Научная статья на тему 'Развитие системы государственной поддержки инновационно ориентированной деятельности российских компаний (Федеральный и региональный аспекты)'

Развитие системы государственной поддержки инновационно ориентированной деятельности российских компаний (Федеральный и региональный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин А.В.

В статье обосновывается роль государства в сфере инновационной деятельности. Это связано как с необходимостью усиления прямой финансовой поддержки отдельных, наиболее приоритетных, инновационных сфер, созданием благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности других субъектов экономической системы. Автор утверждает, что поддержка инноваций требует скоординированных усилий многих государственных министерств и ведомств как на федеральном, так и региональном уровнях. Фундаментальная наука нуждается в помощи государства, обеспечении эффективной деятельности образовательной системы страны, стимулировании притока инвестиций в инновационные сферы, а также создании инфраструктуры, необходимой для развития инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственной поддержки инновационно ориентированной деятельности российских компаний (Федеральный и региональный аспекты)»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

а.в. гришин,

кандидат экономических наук российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова

Государству в сфере инновационной деятельности принадлежит важная роль, что связано с необходимостью усиления прямой финансовой поддержки отдельных, наиболее приоритетных инновационных сфер, создания благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности других субъектов экономической системы.

Поддержка инноваций требует скоординированных усилий многих государственных министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровне. Государство должно в большей степени помогать фундаментальной науке, обеспечивать эффективную деятельность образовательной системы страны, стимулировать приток инвестиций в инновационные сферы, создавать необходимую для развития инновационной активности инфраструктуру, помогать компаниям в продвижении своей продукции на внутренний и внешние рынки, побуждать предприятия к использованию инноваций в своей хозяйственной деятельности.

На наш взгляд, наиболее целесообразно следующее распределение обязанностей между отдельными основными органами власти России в области инновационного развития:

• Министерство образования и науки—поддержка фундаментальной науки и научных разработок, финансирование образовательных и научно-исследовательских учреждений, привлечение в науку новых специалистов;

• Министерство экономического развития — определение инновационной стратегии России в глобальном контексте, выявление наиболее перспективных направлений развития и госу-

дарственной поддержки. На нынешнем этапе данное министерство уже проводит соответствующие изыскания в виде разработок концепции развития России до 2020 г., в которой важная роль отведена инновационной сфере экономики и росту активности в высокотехнологичных отраслях;

• Министерство промышленности и торговли — стимулирование отдельных инновационных отраслей экономики и разработка целевых программ их поддержки, создание стимулов для промышленных предприятий по использованию инновационных разработок в своей деятельности;

• Министерство регионального развития — разработка программ экономического, социального и инновационного развития отдельных регионов, координация усилий по инновационному развитию между региональными властями и федеральными министерствами и ведомствами. Роль Министерства регионального развития крайне высока, и прежде всего она связана с доведением до регионов основных направлений инновационного развития страны, а также определением инновационных сфер поддержки в рамках каждого из регионов.

В общем виде основные направления усиления государственной поддержки и стимулирования инноваций представлены на рисунке.

Обеспечение расширенного воспроизводства знаний — наиболее важная задача государства в области управления инновациями. Реализация данной задачи требует сбалансированного решения двух вопросов:

Обеспечение расширенного воспроизводства знаний

Развитие инновационной инфраструктуры

• сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества, необходимых для производства знаний;

• выбор и поддержка прорывных направлений в науке. Воспроизводство знаний —

ключевой элемент функционирования инновационной экономики, так как основным принципом развития инноваций является их постоянное воспроизводство и внедрение. Эта деятельность, в свою очередь, невозможна без эффективной системы аккумулирования и применения знаний. При этом основными принципами реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний являются:

• сохранение или увеличение доли ресурсов на поддержку данной среды в общем объеме финансирования научно-технической сферы;

• выделение ресурсов, которое должно быть обусловлено реструктуризацией научных организаций, направленной на поддержку наиболее эффективных структур, а также омоложение персонала.

Инструментами сохранения и развития среды генерации знаний являются такие элементы, как разработка нормативно-правовой базы, ограждающей государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований, а также содействие обеспечению научных организаций современной научно-исследовательской базой и оборудованием. Последнее возможно достичь через создание сети центров коллективного пользования, а также через использование существующего оборудования и приборов, высвобождающихся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений. Прочими инструментами сохранения среды генерации знаний являются:

• поддержка научных школ и подготовка молодых ученых;

• усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного характера, организаций, выполняющих НИОКР военного, двойного или специального назначения;

• реформирование системы научных организа-

Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов

Направления усиления

государственной поддержки инновационных процессов

Модернизация промышленности на основе инноваций

Основные направления усиления государственной поддержки и стимулирования инновационных процессов в России

ций путем концентрации ресурсов в ведущих

научных центрах.

Еще одна задача, реализуемая в рамках сохранения среды генерации знаний, — поддержка прорывных направлений. Она базируется на заделах и традициях российской науки, связанных с умением концентрировать усилия на решении приоритетных задач. Возможен и целесообразен выбор научных приоритетов двух типов: секторальные (такие, как космические исследования, атомные технологии, биотехнологии, оптоэлектроника) и функциональные (нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение). Здесь особенно важно использовать следующие принципы выбора научных приоритетов:

• выбор основывается на независимых исследованиях и одобряется научным сообществом;

• количество научных приоритетов жестко ограничено (все остальные исследования финансируются в рамках поддержки сохранения и развития научной среды).

Инструментами реализации приоритетов могут являться, во-первых, развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры и фонды поддержки, а, во-вторых, стимулирование участия в работах на прорывных направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений.

В нынешней ситуации государство должно обеспечивать совместную работу двух составляющих нашего общества — науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализи-

рованных фондов с долевым участием государства и бизнеса и т. д. Роль лидера в решении большинства перечисленных задач, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия — многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал, и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру.

Эти же задачи должны решать и другие организации государственного сектора науки — ведущие университеты страны и, в определенной мере, государственные научные центры. Необходимо подчеркнуть, что именно научное сообщество, и в первую очередь Российская академия наук, должны при поддержке государства взять на себя ответственность за выбор очень небольшого числа основных прорывных направлений, на которых будут сконцентрированы материальные ресурсы, выделенные на развитие научных приоритетов. К таким приоритетам следует отнести (и этот процесс уже начался) нанотехнологии, биоиндустрию, энергетические технологии (к примеру, водородная энергетика или создание ядерных реакторов нового поколения)1. Учитывая направленность экономики России на добычу полезных ископаемых, требуется также усилить технологическое развитие страны по таким направлениям, как внедрение новых методов добычи нефти и газа, особенно в условиях сурового климата или на шельфе морей, освоение передовых технологий промышленной безопасности добычи угля и т. д.

Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохранить и развить мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где страна имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективах, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что сегодня Россия все еще сохраняет передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так и в общем системном подходе к образованию и к организации фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, сколь и пос-

1 Великая нанодержава. — Ведомости, 21 июня 2007 г.

троение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Реализация конкурентных преимуществ в научной сфере для развития национальной экономики требует формирования адекватной системы создания и коммерциализации новейших технологий.

Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов предполагают:

• масштабный мультипликативный экономический эффект в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний;

• ограниченное количество приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку;

• формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции. Инструментом реализации этого направления является, во-первых, организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких продуктов и услуг. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. При этом принципиально то, что число приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технологической сферы и соответствующих рынков.

Во—вторых, важным элементом реализации программы выбора основных научных и инновационных приоритетов является совершенствование работы и расширение масштабов деятельности государственных институтов через реализацию федеральных целевых программ. Опыт показывает, что требуются серьезные изменения как в подходах к формированию структуры программных мероприятий данных институтов, так и к уточнению некоторых целевых установок государственной поддержки проектов. Исследования и разработки зачастую не совпадают с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.

В связи с этим в ближайший период потребуется решить следующие ключевые задачи:

• организация финансирования приоритетов инновационного развития государственными и внебюджетными фондами на всех этапах инновационного цикла;

• создание условий заинтересованности в совместных работах над приоритетами инновационного развития у субъектов Российской Федерации и определение механизмов привлечения для реализации наукоемких проектов, в первую очередь имеющих межотраслевое и межрегиональное значение, средств из бюджетов этих субъектов. Развитие инновационной инфраструктуры

должно отвечать принципам адекватности возможностям и требованиям национальной экономики, максимальной адаптивности, прозрачности и конкурентоспособности в международной экономике. В качестве инструментов развития инновационной инфраструктуры предполагается дальнейшее совершенствование действующих и использование новых инструментов, адекватных современным условиям, к числу которых можно отнести:

• создание организационных элементов инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов;

• разработка системы стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инновационного менеджмента. Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, создадут критическую массу, необходимую для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка.

Модернизация промышленности на основе инноваций должна базироваться на следующих принципах:

• государство, бизнес и наука совместно формируют и реализуют крупные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами;

• процессы интеграции российских компаний в мировой рынок поддерживаются через со-

здание совместных компаний и реализацию совместных проектов;

• стимулируется развитие и укрупнение малых и средних высокотехнологичных компаний, формирование новых крупных промышленных собственников из числа успешных менеджеров и предпринимателей.

Необходимо отметить, что модернизация промышленности не подразумевает обязательного создания каких-то новых отраслей. Целесообразно сконцентрировать усилия в тех областях, где новые технологии, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катализатора. Это области, связанные с нашими естественными конкурентными преимуществами (нефть, газ, металлургия, электроэнергия), либо области, в которые уже произведены огромные инвестиции (космос, атомная энергетика, оборонный комплекс, авиапром).

В модернизации промышленности важнейшую роль играет и взаимный трансфер технологий. Необходимо стимулировать импорт передовых, перспективных разработок, соответствующего оборудования. При этом продажа или передача в Россию зарубежных технологий, хотя и востребованных сегодня, но бесперспективных в средне- и долгосрочной перспективе, могут не только завести отечественную промышленность в технологический тупик, но и нанести серьезный экономический ущерб.

В процессе модернизации промышленности наиболее эффективно, с нашей точки зрения, использование следующих основных групп инструментов стимулирования:

1. Стимулирование рынка сбыта конкурентоспособной продукции и услуг:

• разработка механизмов, направленных на закупку преимущественно отечественной наукоемкой продукции для государственных нужд на конкурсной и равноправной основе;

• создание системы долгосрочных заказов на поставку высокотехнологичной продукции для государственных нужд и естественным монополиям;

• использование межправительственных комиссий, аппаратов торговых представительств и посольств для оценки мировых рынков и политической поддержки продвижения на них российских компаний;

• содействие продвижению инновационных продуктов и услуг на внешние рынки путем совершенствования налоговой и таможенной политики, включая установление упрощенного

порядка таможенного оформления и таможенного контроля за экспортом научно-технической продукции;

• обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественной наукоемкой промышленности от нечестных приемов в торговле, применяемых российскими и зарубежными компаниями.

2. Стимулирование инвестиций в модернизацию промышленности на основе инноваций:

• расширение практики и совершенствование механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса;

• ограничение использования подконтрольных государству финансовых институтов для финансирования сырьевого сектора и стимулирование финансирования модернизации обрабатывающей промышленности;

• облегчение доступа к финансовым ресурсам малым и средним высокотехнологичным компаниям.

3. Стимулирование предприятий к восприятию инноваций за счет установления опережающих стандартов научно-технической продукции и введения мер стимулирования приобретения отечественной промышленностью современных технологий, созданных российскими разработчиками.

4. Стимулирование процессов реформирования промышленности:

• создание системы критериев экономической эффективности государственных научно-технических организаций и промышленных предприятий с целью реформирования неэффективных государственных организаций и предприятий, в том числе путем передачи на основе конкурсов государственной собственности (недвижимости, оборудования и прав на объекты интеллектуальной собственности) в организации любых форм собственности, способных обеспечить рост производства продукции высоких переделов, а также развитие малого инновационного предпринимательства;

• содействие созданию и укреплению корпоративных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных и образовательных организаций.

Осуществление системы мер по модернизации промышленности на основе инноваций позволит получить положительный эффект использования

конкурентных преимуществ страны, связанных с наличием значительных сырьевых ресурсов и огромного интеллектуального потенциала.

Снижение энерго- и материалоемкости производства будет способствовать реализации конкурентного преимущества, близкого к топ-ливно-сырьевым ресурсам. Технологическая модернизация стимулирует и организационное совершенствование компаний, ведет к повышению производительности труда, реализуя преимущество наличия квалифицированных кадров и относительно низкой их стоимости.

Концентрация ресурсов для инноваций на приоритетных направлениях развития позволит реализовать преимущество передовых научно-технических заделов и ранее сделанных масштабных инвестиций.

Таким образом, инновационная модернизация промышленности позволит создать базу для надежного обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых российскими предприятиями на ограниченных секторах рынка на краткосрочную и среднесрочную перспективы и для целенаправленного расширения этих секторов в дальнейшем.

Говоря о государственной поддержке инновационной деятельности, следует уделять внимание не только поддержке со стороны федеральных органов власти, но и поддержке на уровне отдельных регионов России, на территории которых функционируют инновационные предприятия. Государственная поддержка инноваций на региональном уровне в первую очередь должна быть направлена на обеспечение правовых основ инновационной деятельности, повышения инновационной привлекательности региона для привлечения новых компаний и инвестиций, а также на обеспечение устойчивого развития существующих в регионе компаний и научных учреждений.

Инновационная поддержка на региональном уровне должна охватывать все крупные и средние компании и предприятия данного региона, а также высшие учебные заведения и научные организации. За счет этого возможно формирование целостной цепочки по разработке, внедрению и коммерческой реализации инновационной продукции. Другими словами, региональная инновационная поддержка, по нашему мнению, должна охватывать поддержку фундаментальной науки в регионе, процесс подготовки научных кадров, финансирование и разработку новых технологий и продукции, патентование и защиту интеллектуальной собственнос-

ти, а также сбыт готовой продукции и технологий как внутри самого региона, так и за его пределами, включая экспорт.

В качестве примера разработки и внедрения конкретных программ региональной поддержки инновационной деятельности можно привести программу инновационного развития Республики Мордовия2. Данная программа разработана НИИ экономики Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Целью настоящей программы является повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и экономического роста Республики Мордовия, базирующихся на активизации инновационной деятельности предприятий и развитии научно-инновационного потенциала региона. Несмотря на то, что программа в целом подразумевала завершение выполнения намеченных в ней задач к 2006 г., она является крайне актуальной и в настоящее время. Предполагается ее пересмотр и продление с учетом происходящих в России изменений и принимаемых в настоящий момент усилий федеральной власти по поддержке инновационной активности в стране.

Следует отметить, что, несмотря на существенный промышленный и научно-исследовательский потенциал республики и наличие возможности привлечения и подготовки соответствующих кадров, реальная инновационная активность в регионе находилась и все еще находится на сравнительно низком уровне. К примеру, в республике насчитывается только 11 организаций, выполняющих научные разработки, при этом доля капитальных вложений в науку и инновации составляет не более 0,5 % от общего объема инвестиций в регион. Это происходит несмотря на тот факт, что в регионе функционирует большое число промышленных компаний и предприятий в различных отраслях, таких, как машиностроение, химия, строительная

2 См.: Программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на период до 2006 г., утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2002 г., № 599.

индустрия и агропром. Частично недостаточный уровень инновационной активности объясняется низким средним уровнем оплаты труда научных работников.

Программа инновационного развития Республики Мордовия, на наш взгляд, должна в перспективе быть ориентирована на решение следующих приоритетных задач:

1) укрепление инновационного потенциала в области науки и техники путем реструктуризации, частичного разгосударствления и приватизации, а также создания эффективных инновационных структур;

2) поиск места республики в принимаемых в настоящее время целевых федеральных программах поддержки инновационной деятельности в стране по таким направлениям, как авиастроение, нано-технологии или ВПК;

3) ориентирование инновационной деятельности предприятий региона на социально-экономические приоритеты и на эффективное изменение структуры производственного потенциала;

4) создание условий для заинтересованности в инновационной и производственной деятельности всех хозяйствующих субъектов региона независимо от формы собственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аношкина Е., Пыхтеев В. Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологичного сектора экономики. — Экономические стратегии, 2007, № 7.

2. Голиченко О. Российская инновационная система: проблемы развития. — Вопросы экономики, 2004, № 12.

3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. — М.: УИСН, 2002.

4. Райзберг Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами. — Экономист, 2008, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.