Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне (на примере Самарской области)'

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне (на примере Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воеводина О. В.

В статье дана обобщающая характеристика государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном и региональ­ном уровнях. На примере Самарской области выявлены основные положения, характеризующие регулирование инвестиционной деятельности в регионе, активно разрабатывающем нормативную базу инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне (на примере Самарской области)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Воеводина О.В.*

Национальный исследовательский Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва, г. Самара

В статье дана обобщающая характеристика государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях. На примере Самарской области выявлены основные положения, характеризующие регулирование инвестиционной деятельности в регионе, активно разрабатывающем нормативную базу инвестиционной политики.

Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиции, регион, рыночная экономика, конкурентоспособность, кластер, экономический механизм.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также социально-экономические процессы в интересах всего общества. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества. Эти задачи должно решать государство.

Для выполнения своих функций по регулированию экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны.

В последние годы государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается государственными федеральными органами и органами местного самоуправления.

Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.

Росстрой является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в

* Соискатель кафедры Менеджмента.

сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [3].

Органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий по регулированию инвестиционной деятельности на своих территориях руководствуются правилами, которые содержатся в нормативных актах: постановлениях, СНиПах, стандартах, правилах, инструкциях и законах РФ.

Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [1].

Следует отметить, что решению этой задачи посвящен достаточно широкий круг работ, авторы которых сконцентрировали внимание на анализе правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в субъектах РФ, а также эмпирической информации, отражающей используемое органами власти и управления экономико-организационное обеспечение процессов привлечения и использования инвестиций. В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности.

Рассмотрим более подробно некоторые стороны государственного регулирования инвестиционной деятельности Самарской области.

В Самарской области концептуальной основой государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата является региональный Закон «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области». В этом документе определены общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области:

- равноправие инвесторов;

- доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

- сбалансированность государственных и частных интересов;

- законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений [5].

Другой концептуальный документ - Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года [4]. Важным компонентом стратегии социально-экономического развития Самарской облас-

ти на период до 2020 года является инвестиционная стратегия, ориентированная на инновационное обновление региона. Инвестиционная стратегия регионального развития предусматривает два сценарных варианта развития инвестиционной сферы региона: инерционный и инновационный (рис. 1).

700% 600% 500% 400% 300% 200% 100%

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2005 году

Так инерционный вариант развития предполагает закрепление позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий осуществление действующими организациями Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции действующих производств и обновлению основных фондов.

Согласно данному варианту основные объемы капитальных вложений будут осуществляться в индустриальном секторе экономики, который в настоящее время оказывает определяющее воздействие на развитие региона и составляет базу экономического роста области в целом - машиностроении, топливной промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.

Инновационный вариант базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных вложений и более высокие темпы роста по сравнению с вариантом инерционного развития.

Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и реа-

лизацию национальных проектов в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и сельского хозяйства и предусматривает активное участие федерального и областного бюджетов в их финансировании [4].

Предполагается, что использование механизмов частно-государственного партнерства приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.

Механизм государственной поддержки инвесторов сориентирован, преимущественно, на использование уже апробированных форм, методов и инструментов. В качестве новых - предложено использовать институт государственного кураторства инвесторов, сформировать систему стимулов для привлечения средств населения на инвестиционные цели, создать инновационно-инвестиционный фонд, обеспечивающий финансирование сети частно-государственных региональных венчурных фондов, предоставляющих реципиентам средства на возвратной основе [2].

Таким образом в качестве основных направлений совершенствования инвестиционных процессов в Самарской области можно указать: усиление инновационной составляющей инвестиций; укрепление финансовой базы инвестиционных процессов за счет улучшения использования собственных и активизации привлечения ресурсов; улучшение информационного и инфраструктурного обеспечения; созданием отраслевых и региональных кластеров.

Весьма заметен акцент на такие инструменты развития инвестиционных процессов, как государственно-частное партнерство; территориальный маркетинг; формирование позитивного имиджа региона; активизация мониторинга регионального социально-экономического пространства; создании достаточно сложной и разветвленной организационной инфраструктуры; создание особых зон, обладающих повышенной инвестиционной привлекательностью.

Явно недостаточное внимание уделяется межрегиональному взаимодействию; вовлечению муниципальных образований в разработку и реализацию документов стратегической направленности; механизмам селекции инвестиционных потоков; активизации институтов гражданского общества.

Список литературы:

1. Караваев В. Региональная инвестиционная политика // Инвестиции в Россию. - 2012. - № 2. - С. 12-15.

2. Трещевский Ю.И., Круглякова В.М. Современная практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ: общее и особенное // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения». - 2010. - № 3. - С. 32-44.

3. Юзвович Л.И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 134-135.

4. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // Стратегии // Правовая база КонсультантПлюс.

5. http://r63 .ved.gov.ru/invest_klimat.

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Некрасова А.С.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

В статье рассмотрен процесс государственного регулирования экономики посредством индикативного планирования. Проведен анализ основных положений систем планирования зарубежных стран, применение которых поможет усовершенствовать российскую плановую систему.

Ключевые слова: индикативное планирование, государственная экономическая политика, план, прогноз.

В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от ди-рективности, командно-распределительных функций в пользу индикативно-сти, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью. Использование индикативного планирования значительно сократило издержки структурных преобразований во многих странах.

Переход Российской Федерации к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления экономикой страны и регионов. При создании в стране методологии индикативного планирования неизбежно встал вопрос о взаимодействии планового и рыночного механизмов, противоречивых в традиционном понимании сущности обоих.

Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления предприятием. Индикативное планирование предполагает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а

* Аспирант кафедры Экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.