Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка возобновляемой энергетики в Индии: особенности, преимущества, недостатки'

Государственное регулирование и поддержка возобновляемой энергетики в Индии: особенности, преимущества, недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРЕИМУЩЕТСВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов А. А.

В статье рассматриваются основные тренды развития возобновляемой энергетики Индии на современном этапе с выделением роли государственного регулирования. Проанализированы предпосылки к развитию возобновляемой энергетики в Индии, а именно, физико-географические и климатические условия, экономические, инфраструктурные и социальные особенности страны. Рассмотрено текущее состояние возобновляемой энергетики Индии, ее роль в энерго-балансе страны. Показана эволюция системы государственного регулирования отрасли с начала 2000-х годов и до настоящего времени. Рассмотрена деятельность специальных государственных органов Индии по поддержке и регулированию возобновляемой энергетики. Подробно проанализированы основные механизмы государственной поддержки отрасли как нерыночного (субсидирование, преференциальные тарифы), так и рыночного характера. Отмечено, что рыночные механизмы государственного регулирования (система REC), носят передовой характер и отличаются высокой эффективностью и большим потенциалом для дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка возобновляемой энергетики в Индии: особенности, преимущества, недостатки»

Государственное регулирование и поддержка возобновляемой энергетики в Индии: особенности, преимущества, недостатки

Карпов Артем Александрович

аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные тренды развития возобновляемой энергетики Индии на современном этапе с выделением роли государственного регулирования. Проанализированы предпосылки к развитию возобновляемой энергетики в Индии, а именно, физико-географические и климатические условия, экономические, инфраструктурные и социальные особенности страны. Рассмотрено текущее состояние возобновляемой энергетики Индии, ее роль в энергобалансе страны. Показана эволюция системы государственного регулирования отрасли с начала 2000-х годов и до настоящего времени. Рассмотрена деятельность специальных государственных органов Индии по поддержке и регулированию возобновляемой энергетики. Подробно проанализированы основные механизмы государственной поддержки отрасли как нерыночного (субсидирование, преференциальные тарифы), так и рыночного характера. Отмечено, что рыночные механизмы государственного регулирования (система REC), носят передовой характер и отличаются высокой эффективностью и большим потенциалом для дальнейшего развития.

Ключевые слова: Индия, государственное регулирование, возобновляемая энергетика, преимущетсва

В настоящее время Индия является одним из наиболее динамично развивающихся государств мира. В то время как развитые и многие развивающиеся страны находятся в состоянии экономической стагнации, пытаясь справиться с последствиями мировых экономических и энергетических кризисов, Индия продолжает интенсивно развиваться, удерживая темпы роста экономики на уровне 5-7% в год. Значение ВВП Индии, пересчитанное по ППС в 2014 году превысило 7,3 трлн. долл. США. Индия, таким образом, является третьей (после Китая и США) экономикой мира. Это крупное и значимое государство, которое обладает 1,3 млрд человек населения, является важнейшим участником системы международных экономических и политических отноше-ний.1

Тем не менее, Индия сталкивается с многочисленными проблемами и трудностями в своем развитии. Экономическое развитие страны характеризуется сильной неравномерностью, высоким социальным и имущественным неравенством (1/10 населения обладает 1/3 национальных доходов) значительная часть жителей продолжают жить за чертой бедности.2 Насущными проблемами являются также высокий уровень коррупции и отсталая система здравоохранения и социального обеспечения.

При этом индийская экономика развивается преимущественно экстенсивным способом, за счет наращивания потребления ресурсов, в первую очередь - энергетических. Собственных запасов нефти, газа и угля в Индии недостаточно, чтобы обеспечить потребности быстрорастущей экономики. Индия импортирует около половины потребляемых энергоносителей.3 По данным ВР, Индия импортировала в 2016 году более 3 млн барр. нефти в сутки, более 20 млрд куб. м газа за год (в форме СПГ), более 300 млн тонн угля за год.

Кроме того, значительная часть территорий Индии лишена регулярного и достаточного энергоснабжения, большое число населения не имеют доступа к постоянному источнику электрической энергии, а ряд штатов (например, Уттар Прадеш, Бихар, Ассам) не соединены с другими магистральными линиями электропередач. 4

Правительство Индии поставило задачу добиться значительного повышения уровня электрификации страны и доступности электроэнергии для населения, а также снижения тарифов на энергию для промышленных потребителей в целях стимулирования роста объемов производства и снижения издержек на выпуск индийской продукции.5 С одной стороны, данные цели являются стратегически важными для развития индийской экономики, но, с другой, их выполнение будет означать дальнейший и значительный рост спроса на энергию и энергоносители в Индии, при том, что энергетический голод явно ощущается в Индии уже сегодня и, в случае усугубления ситуации, может превратиться в энергетический кризис. Согласно прогнозу ВР, потребление энергии в Индии к 2035 году может вырасти в 2,3 раза, а в 2030 году Индия станет крупнейшим энергетическим рынком мира, потребляя более 9 процентов мировых энергетических ресурсов.6 Для удовлетворения такого спроса необходимо, с одной стороны, развитие собственного производства энергии, а с другой - расширение каналов экспортных поставок.

Одним из основных средств преодоления негативных трендов в энергетике Индии является интенсивное развитие возобновляемых источников энергии. Развитие возобновляемых источников энергии в Индии - в первую очередь, солнечной и ветряной генерации - является оправданным по нескольким причинам. Во-первых, климатические условия и географические особенности Индии являются одними из наиболее благоприятных в мире для возобновляемой энергетики. В большинстве регионов Индии солнце светит более 300 дней в году. Кроме того, для прибрежных районов Индии характерны постоянные морские ветра с суточным циклом, что позволяет эффективно эксплуатировать ветряные электростанции. 7

О

3

ю

5

г

5

сч ni £

Б

2 ©

Во-вторых, в Индии отсутствует развитая электросетевая и газотранспортная инфраструктура, что значительно осложняет возможности развития традиционной энергетики. Ввиду физико-географических характеристик (наличие труднопроходимых лесных и горных местностей), значительных расстояний и сезонных факторов (достаточно продолжительный сезон муссонных дождей) создание общенациональной энергетической системы, основанной на линиях электропередач или газопроводах, является сложной и дорогостоящей задачей. По этой причине представляется оправданной реализация концепции локальной генерации, в основе которой лежат именно возобновляемые источники энергии.

В-третьих, в условиях Индии стоимость энергии из возобновляемых источников, с учетом последних технологических достижений в области солнечной и ветряной генерации, становится конкурентоспособной по сравнению с импортным углем и СПГ. По данным международных аналитических агентств, в апреле в Индии был впервые в истории зафиксирован рекордно низкий тариф на электроэнергию, произведенную солнечной электростанцией. Он составил лишь 4,8 цента за кВт*ч, что уже сопоставимо не только с тарифами газовых станций, но и некоторых угольных.8

По состоянию на весну 2017 года общая установленная электрогенериру-ющая мощность в Индии составляет около 320 ГВт, из которых 270 ГВт приходится на традиционные источники энергии, а 50 ГВт - на возобновляемые. Индийское правительство поставило цель довести мощность возобновляемой генерации до 175 ГВт к 2022 году, из которых 100 ГВт будут приходиться на солнечную энергетику.9 Серьезность намерений индийского правительства в отношении возобновляемой энергетики подтверждается значительной ролью государства, которое оказывает отрасли мощную институциональную поддержку. Индия является одной из немногих стран мира, в которой создано специальное Министерство новых и возобновляемых источников энергии (Ministry of New and Renewable Energy, MNRE).10 К настоящему моменту в Индии сложилась комплексная и весьма эффективная система государственного регулирования и поддержки возобновляемой энергетики.

Активное регулирующее вмешательство государства в энергетическую отрасль начинается в начале 2000-х годов с

принятием в 2003 году Акта об электроэнергетике (Electricity Act 2003), который положил начало революционным реформам в индийской энергетической сфере. Главным результатом этого акта стала фактическая приватизация электроэнергетической отрасли Индии, создание конкурентного и прозрачного рынка электроэнергии в стране. При этом были созданы новые государственные регулирующие органы - Центральное электроэнергетическое бюро (Central Electricity Authority, CEA), Центральная комиссия по регулированию электроэнергетики (Central Electricity Regulatory Comission, CERC), а также Комигсии по регулированию электроэнергетики на уровне штатов (State Energy Regulatory Commissions, SERCs). Их задачами стало регулирование рынка, препятствование монополизации, защита интересов потребителей и разрешение споров, а также разработка дальнейших предложений по совершенствованию управления рынком. Кроме того, именно в Акте 2003 года впервые было упомянуто о необходимости развития возобновляемой энергетики и введения специальных тарифов на энергию из возобновляемых источников.11

В соответствии с Актом, СЕА обязана была сформировать Национальный план по развитию электроэнергетики (National Electricity Plan) в соответствии с Национальной политикой в области электроэнергетики (National Electricity Policy), а также обновлять целевые показатели этого плана каждые пять лет, или чаще, если это необходимо. Первый проект плана в 2005 году был направлен на публичное обсуждение, в котором приняли участие лицензиары, генерирующие компании, крупные и малые потребители электрической энергии. По итогам публичного обсуждения в документ были внесены дополнения и уточнения, и он был одобрен правительством страны вместе с Национальной политикой в области электроэнергетики. Национальная политика в области электроэнергетики ставила следующие цели:

■ обеспечить доступ к электричеству для всех домохозяйств;

■ обеспечить доступность электроэнергии для коммерческих потребителей, полностью удовлетворять спрос на энергию, в том числе в период пиковых нагрузок за счет создания резервных мощностей;

■ соблюдать единые стандарты качества и энергоэффективности в электроснабжении, удерживать цены на энергию на приемлемом уровне;

■ добиться десятикратного обеспеченности населения электроэнергией к 2012 году;

■ добиться рентабельности электроэнергетической сферы;

■ гарантировать защиту прав и интересов потребителей;

■ Национальная политика в области электроэнергетики предусматривает формирование подробного пятилетнего Национального плана по развитию электроэнергетики, который включает в себя:

■ краткосрочный и долгосрочный прогноз спроса для различных регионов;

■ предложения по созданию новых мощностей генерации и передачи электроэнергии;

■ оценку эффективности энергосистемы с точки зрения экономики производства и передачи энергии, оценку потерь в системе, предложения по оптимизации нагрузки;

■ внедрения энергоэффективных технологий;

■ требования к стабильности энергосистемы, надежности поставок;

■ экологические и социальные аспекты.12

Национальная политика в области

электроэнергетики также предусматривает, что СЕА будет оказывать помощь и консультации всем участникам и исполнителям положений плана, включая Правительства Штатов и компании. Кроме того, СЕА и SERC периодически проводят и публикуют исследования с целью оценки краткосрочного и долгосрочного спроса на энергию, взаимодействуют с государственными и коммерческими научно-исследовательскими организациями и учреждениями.

После принятия первого Национального плана в области электроэнергетики дальнейшее совершенствование тарифного регулирования в целях поддержки развития возобновляемой энергетики проводилось в рамках Национальной тарифной политики (National Tariff Policy, NTP) и Национального плана по противодействию изменению климата (National Action Plan for Climate Change, NAPCC) в 2006-2010 гг.13 NAPCC установил целевой показатель по использованию электроэнергии из возобновляемых источников на уровне 5%, с повышением на 1% каждые 10 лет. Для достижения этого показателя были приняты различные законодательные инициативы - введен преференциальный тариф на электроэнергию из возобновляемых источников (частичная компенсация от государства производителям энергии), налоговые льготы. В 2010 году они были объедине-

Рис. 1. Схема государственного регулирования возобновляемой генерации в Индии с учетом рыночного (REC) и нерыночного механизмов. Источник: составлено автором по документам CERC.

ны в национальную законодательно-сертификационную платформу для возобновляемой энергетики. Компании-производители энергии из возобновляемых источников получали от государства индивидуальные преференции, которые вводили льготный налоговый режим для проектов в данной области, облегчали международное и межрегиональное сотрудничество для закупок оборудования и строительных работ, снимали многие регуляторные барьеры для выхода на рынок новых игроков.14

Кроме того, с 2008-2010 гг. SERCs внедрили для каждого штата страны обязательные требования по закупке определенных объемов энергии из возобновляемых источников - RPO (Renewable Purchase Obligation). Практика последующих нескольких лет показала, что у этого механизма имеется несколько существенных недостатков, связанных с тем, что различные штаты Индии по-разному обеспечены возможностями производства энергии из возобновляемых источников, и в некоторых штатах достижение требуемых показателей RPO оказалось очень затруднительным (например, в г. Дели), в то время как в других (например, в штате Раджастан и Тамил Наду) это значение оказалось значительно превышено.15 Другим существенным препятствием для развития возобновляемой энергетики в

Индии остается высокая цена производства энергии, а также труднопредсказуе-мость объемов генерации и сложность интеграции возобновляемых источников энергии в существующие энергосистемы. Прогнозирование генерации из возобновляемых источников требует дополнительных инвестиций в сложные системы планирования и управления, что еще более удорожает стоимость возобновляемой генерации. В противном случае значительная нагрузка ложится на энергосети и компенсирующие мощности, которым требуется работать в динамическом режиме, что влечет за собой дополнительные издержки генерирующих и сбытовых компаний, а также ведет к снижению качества энергоснабжения. Традиционные нерыночные регуляторные механизмы (налоговые льготы, преференциальные тарифы и др.), не могут достаточно эффективно решать комплекс указанных проблем. Стремясь не допустить стагнации в отрасли, стимулировать дальнейшие инвестиции и достижение целевых показателей, правительство Индии приняло решение о введении принципиально нового, рыночного механизма поддержки отрасли, который получил название Renewable Energy Certificate - REC. REC были введены в обращение с 14 января 2010 года специальным распоряжением CERC.16

Механизм REC является новшеством мирового масштаба в регулировании возобновляемой энергетики и представляет из себя достаточно простую, но эффективную схему (рисунок 1.).

В рамках внедрения механизма REC вся возобновляемая генерация в стране разделяется на два канала сбыта: рыночный и нерыночный. В рамках нерыночного канала применяются традиционные преференциальные тарифы и льготы там, где они оказываются наиболее выгодны и производителям, и сбытовым компаниям, и потребителям. В рамках механизма REC происходит разделение цены на произведенную из возобновляемых источников энергию на два компонента: базовый и собственно REC. Базовый компонент - это та часть цены, которая соответствует рыночной цене на энергию в данный момент, таким образом, энергия немедленно реализуется по рыночной стоимости (аналогично энергии из традиционных источников), что является комфортным и для сбытовых компаний, и для конечных потребителей.

Однако цена на энергию, произведенную из возобновляемых источников -выше рыночной, и, как правило, существенно. Разница между реальной ценой и рыночной ценой становится компонентом REC, который оформляется в виде государственного сертификата, обладающего свойствами ценных бумаг и разрешенного к купле-продаже на специальном рынке. Для регулирования этого рынка и оптимизации работы энергосистемы с учетом механизма REC были созданы два вспомогательных органа - национальный диспетчерский центр (National Load Dispatch Center, NDLC) и Центральное агентство по внедрению REC. Центральное агентство осуществляет регистрацию имеющихся и вновь создаваемых проектов возобновляемой энергетики, а также выпуск и аннулирование самих сертификатов. Один сертификат эквивалентен 1 МВт энергии, произведенному из возобновляемых источников и направленному в сеть, сертификат действует в течение 1 года. Компании - участники рынка имеют право приобретать сертификаты REC, если им не удается выполнить установленные требования RPO, кроме того, сертификаты могут быть приобретены любыми другими участниками рынка - генерирующими и сбытовыми компаниями, а также потребителями. В настоящее время перепродажа сертификатов не практикуется достаточно широко, однако возможна. В стандартной схеме, сертификаты по истечении

0 À

BS

S

if 5

сч ni £

Б

2 ©

срока действия погашаются Центральным агентством. Механизм REC во многом напоминает механизм торговли эмиссионными квотами, только предметом торга являются не выбросы парниковых газов, а энергия, произведенная из возобновляемых источников.

Данное сочетание нерыночного и рыночного регулирования возобновляемой энергетики оказалось очень эффективным. Все большее число компаний в секторе возобновляемой энергетики переходят к активному участию механизме REC. Дальнейшее развитие схемы REC будет направлено на упрощение механизма выпуска сертификатов и увеличение срока действия, введение возможности их широкой перепродажи, включение в систему REC не только солнечной и ветряной энергетики, но и прочих видов возобновляемых источников и другое.17

Индия является одной из немногих стран в мире, которая успешно внедрила комплексную систему регулирования возобновляемой энергетики. Можно констатировать, что созданная в Индии система на сегодняшний день является одной из наиболее развитых, сочетая в себе механизмы как классического нерыночного, так и рыночного вида. По нашему мнению, опыт Индии, безусловно, достоин глубокого изучения и применения при развитии возобновляемой энергетики в России.

Литература

1. BP Statistical Review of World Energy 2017. URL: http://www.bp.com/en/global/ corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

2. Worldbank Database. URL: data.worldbank.org

3. World Poverty Overview. URL: http:// www.worldbank.org/en/topic/poverty/ overview

4. Financing India's Clean Energy Transition / Bloomberg New Energy Finance, 2017. P. 1

5. Government of India. Ministry of Power / 24x7 Power for All. URL: http:// powermin.nic.in/en/content/power-all

6. BP Energy Outlook. Country and regional insights - India. URL: http:// www.bp.com

7. India Meteorological Department. URL: http://www.imd.gov.in/

8. Record low tariff at Indian solar auction // Argus Alerts, Delhi, 12 April 2017

9. Renewable Energy in India: Growth and Targets / Ministry of New and Renewable Energy (MNRE), 2017, P. 17.

10. Ministry of New and Renewable

Energy of India: Mission and Vision. URL: http://mnre.gov.in/mission-and-vision-2/ mission-and-vision/

11. Electricity Act (EA) of India, 2003, Sections 3, 4, 61, 86.

12. Central electricity Authority of India. National Electricity Plan,2016 / Preamble, PP. 16-17

13. Charles K. Ebinger. India's Energy and Climate Policy. Policy Brief / The Energy Security and Climate Initiative (ESCI) at the Brookings Institution, P. 50.

14. Central Electricity Regulatory Commission (Terms and Conditions for recognition and issuance of Renewable Energy Certificate for Renewable Energy Generation) Regulations, 2010.

15. S.K. Soonee, Minaxi Garg, S.C. Saxena, Satya Prakash Implementation of Renewable Energy Certificate (REC) Mechanism in India CIGRE 2012, C5-113

16. Central Electricity Regulatory Commission (Terms and Conditions for recognition and issuance of Renewable Energy Certificate for Renewable Energy Generation) Regulations 2010, Amendments thereof and Statements of Objects and Reasons.

Ссылки:

1 По данным Worldbank Database. URL: data.worldbank.org

2 По данным World Poverty Overview. URL: http://www.worldbank.org/en/topic/ poverty/overview

3 По данным BP Statistical Review of World Energy 2017.

4 Financing India's Clean Energy Transition / Bloomberg New Energy Finance, 2017. P. 1

5 Government of India. Ministry of Power / 24x7 Power for All. URL: http:// powermin.nic.in/en/content/power-all

6 BP Energy Outlook. Country and regional insights - India. URL: http:// www.bp.com

7 По данным многолетних оценок Департамента Метеорологии Индии. URL: http://www.imd.gov.in/

8 Record low tariff at Indian solar auction // Argus Alerts, Delhi, 12 April 2017

9 Renewable Energy in India: Growth and Targets / Ministry of New and Renewable Energy (MNRE), 2017, P. 17.

10 Ministry of New and Renewable Energy of India: Mission and Vision. URL: http://mnre.gov.in/mission-and-vision-2/ mission-and-vision/

11 Electricity Act (EA) of India, 2003, Sections 3, 4, 61, 86.

12 Central electridlyAuthorilyofIndia. National Electricity Plan,2016/Preamble, PP. 16-17

13 Charles K. Ebinger. India's Energy and Climate Policy. Policy Brief / The Energy Security and Climate Initiative (ESCI) at the Brookings Institution, P. 50.

14 Central Electricity Regulatory Commission (Terms and Conditions for recognition and issuance of Renewable Energy Certificate for Renewable Energy Generation) Regulations, 2010.

15S.K. Soonee, Minaxi Garg, S.C. Saxena, Satya Prakash Implementation of Renewable Energy Certificate (REC) Mechanism in India CIGRE 2012, C5-113, P.3

16 Central Electricity Regulatory Commission (Terms and Conditions for recognition and issuance of Renewable Energy Certificate for Renewable Energy Generation) Regulations 2010, Amendments thereof and Statements of Objects and Reasons.

17 S.K. Soonee, Minaxi Garg, S.C. Saxena, Satya Prakash. Implementation of Renewable Energy Certificate (REC) Mechanism in India / CIGRE-2012, C5-113, P.9

Renewable energy state

regulation and support in India: features, advantages and disadvantages

Karpov A. A.

Russian state University of oil and gas named after I. M. Gubkin

The article examines the main trends in the development of renewable energy in India at the present stage with the emphasis on the role of state regulation. The prerequisites for the development of renewable energy in India, namely, the-geographical and climatic conditions, economic,

infrastructure and social characteristics of the country are analysed. The current state of renewable energy in India, its role in the country's energy balance is reviewed. The evolution of the system of state regulation of the industry from the beginning of the 2000s to the present time is shown. The activity of special state bodies of India on support and regulation of renewable energy is considered. The main mechanisms of state support of the industry as non-market (subsidizing, preferential tariffs) and market-oriented nature are analysed in detail. It is noted that market mechanisms of state regulation (REC) are of advanced nature and are characterized by high efficiency and great potential for further development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: India, state regulation, renewable power, preimushchetsva

1. BP Statistical Review of World Energy

2017. URL: http://www.bp.com/en/ global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

2. Worldbank Database. URL: data.worldbank.org

3. World Poverty Overview. URL: http://

www.worldbank.org/en/topic/ poverty/overview

4. Financing India's Clean Energy Transition / Bloomberg New Energy Finance, 2017. P. 1

5. Government of India. Ministry of Power / 24x7 Power for All. URL: http://powermin.nic.in/en/content/ power-all

6. Bp Energy Outlook. Country and regional insights - India. URL: http:/ /www.bp.com

7. India Meteorological Department.

URL: http://www.imd.gov.in/

8. Record low tariff at the Indian solar

auction // Argus Alerts, Delhi, 12 April 2017

9. Renewable Energy in India: Growth

and Targets / Ministry of New and Renewable Energy (MNRE), 2017, P. 17.

10. Ministry of New and Renewable Energy of India: Mission and Vision. URL: http://mnre.gov.in/mission-and-vision-2/mission-and-vision/

11. Electricity Act (EA) of India 2003, Sections 3, 4, 61, 86.

12. Central electricity Authority of India National Electricity Plan, 2016 / Preamble, PP. 16-17

13. Charles K. Ebinger. India's Energy and Climate Policy. Policy Brief / The Energy Security and Climate

Initiative (ESCI) at the Brookings Institution, P. 50.

14. Central Electricity Regulatory Commission (Terms and Conditions for the Recognition and Issuance of Regulations, 2010).

15. S.K. Soonee, Minaxi Garg, S.C. Saxena, Satya Prakash Implementation of the Renewable Energy Certificate (REC) Mechanism in India CIGRE 2012, C5-113

16. Central Electricity Regulatory Commission (2010), Amendments thereof and Statements of Objects and Reasons.

О À

BS

S

i? 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.