Научная статья на тему 'Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу'

Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4812
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КРИТЕРИИ / ЧИСЛЕННОСТЬ / УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ / ВЫРУЧКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL-SCALE ENTERPRISE / CRITERIA / QUANTITY / AUTHORIZED CAPITAL STOCK / RECEIPTS / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Ольга Петровна

Рассматривается происхождение термина «малый бизнес», различаются критерии отнесения к малому бизнесу в развитых странах и ставятся на дискуссию вопросы принадлежности российских предприятий к сфере малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу»

ЭКОНОМИКА

УДК 65.290.31(045)

О. П. Михайлова

ДИСКУССИОННЫЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Аннотация. Рассматривается происхождение термина «малый бизнес», различаются критерии отнесения к малому бизнесу в развитых странах и ставятся на дискуссию вопросы принадлежности российских предприятий к сфере малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, критерии, численность, уставный капитал, выручка, государственная политика.

Abstract. In this article it is considered the origin of the term «small-scale business», it is differentiated standards of ratings in small-scale business in developed countries and it is discussed a lot the questions of ownership of Russian enterprises to the small business.

Keywords: small-scale business, small-scale enterprise, criteria, quantity, authorized capital stock, receipts, public policy.

Введение

Малый бизнес играет важную роль в экономике любой страны. В мировой практике предприятия малого бизнеса - это малые предприятия различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы). Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов - труда и капитала. Такие понятия, как «малый и средний бизнес», «малые и средние предприятия (МСП)», «предприятия малого и среднего бизнеса» и т.п., за прошедшие 15 лет стали широко использоваться в специализированной литературе и в деловой среде.

Этимология термина «малый бизнес»

Однозначного определения малого бизнеса в России нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны.

Следует сразу отметить, что широко используемое в России понятие «малые и средние предприятия» (как и соответствующая аббревиатура МСП) в подавляющем большинстве случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка, и она приводит при международных сравнениях к занижению показателей развития этого сектора в 4-5 раз. В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с

числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку понятия среднего предприятия в России нет, то сокращение МСП употребляется «автоматически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где действительно выделяется группа малых и средних предприятий. Данные

о средних предприятиях в показателях российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.

Но вопросы, связанные с понятиями и терминами, не являются абстрактной научной или чисто филологической проблемой. Учитывая то, что Россия идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы деловой терминологии. В особенности это важно при введении новых терминов, отражающих новые явления для реформируемой экономики России.

Ряд исследователей по вопросам малого предпринимательства отмечает, что вышеперечисленные термины, как и обороты, не столь широко употребляемые (например, «малые формы хозяйствования (МФХ)»), не только не содержат в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют совершенно определенные аналоги в деловом английском языке: «small business», «small businesses», «small and medium enterprises (SMEs)», «small business sector», «small business-owners», «entrepreneurship and small business». В профессиональной лексике специалистов, ученых и самих предпринимателей прочно укрепились и такие термины, как «малый предприниматель» или «малый сектор экономики». В официальных документах утвердилось понятие «малое предпринимательство», хотя адекватность его использования может быть подвергнута сомнению [1].

Впервые термин «малые и средние предприятия» использовал британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. В США первое определение малого предприятия появилось в Законе об определенных видах обслуживания (1948) и в Законе о малом бизнесе (1953) [2].

Таким образом, этимологически термин «малый бизнес» в России был привит англоязычной литературой, в которой применяется определение «small business», что переводится в России как малый бизнес (мелкий плюс средний).

Если рассматривать по странам, то в европейских странах и в Японии принят термин «мелкие и средние предприятия». Во французской литературе существует общепринятая аббревиатура РМЕ (Petites et moynes enterprises). Но сейчас все больше и в западноевропейской литературе употребляется термин «small business» в английской транскрипции. В российских правовых актах в настоящее время принято использовать словосочетание «малое предприятие», когда имеются в виду предприятия малого и среднего бизнеса.

Различие критериев отнесения к малому бизнесу в развитых странах

Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства - машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные пе-

ревозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.

Как правило, в мировом масштабе наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малым, являются: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что приведены выше.

Практически во всех странах существует своя классификация предприятий, которая делит экономическую деятельность на малый, средний и крупный сектор экономики. Но, как правило, малый и средний сектор экономики объединяют в одну группу при разработке законов и программ развития и поддержки.

В Европейском союзе (ЕС) действуют следующие показатели численности работников: до 9 - микропредприятие; от 10 до 50 - малое предприятие; от 50 до 250 - среднее. При этом страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели. Другие экономические организации устанавливают свои показатели. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 как «средние» и свыше 500 человек как «крупные».

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного и нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 человек. В зависимости от количества наемных работников предприятия делятся на наименьшие - 1-24 человека; малые - 25-99 человек; промежуточные - 100-499 человек; крупные -500-999 человек; крупнейшие - 1000 и более.

В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: I группа - 1-4 человека, II группа - 5-9, III группа -10-29, IV группа - 30-49, V - группа 50-99, VI группа - 100-299, VII группа -300-449» [3].

Классификация предприятий Японии в отраслевом разрезе отражена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика малых и средних предприятий в Японии [4]

Отрасли Уставной капитал, не более Численность работающих, не более

Добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт, строительство 0,1 млрд иен (770 тыс. дол.) 300 человек

Оптовая торговля 0,03 млрд иен (230 тыс. дол.) 100 человек

Розничная торговля 0,01 млрд иен (77 тыс. дол.) 50 человек

В Великобритании к мельчайшим относят фирмы с числом занятых от

1 до 25 человек, к мелким - от 25 до 99.

Для целей статистического учета Министерство торговли и промышленности Великобритании обычно использует следующие показатели:

- микрофирма - численность персонала 0-9 человек;

- малая фирма - численность персонала 10-49 человек (включает микрофирмы);

- средняя фирма - численность персонала 50-249 человек;

- крупная фирма - численность персонала более 250 человек [5].

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек, причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному: в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с численностью свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, связанной с производством оборудования, порог численности составляет 500 человек [6].

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но учитываются следующие показатели: стадия роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерных для предприятия.

В Германии определенное понятие малого бизнеса отсутствует, но в соответствии с классификацией Федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Польше к малым относят предприятия с численностью сотрудников менее 50 человек, к средним - с численностью персонала до 500 человек. В Болгарии к предприятиям малого бизнеса относят предприятия с численностью сотрудников до 50 человек, среднего - до 200 человек. В Венгрии к этим категориям относятся предприятия с числом работающих до 300 человек в промышленности, связи, коммунальном хозяйстве; до 60 человек - в оптовой торговле; до 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг [1].

Европейская комиссия в 2001 г. распространила документ, устанавливающий единое определение МСП (табл. 2).

В нем содержится не имеющая обязательного характера рекомендация странам-участницам, Европейскому инвестиционному банку и Европейскому инвестиционному фонду утвердить это определение и для целей своих программ. Этот документ разрешает, если это желательно, использовать более низкие пороговые значения показателей, определяющих статус малых и средних предприятий.

Следует отметить, что во многих странах важную роль играет также отраслевая принадлежность предприятия.

Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определен в законодательном порядке.

Так, во Франции ремесленником является тот, кто организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство предприятием и принимает личное участие в его работе.

Численность занятых на таком предприятии не должна превышать 10 человек, включая владельца, помогающих ему членов семьи, наемных работников и учеников.

Таблица 2

Определение малых и средних предприятий, предложенное Европейской комиссией [5]

Критерий Микро- предприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Максимальная численность работников 9 49 249

Максимальный годовой оборот Незначителен 7 млн евро 40 млн евро

Максимальная сумма баланса Незначительна 5 млн евро 27 млн евро

Независимость Незначительна Не более 25 % капитала или голосующих акций принадлежит одной или более компаниям, не являющимися малыми или средними предприятиями

В отличие от промышленности, ремесла в Германии - более старый сектор экономики. В сфере ремесел насчитывается 94 профессии, около 600 тыс. самостоятельных предприятий и свыше 6 млн работников. Правительство Германии оказывает поддержку ремесленным предприятиям с помощью информационного обеспечения, мер по повышению квалификации, консультаций по вопросам предпринимательской деятельности, предоставления льготных кредитов и субсидий на профессиональное образование и переобучение.

В интересах сохранения качественного уровня производства и эффективности ремесел, согласно Положению о ремеслах, ремеслом разрешается заниматься лишь тому, кто сдал экзамен на звание мастера. Сдача экзамена на звание мастера и получение Большого свидетельства дает право на обучение учеников [7].

Самое существенное различие между ремесленным и мелким предприятием состоит в том, что ремесленник сам трудится, участвует в производстве как рабочий. Его доход достаточен лишь для того, чтобы осуществлять простое воспроизводство. Государство предоставляет ремесленным предприятиям более значительные льготы, чем другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять свое дело и превращаться в мелких предпринимателей .

Наибольшее распространение ремесленные фирмы получили в строительстве. Причем в некоторых странах ремесленникам разрешено иметь большее число наемных рабочих. В сфере услуг статус ремесленного предприятия чаще всего имеют маленькие пекарни, кондитерские и мастерские по ремонту бытовой техники. В сфере производства ремесленники обычно работают по заказам мелких и средних предприятий. Наконец, традиционной областью приложения сил для них являются художественные народные промыслы [1].

Дискуссионные вопросы отнесения предприятий к сфере малого бизнеса в России

В России Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. дано определение малых предприятий. Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации - юридические лица:

1) в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 % (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 % (если учредителями являются несколько юридических лиц, их доли суммируются);

2) в которых средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договору подряда) не должна превышать следующих предельных показателей:

- в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [1].

Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

- крупное - с численностью работающих более 500 человек;

- среднее - от 100 до 500 человек;

- малое - до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3), приведены в табл. 3.

Таблица 3

Предельный уровень численности работников малых предприятий в Российской Федерации [8]

Отрасль деятельности Предельный уровень численности работников, человек

Промышленность 100

Строительство 100

Транспорт 100

Сельское хозяйство 60

Научно-техническая сфера 60

Оптовая торговля 50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30

Остальные отрасли и другие виды деятельности 50

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли [8].

В настоящее время в России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период находится в установленных нормой пределах.

Из приведенных критериев, на наш взгляд, наиболее спорным является доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями. По закону эта доля не может превышать 25 %. Следовательно, если она составляет 25,5 %, то такое предприятие уже не должно относиться к числу малых. Думается, такой подход является необоснованным по многим причинам. Прежде всего, очень трудно уловить этот предел, т.к. уставный капитал не является статичной и неизменной величиной. Под влиянием внутренних и внешних факторов величина этого капитала постоянно меняется. Далее, уставный капитал может формироваться не только за счет собственных, но и заемных средств. А источники последних могут быть самыми разными. Наконец, по некоторым подсчетам, ограничение предельного участия капитала юридических лиц в формировании уставного фонда привело к сокращению числа малых предприятий со смешанной формой собственности. При этом наиболее пострадали такие сферы, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт. А ведь именно эти сферы представляют реальный производственный сектор рыночной экономики. От того, насколько эффективно будет развиваться этот сектор, во многом зависят темпы возрождения экономики страны в целом.

Другим критерием отнесения предприятия к числу малых является численность работников. В федеральном законе установлены ограничения по числу работников, дифференцированные по отраслевому признаку. Эти ограничения действуют уже давно, положительно себя зарекомендовали, и мы не сомневаемся в их объективности.

В проекте второй части Налогового кодекса предложено норму числа работающих по всем отраслям сократить в два раза. Возникает вопрос: насколько обоснованным является это предложение? Вопрос приобретает особую значимость, т. к. средства механизации ручных операций у нас в России стоят дорого, создаются долго и по своим технико-экономическим показателям далеко не всегда удовлетворяют требованиям предпринимателей. Приобретение же зарубежных аналогов по разным причинам не всегда возможно.

Полагаем, что искусственное снижение критерия численности работников существенно подрубит основы малого бизнеса, и прежде всего в производственной сфере. А это крайне нежелательно, поскольку неминуемо приведет к сокращению годового объема валового внутреннего продукта.

По нашему мнению, заслуживает внимания предложение о том, чтобы в качестве одного из критериев отнесения предприятий к числу малых при-

нимать объем вырабатываемой продукции. Этот критерий не является абсолютно новым, т.к. используется в мировой практике. В Японии предприятие относится к числу малых, если годовой оборот выпускаемой продукции не превышает 100,0 млн иен, в США - 10,0 млн долларов и т.д.

Думается, что для российской действительности такой критерий представляет определенный интерес. Именно по объему выпускаемой и реализуемой продукции в конечном итоге решается вопрос о действительном размере предприятия. По проекту Налогового кодекса, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе, предприятие признается малым при условии, если сумма выручки в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышает размера, равного 2500 минимальных зарплат (МРОТ), т.е. за год 10 000 МРОТ.

В. Пансков считает, что годовая выручка малого предприятия не должна превышать 300 000 МРОТ. Столь большой разброс критериев свидетельствует об исключительной важности рассматриваемого показателя в деятельности малого предприятия. Мы полностью согласны с мнением, что такой критерий отнесения предприятий к числу малых объективно необходим. Что касается величины самого критерия, то этот вопрос далеко выходит за рамки нашей работы и, кроме того, является объектом самостоятельного научного исследования.

Нас в данном вопросе интересует обоснованность привязки величины валовой выручки малого предприятия к МРОТ. Зная величину МРОТ, нетрудно определить размер выручки, принимаемой за норматив отнесения предприятия к числу малых. Однако МРОТ характеризует в прямом смысле не доходы, а расходы, которые государство установило как лимит выплаты по первому разряду. Преобладающая часть коммерческих предприятий, а к ним относятся и малые структуры, платит по первому разряду значительно больше.

Принимая во внимание излагаемое, по нашему мнению, следовало бы ориентироваться не на МРОТ, который является заниженным и устанавливается в целом для Российской Федерации, а на величину прожиточного минимума, определяемого по каждому региону индивидуально. Предлагаемый подход является более оправданным. Прежде всего, он точно характеризует сумму возможных расходов на оплату труда. Эти затраты в сочетании с другими расходами позволяют исчислить ориентировочную сумму себестоимости планируемой к выпуску продукции и выйти на уровень рыночной цены. К тому же малые предприятия всегда создаются на конкретной территории, ориентируются на местные источники сырья, местные кадры, местный рынок и т.д.

В свое время американские экономисты Т. Питерс и Р. Уотермен доказали, что независимо от того, о какой отрасли идет речь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенные и неожиданные пробелы, малые же размеры способствуют не только внедрению новшеств, но и росту производительности труда [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, малое предпринимательство - это весьма пестрая неоднородная экономическая среда. По рассмотренным выше критериям к субъектам малого бизнеса в среднем относятся предприятия, где численность занятых за отчетный период не превышает 500 человек. Причем данный крите-

рий варьируется по странам, а отсюда следует, что универсального определения малого бизнеса не существует. Для разных стран это понятие различно.

Для сравнительной оценки уровня развития малых предприятий в разных странах следует указать, что в мировой практике сложились разные подходы к определению малого предприятия (по численности занятых, объему производства товаров и услуг, размеру уставного капитала, отраслевой принадлежности и т.п.). Такие подходы к определению основных параметров малого предприятия зависят от сложившейся в стране практики, а также от целей государственной политики в отношении малых предприятий.

Список литературы

1. Андреева, И. О критериях выделения малого среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. - 2007. - № 7. - С. 62-79.

2. Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С. И. Мазоль. -Минск : Книжный Дом, 2004. - 272 с.

3. Иванова, Н. Ю. Малая экономика в суперсистеме рыночного хозяйства России / Н. Ю. Иванова // Вестник Финансовой академии. - 2003. - № 3. - С. 24-30.

4. Экономико-правовые механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в странах Америки и Азии : учебное пособие / под научн. ред. д.т.н. В. Е. Лялина, к.э.н. В. И. Ляшенко, д.э.н. К. В. Павлова. - Кольск : Изд-во Кольского НЦ РАН, 2005. - 243 с.

5. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

6. Черников, Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции / Г. П. Черников. - М. : РОССПЭН, 2002. - 416 с.

7. Ишутин, Р. В. Основы теории предпринимательства : учебник для экономических специальностей вузов / Р. В. Ишутин, С. Г. Светуньков. - М. : Российская Академия предпринимательства, 2005. - 384 с.

8. Грибов, В. Д. Менеджмент в малом бизнесе : учебник / В. Д. Грибов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 128 с.

9. Финансовый менеджмент: теория и практика : учебник / под ред. Е. С. Стояновой. -М. : Перспектива, 2004. - 656 с.

Михайлова Ольга Петровна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и коммерции, Оренбургский государственный университет

E-mail: mihailova7S@mail.ru

Mikhaylova Olga Petrovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing and commerce, Orenburg State University

УДК 65.290.31(045)

Михайлова, О. П.

Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу /

О. П. Михайлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 2 (10). - С. 108-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.