Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационной деятельности в российской экономике'

Государственное регулирование инновационной деятельности в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалов Л.М., Гришин А.В.

Освещаются основные направления государственной поддержки инновационной деятельности в российских условиях. Особое внимание уделяется вопросам модернизации промышленного производства на основе стимулирования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work highlights principle trends in state support of innovation activity in Russian conditions. Special attention is given to modernization of industrial production through innovation incentives

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности в российской экономике»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Д-р экон. наук Л. М. Бадалов канд. экон. наук А. В. Гришин

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Освещаются основные направления государственной поддержки инновационной деятельности в российских условиях. Особое внимание уделяется вопросам модернизации промышленного производства на основе стимулирования инноваций.

Развитие инновационной деятельности, выявление возможных путей для наращивания инновационного потенциала и его использования для усиления конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках - одна из важнейших стратегических задач государства на современном этапе. Во многом это зависит от состояния системы образования, науки и стимулирования инноваций. К сожалению, наша страна все еще серьезно отстает в этой области от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии; коэффициент изобретательской активности по сравнению с США у нас ниже в 10,8 раза [7. С. 31].

В разработанной в конце 2004 - начале 2005 гг. Министерством образования и науки РФ Стратегии развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2010 г. предусматриваются два варианта развития - инерционный и активный, различающиеся прежде всего степенью активности вмешательства (поддержки) государства в сферы образования, науки и стимулирования инноваций.

На наш взгляд, достижение указанных в Стратегии целей возможно при реализации основных направлений государственной поддержки инновационных процессов, представленных на рисунке.

Обеспечение расширенного воспроизводства знаний. Это наиболее важная функция государства в области инноваций. Ее реализация требует сбалансированного решения двух задач: сохранения и развития системы базовых институтов и научного сообщества, необходимых для

производства знаний; выбора и поддержки прорывных направлений в науке.

Рис. Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в России

Воспроизводство знаний представляет собой ключевой элемент функционирования инновационной экономики. При этом основной принцип реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний состоит в сохранении или увеличении доли ресурсов на поддержку данной среды в общем объеме финансирования научно-технической сферы. Выделение ресурсов должно быть обусловлено реструктуризацией научных организаций, направленной на поддержку наиболее эффективных структур, а также на омоложение персонала.

Инструментами сохранения и развития среды генерации знаний служат такие элементы, как разработка нормативной правовой базы, ограждающей государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований; содействие обеспечению научных организаций современной научно-исследовательской базой и оборудованием. Последнее возможно достичь путем создания сети центров коллективного пользования, а также использования существующего оборудова-

ния и приборов, высвобождающихся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений.

К инструментам сохранения среды генерации знаний можно также отнести поддержку научных школ и подготовку молодых ученых; усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного характера, и организаций, выполняющих НИОКР военного, двойного или специального назначения; реформирование системы научных организаций путем концентрации ресурсов в ведущих научных центрах.

Еще одна задача, реализуемая в рамках сохранения среды генерации знаний, - поддержка прорывных направлений. Она базируется на заделах и традициях российской науки, связанных с умением концентрировать усилия на решении приоритетных задач. Различают два типа научных приоритетов: секторальные (космические исследования, атомные технологии, биотехнологии, оптоэлектроника) и функциональные (нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение). При этом используются следующие принципы выбора научных приоритетов: выбор основывается на независимых исследованиях и одобряется научным сообществом; количество научных приоритетов жестко ограничено (все остальные исследования финансируются в рамках поддержки сохранения и развития научной среды).

Инструментами реализации приоритетов могут быть, во-первых, развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры и фонды поддержки; во-вторых, стимулирование участия в работах на прорывных направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений.

В настоящее время государство должно обеспечивать совместную работу двух составляющих нашего общества: науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, а также совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса.

Роль лидера в решении большинства перечисленных задач, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия - многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру. Эти же задачи должны решать и другие организации государственного сектора науки: ведущие университеты страны и, в определенной мере, государственные научные центры.

Необходимо подчеркнуть, что именно научное сообщество (и в первую очередь Российская академия наук) должно при поддержке государства взять на себя ответственность за выбор очень небольшого количества основных прорывных направлений, на которых будут сконцентрированы материальные ресурсы, выделенные на развитие научных приоритетов.

Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где страна имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что сегодня Россия все еще сохраняет передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так и в общем системном подходе к образованию и организации фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике так же неэффективно, как и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран.

Создание и коммерциализация технологий. Этот этап развития инновационной деятельности включает в себя два основных направления: 1) выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях; 2) развитие инновационной инфраструктуры.

Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов. Основными принципами реализации этого направления являются масштабный мультипликативный экономический эффект в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний; ограниченное количество приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку; формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции.

Инструментом реализации служит в первую очередь организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг. При этом важно, чтобы количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности было ограничено в связи с лимитированным объемом доступных ресурсов, а их формирование осуществлялось на основе совместного анализа и про-

гноза развития научно-технологической сферы и соответствующих рынков.

Важным элементом реализации программы выбора основных научных и инновационных приоритетов является совершенствование работы и расширение масштабов деятельности государственных институтов через реализацию федеральных целевых программ. Опыт показывает, что требуются серьезные изменения как в подходах к формированию структуры программных мероприятий данных институтов, так и к уточнению некоторых целевых установок государственной поддержки проектов. Исследования и разработки зачастую не совпадают с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.

В связи с этим в ближайшее время необходимо проводить работы по организации финансирования приоритетов инновационного развития государственными и внебюджетными фондами на всех этапах инновационного цикла; созданию условий заинтересованности в совместных работах над приоритетами инновационного развития у субъектов Российской Федерации и определению механизмов привлечения для реализации наукоемких проектов (в первую очередь имеющих межотраслевое и межрегиональное значение) средств из бюджетов этих субъектов.

Развитие инновационной инфраструктуры. Основными принципами этого направления являются адекватность возможностям и требованиям национальной экономики, максимальная адаптивность, прозрачность и конкурентоспособность в международной экономике.

В настоящее время применяется широкий круг инструментов развития инновационной инфраструктуры, а также предполагается дальнейшее их совершенствование и использование новых инструментов, к числу которых относятся:

- создание организационных элементов инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов. В этих целях необходимо использовать уже отработанный на практике механизм осуществления поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансфера технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных компаний;

- разработка системы стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции. Это потребует совершенствования системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении компаний, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширения практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирования развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков;

- совершенствование системы подготовки кадров инновационного менеджмента.

Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности позволят завершить строительство национальной инновационной системы, создадут критическую массу, необходимую для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка.

Модернизация промышленности на основе инноваций. Основными принципами модернизации промышленности, ориентированной на инновационное развитие, являются формирование и реализация совместно с государством, бизнесом и наукой крупных проектов; поддержание процессов интеграции российских компаний в мировой рынок через создание совместных компаний и реализацию совместных проектов; стимулирование развития и укрупнения малых и средних высокотехнологичных компаний; формирование новых крупных собственников из числа успешных менеджеров, занятых в промышленности.

Следует отметить, что модернизация промышленности не подразумевает обязательного создания каких-то новых отраслей. Целесообразно сконцентрировать усилия в тех областях, где новые технологии, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катализатора. Это области, связанные с нашими естественными конкурентными преимуществами (нефть, газ, металлургия, электроэнергия), либо области, в которые уже произведены огромные инвестиции (космос, атомная энергетика, оборонный комплекс).

В модернизации промышленности важнейшую роль играет и взаимный трансфер технологий. Необходимо стимулировать импорт передовых, перспективных разработок, соответствующего оборудования. При этом продажа или передача в Россию зарубежных технологий, хотя и востребованных сегодня, но бесперспективных в средне- и долгосрочной перспективе, могут не только завести отечественную промышленность в технологический тупик, но и нанести серьезный экономический ущерб.

Предполагается использование следующих основных групп инструментов стимулирования модернизации:

1. Стимулирование рынка сбыта конкурентоспособной продукции и услуг: разработка механизмов, направленных на закупку преимущественно отечественной наукоемкой продукции для государственных нужд на конкурсной и равноправной основе; создание системы долгосрочных заказов на поставку высокотехнологичной продукции для государственных нужд и естественным монополиям; использование межправительственных комиссий, аппаратов торговых представительств и посольств для оценки мировых рынков и политической поддержки продвижения на них российских компаний; содействие продвижению инновационных продуктов и услуг на внешние рынки путем совершенствования налоговой и таможенной политики, включая установление упрощенного порядка таможенного оформления и таможенного контроля экспорта научно-технической продукции; обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественной наукоемкой промышленности от нечестных приемов в торговле, применяемых российскими и зарубежными компаниями.

2. Стимулирование инвестиций в модернизацию промышленности на основе инноваций: расширение практики и совершенствование механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса; ограничение использования подконтрольных государству финансовых институтов для финансирования сырьевого сектора и стимулирование финансирования модернизации обрабатывающей промышленности, облегчение доступа к финансовым ресурсам малым и средним высокотехнологичным компаниям.

3. Стимулирование предприятий к восприятию инноваций, имея в виду установление опережающих стандартов научно-технической продукции и введение мер стимулирования приобретения отечественной промышленностью современных овеществленных и неовеществ-ленных технологий, созданных российскими разработчиками.

4. Стимулирование процессов реформирования промышленности: создание системы критериев экономической эффективности государственных научно-технических организаций и промышленных предприятий с целью реформирования неэффективных государственных организаций и предприятий, в том числе путем передачи на основе конкурсов государственной собственности (недвижимости, оборудования и прав на объекты интеллектуальной собственности) в организации любых форм собственности, способных обеспечить рост производства продукции высоких переделов, а также развитие малого инновационного предпринимательства; содействие созданию и укреплению корпора-

тивных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе научных и образовательных организаций.

Осуществление системы мер по модернизации промышленности на основе инноваций позволит получить положительный эффект использования конкурентных преимуществ страны, связанных с наличием сырьевых ресурсов и интеллектуального потенциала.

Снижение энерго- и материалоемкости производства будет способствовать реализации конкурентного преимущества близости к топ-ливно-сырьевым ресурсам. Технологическая модернизация стимулирует организационное совершенствование компаний, ведет к повышению производительности труда, реализуя преимущество наличия квалифицированных кадров и относительно низкой их стоимости.

Концентрация ресурсов для инноваций на приоритетных направлениях развития позволит реализовать преимущество передовых научно-технических заделов и ранее сделанных масштабных инвестиций.

Таким образом, инновационная модернизация промышленности позволит создать базу для надежного обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых российскими предприятиями на ограниченных секторах рынка, на краткосрочную и среднесрочную перспективу и для целенаправленного расширения этих секторов в дальнейшем.

Список литературы

1. Бекетов Н. Государственная политика инноваций // Экономист. 2004. № 9.

2. Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. № 2.

3. Голиченко О. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2004. № 12.

4. Зотова Л., Еременко О. Инновации как объект государственного регулирования // Экономист. 2004. № 7.

5. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.

6. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.

7. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. // ЭКО. 2005. № 11.

8. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист. 2004. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.