Научная статья на тему 'Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК в условиях ВТО'

Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК в условиях ВТО»

ные программы макроэкономического научно-технического развития, структурную и институциональную модернизацию АПК, его кластерную организацию.

В противовес интенсивному развитию процессов урбанизации в рамках стратегии импортозамещения необходимо более ускоренными темпами осуществлять процессы аг-раризации региональных интеграционных структур, базирующихся на использовании возобновляемых природных ресурсов и трас-формирующих природную среду.

5. Стратегия импортозамещения в АПК не может быть эффективно реализовывана без целенаправленного развития процессов агропромышленной интеграции-достижения высшего уровня синтеза сельского хозяйства с промышленностью. При этом важное значение приобретает формирование его особой формы интегрированной системы «город-село», в рамках которых должно происходить расширение функций села (производственных, инфраструктурных, рекреационных), проникновение индустриальных технологий и стандартов в сельскую среду обитания. В условиях реализации стратегии импортозамещения в АПК необходим переход на новую модель агропромышленной интеграции, на ее интенсивный тип.

6. Переход на интенсивный тип агропромышленной интеграции в рамках стратегии импортозамещения диктует необходимость широкого вовлечения в эту деятельность разработчиков, проектировщиков, производителей, торговли и потребления.

В этой связи формируемые в регионах агропромышленные кластеры необходимо осуществлять на основе развития градостроительного проектирования и разработки проектов планов сельских населенных пунктов.

Необходимо серьезно организовать восстановление старых периферийных центров

групповых систем расселения (малых городов, поселков городского типа и сел-центров крупных развитых предприятий).

Большую роль в повышении конкурентноспособности и устойчивости развития сельских территорий должны сыграть формируемые на базе центров передовых хозяйств и районов агрогорода. Они должны взять на себя функцию организации импортозамещения на микроуровнях, сбыта отечественной агропромышленной продукции, развития агропромышленного лизинга современной техники и агротехнологии, повышения квалификации и подготовки кадров.

Целесообразно также в рамках программ импортозамещения шире использовать рекреативные возможности сельских территорий, размещение агротуристических, санаторных и спортивно-оздоровительных досуговых комплексов на сельской территории. Заслуживает внимания в этой связи опыт саратовских проектировщиков по реализации концепции многофункциональных общественных центров поселений сельского типа.

В целях сглаживания усиливающейся асимметрии в пространственном развитии сельских территорий, ликвидации депрессивных районов необходимо модернизировать и адаптировать к изменившимся условиям существующую методику социо-инфраструктурной оценки территорий, включив в нее социально-экономическое Форсайт-проектирование и дорожное картирование, с помощью которых формировать варианты возможного будущего (конкурентноспособного) российского села, определять сценарии его развития, достигать консенсус по выбору того или иного желательного сценария, предпринимать меры по его реализации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В АПК В УСЛОВИЯХ ВТО

Баутин В.М., д.э.н., проф., засл. работник высшей школы РФ Воронежского государственного университета инженерных технологий Шаталов М.А., к.э.н., доц., нач. отд. Воронежского экономико-правового института

Переход от социалистического агропромышленного производства к рыночному оказался долгим и сложным. Намеченную в начале реформ простую и ясную схему преобразования колхозов и совхозов в фермерские хозяйства реализовать не удалось. Интерес к проблеме развития интеграционных процессов в АПК в пореформенное время в России стал

нарастать ввиду усиления воздействия множества внутренних и внешних факторов, среди которых особо выделяются:

- низкая конкурентоспособность продукции большого числа отечественных промышленных предприятий перерабатывающих отраслей экономики;

- неполное использование производственных мощностей;

- высокая степень износа основных фондов сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий (более 50%) и необходимость их ускоренной модернизации и т.д. [1].

В развитии агропромышленной интеграции и межотраслевых связей АПК России можно выделить несколько этапов. В 1990 г. в России насчитывалось 337 агропромышленных формирований (из них 124 комбината, 146 объединений), становление и развитие которых проходило при мощной государственной поддержке. В 1992-1993 гг. под воздействием ускоренной реорганизации и приватизации предприятий АПК доминирующее влияние на хозяйственные связи оказывали противоположные - дезинтеграцион-ные - процессы. К середине 90-х годов в АПК в какой-то мере активизировались процессы кооперации и интеграции [3].

При этом необходимо отметить, что с 2000-х гг. интеграционные процессы в АПК уже играют значительную роль в агропромышленном производстве страны. Так, в частности порядка 25% количества работников и площади используемых сельхозугодий находится в ведении интегрированных формирований. При этом, порядка 30% получаемой выручки и прибыли также достается интегрированным структурам [4].

Причиной интенсификации вышеуказанных форм корпоративных связей, четко обозначившихся в агропромышленном секторе экономики России, послужила конъюнктура, сложившаяся в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Несправедливое распределение прибыли, заключенной в конечном продукте, среди всех взаимосвязанных субъектов технологической цепи агропромышленного производства предопределило актуальность создания самодостаточных вертикально интегрированных систем от производства сырья до выпуска конечного продукта и его реализации.

Интегрированные агропромышленные формирования функционируют в настоящее практически во всех регионах России, имеются они и в Воронежской области. Вместе с тем, особу роль в поступательном развитии агропромышленной интеграции, на наш взгляд, должно играть государство. При этом в условиях произошедшего вступления в ВТО наи-

более эффективной и рациональной представляется политика государства по стимулированию интеграционных процессов, а также по обеспечению защиты интересов отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции иностранных компаний [5].

Отсюда первоочередными задачами госрегулирования интеграционных процессов являются: обеспечение благоприятных правовых, организационных и экономических условий для формирования и функционирования интегрированных структур, поддержка инвестиционной и инновационной составляющей интеграционных процессов; обеспечение баланса экономических и социальных аспектов деятельности интегрированных формирований; обеспечение эффективного выхода интегрированных структур на международные рынки [1; 2].

На основании этого мы предлагаем следующие меры государственного регулирования интеграционных процессов в АПК в условиях членства в ВТО (рис. 1).

Однако необходимо констатировать, что применяемые в области меры по поддержке интеграционных процессов в большинстве случаев не привели к органическому соединению интересов участников таких структур. Каждый из участников пытался получить максимально возможную величину выгоды, не заботясь об интересах других участников агропромышленной интеграции, в результате чего экономическая эффективность агропромышленного производства остается невысокой.

Несмотря на имеющиеся проблемы и сложности, интегрированные агропромышленные формирования на сегодняшний день стали мощным фактором аграрного сектора России, концентрируя в себе реальный потенциал развития. В то же время формирующаяся в составе интегрированных агропромышленных формирований система экономических взаимоотношений представляет безусловный интерес, содержит значительные резервы и имеет все основания для того, чтобы быть востребованной в ближайшем будущем.

Таким образом, на наш взгляд, в перспективе неизбежна дальнейшая активизация интеграционных процессов в АПК области, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие.

Механизм государственного регулирования интеграционного развития в АПК

Рисунок 1 - Механизм государственного регулирования интеграционных процессов в АПК в

условиях членства в ВТО

Источники

1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов МА. Механизм государственного регулирования интеграционных процессов в АПК// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3. С. 305-309.

2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение эффективности интегрированных структур на основе реструктуризации// Территория науки. 2014. № 6. С. 132-137.

3. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Государственная поддержка инвестиционной

деятельности в АПК Воронежской области// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 2. № 18-1. С. 136-137.

4. Баутин В.М., Шаталов М.А. Инвестиционный потенциал АПК Воронежской области// Территория науки. 2014. № 4. С. 18-23.

5. Шаталов МА., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК как фактор противодействия монополизации агропродовольственного рынка// Вопросы науки. 2014. № 5 (12). С. 19-25.

СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Иваненко И.С., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН»

Решение продовольственной проблемы, прежде всего, зависит от уровня развития продуктовых подкомплексов, которые занимаются логистикой от производства сырья до реализации готовой продукции, их функционирование сопряжено с воздействием экономических, природных, организационных, научно-технических и других факторов как внутреннего, так и внешнего порядка.

Деятельность подкомплексов зависит в определенной мере от развития взаимосвязан-

ных с ними подкомплексов. Например, развитие масложирового и зернопродуктового подкомплекса влияет на темпы роста животноводческих подкомплексов, что обусловлено необходимостью обеспечения их полноценными, сбалансированными кормами. Сбалансированность кормового питания позволит обеспечивать современные стандарты выращивания животных, сократить длительность цикла откорма, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, снизить импортозави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.