Механизм государственного регулирования интеграционного развития в АПК
Рисунок 1 - Механизм государственного регулирования интеграционных процессов в АПК в
условиях членства в ВТО
Источники
1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов МА. Механизм государственного регулирования интеграционных процессов в АПК// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3. С. 305-309.
2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение эффективности интегрированных структур на основе реструктуризации// Территория науки. 2014. № 6. С. 132-137.
3. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Государственная поддержка инвестиционной
деятельности в АПК Воронежской области// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 2. № 18-1. С. 136-137.
4. Баутин В.М., Шаталов М.А. Инвестиционный потенциал АПК Воронежской области// Территория науки. 2014. № 4. С. 18-23.
5. Шаталов МА., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК как фактор противодействия монополизации агропродовольственного рынка// Вопросы науки. 2014. № 5 (12). С. 19-25.
СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Иваненко И.С., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН»
Решение продовольственной проблемы, прежде всего, зависит от уровня развития продуктовых подкомплексов, которые занимаются логистикой от производства сырья до реализации готовой продукции, их функционирование сопряжено с воздействием экономических, природных, организационных, научно-технических и других факторов как внутреннего, так и внешнего порядка.
Деятельность подкомплексов зависит в определенной мере от развития взаимосвязан-
ных с ними подкомплексов. Например, развитие масложирового и зернопродуктового подкомплекса влияет на темпы роста животноводческих подкомплексов, что обусловлено необходимостью обеспечения их полноценными, сбалансированными кормами. Сбалансированность кормового питания позволит обеспечивать современные стандарты выращивания животных, сократить длительность цикла откорма, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, снизить импортозави-
симость на продовольственном и других связанных с ним рынках.
Участие предприятий в государственной программе импортозамещения заключается, прежде всего, в решение задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции, снижении её себестоимости при повышении качества, поиск новых направлений и форм её реализации. Снижение зависимости от импортной продукции возможно за счет инноваций, а также стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли и создания новых производств.
Реализация федерального проекта «Протеин России» позволит к 2020 г. более чем на 60% повысить долю отечественных белковых концентратов в отечественном кормопроизводстве. На основе базового проекта «Протеин России» инициируется создание сети малых и средних производств в агропромышленном комплексе, пищевой и других отраслях промышленности. Тесное межотраслевое развитие позволяет получить мультипликативный эффект и дает толчок к развитию новых производств и сфер экономической деятельности [1].
Реализация проекта позволит снизить себестоимость производства мяса, птицы и рыбы и зависимость аграрного сектора России от импорта комбикормов. Доля кормов в себестоимости производства рыбы и продукции животноводства достигает 70%, а доля белковых концентратов в стоимости кормов - от 10 до 15%. В кормовых рационах лосося, осетра и форели доля протомила может составлять до 50%.
В России в результате несбалансированности кормового рациона по содержанию белка и аминокислотному составу затрачивается в 2-2,5 раза больше зерна по сравнению с нормативами в развитых странах. Доля фуражного зерна в составе комбикормов в России составляет в среднем 68%, что на 20% больше, чем в странах Европы.
В 2013 г. объем импорта соевого шрота в РФ составил 630 тыс. т, готовых кормов - 450 тыс. т. При этом объем экспорта сырья, который может быть переработан в России в высокобелковые концентраты подсолнечных шротов и жмыхов составил в 2013 г. 1,7 млн т. Таким образом, значительные объемы высокоценного сырья не перерабатываются внутри страны, а вывозятся за рубеж, что препятствует эффективному использованию сырья.
Решение столь важных задач возможно лишь на основе осуществления устойчивого согласованного и комплексного развития всех звеньев агропродовольственного комплекса,
прежде всего сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В свою очередь, перерабатывающая промышленность оказывает влияние на развитие сельского хозяйства, поскольку формирует спрос на аграрную продукцию, ее структуру, требованиям к стандартам и качеству, стимулирует специализацию сельскохозяйственных организаций, формирование сырьевых зон вокруг перерабатывающих предприятий.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы утверждена дорожная карта по импортозамеще-нию, выполнение которой к 2020 году позволит отечественным товаропроизводителям увеличить производство продукции сельскохозяйственного сырья и продовольствия, снизить зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6% до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6%, овощей с 14,6% до 10,1%.
Реализация программы по импортоза-мещению позволит в течение пяти лет снизить зависимость продовольственного рынка от импорта свинины до 10-15%. Увеличить производство мяса свинины более чем на 1 млн. тонн в год, мяса птицы - на 410 тыс. т, молока до - 522 тыс. т. Для достижения поставленных результатов становится очевидным необходимость наращивания отечественного высокотехнологичного и высокоэффективного кормопроизводства.
Создание экономических стимулов для отечественных производителей, высокотехнологичной базы позволило увеличить производство импортозамещающих продуктов. Так, экспортные поставки растительных масел с 2001 по 2013 гг. увеличились в 8,5 раз и в 2013 г. составили 1852,8 тыс. тонн. С 2001 по 2013 гг. объем импорта растительных масел снизился на 8% и составил 909 тыс. тонн. В 2001 г. в общем объеме импорта растительных масел доля соевого составила 45 %, к 2013 г. его импорт практически прекратился ввиду ввода мощностей по переработке сои в России.
Наибольшие возможности с точки зрения импортозамещения имеются в производстве мяса птицы и свиней, молочной продукции, растительного масла (за исключением пальмового, кокосового и оливкового), злаки, семена масличных (за исключением кукурузы, сои). Необходимо отметить, что отдельные виды растительных масел (пальмовое, кокосовое, пальмоядровое и др.), производимые из сырья, не произрастающего на территории России,
импортируются в качестве сырья с целью промышленной переработки на отечественных предприятиях. Ограниченное импортозамеще-ние также возможно при переработке сои (шрот, жмых могут производиться на базе импортного сырья внутри страны).
Для развития соответствующих направлений сельского хозяйства имеются ресурсные условия и определенные конкурентные преимущества, а также внутренний спрос со стороны перерабатывающей промышленности.
Россия является одним из лидеров в мире по производству семян подсолнечника. Подсолнечные шроты и жмыхи являются вторичными отходами переработки подсолнечного масла, которые используются в животноводстве. Наличие больших объемов шрота подсолнечника является конкурентным преимуществом российской экономики, потенциал которого необходимо использовать.
В условиях интенсификации сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей наибольшее значение приобретает использование в кормовых рационах таких добавок, которые не только улучшают конверсию и снижают стоимость рационов, но и являются натуральными и безопасными для здоровья животных. В перспективе, по мере накопления финансовых и материально-технических возможностей, целесообразно рационально расширять через конвертацию зерна, подсолнечника, рапса, сои и экспорт в виде конечных продуктов переработки, в том числе и продукцию животноводства. Это связано с наращиванием производственных мощностей перерабатывающих предприятий.
В отраслевой программе «Развитие мас-ложировой отрасли Российской Федерации на 2014 -2016 годы» целевыми индикаторами и показателями являются: увеличение к 2016 г. объемов производства семян масличных культур до 15 млн. т, в том числе: подсолнечника -10,2 млн. т, рапса - 1,9 млн. т, сои - 2,2 млн. т. Согласно целевым индикаторам и показателям Программы следует, что производство подсолнечника в 2016 г. достигнет уровня 10,2
млн. т, что по сравнению с 2012 г. выше на 29,1%, рапса на - 90%, сои на -22% соответственно [2]. Растительных масел всех видов до 4,5 млн. т, в том числе подсолнечного 3,5 млн. т, рапсового 0,35 млн. т, соевого - 0,37 млн. т, маргаринов - до 480 тыс. т, жиров и смесей топленых - до 400 тыс. т, спредов - до 140 тыс. т, майонезов, соусов майонезных, соусов на основе растительных масел, кремов на растительных маслах - до 860 тыс. т, жмыхов и шротов - до 5,1 млн. т.
Реализация мероприятий программы по техническому вооружению отрасли на основе внедрения инновационных технологий путем строительства новых, реконструкции и модернизации действующих масложировых предприятий создаст условия для повышения эффективности промышленной переработки семян масличных культур и конкурентоспособности вырабатываемой продукции, увеличении удельного вес отечественной продукции в формировании товарных ресурсов внутреннего рынка, наращивании экспортного потенциала, рационального использования вторичных ресурсов и отходов производства, создания эффективной кормовой базы животноводства.
Стратегия агропромышленного комплекса должна быть основана на стратегия развития продуктовых подкомплексов, которые обеспечивают сбалансированность экономического потенциала. При определении стратегии подкомплексов необходимо ориентироваться на комплексное использование производственного потенциала всех предприятий, соблюдение агротехнических требований при возделывании сельскохозяйственных культур, повышение качества продукции, обеспечение готовой продукцией и расширение рынков сбыта как внутри страны, так и за рубежом.
Источники
1. http://meatinfo.ru/news/v-rossii-startuet-visokoteh-nologichniy-proekt-poimportozameshcheniyu-3 35892
2. Отраслевая программа «Развитие масложировой отрасли Российской Федерации на 2014 -2016 годы» (приказ Минсельхоза РФ от 23 мая 2014 года № 170)