Научная статья на тему 'Роль высокотехнологического комплекса и научно-технического потенциала России в обеспечении экономической безопасности государства'

Роль высокотехнологического комплекса и научно-технического потенциала России в обеспечении экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудоров Д. В.

In the article it is noted that realization of Russian economical interests in the sphere of economical safety is possible by the way of investing in the conversion and modernization. The complex of actions of state support and regulation of innovation activity should include the system of motivational measures stimulating innovation business undertakings and creating the environment favourable for the innovation activity of enterprises. The realization of these measures will allow the state to produce efficient technologies and products competitive on the world global market, and, therefore, contributes to further economic development of the country and gives the opportunity to maintain its economical safety and to occupy leading positions on the world global market of goods and services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of high technology complex and scientific and technical potential of Russia in the guarantee of economical safety of the state

In the article it is noted that realization of Russian economical interests in the sphere of economical safety is possible by the way of investing in the conversion and modernization. The complex of actions of state support and regulation of innovation activity should include the system of motivational measures stimulating innovation business undertakings and creating the environment favourable for the innovation activity of enterprises. The realization of these measures will allow the state to produce efficient technologies and products competitive on the world global market, and, therefore, contributes to further economic development of the country and gives the opportunity to maintain its economical safety and to occupy leading positions on the world global market of goods and services.

Текст научной работы на тему «Роль высокотехнологического комплекса и научно-технического потенциала России в обеспечении экономической безопасности государства»

РОЛЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Д.В. Дудоров

Dudorov D.V. The role of high technology complex and scientific and technical potential of Russia in the guarantee of economical safety of the state. In the article it is noted that realization of Russian economical interests in the sphere of economical safety is possible by the way of investing in the conversion and modernization. The complex of actions of state support and regulation of innovation activity should include the system of motivational measures stimulating innovation business undertakings and creating the environment favourable for the innovation activity of enterprises. The realization of these measures will allow the state to produce efficient technologies and products competitive on the world global market, and, therefore, contributes to further economic development of the country and gives the opportunity to maintain its economical safety and to occupy leading positions on the world global market of goods and services.

Важно осознать, что обеспечить экономическую безопасность России в мировой экономике, в глобальном технологическом пространстве можно, лишь выбрав правильную стратегию развития национальных интересов. В основе такой стратегии находится, мы считаем, уровень развития науки и технологий. Важнейшей характеристикой жизнеспособности экономики в современных условиях является состояние именно науки, передовых технологий, технологической базы, определяющих, в конечном счете, конкурентоспособность отечественной продукции. Степень их развития и использования все более становятся определяющим фактором в решении проблем безопасности и устойчивого развития государства, в том числе и России. Научно-технический потенциал любого государства является визитной карточкой, обеспечивающей конкурентоспособность на мировых рынках товаров и технологий, равноправное участие в инновационных и интеграционных процессах в рамках глобальных экономических процессов, происходящих в мире. Научно-технологический комплекс страны должен обеспечить эффективное и целенаправленное использование ее научных разработок, для создания новых поколений технологий, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках и способствующих модернизации и инновационному обновлению отраслей экономики России.

Современная наука и технология все более вовлекаются в жестокую конкурентную рыночную борьбу. Фундаментальные знания и их конечный результат - научно-техни-

ческая продукция - становятся важнейшим фактором, обеспечивающим экономическую безопасность государства в условиях глобализации экономики и становления общества знания. Отставание России в этой области чревато серьезными отрицательными последствиями в производстве новейших информационных технологий, вычислительной техники, для обеспечения военной безопасности государства, качественного решения национальных экономических и социальных проблем. Рост благосостояния населения, темпы экономического роста России, развитие образования, науки и культуры, ее обороноспособность напрямую зависят от структурно-технологической реконструкции высокотехнологичного комплекса страны.

Будущее высокотехнологического комплекса (ВТК) рассматривается в тесной взаимосвязи с анализом фундаментальных основ развития экономики России. Особое внимание уделяется формированию в стране промышленного комплекса высоких технологий, позволивших России выйти на передовые позиции в мире по ряду направлений технического прогресса. Разработка и последующее производство высокотехнологической продукции, освоение новых прогрессивных технологий, инвестиционная привлекательность вложений в базисные инновации являются показателями эффективно функционирующего промышленного комплекса страны. Таким образом, используя потенциальные возможности высокотехнологичного комплекса России в качестве локомотива и опираясь на научно-технологический и инве-

стиционный капитал отечественных компаний и государственную поддержку, можно в приемлемые сроки осуществить инвестиционные вливания в ВТК страны. Это позволит осуществить инновационную модернизацию экономики страны и обеспечить экономическую безопасность государства.

К сожалению, сегодня в России инновационная активность предприятий находится на крайне низком уровне. Лить 5 % предприятий в 90-х гг. могли позволить себе проведение научно-исследовательских работ. Проектно-конструкторская и технологическая деятельность преимущественно направлена на внедрение технологий и разработок, ранее уже освоенных на зарубежных предприятиях, а реализация оригинальных научно-технических достижений, пионерных инноваций сведена к минимуму, хотя Россия присутствует на ряде мировых высокотехнологичных рынков: авиакосмического оборудования, вооружения, программного обеспечения и некоторых других. Однако масштаб этого присутствия стал более чем скромным. Кроме того, необходимо иметь в виду, что сегодня российский высокотехнологический комплекс имеет ограниченные возможности для привлечения свободного капитала, а низкий внутренний спрос на его продукцию не позволяет компаниям, ее выпускающим, окрепнуть и эффективно развиваться. Главное, что окно возможностей для такого развития становится все уже, поэтому незамедлительно требуется принятие адекватных комплексных мер для его развития со стороны государства.

Огромную роль в развитии инновационного и научно-технического сотрудничества в эпоху глобализации играет информационный обмен. Сегодня явно определилось различие в стратегии информационного обмена со стороны России и развитых зарубежных стран. Россия работает на массированную передачу разработок и технологий, а ее зарубежные партнеры из числа промышленно развитых стран - на прием и фильтрацию распространяемой информации, но преимущественно на целенаправленный поиск технологий, которые могут быть ими коммер-циализованы с односторонней выгодой для себя. Это различие не может способствовать развитию равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Идет односторонний, ущем-

ляющий интересы России процесс утечки технологий. Необходимы новые формы обмена научно-технической информацией на основе законности и контролируемости деятельности, обеспечивающей равноправный и взаимовыгодный характер обмена. Только на таких условиях возможно эффективное сотрудничество, отвечающее национальным интересам и экономической безопасности России.

В условиях открытости отечественного рынка для зарубежных товаров уверенный и устойчивый подъем российской экономики возможен только за счет ее модернизации и ориентации на выпуск высокотехнологичной продукции новых поколений, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках. Это позволит российскому ВТК занять достойное место на мировых высокотехнологичных рынках и станет залогом безопасности развития всей отечественной экономики и основным интересом страны в эпоху глобализации, но для воплощения данной идеи нужна серьезная поддержка государства.

Научно-технологический переворот,

усиление межнациональной конкуренции приводят к появлению новых отраслей, базирующихся на принципиально новых технологиях, в то время как значительное число традиционных производств, не отвечающих современным требованиям, постепенно вытесняются на периферию мирового развития. Образуется своеобразное сообщество экономически развитых государств, обеспечивающих себе лидерство по новым наукоемким технологическим направлениям, тогда как другие страны, не вошедшие в него, вынуждены размещать у себя отсталые, как правило, ресурсоемкие и экологически опасные производства.

В этих условиях основным экономическим интересом России для обеспечения экономической безопасности в процессе глобализации является выход отечественной промышленности на мировой рынок высоких технологий, ускорение инновационных процессов в экономике, удержание позиций лидерства хотя бы по отдельным технологическим направлениям, а также создание оптимальных условий для расширенного воспроизводства и реализации на предприятиях нового научно-технического знания и технологий. Ведь в настоящее время экономический

прогресс и успех могут быть основаны только на знаниях (фундаментальных и прикладных), новых технологиях и методах их ускоренного внедрения в производство. Забота о получении новых знаний и разработке новых технологий должна стать общим делом государства и бизнеса. При этом государство должно взять на себя общую координацию НИОКР, финансирование фундаментальных исследований и разработок, т. к. выход на международный рынок с высокотехнологичной продукцией является в перспективе гораздо более эффективным видом внешнеэкономической деятельности, чем все остальные.

Государственное стимулирование и регулирование инновационной деятельности госпредприятий и независимых товаропроизводителей, прежде всего технологически развитых, становятся приоритетной задачей в процессе обеспечения экономической безопасности и достижения национальных интересов. Современное представление о концепции инновационной деятельности формулируется как многоаспектное взаимодействие науки и технологий, осуществляемое посредством различных организационных структур в интересах потребностей рынка, решения экономических и социальных проблем общества и обеспечения его безопасности от внешних интервенций. Процесс инновационной деятельности представляет собой этапы создания научно-технической продукции: от фундаментальных исследований до реализации их в виде опытного образца с последующим освоением, тиражированием и распространением. Фазы освоения и распространения продукции или услуг, созданных в результате инновационной деятельности, являются наиболее трудоемкими и требуют значительных материальных затрат. Поэтому роль государственного финансирования в области инновационных технологий крайне велика и в большинстве случаев незаменима, т. к. лишь 15-30 % разработанных технологий находят практическое использование, но именно они составляют основу экономического потенциала страны и обеспечивают ее безопасность и конкурентоспособность на мировом рынке. Следовательно, в интересах государства иметь широкий спектр таких технологий, особенно в быстроменяющихся условиях экономической глобализации.

Государственное регулирование инновационного процесса включает несколько составляющих, основными из которых являются:

1) прямое государственное стимулирование НИОКР, распределение государственных ресурсов (заказов, грантов, кредитов) между различными сферами научных исследований и разработок в зависимости от структуры государственных научных приоритетов, а также выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах;

2) косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в государственном и частном секторах хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешнеторговой политики и особенно путем поддержки малого бизнеса;

3) формирование благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуры, необходимой для обеспечения исследований и разработок;

4) подготовка прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов, а также оценка возможных негативных последствий инноваций.

Россия пока еще рассматривается мировым сообществом как потенциальный источник принципиально новых технологий, способных создать существенные конкурентные преимущества. Однако имеющийся опыт, к сожалению, показывает, что даже в тех случаях, когда иностранные партнеры проявляют явную заинтересованность к научнотехнической стороне возможного сотрудничества на этапах предварительного ознакомления и переговоров, они крайне редко идут на заключение официальных соглашений о сотрудничестве. Это обусловлено неопределенностью статуса собственности на созданные объекты интеллектуального труда, а также отсутствием опыта, слабостью навыков и проистекающим отсюда нежеланием работать с объектами интеллектуальной собственности у руководителей российских предприятий. Тем не менее, интерес к этому виду стратегического партнерства весьма высок, чему можно привести ряд примеров, связанных с деятельностью в России таких всемирно известных фирм, как «Боинг», «Майкрософт», «Ай-Би-Эм», «Самсунг».

Стимулирование и регулирование инновационной деятельности является одной из приоритетных задач российского государства в условиях трансформации социальноэкономических систем, воплощение которой дает возможность России сохранить экономическую безопасность и получить значительные выгоды от процесса глобализации и соблюсти национальные экономические интересы. Однако реализация данной задачи сталкивается с рядом сложностей. Во-первых, отсутствуют четко сформулированные и законодательно закрепленные национальные цели развития Российской Федерации, в том числе в научно-технической сфере. Они лишь частично отражены в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию. Также не разработаны и законодательно не обеспечены основы промышленной политики, в которой могли бы найти отражение вопросы приоритетности инновационной деятельности. Во-вторых, как на законодательном уровне, так и на уровне правоохранительной деятельности более основательной проработки требуют вопросы регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, можно констатировать, что инновационная деятельность в России в настоящее время осуществляется в условиях, которые характеризуются: отсутствием

сформулированных национальных целей и механизмов их достижения, законодательно определенных в расчете на ближне-срочный и среднесрочный периоды и на долгосрочную перспективу; отсутствием четко сформулированной на политическом уровне потребности в осуществлении государственной поддержки инновационной деятельности как средства обеспечения национальных интересов и экономической безопасности России в условиях глобализации. Резюмируя сказанное, важно подчеркнуть, что для России жизненно важно присутствовать на мировом рынке высоких технологий и как поставщику новых научно-технических идей и решений, и как потребителю высокотехнологичной продукции.

Считаем, что проведение инновационной политики будет способствовать осуществлению общих национальных целей и интересов России, которые можно сформулировать следующим образом:

1) обеспечение национальной безопасности;

2) сохранение конституционного строя и территориальной целостности государства;

3) обеспечение прав и свобод личности, а также ее безопасности;

4) улучшение качества уровня жизни населения на всей территории государства;

5) достижение экономической стабильности, расширение возможностей и увеличение совокупной мощи экономики страны;

6) технологическое перевооружение промышленности, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке;

7) сохранение и рациональное использование природных ресурсов, решение проблем охраны окружающей среды;

8) решение социальных проблем населения, обеспечение достойного качества жизни, охраны здоровья, предоставление возможности получить образование;

9) сохранение общественного согласия, обеспечение развития культуры и традиций всех народов, населяющих Россию;

10) гарантированное обеспечение национальных потребностей в продовольствии, сырье, материалах и энергии.

Отметим еще раз, что государство заинтересовано в сохранении научно-технического потенциала, а основным средством достижения этой цели является инновационная деятельность, которая позволит предотвратить отъезд специалистов за рубеж, обеспечить занятость ученых и изобретателей, востребовать потенциал отраслевой и академической науки. При этом активная инновационная политика должна основываться на выборе наиболее перспективных проектов и базисных инноваций, которые впоследствии создадут предпосылки для технологических прорывов. В связи с этим существенно возрастает роль долгосрочного прогнозирования и оценки приоритетов в научно-технической политике.

Государственное регулирование необходимо и для обеспечения открытости инновационной деятельности, проведения ее в рамках мирового инновационного процесса, обеспечения конкурентоспособности продукции, создания условий по защите интеллектуальных прав и активизации процессов инвестирования в научные разработки, что

обеспечит экономическую безопасность государства в условиях глобализации. Активное включение в мировой инновационный процесс возможно только при наличии и практической реализации преимуществ высокотехнологичных и наукоемких разработок.

Таким образом, в целях интенсификации инновационного процесса необходимы меры государственной поддержки и регулирования, которые включают разработку стратегии инновационного развития с учетом современного состояния и перспектив развития мировой и отечественной науки и технологии, а также рациональное использование отечественных финансовых ресурсов, кадрового и научно-технического потенциала. Также необходима разработка и реализация федеральной программы поддержки инновационного процесса, которая включает текущие и стратегические задачи, исходя из национальных интересов государств в процессе глобализации и целей научно-технических программ.

Нечеткая формулировка приоритетов в национальной научно-технической политике, неумение оценить имеющийся потенциал ВТК и его роль в решении задач инновационного обновления экономики приводят к необоснованному обращению к зарубежным технологиям, что в свою очередь способствует углублению технологической и финансовой зависимости государств. Выход из создавшегося положения может быть найден путем обобщения и анализа данных о собственном научно-техническом потенциале, выявлении и оценки технических решений, способных конкурировать или превосходить зарубежные аналоги, т. е. посредством осуществления поиска импортозамещающих технологий, повышения заинтересованности в создании и использовании отечественных разработок.

Комплекс мероприятий государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности должен включать систему мотивационных мер, стимулирующих инновационное предпринимательство и создающих среду, благоприятную для инновационной деятельности предприятий, а именно:

- подготовку проектов нормативноправовых документов, обеспечивающих реализацию решений по переходу к инновационному пути развития страны;

- создание и развитие адаптивной к изменяющимся условиям сети руководящих, координирующих, инвестирующих, информационных и посреднических органов и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих реализацию стратегии инновационного прорыва;

- решение вопроса о приоритетах, формах и объемах прямого или косвенного финансового стимулирования инновационной деятельности (прямые инвестиции, кредиты, налоговые, амортизационные и другие льготы);

- создание системы информационного обеспечения, включающей банки данных правовой, административной, технологической, маркетинговой информации и предоставление комплекса услуг, обеспечивающего доступность информации предприятиям и частным лицам, участвующим в инновационном процессе;

- ликвидацию правовой, финансовой, информационной и административной безграмотности управленческого персонала и начинающих участников инновационного бизнеса, а также проведение соответствующих разъяснительных кампаний в средствах массовой информации;

- контроль за соблюдением прав участников инновационной деятельности.

Реализация данных мер позволит государству создавать эффективные и конкурентоспособные на мировом глобальном рынке технологии и продукты, а соответственно способствует дальнейшему экономическому развитию страны и дает возможность ей сохранить экономическую безопасность, а также занять лидирующие позиции на мировом рынке товаров и услуг.

Фактическим содержанием инновационной политики в развитых странах является совокупность мер государственного регулирования, посредством которых государство управляет инновационным процессом, создавая благоприятный макроэкономический фон, характеризующийся высокой инвестиционной и инновационной активностью. Таким образом, привлечение инвестиций в целях структурной перестройки экономики России является ключевым интересом, обеспечивающим экономическую безопасность государства. Определяющую роль в инвестиционном процессе играют факторы внеш-

него воздействия: политическая стабиль-

ность, наличие законодательно-нормативной базы, благоприятные налоговые и таможенные режимы.

Инновационный процесс в современном представлении является механизмом структурной перестройки и подъема экономики России, создающим предпосылки для перехода к новому технологическому укладу, основанному на наноэлектронике, вычислительной и оптоволоконной технике, программном обеспечении, телекоммуникациях, роботостроении, информационных услугах, генной инженерии и биотехнологии.

Конверсия и модернизация производства, осуществляемая в настоящее время в России, может стать одним из рычагов развития инновационной деятельности, которая, используя систему государственного регулирования, а также финансовый, научно-технический, производственный и кадровый по-

тенциал, создаст условия для реальной структурной перестройки экономики. Таким образом, путем инвестирования в конверсию и модернизацию можно реализовать экономические интересы России в области экономической безопасности.

Давление со стороны Запада, которое воспринимается как стремление оттеснить Россию на малозначительные международные позиции, требует осмысления ситуации через призму собственных российских экономических интересов. Обеспечение экономической безопасности России должно решаться правовыми, политическими, экономическими средствами, а также путем воздействия на формирование правовых норм и институтов в сфере международного экономического правопорядка, максимально соответствующих национальным интересам.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Т.Н. Богатырева

Bogatyryova T.N. Problems of increase in incomes of local budgets. The author generalizes the actions leading to increase of incomes of a local budget, and also marks necessity of organization of the control over charge and receipt of the land tax and the tax on property of natural persons.

Одними из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации являются самостоятельность бюджетов и разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Доходы местных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных и безвозвратных перечислений, средств самообложения граждан и добровольных пожертвований. Налогами, целиком поступающими в местные бюджеты, являются местные налоги.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог (гл. 31 НК РФ). Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.