СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
формирование национальной инновационной системы республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны
С.Д. Комилов,
профессор кафедры экономической теории Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук
М. Файзуллоев,
докторант Московского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье исследованы различные подходы к структурированию национальной инновационной системы. Проведан анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности. Рассмотрены преимущества косвенных методов государственной поддержки инноваций, а также система государственных гарантий как инструмент стимулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: стратегия, инновации, государственные гарантии, Таджикистан
УДК Тадж: 33+338+333
С переходом к активной фазе экономических реформ в Таджикистане решение задач создания организационно-экономических и научно-технических предпосылок к инновационному развитию становится исключительно актуальным. Главной целью государственной политики должно быть провозглашение перехода к инновационному развитию страны на основе формирования национальной инновационной системы (НИС).
В послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 года среди важных направлений политики реформирования реального сектора экономики выделяются инновационные меры и указывается: «Для этого необходимо активно использовать прямые механизмы поддержки, поощрения и управления инновациями, совершенствовать нормативно- правовые основы инновационной отрасли, поощрить увеличение импорта инновационных технологий для развития экспорта товаров, произведенных с использованием современных технологий» [1]. Следовательно, суть НИС можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию. Основными элементами НИС являются: наука; инновационный сектор производства; образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов; инновационная инфраструктура; механизмы поддержки инновационной деятельности.
Среди ключевых элементов НИС в большинстве исследований выделяются следующие: инновационные предприятия; инновационная инфраструктура; система генерации и распространения знаний; учреждения в сфере образования и профессионального обучения; определенные рыночные усло-
вия, способствующие внедрению инноваций; маркетинговая и финансовая составляющие; институты; законодательство; информационная среда и др. Перечисленные элементы равнозначны в обеспечении инновационного процесса. Исключение или недостаточное развитие одного из них способно привести к разрыву связей между составляющими системы и снижения эффективности функционирования.
В экономической литературе встречаются различные подходы к структурированию НИС. Так, в работе В.В. Иванова структура НИС представлена подсистемами макроэкономической политики, нормативно-правового обеспечения, образования, инфраструктуры, производства и рынка. Центральным элементом предлагаемой структуры определяется система генерации и распространения знаний. Особенно подчеркивается тот факт, что предлагаемая модель справедлива для инновационных систем мезо-, макро- и гиперуровня, т.е. таких систем, механизмы функционирования которых определяются проводимой политикой и закрепляются законодательно [2]. В модели Н.И. Ивановой все элементы НИС подразделяются на организации (институты) государственного и частнопредпринимательского сектора. При этом институциональные взаимосвязи определяются последовательностью стадий инновационного процесса [3]. Таким образом, исследование различных подходов к структурированию НИС позволяет уточнить:
1. В основе концепции НИС находится системный подход, предполагающий выделение уровней, подсистем и элементов, установление между ними взаимосвязей. При этом количество таких элементов может сильно дифференцироваться: от выделения главных подсистем НИС (например, государство, наука, бизнес), до детализации институтов и структур инновационного процесса (республиканские и местные органы власти, фундаментальная и прикладная наука, вузы, и др.).
2 1 6
© ПСЭ, 2011
2. Большинство моделей НИС имеет достаточно устойчивую совокупность «обязательных» структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок, инновационные кластеры.
3. Структура НИС, как правило, представлена субъектами и институциональными связями между ними в контексте последовательности инновационной цепочки, начиная с генерации и трансформации знаний и вплоть до реализации инновационной продукции на рынке.
4. Слабо представлено взаимодействие государства, науки и бизнеса в контексте современных тенденций развития НИС. В ряде моделей внимание обращено на отражение функциональных прямых и обратных связей между институтами, а также на потоки ресурсов между элементами НИС.
В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны. Их лидерство — результат продуманной стратегии по созданию инновационно- ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания. Отсутствие идеологии формирования национальной инновационной системы сдерживает темпы технологической модернизации отраслей экономики. Для того чтобы превратить имеющийся в стране научно-технологический потенциал в действенный фактор экономического развития, необходимо переходить к политике комплексной поддержки инновационных процессов. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических институциональных условий для формирования отечественной инновационной системы.
В Республике Таджикистан создана необходимая база интеллектуальных и научно-технических ресурсов. За последние 10 лет учёным и изобретателям выданы 469 патентов на изобретения и 241 первичный патент. Однако, процесс обновления основных фондов, уровень износа которых в 2008 г составлял 65-70%, а срок использования — 40-50 лет, идет очень медленными темпами. Доля инновационной продукции в промышленном секторе составляет 0,01-0,02%, в то время как в развитых странах — 30-35% [4].
В высокоразвитых национальных экономиках на долю знаний, получающих свое воплощение в новых технологиях, высококвалифицированных кадрах, эффективной организации производства, приходится 80-95% прироста ВВП [5]. Собственно НИС призвана обеспечить устойчивый экономический рост и повышение качества жизни населения страны через создание качественно новой, более эффективной организации экономической деятельности по следующим направлениям:
— рост рабочих мест благодаря появлению новых экономических специальностей, обязанных развитию сектора высокотехнологичных услуг;
— рост поступлений в государственный бюджет за счёт наукоёмкого производства и доходов населения;
— повышение образовательного уровня населения и др.
Среди условий, обеспечивающих рост экономики, важную
роль играют: использование нововведений, развитие инновационной инфраструктуры, уровень квалификации кадров, их знания, умения и навыки. В постиндустриальной экономике главное место заняли неосязаемые интеллектуальные продукты, уникальные технические комплексы [6].
Законодательная база в сфере науки и техники, несомненно, устанавливает государственную политику в научной и научнотехнической деятельности. В Республике Таджикистан в целях регулирования инновационной сферы приняты следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике» (1998 г.);
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан №331 от 18.07.1996 г. «О Совете по координации НИР в области естественных, технических, медицинских, гуманитарных и общественных наук»;
3. Постановление Правительства Республики Таджикистан №384 от 22.08.1997 г. «О реформировании системы финансирования науки»;
4. Постановление Правительства Республики Таджикистан №395 от 01.09.1997 г. «О создании Аттестационной комиссии Республики Таджикистан по аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»;
5. Постановление Правительства Республики Таджикистан №87 от 15.03.1999 г. «О концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан»;
6. Постановление Правительства Республики Таджикистан №54 от 03.02.2000 г. «О порядке государственной аккредитации научных организаций»;
7. Постановление Правительства Республики Таджикистан №532 от 05. 12.2003г. «О государственной поддержке формирования, использования и защиты национальных информационных ресурсов Республики Таджикистан»;
8. Постановление Правительства Республики Таджикистан № 571 от 29.12.2003г. «Об утверждении программы развития точных наук в Республике Таджикистан на 2005-2008 гг.»;
9. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг. (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан №362 от 01.08.2006 г.).
В Стратегии Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг. наука признана одним из национальных приоритетов, без опоры на которую немыслимо достижение высокого уровня интеллектуального потенциала общества, невозможен прогресс страны и улучшение качества жизни населения. Стратегией предусматривается значительное расширение и повышение эффективности сотрудничества с научными организациями и учреждениями стран СНГ, других стран, международными организациями, фондами и т.д., как на основе договоров, заключённых Правительством Республики Таджикистан, министерствами и ведомствами, так и Академией наук Республики Таджикистан, отраслевыми Академиями, отдельными научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями.
В Законе Республики Таджикистан «О науке и научно-технической политике» заложены прогрессивные и эффективные средства организации и проведения научной и научно-технической деятельности, использование которых направленно на достижение конкретных научно-технологических результатов, применимых при решении народнохозяйственных задач. В частности, предусмотрены такие механизмы, как множественность источников финансирования научно-технической деятельности, переход на программно-целевой метод финансирования, организация и проведение научной и научно-технической экспертизы при отборе программ и проектов для государственного финансирования.
Активизации инновационной деятельности в стране способствовали принятые за последние годы законы в такой динамично-развивающейся отрасли, как интеллектуальная собственность: Закон «Об авторском праве и смежных правах» (№726 от 13.11.1998 г.); Закон «О промышленных образцах» (№16 от 28.02.2004 г.); Закон «Об изобретениях» (№17 от 28.02.2004 г.); Закон Республики Таджикистан «О товарных знаках и знаках обслуживания» (№234 от 05.03.2007 г.); Закон Республики Таджикистан «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (№218 от 22.12.2006 г.); Закон Республики Таджикистан «О географических указаниях» (№236 от 05.03.2007 г.).
Вышеупомянутые законы регулируют отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности на территории страны и способствуют формированию институциональных основ развития инновационной деятельности.
Кроме того, настоящий этап социально-экономического развития страны выявил необходимость разработки новых нормативно-правовых актов, адекватных рыночным требованиям организации инновационной деятельности. В связи с этим, необходимо принять закон «Об инновационной деятельности в Республике Таджикистан», регулирующий правовые и экономические отношения субъектов инновационной деятельности с целью повышения их инновационной активности и развития инновационного предпринимательства. В указанном нормативном правовом акте следует также закрепить основополагающие понятия, связанные с инновационной деятельностью, основные критерии, принципы, основные характеристики организации инновационной деятельности, а также методы и формы государственной поддержки этой деятельности [7].
По нашему мнению, в Республике Таджикистан следует разработать программы инновационного развития с учётом её специфики и приоритетов развития. Для решения поставленных задач целесообразно возродить опыт разработки Комплексной
21 7
программы научно-технического и социально-экономического развития страны на перспективу под руководством Академии наук Республики Таджикистан с учетом новых экономический условий.
Таким образом, заявленное на высшем государственном уровне понимание значимости развития инновационной сферы, переориентации экономики с сырьевой направленности на производственную, технологическую играет исключительно важную роль в создании условий для преодоления проблем перехода к рынку. Большинство позитивных тенденций прямой государственной поддержки в инновационной сфере действует в ограниченных рамках, так как система государственного управления очень консервативна и инерционна. Новые цели государственной научной политики реализуются не в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенный срок. В связи с этим косвенные методы поддержки инноваций представляются более предпочтительными и эффективными.
В Республике Таджикистан в 2007 г. функционировали 87 научных организаций, из которых более 30% относятся к системе Академии наук и соответственно 22% — к ВУЗам и 12% — к министерствам и ведомствам. В 65 научных организациях насчитывалось всего 600 докторов наук, 2095 кандидатов наук. Исследования показали, что в республике наблюдается увеличение числа сотрудников научных организаций со степенью кандидата наук в возрасте до 35 лет. Так, если в 2005 г. было 173 кандидата наук в возрасте до 35 лет, то в 2007 г. это количество увеличивается до 445 человек.
В сравнении с 2000 г. объём финансирования НИОКР в 2007 г. увеличился приблизительно в 16 раз (табл.1). По данным Министерства финансов, финансирование сферы науки в 2008 и 2009 гг. соответственно составляло 26,0 и 33,0 млн сомони.
Таблица 1
Финансирование НИОКР в 2000-2007 гг.
Годы Наукоём-кость, % ВВП млн сомони Финансирование науки, тыс. сомони
Все источ- ники гос- бюд- жет всего гос- бюд- жет другие источ- ники
2000 0,08 0,08 1805,7 1360 1360 --
2005 0,24 0,13 7201,1 17339 9496 7843
2006 0,19 0,13 9272,2 18061 11665 6396
2007 0,17 0,12 12779,7 21448 15671 5777
Одним из основных показателей инновационного развития является количество работников, занятых в сфере научных и прикладных исследований. В табл. 2 приведены данные о количестве занятого населения в научно-технической сфере, по отношению к общей занятости в Республике Таджикистан®.
Таблица 2
Уровень занятости в сфере науки в Республике Таджикистан
Год Занятость в народном хозяйстве, тыс. человек Занятость в науке
тыс. человек %
2004 2088 4 0,19
2005 2112 4 0,189
2006 2137 4 0,187
2007 2150 4 0,186
В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности. В 2009 г. в Патентное ведомство Республики Таджикистан поступило 116 заявок на выдачу охранных документов на изобретение. Все заявки от национальных заявителей. Всего с 1993 г. в Национальный патентно-информационный центр (НПИЦентр) поступило 1317 заявок, из них 353 заявки на выдачу малого патента и 964
— на выдачу патента. На промышленный образец в 2008 г. поступило 12 заявок, а всего, начиная с 1993 г. — 133 заявки [8].
В условиях необходимости повышения эффективности государственных расходов поддержка инноваций должна осуществляться на основе широкого привлечения инвестиций из частного сектора экономики, в том числе посредством косвен-
ных методов государственной поддержки. Косвенные методы государственной поддержки инноваций имеют два больших преимущества по сравнению с прямыми. Во-первых, косвенные методы направлены к гораздо большему кругу инновационных субъектов; во-вторых, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием. Именно косвенные методы должны стать ведущими при проведении государственной инновационной политики в стране. По нашему мнению, на первом месте при оказании косвенной поддержки должно быть предоставление государственных гарантий, что обусловлено следующими причинами:
— государственные гарантии не требуют извлечения средств из бюджетов (за исключением случаев провала проекта), что очень важно из-за ограниченности размера бюджетов разных уровней;
— предоставление гарантий — это услуга платная, хотя ставка должна быть максимально льготной для инновационных фирм; таким образом, бюджетные вливания минимальны даже в случае неосуществления инновационного проекта, так как они покрываются за счет предшествующих успешно реализованных инновационных проектов;
— выбор инновационных проектов осуществляется рыночными методами, так как государственный сектор (предоставляющий гарантии) и частный сектор (выдающий кредит) совместно оценивают эффективность инновационного проекта;
— государство снижает стоимость изучения и контроля документов, которые в большей части выполняют частные инвесторы;
— частные инвесторы и сама фирма разделяют финансовый риск с государством;
— государственный сектор является моральным гарантом, что может побудить частных партнеров увеличить свой финансовый риск.
Механизм гарантирования осуществляется путем возмещения государством убытков частных инвесторов. Реализация программы инновационного развития в Таджикистане предполагает создание национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный прорыв в экономике за счет концентрации усилий и ресурсов науки, производства и управления на приоритетных направлениях развития экономики. Академия наук республики совместно с Министерством экономического развития и торговли и Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан, основываясь на опыте России, Беларуси, Казахстана, Украины и международной практике, должны разработать модель национальной инновационной системы Республики Таджикистан. Эта модель призвана стать движущим механизмом в объединении усилий разрозненных субъектов инновационного процесса с целью успешной коммерциализации наукоемких технологий, и может состоять из пяти блоков: государство, финансовые институты, инновационная инфраструктура, научные организации, информационная система.
На наш взгляд, целесообразно создать правительственный орган, определяющий общую инновационную политику в республике — Республиканский Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Таджикистан. В его задачи должно входить: определение приоритетов инновационного развития; правовое обеспечение инновационной деятельности; организация сотрудничества в области инноваций с местными и международными организациями; работа по внедрению инноваций за счет государственного бюджета; стимулирование развития сети малого инновационного предпринимательства и обеспечение их сотрудничества с крупными промышленными предприятиями. Рабочим органом Совета является экспертная научно-техническая комиссия с участием представителей органов власти Республики Таджикистан, предпринимательских структур, научного сообщества. На комиссию могут быть возложены следующие функции: подготовка предложений по формированию национальной инновационной стратегии, выявление актуальных проблем инновационного развития экономики страны, оценка существующего технологического уровня производства с позиций соответствия его мировым стандартам, составление реестра высокотехнологичных производств для их последующего преференциального государственного финансирования, формирование банка приоритетных инновационных проектов и другие.
2 1 8
В задачи финансовой инфраструктуры входит обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса. Для этих целей предлагается создать Инновационный Фонд Республики Таджикистан и Инновационную страховую компанию Республики Таджикистан на условиях государственно-частного партнерства. В функции инновационного Фонда входят: отбор проектов, разработка схем финансирования конкретных проектов с привлечением бюджетных и частных инвестиций, финансирование перспективных разработок, контроль за расходованием предоставленных денежных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что именно предоставление государственных гарантий инвесторам инновационных проектов должно стать основополагающим инструментом стимулирования инновационной деятельности в республике. Функции экспертной научно-технической комиссии предлагается возложить на Совет по научно-технической и инновационной политике Республики Таджикистан, который призван быть координационным органом при Правительстве Республики Таджикистан.
Повышение уровня притягательности Таджикистана для инвестиций и трансферта технологий возможно за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры. Эффективность роли государства во взаимодействии субъектов в национальной инновационной системе во многом зависит от решения следующих задач:
— формирование у предприятий стимулов к инновациям, для чего должна быть создана конкурентная среда, вытесняющая неэффективного собственника;
— организация самого процесса производства знаний, создающего условия для долговременного развития в современном мире, а также разработка адекватной система оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого ими научного результата;
— формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом и государством; разработка институциональных инструментов этого взаимодействия;
— содействие трансферу технологий путем не только непосредственной передачи неовеществленных технологий (особенно важны вопросы передачи промышленной собственности) или «воспитания» новых технологических предприятий, но и установления четкой и целенаправленной регламентации соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов;
— формирование мотивации и инфраструктуры для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором, что является наиболее важной задачей для обеспечения технологического развития страны в перспективе;
— повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации; формирование у производителя способности к имитации и адаптации чужих технологий (только за счет собственных новаций нельзя решить задачи перевооружения предприятий и возникновения инноваций, как бы мы этого ни хотели);
— освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок;
— применение методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов, которые способствуют наращиванию объемов собственных и заказных исследований и разработок, приобретению новых объектов промышленной собственности и т.д.;
— создание системы государственного и частного страхования (хотя бы частичного) инвестиций в сфере инновационной деятельности; поддержка страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции.
Итак, большое количество отрицательных факторов, тормозящих инновационную деятельность, дает основание для вывода о необходимости ускорения процесса формирования национальной инновационной системы в Республике Таджикистан. Решение этой задачи становится сегодня ключевым направлением достижения поступательного развития, базовой стратегией обеспечения национальной безопасности страны. Эту задачу надлежащим образом необходимо объяснить, представить и донести до сознания граждан и превратить в консолидирующую идею национального возрождения.
Решение рассмотренных проблем будет, на наш взгляд, способствовать формированию в Республике Таджикистан современной НИС, представляющей собой совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.
Литература
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 // Народная газета. — 2010. — 28 апреля.
2. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. — 2006. — № 1. — С. 47-58.
3. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. — 2005. — № 7. — С. 32-53.
4. Программа внедрения научно-технических достижений в промышленное производство Республики Таджикистан на период 2010-2015 гг.: Утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 05.10.2009 г. №574.
5. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. — М.: Наука, 2005. — С.15.
6. Бляхман Л.С. Факторы конкурентоспособности экономики стран СНГ // Проблемы современной экономики. — 2007. — 3 (23). — С. 16.
7. Комилов С.Д. Проблемы повышения инновационной активности предприятий в Республике Таджикистан // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 1(29). — С.313-316.
8. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2007 году: (Аналитический сборник) Вып 3. — Душанбе, 2009. — С. 9-28.
9. Национальный патентно-информационный центр: Годовой отчёт — Душанбе, 2009. — С.5.