программ, дальнейшее совершенствование и использование рассмотренных выше действующих государственных программ как важных элементов механизма реализации промышленной политики создаст цельную и эффективную систему государственного воздействия на восстановление, прорывной рост и модернизацию промышленного комплекса, устойчивое социально-экономическое развитие Республики Дагестан.

Литература

1. Регионы России : Социально-экономические показатели. 2013 ; Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.

2. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / / Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала : ГУП «Типография ДНЦРАН», 2009.

3. Проект Федерального закона о промышленной политике в Российской Федерации. — URL : //http:// regulation.gov.ru/project/9240.html?point=view project&stage=2&stage id=5424.

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ о стратегическом планировании в Российской Федерации.

5. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Ш.Ахмедуев, А.А. Рабаданова; РАН; Дагестан. научн. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2013.

6. Постановление Правительства РД от 7 мая 2008 г. № 141а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ ».

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».

References:

1. Regions of Russia: Socio-economic indicators. 2013; P32 Stat. Sat. /Rosstat. - M., 2013.

2. Dokholyan, SV Mechanism of implementation of industrial policy depressed region / / Problems offormation and implementation of industrial policy depressive region: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. - Makhachkala: SUE "Typography Dagestan Scientific Center", 2009.

3. Draft Federal Law on Industrial Policy in the Russian Federation. - URL: //http://regulation.gov.ru/ project/9240.html?point=view project & stage = 2 & stage id = 5424.

4. Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ of strategic planning in the Russian Federation.

5. Ahmeduev, A. Sh Strategic management of socio-economic development of the region / A.Sh.Ahmeduev, AA Rabadanova; Russian Academy of Sciences; Dagestan. Scien. center; Institute of Social-Econ. studies. - MA: Economics, 2013.

6. Resolution of the Government RD of 7 May 2008 № 141a "On approval of the decision-making on the development, formulation and implementation of national target programs."

7. Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 "On the basis of strategic planning in the Russian Federation."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.