DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_2 УДК 351:004
Асриянц Каринэ Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Омарова Муминат Расуловна,
магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Рябых Ксения Васильевна,
магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье анализируются сущность государственного управления как категория, роль инноваций и инновационных технологий с позиции повышения эффективности государственного управления, инновационные инструменты в государственном управлении с возможностью их использования в сфере публичного управления. Делается вывод, что повышение эффективности государственного управления путем внедрения инновационных технологий возможно в результате использования в конкретных условиях эффективных инструментов управления, которые способствовали бы повышению его уровня в ведущих странах мира.
Ключевые слова: государственное управление; инновации; органы власти; инновационные инструменты управления; специфика.
UDC 351:004
Asriyants Karine Gennadievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Omarova Muminat Rasulovna,
Master of the third year of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Ryabykh Ksenia Vasilievna,
Master of the third year of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION
The article analyzes the essence of public administration as a category, the role of innovations and innovative technologies from the standpoint of increasing the efficiency of public administration, innovative tools in public administration with the possibility of their use in the field of public administration. It is concluded that increasing the efficiency of public administration through the introduction of innovative technologies is possible as a result of the use in specific conditions of effective management tools that would contribute to an increase in its level in the leading countries of the world.
Keywords: public administration; innovation; government; innovative management tools; specificity.
Несмотря на актуальность именно технологического измерения управленческих нововведений, сами инновационные технологии в сфере государственного управления существенно отличаются от технологических процессов. Последние представляют собой те новые элементы деятельности, обеспечивающие получение и использование определенных новаций для решения инженерно-технологических задач разного характера, прежде всего, в области научно-технического и экономического развития. Технологические инновации определяют и сопровождают те сферы жизни общества, которое мы связываем с развитием научно-технического прогресса в современных условиях.
Управленческие инновации являются нетехнологичными рядом с инновациями правового, экологического, социокультурного, общегуманитарного характера. Инновационные технологии исследователи определяют как изменения различного характера в системе управления на уровне социума или его определенной составляющей, имеющие своей целью достижение целей или решение конкретных задач, связанных с функционированием и развитием этой системы. В целом это такие трансформации в подсистеме управления общества, обеспечивающие рост эффективности управленческих решений. Исходя из имеющейся научной литературы, целесообразно выделить несколько составляющих таких инноваций:
- организационно-управленческие инновации, на основе которых осуществляется внедрение в деятельность органов государственной власти более эффективных новых методов, технологий, форм организации управленческой деятельности. Они имеют отношение к изменениям в формах и направлениях работы органов государственного управления на структурном и личностном уровне, в способах взаимодействия и организации сети управленческих связей;
- внутренние управленческие и нормативные инновации, которые определяют основные направления и формы целенаправленной трансформации функционального императива управленческой подсистемы, а также согласовывают эти изменения со всеми другими, предоставляя инновационному развитию органов государственной власти целостности и последовательности организационно-структурных, технологических и организационно-процессуальных новаций. Сюда же можно отнести инновации в планировании управленческой деятельности, оценке ее результатов и совершенствовании конкретных форм работы аппарата управления;
- социокультурно-личностные инновации, которые ориентированы на раскрытие возможностей развития человеческого потенциала системы государственного управления в пределах совершенствования корпоративной культуры, личностных и деловых качеств государственных служащих. В организационном плане речь идет не только о мотивации управленцев к самосовершенствованию, но и о различных формах кадровой политики, работе с персоналом, совершенствовании систем подготовки и переподготовки управленческих кадров [3].
В теоретическом плане инновационные технологии в сфере государственного управления обычно определяют на основе системно-функционального подхода в его синергетической интерпретации как целенаправленную или стихийную трансформацию системы управления или ее отдельной составляющей в соответствии с изменениями общества как объекта управляющего воздействия. В рамках такого подхода открываются возможности анализировать управленческие инновации в самом широком спектре измерений - от организационного до социокультурного, от изменений в функциях к становлению новой управленческой культуры, от новых качеств модельного уровня к ис-
пользованию технологических новаций, связанных с информатизацией управленческих процессов [4].
В современных условиях, когда на первое место выходит проективное управление в деятельности органов государственной власти, их инновационная деятельность, прежде всего, касается подготовки и реализации различных инновационных проектов и организации инновационной инфраструктуры для их осуществления. Основным содержанием инновационной деятельности в сфере государственного управления является становление новых организационных форм, методов, технологий реализации управляющих воздействий по объекту управления (общества и его отдельных составляющих), а также внедрения новых способов деятельности самих государственных служащих (новые подходы к организации рабочих мест). Мы соглашаемся с исследователями, которые выводят коммерческую составляющую инноваций за пределы деятельности органов государственной власти [1].
Исходя из сказанного, инновационные технологии в области государственного управления целесообразно понимать как принципиально новые или существенно усовершенствованы направления, способы и технологии реализации функционального императива органов государственной власти как относительно осуществления государственной стратегии и политики, так и по предоставлению конкретных государственных услуг, что обеспечивает рост результативности, эффективности, качества их управленческой деятельности за счет организационной оптимизации, развития кадров, использования технологических новаций и др. Такие конструктивные трансформации государственного управления являются следствием инновационной деятельности в области государственного управления, которую нужно интерпретировать как комплекс действий и реализацию конкретных проектов по разработке и внедрению инновационных форм и методов реализации управленческих функций органов государственной власти в контексте роста их эффективности и качества [2].
Основной социокультурной спецификой инноваций в государственном управлении следует считать их определенность тен-
денциями и приоритетами развития самого общества. Учитывая, что Российская Федерация находится сразу в нескольких процессах системных социальных трансформаций, управленческая деятельность органов государственной власти должна быть своего рода «инновациями относительно инноваций». Задачи государства, становление современной модели социально-экономического развития, формирование конкурентоспособной экономики и высокодуховной культуры можно решить только в рамках инновационной системы государственного управления.
Поэтому цели инновационного развития отечественной системы государственного управления видятся не в нем самом, а в социальных ориентирах управленческих инноваций. Кумулятивным результатом управленческой деятельности должно стать становление в Российской Федерации инновационного общества, общества знаний, образования и науки. Именно за счет этих сфер обеспечивается максимизация потенциала развития страны и ее экономики, в частности, и относительно способности продуцировать или внедрять инновационные технологии, эффективные социально-экономические практики и организационные модели. Инновационное управление является источником антикризисного регулирования, становления механизмов самоуправления и постоянного обновления социальных институтов.
В то время как общие предпосылки инновационного развития отечественной системы государственного управления представляются достаточно разработанными, направления практической реализации управленческих реформ требуют своего концептуального обоснования. Принципиальным вопросом для формирования практически технологического измерения инновационного развития государственного управления является при этом определение субъектности инновационной деятельности и направлений взаимодействия управленческой подсистемы с обществом для обеспечения его готовности к внедрению инновационных форм жизнедеятельности. По нашему мнению, обеспечение такой готовности и является целеполагательным ориентиром модернизации отечественной системы го-
сударственного управления, поскольку без приобретения способности к инновационному развитию общество накапливает риски дезорганизации. По сути, именно успешность в осуществлении инноваций определяет и позитивный характер, и темпы развития общества [2].
Нужно иметь в виду, что инновационная стратегия модернизации как общества, так и системы государственного управления является отражением реальных процессов и имеющегося потенциала развития. При этом осуществление инноваций сколько-нибудь значительных масштабов является очень рискованным делом, поскольку системные трансформации трудно поддаются прогнозированию и управлению в условиях современного общества, которое само по себе является сложным, динамичным, изменчивым и слабопрогнозируемым.
Инновациями в государственном управлении могут быть:
- новые или трансформированные организационные структуры;
- финансовые, информационные, правовые и другие механизмы управления общественным развитием;
- подходы во взаимодействии органов государственной власти с общественностью и бизнесом;
- новые формы и методы работы органов государственной власти;
- управленческие технологии, подходы и инструменты, используемые для решения задач.
Исследование инноваций как фактора эффективности государственного управления предусматривает внедрение инновационных технологий, методов и инструментов, учета взаимосвязи и взаимовлияния различных уровней управления как между собой, так и с конечным потребителем управленческих услуг — обществом [4].
К инновационным технологиям в государственном управлении относятся следующие:
- аутсорсинг — передача организацией определенных функций другой компании, специализирующейся в соответствующей сфере;
- бенчмаркинг — использование лучшего опыта;
- управление — управление без правительства;
- электронное управление, которое охватывает следующие составляющие: «правительство - правительству», «правительство -гражданам», «правительство - бизнес»;
- сбалансированная система показателей (Balanced Score Card, BSC);
- концепция «бережливого управления»;
- новое государственное управление;
- «предпринимательское правительство»;
- реинжиниринг;
- управление по целям;
- управление по результатам;
- управление проектами.
Использование этих инструментов возможно и сфере публичного управления ввиду его сущности и характеристики как категории, которая, в свою очередь, имеет преимущества и ограничения. Так, основным преимуществом указанных инновационных технологий следует считать то, что существует возможность использования модифицированного варианта в зависимости от условий. Основным недостатком является то, что их использование в полном объеме требует значительных финансовых ресурсов.
Таким образом, следует констатировать, что повышение эффективности государственного управления путем внедрения инновационных технологий возможно в результате использования в конкретных условиях эффективных инструментов управления, которые способствовали бы повышению его уровня в ведущих странах мира.
Список литературы
1. Барциц, И. Н. Государственное управление / И. Н. Барциц // Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. / [под общ. ред. В. К. Егорова ; отв. ред. И. Н. Барциц]. - Москва : РАГС, 2018. - Т. I: А-М. - С. 128-130.
2. Вишняков, В. Г Структура управления / В. Г Вишняков // Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. / [под общ. ред. В. К. Егорова ; отв. ред. И. Н. Барциц]. - Москва : РАГС, 2018. - Т. II: Н-Я. -С. 291-292.
3. Куприяшин, Г Л. Теория и современные механизмы государственного управления : учебное пособие / Г Л. Куприяшин, А. И. Соловьев. - Москва, 2017.
4. Курашвили, Б. П. Очерк теории государственного управления / Б. П. Курашвили. - Москва, 2016. - 150 с.
References
1. Bartsits I.N. Public administration. Encyclopedia of Public Administration in Russia: in 2 volumes / [under total. ed. VC. Egorova; otv. ed. I.N. Bartsits]. M.: Publishing house of RAGS, 2018. T. I: A-M. S. 128-130.
2. Vishnyakov V.G. Management structure // Encyclopedia of Public Administration in Russia: in
2 volumes / [under total. ed. VC. Egorova; otv. ed. I.N. Bartsits]. M.: Publishing house of RAGS, 2018. T. II: N-Ya. S. 291-292.
3. Kupriyashin G.L., Soloviev A. I. Theory and modern mechanisms of public administration: textbook. allowance. M., 2017.
4. Kurashvili B.P. Essay on the theory of public administration. M., 2016. 150 p.