Научная статья на тему 'Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход'

Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / LABOR MARKET / NON-STANDARD EMPLOYMENT / PROJECT MANAGEMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Елена Валерьевна

В статье показано, что государственное регулирование рынка труда в современных условиях должно базироваться на инновационных подходах, в частности, на активном внедрении принципов проектного управления. Обоснован системный подход к разработке проектов и необходимость их деления на стратегические и тактические. Задача развития нестандартных форм занятости рассмотрена как ключевая в части оптимизации региональных рынков труда в рамках долгосрочного стратегического планирования социально-экономического развития. Учитывая многоаспектность нестандартной занятости и масштабность решаемых проблем, предложено ориентировать тактические проекты на регулирование нестандартной занятости конкретных социально-профессиональных групп, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на мероприятия активной политики занятости. Применение описанной в статье системы государственного регулирования позволит осуществить переход к «Службе занятости 2.0».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of non-standard employment: a modern approach

The article shows that the state regulation of the labor market in modern conditions should be based on innovative approaches, in particular, the active implementation of the principles of project management. A systematic approach to the development of projects and the need to divide them into strategic and tactical. The problem of development of non-standard forms of employment is considered as a key part of the optimization of regional labor markets in the long-term strategic planning of socio-economic development. Taking into accaunt the multidimensional nature of non-standard employment and the scale of the problems to be solved, it is proposed to focus tactical projects on the regulation of non-standard employment of specific socio-professional groups, which will improve the efficiency of budget spending on active employment policy. The application of the system of state regulation described in the article will allow the transition to the "Employment service 2.0".

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход

Маслова Е.В. 12

1 Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

2 Департамент труда и занятости населения Воронежской области, Воронеж, Россия АННОТАЦИЯ:

В статье показано, что государственное регулирование рынка труда в современных условиях должно базироваться на инновационных подходах, в частности, на активном внедрении принципов проектного управления. Обоснован системный подход к разработке проектов и необходимость их деления на стратегические и тактические. Задача развития нестандартных форм занятости рассмотрена как ключевая в части оптимизации региональных рынков труда в рамках долгосрочного стратегического планирования социально-экономического развития. Учитывая многоаспектность нестандартной занятости и масштабность решаемых проблем, предложено ориентировать тактические проекты на регулирование нестандартной занятости конкретных социально-профессиональных групп, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на мероприятия активной политики занятости. Применение описанной в статье системы государственного регулирования позволит осуществить переход к «Службе занятости 2.0».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, нестандартная занятость, проектное управление, социально-экономическое развитие.

state regulation of non-standard employment: a modern approach

Maslova E.V. 12

1 Voronezh State University, Russia

2 Department of Labor and Employment of the Population of the Voronezh Region, Russia

Введение. Актуальность исследования

Ключевой проблемой в условиях современного российского рынка труда является не просто решение задачи эффективного использования трудовых ресурсов, важность которой и ранее подчеркивали многие исследователи [4, 10, 11] (Ко1е$ткоуа, 2005; Скеткавоу, 2014; Бка1аеуа, Уаккоу$Ыу, 2014), а поиск инновационных подходов к управлению процессами, происходящими на рынке труда. Мы полагаем, что они должны базироваться на широком применении перспективных нестандартных форм занятости, а государственное регулирование данного процесса - основываться на принципах проектного управления. Это позволит воплотить стратегию опережающего развития в сфере труда и занятости населения, как на федеральном, так и на

региональных уровнях. В свою очередь, такая стратегия может быть реализована на основе:

• обеспечения связи между стратегическими приоритетами страны в целом и отдельных регионов, а также потребностями бизнеса, интересами профессиональных сообществ и существующим предложением трудовых ресурсов;

• соответствия территориально-производственной структуры экономики характеру занятости населения в основных видах экономической деятельности;

• создания условий для капитализации компетенций и квалификаций человека на рынке труда;

• ориентации органов государственной власти и бизнес-сообщества на формирование достойных условий труда;

• минимизации рисков снижения численности населения в трудоспособном возрасте за счет повышения эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов.

В соответствии с этим деятельность органов власти в сфере труда и занятости населения должна быть направлена, во-первых, на повышение эффективности мероприятий по поддержке и развитию занятости населения (за счет внедрения и расширения практики применения адекватных требованиям современного рынка труда форм занятости, новых инструментов и механизмов содействия занятости населения, вклю-

ABSTRACT:_

The article shows that the state regulation of the labor market in modern conditions should be based on innovative approaches, in particular, the active implementation of the principles of project management. A systematic approach to the development of projects and the need to divide them into strategic and tactical. The problem of development of non-standard forms of employment is considered as a key part of the optimization of regional labor markets in the long-term strategic planning of socio-economic development. Taking into accaunt the multidimensional nature of nonstandard employment and the scale of the problems to be solved, it is proposed to focus tactical projects on the regulation of non-standard employment of specific socio-professional groups, which will improve the efficiency of budget spending on active employment policy. The application of the system of state regulation described in the article will allow the transition to the "Employment service 2.0".

KEYWORDS: labor market, non-standard employment, project management, social and economic development

JEL Classification: J20, J40, J46 Received: 02.11.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Maslova E.V. (evmas0yandex.ru)

CITATION:_

Maslova E.V. (2018) Gosudarstvennoe regulirovanie nestandartnoy zanyatosti: sovremennyy podkhod [State regulation of non-standard employment: a modern approach]. Ekonomika truda. 5. (4). - 10591072. doi: 10.18334/et.5.4.39607

чая адресные специализированные меры, рассчитанные на конкретные социально-демографические категории ищущих работу граждан; развитие инфраструктуры информирования населения и работодателей о тенденциях и перспективах развития рынка труда), во-вторых, на оптимизацию управления трудовыми ресурсами (их формирование, распределение и закрепление), в-третьих, на совершенствование информационного сопровождения стратегического планирования в сфере труда и занятости и отработку методик соответствующего мониторинга и прогнозирования. Учитывая важность повышения эффективности расходования бюджетных средств на реализацию государственной политики занятости, перспективным инструментом достижения поставленных задач является переход на проектное управление [2, с. 131; 8, с. 87-88] (Bubeneva, 2009: р. 131; Maslova, Kolesnikova, 2017; р. 87-88). Причем это подразумевает как разработку и реализацию оптимальных проектов стратегического развития, так и повышение эффективности ведомственных и малых проектов в сфере занятости. Важная составляющая предложенного подхода - опора на развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений и занятости в решении актуальных проблем рынка труда. Предлагаемые подходы показаны на примере Воронежской области как типичного региона Центральной России.

регулирование рынка труда на основе стратегического планирования социально-экономических процессов

Теоретико-методологические и практические вопросы стратегического планирования социально-экономического развития, в том числе конкретных территорий, достаточно полно рассмотрены в научной литературе [1, с. 2389-2390; 5, с. 2-4; 6, с. 108-109] (Aslanova, Topsakhalova, 2015; р. 2389-2390; Krymov, 2010; р. 2-4; Magdanov, 2014; р. 108109). Вслед за Д.С. Львовым, А.Г. Гранбергом, А.П. Егоршиным [9] (Lvov i dr., 2005) мы рассматриваем стратегическое планирование в социально-экономической сфере как процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа текущего состояния и выделения наиболее важных проблем, определения стратегических идей, выбора сценариев и стратегий развития, прогнозирования основных тенденций социально-экономических процессов. Основываясь на таком подходе, в Воронежской области разработан пакет документов стратегического планирования, в числе которых - проект Стратегии социально-экономического

ОБ АВТОРЕ:_

Маслова Елена Валерьевна, доцент, кандидат филологических наук, заместитель руководителя департамента, член-корреспондент Академии труда и занятости (evmas0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Маслова Е.В. Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1059-1072. doi: 10.18334/et.5.4.39607

развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия). Логично, что цели по развитию регионального рынка труда формулируются в соответствии с общими стратегическими целями развития региона [3] (Kolesnikova, Maslova, 2017). Например, для Воронежской области, при их обосновании в качестве основополагающих, определены следующие моменты: а) влияние на областной рынок труда развития наукоемких, высокотехнологичных производств; б) прогнозирование спроса на рабочую силу с учетом решения задачи повышения конкурентоспособности предприятий области на российском и мировом рынках; в) необходимость повышения качества и доступности государственных услуг населению и работодателям. Стратегические цели оптимизации рынка труда Воронежской области предопределили необходимость постановки и решения задач, которые, в том числе, предусматривают развитие нестандартных форм занятости. Место целей по оптимизации регионального рынка труда на основе развития нестандартных форм занятости в структуре общих стратегических целей социально-экономического развития территории представлено на рисунке 1.

Основным результатом реализации Стратегии должна стать оптимизация рынка труда Воронежской области за счет минимизации профессионально-квалификаци-

Рисунок 1. Цели по внедрению нестандартных форм занятости в структуре стратегичес ких целей социально-экономического развития региона Источник: составлено автором.

другое

неэффективная кадровая политика организаций низкий уровень правовой грамотности работодателей низкий уровень правовой грамотности работников структурные диспропорции рынка труда низкая экономическая активность населения

высокий уровень теневой занятости, неформальных трудовых отношение

несогласие квалифицированных специалистов работать на предлагаемых работодателями условиях

низкий уровень подготовки молодых специалистов

наличие факторов, сдерживающих реализацию принципов достойного труда

недостаток квалифицированных кадров

%

10

20

30

40

50

Рисунок 2. Рейтинг проблем в сфере труда и занятости в оценках работодателей (на примере

Воронежской области),% Источник: составлено автором

онных и территориальных диспропорций и повышения эффективности управления трудовыми ресурсами региона.

Для формирования информационной базы выполнения прогнозных расчетов под методическим руководством автора в Воронежской области проведен опрос работодателей разных форм собственности и отраслей экономики (общее число обследованных организаций - 879, время проведения опроса - сентябрь 2018 года).

В соответствии с полученными данными к числу наиболее значимых проблем регионального рынка труда относится недостаток квалифицированных кадров и наличие факторов (прежде всего, экономических), сдерживающих реализацию принципов достойного труда (рис. 2).

Кроме того, исследование позволило выявить приоритетные, с точки зрения работодателей, виды государственной помощи в сфере поддержки и развития занятости в условиях реализации пенсионной реформы, основной целью которой является компенсация убыли трудоспособного населения (рис. 3).

Автором разработана система количественных и качественных показателей результатов реализации Стратегии с учетом необходимости развития нестандартных форм занятости в соответствии с указанными выше целями и задачами.

В число количественных показателей предложено включить: «уровень безработицы на полном рынке труда (по методологии МОТ),%», «уровень регистрируемой безра-

Рисунок 3. Приоритетные меры госудврственной поддержки в сфере завятости в оценках работодателей! (на примере Воронежской области), в% к опрошенным Источник: с оставлено авторо м

ботицы,%», «уровень занятости населения,%», «степень удовлетворенности населения занятостью,%», «уровень заполняемости вакантных рабочих мест,%», «коэффициент напряженности на рынке труде, ео.», «соля выпускников профессиональных учебных заведений, трудоустроенных по профессии/специальности,%», «доля высокопроизводительных рабочих мест,%», «уровень внедрения системы ранней профориентации в муниципалнных обрсзованиях,% », «доля вакансий с предложеноем гибких форм занятости,%», «доля квалифицированной рабочей силы среди трудовых мигрантов,%», «количество новых рабочих мест, в том числе созданных в рамках инвестиционных проектов, ед.», естепень удовлетворения поеребносви населения в информировании о положении на рынке труда,%», «разрыв между муниципальными образования по оснквпым оараметрам рынка труда, раз», «прирост числа зарегистрированных новых: индивидуальных предв«инимателей,%», «доля работников, заняты: на условиях дистанционной занятости, фриланса, проектной деятельности,%», «продолжитель-ноеть беиработицы, мес.».

В число к ачественных - « наличие условао для применения эффективных фврм занятости», «наличие условий для снижения неформальной и прекариальной занятости», «структурные ха°ектеристики занятости населения», «наличое услриий для пополнения трудовых ресурсоеа, «отсутствие рабочих мест с зароботной паатой на уровне и ниже МРОТ», «наличие условий для развития малого и среднего предпри-ниматхлсства, повышения его доли в высокотехнолвгичных отраслях экономики», «етепень развития инфраетруктуры регионааь ного рынка труда»,«наличое условий для трудоустройства на удаленные рабочие места трудоспособного населения, проживающего в трудоиз»ыточных муноципальоых образованиях», «инвестицоонная привлекательность региона»

Алгоритм включения задач по развитию нестандартной занятости в документы стратегического планирования

Учитывая результаты проведенного нами анализа и несколько принципиальных выводов, прежде всего, о необратимости процессов развития нестандартных форм занятости и о необходимости управления ими со стороны государства [7] (Maslova, 2017), нами предложен алгоритм включения соответствующих задач в региональные документы стратегического планирования.

На рисунке 4 приведена структура таких документов применительно к сфере труда и занятости населения Воронежской области. Мы считаем, что задачи по развитию нестандартных форм занятости должны быть включены не только в число способов обеспечения гибкости регионального рынка труда па основе использования нестандартных форм занятости, но и учитываться при постановке всех целей по оптимизации рынка труда. Этот подход апробирован при разработке Стратегии. Уверены, что предлагаемый системный подход определяет эффективность достижения поставленных целей.

Рисунок 4. Структура региональных документов стратегическогн планирования в сфере труда и занятости населения (на примере Воронежской о бласти) Источник: составлено автором.

Проектное управление рынком труда

Мы предлагаем трехуровневую систему проектов, реализация которых направлена на внедрение и развитие нестандартных форм занятости (рис. 5).

На первом уровне разрабатываются стратегические проекты в сфере труда и занятости (таких проектов может быть не более 2-3), на втором - тактические проекты, детализирующие проекты первого уровня. На уровне отдельных учреждений службы занятости или конкретных муниципалитетов формируются и воплощаются малые проекты, созвучные приоритетам, определенным в проектах более высоких уровней.

По опыту Воронежской области примерами стратегических проектов могут служить «Создание атласа трудовых ресурсов региона» или «Формирование Центров занятости и деловой активности территории». Целью первого из них является разработка информационного ресурса по формированию отношений граждан, бизнес-структур и государственных структур к созданию, развитию, накоплению, воспроизводству, оценке и защите трудовых ресурсов региона в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда. Цель второго - переход Центров занятости населения от учреждений социальной поддержки жителей региона, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (отсутствие работы), к Центрам деловой активности в экономическом пространстве территории, формирующим и эффективно использующим ее трудовой потенциал. Одним из приоритетов данных проектов является задача расширения практики применения нестандартных форм занятости, что позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов. В соответствии с указанными стратегическими проектами могут разрабатываться тактические проекты,

Рисунок 5. Схема организации проектного управления рынком труда Истоиник: составлено автором.

например, такие как «Оператор дистанционной занятости», «Трудоустройство инвалидов - основа их интеграции в общество», «Профессиональное образование - рынок труда - бизнес: общие интересы» и т.п., нацеленные на популяризацию современных нестандартных форм занятости или на развитие нестандартной занятости, применительно к конкретным социально-демографическим или профессиональным группам.

Комплекс способов и направлений достижения целей по развитию нестандартной занятости населения

Нами предлагается комплекс способов и направлений реализации целей и решения задач по развитию в Воронежской области нестандартной занятости населения, сгруппированных по основным целям оптимизации регионального рынка труда, определенных Стратегией.

Для достижения цели стабилизации ситуации с занятостью населения и повышения ее эффективности, а также обеспечения принципов достойного труда предлагается несколько взаимосвязанных инструментов от повышения мотивации к труду и вовлечению в трудовую деятельность ранее экономически неактивных групп населения (родителей, воспитывающих малолетних детей, инвалидов и т.п.) до повышения эффективности социального партнерства в трудовой сфере. Это обусловливает необходимость организации и проведения ряда мониторингов: удовлетворенности населения занятостью, качества государственных услуг в сфере содействия занятости и др.

Внедрение принципов рациональной занятости, социальной защищенности и соблюдения прав работников, развитие социального диалога должны стать этапами реализации основных критериев достойного труда применительно к стандартным и нестандартным формам занятости населения.

Это потребует от органов власти усиления принципа адресности государственных услуг в сфере содействия занятости и повышение их качества и доступности.

Мы полагаем, что достижение указанной цели возможно на основе расширения практики информирования населения о ситуации на рынке труда и государственных мерах содействия занятости, в том числе с использованием информационных технологий, а также актуализации при необходимости действующего законодательства в области содействия занятости.

Основополагающим моментом является и необходимость перевода Центров занятости населения в работу в режиме Центров деловой активности, что позволит государственной службе занятости стать ядром инфраструктуры рынка труда.

Для достижения цели по обеспечению гибкости рынка труда и эффективного использования трудового потенциала населения также необходима одновременная реализация нескольких механизмов. Первым важным направлением при этом должно стать формирование оптимальной инфраструктуры рынка труда. В эту работу должны быть вовлечены негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации. Большое внимание следует уделить совершен-

ствованию механизмов взаимодействия образовательных учебных заведений и работодателей в части распространения практики дуального образования и повышения уровня трудоустройства выпускников.

Что касается мониторинговых исследований, то здесь, прежде всего, речь должна идти о мониторинге востребованности и масштабов распространения нестандартных форм занятости, а также о мониторинге структуры и количества вакантных рабочих мест.

Задачами органов власти в этой связи, как мы полагаем, должны стать: обеспечение стопроцентного уровня охвата детей и подростков ранней профориентацией, обеспечение беспрепятственного доступа населению к информационным ресурсам о возможностях трудоустройства, приоритетное трудоустройство на вакантные рабочие места российских граждан.

Оценкой результатов должен стать уровень достижение индикаторов и показателей государственной программы «Содействие занятости населения», а также обеспечение в полной мере нормативов доступности государственных услуг в сфере занятости.

Что касается цели обеспечения высокой пространственной мобильности трудовых ресурсов и выравнивания условий обеспечения занятости, то основным итогов ее достижения, как мы полагаем, должна стать минимизация очагового характера безработицы.

Обеспечение этой цели видится в создании условий для межрегиональной миграции, вовлечения в трудовую деятельность молодежи, повышения эффективности использования труда лиц «третьего возраста».

В качестве приоритетных инструментов выделим следующие: создание стимулов для профессиональной мобильности населения; развитие системы дополнительного и внутрифирменного обучения; минимизация влияния условий, провоцирующих очаговый характер безработицы; снижение территориальных диспропорций рынка труда; оптимизация взаимодействия институтов рынка труда.

Применительно к предлагаемому подходу органам власти необходимо принять меры для формирования информационной базы для оптимального регулирования рынка труда; совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия при стимулировании самозанятости населения; повышения кадрового и методического потенциала учреждений органов занятости населения.

Мы намеренно отдельно выделяем способы и направления реализации стратегических целей, находящиеся в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Другими словами, мы считаем, что именно эти инструменты призваны стать основой государственного регулирования нестандартной занятости.

Заключение: ожидаемые результаты от внедрения новых подходов к государственному управлению нестандартной занятостью

На основе ряда исследований автор доказал, что распространение нестандартной занятости требует пересмотра действующей парадигмы занятости и целенаправлен-

ного системного регулирования. При этом регулирование занятости населения, в том числе ее нестандартизованного сегмента, возможно только на основе системного и комплексного подхода, включающего разработку методов и инструментов, обеспечивающих адаптацию положительного зарубежного и отечественного опыта управления трудовыми ресурсами, использование социологических и статистических данных, модернизацию организационной схемы межведомственного взаимодействия на основе внедрения проектного управления и научно обоснованного стратегического планирования. Задачи и механизмы регулирования нестандартной занятости являются составной частью разработки документов стратегического планирования социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных субъектов, а наиболее адекватным современным условиям является проектный подход в решении проблем управления развитием перспективных нестандартных форм занятости.

Применение мер государственного регулирования в рамках всех описанных в настоящей статье направлений обеспечит комплексный подход к реализации стратегии социально-экономического развития, направленной на улучшение институциональной среды рынка труда, повышение качества рабочей силы и эффективности управления трудовыми ресурсами.

Кроме того, это позволит перевести на высокий уровень социальное партнерство за счет построения нового типа взаимоотношений между властью, бизнесом и общественными организациями, представляющими интересы населения (прежде всего, профсоюзами), который позволит согласовать их интересы и цели, объединить ресурсы, организовать совместную деятельность и распределить ответственность. В результате предлагаемого подхода органы государственной власти в сфере труда и занятости и подведомственные им учреждения должны стать ядром инфраструктуры рынка труда. Это выразится в расширении сферы влияния на национальном и локальных рынках труда, увеличении перечня и повышении качества предоставляемых государственных услуг, формировании и ведении различных информационных баз данных, повышении эффективности взаимодействия власти с гражданами и работодателями, расширении взаимодействия социальных партнеров на рынке труда и в целом - позитивном влиянии на развитие экономики. Таким образом, будет создана основа для ребрендинга службы занятости и воплощен подход «Служба занятости 2.0».

ИСТОЧНИКИ:

1. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г. Стратегическое управление социально-эконо-

мическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования.

- 2015. - № 2-11. - с. 2389-2393.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бубенева А.А. Проблемы управления проектами // Сибирский журнал науки и тех-

нологий. - 2009. - № 1-1. - с. 131-134.

3. Колесникова О.А., Маслова Е.В. Трудовые ресурсы в условиях современного рынка

труда: эффективность управления. / Монография. - Воронеж : Издательский дом

ВГУ, 2017. - 191 с.

4. Колесникова О.А. Управление трудовыми ресурсами. - Воронеж: Воронеж.гос.тех-

нол.акад.: ИММиФ, 2005. - 128 с.

5. Крымов В.Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-эконо-

мическим развитием Субъекта Российской Федерации. / Автореф. дис. на соис. уч. степ. докт. эконом. наук. - М., 2010. - 28 с.

6. Магданов П.В. Проблемы стратегического планирования социально-экономическо-

го развития региона // Стратегии бизнеса. - 2014. - № 2(4). - с. 108-114.

7. Маслова Е.В. Развитие нестандартных форм занятости как вектор оптимизации

регионального рынка труда // Экономика труда. - 2017. - № 2. - с. 85-102. -10.18334^.4.2.38134.

8. Маслова Е.В., Колесникова О.А. Стратегические ориентиры развития рынка труда

Воронежской области // Социально-экономическое развитие Воронежской области в долгосрочной перспективе: стратегические приоритеты, цели, механизмы: доклады региональной научно-практической конференции. Воронеж, 2017. - с. 87-93.

9. Львов Д.С. и др. Стратегическое управление: Регион. Город. Предприятие. - М.:

Экономика, 2005. - 603 с.

10. Черкасов М.Н. Управление трудовыми ресурсами в инновационных процессах. / Монография. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 с.

11. Шалаева В.А., Ваховский В.В. Состояние и прогнозируемые тенденции развития трудовых ресурсов // Российское предпринимательство. - 2014. - № 16(262). - с. 76-87.

REFERENCES:

Aslanova S.Kh., Topsakhalova F.M.-G. (2015). Strategicheskoe upravlenie sotsialno-ekonomicheskim razvitiem na regionalnom urovne [Strategic management of socioeconomic development at the regional level].Fundamental research. (2-11). 23892393. (in Russian).

Bubeneva A.A. (2009). Problemy upravleniya proektami [Project management issues]. Sibirskiy zhurnal nauki i tekhnologiy. (1-1). 131-134. (in Russian).

Cherkasov M.N. (2014). Upravlenie trudovymi resursami v innovatsionnyh protsessakh [Human resource management in innovation processes] M.: ITs RIOR, NITs INFRA-M. (in Russian).

Kolesnikova O.A. (2005). Upravlenie trudovymi resursami [Human resources management] Voronezh: Voronezh.gos.tekhnol.akad.: IMMiF. (in Russian).

Kolesnikova O.A., Maslova E.V. (2017). Trudovye resursy v usloviyakh sovremennogo rynka truda: effektivnost upravleniya [Labor resources in the modern labor market: management efficiency] Voronezh: Izdatelskiy dom VGU. (in Russian).

Krymov V.B. (2010). Strategicheskoe planirovanie v sisteme upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiem Subekta Rossiyskoy Federatsii [Strategic planning in management system of social and economic development of the subject of the Russian Federation] M.. (in Russian).

Lvov D.S. i dr. (2005). Strategicheskoe upravlenie: Region. Gorod. Predpriyatie [Strategic management: Region. City. Enterprise] M.: Ekonomika. (in Russian).

Magdanov P.V. (2014). Problemy strategicheskogo planirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona[Strategic planning of socio-economic development in the region]. Strategii biznesa. (2(4)). 108-114. (in Russian).

Maslova E.V. (2017). Razvitie nestandartnyh form zanyatosti kak vektor optimizatsii regionalnogo rynka truda[Development of non-standard forms of employment as a vector of optimization of the regional labor market]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (2). 85-102. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.2.38134.

Maslova E.V., Kolesnikova O.A. (2017). Strategicheskie orientiry razvitiya rynka truda Voronezhskoy oblasti [Strategic guidelines for the development of the labor market of the Voronezh region] Long-term socio-economic development of the Voronezh region: strategic priorities, goals, mechanisms. 87-93. (in Russian).

Shalaeva V.A., Vakhovskiy V.V. (2014). Sostoyanie iprognoziruemye tendentsii razvitiya trudovyh resursov[The state and projected trends of the development of labor resources]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (16(262)). 76-87. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.