Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТОВАНИЕ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ENTREPRENEURSHIP / INITIAL STAGE / FINANCIAL SUPPORT / LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалимов Кирилл Сергеевич, Шушунова Татьяна Николаевна

В статье на основе данных официальной статистики проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в России. Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной. Решение имеющихся проблем малого и среднего бизнеса имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шалимов Кирилл Сергеевич, Шушунова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA DURING THE CRISIS PERIOD

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in Russia based on official statistics. An analysis of the current state of small business in Russia suggests that this topic is relevant. Solving the existing problems of small and medium-sized businesses is essential for the further successful development of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 351.83

Шалимов К.С., Шушунова Т.Н.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Шалимов Кирилл Сергеевич, студент 1 курса магистратуры кафедры менеджмента и маркетинга; e-mail: crayling@mail.ru

Шушунова Татьяна Николаевна, к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047, Москва, Миусская пл., д. 9.

В статье на основе данных официальной статистики проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в России. Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной. Решение имеющихся проблем малого и среднего бизнеса имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации. Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, начальная стадия, финансовая поддержка, кредитование.

STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA DURING THE CRISIS PERIOD

Shalimov Kirill Sergeevich, Shushunova Tatyana Nikolaevna.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in Russia based on official statistics. An analysis of the current state of small business in Russia suggests that this topic is relevant. Solving the existing problems of small and medium-sized businesses is essential for the further successful development of the Russian Federation.

Keywords: small and medium-sized businesses, entrepreneurship, initial stage, financial support, lending.

Малый бизнес является необходимым условием успешного развития экономики страны. Малое предпринимательство - это институт, обеспечивающий занятость населения, конкурентный механизм, а значит систему постоянных изменений и развитие эффективных экономических процессов. В частности, малое предпринимательство позволяет основать эффективную экономическую базу для эксплуатации производственного потенциала, создает условия для устойчивого прогресса предпринимательства во всех рыночных сферах, создает большое число новых рабочих мест, снабжает удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, в определенной степени уменьшает последствия социальных переполохов, связанных с экономическим преобразованием российского общества. Малое предпринимательство представляет собой инициативную экономическую деятельность, которая создается за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, назначающую главными целями приобретение прибыли и прогресс собственного дела

На макроэкономическом уровне, увеличившийся в последние годы интерес у российских экономистов к изучению проблем усовершенствования малого предпринимательства предопределен различными факторами, главным из которых, является то, что потенциальные возможности этого сектора экономики в воспроизводственном процессе достаточно велики. Малые компании способствуют решению задач по обеспечению экономического роста и перехода на путь инновационного развития страны. Однако этот сектор бизнеса является наиболее уязвимым в условиях кризисных явлений. Несмотря на присущую им

мобильность и гибкость им трудно справиться с негативными процессами в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся работников. Около 80% предприятий малого и среднего бизнеса ощутили падение спроса на свои товары или услуги после введения режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Об этом говорится в исследовании, составленном Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и Magram Market Research. В опросах приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1 612 компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) из всех 85 регионов России [1]. В разрезе по размеру бизнеса наиболее пострадали микропредприятия - среди них падение спроса отметили 85% опрошенных. Малый и средний бизнес пострадал меньше: спрос упал у 74% и 76% соответственно. По видам деятельности сильнее всех пострадали сферы услуг и торговли - сокращение спроса зафиксировали 82% и 81% предпринимателей соответственно. Промышленные предприятия отметили меньшее падение - таких 73%.

Малый и средний бизнес еще в докризисный период являлся объектом всесторонней экономической поддержки со стороны государства на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

На федеральном уровне эти действия направлены на реализацию Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2]. Для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции меры поддержки бизнеса значительно выросли. Правительство России утвердило

мероприятия для представителей наиболее

пострадавших секторов экономики, перенесло анонсированные реформы и ввело несколько видов мораториев.

Из федерального бюджета малым и средним предпринимателям из списка наиболее пострадавших отраслей предоставлялись субсидии по 12130 рублей на одного сотрудника с возможностью потратить на текущие расходы.

Безусловно, при решении проблем финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса необходимо использование комплексного подхода и применение во взаимосвязи всех возможных методов и инструментов - от предоставления грантов, субсидий до оказания бесплатных консультационных услуг и бесплатной подготовки специалистов для малого бизнеса. Однако, наиболее актуальной и острой остается проблема кредитования малого бизнеса. Поэтому в период пандемии Правительство РФ анонсировано несколько льготных кредитных программ, в том числе для поддержания оборотных средств и сохранения рабочих мест. Расширены условия предоставления займов по ставке 8,5% и микрокредитованию. Федеральная кредитная программа поддержки занятости предназначена для малых и средних предприятий пострадавших отраслей и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО). Сумма кредита рассчитывается по формуле: один МРОТ на одного сотрудника в месяц на шесть месяцев со сроком погашения до 1 апреля 2021 года. Кредиты выдаются по ставке 2%, а если предприятие сохранит 90 % штата, сам кредит и проценты полностью спишут. Если рабочие места сохранят 80% сотрудников, спишут половину кредита и процентов.

Малый и средний бизнес из пострадавших отраслей экономики вправе получить полугодовую отсрочку платежей по кредитным договорам. Кроме того, этим предприятиям предоставили отсрочку по налогам и страховым платежам на шесть месяцев. Индивидуальных предпринимателей, небольшие компании и социально ориентированные НКО предложено освободить от таких платежей за второй квартал 2020 года, за исключением НДС. Индивидуальные предприниматели смогут получить налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов.

Предприятиям из пострадавших отраслей также дают отсрочку по оплате аренды государственного, муниципального и частного имущества (за исключением жилых помещений). Владельцам коммерческой недвижимости рекомендовали уменьшить арендную плату для бизнеса.

Правительство РФ ввело мораторий на все выездные проверки предприятий, включая налоговые и таможенные. Запрещено также применять налоговые санкции за непредставление документов, срок представления которых приходится на 1 марта - 1 июня 2020 года. Введены новые сроки истребования документов Федеральной налоговой службой. Помимо этого, действует шестимесячный мораторий на банкротство для компаний из пострадавших отраслей, а

также мораторий на штрафы за непрохождение техосмотра транспортных средств.

Среди дополнительных мер поддержки на федеральном уровне следует выделить следующие: снижение требований по государственным контрактам, субсидии банкам на кредиты, учет нерабочих дней в налоговых целях, возмещение затрат авиакомпаниям, ограничения на выплаты дивидендов и другие. Все они собраны на специальной странице сайта http://government.ru/support_measures/, где есть подробное описание услуг, сроки предоставления, ссылки на документы и электронные сервисы профильных государственных ведомств.

На муниципальном уровне управления также разработаны системы дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Рассмотрим некоторые направления из них для г. Москвы. Москва сохранила все ранее действовавшие льготы для столичного малого и среднего бизнеса. Кроме того, в дополнение к федеральным экстренно утверждены меры поддержки предприятиям, пострадавшим в условиях пандемии. Город принимал их тремя пакетами, которые разрабатывались совместно с предпринимателями.

Первый пакет мер поддержки предусматривал освобождение от арендной платы за второй квартал 2020 г. и отсрочку по налогам и торговому сбору, которой могли воспользоваться малые и средние предприятия сфер общественного питания, туризма, культуры, спорта, досуга и гостиничного бизнеса.

В рамках второго пакета мер расширился перечень компаний, получивших отсрочки по налогам и торговому сбору и освобожденных от арендной платы за второй квартал 2020 г. Ввели субсидии для малых и средних предприятий, экспортеров и франчайзи, а также льготные кредиты для молодых компаний.

Третий пакет мер поддержки бизнеса с 15 апреля 2020 г. расширил принятые решения по кредитованию, помог застройщикам, гостиницам, кинотеатрам, организациям дополнительного образования, санаториям, социальным предпринимателям и малому бизнесу, выкупающему арендуемую у города недвижимость. Были введены меры поддержки для организаций, которые арендуют недвижимость у частных торговых и офисных центров. Правительство Москвы освободило собственников недвижимости в сфере торговли и услуг, общественного питания и гостиничного дела от налога на имущество и земельных платежей, если они снижают ставку аренды минимум вдвое (и минимум в два раза больше суммы компенсируемых налогов). Так одновременно город поддержал и отрасль аренды недвижимости, и конкретные компании, которые снимают помещения под гостиницы, офисы и магазины.

В перечень антикризисных мер Правительства Москвы вошли новые виды субсидий, в том числе на продвижение товаров и услуг через торговые интернет-площадки, маркетплейсы и онлайн-сервисы доставки еды. Бизнес мог возместить до 50% расходов на комиссию, которую взимал агрегатор за размещение продукции. Условия предоставления субсидий скорректировали, учитывая пожелания

предпринимателей. Отменено обязательное требование к агрегатору о комиссии в размере не более 20 % от стоимости товара. Размер выплаты достигал 700 тысяч рублей.

Правительство Москвы утвердило расширенную программу субсидирования банков для предоставления льготных кредитов малым средним предприятиям. Процентная ставка по действующим кредитам составляла 6% годовых. Ставку для заемщиков снижали автоматически по заявлению. Город также субсидировал до 8% ставки по новым стабилизационным кредитам до конца 2020 года. В перечень банков-участников программы вошли 11 крупнейших кредитных организаций Москвы.

Специальные субсидии утвердили и для социальных предпринимателей. Они могли возместить проценты по кредитам, коммунальные платежи, расходы на лизинг или приобретение оборудования:

- размер компенсации процентов по кредитам на поддержку и развитие деятельности или приобретение зарубежного оборудования равен ключевой ставке Центробанка;

- величина компенсации процентов по займам на приобретение отечественного оборудования - на 5% больше ключевой ставки Центробанка от суммы уплаченных процентов;

- размер субсидии на лизинг или приобретение оборудования за свой счет - до 35 % при работе с отечественным оборудованием, до 25 % - при работе с иностранным;

- размер компенсации коммунальных расходов - до 70 % от понесенных затрат.

При этом максимальный размер субсидии составил один миллион рублей.

Помимо перечисленных в столице выдавали следующие виды субсидий: на реализацию инновационного проекта для участников Московского инновационного кластера до 200 миллионов рублей; на участие в выставках, которая позволяет компенсировать расходы на регистрационный взнос, застройку стенда или аренду выставочной площади, до 350 тысяч рублей для российских мероприятий и 700 тысяч рублей для международных; на обучение персонала до 120 тысяч рублей на одного человека, до 10 миллионов рублей суммарно на компанию; для коммерческих коворкингов, разместивших на своей территории центр услуг для бизнеса.

Всего на поддержку малых и средних предприятий Москва дополнительно направила около 70 миллиардов рублей. Кроме того, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы оказывал помощь предпринимателям с помощью поручительств по кредитам. На эти цели выделено 10,5 миллиарда рублей.

В период пандемии 2020 г. Правительство Москвы показало высокий уровень использования цифровых технологий, что позволило упростить и ускорить процедуру получения оперативной финансовой помощи всех субсидий. Подать заявки на субсидии можно было онлайн с помощью сайтов mbm.mos.ru и i.moscow. Предпринимателям нужно было загрузить пакет документов на сайт и заверить их с помощью

квалифицированной электронной подписи. Для предпринимателей в Москве были запущены единая линия поддержки и специальный интернет-ресурс cashback.moscow.business, где можно было получить всю информацию об условиях и порядке предоставления субсидий. Оперативную информацию о мерах поддержки бизнеса и изменениях в законодательстве также публиковали телеграм-каналы «Коронавирус. Экономический штаб Москвы» (@COVID19_Econ), «Субсидии московским предпринимателям» (@subsidii_msk) и «Коронавирус: важное для бизнеса» (@vmeste_mbm).

Подводя итоги, следует сказать о том, что в современных условиях дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу. В последние годы, в период экономического криза и пандемии государством предпринимаются активные меры для того, чтобы создать и поддержать благоприятный климат для деятельности малых и средних предприятий. Однако на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать

удовлетворительным.

Принятых мер недостаточно для того, чтобы данный сегмент хозяйствования полностью отвечал потребностям и требованиям российского государства и общества, а также способствовал развитию «здоровой» конкуренции в России, успешному долгосрочному социально-экономическому развитию Российской Федерации и полноценному обеспечению ее экономической безопасности. В результате необходим поиск новых путей и мер для изменения сложившейся ситуации.

Одним из направлений решения проблемы должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны включать в себя не только вопросы льготного кредитования малого бизнеса и увеличения объемов предоставления финансовых средств, но и мероприятия, касающиеся повышения эффективности информационного обмена на основе активного внедрения цифровых механизмов управления и регулирования путем правовых, экономических и организационных форм на всех уровнях власти.

Список литературы

1. Опрос: падение спроса в период пандемии ощутили около 80% малых предприятий в РФ. Режим доступа: https://tass.ru/msp/8599869 (Дата обращения: 25.05.2020).

2. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Режим доступа: http ://government.ru/info/35563/ (Дата обращения: 25.05.2020).

3. Антикризисные меры: какую поддержку получают компании во время пандемии. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/74202073/ (Дата обращения: 25.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.