Научная статья на тему 'Государственное регулирование малого бизнеса'

Государственное регулирование малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7626
848
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT REGULATION / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумпилова Анжелика Руслановна

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования малого бизнеса, определяется его роль и место в достижении роста качества жизни населения. Рассматривается правовое регулирование малого предпринимательства, проводится сравнительный анализ влияния малого бизнеса на макроэкономические показатели в Российской Федерации и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF SMALL-SCALE BUSINESS

This paper considers the features of government regulation of small-scale business, and defines the role and place of the business in improving the quality of population life. The legal regulation of small entrepreneurship is examined. The comparative analysis of the influence of small-scale business on the macroeconomic indexes in both the Russian Federation and abroad.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование малого бизнеса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

А. Р. КУМПИЛОВА

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования малого бизнеса, определяется его роль и место в достижении роста качества жизни населения. Рассматривается правовое регулирование малого предпринимательства, проводится сравнительный анализ влияния малого бизнеса на макроэкономические показатели в Российской Федерации и за рубежом.

Ключевые слова государственное регулирование, малый бизнес, малое и среднее предпринимательство.

На современном этапе развития российской экономики малый бизнес оказывается в двойственном положении: с одной стороны, его развитие в отсутствие государственной поддержки затруднено, но, с другой стороны, излишнее государственное регулирование также не способствует обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость исследования подходов к государственному регулированию малого бизнеса и выявлению оптимальных вариантов такого регулирования.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов. Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого бизнеса, именно поэтому малый бизнес составляет 50-60, а в некоторых странах до 90 % ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия [1].

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специаль-

ные «инкубаторы», где будут собраны малые предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в сфере IT. Создание российской «силиконовой долины» в ближайшей перспективе представляется маловероятным, однако, привлечь инвесторов и предпринимателей для работы на этой территории вполне возможно. В настоящее время правительство Российской Федерации ищет возможность создания определенной «прослойки» малого бизнеса, на данном этапе государственное регулирование малого бизнеса в нашей стране пока еще не может приносить тех ощутимых результатов, которых ждут от него [4].

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленноразвитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства [4].

В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн чел. (Общая занятость в странах-членах ЕС - 150 млн чел.). В странах ЕС 99 % предприятий имеют число занятых не более 250 чел. Более 90 % от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 чел. Половина предприятий в ЕС являются «one-men businesses», где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43 % предприятий имеют число работающих не более 10 чел. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест

в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий - строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70 % работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн предприятий имеют число работающих от 10 до 249 чел. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40 % от суммарного оборота. Около 1 млн предприятий относятся к категории малых (10-49 чел. работающих). Они предоставляют около 119 млн рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 чел. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1 % предприятий Западной Европы. На средних предприятиях работает около 15 % всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 чел.

Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия - опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и «крупных» услугах. Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями [5]. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде. Общественное поведение представителей малого предпринимательства ос-

новано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и в силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7-8 %, через 5 лет остается не более 3 %. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Отраслевое разнообразие субъектов малого бизнеса, многовариантность созданных структур поддержки малого бизнеса, ресурсных источников поддержки, высокую неопределенность внешней среды, необходимость ситуационного подхода делают обязательным создание адаптивной системы управления развитием малого бизнеса [3]. Такая система должна решать не только перечисленные выше проблемы, но и адаптировать используемые инструменты под специфику изменений законодательства, территории, конкретной отрасли и субъекта малого бизнеса, чтобы обеспечить выполнение основной функции государственного управления - достижение социально-экономических целей устойчивого развития территории при минимальных ресурсных затратах. Принципами реализации системы являются: доходность программ и проектов поддержки малого бизнеса, информатизация процессов, конкурсный принцип, равенство внешних условий развития субъектов вне зависимости от формы собственности и других характеристик, примат экономических механизмов воздействия, координация процессов поддержки малого бизнеса и развития территории.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30 % всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу малых предприятий Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20 и 12 % всех российских малых предприятий. В целом, уровень развития малого пред-принимательств в России, измеряемый по обще-

принятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 малых предприятия соответственно. Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29 %. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90 % от общего числа предприятий. Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости - лишь 10 % от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора малого и среднего бизнеса - порядка 65 %.

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Все же можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса - это упрощенная схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 г.: Федеральный закон № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Федеральным законом создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Установлены основные критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к категориям в зависимости от численности работников, а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и ба-

лансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта малого и среднего предпринимательства также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов - фондов венчурных инвестиций, не превышают 25 % уставного капитала [2].

Федеральным законом определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности правового регулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовая, имущественная,

информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др. В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 г., за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступили в силу с 1 января 2010 г. [2].

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован [1]. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества и локального

рынка базирования. Конкуренция, являющаяся основным условием развития малого бизнеса в рыночной экономике, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, побуждает предпринимателей, в том числе представителей крупного бизнеса, повышать качество продукции и внедрять инновации. Малый бизнес решает проблемы с безработицей. Так, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90 % граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Таким образом, эффективное регулирование малого бизнеса является одним из ключевых государственных приоритетов на современном этапе развития экономики.

Литература

1. Владимирова С. В., Лоскутова М. В. Программно-целевой подход к созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1. С. 15-18.

2. Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Туманов В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М., 2009.

3. Пахомов М. А. Особенности организации производства на предприятиях малого бизнеса // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного Экономического общества России. Спецвыпуск. Тамбов, 2004.

4. Рубин Ю. Б. Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Изд. 3-е. М., 2010.

5. Якунина И. Н. Факторы, влияющие на реализацию экономических интересов мелким и средним собственником. Возможные меры по улучшению условий развития малого и среднего бизнеса // Малый бизнес в современной национальной экономике: сб. докладов и выступлений междунар. науч.-практ. конф. М., 2005.

* * *

GOVERNMENT REGULATION OF SMALL-SCALE BUSINESS

A. R. Kumpilova

This paper considers the features of government regulation of small-scale business, and defines the role and place of the business in improving the quality of population life. The legal regulation of small entrepreneurship is examined. The comparative analysis of the influence of small-scale business on the macroeconomic indexes in both the Russian Federation and abroad.

Key words: government regulation, small-scale business, small and medium entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.