Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / САМОЗАНЯТОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Курамагомедов Магомед Магомедович, Асриянц Диана Витальевна

В статье анализируются особенности государственного регулирования деятельности самозанятых граждан в условиях цифровиза-ции. Отмечается возможность с 2019 г. в России гражданам формировать современные индивидуальные модели бизнеса на принципиально новых условиях в рамках нового налогового режима - налога на профессиональный доход. При этом основой нового специального налогового режима стало условие полной цифровизации налогового администрирования. Делается вывод о недостаточной изученности вопросов государственного регулирования деятельности самозанятых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF SELF-EMPLOYED CITIZENS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article analyzes the features of state regulation of the activities of self-employed citizens in the conditions of digitalization. It is noted that starting in 2019, citizens in Russia will be able to form modern individual business models on fundamentally new conditions within the framework of a new tax regime - the tax on professional income. At the same time, the basis of the new special tax regime was the condition of full digitalization of tax administration. The conclusion is made about the insufficient study of the issues of state regulation of the activities of selfemployed citizens.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 331:004

doi: 10.47576/2949-1908 2023 2 148

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Асриянц Каринэ Геннадьевна

Дагестанский государственный университет,

Махачкала, Россия, divikas@mail.ru

Курамагомедов Магомед Магомедович

Дагестанский государственный университет,

Махачкала, Россия, kuramagomedov1996@mail.ru

Асриянц Диана Витальевна

Дагестанский государственный университет,

Махачкала, Россия, dyasya1973@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются особенности государственного регулирования деятельности самозанятых граждан в условиях цифровиза-ции. Отмечается возможность с 2019 г. в России гражданам формировать современные индивидуальные модели бизнеса на принципиально новых условиях в рамках нового налогового режима - налога на профессиональный доход. При этом основой нового специального налогового режима стало условие полной цифровизации налогового администрирования. Делается вывод о недостаточной изученности вопросов государственного регулирования деятельности самозанятых граждан.

Ключевые слова: налог на профессиональный доход; самозанятость; цифровизация; государственное регулирование.

Для цитирования: Асриянц К. Г., Курамагомедов М. М., Асриянц Д. В. Государственное регулирование деятельности самозанятых граждан в условиях цифровизации // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 148-155. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_148.

Original article

STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF SELF-EMPLOYED

CITIZENS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Asriyants Karine G.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, divikas@mail.ru

Kuramagomedov Magomed M.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, kuramagomedov1996@mail.ru

Asriyants Diana V.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, dyasya1973@mail.ru

Abstract. The article analyzes the features of state regulation of the activities of self-employed citizens in the conditions of digitalization. It is noted that starting in 2019, citizens in Russia will be able to form modern individual business models on fundamentally new conditions within the framework of a new tax regime - the tax on professional income. At the same time, the basis of the new special tax regime was the condition of full digitalization of tax administration. The conclusion is made about the insufficient study of the issues of state regulation of the activities of self-employed citizens.

Keywords: professional income tax; self-employment; digitalization; state regulation.

For citation: Asriyants K. G., Kuramagomedov M. M., Asriyants D. V. State regulation of the activities of self-employed citizens in the context of digitalization. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 148-155. https://doi.org/10.47576/2949-1908 2023 2 148.

С позиции государственной политики в отношении самозанятых значимой представляется тенденция цифровизации процесса самозанятости и предпринимательской деятельности.

Главным регулятором отношений с участием самозанятых является Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», но даже само понятие самозанятости в законе не определено. Законодателем практически не были затронуты социально-трудовые аспекты самозанятости, цифровизации, механизма налоговых льгот и финансирования. Существует значительное количество проблем в данной сфере и прежде всего они связаны с возможностью контроля со стороны государственных органов всей финансово-хозяйственной деятельности самозанятых [10, с. 82].

Таким образом, законодатель сформировал предпосылки для развития прежде всего региональных поправок в закон, устранения специфических проблем на региональном уровне и корректировки с учетом специфики местного законодательства.

В системе нормативного регулирования самозанятость во многом является надстройкой к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-

ции», в котором в (п. 6 ч. 2 ст. 6) самозанятость, ее развитие является одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [5, с. 37].

Основной причиной данной законодательной инициативы является, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина сокращение теневого сектора экономики и вывод большого числа граждан из незаконной предпринимательской деятельности [4, с. 66].

Вторая причина появления данного специального налогового режима - это формирование нового экономического кластера услуг в сфере экономики и быстрого увеличения его доли в ВВП страны. Приятным бонусом является возможность включения в налоговый режим специфических видов деятельности, которые, например, ранее не попадали в ОКВЭД, в частности уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства (абз. 2-4 п. 70 ст. 217 НК РФ); ремонт и пошив одежды, обуви, ремонт бытовых приборов, компьютерной техники, жилых помещений; строительные отделочные работы; ремонт и настройка музыкальных инструментов; изготовление гончарных изделий по индивидуальному заказу; парикмахерские услуги; деятельность в области фотографии и т. д. [1, с. 32].

Основными преимуществами налогового режима самозанятых следует признать:

- отсутствие отчетов и деклараций;

- полная цифровизация налогового администрирования и налогового сопровождения (формирование данных в приложении «Мой налог»);

- отсутствие необходимости уплаты страховых взносов;

- льготная работа без статуса индивидуального предпринимателя;

- низкие налоговые ставки;

- совмещение с работой по трудовому законодательству [7, с. 44].

Необходимо отметить, что, по мнению Л. Ю. Малининой, легализация деятельности для граждан имеет массу преимуществ: возможность кредитования на особых условиях и ведения рекламной кампании, распространение мер государственной поддержки, защита прав в различных инстанциях [5, с. 40].

Вместе с тем данная система налогообложения, по мнению научного сообщества, имеет и ряд существенных недостатков:

1. Проблема формальной занятости. Сложно разграничить категории самозанятых от безработных или частично занятых, в связи с этим на самозанятых не распространяется весь пакет социальных льгот и мер поддержки, предусмотренных трудовым законодательством [2, с. 35].

2. Государство в процессе регулирования предпринимательской деятельности уделяет значительное внимание развитию самозанятости, но преимущественно в отношении формирования налоговых доходов и налогового администрирования. Однако данная сфера должна включать стимулирующие меры финансового, трудового, административного и гражданско-правового законодательства, направленные на поддержку предпринимательских инициатив граждан и т. д.

3. Следует отметить, что нуждается в серьезном государственном регулировании неформальная занятость в части, прежде всего, создания новых механизмов пенсионного и медицинского обеспечения. Отдельно следует проработать механизм деятельности контрольно-надзорных органов в части регулирования сфер деятельности самозанятых. Необходимо тщательно продумать потолки лимитных доходов для применения специального налогового режима, порядок досудебного оспаривания решений ФНС и надзорных органов. В настоящее время дан-

ные механизмы в рамках самозанятости не сформированы.

4. Отсутствие ряда обязательных критери -ев в рамках соблюдение норм и требования техники безопасности, условий труда и т. д. Ряд специалистов считают, что развитие данной системы трудовой модели скажется на повышении уровня травматизма, несчастных случаев на производстве. Все это приведет к сокращению качества труда, в связи с этим в законодательстве следует предусмотреть отдельные нормы обеспечения трудовой функции самозанятых.

5. Необходимость разработки действенной скоринговой системы для профилактики использования налогового режима для самозанятых. Система мониторинга должна включать возможности прозрачного отслеживания и разграничения доходов в рамках деятельности самозанятых, такой подход является следствием активной цифровизации экономической деятельности [6].

6. Для включения самозанятых в систему обязательного социального страхования необходимо внести соответствующие изменения в федеральные законы: от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [3, с. 16].

Вместе с тем могут быть выделены дополнительно некоторые меры государственного регулирования самозанятых граждан:

1. Обеспечение льготного кредитования ряда направлений, где требуется активизация государственных усилий (сфера инновационных технологий. IT-бизнес и т. д.).

2. Создание механизма самофинасирова-ния инвестиционных проектов, возможность объединения самозанятых в рамках реализации инвестиционных проектов. Такой подход позволит самозанятым участвовать в бизнесе под контролем государства, но без образования юридического лица, на основании, например, отдельных хозяйственных

договоров. Такой подход обеспечит ускоренное развитие целых производств или даже отраслей, что особенно актуально в условия импортозамещения и санкционной политики недружественных государств.

3. Создание механизма участия самозаня -тых в государственных закупках, в настоящее время самозанятые не могут участвовать в конкурентных закупках в рамках государственных контрактов, по нашему мнению, данный вопрос требует проработки и поиска отдельных решений [2, с. 13].

Бесспорно, огромным преимуществом обладает самозанятый с учетом цифровизации экономики. Это первый налог, который автоматизирован на 100 %.

Чтобы использовать специальный налоговый режим или стать самозанятым, нужно пройти регистрацию и получить подтверждение. Без регистрации применение налогового режима и формирование чеков невозможно.

Регистрация в приложении «Мой налог» занимает несколько минут. Заполнять заявление на бумаге и посещать инспекцию не нужно. Доступны несколько способов:

- с использованием паспорта для сканирования и проверки, а также фотографии, которую можно сделать прямо на камеру смартфона;

- с использованием ИНН и пароля, в Личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru;

- с помощью учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Также налогоплательщик может зарегистрироваться, обратившись в уполномоченные банки, а при отсутствии смартфона работать через веб-версию приложения «Мой налог».

Способы регистрации:

- Бесплатное мобильное приложение «Мой налог».

- Кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС России.

- Уполномоченные банки.

- С помощью учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Отличительной особенностью государственного регулирования деятельности самозанятых в условиях цифровизации яв-

ляется особая важность информационной составляющей.

По нашему мнению, вся информация должна аккумулироваться со всех министерств, ведомств, банков, страховых и иных организаций в части деятельности самозанятых на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Другой не менее важный процесс цифровизации - это поддержка проектов самозанятых в социальных сетях. Обмен контентом, мнениями, опытом и актуальными медиа-данными, поиск не только людей со схожими интересами, но и самих объектов этих интересов (туризм, спорт, производство и т. п.) позволит активно продвигать деловые проекты самозанятых.

Важно также создать открытость инвести -ционных и иных проектов для участия самозанятых, при этом стоит сформировать единую венчурную площадку инвестиционных проектов.

Важно продолжить создание виртуальных бизнес-площадок самозанятых с возможностью бесплатного обучения в режиме реального времени, с доступностью ссылок и полезного контента в рамках предпринима -тельской деятельности.

Электронные офисы самозанятых позволяют любому владельцу бизнеса приобрести товары, работы и услуги в рамках инвестици -онной деятельности. Таким образом, компьютерные технологии спровоцируют создание и применение принципиально новых электронных маркетинговых каналов продвижения и сбыта продукции самозанятых.

Сегодня явно прослеживается тренд на формульную трудовую занятость, система государственного регулирования деятельности самозанятых должна основываться на ряде принципов.

1. Свобода предпринимательства.

2. Доступность информационных ресурсов и баз данных предпринимательской деятельности.

3. Создание льготных условий для получения финансовых ресурсов и необходимых льгот самозанятым.

4. Информационная безопасность самозанятых [9, с. 47].

Сегодня выделяются следующие факторы роста сегмента самозанятости, обусловленные цифровизацией экономики:

- повышение цифровой и финансовой грамотности населения;

- автоматизация бизнес-процессов;

- рост сектора высоких технологий, проникновение информационно-комуникацион-ных инструментов в повседневную жизнь;

- последствия кризиса и санкций (рост безработицы, падение доходов населения);

- изменение спроса на рынке труда посредством активизации механизма аутсорсинга при ведении бизнеса;

- изменение критериев предложения на рынке труда (возможность удаленной работы, получение дополнительных социальных пакетов и т. д. [8, с. 14].

В настоящее время процесс цифровиза-ции предпринимательской деятельности физических лиц обусловлен следующими причинами:

1. Необходимостью перехода к ускоренному развитию экономики.

2. Необходимостью информатизации государственных услуг. Например, федеральный проект «Цифровизация государственного управления» предусматривает подготовку полной автоматизации приема и подачи любых видов регистрационной документации, использования широкого спектра баз данных в рамках единого портала государственных услуг, возможности отслеживания официальных доходов в режиме онлайн, путем интеграции сервисов ФНС с платежными системами МИР и СБП.

3. Необходимостью получения конкурентных преимуществ в рамках развития документооборота коммерческой деятельности за счет более оперативного представления необходимой отчетной информации, сокращения издержек на ее формирования и оптимизации контрольных функций контролирующих органов.

4. Необходимостью снижения доли теневых доходов граждан страны в результате активизации предпринимательской деятельности. За счет цифровизации появляется реальная возможность сократить виды деятельности, вовлеченные в криминальный бизнес. А с учетом перспективы отмены наличного денежного обращения данная мера, позволит окончательно вывести доходы граждан из теневого оборота.

Вместе с тем остается открытым вопрос в части алгоритма цифровизации экономиче-

ской деятельности и итоговой ее цели. Существует несколько моделей цифровизации экономической деятельности:

1. Американская.

2. Европейская.

3. Китайская.

Американская модель нацелена на обеспечение прежде всего цифровизации платных услуг и платного контента. Цель цифровизации в США увеличение доли работ, и услуг в сфере IT в ВВП страны и рост доходности высокотехнологического сектора экономики.

Европейская модель предполагает прежде всего цифровизацию в сфере зеленой экономики и природопользования, в части прежде всего контроля и учета выбросов вредных веществ и обеспечения штрафных санкций. Цель цифровизации в Европе - это «монетизация» ответственности путем фиксации нарушений и привлечение к оперативной ответственности виновных лиц.

Китайская модель цифровизации создана с целью контроля за деятельностью граждан в обществе, формирования правильной модели поведения, соответствия идеалам государства. Цель цифровизации внедрение глобального рейтинга граждан с целью продвижении или наказания членов общества за выполнение заданий и приоритетов государства.

Каждая из моделей имеет ряд преимуществ и недостатков, однако, по нашему мнению, наиболее гибкой модель цифрови-зации можно считать российскую. Такой вывод можно сделать по следующим причинам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Возможность выбора у граждан (существует возможность не оцифровывать данные гражданина, а применять только бумажные документы).

2. Цифровизация начата прежде всего с государственных услуг, то есть процесс нацелен на удовлетворение общественного спроса и реализацию социальной ориентиров в обществе.

3. Отсутствует тотальный контроль за доходами и расходами граждан (например, необходимо подтверждать доходы чиновникам и служащим, только если их размер превышает трехкратный годовой доход).

4. Отсутствие тотального контроля за общественным поведением и государственной

идеологией (реальная свобода слова, демократия в действиях граждан).

5. Аккумулирование большинство сервисов, в том числе коммерческих, на едином портале, что делает поиск необходимых услуг наиболее оптимальным и оперативным.

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы. Во-первых, государственное регулирование деятельности самозанятых граждан представляет собой комплекс организационно-управленческих, нормативно-правовых, информационно-пропагандистских мер, направленных на стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности граждан страны в целях устойчивого социально-экономического развития государства.

Во-вторых, основными причинами формирования специального налогового режима самозанятых можно считать сокращение теневого сектора экономики и вывод большого числа граждан из незаконной предпринимательской деятельности, а также формирование нового экономического кластера услуг в сфере экономики и быстрого увеличения его доли в ВВП страны. По нашему мнению, существуют и косвенные институциональные причины появления данной категории граждан, это связано с формированием нового класса физических лиц с рыночным менталитетом, направленным на всестороннее стимулирование предпринимательских способностей граждан.

В-третьих, сегодня развитие специального налогового режима для самозанятых связан с процессом цифровизации экономики. Нами выделены дополнительно некоторые меры государственного регулирования самозанятых граждан:

1. Обеспечение льготного кредитования.

2. Создание механизма самофинасирова-ния инвестиционных проектов, возможность объединения самозанятых в рамках реализации инвестиционных проектов.

3. Создание механизма участия самозаня -тых в государственных закупках.

В-четвертых, процесс цифровизации должен сопровождаться аккумуляцией информационных ресурсов со всех министерств, ведомств, банков, страховых и иных организаций в части деятельности самозанятых на портале государственных услуг, поддержкой проектов самозанятых в социальных сетях, продолжить создание виртуальных бизнес-площадок самозанятых и электронных офисов.

В-пятых, цифровизация деятельности самозанятых должна обеспечивать: свободу предпринимательства; доступность информационных ресурсов и баз данных предпринимательской деятельности; создание льготных условий для получения финансовых ресурсов и необходимых льгот самозанятым, информационную безопасность.

В-шестых, существует несколько моделей цифровизации экономической деятельности: американская, европейская, китайская. Американская модель нацелена на обеспечение прежде всего цифровизации платных услуг и платного контента. Европейская модель предполагает цифровизацию в сфере зеленой экономики и природопользования в части контроля и учета выбросов вредных веществ и обеспечения штрафных санкций. Китайская модель цифровизации создана с целью контроля за деятельностью граждан в обществе, формирования правильной модели поведения, соответствия идеалам государства. Российская модель цифровой трансформации самозанятых имеет следующие преимущества: возможность выбора у граждан; цифровизация начата прежде всего с государственных услуг; отсутствует тотальный контроль за доходами и расходами граждан; отсутствие тотального контроля за общественным поведением и государственной идеологией; аккумулирование большинство сервисов, в том числе коммерческих, на едином портале государственных услуг.

Списокисточников

1. Балаян Э. Ю., Шалев Е. А. Социальное государство и социальная политика в современной России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2023. № 1. С. 31-34.

2. Гаджиев Н. Г., Коноваленко С. А., Султанов Г С. Экономическая безопасность: пособие для слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификация по направлению

«Экономическая безопасность» / под ред. Н. Г Гаджиева. Махачкала : ДГУ, 2019. 47 с.

3. Гаджиев Н. Г, Коноваленко С. А., Ахмедова Х. Г. Цифровые технологии в системе пенсионного обеспечения // Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2021. С. 15-19.

4. Головина С. Ю., Серова А. В. Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости // Журнал российского права. 2022. № 8. С. 62-76.

5. Малинина Л. Ю. Самозанятые граждане: понятие и правовое регулирование // Юрист. 2021. № 3. С. 37-43.

6. Основы финансовой грамотности : учебник / под общ. ред. Н. Г. Гаджиева. М. : ИНФРА-М, 2023. 245 с.

7. Сапфирова А. А. Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты? // Гражданское право. 2021. № 5. С. 41-45.

8. Сафонов А. Л., Песков С. О. Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2022. № 1. С. 11-19.

9. Шапсугова М. Д. Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде // Право и цифровая экономика. 2021. № 3. С. 47-53.

10. Экономическая безопасность России на современном этапе социально-экономического развития общества : монография / под ред. Н. Г. Гаджиева. М. : ИНФРА-М, 2023. 233 с.

References

1. Balayan E. Yu., Shalev E. A. The social state and social policy in modern Russia. Civil society in Russia and abroad. 2023. No. 1. Pp. 31-34.

2. Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A., Sultanov G. S. Economic security: a manual for students studying at advanced training courses in the direction of "Economic security" / edited by N. G. Gadzhiev. Makhachkala : DSU, 2019. 47 p.

3. Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A., Akhmedova H. G. Digital technologies in the pension system. The impact of the new geopolitical reality on public administration and development of the Russian Federation : materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Grozny, 2021. Pp. 15-19.

4. Golovina S. Yu., Serova A.V. Models of legal regulation of new forms of employment. Journal of Russian Law. 2022. No. 8. Pp. 62-76.

5. Malinina L. Yu. Self-employed citizens: the concept and legal regulation. Lawyer. 2021. No. 3. Pp. 37-43.

6. Fundamentals of financial literacy: textbook / edited by N. G. Gadzhiev. Moscow: INFRA-M, 2023. 245 p.

7. Saphirova A. A. Legal regulation of self-employment and work on platforms in the digital economy: labor and (or) civil aspects? Civil Law. 2021. No. 5. Pp. 41-45.

8. Safonov A. L., Peskov S. O. Informal employment: the main trends and the impact of the COVID-19 pandemic. Social and pension law. 2022. No. 1. Pp. 11-19.

9. Shapsugova M. D. Economics on demand: transformation of self-employment in the digital environment. Law and Digital Economy. 2021. No. 3. Pp. 47-53.

10. Economic security of Russia at the present stage of socio-economic development of society: monograph /edited by N. G. Gadzhieva. Moscow: INFRA-M, 2023. 233 p.

Сведения об авторах

АСРИЯНЦ КАРИНЭ ГЕННАДЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, divikas@mail.ru

КУРАМАГОМЕДОВМАГОМЕДМАГОМЕДОВИЧ- магистр второго года обучения направ -ления «Государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, kuramagomedov1996@mail.ru

АСРИЯНЦ ДИАНА ВИТАЛЬЕВНА - студент третьего курса направления «Информационные системы и программирование», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, dyasya1973@mail.ru

Information about the authors

ASRIYANTS KARINE G. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, divikas@mail.ru

KURAMAGOMEDOV MAGOMED M. - Master of the second year of study in the direction of "Public and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, kuramagomedov1996@mail.ru

ASRIYANTS DIANA V. - third-year student of the direction "Information systems and programming", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, dyasya1973@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.