Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Асриянц Диана Витальевна

В статье рассматриваются особенности внедрения информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления. Отмечается, что работа с информацией, которая лежит в основе принятия управленческих решений, - это одна из важнейших функций государства, реализуемая на внешнем и внутреннем уровнях. Анализируются преимущества и риски применения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Асриянц Диана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article discusses the features of the introduction of information technologies in the field of state and municipal government. It is noted that the work with information, which underlies the adoption of managerial decisions, is one of the most important functions of the state, implemented at the external and internal levels. The advantages and risks of using information technologies are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 3 217

УДК 351/354:004

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Асриянц Диана Витальевна,

студент 2 курса направления «Информационные системы и программирование», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: dyasya1973@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье рассматриваются особенности внедрения информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления. Отмечается, что работа с информацией, которая лежит в основе принятия управленческих решений, - это одна из важнейших функций государства, реализуемая на внешнем и внутреннем уровнях. Анализируются преимущества и риски применения информационных технологий.

Ключевые слова: государственное управление; цифровизация; информационные технологии; цифровые технологии; риски.

UDC 351/354:004

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Asriyants Diana Vitalievna,

2nd year student of the direction "Information systems and programming", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: dyasya1973@mail.ru

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article discusses the features of the introduction of information technologies in the field of state and municipal government. It is noted that the work with information, which underlies the adoption of managerial decisions, is one of the most important functions of the state, implemented at the external and internal levels. The advantages and risks of using information technologies are analyzed.

Keywords: public administration; digitalization; information Technology; digital technologies; risks.

Общество на современном этапе развития активно применяет во всех сферах жизнедеятельности информационные технологии. Информатизация на сегодняшний день становится глобальной тенденцией развития научно-технической сферы во всем мире.

Информационные технологии играют большую роль в вопросах государственного управления, работы органов местного самоуправления, влияют на конкурентоспособность экономики в целом. Ввиду этого сегодня для органов государственной власти

информатизация выступает в качестве приоритетной задачи.

В 2019 г. консалтинговая компания международного уровня BCG проводила исследование, в результате которого был сделан вывод, что Российская Федерация занимает третье место среди всех исследуемых стран по показателю роста использования цифровых услуг в государственных и муниципальных органах. Средний мировой уровень циф-ровизации составляет около 15 %, в то время как рост цифровых услуг в России зафиксирован около 42 %.

Такие достаточно высокие результаты вызваны тем, что не только государство заинтересовано в цифровизации предоставляемых услуг, но и граждане активно проявляют свою позицию по этому вопросу.

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН предложил классификацию, в соответствии с которой в системе государственного управления выделяются такие сферы применения информационных технологий (ИТ), как:

- применение ИТ между органами власти;

- применение ИТ между органом власти и государственными служащими;

- применение ИТ между органом власти и гражданами;

- применение ИТ между органами власти и бизнесом [4, с. 160].

Следует отметить, что совершенствование государственного управления посредством внедрения информационных технологий и цифровизации в целом является перспективным направлением, которое с каждым годом развивается все стремительнее. Последние события демонстрируют, что переход многих граждан на удаленную работу в связи с пандемией коронавируса также повлиял и на развитие цифровых услуг. Между тем цифровизация представляет не только преимущества, но также имеет и некоторые риски, ввиду чего необходимо их исследовать и проработать организационные и правовые аспекты внедрения информационных технологий.

В публичном пространстве внедрение информационных технологий можно рассматривать как оптимизацию различных процедур и процессов, их интеграцию, что в итоге приводит к повышению качества предоставляемых государственных услуг, а также при-

общает граждан к диалогу с органами власти и позволяет расширить имеющиеся каналы коммуникации.

Внедрение информационных технологий в государственное управление является верным направлениям развития, что демонстрирует опыт зарубежных стран. В частности, можно привести в пример Эстонию, которая в области информационных технологий среди всех постсоветских республик добилась впечатляющих результатов. Следует отметить, что экономия времени от внедрения информационных технологий позволяет сконцентрировать усилия власти и госслужащих на других нерешенных проблемах. Например, в Австрии, благодаря внедрению информационных технологий, поиск информации стал менее затратным, что в среднем экономит около 2 часов, а правительственный портал США содержит в себе бесплатный доступ для пользователей к 20 тыс. сайтов различных государственных органов [2, с. 27].

Итак, нужно отметить, что информационные технологии позволяют обеспечить свободный, удобный и оперативный доступ для граждан, структур власти и бизнеса к интересующей их информации, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня жизни и комфорта людей.

Информация в обществе современного типа - это стратегический ресурс, который позволяет добиться определенных преимуществ. В свою очередь, информационные технологии выступают в качестве действенного инструмента, посредством которого можно повысить эффективность государственного управления. Таким образом, речь идет о том, что внедрение информационных технологий - это задача стратегической важности для сфер государственного и муниципального управления.

Информационная структура Российской Федерации на сегодняшний день включает такие элементы, как:

- информация;

- программные средства;

- информационные ресурсы;

- информационные сети;

- информационной системы;

- базы данных;

- информационные технологии с использованием искусственного интеллекта.

Безусловно, в информационную структу-

ру также включается персонал, обладающий высокими профессиональными характеристиками, который обеспечивает создание и применение всех перечисленных выше элементов.

Отметим, что та информация, которой оперируют органы власти всех уровней, представляет собой сложный тип информации, сочетающий в себе множество различных элементов и характеристик. Данная информация имеет огромный объем, она изменчива на разных временных промежутках и разнообразна по собственному содержанию. Большая часть этой информации ориентирована на то, чтобы позволить руководству при -нять действенные управленческие решения и реализовать управленческие воздействия. Другая циркулирующая информация ориентирована на создание взаимосвязи между гражданами и государственным аппаратом с целью реализации различных потребностей.

На период до 2030 г. создан Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации [1], в котором определены окна возможностей на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В данные окна включены и информационно-коммуникационные технологии государственного управления. Важность развития данного направления нельзя недооценивать. Имеется множество примеров, когда государства, обладающие разными возможностями, были способны обеспечить одинаково высокие показатели по критерию благополучия граждан. Таким образом, благодаря качественным управленческим решениям, принимаемым с учетом имеющейся информации, можно с меньшим набором ресурсов достичь хороших результатов. Справедлива и другая ситуация, когда страны, обладающие сходными ресурсами, находясь примерно на одном уровне, имеют большую разницу в показателях благополучия граждан, что зачастую является следствием некачественной деятельности органов власти и ошибочных управленческих решений.

На постоянной основе органами публичной власти осуществляется такая работа с информацией, как:

- сбор информации, осуществляемый посредством исследований, статистики и т. д.;

- обработка собранной информации, осуществляемая посредством различных ме-

тодов анализа, математических расчетов и т. д.;

- распространение обработанной информации путем донесения необходимой информации гражданам различными способами, в том числе с помощью принятия законов и подзаконных актов.

Если данный процесс осуществляется с ошибками или существует задержка на любом из вышеперечисленных уровней, то это приводит к тому, что управленческое решение будет недостаточно эффективно или вовсе ошибочно. Таким образом, для принятия эффективных решений необходимо внимательно относиться к вопросам методов работы с информацией. Вследствие наблюдающихся процессов увеличения скорости информационных потоков органы государственной власти, не обладающие современным информационным обеспечением и технологиями, не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому модернизация государственного управления должна производиться перманентно и выступать в качестве одной из приоритетных внутренних функций [3].

Итак, выделим преимущества цифровиза-ции государственного управления.

1. Благодаря применению новых информационных технологий в сфере государственного управления количество госслужащих уменьшится, что позволит снизить расходы на содержание государственного аппарата.

2. Произойдет снижение уровня коррупции, а также снизится нагрузка непосредственно на сам государственный аппарат.

3. Ряд проблем, например таких, как повышение уровня стратегического планирования, совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, точность статистических данных и т. п., найдут разрешение.

Однако несмотря на имеющиеся преимущества, применение информационных технологий и развитие цифровизации в сфере государственного управления имеют также и критические риски, отмеченные ниже.

1. Первую группу рисков можно охарактеризовать как риски на организационно-управленческом уровне. Здесь следует отметить возможность того, что в системе государственного управления будет утрачен контроль над решением оперативных и

строчных проблем. Кроме того, цифровые технологии обладают определенной долей формализма, что в результате может повлечь за собой ущемление основных прав и свобод граждан. Это связано с тем, что искусственный интеллект - это все же программа, которая не обладает качествами человека. Также следует отметить, что цифровизация в разных органах государственной власти осуществляется по-разному, вследствие чего в различных управленческих структурах имеется собственная специфика и отраслевая направленность, формирующая возможности цифровой трансформации. Это обусловливает отсутствие единого унифицированного подхода, который мог бы быть применим для всех органов власти.

2. Группа экономических рисков. Следует осуществлять точный расчет того, насколько актуальным является применение цифровых технологий на текущий момент времени. То есть речь идет о том, насколько современные технологии результативны и имеет ли смысл интегрировать их сейчас или же дождаться их усовершенствования. При внедрении информационных технологий должна рассчитываться экономическая целесообразность.

3. Группа информационных рисков. Здесь особым фактором являются вопросы обеспечения безопасности, в том числе ки-бербезопасности. В последнее время участились случаи утечки конфиденциальной информации, а также кибератак.

4. Группа правовых рисков. Отметим, что действующее законодательство должно соответствовать современным условиям и тенденциям во избежание рисков образования правовых коллизий. Таким образом, необходимо отслеживать применяемые нормативные акты на предмет отсутствия противоречий другим актам вследствие внедряемых новшеств. Полагаем, что в целях снижения правовых рисков необходимо осуществлять совершенствование нормативно-правовой базы, связанное с цифровизацией государственного управления.

В заключение отметим, что сегодня органы государственной власти и управления стремятся оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней

среды. Новые информационные технологии позволяют адаптироваться к изменениям, предвидеть их и принимать успешные управленческие решения. Сегодня государственное управление должно быть прозрачным и эффективным, а препятствия к взаимодействию с гражданами должны быть устранены. В этой связи необходимо переосмыслить государственное управление как систему, перепроектировать его в соответствии с социальными процессами и интегрировать в деятельность органов власти технологические инновации.

Список литературы

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.). URL: https://base.garant.ru/70584380/ (дата обращения: 21.03.2022).

2. Алферова Е. В. Информационные технологии в государственном управлении: новые возможности // Информационные технологии: Инновации в государственном управлении : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Алферова, И. Л. Бачило. М. : ИНИОН, 2020. С. 24-46.

3. Евсиков К. С. Государственно-правовые концепции использования информационных технологий в государственном управлении // Lex Russica. 2022. № 1 (182). С. 74-86.

4. Щур А. Л., Федоров А. М., Датьев И. О. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: мировой опыт, проблемы и перспективы использования онлайновых социальных сетей // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 9-9. С. 158-171

References

1. Forecast of Scientific and Technological Development of the Russian Federation for the period until 2030 (approved by the RF Government on January 3, 2014). Mode of access: https://base.garant.ru/70584380/ (date of reference: 21.03.2022)

2.Alferova E. V. Information technologies in public administration: new opportunities. Information technologies: Innovations in public administration : collection of scientific works / ed. by E.V. Alferova, I.L. Bachilo. M. : INION, 2020. С. 24-46.

3.Evsikov K. S. State-legal concepts of using information technologies in public administration. Lex Russica. 2022. № 1 (182). С. 74-86.

4.Shchur A.L., Fedorov A.M., Datiev I.O. Digitalization in state and municipal administration: world experience, problems and prospects of using online social networks. Proceedings of Kola Scientific Centre RAS. 2019. Vol. 10. No. 9-9. PP. 158-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.