Научная статья на тему 'Механизм управления и источники реструктуризации экономики проблемного региона'

Механизм управления и источники реструктуризации экономики проблемного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсунский Борис Леонидович, Аносова Светлана Владиславовна

В работе рассматриваются механизм управления и реструктуризации экономики проблемного региона, особенности современного этапа реализации региональной промышленной политики, проблемы соотношения регионального регулирования и региональной экономической политики. Исследуются теоретические и практические вопросы региональной экономической диагностики промышленности ЕАО, предлагается стратегия развития промышленности проблемного региона на основе выделения «точки роста» строительства Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration mechanism and sources of restructuring economy in a problematic region

The article deals with the mechanism of managing and restructuring economy of a problematic region, peculiarities of realizing regional industrial policy at present, problems of correlation of regional regulation and regional economic policy. Theoretical and practical questions of regional economic diagnostics of industry of the Jewish Autonomous Area are investigated. The authors suggest strategy of industrial development of a problematic region on the basis of the "point of growth" building of Rimkan-Sutarsky mining-concentrating complex.

Текст научной работы на тему «Механизм управления и источники реструктуризации экономики проблемного региона»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Механизм управления и источники реструктуризации экономики проблемного региона

Б.Л. Корсунский С.В. Аносова

В работе рассматриваются механизм управления и реструктуризации экономики проблемного региона, особенности современного этапа реализации региональной промышленной политики, проблемы соотношения регионального регулирования и региональной экономической политики. Исследуются теоретические и практические вопросы региональной экономической диагностики промышленности ЕАО, предлагается стратегия развития промышленности проблемного региона на основе выделения «точки роста» - строительства Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината.

The article deals with the mechanism of managing and restructuring economy of a problematic region, peculiarities of realizing regional industrial policy at present, problems of correlation of regional regulation and regional economic policy. Theoretical and practical questions of regional economic diagnostics of industry of the Jewish Autonomous Area are investigated. The authors suggest strategy of industrial development of a problematic region on the basis of the "point of growth" - building of Rimkan-Sutarsky mining-concentrating complex.

Б.Л. Корсунский

«Реструктуризация» является универсальным инструментом, применяемым в экономической политике (государственном регулировании) в целом, и во всех её сферах (промышленной, структурной, инновацион-

С.В. Аносова

ной, финансово-кредитной, социальной, внешнеэкономической, научно-технической, налоговой, бюджетной, организационно-административной, инфраструктурной, сервисной, таможенной, природопользовательской,

Корсунский Борис Леонидович - доктор экон. наук, профессор Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан)

Аносова Светлана Владиславовна - научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (г. Биробиджан)

энергетической, транспортной, информационной и др.)1.

«Реструктуризация» понимается нами как такое структурное действие, которое проводится с целью финансового оздоровления и повышения конкурентоспособности экономики предприятия, отрасли, региона, страны в целом, через результативное перераспределение, наиболее эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а преобразование происходит путем применения инструментов юридического, технологического, экономического, административного и организационно-управленческого характера.

В свою очередь, «проблемность» любой территории понятие относительное, ибо беспроблемных ареалов, как известно, не существует. Мы подразделяем регионы на три типа территорий: «депрессивные», «отсталые», «переходные» (транзитные) исходя из разработанной и многократно апробированной дальневосточными исследователями Б.Л. Корсунским и С.Н. Леоновым методики (1996 - 2006 гг.) на массиве российских регионов2. В настоящее время в составе 89 субъектов Российской Федерации насчитывается около трети депрессивных и отсталых регионов. К проблемным территориям с полным основанием можно отнести весь Дальневосточный экономический район (ДФО). Что касается Еврейской автономной области (ЕАО), то она с 1999 года прочно закрепилась по основным социально-экономическим индикаторам в группе отсталых регионов России (см. табл. 1).

Основные социально-экономические показатели ЕАО в 2004 - 2006 гг. позволяют сделать единственно верный вывод - экономика области по-прежнему больна, кризис ее не миновал.

Промышленный комплекс области в период реформирования претерпел серьезные трансформационные структурные изменения (см. рис. 1).

В 2006 г. объем промышленного производства не превысил 19,0% от уровня 1990 г., а индекс промышленного производства к предыдущему году составил всего 100,1%, против 103,0% - по ДФО и 104,0% - по России.

Если в 1990 г. доля ЕАО в общем объеме промышленной продукции Дальнего Востока составляла 2,2%, то в 2006 г. уменьшилась до 0,05% .Объем промышленного про-

изводства на душу населения в 5 раз ниже (по сравнению с ДФО) и почти в 6 раз меньше, чем в среднем по России. Удельный вес валового регионального продукта (ВРП) ЕАО в Дальневосточном федеральном округе составляет всего 1,4%. Уровень объема ВРП на душу населения почти в 1,7 раза ниже по сравнению со средними значениями по России и ДФО.

В 2006 г. (по методике МОТ) уровень безработицы в области составил 10,5% и оказался, по-прежнему, самым высоким среди дальневосточных регионов.

В ЕАО наблюдаются самые низкие показатели заработной платы и душевого дохода, которые на 30-40% (в худшую сторону) отличаются от среднероссийских и дальневосточных показателей. Низкое качество жизни не только препятствует притоку в регион кадров высокой специализации, но и стимулирует их отток. За годы реформ область потеряла почти 19% населения. Свыше 75 тыс. человек постоянного населения (или более трети) выехало в зарубежные страны (конструкторы, инженеры и техники, врачи, учителя, научные работники, специалисты сельского хозяйства и т.д.). Замещение высококвалифицированных кадров шло за счет переселенцев с северных территорий более низкой квалификации и образования, что привело к снижению уровня человеческого потенциала. В области наблюдается один из самых низких в России уровней жизни людей, растет общая заболеваемость граждан, онг1 в числе рекордсменов по уровню общей преступности (на 10 тыс. населения) среди регионов России. Бюджет ЕАО в годы реформ хронически сверхдотационный, величина зависимости от федерального центра в отдельные годы доходила до 82%.

В соответствии с данными, опубликованными в газете «Экономика и жизнь» (1 марта 2007 г. №12), область занимает 82 место из 89 субъектов РФ по сравнительному рейтингу социально-экономического развития регионов России за 2006 г.

Если исключить общероссийские проблемы и риски, то наиболее явными барьерами для развития экономики ЕАО остаются:

* сокращение численности, так называемое «старение» населения, рост доли пенсионеров;

* тендерная диспропорция;

* высокий уровень имущественного расслоения, бедности, заболеваемости, смертно-

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели по РФ, ДФО и ЕАО

(2005 г.; ВРП - 2004 г.)

Регион Среднегодовая численность занятых в эконом ике, тыс. чел. Численность ППП, тыс. чел. Объем промышленной продук ции и на душу населе ния, тыс. руб. Доля промы шлен-ности в ВРП, % ВРП на душу населения, руб. Инвес тиции в основ ной капит ал на душу насел ения, тыс. руб. Средне месячная начисл енная заработ ная плата ППП, руб. Доля основных фондов промы шленно сти, % Степень износа основ ных фондов в пром ышле нност и, % Число орган иза-ций, выпол няющ их иссле дован ия и разраб отки, ед. Удельный вес убыточ ных органи заций в промы шленн ости, % Рентабельность промы тленности, %

РФ 66407,2 11977 7 78,1 31,2 102005,1 19,5 7865 24,4 50,6 3656 40,9 17,9

ДФО 3266,5 499 62,3 31,3 103500,8 28,6 10707 21,3 43,6 146 47,3 14,1

Еврейская автономная область 82,1 8 13,3 7,3 60685,9 17,7 5067 6,9 53,0 1 73,0 -7,2

Республика Саха (Якутия) 468,6 73 140,4 45,8 172923,5 33,8 16516 35,1 43,8 22 53,1 31,5

Приморский край 985,5 145 31,5 23,1 72047,7 9,1 7089 16,2 52 43 40,7 4,1

Хабаровский край 717,3 125 65,5 29,2 94854,8 24,3 10449 18,6 43,5 32 35,3 9,8

Амурская область 423,8 44 26,7 18,2 74241,6 24,7 7738 15,3 30,2 13 49,3 13,0

Камчатская область 182,7 31 77,2 41,2 93984,9 15,5 14268 21,8 40,5 15 46,9 1,8

В том числе Корякский автономный округ 14,3 3 191,8 64,6 н/д 48,4 17636 27,9 54 Н/Д 60,0 13,0

Магаданская область 96,3 22 113,0 48,4 134101,6 24,2 12193 36,7 45,3 7 60,0 4,6

Сахалинская область 274,4 47 77,4 29,1 165048,5 113,0 13018 17,0 46,6 11 55,3 1,9

Чукотский автономн ый округ 36 5 106,9 11,6 296215,7 168,7 18730 22,7 44,5 2 56,3 -6,0

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2006 г.

□ 1%

2004 г.

■ электроэнергетика

■ топливная промышленность

□ черная металлургия

□ цветная металлургия

■ химическая промышленность

■ машиностроение и

металлообработка

■ лесная, деревообрабатывающая

промышленность

□ промышленность строительных материалов

■ легкая промышленность

■ пищевая промышленность

□ прочие отрасли

Рис. 1. Отраслевая структура промышленности ЕАО в 1990 и 2004 гг.

сти, низкий уровень рождаемости населения;

* зависимость экономики области от ресурсодобывающего сектора и сельского хозяйства;

* депрессивное состояние многих предприятий промышленного комплекса;

* барьеры для развития жилищного строительства и объектов инфраструктуры;

* недостаточное развитие сектора услуг, прежде всего бизнес-услуг, современных форм торговли и платных услуг населения;

* отсутствие достаточной ресурсной (финансовой) базы регионального развития;

* низкий уровень развития предпринимательства, инфраструктуры, инновационно-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности;

* отсутствие транспортно-логистических систем;

* высокая степень износа основных фондов.

Такое состояние в экономике ЕАО необходимо и возможно, на наш взгляд, преодолеть. Выход из кризиса может быть основан на комплексной реструктуризации (структурной модернизации) экономики области. Центральным звеном становится разрешение следующих задач:

1) повышение эффективности управления развитием региона;

2) определение эффективных источников получения ресурсов на проведение модернизации;

3) рациональное распределение и продуктивное использование финансовых средств;

4) создание условий для эффективного использования созданных на эти средства важнейших перспективных объектов (локомотивов роста).

Известно, что социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. К сожалению, региональные органы управления чаще всего действуют как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план.

Именно недооценка органами управления ЕАО функций по экономическому развитию региона привела экономику в глубокую и длительную по времени депрессию и стагна-

цию.

В современных условиях построение механизма осуществления реструктуризации экономики региона невозможно без использования накопленного знания в целом о процессе управления. Существует достаточно много точек зрения относительно понятия процесса управления. В целом можно выделить следующие основные аспекты данного процесса:

1) управление - это сознательный процесс;

2) наличие целей, на достижение которых направлено управление;

3) основывается на необходимой информации и направлен на поддержание и (или) улучшение функционирования управляемой системы;

4) производится на базе естественно выработанной или искусственно созданной программы;

5) может осуществляться внешними по отношению к управляемой системе воздействиями и структурами, а также управляющими механизмами самой системы через специальные управляющие органы (подсистемы).

Всеобъемлющий термин «управление» включает государственное регулирование экономикой, управление социальным аспектом, управление финансовыми потоками, управление промышленным комплексом, управление коллективами, производством, технологией, качеством и т.д.

Для выполнения обозначенных государственных функций существует несколько механизмов их реализации. На наш взгляд, можно говорить о трех возможных механизмах реализации:

• прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.);

• экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

• смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.

С нашей точки зрения, наиболее приемлемыми для управления процессами реструктуризации экономики проблемного региона являются смешанные механизмы, позволяющие реализовать стратегию развития региональной экономики на основе государственного регулирования и рыночных инструментов. Необходимость использования смешанных механизмов основывается на су-

ществовании различных сфер в экономике (видов деятельности, форм собственности, отраслей, подотраслей и т.д.), где необходимы различные механизмы управления. К сожалению, до настоящего времени в России и ее регионах не решены ключевые проблемы, связанные с созданием эффективного и действенного механизма государственной власти, отвечающего требованиям успешного развития экономики. До сих пор не удается устранить субъективизм в определении функций и властных полномочий федеральных и региональных органов.

Данные таблицы 2 дают представление о распределении численности работников органов государственной власти и местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе, Еврейской автономной области и России в целом.

Эти данные позволяют проследить следующую закономерность: доля работников управления в общей численности занятых в экономике в отсталой Еврейской автономной области на протяжении 1995 - 2005 гг. существенно превышает аналогичный средний показатель в ДФО и более чем в 2 раза в целом по стране. По нашему мнению, это свидетельствует о неэффективности существующей в ЕАО системы управления, характеризует непропорциональность в распределении занятых в области управления на различных уровнях власти.

Деятельность данной системы на всех уровнях (в особенности на региональном) формируется и организуется эмпирически, методом проб и ошибок. Нет полной ясности и в том, кто, за что и как несет ответственность в решении ключевых проблем социально-экономического развития. Сохраняется дублирование функций органов власти, деятельность которых характеризуется слабой исполнительской дисциплиной при реализации уже принятых обязательств, законодательных актов и решений. Одной из основных трудностей в стимулировании высокоэффективного згправленческого труда является то, что уровень его оплаты никоим образом не связан с результатом. Это и привело к росту на региональном уровне количества органов власти, числа руководящих должностей, а также количества структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов и т.д.).

Для создания эффективной системы управления, по нашему мнению, необходимо:

Таблица 2

Численность работников органов исполнительной власти и местного самоуправления

в 1995 - 2005 гг.

Годы 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего работников в органах исполнительной власти и местного самоуправления, чел.

Россия 1061812 1163343 1140633 1252320 1300467 1318592 1462045

ДФО 71106 75637 74487 81993 85321 87340 96783

ЕАО 2333 2657 2784 3006 3265 3318 3590

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение работников органов управления со среднегодовой численностью занятых в экономике, %

Россия 1,6 1,8 1,8 1,9 1,9 2,0 2,2

ДФО 2,0 2,3 2,3 2,5 2,6 2,7 2,9

ЕАО 3,0 3,7 3,8 3,9 4,1 4,1 4,45

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. Т. 2., 2006

1) Произвести оптимизацию структуры исполнительной власти;

2) Повысить профессиональный уровень и мотивацию чиновников, разработать и ввести систему оценки эффективности их деятельности по результатам;

3) Расширить участие институтов гражданского общества в разработке важнейших решений;

4) Обеспечить максимальную прозрачность при выполнении процедур и разработке правовых актов, к примеру, проводить осуществление всех государственных закупок только на конкурентной конкурсной основе;

5) Определить границы целесообразности государственного регулирования в социальной сфере и сфере материального производства товаров и услуг.

Одной из важнейших задач административной реформы является обеспечение максимальной прозрачности при выработке решений, гарантирующее учет общественных интересов. Важно определить механизмы, позволяющие гражданскому обществу активно участвовать в процессе выработки социально-экономической политики, принятии государственными органами каких-либо решений. Для этого требуется переход к новой парадигме государственного управления экономикой, суть которой, на наш взгляд, заключается не только в регулировании макро-и микропроцессов, а в превращении государства (в лице органов управления) в не-

посредственный субъект экономики. Отчасти таковым государство является и сегодня, выступая, например, в роли держателя пакета акций в акционерных компаниях, финансово-промышленных группах, корпорациях и холдингах.

В то же время, формирование модели механизма управления процессами социально-экономического развития должно соответствовать приоритетным направлениям, стратегии преобразования экономики региона3.

Структура модели механизма управления процессами достижений приоритетов социально-экономического развития, на наш взгляд, должна определяться:

* на использовании объективной информации, полученной на основе системы национальных счетов;

* на внедрении достижений науки и техники в целях содействия переходу экономики к «экономике знаний» и может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2.).

В структуру предлагаемой модели механизма управления включаются: эффективная нормативно-правовая база, усовершенствованная система стимулирования экономического механизма в совокупности с организационной системой управления, построенной на принципах государственного регулирования, социального партнерства в нерыночной сфере экономики и добросовестной конкуренции в рыночной сфере.

Предлагаемый механизм управления процессами достижения приоритетных направ-

Механизм управления процессами

реструктуризации экономики проблемного региона

Формы

Правовые Государственное Социальное г ! Добросовестная

регулирование партнерство конкуренция

Методы Экономические

Организационно-контрольные

Система мер

Рис. 2. Структура, механизма управления процессами реструктуризации экономики

проблемного региона

лений развития Еврейской автономной области основан на существовании многоуровневой структуры регулирования (федеральный, региональный, муниципальный, конкретная фирма, компания) экономического развития. При этом мы исходим из того, что построение механизма управления процессами структурной перестройки (реструктуризации экономики) проблемного региона должно в большей степени опираться на использование рычагов и методов государственного управления и поддержание социальной сферы для выхода региона из кризиса на устойчивое социально ориентированное развитие.

Качество регионального развития можно оценить на основе «концепции теории стадий роста», согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную4. Доминирующими отраслями доиндустриального развития, как известно, являются добывающие отрасли: сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная, мебельная и деревоперерабатывающая, легкая, пищевая промышленность, стройинду-стрия и др. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли наукоемкого и нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование,здравоохранение и др. Исходя из такой логики и общих закономерностей развития можно констатировать,

что экономика ЕАО опустилась из индустриальной стадии развития, в которой находилась в начале 1990-х годов, в доиндустриальную стадию.

В этой ситуации, по нашему мнению, основным направлением региональной экономической политики должно стать выявление и приоритетное инвестирование регионов - «полюсов роста». Локальными «точками роста» поляризованного развития являются небольшие низкорисковые регионы, к которым с полным основанием можно отнести Еврейскую автономную область. При всей сложности социально-экономической ситуации она обладает достаточным потенциалом для перехода к устойчивому, динамическому экономическому росту при условии концентрации необходимых инвестиционных ресурсов. Финансовые ресурсы, направляемые на модернизацию экономики (в том числе промышленности), могут быть образованы за счет:

а) инвестиционных ресурсов нефинансовых предприятий из внешних (заемных) и внутренних (собственных) источников денежных средств. К внешним источникам отнесем кредиторскую задолженность. К внутренним - амортизационные отчисления, фонды накопления, средства от эмиссии акций и облигаций;

б) кредиты и займы, предоставляемые финансовыми организациями;

в) средства государственного бюджета, направляемые в виде целевого кредитования или в качестве финансирования программ развития на реструктуризацию экономики;

г) средства населения, аккумулируемые

через банковский сектор или рынок ценных бумаг в виде инвестиционных ресурсов для развития экономики;

д) прямые и портфельные иностранные инвестиции.

Перспективными, на наш взгляд, являются косвенные формы государственной финансовой поддержки, к которым можно отнести:

1) механизм финансирования государственных заказов в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики;

2) бюджетное финансирование фундаментальной науки, образования (последнее можно заменить выдачей возвратных ссуд (кредитов) с учетом приоритетов программы промышленной политики);

3) амортизационные и инвестиционные налоговые льготы.

Анализ возможностей использования финансовых ресурсов нефинансовых предприятий, финансовых организаций, органов управления, домашних хозяйств и остального мира показал, что в настоящее время ни один из секторов экономики не в состоянии в полном объеме обеспечить проведение масштабной реструктуризации экономики ЕАО. В данной ситуации встает задача поиска альтернативных источников финансирования. Ими могут дополнительно стать: частно-государственное финансовое партнерство, инфляционная маржа, через создание механизмов инфляционного финансирования «точек роста»; привлечение дополнительных участников в инвестиционные проекты при помощи создания финансово-промышленных групп, региональных и межрегиональных кластеров или оформления лизинговых контрактов; более широкое использование траста и доверительного управления собственностью; возможно использование ипотеки как способа залога для привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов.

В рамках рассматриваемой проблемы целесообразно использовать все существующие источники реструктуризации экономики, но следует отметить важность экономических методов регулирования процессами реструктуризации экономики региона. Основным направлением совершенствования экономических методов является активизация инвестиционного процесса для реализации инновационной модели развития проблемной

территории. Это предполагает:

• создание экономических стимулов для широкого привлечения частных инвестиций в разработку и внедрение новых технологий;

■ концентрацию усилий со стороны государства на поддержку формирования инновационных кластеров и создания новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой ;

• использование косвенных экономических рычагов, стимулирующих создание и внедрение новой техники и технологий в сфере материального и нематериального производства, базирующихся на формировании эффективной налоговой политики в инновационной сфере;

широкое распространение венчурного и других современных форм финансирования.

Однако ситуация, сложившаяся в ЕАО, свидетельствует, что ни один из рассмотренных источников реструктуризации экономики не позволит выполнить ее в полном объёме. Нами, в качестве альтернативы, предлагается осуществить модернизацию экономики, в целом, и промышленного сектора, в частности, на основе выделения «точек роста» поляризованного развития и эффективного использования доходов от природной ренты. Особенно это верно для регионов, пораженных (подобно Еврейской автономной области) структурным (отраслевым) кризисом. Для ЕАО, как и для большинства проблемных регионов, речь должна идти о создании потенциала развития заново, то есть о нахождении полюсов роста и поиске возможности эффективной интеграции области в хозяйственную систему Дальнего Востока России и стран Северо-Восточной Азии.

Поэтому и сам характер программы санации экономики должен быть особым - не просто направленным на экономическое развитие, а на подавление факторов, определяющих состояние хозяйства автономной области на принципах осуществления санации в двухуровневой системе (федеральной и региональной)5.

Суть модели в том, что ресурсы государства и региона концентрируются в тех «точках» (районах, отраслях, предприятиях), где они могут принести наибольшую отдачу. В таком случае эти «полюсы развития» и могут стать при их поддержке каркасом-опорой реформирования региональной и вслед за ней - отечественной экономики.

«Полюсами роста» (точками роста) могут быть в ЕАО на первом этапе, как не трудно на первый взгляд представить, капиталоемкие проекты по разработке и освоению Кимкано-Сутарского железорудного, Южно-Хинганского марганцеворудного, Хинганс-кого оловорудного, Кульдурского брусито-вого месторождений, создание реальной «локальной» свободной экономической зоны в районе п. Нижне-Ленинского на Амуре.

Осуществление таких проектов «поляризованного развития» позволит (ухватившись за главное звено) обеспечить устойчивое, динамичное развитие всего социально-экономического комплекса ЕАО.

Реальные возможности для движения по этому пути открывает принятый к реализации проект по строительству Кимкано-Су-тарского горно-обогатительного комбината на базе одноименного железорудного месторождения по добыче железной руды, производству железорудного концентрата и окатышей для внутреннего дальневосточного потребления и экспорта в страны СБА, прежде всего в Китайскую Народную Республику.

В настоящее время группа компаний «Арикон-Рубикон» приступила к осуществлению проекта по строительству горно-обогатительного комбината, который с 2011 г. должен производить 7 млн. тонн железорудного концентрата или 3 млн. тонн металлизированных окатышей ежегодно. Общий объем инвестиций в строительство ГОКа составит 850 млн. долларов США. Производство данной продукции в Дальневосточном регионе организуется впервые. В перспективе производство металлизированных окатышей позволит производить сталь, минуя доменный процесс, а наличие на территории области и прилегающих территориях всех необходимых компонентов для организации металлургического производства позволяет рассмотреть возможность строительства крупнейшего многофункционального металлургического комплекса России на Дальнем Востоке с ориентацией на выпуск разнообразной продукции, востребованной на мировых рынках.

Предлагаемая к производству в рамках настоящего проекта продукция по технологическим и стоимостным характеристикам соответствует уровню мировых образцов и обеспечивает конкурентные преимущества не только конкретному предприятию, но и Ев-

рейской автономной области в целом.

Оптимальной схемой поставки продукции в страны АТР и СВА является строительство железнодорожного перехода через р. Амур в районе п. Нижне-Ленинское на Амуре (Россия) - Тунцзян (КНР) с модернизацией участка (планируется двухколейное вместо однопутного движение) Дальневосточной железной дороги Биробиджан - Ленинское, что обеспечит выход на железнодорожные магистрали Китая, КНДР и Республики Корея. Ввод в эксплуатацию мостового перехода планируется в 2010 году.

Для производства одной тонны окатышей (в соответствии с техническими требованиями) необходимо 300 куб. м. газа. Общая потребность природного газа в перспективе составит 4,1 млрд. куб. метров в год. В связи с этим возникает необходимость строительства газопровода Хабаровск - Облучье (в рамках Программы «Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев») с вводом в эксплуатацию в 2010 г. одновременно с пуском первой очереди ООО «Кимкано-Сутарский ГОК».

С нашей точки зрения, данный проект можно с полным основанием рассматривать как мощный региональный промышленно-транспортный логистический комплекс, финансируемый на принципах государственно-частного партнерства. Реализация проекта обеспечит прирост ВРП области (начиная с 2011 - 2012 гг.) на сумму свыше 25 млрд. руб. ежегодно и дополнительное поступление налогов в бюджет ЕАО свыше 4 млрд. руб. (бюджет РФ - около 4,5 млрд. руб.).

По нашим расчетам, реализация проекта обеспечит создание в 2008 - 2015 годах не менее 16-18 тыс. новых рабочих мест, ускорит реформирование всего хозяйственного комплекса ЕАО. Рост населения, расширение внутреннего совокупного спроса на товары и услуги, открывающиеся возможности по развитию приграничного и внешне-торгового сотрудничества потребуют проведения модернизации, создания новых рабочих мест и увеличения выпуска продукции в машиностроении, цементной, лесной, легкой, пищевой, медицинской промышлен-ностях, агропромышленном комплексе, промышленности строительных материалов, расширения строительства жилья, объектов здравоохранения, народного образования, дошкольного воспитания, всей социальной и производственной инфраструктуры. От-

крывается реальная возможность создания в п. Нижне-Ленинское на Амуре локальной производственно-технологической и таможенной свободной экономической зоны, современного речного порта, высокотехнологичной промышленно-производственной базы по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, производству разнообразной, прежде всего пищевой продукции, востребованной на японском рынке (в объеме до 240 млн. долларов США в год). Появится возможность наиболее эффективно направить экспортные потоки товаров из Хабаровского края, республики Саха (Якутия), Амурской области, других территорий Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири через Еврейскую автономную область, что требует создания современного регионального транепорт-но-логистического кластера.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что именно промышленность играет (и в обозримом будущем будет играть) роль того материального основания, которое обеспечи-

возможностей по выводу области из числа отсталых регионов. Поэтому, с учетом приоритетов развития, требуется разработка стратегии развития промышленного сектора ЕАО до 2020 г.

Схематично модел ь промышленной поли-таки можно представить следующим образом (рис. 3).

В общем (модельном) случае требуется создание специальной правовой базы формирования и реализации промышленной политики. Это, во-первых, базовый закон о РГ1П, определяющий, прежде всего, формы и методы субъектно-объективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Во-вторых, основанная на результатах анализа ретроспективы и состояния, равно как и на итогах прогнозирования (по возможности с разработкой сценарных вариантов) регионального промышленного строительства, стратегия развития промышленности региона; она призвана определять приоритетные (преимущественно межотраслевого, продук-

Региональная промышленная политика (РПП)

Рис. 3. Модель формирования региональной промышленной политики (РПП)

вает социально-экономическую устойчивость и новое качество страны и её регионов. Для ЕАО приоритетное развитие промышленного комплекса - одна из реальных

тово-технологического плана) направления этого развития (естественно - в увязке с соответствующими решениями «федерального центра», таковые имеются), а также сопря-

гаемые с приоритетами количественные целевые индикаторы и средства их достижения (преимущественно стратегического программно-проектного характера). В-третьих, комплексная программа развития (санации) региональной промышленности, выстроенная не по отраслям или сферам полномочий структурных подразделений администрации, а в разрезе приоритетов (это, разумеется, предполагает выявление и включение в сферу программного действия предприятий любой отрасли, дееспособных в смысле реализации приоритетных задач).

При этом, в группе проблем промышленного и экономического развития главными, на наш взгляд, являются: нарушенный механизм воспроизводства, прежде всего - кадрового и научно-инновационного потенциалов, природных ресурсов и финансов; дефицит государственных инструментов регулирования промышленности, как и самого участия в нем государства; структурные диспропорции в экономике и промышленности.

Разработка стратегии и осуществление активной государственной промышленной политики должны идти по трем основным направлениям:

1) перевод экономики на инновационный путь развития;

2) структурная перестройка в промышленном секторе;

3) повышение уровня достаточности и эффективности инвестиционного обеспечения реализации структурно-инновационных преобразований.

Все три магистральных направления промышленной политики взаимосвязаны и представляют собой целостную систему принятия и реализации государственных решений.

Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики (см. рис. 4).

Региональная промышленная политика, по нашему мнению, должна выстраиваться индивидуально в зависимости от типа хозяйственного субъекта. Предприятия - лидеры рынка - вполне самодостаточны и даже расширяют свое влияние. Проблемные предприятия являются зоной интересов Федеральной службы по финансовому оздоровлению и комитетов по управлению государственным имуществом, монополистов, персонала и т.д. В то же время, стабильные предприятия остаются как бы в «мертвой зоне». Однако именно поддержка данных предприятий должна быть стратегическим направлением региональной промышленной политики.

«Концепция стратегии», разрабатываемая администрацией региона с привлечением других «субъектов промышленной политики» (а в состав последних, по нашему мнению, следует включать не только органы местного самоуправления, профсоюзные и другие заинтересованные организации, но и сами «субъекты промышленной деятельности»), должна содержать:

1) объективный анализ сложившегося в области промышленного комплекса и тенденций его развития;

2) приоритетные направления развития областной промышленности по социальной значимости, по экономическим, технологическим и экологическим показателям;

3) критерии выбора приоритетов для го-

Государственная промышленная политика

Промышленная политика

федеральных округов

Промышленная политика субъектов Федерации

Промышленная политика муниципальных образований

>

Рис. 4. Иерархия уровней формирования промышленной политики в России

сударственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим, технологическим, экологическим показателям оценки эффективности конкретных мер государственной поддержки;

4) систему государственной поддержки промышленности области, включая меры поддержки бюджетообразующих промышленных предприятий;

5) систему индикаторов развития промышленности, методы оценки и механизмы контроля эффективности конкретных мер государственной поддержки промышленности области;

6) перечень нормативных, правовых актов, которые необходимо разработать и принять;

7) стратегический прогноз развития промышленности области.

Одним из направлений социально-экономического развития регионов должно стать создание условий структурной модернизации промышленности на основе поддержки и развития конкурентоспособных территориальных производственных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Миссия региональных кластеров состоит в том, чтобы на основе мультипликативного потенциала (эффекта) кластера содействовать раскрытию инновационных возможностей организаций и населения Еврейской автономной области, повышению активности экономических субъектов, улучшению качества жизни, формированию экономической устойчивости региона. В ближайшие годы могут (и должны) быть сформированы региональные кластеры: «Горнодобывающий», «Агропромышленный», «Строительная индустрия», «Лесной и мебельный комплекс», «Легкая промышленность», «Рекре-ационно-туристический », « Инновационно-внедренческий», «Информационных технологий» , «Транспортно-логистический».

Ведущее место в реализации стратегии развития экономики ЕАО до 2015 г. займет «Горнодобывающий кластер» (рис. 5).

Влияние горнодобывающего сектора на экономику области в целом будет проявляться в разных направлениях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* повышение мобильности населения, его экономической активности, содействие развитию предпринимательства;

* мультипликативный эффект - на каждое рабочее место в горнодобывающей промышленности создается 6-8 рабочих мест в сопутствующих (других) отраслях;

Миссия

Вспо-мога-тель-ные цели

Основные цели

V

Содействовать, опираясь на мультипликативный потенциал горнодобывающей промышленности, раскрытию творческого потенциала людей и организаций, повышению экономической активности, улучшению качества жизни, повышению конкурентоспособности региона и превращению его в локомотив региональной экономики

- Развитие частно-государственного партнерства

- Инновационное развитие, связь науки и образования с производством

- Использование новых экономических инструментов налогового и финансового стимулирования инвестиционного развития

- Обеспечение доступа экономических агентов кластера к финансовым ресурсам

- Обмен технологиями и информацией

- Развитие маркетинга и внешнеэкономической деятельности

- Повышение качества поставок продукции

- Создание научно-инженерных школ по актуальным направлениям

- Разработка конкретных проектов и механизмов партнерства

- Создание системы фондов поддержки инноваций

- Выработка стандартов для материалов и комплектующих, протоколов обмена информацией и т.д.

- Оптимизация законодательной базы в интересах участников кластера

Рис. 5. Миссия и цели развития горнодобывающего кластера ЕАО

* обеспечение массовой занятости;

* инновационный эффект - востребованность инженерных и научных кадров, развитие интеллектуального потенциала региона.

Авторами предлагается трехэтапная (2007 - 2010; 2011 - 2015; 2016 - 2020 гг.) реализация стратегии развития промышленности области на период до 2020 года в двух сценарных вариантах.

Первый вариант (инерционный) основан на умеренном прогнозе развития российской экономики и инерционном развитии экономики ЕАО, он отражает сохранение сложившихся тенденций в развитии экономики области за предшествующие годы: основных макропропорций состояния производственного аппарата, проводимой инвестиционной и бюджетной политики.

Второй вариант (модернизационный ) базируется на ускоренном росте российской экономики, более высоких показателях спроса на продукцию предприятий основных отраслей ЕАО, ориентируется на достижение нового качества производственного аппарата, трансформации капиталов и сбережений в инвестиции, значительное повышение уровня квалификации трудового потенциала, повышение темпов и качества экономического роста при условии более успешной, чем в первом варианте адаптации бизнеса к конкуренции.

Расчеты показывают, что за годы реализации стратегии объем промышленного производства по инерционному варианту вырастает в 2020 г. (по отношению к 2005 г.) на 23,1%, по модернизационному варианту - в

6,4 раза (см. табл. 3).

Рост валовой добавленной стоимости (ВРП) составит по инерционному варианту 40,6%, по модернизационному варианту увеличится почти в 4,2 раза. В 2015 году по объемам промышленного производства Еврейская автономная область может выйти на уровень 1990 года по выпуску продукции в сопоставимых ценах.

Подчеркнем еще раз, что важным финансовым резервом реструктуризации является природная рента. Расчеты, выполненные авторами по методике академика РАН Д.С. Львова8, позволяют утверждать, что в 2007 - 2020 гг. за счет справедливого перераспределения рентных доходов по регионам страны, ЕАО может ежегодно получать от 11 до 15 млрд. руб. Равный доступ к природной ренте (перераспределение её между населением страны) будет способствовать устойчивому функционированию экономики, повышению других источников реструктуризации экономики. Перераспределение рентных доходов в пользу населения принесет дополнительную прибыль всем секторам экономики, так как доказано, что средства сектора «Домашние хозяйства» работают в экономике в несколько раз эффективнее, чем средства остальных секторов (см. рис. 6).

На наш взгляд, необходимым условием перехода на механизм активного вовлечения рентных доходов в социально ориентированное развитие экономики является совершенствование инфраструктуры, в том числе создание внебюджетных органов:

1) фонда национального дивиденда, включающий фонд поколений для выплаты еже-

Таблица 3

Показатель Вариант 2005 2010 2015 2020

Производство промышленной продукции в текущих ценах, млн. руб. 1 2687,8 3179,3 3286,7 3309,0

2 2686,4 4310,0 13716,5 17213,2

Валовая добавленная стоимость промышленности в текущих ценах, млн. руб. 1 905,0 1142,1 1239,3 1272,5

2 935,5 1240,3 3192,1 3906,2

Прогноз объема и динамики производства промышленной продукции ЕАО

в 2005 - 2020 гг.

Примечание: 1 - инерционный вариант; 2 - модернизационный вариант

годных дивидендов каждому гражданину и страховой фонд, защищающий фонд поколений от инфляции и рисков;

2) фонд развития территорий, включающего фонд выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации и их муниципальных образований, фонд соци-

ление следующей системы мероприятий: конституционное закрепление природно-сы-рьевых ресурсов на всей территории России в форме коллективного договора всего общества; разработку государственной целевой программы кредитования промышленности и сельского хозяйства за счет перераспреде-

Использование доходов от природной ренты

Рис. 6. Возможные направления использования рентных доходов

ального развития и резервный фонд развития региона.

Расходование доходов от природной ренты должно вестись с активным участием территориальных органов управления. С этой целью нами предлагается создание банка развития региона (см. рис. 7).

Создание Банка развития позволит изменить направление инвестиционных потоков в сторону приоритетного финансирования проектов «поляризованного развития».

Формирование целостного механизма привлечения источников реструктуризации для достижения приоритетного социально-экономического развития при переходе от планово-рыночной к социально ориентированной модели экономики, с нашей точки зрения, предполагает разработку и осуществ-

ления доходов от природной ренты, а также использования бюджетных инвестиционных средств; создание внебюджетных фондов по использованию природно-ресурсного потенциала страны; разработку нормативных документов по стимулированию создания пулов региональных банков рентных и производительных регионов в рамках субъектов Федерации или Федеральных округов для предоставления синдицированных кредитов; изменение практики налогообложения реального сектора экономики: снижение налоговых ставок для предприятий обрабатывающей промышленности; применение льготной ставки налогообложения прибыли части банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора; уточнение порядка формирования резервов на возможные

Рис. 7. Состав и система связей отраслей и секторов экономики

проблемного региона

потери по ссудам для предприятий реального сектора, снижение их размера; создание и внедрение системы фьючерсных окружных и региональных контрактов на региональном сельскохозяйственном рынке; стимулирование и активизация процесса развития лизинга.

Достижение целей стратегического развития региона во многом зависит от способности органов государственной власти выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений (рис. 8).

Основными элементами такого механизма должны стать следующие принципы:

• совершенствование организационно-функциональной структуры управления регионом, ориентированной на достижение стратегических целей;

• информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений;

мониторинг целевых показателей Стратегии для оценки эффективности деятельности исполнительной власти и административной системы в целом;

• сочетание стратегического и оперативного планирования;

обеспечение возможности корректировки Стратегии.

Для успешного сочетания обозначенных принципов необходимо сформировать систему нормативных правовых актов, имеющих логическую связь и соподчиненность и рег-

ламентирующих применение конкретных методов и инструментов государственного регулирования, складывающихся из следующих составляющих:

• разработка среднесрочных программ социально-экономического развития;

• разработка областных целевых программ;

• разработка отраслевых стратегий области;

• разработка стратегий муниципальных образований области;

реализация стратегии пространственного развития;

■ совершенствование индикативного планирования;

• совершенствование нормативных правовых актов.

Реализация Стратегии подразумевает взаимодействие субъектов, участвующих в экономической жизни. К данным субъектам относятся:

• федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

• органы государственной власти области;

• органы местного самоуправления области;

• отраслевые ассоциации и ассоциативные объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;

Информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений

Совершенствование организационно-функциональной структуры управления регионом, ориентированной на достижение стратегических целей

Мониторинг целевых показателей стратегии для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти

Обеспечение возможных корректировок стратегий

Сочетание стратегического и оперативного планирования

Механизм реализации стратегии

Формирование системы нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию стратегии

Участие в механизме согласования федеральных стратегий

- Разработка структурных программ социально-экономического развития области - Разработка областных целевых программ - Разработка отраслевых стратегий области - Совершенствование нормативно-правовых актов - Совершенствование индикативного планирования - Реализация стратегии пространственного развития

- Разработка стратегий муниципальных образований региона

Рис. 8. Механизм реализации стратегии проблемного региона

* общественные организации, политические партии и движения;

* хозяйствующие субъекты;

* население Еврейской автономной области.

Резюмируя, отметим, в качестве основной стратегической линии для приоритетного развития промышленности и экономики ЕАО при переходе от индустриальной к социально ориентированной модели развития должно стать завершение перехода региональной экономики на высшую индустриальную ступень развития путем обновления и модернизации разрушенного производственного потенциала и его наращивания с одновременным прорывом в сторону экономики, производящей знания, причем решение этих задач потребует их сопряженности, в том числе и во времени. Невозможно осуществлять модернизацию производственной базы, которая бы отвечала современным требованиям, без наращивания научно-технических знаний. При этом обе эти задачи

не будут иметь решения без становления адекватного человеческого потенциала.

Важнейшим условием успешной реализации промышленной политики должна стать фокусировка на шести ключевых направлениях:

1) формирование инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие существующей промышленности и стимулирующей строительство новых предприятий;

2) организация бизнес-среды, благополучной для структурной модернизации и развития промышленности, обеспечивающей высокий уровень ее конкурентоспособности;

3) создание и развитие региональных кластеров;

4) внедрение современной системы мониторинга процессов устойчивого развития региона;

5) формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса;

6) создание законодательной базы, принятие базовых Федерального и региональных Законов «Об основных направлениях промышленной политики и промышленной деятельности».

Литература и источники:

1. Северо-Восток России: Региональная экономика и управление / Под ред. ЕЛ. Борисова, ВЛ. Уварова. - Москва: Финтрекс, 2006. - 624 с.

2. Корсунекий, B.JI. Депрессивный район в переходной экономике / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. - Владивосток: Далънаука, 1999. - 155 е.; Леонов, С.Н. Региональная политика: ресурсный аспект / С.Н. Леонов, BJТ. Корсунский. - Хабаровск: РИОТИП, 2003. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Минакир, ПЛ. Экономика регионов. Дальний Восток / ПЛ. Минакир. - М.: Эко-

номика, 2006. - 848 с.

4. Россия-2015: оптимистический прогноз / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999.

5. Корсунский, Б.Л. Проблемный регион в условиях перестройки (опыт ЕАО) / Б.Л. Корсунский // Вестник ДВО РАН, 1998. -М5; Корсунский, ВЛ. Стратегия развития проблемного региона (на примере ЕАО) / Б.Л. Корсунский II Вестник ДВО РАН, 2004. - Мб; Корсунский, Б.Л. Управление развитием проблемного региона / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. - Хабаровск, РИОТИП, 2006. - 276 с.

6. Львов, Д.С. Вернуть народу ренту /Д.С. Львов. - М..-ЭКСМО «Алгоритм», 2004; Львов, Д.С. Проблемы теории и практики рентных отношений / Д.С. Львов // Труды всероссийского симпозиума по экономической теории. - Екатеринбург: Институт Уро РАН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.