Б. Ж. КУРМАНБАЕВА
Бермет Жолдошовна Курманбаева — аспирантка кафедры ОЭТ СПбГУЭФ.
В 2007 г. закончила СПбГУЭФ.
С 2007 г. — финансовый менеджер Express Teleservice Corp.
Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — государственное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности.
^ ^ ^
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Еще в начале прошлого столетия академик В. И. Вернадский сформулировал тезис о роли человеческого интеллекта как производительной силы локального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом, гуманизмом, т. е. с ноосферой (от греч. «ноос» — разум). В начале нынешнего века концепция знания как источника экономического развития привела к возникновению нового понятия — «экономики знаний».
Производство идей становится теперь основным источником экономического роста и конкурентоспособности.
В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание уделяется модернизации, реконструкции и развитию производства на новой технической основе, активизации инвестиционной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания. Инновации в хозяйственных системах, за счет которых развитые страны достигают до 85,0 % прироста ВВП, стали отличительной особенностью мировых тенденций экономического развития конца XX — начала XXI в [1].
Фундаментальные основы теории инноваций заложены в трудах Н. Кондратьева, Й. Шумпетера, П. Сорокина, С. Кузнецова, Г. Менша, развиты в работах С. Ю. Глазьева, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева, Ю. В. Яковца и других исследователей.
Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [2, с. 36]. Ф. Никсон также считал, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [3, с. 83].
Й. Шумпетер подробно рассмотрел возможные виды новшеств, или новых комбинаций», которые он сгруппировал по 5 направлениям деятельности: 1) изготовление нового блага или создание нового качества уже существующего блага, 2) внедрение нового метода производства или нового способа коммерческого использования товара, 3) освоение нового рынка сбыта, 4) получение или освоение нового источника сырья, 5) проведение структурной реорганизации предприятия (например, создание треста) [4, с. 132-133].
Так, по уровню новизны Г. Менш разделил технологические инновации на базисные, улучшающие и псевдоинновации. В. М. Палтерович предложил деление технологических нововведений на имитации, повторяющие сделанные в других странах нововведения, и собственно инновации, осуществляемые впервые в мире. В современном звучании базисные технологические инновации направлены на освоение новых поколений техники и технологий, технологических укладов; улучшающие инновации способствуют распространению и диф-
ГРНТИ 06.03.07 © Б. Ж. Курманбаева, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Л. С. Тарасевича.
ференциации этих поколений и укладов с учетом специфических требований разных сфер применения; псевдоинновации служат продлению срока жизни устаревших поколений техники и технологий, когда их потенциал в основном исчерпан. С. Кузнец ввел понятие эпохальных инноваций, в сущность которых заложил понятие человеческих знаний, являющихся источником долгосрочного экономического роста. Некоторыми авторами также введено понятие антиинноваций — нововведений долгосрочного экономического роста. Некоторыми авторами также введено понятие антиинноваций — нововведений, направленных на «возврат к прошлому, движение вспять» [5, p. 73].
Особо следует отметить, что никакая новация не может быть внедрена без соответствующих инвестиций. Разработка новаций это высокорисковый процесс, поэтому обоснование целесообразности инвестирования конкретной инновации имеет важное практическое значение.
Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. Потенциально прибыль от новых разработок может быть очень высокой, однако практически всегда на начальном этапе требуются большие инвестиции, а отдача происходит через значительное время.
В развитых странах финансирование инноваций осуществляется как из государственного, так и из частных источников. Например, механизм финансирования инновационной деятельности и научных разработок в США осуществляется через контракты и гранты, но под жестким государственным надзором. Контрактная система и система грантов являются ключевыми направлениями в инновациях в США и делают эту систему достаточно гибкой, что позволяет предприятиям самим планировать и определять направления приоритетов в области инноваций и научно-технической деятельности. Так, на федеральное правительство приходится 13,3 % всех финансовых ресурсов, на правительство штатов — 30,3 %, местные органы власти — 2,7, частный сектор — 4,9, студентов — 33,1 %. Еще 15 % средств в бюджет высшей школы относят сами вузы за счет своих фондов и доходов [6].
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности в РФ, выступают:
— бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
— средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;
— собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
— финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т. п.);
— кредитные ресурсы специально уполномоченных Правительством инвестиционных банков;
— конверсионные кредиты для предприятий оборонного комплекса;
— иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
— средства национальных и зарубежных научных фондов;
— частные накопления физических лиц [7].
В мировой практике в области инновационного финансирования и стимулирования сложилось определенное и весьма четкое разделение сфер деятельности государства и бизнеса, в то время как в современной России инновационный финансовый механизм до последнего времени практически отсутствовал ввиду его неактуальности. В настоящее время в связи с изменением государственных приоритетов формируется новая тенденция постепенного перехода к экономической политике на основе концепций, учитывающих возрастающую роль инноваций в экономическом росте, конкурентоспособности российской экономики и в поддержании социального равновесия.
Реализация государственной инновационной политики достигается через отвечающее современным условиям отраслевое управление, имеющее форму партнерства, в функции которого входят аккумулирование и анализ проблем, оперативное принятие важнейших решений, стратегическое планирование, целевая поддержка крупных проектов и подрядов, а также координация участников инновационного цикла.
В конце 2002 г. в России был сделан первый шаг на пути создания инвестиционно-инновационной системы. Правительство РФ распоряжением от 11 декабря 2002 г. № 1764-р утвердило основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий, которые определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов РФ, и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики России.
Одним из направлений достижения поставленной цели является интеграция усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий. Для этого потребуется: повысить эффективность использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств
и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий; обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов в сферу науки и технологий, а также повышения востребованности результатов научно-технических работ отечественным производством; обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы, которые осуществляют исследования по приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств; реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения.
В последние годы возникла тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий. Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций.
Отсутствие на рынке «длинных» кредитов ставит перед отраслевым управлением дополнительные задачи финансового характера, к числу которых могут быть отнесены следующие виды льгот [8, с. 143]: 1) предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели; 2) уменьшение налога на прирост инновационных затрат; 3) «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; 4) льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций; 5) снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; 6) связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов; 7) льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; 8) уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям; 9) вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; 10) зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
Преимущество данных методов государственной поддержки инноваций заключается в том, что при значительно меньших затратах по сравнению с прямым финансированием ими может быть охвачен больший круг инновационных субъектов. Для подтверждения этого достаточно обратиться к опыту США, где за счет налоговых и амортизационных льгот покрывается от 10 до 20 % общей суммы затрат на НИОКР. В России, где бюджетных средств явно недостаточно, косвенные методы поддержки НИОКР должны стать основным инструментом государственной инновационной политики [9].
Основу либерального инновационного механизма составляет инновационное предпринимательство или вен-чур, характерная особенность функционирования которого — повышенный риск. В связи с этим в мировой практике агентам инновационного процесса государством создаются условия — благоприятные инвестиционный климат и среда. Как правило, венчурные капиталы составляют незначительную часть общих инвестиций в экономику (2 % ВВП в среднем по ЕС и 2,8-2,9 % — в США и Японии), но именно они определяют динамику ее развития. В свою очередь, для инвестора аргументом в пользу таких вложений, связанных с повышенным риском, выступает высокая технологическая рента [10, р. 576].
К настоящему времени история венчурного бизнеса в России насчитывает десять лет, при этом он поддерживается в основном венчурными фондами зарубежного происхождения, объем вложения которых в высокотехнологичный сектор российской экономики не превышает 5 % общего объема прямых инвестиций. Сегодня в России действует около 30 фондов, осуществляющих венчурное финансирование. В России перспектива развития венчурного механизма ввиду низкого уровня накоплений у населения, неразвитости фондового рынка, отсутствия доверия к финансовым институтам на настоящем этапе представляется маловероятной, что не исключает реализацию отдельных венчурных проектов, в том числе за счет зарубежных инвестиций.
В целях решения данных задач может быть предложен комплекс следующих мероприятий: 1) устранение дефицита ликвидных ресурсов в реальном секторе экономики и ликвидация проблемы неплатежей как одной из важнейших причин нестабильности российского производства; 2) усиление государственного контроля над эмиссией денег с установлением соответствующих лимитов по каналам денежного предложения (на пополнение золотовалютных резервов государства, рефинансирование коммерческих банков, кредитование институтов развития и т. д.) и обеспечение ресурсами приоритетных направлений улучшения ситуации в реальном секторе экономики; 3) реструктуризация банковской системы, направленная на ее освобождение от контроля криминальных структур и переориентацию на осуществление кредитных, платежно-расчетных, инвестиционных, депозитных функций коммерческих банков; 4) восстановление механизмов конвертации сбережений в инвестиции; 5) трансформация политики искусственного сдерживания падения курса рубля в политику его изменения пропорционально внутренней инфляции с ориентацией на обеспечение и повышение конкурентоспособности
товаров российского производства; 6) освобождение от налогов доходы предприятий, направляемых на инвестиции для развития производства, проведения НИОКР, внедрения инноваций; 7) соблюдение принципов программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы; 8) осуществление мер, направленных на протекционистскую защиту внутреннего рынка и введение ограничений на иностранные инвестиции в секторах, представляющих для России приоритетное значение с точки зрения ее экономической и национальной безопасности [3, с. 83].
Подводя итог, можно сказать, что инновационная экономика в России должна носить государственный характер, функционировать «над рынком». При этом необходимо, чтобы некоторая часть инноваций и инновационных технологий имела хождение и на рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронов С. М. Инновационные процессы в отечественной экономике // Деловая слава России. 2008. № 4.
2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / сокр. пер. с англ. М., 1989.
3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг. М., 1990.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. М.: Эксмо, 2007.
5. M e n s h G. Stalemate in technology. NY, 1975.
6. OECD Science, Technology and Industry Outlook. OECD, 2007.
7. Воронова Т. А., Борисова М. С. Инновационный потенциал: современные позиции России в мировой экономике // Инновационный менеджмент. 2007. № 2.
8. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. Е. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997.
9. Иоаннесян С. Л. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1997. № 3.
10. Gibbons J. H., Wells W. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Year 2007 // Technology in Society: An International Journal. 2007. Vol. 19. August/November. N 3-4.
ДЖАМАЛ НАССЕР САЛЕХ КУТАЙШ
Джамал Нассер Салех Кутайш — аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита СПбГУЭФ.
В 2005 г. закончил Государственный университет управления (ГУУ), Москва.
Закончил магистратуру.
Работает в Министерстве финансов Республики Йемен (бухгалтер).
Автор 2 публикаций.
Область научной специализации: бухгалтерский учет и статистика.
^ ^ ^
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В РЕСПУБЛИКЕ ЙЕМЕН*
На формирование системы бухгалтерского учета и аудита любого государства оказывает влияние ряд факторов, а именно: 1) исторические, экономические, социальные и культурные условия становления и развития исследуемой государственности; 2) цели финансовой отчетности; 3) принципы, используемые для составления финансовой отчетности; 4) используемые модели учета.
ГРНТИ 06.35.31 © Дж. Кутайш, 2009
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, профессора В. Б. Кемтера.