ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Воеводина О.В.*
Национальный исследовательский Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва, г. Самара
В статье дана обобщающая характеристика государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях. На примере Самарской области выявлены основные положения, характеризующие регулирование инвестиционной деятельности в регионе, активно разрабатывающем нормативную базу инвестиционной политики.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиции, регион, рыночная экономика, конкурентоспособность, кластер, экономический механизм.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также социально-экономические процессы в интересах всего общества. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества. Эти задачи должно решать государство.
Для выполнения своих функций по регулированию экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны.
В последние годы государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается государственными федеральными органами и органами местного самоуправления.
Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.
Росстрой является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в
* Соискатель кафедры Менеджмента.
сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [3].
Органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий по регулированию инвестиционной деятельности на своих территориях руководствуются правилами, которые содержатся в нормативных актах: постановлениях, СНиПах, стандартах, правилах, инструкциях и законах РФ.
Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [1].
Следует отметить, что решению этой задачи посвящен достаточно широкий круг работ, авторы которых сконцентрировали внимание на анализе правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в субъектах РФ, а также эмпирической информации, отражающей используемое органами власти и управления экономико-организационное обеспечение процессов привлечения и использования инвестиций. В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности.
Рассмотрим более подробно некоторые стороны государственного регулирования инвестиционной деятельности Самарской области.
В Самарской области концептуальной основой государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата является региональный Закон «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области». В этом документе определены общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области:
- равноправие инвесторов;
- доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
- сбалансированность государственных и частных интересов;
- законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений [5].
Другой концептуальный документ - Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года [4]. Важным компонентом стратегии социально-экономического развития Самарской облас-
ти на период до 2020 года является инвестиционная стратегия, ориентированная на инновационное обновление региона. Инвестиционная стратегия регионального развития предусматривает два сценарных варианта развития инвестиционной сферы региона: инерционный и инновационный (рис. 1).
700% 600% 500% 400% 300% 200% 100%
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Годы
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2005 году
Так инерционный вариант развития предполагает закрепление позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий осуществление действующими организациями Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции действующих производств и обновлению основных фондов.
Согласно данному варианту основные объемы капитальных вложений будут осуществляться в индустриальном секторе экономики, который в настоящее время оказывает определяющее воздействие на развитие региона и составляет базу экономического роста области в целом - машиностроении, топливной промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.
Инновационный вариант базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных вложений и более высокие темпы роста по сравнению с вариантом инерционного развития.
Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и реа-
лизацию национальных проектов в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и сельского хозяйства и предусматривает активное участие федерального и областного бюджетов в их финансировании [4].
Предполагается, что использование механизмов частно-государственного партнерства приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.
Механизм государственной поддержки инвесторов сориентирован, преимущественно, на использование уже апробированных форм, методов и инструментов. В качестве новых - предложено использовать институт государственного кураторства инвесторов, сформировать систему стимулов для привлечения средств населения на инвестиционные цели, создать инновационно-инвестиционный фонд, обеспечивающий финансирование сети частно-государственных региональных венчурных фондов, предоставляющих реципиентам средства на возвратной основе [2].
Таким образом в качестве основных направлений совершенствования инвестиционных процессов в Самарской области можно указать: усиление инновационной составляющей инвестиций; укрепление финансовой базы инвестиционных процессов за счет улучшения использования собственных и активизации привлечения ресурсов; улучшение информационного и инфраструктурного обеспечения; созданием отраслевых и региональных кластеров.
Весьма заметен акцент на такие инструменты развития инвестиционных процессов, как государственно-частное партнерство; территориальный маркетинг; формирование позитивного имиджа региона; активизация мониторинга регионального социально-экономического пространства; создании достаточно сложной и разветвленной организационной инфраструктуры; создание особых зон, обладающих повышенной инвестиционной привлекательностью.
Явно недостаточное внимание уделяется межрегиональному взаимодействию; вовлечению муниципальных образований в разработку и реализацию документов стратегической направленности; механизмам селекции инвестиционных потоков; активизации институтов гражданского общества.
Список литературы:
1. Караваев В. Региональная инвестиционная политика // Инвестиции в Россию. - 2012. - № 2. - С. 12-15.
2. Трещевский Ю.И., Круглякова В.М. Современная практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ: общее и особенное // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения». - 2010. - № 3. - С. 32-44.
3. Юзвович Л.И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 134-135.
4. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // Стратегии // Правовая база КонсультантПлюс.
5. http://r63 .ved.gov.ru/invest_klimat.
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Некрасова А.С.*
Юго-Западный государственный университет, г. Курск
В статье рассмотрен процесс государственного регулирования экономики посредством индикативного планирования. Проведен анализ основных положений систем планирования зарубежных стран, применение которых поможет усовершенствовать российскую плановую систему.
Ключевые слова: индикативное планирование, государственная экономическая политика, план, прогноз.
В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от ди-рективности, командно-распределительных функций в пользу индикативно-сти, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью. Использование индикативного планирования значительно сократило издержки структурных преобразований во многих странах.
Переход Российской Федерации к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления экономикой страны и регионов. При создании в стране методологии индикативного планирования неизбежно встал вопрос о взаимодействии планового и рыночного механизмов, противоречивых в традиционном понимании сущности обоих.
Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления предприятием. Индикативное планирование предполагает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а
* Аспирант кафедры Экономики и управления.