Научная статья на тему 'Государственное регулирование отношений в сфере православно-ориентированного образования'

Государственное регулирование отношений в сфере православно-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ORTHODOX-ORIENTED EDUCATION / ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRIVATE EDUCATIONAL ORGANIZATION / ТЕОЛОГИЯ / THEOLOGY / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / RELIGIOUS VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухарев Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия Российского государства и православно-ориентированного образования на современном этапе развития данных институтов общества. Анализируется законодательная база, способствующая развитию частных православных общеобразовательных учреждений. Выявляются меры, принимаемые государством для бесперебойного функционирования православно-ориентированных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of relations in the sphere of Orthodox-oriented education

The article investigates the problem of interaction between the Russian state and the Orthodox-oriented education at the present stage of development of these institutions in society. We analyze the legal framework conducive to the development of private Orthodox educational institutions. Identifies the measures taken by the government for the smooth functioning of the Orthodox-oriented educational institutions.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование отношений в сфере православно-ориентированного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 371

Д.С. Глухарев, г. Сургут

Государственное регулирование отношений в сфере православно-

ориентированного образования

Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия Российского государства и православно-ориентированного образования на современном этапе развития данных институтов общества. Анализируется законодательная база, способствующая развитию частных православных общеобразовательных учреждений. Выявляются меры, принимаемые государством для бесперебойного функционирования православно-ориентированных образовательных организаций.

Православно-ориентированное образование, частная образовательная организация, теология, религиозные ценности, духовно-нравственное воспитание.

D.S. Glukharev, Surgut

State regulation of relations in the sphere of Orthodox-oriented education

The article investigates the problem of interaction between the Russian state and the Orthodox-oriented education at the present stage of development of these institutions in society. We analyze the legal framework conducive to the development of private Orthodox educational institutions. Identifies the measures taken by the government for the smooth functioning of the Orthodox-oriented educational institutions.

Keywords: Orthodox-oriented education, private educational organization, theology, religious values, spiritual and moral education.

Более четверти века в современном образовательном пространстве Российской Федерации функционируют и развиваются православно-ориентированные образовательные организации. Статья 14 Конституции РФ, провозглашающая равенство перед законом всех религиозных объединений [1], хоть и указывает на отделённость их от государства, но не запрещает государству поддерживать конфессиональные школы. Более того, тенденции к внедрению элементов духовной культуры в образование с каждым годом усиливаются и поддерживаются на государственном уровне. Если в 2000 г. национальная доктрина образования в РФ носила сугубо светскую риторику [3], то уже в 2009 г. издано специальное распоряжение Правительства РФ, обязывающее светские школы к введению курса Основ религиозной культуры и светской этики, в том числе и Основ православной культуры [4]. За последние несколько лет православные общеобразовательные школы стали не только центрами духовно-нравственного возрождения российского общества, сохранения и укрепления духовного здоровья подрастающего поколения, но и центрами инновационной, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности, центрами развития отечественного образования. Многие из данных образовательных учреждений могут служить образцом для государственных школ в организации и проведении качественного образования и духовно-нравственного

воспитания. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России прямо называет среди важнейших носителей базовых национальных ценностей традиционные российские религиозные объединения, где на первое место в тексте поставлены «христианские, прежде всего в форме русского православия» [6, с.11]. Наконец, новый Закон об образовании чётко сформулировал особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России, разграничив понятия «частные образовательные организации», строящиеся на основе религиозных ценностей, и «духовные образовательные организации», призванные готовить служителей религиозного культа [2, с. 149].

Наше исследование посвящено работе частных православно-ориентированных образовательных организаций, действующих в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего основного общего и среднего общего образования, имеющих лицензию и успешно проходящих государственную аккредитацию. Поскольку основными целевыми приоритетами таких образовательных организаций являются не просто воцерковление детей, молодежи, родителей на основе изучения, понимания и осмысления православных ценностей, но и воспитание грамотного, высокообразованного человека, гражданина и патриота своей страны, то получение государственной аккредитации является инициативой прежде всего самой православной школы. Сближение образовательных стандартов государства и Русской Православной Церкви выразилось, в частности, в том, что параллельно с разработкой ФГОС Министерством образования и науки РФ, Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ в 2011 г. создал собственный Стандарт православного компонента общего образования, который безусловно определяет «место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства» [5, с. 2].

Принципиально важно то, что православно-ориентированное образование в настоящее время не противопоставляется государственному, и с точки зрения современных нормативных актов, регулирующих сферу образования, также призвано способствовать развитию нового гражданина России, живущего в XXI веке, однако с учётом традиционного для православных россиян уклада жизни и стиля мышления, основанного на вековых духовно-нравственных ценностях. В этой связи в российском образовательном пространстве действующим законодательством отводится особая роль религиозно-православным ценностям.

Государство допускает наличие православно-ориентированного образования в различных формах, преследуя цели как получения учащимися знаний о духовных традициях одной из основополагающих религий Российской Федерации, так и формирования личности ребёнка в соответствии с духовно-нравственными и социально-культурными традициями русского православия. Во-первых, элементы православно-ориентированного образования внедряются в светскую школу в форме отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, либо модулей в рамках какой-либо конкретной дисциплины (литературы, истории, обществознания, музыки). Институтами развития образования (как вариант - институтами повышения квалификации педагогических работников) в каждом регионе России в 2011 г., накануне введения курса Основ религиозной культуры и светской этики были организованы специальные курсы

повышения квалификации в объёме 72 часов для учителей гуманитарных дисциплин, желающих преподавать данный предмет.

Предпринимаются и другие государственные меры по формированию преподавательского состава, способного обеспечить бесперебойное функционирование православно-ориентированного образования. Высшим учебным заведениям дано право обучения по новой для них специальности «теология». Так, 17 января 2011 г. министром образования и науки России А. А. Фурсенко был опубликован Приказ № 49 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) магистр)».На данный момент в нашей стране насчитывается 36 вузов, в том числе (что весьма показательно) 21 государственный, которые выдают дипломы бакалавров и магистров теологии. При этом, согласно стандарту, подготовленному с целью обучения теологов, «образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей». Также следует отметить факт, что официально аккредитованные Министерством образования и науки духовные школы Русской Православной Церкви, кроме богословского диплома церковного образца об окончании духовного высшего учебного заведения, выдают дипломы «бакалавра теологии» государственного образца, так как в курсе «Сравнительное богословие» изучают и основы других религий.

В Российской Федерации теология изначально с момента формирования новой российской государственности не входила в перечень научных специальностей, утверждённый Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Вопрос о включении теологии в официальный перечень специальностей поднимался не раз. Наконец, в феврале 2008 г. 225 учёных, докторов и кандидатов наук, выступило за государственное признание теологии отдельной отраслью науки, на что в марте того же года последовала негативная реакция некоторых средств массовой информации и сравнительно небольшой части российского научного сообщества. В поддержку признания в России на официальном уровне теологических дипломов, а также кандидатских и докторских диссертаций в декабре 2010 г.активно выступил ряд учёных из вузов Германии.

Подчеркнём тот факт, что инициатором возрождения теологического образования в России выступили именно активисты из числа представителей Русской Православной Церкви, и положительное решение данной проблемы, принятое государством в 2011 г., демонстрирует принципиальную поддержку православно-ориентированного образования со стороны государства. С учётом того, что на Западе степени магистров и докторов теологии непрерывно присваиваются со времён Средневековья, и не исчерпали себя в условиях развитой демократии, гражданского общества и правового государства, нет никаких противоречий между статьёй 14 Конституции РФ, объявившей Россию светским государством, и наличием в этом государстве такой специальности, как теология.

Во-вторых, государство разрешает создание частных образовательных организаций, учреждённых местными приходами Русской Православной Церкви [2, с. 149]. Формировать основную образовательную программу данные организации обязаны с учётом государственных стандартов общего образования, что при получении государственной аккредитации жёстко регламентируется федеральными контролирующими органами в сфере образования (Рособрнадзор). Но при этом

православные гимназии имеют полное право включить в часть основной образовательной программы такие предметы (курсы, дисциплины, модули дисциплин), которые обеспечивали бы детям получение религиозных знаний и приобщение к духовно-нравственным традициям православия.

Как отмечает А.А. Стерхов, «актуальнейшей проблемой современной педагогики стало наполнение образования духовностью, поиск того идейного начала, которое способно зажечь сердца детей» [7, с. 133]. Этот же учёный, анализируя образовательную среду православной гимназии, уровень духовного единения обучающихся там, констатирует факт, что «в светской школе добиться такого духовного единения сложно, поскольку в её стенах переплетается множество взглядов и интересов, зачастую прямо противоположных друг другу, а потому входящих в неизбежную конфронтацию» [8, с. 149]. Исходя из анализа законодательной базы, относящейся к системе современного российского образования, мы видим, что государство понимает это и ставит себе в качестве приоритетной задачи формирование единого национального идеала, который сплотил бы граждан страны. Поиск национальной идеи стал ключевой проблемой российского государства в начале 2000-х годов. Исходя из логики современного законотворчества (принятие Федерального закона «Об образовании» №273-ФЗ, разработка Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), само государство пришло к пониманию того, что такой идеал лучше всего строить на традиционных религиозных ценностях. При этом государство законодательно поддерживает православно-ориентированные учебные заведения, позволяя им, например, устанавливать дополнительные условия приёма на обучение, дополнительные права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установок той религиозной организации, в ведении которой находится соответствующая православная гимназия [2, с. 150].

В последние годы усиливаются тенденции развития православно-ориентированного образования под патронатом государства. В течение 2000-2010-х гг. в стране проводилось множество научно-практических, образовательных чтений под эгидой как Русской Православной Церкви, так и Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования и других ведомств. Значительный практический опыт духовно-нравственного воспитания накоплен православными образовательными организациями, и он требует осмысления, обобщения и распространения и в государственной системе образования. Государственное управление православно-ориентированным образованием обеспечивает возможность непрерывного развития для последних, позволяет избежать замкнутости в своих проблемах, видеть перспективу и результаты работы не только в рамках собственной конфессии, но и для российского общества в целом. Деятельность православных школ требует и в дальнейшем серьезного внимания, и поддержки со стороны государственных органов управления, поскольку данные образовательные учреждения вносят серьезный вклад в образование и воспитание граждан страны, стремятся к повышению эффективности своей деятельности, и готовы отвечать вызовам современности, в том числе и со стороны различных контролирующих органов государства.

Государство на современном этапе развития российского образования выдвигает ряд требований к православным образовательным организациям, которым последние

вполне соответствуют. Сюда входят: установленный образовательный ценз педагогических работников данных организаций; требования к зданиям, сооружениям, в том числе учебным и спортивным, которые должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, установленным в Российской Федерации; наличие всех необходимых документов для ведения образовательной деятельности, включая устав и основную образовательную программу, составленную в соответствии с ФГОС; применение современных информационных технологий в обучении; наличие у православной гимназии официального сайта, требования к которому полностью регламентируются государством и проверяются на соответствие контролирующими органами.

Государство чётко отслеживает соблюдение православно-ориентированными образовательными организациями прав и свобод учащихся, основанных на Конвенции о правах ребёнка и Федеральном законе «Об образовании» №273-ФЗ, соответствие каждого педагога занимаемой должности согласно его квалификации, указанной в дипломе о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании, наличие у педагога квалификационной категории, отсутствие судимости, подтверждённое справкой из органов Министерства внутренних дел РФ, и т.д. При этом сами православно-ориентированные школы, стремясь соответствовать всем требованиям, разработанным государственной властью, укрепляют свои позиции, успешно вливаясь в общее образовательное пространство России.

Таким образом, сегодня необходимо переосмыслить опыт государственного управления православно-ориентированным образованием, определить современные приоритеты государства, общества, личности и разрабатывать регламентированные законодательством страны механизмы введения религиозных ценностей в систему духовно-нравственного воспитания как государственного, так и частного образования. Объективная оценка государством роли православно-ориентированного образования зависит от уровня профессионализма руководства и педагогов православной образовательной организации, их интеллекта, уровня религиозного и гражданского сознания и мировоззренческих убеждений, готовности к саморазвитию в соответствии с государственными стандартами. Компетентностью педагога определяется уровень мотивации выбора учащимися ценностей религии. При этом следует учитывать не только характер информированности, эмоционального отклика и расположенности учащихся к религиозным ценностям как к позитивному основанию для получения определенного уровня воспитанности и образованности, а также как основы профессионального самоопределения обучающихся.

Современное российское государство признаёт и законодательно закрепляет необходимость формирования у учащихся потребности в духовно-нравственном развитии, которое допустимо строить на основе приобщения детей к истокам, в том числе, православной духовности, православного образа жизни, при условии избегания крайностей в форме религиозного экстремизма и основанного на нём национализма. Это делается через набор религиозных ценностей, которые допускается включать в учебно-воспитательный процесс, но при условии тщательного расчёта меры сочетания в основной образовательной программе учебного заведения базового образовательного (предписанного государством в обязательном порядке) и религиозного духовно-

нравственного компонента. Особенно важным является избегание религиозного фанатизма, культивирование которого противоречит государственной политике в области как конфессионального образования в целом, так и православно-ориентированного образования в частности.

Таким образом, православное образование в образовательном пространстве современного общества занимает важную роль, поскольку государством на него возложено обязательство сочетать в себе высокий уровень образования с воспитательным потенциалом православия, и спрос на такое образование в современном обществе является свидетельством важности существования таких образовательных организаций, что в полной мере подчёркивается законодательством Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.constitution.ru. -19.05.2016.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - Ростов-на-Дону : Легион, 2013. - 208 с.

3. Российская Федерация. Правительство. О национальной доктрине образования в РФ [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

4. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009 -2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" [Электронный ресурс] : распоряжение от 29.10.2009 г. №1578-р. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

5. Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования [Электронный ресурс] : утв. решением Священ. Синода Рус. Правосл. Церкви 27 июля 2011 г. // Православное образование : офиц. сайт Синодал. отдела религиоз. образования и катехизации Рус. Правосл. Церкви. - Режим доступа: pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-

rossij skoj -federacii/.

6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 29 с.

7. Стерхов, А.А. Православное образование в России: система ценностей, история и перспективы [Текст] / А.А. Стерхов // Ценности современного общества: семья, социум, медиа : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / отв. ред. Н.Ю. Ланцевская. - Шадринск : ШГПИ, 2014. - С.133-136.

8. Стерхов, А.А. Формирование образовательной среды православной гимназии в контексте модернизации образования [Текст] / А.А. Стерхов // Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования в условиях реализации ФГОС : материалы III Междунар. науч. - практ. конф., 10 дек. 2014 г. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - С.145-151.

УДК 37(091)

Е.А. Сорокина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.