Научная статья на тему 'Приоритетные направления регулирования инновационной деятельности современных компаний'

Приоритетные направления регулирования инновационной деятельности современных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления регулирования инновационной деятельности современных компаний»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

А. В. Гришин, кандидат экономических наук

Качество экономического роста, продолжающегося в течение пяти последних лет, не отвечает долгосрочным задачам развития экономики страны. В настоящее время экономика сталкивается со следующими проблемами: 1) складывающиеся темпы роста не обеспечивают существенного увеличения внутреннего валового продукта в ближайшие 10 лет; 2) в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела, в основном топливно-сырьевых отраслей; 3) не удается достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства несырьевых отраслей промышленности.

Рассмотрим общие экономические показатели деятельности российских компаний в области инновационной политики. Во-первых, наряду с муниципальными объектами в числе откровенных инновационных аутсайдеров оказались частные компании. Их инновационная активность была в 11 раз ниже, чем у государственных предприятий. Во-вторых, самыми перспективными с точки зрения инновационной направленности хозяйственной деятельности оказались предприятия смешанной формы собственности: их соответствующий показатель был в 18,4 раза выше, чем у частных компаний. В-третьих, была отмечена весьма скромная инновационная активность иностранных и совместных предприятий. В настоящее время они занимают лишь 4-е место среди шести основных форм собственности.

Наиболее активными с точки зрения инноваций в настоящее время являются металлургия, химия и нефтехимия, которые последние годы переживают подъем, что не могло не сказаться на улучшении их финансового состояния. Полученные прибыли были направлены в том числе на модернизацию производственных фондов, приобретение нового технологичного оборудования и запуск в производство новых видов товарной продукции. С другой

стороны, многие россииские отрасли промышленности остаются крайне пассивными с точки зрения инноваций. Наименее активными предприятиями в этой области деятельности являются легкая и целлюлозно-бумажная промышленность. Наиболее активно российскими компаниями используются инновации, связанные с подготовкой кадров и внедрением новых видов продукции. Кроме того, практически во всех отраслях промышленности отмечается активизация деятельности по приобретению новых машин и оборудования. Однако данный процесс еще недостаточен для того, чтобы утверждать о начале процесса комплексной модернизации российского производства. В наименьшей степени отечественные компании используют заказные НИОКР, а также приобретают различного рода патенты и лицензии для их дальнейшего применения в собственном производстве. Другими словами, отечественные компании еще не в полной мере подошли к необходимости платы за инновации сторонним организациям.

В настоящее время мировой инновационный рынок практически закрыт для России. Частично это объясняется структурным несоответствием исследований и разработок, проводимых в отечественной промышленности, со спросом на мировом рынке. Так, значительная часть российских исследований проводится в тяжелой промышленности: машиностроении, металлургии и химической отрасли. Однако эти традиционные направления ориентированы в основном на удовлетворение спроса развивающихся стран, финансовые возможности которых довольно ограниченны. Большинство же развитых стран мира озабочены формированием новых наукоемких отраслей на стыке различных областей знаний и предъявляют спрос на инновации нетрадиционного типа. В российской промышленности инновационные процессы ограничиваются традиционными видами и распространяются в основном на внут-

© А. В. Гришин, 2007

реннем рынке, финансовые возможности которого также крайне невелики.

Обратимся к текущей ситуации в научно-технической сфере.По результатам государственных статистических наблюдений, в настоящее время в России существует более 3 500 организаций научно-технической сферы, в том числе: более 3 ООО научных организаций и конструкторских бюро; 70 проектно-изыскательских организаций; около 200 научно-технических подразделений промышленных предприятий.

На основе данных об инвестиционной активности отечественных компаний и научных организаций можно сделать выводы о текущем состоянии инновационной деятельности. В настоящее время в России она характеризуется следующим образом: а) разработку и освоение инноваций осуществляет незначительное число промышленных предприятий, причем только несколько отраслей демонстрируют показатели инновационной активности (металлургия, химия и в некоторой степени машиностроение), превышающие среднюю по промышленности величину, составляющую в настоящее время менее 10 %. Для сравнения: в США средний показатель инновационной активности — около 30 %; б) наибольшую долю в затратах на инновации российских компаний составляет приобретение машин и оборудования. В то же время на новые технологии расходуется только 18,3 %, в их числе на приобретение патентов и лицензий — чуть более 10 %. При этом велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования, что, по нашему мнению, еще более усугубляет проблемы конкурентоспособности отраслей; в) в настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией минимальна и составляет не более 0,5 % (для сравнения: аналогичная доля США — 36 %, Японии — 30 %, Германии — 17 %, Китая — 6 %); г) при наметившимся росте бюджетных ассигнований на развитие науки доля этих расходов в ВВП составила в 2003 г. около 0,3 %, что значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах, составляющего 2 — 3 %; д) несмотря на негативные тенденции, можно констатировать, что в России существует ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом

рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Так, в регионах России действуют или начинают действовать технологические парки и инновационно-технологические центры, в которых разместилось более 1 000 малых высокотехнологичных производств. Очевидно, что главной надеждой российской экономики в области инноваций являются именно малые фирмы, способные к активному развитию и созданию конкурентоспособных тех-

и

нологии и нововведении.

В целом анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. Однако данное утверждение является лишь показательным на текущий момент и не учитывает усиливающиеся тенденции, хотя еще и слабо заметные, по развитию новых форм инновационной сферы.

Проанализируем механизмы эффективного управления инновационной деятельностью в российских компаниях:

1. Обеспечение расширенного воспроизводства знаний.

Наиболее важная функция государства в области инноваций. Реализация данной функции требует сбалансированного решения двух задач: 1) сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества, необходимых для производства знаний; 2) выбор и поддержка прорывных направлений в науке.

2. Создание и коммерциализация технологий.

Этот этап развития инновационной деятельности включает в себя два основных направления: 1) выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях; 2) развитие инновационной инфраструктуры.

3. Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов.

Основные принципы реализации этого направления: 1) масштабный мультипликативный

экономический эффект в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний; 2) ограниченное количество приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку; 3) формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции.

4. Развитие инновационной инфраструктуры.

Основными принципами развития инновационной инфраструктуры являются соответствие возможностям и требованиям национальной экономики, максимальная адаптивность, прозрачность и конкурентоспособность в международной экономике.

5. Модернизация промышленности на основе инноваций.

Основными принципами модернизации промышленности, ориентированной на инновационное развитие, являются следующие: государство, бизнес и наука совместно формируют и реализуют крупные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами; поддерживаются процессы интеграции российских компаний в мировой рынок через создание совместных компаний и реализацию совместных проектов; стимулируется развитие и укрупнение малых и средних высокотехнологичных компаний, формирование новых крупных промышленных собственников из числа успешных менеджеров и предпринимателей.

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Однако рыночные инновационные механизмы в России полноценно пока не заработали, существующие экономические реалии, бюджетное и налоговое законодательство ограничивают возможности доступа малого предпринимательства в сфере инноваций к необходимым ресурсам и препятствуют государственной поддержке венчурных проектов в силу их принципиально высокорискового характера.

России необходимо динамично развивать инновационный потенциал экономики, реконструировать его в сфере малого бизнеса, содействовать объединению в различных фор-

мах научных организации и наукоемких производственных малых предприятий с целью обеспечения внедрения высокотехнологичных разработок и устранения последствий организационного отрыва науки от производства, оказывать прямую и косвенную поддержку инновационной деятельности и прикладным научным исследованиям на малых предприятиях. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса, науки и промышленности России и эффективности решения проблем социально-экономического развития страны должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики.

Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить ряд принципов, на которых должна строиться политика стимулирования инноваций в малых компаниях и повышения конкурентоспособности экономики в целом: ориентация не столько на макроэкономические результаты реализации проектов, сколько на демонстрацию иной, более эффективной и современной модели инновационного роста и частно-государственного партнерства, существенное софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках частных компаний, децентрализация государственной поддержки и формирование сети институтов развития, сохранение старых инновационных институтов с их встраиванием в новую систему либо постепенным замещением новыми институтами, формирование доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих, реализация функций поддержки через бизнес-посредников, предоставление услуг вместо прямой финансовой поддержки, поддержка кооперации и взаимного обучения.

В рамках заявляемых правительством России намерений по формированию в стране полноценного сектора инновационной экономики следует выделить данное направление в качестве национального приоритета, являющегося ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики. При этом данная цель должна достигаться посредством не государственной поддержки отдельных секторов и отраслей, а создания у всех экономических агентов стимулов к инновациям и выходу на новые рынки.

170

ВЕСТНИК Мордовского университет | 2007 | № 1

По нашему мнению, в среднесрочной перспективе следует разработать и внедрить следующие важные инновационные программы.

1. Создание «фонда фондов» в целях стимулирования развития венчурной индустрии. Данный вид фондов будет заниматься привлечением необходимых финансовых ресурсов для их дальнейшего распределения по целевым фондам венчурного финансирования. Другими словами, данное образование должно послужить платформой для развития венчурного капитала в России. При этом его следует ориентировать не столько на привлечение финансовых средств для венчурной индустрии, сколько на обеспечение управленческих знаний для новых инновационных проектов, ведь именно отсутствие знаний и опыта коммерческого управления инновациями как малыми, так и крупными компаниями, является важным негативным фактором, тормозящим сегодня развитие сферы инновационных технологий.

2. Программа поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса. Данная программа должна предусматривать компенсацию части расходов на установление контактов с зарубежными партнерами, на участие в международных выставках и ярмарках, стартовых расходов на маркетинг и т. д. Все это способно обеспечить проникновение малых и сред-

себя конкурсный отбор и софинансирование проектов, совместно разработанных местными властями, университетами, академическими ин-статутами и коммерческими фирмами.

Последняя рекомендация является крайне актуальной: малые компании по своей сути являются местными компаниями, сильно зависящими от конкретной экономической и политической ситуации в своем регионе. Малые предприятия взаимодействуют с местными властями по вопросам аренды земли и объектов недвижимости. Их клиентами, как правило, являются покупатели того же региона. В соответствии с вышесказанным представляется целесообразным проанализировать ситуацию в области стимулирования и поддержки малого предпринимательства в крупнейшем и наиболее экономически развитом регионе страны — г. Москве.

В Москве действующими местными программами поддержки малого предпринима-

тельства предусматриваются следующие основные способы реализации государственной и иных форм поддержки инновационной деятельности, осуществляемые непосредственно в отношении субъектов малого предпринимательства: 1) предоставление налоговых (в соответствии с законодательством) и тарифных льгот субъектам малого предпринимательства

них предприятий на новые рынки сбыта, что промышленной сферы, создающим и развиваю-влечет за собой возможности получения при- щим у себя научные, научно-конструкторские

былей на дальнейшее развитие. При внедрении подобного рода программы государство в значительной степени снижает потенциальные затраты на другие виды поддержки малого предпринимательства.

3. Программа поддержки сертификации на соответствие стандартам ISO 9000 / ISO 14000 для малых и средних предприятий (с частичным софинансированием из бюджета и выплатой субсидий международному агенту, проводящему сертификацию). На сегодняшний день наличие международной

и научно-технологические подразделения; 2) создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких малых предприятиях города; 3) информационное, организационное и финансовое содействие субъектам малого предпринимательства в развитии научно-производственной кооперации, субконтрактации и партнерства в области производства и поставок наукоемкой продукции, оказания наукоемких услуг, выходе на рынок высокотехнологичной продукции, коммерциализации интеллектуальной собственности; 4) долевое участие ор-

сертификации производимой продукции явля- ганов городской администрации в финансиро-ется важным требованием при продвижении товара на рынки.

4. Программа поддержки инновационной деятельности в регионах. Такая программа

должна

так и на средние города, включая те, в которых сосредоточен достаточный научный и образовательный потенциал. Она может включать в

вании научных и технологических исследований субъектов малого предпринимательства Москвы, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития города, потребностей городского хозяйства и научно-производственной инфраструктуры, включая оплату патентно-ли-цензионных расходов; 5) организационное со-

действие и компенсация затрат по патентованию, лицензированию и сертификации высокотехнологичной продукции, новых технологий, ноу-хау, создаваемых субъектами малого предпринимательства Москвы; 6) финансирование инновационных малых предприятий в форме государственных инвестиций или бюджетных кредитов; 7) компенсация части процентной ставки по кредитам и займам, идущим на разработку и освоение новой техники субъектам малого предпринимательства Москвы, до момента ее коммерческой реализации.

Приведенный выше список направлений деятельности указывает на комплексность подхода властей г. Москвы к решению проблем развития инновационного малого предпринимательства. К сожалению, данный регион является практически единственным в стране, где до настоящего времени были приняты соответствующие решения и начали действовать связанные с этим программы развития. Однако даже в самой Москве программы поддержки малых предприятий сталкиваются с существенными проблемами на стадии их практической реализации, включая и проблемы отсутствия надлежащей инфраструктуры для выполнения принятых решений. В связи с этим в регионе также приняты соответствующие законодательные акты, направленные в первую очередь на развитие и поддержку организаций, работающих в интересах субъектов малого предпринимательства.

Пример Москвы показывает, что даже при наличии всех перечисленных средств и методов поддержки малого предпринимательства именно финансовое обеспечение мер поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства регионов должно относиться к числу приоритетных задач органов, соответствующих исполнительной власти. При этом должна признаваться необходимость государственной поддержки высокорисковых проектов, реализация которых имеет научную и экономическую перспективу и социальную значимость, но невозможна или нецелесообразна в рамках действующих рыночных механизмов. В данном случае целесообразно создание городских венчурных фондов, финансирующихся за счет средств региональных бюджетов или внебюджетных фондов развития.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степе-

нью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся среде инновационных процессов. В качестве основных существующих и перспективных источников финансирования инновационной деятельности следует выделить следующие: бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, образуемые предприятиями, отраслевыми группами и региональными органами управления; собственные средства предприятий и компаний, включая прибыль от производственной деятельности и различных финансовых операций, амортизационные отчисления, а также различные виды прочей выручки, как, например, выручки от реализации выбывшего имущества; финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур: инвестиционных компаний, коммерческих банков, венчурных фондов, страховых обществ и т. д.; конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса; иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний; средства национальных и зарубежных научных фондов.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов); внебюджетные средства (средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов). Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней, должны в первую очередь направляться на предоставление субсидий и грантов для финансирования фундаментальных научных исследований, проводимых научными коллективами и отдельными учеными, дотации на-учно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям с целью развития их

материально-технической базы; выплату стипендий и пособий молодым научным сотрудни-кам; издание и приобретение научной литературы, установление и поддержание научных контактов, получение информации из отечественных и зарубежных баз данных.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, должны в первую очередь направляться на финансирование: государственных инновационных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций); федеральных целевых инновационных

венчурных фондов по финансированию инновационных компаний.

Лизинг может и должен быть активно использован в рамках развития в России инновационной сферы экономики. Инновационные компании должны осознать, что они имеют возможность владеть необходимым высокотехнологичным оборудованием без крупных первоначальных инвестиций в их покупку. Данный вид финансирования актуален в первую очередь при необходимости приобретения дорогостоящего оборудования (компьютерных технологий, медицинского и прочего научного оборудования). Лизинг способен дать быст-программ и высокоэффективных инновационных рый толчок в развитии отдельных высокотехнологичных производств и целых отраслей, в связи с чем данный вид финансирования должен быть широко использован в российских

проектов; программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере должен оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких компаний, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других аналогичных предприятий. Средства фонда могут расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями.

Инновационную деятельность компания может вести как за счет финансов, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.

Еще одной важной формой финансирования инновационной деятельности является привлечение средств сторонних инвесторов. Данный вид финансирования осуществляется и реализуется в форме кредитных инвестиций, выпуска субъектами инновационной деятельности собственных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей); прямых вложений в денежной форме в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заклю-

условиях.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране должны играть инновационные фонды, основанные на смешанной форме финансирования. Они формируются за счет средств компаний и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. Основной целью таких фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют инновационным проектам, прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор, финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе; они часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.

При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций. Отличи-

чения партнерских соглашений о совместном тельной чертой венчурного финансирования ведении инновационной деятельности, а также компаний является зафиксированный контрак-путем использования лизинга и иных способов

привлечения инвестиций; через привлечение средств фондов прямых инвестиций, например,

том риск инвестора в случае невозврата ему вложенных средств. Если при других формах финансирования компания остается связанной

с кредитором до полного погашения долга, при вложении венчурного капитала его собственник (венчурный фонд) рискует определенной суммой взамен доли компании, которую он профинансировал.

На современном этапе развития инновационного малого и среднего бизнеса России венчурное финансирование представляет собой непростую задачу. Рынок венчурного капитала, где создается партнерство и разнообразные инвесторы объединяются в фонды, только начинает складываться. Инвестиционные компании пока еще слабо ведут поиск молодых ком-

Поступила 27.09.06.

паний, в которые стоило бы вкладывать денежные средства. Однако это не должно останавливать налаживание инновационными компаниями контактов с венчурным бизнесом, учитывая тот факт, что данный источник финансирования будет активно развиваться в недалеком будущем при общем развитии инновационной сферы экономики в целом, а также при условии скорого прихода на рынок большего числа венчурных инвесторов, в том числе и зарубежных, для которых российский рынок инноваций является потенциально выгодным и перспективным.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РК?

Д. И. Шапкарин

На фоне активизировавшихся дискуссий о социальной ответственности бизнеса представляется интересным рассмотреть такое получившее распространение в последнее время явление, как различные социальные проекты, реализуемые крупными компаниями.

Для абсолютного большинства данных проектов характерно активное освещение в СМИ, четкое определение целевых групп: как той, на которую производится воздействие в процессе реализации проекта, так и той, чье мнение требуется сформировать реализацией проекта.

В силу того что значительную часть деятельности по реализации таких проектов составляет работа служб связи с общественностью, становится достаточно трудно даже в частных случаях определить, что это — попытка решить социальные проблемы или просто грамотный Рк. Правда, как это часто бывает, находится где-то посередине. С одной стороны, компания вкладывает деньги в укрепление имиджа и получает желаемый результат, с другой — в ходе реализации этой цели дела-

ется попытка решения определенной социальной проблемы. Поэтому при оценке подобных акций следует отдельно оценивать их роль в решении социальных проблем (то есть сам по себе социальный проект) и отдельно РИ-ком-понент. Из совместной оценки социальной и РК-составляющих и складывается общая оценка эффективности конкретной акции.

Конечно, при реализации компаниями социальных проектов одним из определяющих факторов является значение проекта для формирования позитивного образа компании. Именно это является основой для разработки проекта. Вторым немаловажным аспектом является определение целевой группы проекта — как той, на которую он направлен по существу, так и той, формирование мнения которой представляет интерес для разработчиков. Можно выделить следующие основные целевые группы при позиционировании корпоративных социальных проектов: постоянные клиенты компаний, потенциальные клиенты, персонал компании, население региона, пред-

© Д. И. Шапкарин, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.