Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития кооперативов в условиях глобализации мировой экономики'

Государственное регулирование развития кооперативов в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GLOBALIZATION / COOPERATION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина И. Э.

Обосновывается необходимость придания официального статуса кооперативному сектору национальной экономики, государственного регулирования его развития в условиях глобализации мирового хозяйства. Рассматриваются и предлагаются принципы, формы и методы государственной поддержки кооперативных организаций. Доказывается необходимость консолидации кооперативов, которая вкупе с государственным регулированием их развития в условиях рыночного механизма хозяйствования, повышающейся глобализации мировой экономики и интеграционных процессов усилит конкурентную способность каждого из них, кооперативного сектора экономики России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justifies the need to formalize the cooperative sector of the national economy and the state regulation of it in the globalizing world economy. Considers and proposes the principles, forms and methods of state support for cooperative organizations. Proves the need for consolidating cooperatives when coupled with government regulation, their development under market conditions of economical mechanisms rising globalization of the world economy and international integration processes, the competitive ability of each of them increases as well as the cooperative sector of Russia"s economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития кооперативов в условиях глобализации мировой экономики»

И.Э. СОРОКИНА

Государственное регулирование развития кооперативов в условиях глобализации мировой экономики

Обосновывается необходимость придания официального статуса кооперативному сектору национальной экономики, государственного регулирования его развития в условиях глобализации мирового хозяйства. Рассматриваются и предлагаются принципы, формы и методы государственной поддержки кооперативных организаций. Доказывается необходимость консолидации кооперативов, которая вкупе с государственным регулированием их развития в условиях рыночного механизма хозяйствования, повышающейся глобализации мировой экономики и интеграционных процессов усилит конкурентную способность каждого из них, кооперативного сектора экономики России в целом.

Ключевые слова: глобализация, кооперация, государственное регулирование.

State regulation on the development of cooperatives in a globalizing economy. I.E. SOROKINA

Justifies the need to formalize the cooperative sector of the national economy and the state regulation of it in the globalizing world economy. Considers and proposes the principles, forms and methods of state support for cooperative organizations. Proves the need for consolidating cooperatives when coupled with government regulation, their development under market conditions of economical mechanisms; rising globalization of the world economy; and international integration processes, the competitive ability of each of them increases as well as the cooperative sector of Russia’s economy as a whole.

Key Terms: globalization, cooperation, state regulation.

Мировая экономика все больше испытывает воздействие глобальных процессов и развивается в направлении усиления межстра-новых хозяйственных интеграционных связей. Существенно трансформируется и национальная экономика государств. Она становится органичной частью мирового хозяйства и национальные субъекты экономики вынуждены функционировать соответственно международным правилам на мировом рынке, изменяя внутренние условия хозяйствования, согласуя их с общемировыми критериями и требованиями.

Превращение национальной экономики в глобализирующуюся ведет к развитию конкурентной среды, что, в свою очередь, способствует созданию условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышению их эффективности и конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности предприятий (организаций)

становится фундаментальной проблемой российской экономики, является необходимым условием их адекватного встраивания в механизм рыночного хозяйствования. С учетом процессов глобализации, новых социально-экономических и политических аспектов в развитии России, специфики в развитии сельского хозяйства перед кооперацией страны стоит задача создания новой модели развития кооперативного бизнеса.

Современная кооперация России характеризуется расширением возможностей ее как субъекта рыночных отношений, проникновением во все сферы и отрасли экономики; формированием оптимального соотношения крупных, средних, малых предприятий и организаций; усилением и укреплением прав и экономической роли членов кооператива в решении их социально-экономических задач; возрастанием социальных функций во взаимосвязи с хозяйственными структурами и исполнительной властью; наличием тенденции к усилению инновационной активности, освоению разнообразных инноваций.

Процессам глобализации, как показывает мировой опыт, особенно успешно противостоит новейшая кооперация - кооперация ресурсов, кооперация, обладающая инновационным потенциалом, обеспечивающая социально ориентированное производство, развитие инновационной деятельности и инновационной системы управления. Разрешение противоречий и угроз глобализации для кооперативов, действующих на местном уровне, возможно благодаря укреплению единства внутри кооперативного сектора национальной и мировой экономик, объединению в национальные и глобальные союзы, установлению более тесных контактов со всеми видами кооперации.

В настоящее время активно развивается потребительская, кредитная и сельскохозяйственная (производственная и потребительская) кооперация. На начало 2009 г. зарегистрировано 4980 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ведется работа по созданию второго уровня - союза сельскохозяйственных кооперативов. Этим кооперативам через Министерство сельского хозяйства оказывается финансовая помощь: в 2009 г. на реализацию новых программ развития села было запланировано направить 20 млрд руб. В приложении к действующему Уставу Центросоюза Российской Федерации значатся 3096 потребительских обществ [1, с. 79]. Активно развивается и кредитная кооперация, в состав которой уже входят региональные союзы (ассоциации) кредитных кооперативов.

Каждый из трех видов кооперативов стремится доказать правительству предпочтительность своих программ социально-экономической деятельности; локальные проблемы на федеральном уровне решаются все труднее. Актуальным становится создание ассоциации кооперативов, способной представить реально существующий кооперативный сектор экономики, лоббировать его интересы в органах власти и управления, представлять российскую кооперацию в Международном кооперативном альянсе, контролировать кооперативы и сою-

зы с позиции их идентификации, т. е. соответствия фактического состояния и действия в кооперативной форме хозяйствования.

Для всех видов кооперативов России необходимой является разработка принципов взаимодействия. В определенной мере этому мешает наличие у каждого вида кооператива собственного закона. Потребительская кооперация функционирует в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [3]; сельскохозяйственные производственные, потребительские, кредитные кооперативы - на основе Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» [4]; кредитные кооперативы граждан также имеют свой закон [2]. Перечисленные законы зачастую противоречат друг другу в основополагающих принципах.

Тем не менее консолидация кооперативов усиливает конкурентную способность каждого из них, кооперативного сектора экономики России в целом. Сельскохозяйственные кооперативы увеличивают товарные ресурсы; кредитные кооперативы решают проблему оборотных средств; потребительские - реализуют товары, услуги, т. е. завершают процесс воспроизводства на территории, высвобождая финансовые ресурсы, вложенные в производство и обращение товаров, удовлетворяя платежеспособный спрос населения, в первую очередь членов кооператива.

Такой совместной деятельности требуется законодательное обеспечение. Задача всего кооперативного сообщества - добиться официального статуса для реально существующего кооперативного сектора экономики. С этой целью следует инициировать:

• отражение в Конституции Российской Федерации и в Гражданском кодексе Российской Федерации кооперативной собственности как самостоятельной формы наряду с государственной, муниципальной и частной;

• восстановление в формах, разработках и публикациях Госкомстата РФ данных о кооперативном секторе экономики;

• разработку четкой национальной стратегии развития кооперативного сектора экономики;

• выделение в правительстве структурного подразделения, координирующего деятельность кооперативного сектора экономики с органами государственной власти и управления.

Оформление реально существующего кооперативного сектора экономики, придание ему официального статуса позволят войти в Международный кооперативный альянс не отдельным видом кооперативов (потребительским, как сейчас), а национальной кооперативной организацией, что уже само по себе повысит престиж российской кооперации в международном кооперативном движении, позволит вернуть утраченные позиции в руководстве Международного кооперативного альянса, приобщиться к общей для кооперативного мира стратегии, повысит самооценку отечественной кооперации, ее конку-

рентоспособность, облегчит доступ к мировым достижениям и опыту лучших форм развития.

Таким образом, в кооперативном движении России назрела необходимость интеграции организаций всех видов кооперативов в единую ассоциацию, союз или альянс, что с позиций глобалистики соответствует общей тенденции общественного развития.

Неотъемлемой частью механизма государственного регулирования национальной экономики является государственная поддержка функционирования и развития кооперативных организаций в Российской Федерации. Она представляет собой систему мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера органов государственной власти в отношении кооперативных организаций для достижения экономической и социальной эффективности общественного развития, поддержания конкурентных преимуществ. Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена проблемами, которые не могут быть эффективно разрешены в рамках экономического механизма рыночной формы хозяйствования: склонностью рынка к установлению монопольного контроля; трудностью производства общественных благ; социальным неравенством в распределении доходов, обусловленным рыночными механизмами; неспособностью рынка устранить внешние эффекты; неравномерностью распространения информации в экономической среде.

Вместе с тем решение указанных проблем силами лишь одной государственной власти невозможно. Это связано со специфическим механизмом обратной связи между государственной властью и обществом, в интересах которого и должно осуществляться государственное регулирование экономики. Реакция общества на отсутствие или неэффективное решение выделенных проблем в данном случае может быть выражена посредством альтернативного волеизъявления на выборах или, при крайнем проявлении, потерей социальной стабильности. К сложностям государственного регулирования экономики также можно отнести при принятии решений: ограниченность информации; бюрократизм; недостаточность общественного контроля; отсутствие должной мотивации.

Наличие указанных проблем стимулирует развитие субъектов государственного регулирования, которые, с одной стороны, являются элементами рыночного механизма, а с другой - способны быть проводниками государственной экономической политики и соотносить свою деятельность с интересами общества. К числу таких субъектов относятся кооперативные организации. Государственная поддержка кооперативов в настоящее время сводится к устранению недостатков рынка, препятствующих функционированию и развитию кооперативных организаций; решению свойственных рыночной экономике социальных проблем общества посредством кооперативов (см. рисунок). При помощи государственной поддержки кооперативов можно разрешить следующие проблемы рыночной экономики:

1) обеспечение производства общественных благ, т. е. возможность доступа обслуживаемого населения, преимущественно сельских территорий, к качественным товарам и услугам. Несмотря на то что часть благ производится кооперативными организациями и обеспечивается без вмешательства государства, наличие такой поддержки способно расширить условия их предоставления, снизить издержки, повысив эффективность производства общественных благ для потребителей;

2) снижение неравенства в распределении доходов, обусловленного действием рыночных механизмов. В соответствии с природой и структурой доходов, получаемых населением и связанных с функционированием кооперативов, распределение вновь полученных доходов более подчиняется социальным параметрам, нежели отражает капитализацию ранее полученных доходов, которая является основным источником неравенства в условиях свободного рынка. Сглаживанию неравенства в распределении доходов способствует также значительный объем иммобильных доходов, перераспределяемых посредством кооперативных организаций, согласно социальным критериям;

Участие кооперативных организаций в решении проблем рыночной экономики

3) обеспечение внешних эффектов, или экстерналий, которые представляют собой дополнительные выгоды или издержки, возникающие от деятельности третьих лиц и не являющиеся результатом деятельности их получателя. Содержание внешних эффектов деятельности кооперативных организаций отражает дополнительные блага, получаемые населением территорий, обслуживаемых кооперативными организациями, притом что сама деятельность этих организаций

направлена на удовлетворение потребностей их учредителей - пайщиков. Следует отметить множественность форм проявления внешних эффектов, которые охватывают повышение качества обеспечения населения товарами и услугами, способствуют решению проблем занятости и безработицы, поддержки мелких сельхозпроизводителей и социальной защиты населения. Подобная ситуация обусловливает государственную поддержку кооперативов с целью стимулирования производства положительных экстерналий.

Государственная поддержка кооперативной формы хозяйствования, по нашему мнению, может осуществляться в соответствии с установленными формами и методами путем их оптимального сочетания с учетом специфики субъекта регулирования, а также комплексного подхода к осуществлению, учитывающего возможные негативные последствия в сопряженных сферах экономики. Форма государственной поддержки кооперативных организаций - это способ регулирования деятельности субъектов экономики посредством комплекса внешних по отношению к ним средств и инструментов воздействия, оказывающих позитивное влияние на выполнение ими экономических и социальных функций.

С учетом сферы регулирования можно рассматривать три основные формы государственной поддержки кооперативных организаций: законодательно-правовую; финансово-кредитную; административную.

Законодательно-правовая форма представляет собой совокупность правовых актов (порядок их разработки, принятия и исполнения), при помощи которых устанавливаются общие и специальные принципы функционирования и развития национальной экономики, отдельных отраслей и видов хозяйствующих субъектов, в том числе и кооперативных организаций.

Финансово-кредитная форма государственной поддержки включает бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы. Она должна использоваться для стимулирования хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций путем устранения макроэкономических диспропорций в денежно-кредитной сфере, обеспечения преференций при формировании и распределении бюджета социально ориентированным субъектам рыночной экономики.

Административная форма государственной поддержки проявляется в административно-организационной и административно-экономической сферах.

Методы государственной поддержки кооперативных организаций определяются конкретными способами реализации форм данной поддержки. Так, законодательно-правовой форме соответствует метод совершенствования законодательной базы функционирования и развития кооперативных организаций. В рамках данного метода предусматривается постоянное совершенствование правовых актов, регули-

рующих развитие как кооперативного движения в целом, так и отдельных видов кооперативов.

Финансово-кредитной форме государственной поддержки кооперативных организаций присущ комплекс методов. В области бюджетно-налогового регулирования таковыми являются:

разработка налоговой политики, включающей установление налоговых ставок, объектов обложения, налоговых льгот государственной поддержки кооперативных организаций и преференций, учитывающих особенности хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций;

разработка бюджетной политики, предусматривающей государственное субсидирование кооперативных организаций как социально значимых субъектов рыночной экономики.

Кредитно-денежное регулирование выражается разработкой кредитной политики, предусматривающей доступ кооперативных организаций к финансовым ресурсам за приемлемое вознаграждение.

Административная форма государственной поддержки кооперативных организаций обусловливается применением следующих методов:

1) в сфере административно-организационного регулирования -установлением нормативов, правил и рамок деятельности, обеспечивающих равные конкурентные возможности для хозяйствующих субъектов на рынках; предоставлением равного информационного обеспечения всем участникам рынка; построением устойчивых взаимоотношений с органами государственной власти всех уровней;

2) в сфере административно-экономического регулирования -обеспечением государственного заказа на продукцию и услуги кооперативных организаций; таможенным регулированием, включающим установление квот, пошлин с целью защиты кооперативных товаропроизводителей от негативного влияния мирового рынка.

Система конкретных мероприятий по реализации методов государственной поддержки функционирования и развития кооперативных организаций, на наш взгляд, может быть представлена тремя уровнями:

во-первых, комплексом общеэкономических мероприятий, оказывающих положительное воздействие на развитие экономической системы в целом, всех хозяйствующих субъектов, в том числе и кооперативных организаций. В соответствии с целями государственной поддержки данный комплекс мероприятий должен обеспечивать равные условия функционирования и развития всех субъектов рынка;

во-вторых, комплексом специальных мероприятий, регулирующих развитие кооперативной системы и отдельных видов кооперативов согласно их отраслевой принадлежности. Назначение данного комплекса мероприятий - стимулирование производства положительных внешних эффектов деятельности кооперативных организаций;

в-третьих, специализированными мероприятиями, направленными на стимулирование социальной деятельности кооперативных

организаций, базирующимися на их функциональной классификации и призванными решать проблемы неравенства в распределении доходов.

Таким образом, консолидация всех видов кооперативов, интеграция их организаций в единую ассоциацию, государственная поддержка функционирования и развития кооперативных организаций в Российской Федерации могут стать фундаментом стабильного и гармоничного развития кооперативного сектора национальной экономики; удержания, укрепления и расширения его конкурентных преимуществ.

Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2008.

2. О кредитных потребительских кооперативах граждан: Закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2001. - № 117-ФЗ.

3. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2000. -№ 18-ФЗ.

4. О сельскохозяйственной кооперации: Закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 2003. - № 73-ФЗ.

© Сорокина И.Э., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.