Научная статья на тему 'Государственное регулирование производства нефтепродуктов высоких экологических классов'

Государственное регулирование производства нефтепродуктов высоких экологических классов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
222
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование производства нефтепродуктов высоких экологических классов»

Государственное регулирование производства нефтепродуктов высоких экологических классов

Кожемжарова Д.К.

В мире ежегодно происходит возрастание потребления нефтепродуктов, что приводит к ухудшению экологической ситуации. В связи с этим принимаются меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду. Так, в 2000 году Европейский союз ввел ужесточенные спецификации на бензин и дизельное топливо, связанные с программой экологии автотранспорта Евро-3, с 2005 года введены жесткие нормы по программе Евро-4. С 2009 года принята также Директива ЕС о введении еще более жестких требований Евро-5.

Для обеспечения экологической безопасности страны и соответствия высоким международным стандартам качества, а также достижения конкурентоспособности продукции отечественных производителей Правительством РФ предпринимаются шаги по ужесточению экологических требований к качеству автомобильных топлив. Так, 27 февраля 2008 года был разработан технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В таблице 1 представлены требования технического регламенты к качеству автомобильных бензинов. [1]

Таблица 1.Требования к характеристикам автомобильного бензина

Характеристики автомобильного бензина Нормы в отношении

класса 2 класса 3 класса 4 класса 5

Массовая доля серы, мг/ кг, не более 500 150 50 10

Объемная доля бензола, %, не более 5 1 1 1

Концентрация железа, мг/дм , не более отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие

Концентрация марганца, мг/дм , не более отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие

Концентрация свинца, мг/дм , не более отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие

Массовая доля кислорода, %, не более - 2,7 2,7 2,7

Объемная доля углеводородов, %, не более:

Ароматических - 42 35 35

Олефиновых - 18 18 18

Октановое число:

по исследовательскому методу, не менее 92 95 95 95

по моторному методу, не менее 83 85 85 85

Давление паров, кПа, не более:

в летний период - 45-80 45-80 45-80

в зимний период - 50-100 50-100 50-100

Объемная доля оксигенатов, %, не более:

Метанола - отсут- ствие отсут- ствие отсут- ствие

Этанола - 5 5 5

Изопропанола - 10 10 10

Третбутанола - 7 7 7

Изобутанола - 10 10 10

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле - 15 15 15

других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) - 10 10 10

Экономические науки

На сегодняшний день технологическая база нефтеперерабатывающих заводов, доставшихся стране в наследство от СССР, устарела. По качественной характеристике своего производственного потенциала российская нефтеперерабатывающая промышленность находится лишь на 72 месте в мире. В результате средняя глубина переработки нефти на российских НПЗ в настоящее время составляет 71% (против 90% в мире), а износ основных фондов — свыше 60%. Недостаток процессов вторичной переработки нефти находит свое выражение, прежде всего, в виде соотношения выхода на нефть моторных топлив (47% в России против 75% в развитых странах).[2] Другим следствием отсутствия процессов вторичной переработки является устаревший ассортимент моторных топлив, преобладающую долю в котором составляют нефтепродукты низких экологических классов.

Так, например, в Европе производится только высокооктановый бензин, тогда как в России из 100% доля высокооктановых бензинов составляет только 25-30%. Поэтому главной задачей развития нефтепереработки является модернизация и коренная реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов.

Согласно энергетической стратегии России до 2030 года, принятой в ноябре 2009 года, приоритетом станет развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции.

Развитие нефтепереработки может произойти по двум сценариям развития. Первый сценарий подразумевает энергоэффективное развитие, согласно которому объемы переработки нефти увеличиваются до 245 млн. тонн к 2020 году, а затем снижаются до 230 млн. тонн к 2030. По второму, благоприятному варианту, объемы переработки растут к 2020 году до 265 млн. тонн и далее к 2030 году до 290 млн. тонн [3]

Рисунок 1. Переработка нефти по вариантам до 2030 года

Рост переработки нефти будет происходить как за счет развития действующих заводов, так и строительства новых. Объемы вводов мощностей, включая вторичные процессы за 2010-2030 гг. составят 267 млн. тонн по энергоэффективному варианту и 346 млн. тонн по благоприятному варианту. (Рисунок 2)

За 20 лет намечается ввести, соответственно по вариантам, 15-21 млн. тонн мощностей каталитического крекинга, 43-53 млн. тонн гидрокрекинга, 13-15 млн. тонн замедленного коксования. Для улучшения качества моторных топлив предлагается ввод 10-11 млн. тонн мощностей каталитического риформинга и 8-10 млн. тонн мощностей изомеризации и алкилирования, 55-69 млн. тонн гидроочистки средних дистиллятов.

Рисунок 2. Объемы вводов процессов по вариантам в 2010-2030 гг.

Наряду с вводами новых мощностей будет осуществляться реконструкция действующих и вывод устаревших установок. В результате должна увеличиться загрузка и улучшиться структура вторичных процессов. (Рисунок 3)

Рисунок 3. Загрузка вторичных процессов по вариантам в 20002030 гг.

Производство нефтепродуктов на перспективу до 2030 представлено на рисунке 4. В абсолютном выражении производство моторных топлив увеличится до 142-151 млн. тонн в 2020 г и 131-157 млн. тонн в 2030 г.

Рисунок 4. Производство нефтепродуктов в 2000-2030 гг.

Всероссийский журнал научных публикаций № 2(12) 2012

35

При этом выход моторных топлив в 2030г в энергоэффективном варианте будет больше (64%), чем в благоприятном (61%). Это объясняется тем, что в благоприятном варианте больше удельный вес новых заводов, которые используют прямогонный бензин на нефтехимию, а не для производства автомобильного бензина. Выход топочного мазута сократится до 15-16% в 2020г и 10% в 2030г. Выход битума и масел увеличится к концу перспективного периода почти в 2 раза. Выход тяжелых мазутных остатков сократится в 10 раз. Показатели глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов по вариантам близки. Стандартная формула определения глубины нефтепереработки — объем переработки минус мазут и потери, деленные на объем переработки. [4] Если исходить из этого расчета, то к 2020 году глубина переработки увеличится до 84%, а к 2030 году она уже составит 89%. Это позволит полностью покрыть потребность страны в высокооктановом бензине, дизтопливе, авиакеросине отечественным продуктом.

Реконструкция нефтеперерабатывающих заводов для перехода на стандарты Евро-3,4 по силу только крупным нефтяным компаниям. Однако сложные отношения между государством и собственниками компаний создают для них значительные инвестиционные риски. Такая неопределенность затрудняет реализацию долгосрочных проектов, в том числе и реконструкцию НПЗ. Кроме того, до последнего времени препятствием к повышению качества нефтепродуктов служила налоговая политика: из-за ее специфики сейчас наибольшую рентабельность имеют нефтеперерабатывающие заводы с простой перегонкой, выпускающие низкосортное топливо, а наименьшую — предприятия со сложными техническими процессами, в том числе и нефтехимическими. Это не стимулирует производство качественных нефтепродуктов.

Так, серьезным негативным стимулом для инвестиций в модернизацию российских НПЗ являются экспортные пошлины на нефтепродукты. Экспортные пошлины снижают прибыльность экспорта именно качественных нефтепродуктов: минимальная экспортная пошлина установлена для мазута, а максимальная — для светлых нефтепродуктов. [5]

Далее, в настоящее время система акцизов такова, что компаниям невыгодно наращивать производство высококачественного бензина, поскольку это приведет к более высокой налоговой нагрузке. В свете этого Минэкономразвития РФ готовит проект поправок к Налоговому кодексу, которые дифференцируют топливные акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов. К ставкам акциза будет применяться корректирующий коэффициент: чем выше качество топлива, тем ниже будет налог. Для РФ такая поправка была б крайне необходима для того, чтобы побудить НПЗ быстрее перейти на выпуск более чистых нефтепродуктов. Правда, эксперты высказывают по поводу эффективности этой меры определенный скептицизм. Они отмечают, что до 30% реализуемого моторного топлива вообще уводится из-под акциза, поскольку производится путем смешения компонентов уже вне стен НПЗ. Сегодня государство не способно контролировать даже текущую ситуацию, и что будет, если ввести дополнительную «экологическую» категорию? Ответа на этот вопрос нет.

Другой недостаток нынешней государственной политики, оказывающей косвенное влияние на нефтепереработку, состоит в том, что правительство долгое время практически не принимало действенных мер для повышения качества

автопарка, и значит, отсутствовали стимулы для расширения спроса на качественные нефтепродукты.

Но при всех слабостях правительственной политики есть и положительные результаты — экологичность отечественных нефтепродуктов постепенно повышается. Если долгое время препятствием к развитию и модернизации нефтепереработки в стране было отсутствие законодательной базы, ограничивающей выпуск топлива, не отвечающего теперешним и будущем экологическим требованиям, то теперь эта недоработка преодолевается. С 31 декабря 2012 года в стране должно быть прекращено производство топлива производство автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники. Выпуск и оборот бензина и дизтоплива стандарта «Евро-3» допускается до 31 декабря 2014 года, а евро-4 до 31 декабря 2015 года. Не ограничен лишь срок производства бензина стандарта Евро-5.

Соответственно, даже на уровне планов правительства (в своевременной реализации которых есть определенные сомнения) наблюдается существенное отставание от ЕС в плане временных рамок перехода на более современные и экологичные сорта бензина и дизельного топлива.

Таким образом, для того, чтобы отечественная продукция была конкурентоспособной необходимо принимать меры экономического стимулирования модернизации нефтеперерабатывающих заводов. К таким мерам можно отнести следующее:

1. дифференциация акцизов на топливо для стимулирования производства более экологичных бензинов и дизельного топлива;

2. сокращение экспортных пошлин для топлив высоких экологических классов;

3. рост конкурентности на внутреннем автомобильном рынке;

4. введение нулевых таможенных пошлин на оборудование для НПЗ, что позволит модернизировать отечественные заводы.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. N748 г. Москва «О внесении изменений

в технический регламент « О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей»

2. Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование рынков моторных топлив // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2006. — № 6

3. «Энергетическая стратегия России до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р

4. Капустин В. Проблемы развития нефтепереработки в России // Нефть и капитал. — 2006. — 6 окт.

5. Нефтегазовая вертикаль: переработка, химия, маркетинг. — 2008. — Март — С. 6—7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.