Научная статья на тему 'Innovations: the key factor of economic growth'

Innovations: the key factor of economic growth Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / МИРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК / REGULATION OF INNOVATION DEVELOPMENT / GLOBALIZATION OF ECONOMIC PROCESSES / COMPETITIVE ADVANTAGES OF NATIONAL ECONOMIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kravtsova V., Evdokimova S.

In the era of globalization the development of competitive advantages of national economies appears as one of the most complex and multifaceted problems. In this regard, the paper gives a comparative analysis of innovation development, identifying a list of necessary conditions for rising of Russian economy to the competitive level. Innovations are the most important factor among these conditions. The authors persist in the opinion of strengthening of the state's role in the regulation of innovation development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Kravtsova V., Evdokimova S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Innovations: the key factor of economic growth»

Инновации - ключевой фактор экономического роста

д.э.н., проф. Кравцова В.И., Евдокимова С.С.

МГТУ «МАМИ»

В эпоху мировой глобализации экономических процессов развитие конкурентных преимуществ национальных экономик является одной из сложных и многоплановых проблем. В связи с этим в статье приводится сравнительный анализ инновационного развития, определяется перечень необходимых условий для выхода на конкурентоспособный уровень экономики России. Среди них инновации являются, по мнению авторов определяющими. Авторы стоят на позиции усиления роли государства в регулировании инновационного развития страны.

Эволюционный процесс в мировой экономике XX века привел к ее интернационализации. Большинство индустриально технологически развитых стран перешло к открытой экономике. Процесс глобализации мирового хозяйства, смыкание и взаимопроникновение экономик разных стран, интернационализация производства и капитала резко повысил роль международной конкуренции. На мировом рынке транснациональные и крупные национальные корпорации продолжают играть решающую роль в мировой экономике и доминировать в ней. Однако максимальная концентрация производства во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности. В результате происходит поиск рациональных принципов организации производства и путей повышения его эффективности. Апробируются оптимальные производственные и управленческие структуры внутри компаний, что позволяет разнообразить их организационные формы. Разработаны новые инструменты управления, число которых к началу 2007 г. составило более тридцати наименований. Все больше входит в практику сочетание крупного, среднего и мелкого производства при определенном повышении роли предприятий меньшего размера. Условия роста роли средних и мелких предприятий связаны с легкостью получения необходимых финансовых ресурсов; возможностью использования информации, предоставляемой специализированными фирмами; применением гибких производственных систем; эффективным выполнением функций, связанных с транспортировкой и реализацией продукции; высоким уровнем инновационности.

Однако экономические условия осуществления международного бизнеса свидетельствуют, что для успешного развития экономики необходимо «партнерство» крупного и малого бизнеса, выполняющего каждым свои специфические функции.

При этом следует иметь в виду, что достижение глобальной конкурентоспособности возможно лишь только крупным и хорошо управляемым корпорациям, а также инновационно активным предприятиям, которые могут получать монопольную прибыль.

Одним из ключевых факторов связанных с изменениями в мировой динамики является развитие науки и наукоемких технологий. В связи с этим основой конкурентоспособности компаний являются инновации. Известный специалист по мировой экономике и международной конкуренции Майкл Портер обосновал свое положение о том, что единственный способ получения конкурентного преимущества - инновация, хотя конкурентоспособность компаний основывается и на ряде других факторов: ресурсе знаний; денежных, кадровых и производственных ресурсах, включая инновационный капитал; развитой инфраструктуре; спросе; состоянии национальной экономики и политики государства в целом.

Конкурентное преимущество, которое базируется на инновациях, играет существенное значение, при том условии, если остальные факторы удовлетворяют оптимальные требования рыночной среды. Оно результативно только в комплексной системе высоко результативных факторов.

Рассмотрим подробнее значение вышеперечисленных факторов и их влияние на формирование конкурентоспособности.

Ресурс знаний - это совокупность научной, технической и рыночной информации, способной повлиять на качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции или услуги. На современном этапе научно-технического прогресса компании увеличивают капиталовло-

жения в инноваций. Инвестиции в инновационные разработки только половина дела, главное использовать инновационный проект и получить результат. Инновационная деятельность позволяет компании производить уникальную продукцию и тем самым повышать конкурентоспособность и расширить рынки сбыта своей продукции, увеличить доходность за счет монопольной прибыли и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. В свою очередь положение, которое занимает компания на рынке, повышает ее инвестиционную привлекательность. В кадровой политике компания должна основываться не только на использовании дешевой рабочей силы, но и привлекать профессионалов высокого класса. В условиях новых технологических прорывов, внедрение инновационных технологий подразумевает оснащение производства не только современной техникой и оборудованием, но и трудовыми ресурсами способными их освоить. При этом производства целесообразно готовить к перспективному более высокому технологичному уровню.

Многоплановым фактором является в целом производственный. Здесь следует иметь в виду, что не только крупные компании задействованы в мировом хозяйстве, но и представители малого и среднего бизнеса. И они составляют высокий удельный вес в мировом хозяйстве. Эти компании, как правило, не обладают крупными производственными ресурсами. Многие крупные компании начинали свою деятельность с размещения заказов на средних и мелких производствах. Современный уровень производства позволяет разместить свои мощности в странах, где стоимость производства наименьшая. Немаловажным является местоположение предприятия и наличие развитой инфраструктуры. Это и транспортная система, система связи, банковская система, инновационное окружение - словом то, что обслуживает функционирующий бизнес. Удаленность производства от инфраструктуры приводит к увеличению производственных издержек, и как следствие влечет за собой увеличение стоимости конечной продукции и снижение ее конкурентоспособности. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии.

Своеобразным двигателем использования инноваций является спрос. Он не только определяет масштабы инновационного производства, но также его характер, уровень инновационной активности. Спрос формируется потребителями, покупателями. Компании добиваются конкурентного преимущества, в том случае, если покупатели очень разборчивы и предъявляют высокие научно-технологические требования к товарам или услугам. Производителям в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка. Например, компания Gillette использует следующие принципы стратегии: радикальное расширение номенклатуры выпускаемой продукции; подготовка целой серии очередных новинок и политика тотального повышения потребительских качеств выпускаемой продукции. Gillette ассигнует в развитие НИОКР более 200 млн. долларов ежегодно, что составляет более 2.2 % от общего годового оборота.

Темпы и направления развития компаний в значительной мере зависит и от состояния государственной политики и национальной экономики. В условиях глобализации экономических процессов государство все больше включается в их регулирование и в этом случае его политика способна кардинально влиять на состояние национальной конкурентоспособности. При этом промышленная политика используется как особый инструмент государственной стратегии развития национального хозяйства. Она предполагает оптимизацию отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирование рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, региональном, во внешних связях). Она также необходима государству в условиях ускоряющихся научно-технологических прорывных направлений. Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технологического, информационного и управленческого прогресса. Вряд ли целесообразно сведение её только к селективной дотационно-льготной поддержке государством отдельных предприятий, организаций или проектов. В ее рамках направления и формы государственной

помощи организациям и предприятиям могут быть следующими:

оптимизация организационно-экономической и правовой среды жизнедеятельности хозяйствующих субъектов; всесторонняя адаптация финансовой, валютной, кредитной, банковской, инвестиционной

и налогово-пошлинной сфер к современной рыночной систем хозяйствования; защита национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке и активизация мер государственной поддержки и содействия в продвижении товаров на внешние рынки, методическое, консультационное и иное содействие реформирования производства, в частности по вопросам введения и освоения международных стандартов бухгалтерского, статистического учета, новых инструментов управления; поддержка малого предпринимательства, адекватная реальной и прогнозируемой индустриально-технологической ситуации; информационная поддержка хозяйствующих субъектов,

содействие международным кооперационным и интеграционным процессам. Целесообразно активизировать фундаментальные и прикладные науки, создающие прорывные технологии. Дальнейшее развитие науки по всем главным направлениям невозможно без государственной поддержки. Еще в 1996 году в обращении Российской Академии наук к Правительству отмечалось, что в XXI веке реальной независимостью и безопасностью будут обладать лишь те государства, создающие и использующие собственные высокие технологии на основе мощной фундаментальной и прикладной науки. Россия объективно имеет все возможности, чтоб играть ключевую роль в мировой системе экономического и хозяйственного развития на этой основе.

В первом десятилетии текущего столетия определен следующий минимальный комплекс конкретных мер государства. Он включает:

1. Интенсификацию целевых государственных затрат на науку и наукоемкие производства.

2. Повышение уровня оснащения академических и вузовских лабораторий, имеющих потенциал развития прорывной проблематики.

3. Создание условий для увеличения собственных источников капиталовложений в НИОКР предприятий и организаций.

4. Пересмотр налоговой системы применительно к научным учреждениям, включая высшую школу. Минимизация налогового бремени для этих предприятия.

5. Организацию системных исследований в области экономических, управленческих, маркетинговых инноваций; формирование механизмов их государственной поддержки.

6. Создание системы пожизненного повышения квалификации профессиональных кадров по инновационному маркетингу и менеджменту.

Активная роль государства в развитии высокотехнологичных отраслей, должна реали-зовываться в рамках стратегии долгосрочного экономического развития национальной экономики. Важна продуманная, последовательная и логичная государственная стратегия, сочетающая интересы бизнеса и государства. Если рассматривать государство как структуру управления, то можно сравнить ее с ульем. Где от наполнения его ячеек зависит его жизнеспособность. Соты с медом должны заполнять все его ячейки.

Инновационный процесс в экономике России неоднозначен. С одной стороны, накоплен достаточно большой научный потенциал. С другой стороны - очень низок уровень доведения инновационных идей и проектов до товарного вида. Российская инновационная продукция на международном рынке едва достигает одного процента, а у партнеров на рынке, как, например, США - 39%, Япония - 72 процента. Между тем со второй половины прошлого века прирост национальных экономик развитых стран в значительной степени обеспечен за счет инновационной продукции и услуг. В США, Германии, Японии на поддержку направляется от 2,2 до 2,8 % ВВП, во Франции и Великобритании - 2,3 - 2,4 %, в то время как в России этот процент менее единицы.

Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения устойчивого экономического роста на конкурентной основе.

Следовательно, повысить качество экономического роста и обеспечить устойчивое конкурентоспособное развитие на данном этапе научно-технологического прогресса возможно не только за счет экспорта сырья и продукции, но и за счет инноваций, сформировав экономику наукоемкого инновационного типа, выделив инновации в качестве ключевого фактора экономического роста - это становится основной целью развития национальной экономики в первой четверти XXI века.

Президент России потребовал от Правительства России срочно завершить подготовку программы перехода к инновационной экономике, подразумевающей, в частности, создание высокотехнологичных зон (Москва, 20.12.2006 г. ПРАЙМ-ТАСС).

Федеральная инновационная программа базируется на прогнозе инновационного развития на соответствующий период времени с учетом приоритетов социально-экономического, инновационного и научно-технологического развития страны и предусматривает:

государственную поддержку инновационной деятельности на период создания инноваций, имеющих стратегическое значение для национальной экономики (космос, нано-технологии, энергетика, ресурсосберегающие технологии и т.д.); формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

организацию банка данных и единой информационной сети производителей и потребителей инноваций;

разработку нормативных правовых актов по стимулированию субъектов инновационной деятельности.

Региональные инновационные программы (территориальные программы и подпрограммы) формируются на основе экономических и социальных программ развития регионов и определяют основные приоритеты развития инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала, включая подготовку кадров, формы и методы стимулирования специализированных субъектов инновационной деятельности.

Отраслевые инновационные программы формируются исходя из приоритетов государственной социально-экономической, инновационной, промышленной, аграрной и научно-технической политик и должны ориентироваться на сбалансирование развития отраслей экономики, создание конкурентоспособных производств.

Инновационные программы базируются на инновационных проектах отобранных на основе конкурсного отбора.

При составлении инновационных программ предусматривается размещение на конкурсной основе государственного заказа между разработчиками инновационных проектов.

Инновационные программы реализуются субъектами инновационной деятельности, связанными между собой научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственной, информационной и другими видами деятельности, необходимыми для реализации инновационных проектов.

Реализация инновационной программы способствует формированию в России надин-дустриальной экономики, в ее основе она сможет развернуть формирование новой экономики и достигнуть устойчивого развития в рыночной среде. В ближайшее десятилетие в глобальной экономике Россия должна занять место, в заметной степени, формирующей мировую экономику.

Вывод

Исходя из анализа ситуации инновационного развития России, в начале XXI века можно сделать вывод, что инновации являются доминирующим условием, обеспечивающим высокотехнологичное устойчивое конкурентоспособное развитие национальной экономики. Замедленная инновационная активность в промышленности привела к потере конкурентных преимуществ в последние четверть века (1985-2006 гг.). Восстановление и последующий выход на устойчивый конкурентоспособный уровень инноваций возможен при государственном регулировании развития инновационных процессов в стране.

В России намечается серьезная активность роли государства в поддержке развития инновационного пути. Об этом свидетельствуют принимаемые Правительством решения по

разработке соответствующих национальных программ и проектов.

Литература

1. Интерлигейтор Майкл Д. Глобализация, как источник международных конфликтов и обострения конкуренции.// Проблемы теории и практики управления, 1998, № 6, 38 с.

2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., «Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва», М. Экономика, 2004, 628 с.

3. Молвинский А.В., «Развитие высокотехнологичных производств в России». Электронный журнал «Исследовано в России», 2000.

4. Симагути Мицуаки, «Эпоха системных инноваций», Типография «Новости», Москва, 2006, 246 с.

5. Портер М. «Конкуренция» Исправленное издание. ИД «Вильямс», М., 2005, 495 с.

6. Портер М. «Международная конкуренция» - М.: Междунар. отношения, 1993, 896 с.

7. Роберт Б. Такер, «Инновации, как формула роста», М., 2006, 240 с.

8. ИГ «Эксперт», «Вернуть лидерство», «Эксперт» №45 (491), 25.11.2005.

Механизм оценки конкурентоспособности автомобильной продукции

двигателестроения

к.э.н., доц. Ионов В.И., к.э.н. Тайво М.И.

МГТУ «МАМИ»

В статье отмечается, что предлагаемые методы оценки конкурентоспособности автомобильной продукции показывают недостаточность спектра критериев их оценки, разрозненность подходов к качественной оценке продукции, наличие сложности в сопоставимости критериев оценки отдельных методов, отсутствие принципов комплексной оценки качественных и количественных параметров конкурентоспособности продукции. Предложенный автором механизм предполагает последовательную процедуру оценки конкурентоспособности продукции с применением определенных инструментов, входящих в состав механизма.

Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции, в том числе автомобильной, показал недостаточность спектра критериев оценки, заложенных в каждом методе, разрозненность подходов к качественной оценке продукции, наличие сложности в сопоставимости критериев оценки отдельных методов, отсутствие принципов комплексной оценки качественных и количественных параметров конкурентоспособности продукции. При этом качественные и количественные оценки конкурентоспособности продукции в существующих методах демонстрируют отсутствие единого подхода к оценке. Использование комплексного сочетания различных методов оценки конкурентоспособности продукции показывает широкий спектр охвата критериев, при этом трудно определить, на какие критерии ориентироваться, а какие оставить без внимания, каким образом проводить последовательность оценки конкурентоспособности продукции и какие критерии являются наиболее значимыми по отношению к другим.

Анализ существующих критериев оценки конкурентоспособности показал, что интегральная оценка конкурентоспособности продукции базируются на 2-х группах показателей: ограниченной группе показателей качества и группе экономических показателей качества продукции. Однако автомобильные двигатели имеют ряд показателей, которые существенно влияют на интегральную оценку их конкурентоспособности: технологичность, безопасность, сохраняемость, стандартизация и унификация, надежность и ряд др. При этом в существующих методологиях оценки конкурентоспособности продукции оценка часто базируется на субъективно принимаемых весовых коэффициентах показателей, не учитываются показатели патентной чистоты, технической сложности, конструкторского подобия, нет комплексной привязки технико-экономических, эксплуатационных, функциональных параметров разрабатываемых двигателей. В приведенных методологиях часто игнорируется показатель времени вхождения продукции на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.