УДК / UDC 631
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
АГРОБИЗНЕСА РОССИИ
STATE REGULATION OF INVESTMENT CLIMATE IN RUSSIAN AGRIBUSINESS
Михалев А., аспирант Mihalev A., Post-graduate student ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, г. Орел, Россия
Orel SAU, Orel City, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается понятие «государственного регулирования» в сельском хозяйстве. Определены основные направления государственного регулирования агропромышленного производства, а также представлены принципы повышения инвестиционного климата. Указаны факторы инвестиционной привлекательности и описаны мероприятия повышения эффективности сельского производства.
ABSTRACT
In the present article the concept of «state regulation» of agriculture is considered. The main directions of state regulation of agro-industrial production are defined, and also the principles of increase of investment climate are presented. The factors of investment appeal are specified and actions of increase of efficiency of rural production are described.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Инвестиции, государственное регулирование, инвестиционный климат, сельское хозяйство, инвестиционная привлекательность.
KEY WORDS
Investment, government regulation, investment climate, agriculture, investment attractiveness.
Стратегической задачей аграрной политики государства является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственного продукции и продовольствия. Государственное регулирование аграрного сектора экономики характеризуется как целенаправленное воздействие органов управления на агропромышленное производство, социальную сферу и рыночные отношения с целью обеспечения населения необходимыми и доступными по цене продуктами питания, удовлетворяющими их потребности по объему, ассортименту и качеству продукции.
Эффективное государственное регулирование аграрного сектора экономики возможно при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении задач за счет эффективного использования имеющихся почвенно-кпиматических, трудовых ресурсов и производственных фондов без нарушения социального и экологического равновесия.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического развития страны [8, с.176].
Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых,
с позиций государства сельскохозяйственный рынок считается одним из приоритетных, поскольку его состояние определяет решение таких государственных задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны и социальной защищенности населения. Во-вторых, иррациональный характер рыночных отношений в сельском хозяйстве порождает специфические для этой сферы экономики «провалы рынка»: диспаритет цен на агропродукцию и потребляемые в агропроизводстве ресурсы промышленного происхождения («ножницы цен»), фермерская проблема, непредсказуемые колебания цен и т.п. [5, с.61].
П.Ф. Парамонов дает следующее определение государственного регулирования сельского хозяйства - «это системное воздействие государства на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно- техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства, вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК, продовольственной безопасности страны» [7, с.56].
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» под государственным регулированием понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
В этой связи представляется, что государственно-административное регулирование АПК - это специально организованные в соответствии с целевыми ориентирами государства комплексные меры финансово-экономического и нормативно-правового воздействия на АПК, направленные на обеспечение его стабильного и сбалансированного функционирования, а также на рациональное формирование агропродовольственных и производственных пропорций, распределение ресурсов [9, с.7].
Предложим следующую трактовку понятия «государственное экономическое регулирование аграрного сектора экономики» - это система рычагов, экономических инструментов и стимулов, с помощью которых государство влияет на развитие аграрного сектора экономики и эффективность деятельности его институциональных единиц в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.
Федеральный закон от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» определяет следующие основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села;
- иные направления, определенные законодательством Российской Федерации
[3].
По нашему мнению, вышеуказанные направления государственного регулирования благоприятно влияют на формирование инвестиционного климата агробизнеса России. Основной задачей государственного регулирования инвестиционного климата агробизнеса выступает поддержка рыночного равновесия, регулирование объемов производства и использования продукции, стимулирование производства ее дефицитных видов, сдерживание производства продуктов, по которым имеется перепроизводство или нет спроса.
Для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса в АПК в целях полного удовлетворения населения необходимой продукцией за счет эффективного использования собственных ресурсов система государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства региона должна осуществляться на основе реализации следующих принципов:
- рационального аграрного протекционизма;
- сочетания интересов государства, производителей и потребителей продуктов питания;
- гарантированной поддержки, ее мотивационной направленности;
- гибкого дифференцированного подхода к финансово-кредитному обслуживанию товаропроизводителей.
Одним из важнейших направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства является ее правовое обеспечение [10, с.421].
Формирование системы правового обеспечения аграрного производства началось в декабре 1990 года с Закона Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». За период реформ принято более 300 правовых и других важных нормативных документов. Поэтому необходимо провести надлежащую инвентаризацию существующего законодательства, сконцентрировать усилия ученых-практиков, законодателей всех уровней и общественных формирований страны к выработке государственной аграрной политики России [9, с.10].
Главная задача инвестиционной политики на любом уровне - формирование благоприятного климата или соответствующей среды, которые способствуют всемерному повышению экономического интереса и активности инвесторов при вложении средств в экономику [2].
Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством для всех субъектов хозяйствования, а также иностранных инвесторов, для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.
Инвестиционную привлекательность на макроуровне характеризуют следующие критерии:
- политическая стабильность и её предсказуемость на будущее;
- основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние национальной экономики (уровень инфляции, темпы роста ВВП и его объемы,
- процентные ставки рефинансирования ЦБ РФ, дефицит бюджета и др.) и их прогноз на будущее;
- наличие и степень совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности;
- степень совершенства налоговой системы в стране;
-социальная, в том числе криминогенная обстановка в стране;
- степень инвестиционного риска и др.
Государство при помощи совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп роста инфляции, что является непременным условием для оживления инвестиционной деятельности. Все эти условия и факторы непосредственно влияют на инвестиционную составляющую аграрной сферы, особенно таких агропромышленных регионов, как Алтайский край, Удмуртия, Орловская область, где уделяется приоритетное внимание развитию сельского хозяйства [6, с. 172].
Под инвестиционным климатом понимается совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих уровень привлекательности инвестиционного рынка и степень риска капиталовложений на нем. Оценка инвестиционного климата по широкому перечню показателей дает представление об эффективности управления инвестиционной деятельностью в регионе, его инвестиционных ресурсах, степени развития инфраструктуры, рисках и позволяет сформировать инвестиционный рейтинг.
Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего развития АПК. А сам инвестиционный климат в первую очередь зависит от инвестиционного потенциала, характеризующего факторы производства и сферы приложения капитала, и инвестиционного риска, определяющего факторы риска.
Объем иностранных капиталовложений в сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность России в последнее время составил порядка 10 млрд. руб. Растут инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, они составили, по оценке, уже 130 млрд. руб. [4, с.133].
Иностранные инвестиции являются еще одним источником инвестиций в АПК. В последние годы российский рынок становится привлекательным для иностранных инвесторов, при этом они ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами
На наш взгляд, на нынешнем этапе для повышения инвестиционной привлекательности и оптимизации инвестиционного климата сельского хозяйства крайне важным представляется совершенствование материально-технического состояния аграрного сектора экономики страны.
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обновление состава производственных средств. В то же время современное состояние отечественного сельскохозяйственного и тракторного машиностроения не позволяет поддерживать ресурсы для села на необходимом уровне и качественно совершенствовать их. Важность технического перевооружения АПК подчеркивает тот факт, что использование техники нового поколения позволяет кратно повысить производительность сельскохозяйственного труда и осваивать современные ресурсосберегающие технологии, адаптированные к местным природно-климатическим условиям.
Особо хотелось бы отметить необходимость повышения качества бизнес-планирования инвестиционной деятельности. К сожалению, многие проекты подготовлены формально. Отсутствие необходимого их качества приводит к выхолащиванию данного очень важного этапа.
Инвестиционную привлекательность сельского хозяйства страны необходимо повышать также путем восстановления инвестиционного потенциала сельскохозяйственных предприятий регионов за счет усиления роли собственных источников - амортизации и прибыли. Для этого следует устранить диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства, уменьшить налоговое давление, реструктурировать долги, включая их списание и пролонгацию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) [Текст]: сайт. - URL: - http: //online-zakon.ru (дата обращения 26.08.2013).
2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [Текст]: сайт. - URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения 16.07.2014).
3. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: сайт. - URL: http://www.vniiesh.ru/documents/document_9519 (дата обращения 30.08.2011).
4. Баутин, В.М. Формы совместного использования фермерами сельскохозяйственной техники в странах Западной Европы [Текст] / В.М. Баутин. - М.: ВНИИТЭИагропром, 1992. - С. 127-134.
5. Войтех, В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия [Текст] / В. Войтех // АПК: экономика, управление. - 1995. - № 32. -С. 60-64.
6. Гайдук, В.И. Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности предприятий АПК [Текст] / В.И. Гайдук, И.В. Самодуров, Н.В. Гайдук, О.В. Козаченко. - Краснодар, 2000. - С. 169-178.
7. Демьяненко, В.Н. Экономические методы стимулирования сельскохозяйственного производства в США [Текст]/В.Н. Демьяненко.-М.: ВНИИТЭИагропром, 1988.-С. 56.
8. Егоров, Е.В. Экономика общественного сектора [Текст] / Е.В. Егоров. - М.: ТЕИС, 1998. - С. 168-181.
9. Комаревцева, О.О. Разработка комплексной программы по привлечению инвестиций в регион агропромышленного типа на основе модернизации инвестиционной политики (на примере Орловской области) [Текст] / О.О. Комаревцева // Экономические исследования. - 2013. - № 3. - С.6-11.
10. Луговнина, С.М. Особенности формирования оценки эффективности инвестиций в агропромышленном комплексе [Текст] / С.М. Луговнина // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.- 2005.- № 1. - С. 420-424.