УДК 338.4
О.В. Теплова*
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В статье представлены принципы совершенствования эффективности функционирования нефтяной отрасли Республики Башкортостан в соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 года. Рассмотрены основные факторы развития и эффективного функционирования нефтяной отрасли, принципы и методы ее организации и построения. Исследованы основные проблемы в данной области.
Ключевые слова: эффективность, устойчивое развитие, регион, нефтедобыча, нефтепереработка, оптимизация, бюджет, нефтяная отрасль.
В Российской Федерации нефтяная отрасль хозяйства является ключевой, т. к. обеспечивает около 50 % поступлений в бюджет страны. Также ее можно охарактеризовать как отрасль инвестиционных мультипликаторов, потому что в отрасли используются в основном материалы и оборудование, произведенные в России, что тоже очень важно для экономики страны.
Генеральная схема развития нефтяной отрасли России на период до 2020 года, представленная Минэнерго РФ, является ключевым документом, определяющим развитие нефтяной отрасли в России. Эта схема разработана в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года и утверждена приказом Минэнерго России от 06.06.2011 года. Цель Генеральной схемы — определить условия, которые обеспечат максимальный экономический эффект работы нефтяной отрасли без снижения ежегодных налоговых поступлений. Генеральная схема определяет сбалансированное развитие всех подотраслей нефтяной отрасли: геологоразведка, разработка месторождений, добыча нефти, нефтепереработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов. Генеральная схема необходима для обеспечения синхронизации геологоразведки и разработки месторождений с обеспечением трубопроводной инфраструктуры и мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Основное внимание в Генеральной схеме уделено устойчивому развитию следующих подотраслей нефтяной отрасли: геологоразведка нефти, добыча нефти, эффективная нефтепереработка, рациональное использование попутного нефтяного газа, обеспечение спроса внутри страны качественными моторными топлива-ми собственного производства, улучшение экологии добычи и переработки нефти.
К 2020 году, согласно генсхеме, будет обеспечен уровень добычи нефти в объеме 505 млн тонн, глубина переработки нефти будет не менее 85 %, а объем переработки сохранится на уровне 230—240 млн тонн, все это обеспечит комплексное развитие нефтедобывающих регионов, в нефтяной, строительной и иных смежных отраслях будут созданы новые рабочие места. Реализация этих планов позволит
* © Теплова О.В., 2013
Теплова Ольга Владимировна ([email protected]), кафедра экономики Поволжского института бизнеса, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галактионовская, 141, оф. 53.
полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка нефтепродуктов, обеспечит экспорт нефти и невостребованных на внутреннем рынке нефтепродуктов в наиболее прибыльных направлениях экспорта, сохранит стабильные поступления в доходную часть консолидированного бюджета страны. Переход российской нефтепереработки на новый качественный уровень производства — выпуск нефтепродуктов, соответствующих современным экологическим стандартам, положительно отразится на качестве жизни населения России.
600 - 5 3 * 0 п п 1 ч 0 п * 51 Г, 5 п 1 Г) 0 П и 6 быча нефти в России ■ Добыча нефти) млн.т) я-»— ■Ч— _ и н 11 ; И ^ » г ® 5 2 3 ?
500 400 * п- Г1 п _ ^Т Рт1 ■ 318 307 301 306 303 305 41 п 0 * п г: 0 3
300
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Добыча нефти в России
По данным рис. 1 видно, что за последние 30 лет уровень добычи нефти в России сильно менялся [3]. Максимальный уровень добычи нефти был достигнут в 1987—1988 годах в объеме 569 млн тонн. Затем общий спад производства в стране в 1991—1999 годах привел к спаду объемов добычи нефти почти в 2 раза до 303 млн тонн в год. Начиная с 2000 года можно видеть постепенное восстановление объемов добычи нефти до 494 млн тонн в год к 2010 году. Только в 2008 году видно небольшое снижение уровня добычи нефти, однако применение льготной ставки по экспорту и создание инфраструктуры поставок нефти из Восточной Сибири на Тихий океан помогли в разработке новых месторождений и позволили повысить объемы добычи нефти.
Генеральная схема развития нефтяной отрасли согласована с Планом развития газо- и нефтехимии России до 2030 года. Этот план предусматривает переход до 2030 года сырьевой экономики России к инновационной. Рост ресурсной базы должен быть сбалансирован с производством продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация этого плана должна привести к максимально эффективному использованию добываемого углеводородного сырья, направляя его преимущественно на глубокую переработку. Также реализация плана должна вызвать существенный рост внутреннего спроса на продукцию нефтехимического производства и повышение ее конкурентоспособности на внешних рынках [4].
Минэнерго в рамках реализации генеральной схемы для удержания объемов добычи нефти в России готовит налоговые льготы. Планируется введение налога на добавочный доход (НДД, налог на финансовый результат), этот налог позволит более корректно распределить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, т. е. ставка налога варьируется и зависит от фактически полученной прибыли. С 1 марта
2013 г. вступил в силу закон на 50 % скидку на экспортную пошлину для «трудных» месторождений. Под действие этого закона попадают порядка 50 месторождений с объемом запасов на балансе 5,3 млрд тонн.
Рис. 2. Нефтепереработка в России
Как видно из данных рис. 2, производство мазута все еще остается на первом месте в процессе переработки нефти в России [3]. Увеличение объемов переработки нефти идет за счет роста объемов производства темных нефтепродуктов, мазута и дизельного топлива. Рост же объемов производства качественных светлых нефтепродуктов, бензина еще очень мал. Нефтепереработка в России только к 2011 году по объемам вышла на уровень 1992 года. Все это говорит о том, что нефтяная отрасль в России больше была ориентирована на добычу нефти и ее последующую продажу, нежели на нефтепереработку. До сих пор большие объемы нефтепереработки в России остаются на низком уровне качества. 30 % нефтепереработки — мазут, три четверти которого идет на экспорт в Европу, где он проходит вторичную переработку для производства дизеля и высококачественного бензина, таким образом, большая часть добавочной стоимости нефтепереработки остается не в России.
Налоговая реформа, стимулирующая добычу нефти и инвестиции в модернизацию НПЗ, началась в октябре 2011 года. Налоговый режим «60—66» направлен на увеличение производства качественных моторных топлив для поставки на внутренний рынок путем повышения акцизов на производство низкокачественного моторного топлива и их понижения на высококачественные бензины. Внесены изменения в Кодекс административных правонарушений РФ. Эти меры призваны стимулировать инвестиции ВИНК в развитие вторичной обработки нефти на их нефтеперерабатывающих предприятиях, внедрение и модернизацию установок по переработке нефти, закрытие нерентабельных мини-НПЗ с простейшими процессами обработки нефти. Однако есть риски того, что для выполнения требований техниче-
ского регламента по октану нефтеперерабатывающие предприятия будут использовать нерегламентируемые присадки (например, монометиланилин — высокооктановая присадка, содержание которой в бензинах не регламентируется), не наращивая вторичные процессы переработки нефти [5]. Поэтому для обеспечения наращивания вторичной переработки нефти и производства качественного бензина в техническом регламенте принято ограничение применения нерегламентируемых высокооктановых присадок, так как октановое число бензина не оказывает влияния на экологические характеристики автомобильных бензинов. Технический регламент также позволяет нефтеперерабатывающим компаниям производить и реализовы-вать бензин Аи-92 в связи с тем, что основной парк автомобилей на территории России потребляет бензин этой марки. Сейчас уже можно говорить о результатах системы «60—66» — инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль выросли на 25 % в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, добыча выросла более чем на 13 %, а объемы бурения выросли на 9 %. Изменение таможенного и налогового регулирования оборота нефтепродуктов также направлено на неэффективность выпуска низкосортных нефтепродуктов, которые, по сути, являются сырьем для переработки вне России — на зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.
Модернизация нефтеперерабатывающего производства — одно из приоритетных направлений развития нефтяной отрасли в России. По данным Минэнерго, в 2008— 2010 годах на модернизацию производства ВИНК было инвестировано 177 млрд рублей. Это позволило построить 6 новых и реконструировать 10 имеющихся установок по вторичной переработке нефти. Подписанное четырехсторонее соглашение между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и ВИНК закрепляет обязательства ВИНК по модернизации нефтеперерабатывающих производственных мощностей до 2020 года — реконструкцию и строительство 124 установок вторичной обработки нефти. В соответствии с принятым соглашением в 2012 году будет произведена реконструкция 10 и построено 10 новых установок по вторичной переработке. В 2013 году — 16 новых и 4 реконструированных, в 2014 году будет введено 23 новых и 2 реконструировано, 2015 году — 17 новых и 4 реконструировано, в 2016—2020 годах планируется введение 36 новых установок.
Как сообщил министр энергетики России А. В. Новак на инвестиционном саммите Reuters 2012, заградительные экспортные пошлины на бензин сейчас составляют 90 % от нефтяной ставки и меняться не будут до того времени, пока не будут реализованы планы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, и риски обеспечения внутреннего рынка бензинами снизятся до необходимого минимума.
По итогам 2012 года Минэнерго отмечает, что большинство ВИНК готовы к производству бензинов высокого экологического класса. Топливный рынок в России при переходе на 3 экологический класс и выше будет обеспечен моторными топливами, содержащими до 150 мг на литр серы, что в 3 раза меньше сегодняшних разрешенных 500 мг на литр. Эти процессы способны улучшить экологическую обстановку в России. Таким образом реализуется стратегия устойчивого развития России в плане заботы об экологии.
В рамках энергетической стратегии ВИНК реализуют инвестиционные программы, направленные на рациональное использование ПНГ(попутного нефтяного газа) до 95 %. В целом можно отметить положительную динамику использования ПНГ, как результат реализации инвестиционных программ нефтегазовых компаний. Но не везде решены еще проблемы эффективного использования ПНГ, например, на месторождениях Восточной Сибири это связано с отсутствием инфраструктуры по переработке и транспортировке ПНГ. Минэнерго России создало рабочую группу по использованию (утилизации) ПНГ с целью доведения уровня
его утилизации до 95 %. Рабочая группа занимается координацией совместных проектов по рациональному использованию ПНГ, информированием нефтегазовых компаний о новых и используемых технологиях в различных производственных условиях, направленных на совершенствование использования ПНГ, работой в области совершенствования нормативно-правовой базы.
В Башкортостане основным предприятием, осуществляющим геологоразведку, добычу и переработку нефти ,является ОАО АНК «Башнефть». Следуя стратегии устойчивого развития, ОАО АНК «Башнефть» расширяет свою ресурсную базу, разрабатывая также месторождения в Оренбургской области, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. Большие надежды возлагаются на разработку месторождений им. Р. Требса и А. Титова.
ОАО АНК «Башнефть» реализует программу геологоразведочных работ на территории Башкортостана с целью поддержания добычи нефти на уровне 15 млн тонн в год, а также проводит работы по разведке нетрадиционных запасов нефти в Башкортостане. В сфере нефтепереработки ОАО АНК «Башнефть» планирует повысить глубину переработки нефти на своих заводах с 86 до 94,4 % и увеличить выход высококачественных светлых нефтепродуктов с 59,9 до 73,4 %. В сфере развития логистики доставки бензинов розничным потребителям, компания планирует расширение собственной розничной сети заправочных станций с 488 до 1200 АЗС, что позволит реализовывать в розницу до 80 % производимой бензиновой продукции. В течение 2013—2015 гг. в этот проект планируется инвестировать 6,5 млрд рублей, запланированы также реконструкция и переоформление АЗС в соответствии с новым корпоративным стандартом. Несовершенство технологий добычи нефти в 50—60 годах ХХ века на территории Башкортостана привело к проблемам водоснабжения в ряде районов республики. ОАО АНК «Башнефть» финансирует программу «Родники Башкирии», направленную на восстановление родников, работы по строительству и ремонту систем водоснабжения и бурению дополнительных водяных скважин. Сохранение природного богатства тоже одна из задач стратегии устойчивого развития компании. Предварительные итоги деятельности ОАО АНК «Башнефть» в 2012 году подтверждают, что компания не только сохранила на оптимальном уровне добычу нефти на имеющихся месторождениях, но и продолжила увеличивать его объем. Рост был обеспечен за счет внедрения современных технологий, например, бурение новых проходов. Итак, добыча нефти в 2012 г. по сравнению с 2011 годом повысилась на 2,2 % и составила 15437 тыс. тонн, среднесуточная — 51,1 тыс. тонн. В нефтеперерабатывающем секторе компании показатель индекса Нельсона вырос с 8,3 до 8,55 после окончания модернизации на заводе «Уфанефтехим». Объем выхода светлых нефтепродуктов не изменился по сравнению с 2011 годом, но значительно транформировался выпуск продукции, особенно автомобильных бензинов. Доля бензина Евро-3 сократилась с 69 %(в 2010 г.) до 19,9 %(2012—2013 гг.). А доля бензина Евро-4 выросла с 11,7 %(2012 г.) до 76,9 %(2012 г.). В структуре дизельного топлива также наступили положительные изменения. Производство дизельного топлива, по стандарту Евро-4 сократилось с 16,7 %(2011 г.) до 10,5 %(2012 г.), а доля дизельного топлива Евро-5 увеличилась с 5 %(2011 г.) до 13 %(2012 г.). Все эти показатели соответствуют генеральной схеме развития нефтяной отрасли. В рамках мероприятий по выполнению стратегии устойчивого развития компания завершает строительство установок сернокислого алкилирования и регенерации отработанной серной кислоты на ОАО «Новойл», а также строит установку по производству водорода на ОАО «Но-войл» и установку гидроочистки бензина каталитического крекинга на ОАО «УНПЗ». Объем инвестиций по данным проектам составит 9,7 млрд рублей. К 2016 году
объем переработки нефти на предприятиях компании должен составлять 94,7 %, выход «светлых нефтепродуктов» должен составить 73 % [2].
Республика Башкортостан — один из старейших нефтедобывающих регионов страны. По производству автомобильного и дизельного топлива республика занимает 1 место среди регионов России. Инвестиционная политика компаний нефтяной отрасли, работающих на территории Башкортостана, направлена на повышение глубины переработки углеводородного сырья, качества выпускаемого топлива и обеспечения экологической безопасности производственных процессов.
Библиографический список
1. Минэнерго. URL: http://minenergo.gov.ru.
2. ОАО АНК «Башнефть». URL: http://www.bashneft.ru.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
4. Манукян М.М., Сорочайкин А.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности: показатели эффективности функционирования и влияние на экономику страны // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 3(84). С. 93—99.
5. Борзаев Б.Х., Капустин С.А., Капустин В.М. Многофункциональные добавки к автомобильным бензинам // Химия и технология топлив и масел. 2007. № 2. С. 18—21.
O.V. Teplova*
STATE INDUSTRIAL POLICY ON DEVELOPMENT OF OIL BRANCH IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
The principles of improvement of efficiency of functioning of oil branch of the Republrc of Bashkortostan are presented in the article according to the General scheme of development of oil branch till 2020. Major factors of development and effective functioning of oil branch, the principles and methods of its organization and construction are considered. The main problems in the field are investigated.
Key words: efficiency, sustainable development, region, oil production, refining, optimization, budget, oil branch.
* Teplova Olga Vladimirovna ([email protected]), the Dept. of Economics, Volga Region Institute of Business, Samara, 443010, Russian Federation.