ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 4 • Номер 2 • Апрель-июнь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
развитие нестандартных форм занятости как вектор оптимизации регионального рынка труда
Маслова Е.В. 1
1 Воронежский государственный университет, Департамент труда и занятости населения Воронежской области, г Воронеж, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Задача научно обоснованного прогнозирования направлений социально-экономического развития регионов России в настоящее время является одной из актуальных. В статье описаны предлагаемые автором подходы к стратегическому планированию тенденций и параметров регионального рынка труда на примере Воронежской области. Определены цели, задачи и направления мероприятий по оптимизации рынка труда в рамках регионального стратегического планирования на период до 2035 года. Обосновано, что подобная оптимизация должна происходить, прежде всего, за счет изменения парадигмы занятости. Проведенный автором анализ статистических и социологических данных подтвердил, что целью региональной политики в долгосрочной перспективе должно стать развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда. Перспективным направлением в этой связи является развитие нестандартных форм занятости. Автором дана классификация этих форм и оценка перспектив их внедрения. Определены прогнозируемые результаты реализации предложенных мер по развитию рынка труда Воронежской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, нестандартная занятость, прогнозирование, социально-экономическое развитие.
Development of non-standard forms of employment as a vector of optimization of the regional labor market
Maslova E.V. 1
1 Voronezh State University, Russia
Введение. Актуальность исследования
В условиях разработки стратегий социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных субъектов на период до 2035 года задача прогнозирования тенденций, происходящих на рынке труда, становится одной из приоритетных, так как именно рынок труда является своеобразным зеркалом, отражающим результаты социально-экономических преобразований. Указанные стратегии призваны определить новые подходы государственной социально-экономической
политики на долгосрочную перспективу. Важность решаемых в связи со стратегическим прогнозированием задач обусловила значительный интерес научного сообщества к проблемам его достоверности и определения оптимальных методических подходов [1, 2, 4, 9, 15, 18, 21] (Anoshkina, 2010; Babich, Kozeva, Vertakova, Kuzbozhev, 2010; Fedchenko, Volkova, Kolesnikova, 2007; Ershova, Kuzbozhev, 2003; Ragulina, 2016). Нельзя не согласиться с мнением, что обеспечение динамичного развития субъектов РФ состоит в программно-целевом прогнозировании социально-экономических процессов [3; с. 8]. При этом необходимо определить наиболее результативные методы и инструменты прогнозирования [5, с. 100-104; 6, с. 99-100; 19, с. 128-130; 20, с. 3-4; 22, с. 60-62] (Fedchenko, Maslova, 2014, P. 60-62; Klistorin, 2015, P. 100-104; Kozeva, Belyaeva, 2014, P. 99-100; Stroiteleva, 2013, P. 128-130; Uzyakov, Sapova, Khersonskiy, 2010, P. 3-4).
Проведенный с участием автора в рамках разработки проекта Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года анализ показал следующее. В структуре трудовых ресурсов региона велика доля экономически неактивного населения. Уровень занятости населения в регионе остается одним из самых низких как в Центральном федеральном округе, так и в Российской Федерации, незначительно увеличившись за последние годы (с 60,0 % в 2011 году до 63,0 % в
ABSTRACT:_
Today the task of scientifically based forecasting of the directions of social and economic development of Russian regions is one of the most urgent. The article describes the approaches suggested by the author to strategic planning of trends and parameters of the regional labor market by the example of the Voronezh region. We identified goals, tasks and directions of measures to optimize the labor market in the framework of regional strategic planning until 2035. We found that such optimization should occur, first of all, through a change in the employment paradigm. The analysis of statistical and sociological data done by the author confirmed that the development of a flexible, efficiently functioning labor market should be the long-term goal of regional policy. In this regard the development of non-standard forms of employment is a promising direction. The author classifies these forms and assesses the prospects for their implementation. We identified the projected results of the implementation of the proposed measures for the development of the labor market in the Voronezh region.
KEYWORDS: labor market, non-standard employment, forecasting, social and economic development.
JEL classification: E24, J21, J40 Received: 01.06.2017 / published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Maslova E.V. ([email protected])
CITATION:_
Maslova E.V. (2017). Razvitie nestandartnyh form zanyatosti kak vektor optimizatsii regionalnogo rynka truda [Development of non-standard forms of employment as a vector of optimization of the regional labor market]. Ekonomika truda, 4(2), 85-102. doi: 10.18334/et.4.2.38134
2016 году) [16]. Информационной базой для выполнения прогнозных расчетов послужили данные Росстата об основных параметрах рынков труда субъектов Российской Федерации [16], что позволяет определить рейтинговое место Воронежской области (табл. 1).
Эти факторы, а также снижение численности населения в трудоспособном возрасте выдвигают на повестку дня необходимость изменения парадигмы занятости населения.
необходимость изменения приоритетов государственной политики в сфере занятости
По нашему мнению, повышение эффективности занятости населения должно проявиться не только в росте производительности труда уже занятого населения, вовлечении в трудовую деятельность ранее незанятых категорий населения (женщин с малолетними детьми, инвалидов, пенсионеров и т. п.), привлечении в регион трудовых мигрантов, обладающих необходимым уровнем и направлением профессиональной подготовки, но и в смене приоритетов государственной политики в сфере занятости.
Например, в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года в части развития рынка труда в качестве основной (и единственной) стратегической цели определено содействие формированию системы эффективного управления потоками трудовых ресурсов, адекватно отражающими изменения в экономике [14]. В соответствии с чем программно-целевые установки предусматривают не оптимизацию рынка труда и его структурную модификацию, а меры, сдерживающие развитие негативных процессов на нем (например: предупреждение роста безработицы на основе содействия повышению занятости населения; снижение уровня безработицы за счет сбалансированности профессионально-квалификационных и территориальных характеристик рынка труда; усиление реального взаимодействия всех социальных партнеров в сфере подготовки кадров по специальностям, востребованным народным хозяйством региона; оптимизация масштабов и структуры миграционных потоков, развитие внутрирегиональной трудовой миграции, способствующей развитию предприятий и административно-территориальных образований области).
Мы полагаем, что подобный подход сегодня не может быть положен в основу долгосрочного стратегического планирования. Выполнение нами прогнозных рас-
ОБ АВТОРЕ:_
Маслова Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент; заместитель руководителя департамента; член-корреспондент Академии труда и занятости (evmas0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Маслова Е.В. Развитие нестандартных форм занятости как вектор оптимизации регионального рынка труда // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 85-102. - doi: 10.18334М.4.2.38Ш
Таблица 1
Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности
на рынке труда
га и Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в % Место11 по значению признака
Уровень занятости, в Уровень безработиц в % Среднее время поис работы безработным месяцев Уровень занятости Уровень безработицы среднее время поиска работы безработными доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более
I квартал 2016
Российская Федерация 64,8 5,9 7,6 28,8
Центральный федеральный 68,1 3,8 7,7 26,9
округ
Белгородская область 67,0 4,0 6,5 19,9 18 10 15 14
Брянская область 64,5 4,3 8,9 34,8 34 11 69 62
Владимирская область 63,6 6,3 8,0 33,9 43 45 49 59
Воронежская область 62,2 4,6 8,1 37,3 54 19 54 69
Ивановская область 62,9 6,0 8,4 34,2 47 36 61 61
Калужская область 68,6 4,0 6,9 17,6 8 9 23 11
Костромская область 62,8 5,8 7,8 31,2 50 32 43 48
Курская область 64,7 4,5 7,9 27,6 31 15 48 33
Липецкая область 63,9 4,7 9,3 44,6 39 20 73 76
Московская область 68,5 3,8 7,3 18,0 9 5 29 12
Орловская область 62,7 6,6 6,6 19,0 52 47 18 13
Рязанская область 58,9 5,2 8,8 40,6 74 27 68 73
Смоленская область 66,3 7,3 7,8 27,2 20 56 45 32
Тамбовская область 61,8 4,5 9,9 45,0 59 16 78 77
Тверская область 64,5 6,2 10,3 46,2 33 42 80 78
Тульская область 66,0 4,4 7,3 20,9 24 14 30 18
Ярославская область 67,1 7,4 7,7 31,9 17 58 40 50
г. Москва 73,8 1,8 6,2 14,5 4 2 10 4
Северо-Западный феде- 67,4 5,0 6,8 24,8
ральный округ
Южный федеральный округ 62,4 6,7 7,2 24,1
Северо-Кавказский феде- 57,6 11,7 9,0 38,3
ральный округ
Приволжский федеральный 64,9 5,1 7,0 25,2
округ
Уральский федеральный 65,0 6,5 7,2 26,5
округ
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Сибирский федеральный округ 61,8 8,3 7,9 32,8
Дальневосточный федеральный округ 66,0 6,0 7,7 31,8
Крымский федеральный округ 57,3 8,0 8,5 29,8
Примечание:
'' Место субъекта Российской Федерации определяется на основе ранжирования значения показателей «уровень безработицы», «среднее время поиска работы безработными», «доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более» в порядке возрастания, показателя «уровень занятости» - в порядке убывания.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
четов основано на том, что, в соответствии с прогнозом баланса трудовых ресурсов Воронежской области (разработан под методическим руководством автора), численность трудовых ресурсов региона в краткосрочной перспективе будет снижаться (с 1419,7 тыс. чел. в 2014 году до 1368,1 тыс. чел. в 2018 году). При этом численность занятых в экономике несколько увеличится (соответственно, с 1055,3 тыс. чел. до 1066,2 тыс. чел.), а численность незанятого в экономике населения снизится (с 364,4 тыс. чел. до 253,2 тыс. чел.).
Мы уверены, что региональная политика в долгосрочной перспективе должна быть ориентирована на развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда. В соответствии с нашим прогнозом, это позволит минимизировать очаговый характер безработицы в регионе, снизив разрыв между наилучшими и наихудшими значениями показателей уровня безработицы в муниципальных районах и городских округах области (этот разрыв предлагается определять как «коэффициент очагового характера безработицы»), и повысить уровень занятости населения. При этом мы не ожидаем существенного снижения уровня безработицы, так как уже в настоящее время он находится в пределах естественного (табл. 2).
региональный аспект стратегического планирования социально-экономических процессов
Соответствие целей оптимизации регионального рынка труда стратегическим целям и миссии Воронежской области на период до 2035 года представлено на рисунке.
Мы полагаем, что для стабилизации ситуации с занятостью населения региона, повышения ее эффективности и создания условий для обеспечения критериев достойного труда необходимо решить такие задачи, как повышение эффективности системы
Таблица 2
Прогноз значений стратегических показателей социально-экономического развития Воронежской области по направлению «оптимизация рынка труда
Воронежской области»
Показатели Годы
Ю -О оо О сд СЧ СО сд Ю О СО Ю СО
о см О О О сд о О о сд О о о сд О о о сд о
Целевой прогноз
Уровень безработицы на полном рынке труда, % 4,6 4,5 4,5 4,5 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0
Уровень занятости населения, % 62,0 62,5 63,0 63,0 63,2 63,5 63,8 64,0 64,4 64,7 65,0 66,0 67,0 70,0
Коэффициент очагового характера безработицы, раз 15,0 15,0 15,0 14,9 14,5 14,0 13,5 13,0 12,0 11,0 10,0 8,0 5,0 2,5
Базовый прогноз
Уровень безработицы на полном рынке труда, % 4,6 4,5 4,5 4,5 4,3 4,3 4,3 4,2 4,2 4,2 4,1 4,1 4,1 4,0
Уровень занятости населения, % 62,0 62,5 63,0 63,0 63,2 63,3 63,5 63,8 64,0 64,4 64,8 65,0 66,5 69,0
Коэффициент очагового характера безработицы, раз 15,0 15,0 15,0 14,9 14,7 14,5 14,0 13,5 13,0 12,5 12,0 11,0 7,5 4,5
Консервативный прогноз
Уровень безработицы на полном рынке труда, % 4,6 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,4 4,4 4,4 4,3 4,3 4,3 4,2 4,1
Уровень занятости населения, % 62,0 62,5 63,0 63,0 63,1 63,2 63,4 63,5 63,8 64,0 64,2 64,5 65,5 68,0
Коэффициент очагового характера безработицы, раз 15,0 15,0 15,0 14,9 14,9 14,6 14,2 14,0 13,7 13,2 12,8 12,0 9,0 5,5
Источник: составлено автором на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области и Департамента труда и занятости населения Воронежской области.
обеспечения занятости населения на основе минимизации выявленных ее неэффективных форм в соответствии с намеченными индикаторами и приоритетами; создание условий для последовательного обеспечения основных критериев достойного труда.
В результате будет обеспечено сдерживание уровня безработицы как на полном рынке труда, так и в его регистрируемом сегменте; повышение уровня занятости населения; повышение степени удовлетворенности населения занятостью; достижение эффективной занятости населения; создание условий для расширения использования эффективных форм занятости населения, снижения доли неформальной и прекари-зованной занятости; улучшение количественных, качественных и структурных характеристик занятости населения; создание условий для пополнения трудовых ресурсов за счет снижения доли экономически неактивного населения, обеспечения занятости в эффективных формах.
Обеспечение потребностей развивающейся экономики трудовыми ресурсами необходимого объема и качества на основе эффективного использования преимущественно собственного трудового потенциала может быть достигнуто на основе решения таких задач, как формирование и реализация системы и механизмов более полного и качественного сбалансирования кадровых потребностей экономики с предложением рабочей силы, снижение структурных диспропорций на рынке труда; обеспечение эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Решение этих задач позволит в прогнозируемом периоде добиться улучшения демографических и образовательных характеристик трудового потенциала области; повышения уровня заполняемости вакантных рабочих мест, заявленных в органы занятости; снижения коэффициента напряженности на рынке труда; повышения доли выпускников вузов и сузов, трудоустроенных по специальности; минимизации числа повторно поставленных на учет в течение года безработных после похождения профессионального обучения.
Такая цель, как формирование благоприятных условий для привлечения трудовых мигрантов с высокими профессиональными характеристиками, предопределяет необходимость постановки и решения следующих задач: создание новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов; улучшение условий труда, повышение уровня оплаты труда, в том числе за счет ее легализации; привлечение на территорию области высококвалифицированных кадров из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
Это позволит обеспечить увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест (причем потребуется уточнение на федеральном уровне методики подсчета таких рабочих мест); снижение доли рабочих мест с заработной платой на уровне и ниже МРОТ; снижение объемов неформальной занятости; создание в городах и муниципальных районах новых точек экономического роста, в т. ч. за счет развития малого и среднего предпринимательства, повышения его доли в высокотехнологичных отраслях экономики.
Миссия Воронежской области: Воронежская область - регион с высоким качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, опережающего роста наукоемкой экономики, опорный агропромышленный центр России
Генеральная цель - формирование благоприятной среды для жизнедеятельности человека и развития предпринимательства
Стратегические цели
Достижение регионом лидерских позиций по уровню развития человеческого ка-пит ала и качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства
Поддержание устойчивого
развития экономики, укрепление позиций региона в национальном и мировом экономическом пространстве
Обеспечение полицентрического развития региона
Цели оптимизации регионального рынка труда
Стабилизация ситуации с занятостью населения области, повышение ее эффективности и создание условий для обеспечения критериев достойного труда
Обеспечение потребностей развивающейся экономики трудовыми ресурсами необходимого объема и качества на основе эффективного использования преимущественно собственного трудового потенциала
Формирование благоприятных условий для привлечения трудовых мигрантов с высокими профессиональными характеристиками
Обеспечение гибкости рынка труда на основе использования нестандартных форм занятости
Обеспечение высокой пространственной мобильности
трудовых ресурсов
Выравнивание условий обеспечения занятости на всей территории области, минимизация очагового характера безработицы
Рисунок. Система целеполагания социально-экономических процессов (на примере Ворон ежской области) Источник: составлено автором.
Цели «обеспечение гибкости рынка труда на основе использования нестандартных форм занятости» соответствуют такие задачи, как создание условий для развития нестандартных форм занятости, обеспечение возможности сочетания профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей.
В результате прогнозируется развитие инфраструктуры регионального рынка труда, создание рабочих мест, расширяющих возможности трудоустройства различных социально-демографических групп населения (инвалидов, женщин с малолетними детьми, пенсионеров и т. д.); содействие осознанному выбору профессии молодыми людьми на основе действенной системы ранней профориентации; увеличение доли вакансий с предложением гибких форм занятости; обеспечение для трудоспособного населения, проживающего в трудоизбыточных муниципальных образованиях области, возможности трудоустройства на удаленные рабочие места.
Обеспечение высокой пространственной мобильности трудовых ресурсов предполагается на основе решения следующих задач: создание условий для привлечения в регион необходимых квалифицированных кадров; создание условий для маятниковой внутриобластной миграции населения; разработка и внедрение «Атласа трудовых ресурсов».
Это позволит обеспечить привлечение в регион квалифицированных кадров, востребованных экономикой области; повышение инвестиционной привлекательности региона за счет обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами необходимого качества; совершенствование структуры занятости населения в профессионально-квалификационном, отраслевом и территориальном разрезах; создание новых рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных проектов; увеличение доли вакансий с предоставлением жилья; расширение информирования населения о наличии вакантных рабочих мест, соотношении спроса на рабочую силу и ее предложения в муниципальных образованиях области за счет внедрения новых информационных технологий.
Такая цель, как «выравнивание условий обеспечения занятости на всей территории области, минимизация очагового характера безработицы» предполагает решение задач по разработке и внедрению инструментов и механизмов развития нестандартной занятости на территории области, направленных на обеспечение возможности трудоустройства и получения дохода для жителей трудоизбыточных районов области, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в дополнительных мерах поддержки занятости; созданию на территории области условий для развития самозанятости населения.
В результате решения указанных задач ожидается снижение диспропорциональности в обеспечении занятости населения муниципальных образований, социальной дифференциации между городом и селом; увеличение числа зарегистрированных новых индивидуальных предпринимателей; повышение доли работников, занятых на условиях дистанционной занятости, фриланса, проектной деятельности; повышение
уровня занятости отдельных категорий населения, ранее не вовлеченных в трудовую деятельность; снижение продолжительности безработицы среди отдельных социально-демографических категорий, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
Таким образом, предлагаемый подход позволит осуществить прогнозирование ситуации на рынке труда с учетом основных векторов социально-экономического развития региона и обеспечить системный и комплексный подход к решению вопросов стратегического планирования, на необходимость которого указывают многие исследователи [7, 10, 17, 23] (Ко1в$ткоуа, МавЬуа, 2016; РтвоЪтагкетЫу, Тте$скву$к1у, Ккпрсквпко, 2008; Т$уЪа1оу, 2006).
Основные направления оптимизации регионального рынка труда. Развитие нестандартной занятости
Учитывая основные тенденции социально-экономического развития, оптимизация регионального рынка труда может быть осуществлена только на основе развития нестандартных форм занятости [8; с. 22-24] (МавЬуа, 2015; Р. 22-24). Важно, чтобы при этом не усиливались процессы прекаризации занятости, которые негативно влияют не только на рынок труда, но и на социальное благополучие общества в целом [22; с. 56-60] (Гвйсквпко, Ма$1оуа, 2014; Р. 56-60).
С этой точки зрения задачами развития регионального рынка труда должны стать: последовательная реализация основных критериев достойного труда применительно к стандартным и нестандартным формам занятости населения; расширение использования эффективных форм нестандартной занятости населения, снижение доли неформальной и прекаризованной занятости; улучшение количественных, качественных и структурных характеристик эффективности занятости населения. Это приведет к повышению степени достижения основных критериев достойного труда (росту уровня занятости, социальной защищенности, соблюдению прав работника, развитию социального диалога); снижению уровня неформальной занятости; снижению доли пре-кариата среди занятого населения. Главное - будут созданы условия для повышения доли эффективных форм в структуре занятости трудовых ресурсов: инновационных, на современных рабочих местах, гибких, с фиксированной удаленной занятостью, защищенных по условиям труда и его оплаты и др.
Предполагается, что в реализации указанных целей и задач будут задействованы органы власти региона, органы местного самоуправления, бизнес регионального и муниципального уровней, институты гражданского общества, а основной акцент будет сделан на инновационных для Воронежской области инструментах управления - новых методических подходах к мониторированию и оценке эффективности занятости населения, новых алгоритмах оценки структуры нестандартной, в т. ч. прека-ризованной занятости и т. п. Для этого необходимо обеспечить подготовку законодательных и др. предложений по обеспечению условий для более широкого применения эффективных форм нестандартной занятости населения - дистанционной, гибкой и
т. п.; разработку и утверждение методического обеспечения оценки распространения нестандартной, в т. ч. неформальной занятости населения; финансирование перспективных проектов в сфере развития рынка труда; мониторирование и оценку основных процессов и параметров рынка труда. Что касается последнего, то должна быть отработана методика мониторирования объема и структуры трудового потенциала региона по демографическим, образовательным признакам, экономической активности, уровню и формам занятости, включая нестандартные, а также - отслеживание степени достижения основных критериев достойного труда и ежегодная оценка уровня распространения нестандартной, в т. ч. неформальной занятости населения и возможностей для расширения использования эффективных форм нестандартной занятости населения.
В данной связи следует остановиться на определении нестандартной занятости и ее разграничения со стандартной занятостью. Полагаем правомерным выделение следующих признаков занятости, которую принято считать стандартной. Эта форма занятости функционирует в виде найма на предприятии или в организации, под руководством работодателя или назначенных им менеджеров; на основе бессрочного трудового договора; при нормированной заработной платы; в режиме полного рабочего дня, недели; на основе подкрепления необходимыми социальными и правовыми нормами. Данная форма труда и занятости технологически и экономически обусловлена индустриальным технологическим укладом и сложившейся при нем государственно-капиталистической системой хозяйствования. Все формы занятости, отклоняющиеся от описанного стандарта, принято рассматривать как «нестандартные». Формулировка «нестандартные» формы занятости предполагает, что стандартная занятость есть норма, относительно которой возникают различные отклонения. Несмотря на все большее их распространение, до сих пор дискуссионным остается вопрос, должна ли стандартная занятость, даже если она не доминирует, признаваться нормой. Мы полагаем, что термины «стандартная» и «нестандартная» формы занятости в современных условиях все более отходят от понятия «норма», при этом «нестандартные» формы все более начинают восприниматься как инновационные, новые, адекватные вектору социально-экономического развития. Мы полагаем, что правильнее было бы определять эти формы как «нестандартизованные». Большинство исследователей связывает переход к нестандартным формам занятости с объективными адаптационными потребностями рынка труда в гибкости (флексибилизации). Разделяя этот подход, мы предлагаем сделать основной акцент при стратегическом планировании социально-экономических процессов именно на развитие гибкости регионального рынка труда, что позволит обеспечить его подлинную оптимизацию.
Мы считаем, что при прогнозировании процессов, происходящих на рынке труда, следует учитывать следующие важные моменты.
Технический прогресс, революция в сфере компьютерных и информационных технологий создали технико-технологические предпосылки для развития небольших гиб-
ких производств, специализации и аутсорсинга - заимствования рабочей силы извне. С другой стороны, замедление темпов экономического развития, рост конкуренции на рынке труда все более сужают возможности для создания стандартных рабочих мест. Как следствие, оказались востребованы кадровые технологии, основанные на использовании временного, привлеченного, удаленного труда.
Таким образом, базисными факторами формирования новой модели занятости, основывающейся на распространении нестандартных ее форм, выступают смена технологических укладов и глобализация отношений в мировой экономике и на рынке труда, причем первый является основным трансформационным фактором, начавшим действовать раньше второго. Совместное влияние этих двух основополагающих воздействий обусловливает трансформации традиционных факторов рынка труда, вызывая сдвиги объективного и субъективного характера в спросе и предложении рабочей силы.
Основными нестандартными формами занятости, на наш взгляд, следует считать такие: работа в штате, но без нормированного рабочего времени и оплаты труда; работа по временным контрактам (подрядам) - на основе гражданско-правовых договоров; аутсорсинг - обслуживание ряда функций фирм(-ы) персоналом другой компании по субподряду; «заемный труд» - аутстаффинг или лизинг персонала на основе оформления работодателем выведенных за штат работников или найма требуемых через агентства занятости - посредников на рынке труда; фриланс - «удаленная занятость», «телетруд»; работа на дому - различные виды самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, индивидуального предпринимательства, в т. ч. без оформления; добровольная неполная занятость; поденная работа и работа по вызову; занятость в неформальном секторе экономики без оформления, с частичной или полной оплатой «в конверте».
При проведении практических исследований описанного феномена на уровне отдельного региона считаем необходимым и достаточным взять за основу наиболее распространенные современные формы нестандартной занятости (как проявление организационно-экономического фактора) и рассмотреть их функционирование с учетом воздействия других выделенных факторов. Такой подход может быть положен в основу организации мониторингов процессов, происходящих на региональных рынках труда.
Прогнозные расчеты в отношении ситуации, складывающейся на рынке труда, должны проводиться с учетом разграничения стандартной и нестандартной занятости. Предлагаем использовать при этом разработанную нами классификацию нестандартной занятости в сравнении со стандартной (табл. 3).
Анализ результатов социологических исследований и динамики статистических показателей, выполненных автором прогнозных расчетов [11-13] (Maslova, 2011; Maslova, 2015Ь), позволяют сделать вывод о том, что структура занятости и региональный рынок труда будут меняться в силу следующих основных факторов: модерни-
Таблица 3
классификация нестандартной занятости населения
классификационные признаки Формы занятости
стандартная нестандартная
Отношения найма, собственности
найм на предприятие или в организацию любой формы собственности на предприятие или в организацию любой формы собственности, через фирму-посредника, работа на дому с использованием ИКТ
отсутствие найма предпринимательская деятельность, занятость в ЛПХ предпринимательская деятельность, самозанятость, ИТД, занятость в ЛПХ, работа по устной договоренности
Наличие трудового договора
трудовой договор имеется бессрочный срочный (гражданско-правового характера): временная занятость, работа по контракту, отчасти фриланс и др.
в электронной форме: отчасти фриланс, телетруд и др.
оформление через фирму-посредника: аут-стаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала
трудовой договор отсутствует не характерно возможно по устной договоренности: неформальная занятость, ИП и др.
Продолжительность трудовых отношений
занятость постоянная занятость постоянная занятость постоянная
занятость непостоянная не характерно занятость временная, случайная, эпизодическая
Место работы (расположение рабочего места)
работа на предприятии или в организации предприятие, организация предприятие, организация: временная, сезонная, неформальная занятость, предпринимательство с образованием юр. лица и др.
организованное иначе место работа на дому: самозанятость, ИТД, возможно фриланс
в специально оборудованном офисе: телетруд, возможно фриланс и др.
фирма-исполнитель или «работодатель»: аутсорсинг, аутстаффинг
вне офиса: разъездная работа, по вызову и др.
Степень полноты занятости
полная занятость полный рабочий день полный рабочий день
неполная занятость неполная вынужденная неполная вынужденная; неполная добровольная: по инициативе работодателя, фриланс, работа по контрактам, авторским договорам и т. п.
сверхзанятость сверхзанятость, в т. ч. добровольная для увеличения заработка и т. п.
Окончание табл.
1 2 3
Тип работодателя
предприятие, организация - юр. лицо предприятие, организация - юр. лицо предприятие, организация - юр. лицо
физическое лицо не характерно физическое лицо: найм у инд. предпринимателя и др.
фирма-посредник, кадровое агентство фирма-посредник, кадровое агентство: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала
отсутствие работодателя отсутствие работодателя: самозанятость, ИТД, ИП и др.
Наличие нормированных элементов трудовых отношений
организационно-правовых форм занятости стандартная работа в штате предприятия, организации нестандартизированные, нерегламентирован-ные формы
времени труда нормированный рабочий день время труда в основном гибко регулируется
оплаты труда расчет по трудовым нормативам в основном гибкие формы оплаты труда
Степень распространения институтов социальной защиты
охват трудовым законодательством практически полный многие формы не регулируются или недостаточно регулируются законами: фриланс; виды заемного труда и др.
коллективными договорами как правило, обеспечены как правило, не обеспечены
защита профсоюзами и др. как правило, обеспечены как правило, не обеспечены
Доминирование среди юрм занятости
регламентированных и стандартизированных доминируют регламентированные и стандартизированные не характерно
гибких не характерно доминируют гибкие: надомный труд, телетруд, фриланс, добровольная неполная занятость, самозанятость и ИТД, др.
Источник: составлено автором.
зации отраслей экономики и перехода на инновационные технологии; роста сектора услуг; развития новых секторов экономики и социальной сферы.
Выводы. Ожидаемые результаты оптимизации регионального рынка труда
Подводя итог сказанному выше, отметим, что представленный подход к оптимизации регионального рынка труда в целом позволит:
- сформировать систему эффективного противодействия негативным демографическим структурным сдвигам, в том числе за счет привлечения в регион трудовых мигрантов;
- создать условия для реализации в полной мере принципов достойного труда и повышения уровня жизни населения;
- выстроить систему эффективного взаимодействия между рынком труда и рынком образовательных услуг;
- внедрить модели многоуровневой профориентации и эффективного трудоустройства выпускников вузов и сузов;
- отработать систему оценки профессиональных квалификаций.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аношкина Е.Л. Территориальное планирование и региональное развитие: Монография. - СПб: НПК «РОСТ», 2010. - 124 с.
2. Бабич Т.Н., Козьева И.А., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и пла-
нирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 412 с.
3. Батейкин Д.В. Методология программно-целевого прогнозирования и планирования
социально-экономического развития региона: Дис. ... д.э.н. - Москва, 2016. - 281 с.
4. Ершова И.Г., Кузьбожев Э.Н. Теория и практика разработки концепции региональ-
ного развития: Монография. - Курск: Издательство КурскГТУ, 2003. - 140 с.
5. Клисторин В.И. Количественные оценки в социально-экономических исследовани-
ях // Идеи и идеалы. - 2015. - Т. 2. - № 4. - С. 96-106.
6. Козьева И.А., Беляева Т.А. Прогнозирование инновационного развития региональ-
ной экономики // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2014. - С. 97-100.
7. Колесникова О.А., Маслова Е.В. Трудовые ресурсы в условиях современного рын-
ка труда: эффективность управления: Монография. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - 192 с.
8. Маслова Е.В. Нестандартная занятость: анализ современных тенденций // ФЭС:
Финансы. Экономика. Стратегия. - 2015. - № 11. - С. 21-26.
9. Маслова Е.В. Прогнозирование социально-экономических процессов как способ оп-
тимизации стратегии развития региона // Системное моделирование социально-экономических процессов: Сборник трудов 31-й Международной научной школы-семинара, Воронеж, 1-5 октября 2008 г. В 3 ч. Ч. II. - Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2008. - С. 175-181.
10. Маслова Е.В. Программно-целевой подход в решении проблем занятости населения: региональный аспект // Проблемы регулирования социально-трудовых отношений: Сборник статей. - Ижевск: Издательство ИЭиУ ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014.
- С. 84-91.
11. Маслова Е.В. Рынок труда региона как отражение тенденций социально-экономического развития // Экономика импортозамещения: проблемы и перспективы развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2015. - C. 15-19.
12. Маслова Е.В. Среднесрочное прогнозирование социально-экономических процессов: региональный опыт // Занятость и безработица в современном мире: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2011.
- C. 141-146.
13. Маслова Е.В. Стратегия управления занятостью: региональный аспект // Сборник материалов к заседанию «круглого стола» на тему «Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»: 20 лет с момента принятия». - Тверь: СФК-офис, 2010. - С. 149-154.
14. Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» (в редакции законов Воронежской области от 23.12.2011 № 207-0З, от 25.06.2012 № 85-ОЗ, от 02.03.2015 № ЗЗ-ОЗ, от 02.06.2017 № 62-ОЗ) [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. -URL: http://docs.cntd.ru/document/460176192.
15. Опыт анализа и прогнозирования развития регионов России. - М.: СОПС, 2008. -196 c.
16. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages.
17. Преображенский Б.Г., Трещевский Ю.И.. Хрипченко М.А. Интеграция российских регионов в мировую экономику: формы, тенденции, факторы, инструменты: Монография. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 296 c.
18. Рагулина Ю.В. Современные этапы прогнозирования социально-экономического развития региона // Экономика устойчивого развития. - 2016. - № 1. - C. 313-318.
19. Строителева Е.В. Обоснование методического инструментария социально-экономического развития региона // Экономика устойчивого развития. - 2013. - № 15.
- C. 122-130.
20. Узяков М.Н., Сапова Н.Н., Херсонский А.А. Инструментарий макроструктурного регионального прогнозирования: методические подходы и результаты расчетов // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 2. - C. 3-20.
21. Федченко A.A., Волкова Л.П., Колесникова О.А. Перспективы социального развития региона: потенциал и механизм социального партнерства. - Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2007. - 323 c.
22. Федченко А.А., Маслова Е.В. Роль неустойчивой занятости в кластеризации общества // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 4. - C. 54-64.
23. Цыбатов В.А. Моделирование экономического роста. - Самара: Издательство Самарского государственного экономического университета, 2006. - 345 c.
REFERENCES:
Opyt analiza i prognozirovaniya razvitiya regionov Rossii [Experience in analyzing and forecasting the development of Russian regions] (2008). Moscow: SOPS. (in Russian).
Anoshkina E.L. (2010). Territorialnoe planirovanie i regionalnoe razvitie [Territorial planning and regional development] Saint Petersburg: NPK «ROST». (in Russian).
Babich T.N., Kozeva I.A., Vertakova Yu.V., Kuzbozhev E.N. (2010). Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka [Forecasting and planning in market conditions]. Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Ershova I.G., Kuzbozhev E.N. (2003). Teoriya i praktika razrabotki kontseptsii regionalnogo razvitiya [Theory and practice of design of regional development concept]. Kursk: Izdatelstvo KurskGTU. (in Russian).
Fedchenko A.A., Maslova E.V. (2014). Rol neustoychivoy zanyatosti v klasterizatsii obschestva [The role of unsustainable employment in the clustering of society]. Uroven zhizni naseleniya regionov Rossii, 4, 54-64. (in Russian).
Fedchenko A.A., Volkova L.P., Kolesnikova O.A. (2007). Perspektivy sotsialnogo razvitiya regiona: potentsial i mekhanizm sotsialnogo partnerstva [Prospects for the social development of the region: potential and the mechanism of social partnership]. Voronezh: IPTs Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).
Klistorin V.I. (2015). Kolichestvennye otsenki v sotsialno-ekonomicheskikh issledovaniyakh [The quantitative evaluation in socio-economic research]. Ideas and ideals, 2(4), 96-106. (in Russian).
Kolesnikova O.A., Maslova E.V. (2016). Trudovye resursy v usloviyakh sovremennogo rynka truda: effektivnost upravleniya [Labor Resources in the modern labor market: management effectiveness]. Voronezh: Izdatelskiy dom VGU. (in Russian).
Kozeva I.A., Belyaeva T.A. (2014). Prognozirovanie innovatsionnogo razvitiya regionalnoy ekonomiki [Forecasting innovation development of the regional economy]. In Topical issues of modern society development (P. 97-100). Kursk. (in Russian).
Maslova E.V. (2011). Srednesrochnoe prognozirovanie sotsialno-ekonomicheskikh protsessov: regionalnyy opyt [Medium-term forecasting of socio-economic processes: regional experience]. In Employment and unemployment in the modern world (P. 141-146). Voronezh. (in Russian).
Maslova E.V. (2015a). Nestandartnaya zanyatost: analiz sovremennyh tendentsiy [Nonstandard employment: analysis of current trends]. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya, 11, 21-26. (in Russian).
Maslova E.V. (2015b). Rynok truda regiona kak otrazhenie tendentsiy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [The labor market of the region as a reflection of the trends in socio-economic development]. In Economics of import substitution: problems and development prospects (P. 15-19). Voronezh. (in Russian).
Preobrazhenskiy B.G., Treschevskiy Yu.I., Khripchenko M.A. (2008). Integratsiya rossiyskikh regionov v mirovuyu ekonomiku: formy, tendentsii, faktory, instrumenty [Integration of Russian regions into the world economy: forms, trends, factors, tools]. Voronezh: Nauchnaya kniga. (in Russian).
Ragulina Yu.V. (2016). Sovremennye etapy prognozirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Modern stages of forecasting of socioeconomic development of the region]. Sustainable Development Economics, 1, 313-318. (in Russian).
Stroiteleva E.V. (2013). Obosnovanie metodicheskogo instrumentariya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Substantiation of methodical tools of the regional social and economic development]. Ekonomika ustoychivogo razvitiya, 15, 122-130. (in Russian).
Tsybatov V.A. (2006). Modelirovanie ekonomicheskogo rosta [Modeling of economic growth]. Samara: Izdatelstvo Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (in Russian).
Uzyakov M.N., Sapova N.N., Khersonskiy A.A. (2010). Instrumentariy makrostrukturnogo regionalnogo prognozirovaniya: metodicheskie podkhody i rezultaty raschetov [A Toolkit for Macrostructural regional forecasting: methodological approaches and results of computations.]. Problems of forecasting, 2, 3-20. (in Russian).