Т. П. Ларионова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Благотворительная деятельность в современной социальной политике России при решении социально-значимых проблем страны рассматривается как важный общественный ресурс, потенциал которого нуждается в правовом регулировании и изучении. В этой связи благотворительность стала предметом внимания законодателей и ученых. Социологи уже исследовали теоретико-методологические основы благотворительности [4], ее сути как социального института [1] и социально-экономического феномена [37], рассмотрели особенности современной благотворительности [39, 40], ценностные проблемы российской благотворительности [36], благотворительную деятельность конфессий в современных условиях [2, 34]. Остаются интересными для ученых-социо-логов и вопросы взаимодействия участников благотворительной деятельности и государственных структур, призванных внедрять социальные инициативы в практику. В современной социологической науке признается эффективным межсекторное социальное партнерство, позволяющее объединить средства государства и благотворителей, во имя высшего стратегического приоритета России — повышения качества жизни россиян, уровня благосостояния основной части населения [38]. В Меморандуме III Всероссийского социологического конгресса, состоявшегося в октябре 2008 г., отмечалось, что первой из важнейших практических задач, стоящих перед социологическим сообществом в диалоге его с обществом, государственными органами и бизнес-структурами, является «продвижение и закрепление на законодательном уровне идеи о необходимости обязательной социологической экспертизы при законотворческой и нормотворческой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти» [35]. На федеральном уровне государством уже принят пакет законов, позволяющих решать общие вопросы развития благотворительного движения. В Меморандуме сформулирована следующая задача в этой сфере: обязательный учет при выборе стратегического пути развития специфики как общероссийского, так и многообразных региональных социумов [35].
Отметим, что одним из ведущих условий дальнейшего развития благотворительной деятельности в России является совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе ее региональной составляющей. Между тем некоторые важные вопросы, например, государственного стимулирования благотворительности в регионах, в профильных федеральных законах не рассматриваются [41, 42]. В данной статье предпринята попытка анализа документов действующего законодательства регионов России, регулирующего благотворительную деятельность, в части мер государственного стимулирования благотворительности, осуществляемой физическими и юридическими лицами. Актуальность проведенного исследования состоит в том, что в подобном сравнительном анализе нуждаются сами регионы для отслеживания ситуации и определения достигнутых результатов, обмена опытом и наработками, а также законодатели, разрабатывающие новые законопроекты, так или иначе регулирующие вопросы благотворительной
© Т. П. Ларионова, 2009
деятельности в субъектах Российской Федерации. Историографии названной нами проблемы не существует.
С целью определения основных принципов и форм государственного стимулирования благотворительности, а также динамики законодательно закрепленных дополнительных мер экономической поддержки участников благотворительной деятельности рассмотрен комплекс действующих с 1999 г. региональных законов (всего 29 документов законов), а также принятых с 2000 г. по 2008 г. Необходимо пояснить, что в ряде субъектов России после вступления в законную силу в 2000 г. второй части Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшие ранее законы о благотворительной деятельности были признаны утратившими силу, но не исключены из числа проектов, над которыми в настоящее время ведется работа как в органах законодательной и исполнительной власти регионов, так и в общественных объединениях (среди них г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и др.). Для выявления динамики и тенденций изменений, характерных для рассматриваемой совокупности документов в заявленном аспекте, регионы России сведены в группы в зависимости от времени принятия или внесения последних редакционных изменений в текст закона, регулирующего благотворительную деятельность на соответствующей территории (см. табл. 1).
Таблица 1
Хронологическая последовательность обновления законодательства, регулирующего благотворительную деятельность субъектов Российской Федерации
Год принятия или обновления законов Наименование субъекта Российской Федерации
1999 Сахалинская обл.; Тульская обл.
2001 Белгородская обл.; Челябинская обл.
2002 Ивановская обл.; Нижегородская обл.; Читинская обл.; Ярославская обл.; Республика Саха (Якутия)
2003 Ставропольский край; Волгоградская обл.
2004 Краснодарский край; Еврейская автономная обл.
2005 Республика Саха (Якутия); Республика Тува (Тыва); Вологодская обл.; Липецкая обл.; Пензенская обл.; Самарская обл.
2006 г.Москва; Тамбовская обл.
2007 Алтайский край; Воронежская обл.; Иркутская обл.; Ивановская обл.
2008 Брянская обл.; Томская обл.; Ульяновская обл.; Пермский край
Отметим, что после вступления в силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации, т. е. после 2000 г., в регионах появились новые возможности для стимулирования участников данного вида деятельности и многие законы были обновлены1 с учетом особенностей регионального социума. Однако в изучаемом периоде есть дата, которую можно использовать как подытоживающую достигнутые результаты при исследовании особенностей содержания законов субъектов России, регулирующих благотворительную деятельность в регионах. Это 2006 г., названный в России Годом благотворительности. Его проведению способствовал и тот факт, что 66% действующих законов приняты к 2006 г. [6, 8, 9, 12, 13, 16-19, 21, 23-26, 31-33].
В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вопросы поддержки благотворительной деятельности органами госу-
1За исключением законов Сахалинской и Тульской областей, которые не претерпели изменений с момента их принятия в 1999 г.
дарственной власти и органами местного самоуправления регламентируются в ст. 18 и представлены двумя пунктами, в первом из которых гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных Законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц — участников благотворительной деятельности, во втором — устанавливается ответственность должностных лиц, препятствующих реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, которые несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не останавливаясь на положениях регионального законодательства, которые являются общими или близкими по содержанию для ряда субъектов, отметим существенно отличающиеся моменты, рассматривая регионы в том порядке, в котором они расположены в таблице. При этом документы регионального законодательства обобщены в две группы. Первую группу составляют законы субъектов России, принятые до 2006 г. Данная группа представлена 19 законами.
В законе Сахалинской области устанавливается прямая связь оказания налоговых льгот организациям, осуществляющим деятельность по одному или нескольким приоритетным направлениям благотворительной деятельности, с законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и утверждением бюджетов муниципальных образований. В законе Тульской области, регламентирующем право благотворительной организаций на льготы, отмечается, что оно прекращается с момента изменения ею юридического статуса или неоказания ею благотворительной помощи в течение года. Вместе с тем изменение юридического статуса не влечет за собой возвращения средств и выплаты компенсаций за пользование льготами, полученными на основании рассматриваемого закона.
В Белгородской области закон распространяет меры государственной экономической поддержки на все благотворительные организации, включенные в реестр благотворительных организаций Белгородской области, ведение которого осуществляет Благотворительный совет области. Статус организации, как отмечается в законе, не зависит от наличия или отсутствия слова «благотворительная» в ее названии и уставе, а определяется соответствием целей и задач организации, других уставных норм и фактической деятельности по региональному закону о благотворительности. Подпункт 1 п. 6 ст. 11 рассматриваемого закона называет налоги, от которых в области освобождаются благотворительные организации и их производственные структуры: единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог, налог с продаж в части, направляемой в областной бюджет. Подпункт 2 освобождает от уплаты налогов, поступающих в территориальный дорожный фонд (налог с владельцев автотранспортных средств, налог на приобретение автотранспорта; по налогу за пользование автомобильными дорогами предоставляется льгота в виде начисления по ставке, не выше принятой федеральным законом). В законе Белгородской области впервые сформулировано положение о недопущении предоставления налоговых и иных льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям, их учредителям (членам) и иным участникам благотворительной деятельности, тиражированное позднее в законах других регионов.
В законе Челябинской области шесть статей посвящены вопросам государственной поддержки благотворительной деятельности на территории области. Обращают на себя внимание два очень важных, по нашему мнению, принципа, на основе которых осуществляется благотворительная деятельность в Челябинской области: адресная направленность и недопустимость замены исполнения государственных функций в социальной сфере осуществлением благотворительной деятельности. Государственная
экономическая поддержка, осуществляемая в формах финансирования на конкурсной основе благотворительных программ, разработанных благотворительными организациями Челябинской области; размещения на конкурсной основе государственных социальных заказов; материально-технической и финансовой помощи; полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным имуществом, находящимся в собственности области; предоставления возможности бесплатного пользования информационными ресурсами Челябинской области, а также оказания государственной экономической поддержки в иных формах, не противоречащих законодательству, имеет конкретные дополнения. Статья 8 закона устанавливает, что сумма налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет, уменьшается на 50% от суммы средств, переданных юридическими лицами на благотворительные цели, в пределах 50% от суммы налога, подлежащего зачислению в областной бюджет. На суммы средств, полученных благотворительными организациями, осуществляющими благотворительную деятельность по приоритетным направлениям, установленным ст. 6 рассматриваемого закона, не начисляются налоги в областной бюджет. Порядок предоставления льгот благотворительной организации, наряду с другими условиями, предполагает утрату права в случае прекращения ее деятельности как благотворительной организации или установления факта нарушения законодательства о благотворительной деятельности.
В Ивановской области законодатель счел возможным осуществлять передачу в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законодательством. Суммы денежных средств, перечисленных юридическими лицами на реализацию приоритетных благотворительных программ (мероприятий), утвержденных в установленном порядке органами государственной власти области, исключаются из налоговой базы в доле, поступающей в областной бюджет.
В Нижегородской области в 2002 г. впервые принципом осуществления благотворительной деятельности было названо взаимное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников благотворительной деятельности, т. е. то, что в современной социальной и научной литературе по проблемам благотворительности трактуется как межсекторное социальное партнерство. В данном законе подчеркнут принцип недопустимости замены обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления в социальной сфере деятельностью благотворителей.
В Читинской области законом предусмотрено оказание содействия благотворителям в предоставлении кредитов в банках на льготных условиях.
Закон Ярославской области не вносит дополнительных мер стимулирования в сравнении с законами других регионов.
Закон Ставропольского края впервые в региональном законодательстве определяет льготы физическим лицам: совокупный доход, полученный физическим лицом в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму средств в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. В части налога на имущество предприятий и суммы средств, полученных благотворительными организациями, использованы нормы, прописанные ранее в соответствующем законе Челябинской области.
Закон Волгоградской области предоставил организациям, занимающимся благотворительной деятельностью, подлежащим лицензированию, льготу в виде установления упрощенной процедуры продления срока действия лицензий.
В законе Краснодарского края предусмотрена возможность передачи в собственность благотворительным организациям бесплатно или на льготных условиях государственного или муниципального имущества.
В законе Еврейской автономной области не прописано конкретных для данной территории мер государственной поддержки благотворительной деятельности, при этом дается ссылка на федеральное и областное законодательство.
При рассмотрении мер государственной поддержки попечительской (благотворительной) деятельности, законом Республики Саха (Якутия) предусматривается возможность делегирования полномочий в виде включения отдельных попечителей (благотворителей) в состав коллегиальных органов, аттестационных комиссий в социальной сфере Республики Саха (Якутия) на всех уровнях, а также поддержка гражданских инициатив по сбору средств для реализации целей попечительства (благотворительности).
Не содержит новых положений, по сравнению с уже рассмотренными, закон о благотворительности в Республике Тува (Тыва).
Отсутствует раздел о государственной поддержке благотворительной деятельности в законах Вологодской и Липецкой областей.
В Пензенской области в комплексе форм поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления законом утверждена возможность установления благотворительным организациям тарифов на оплату коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, информационная, методическая и юридическая поддержка благотворительных организаций, экспертно-аналитическая деятельность по разработке законодательных и нормативных актов, служащих поддержке и развитию благотворительной деятельности.
Заметная новизна присутствует в ст. 14 «Предоставление налоговых льгот благотворительным организациям и благотворителям» соответствующего закона Самарской области. В частности, льготы по налогу на имущество организаций предоставляются благотворительным организациям, имеющим статус «Благотворительная организация в Самарской области». Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для налогоплательщиков — участников благотворительной деятельности в Самарской области, установлена в интервале от 13,5 до 17% в зависимости от объема облагаемой налогом прибыли, направленной на социально значимые цели в текущем налоговом (отчетном) периоде.
Закон Тамбовской области не содержит новых направлений государственной экономической поддержки благотворительности.
Во вторую группу законов субъектов России о благотворительной деятельности входят законы, принятые в 2006-2008 гг., она представлена десятью из них [5, 7, 10, 11, 15, 20, 27, 28, 30]. Шесть приняты в регионах европейской части России (г. Москва, Тульская, Воронежская, Ивановская, Брянская, Ульяновская области), один — на Урале (Пермский край), три — в Сибири (Алтайский край, Иркутская и Томская области). Эти документы позволяют судить о динамике в региональном законодательстве.
Так, закон города Москвы имеет ряд новаций. Они начинаются с названия документа: «О взаимодействии органов государственной власти г. Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». В законе устанавливается, что органы государственной власти в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами г. Москвы оказывают поддержку деятельности негосударственным некоммерческим организациям в формах:
• предоставления грантов, предоставления помещений, находящихся в государ-
ственной собственности г. Москвы, в безвозмездное пользование на период выполнения социального заказа либо городской целевой программы;
• введения квоты площадей на первых этажах новостроек для передачи их в пользование негосударственным некоммерческим организациям;
• содействия в подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов по размещению социального заказа и предоставлению грантов;
• осуществления оценочной деятельности в социальной сфере;
• обучения членов и участников негосударственных некоммерческих организаций;
• проведения обмена опытом;
• оказания информационно-методической помощи;
• содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научнопросветительских мероприятий.
Общими чертами последующих девяти документов является лаконичное и устоявшееся изложение раздела, посвященного государственной поддержке благотворительной деятельности.
В закон Тамбовской области не внесены новые направления государственной экономической поддержки благотворительности. Три абзаца, составляющие соответствующий раздел закона Алтайского края, можно характеризовать как гарантии («Всем участникам благотворительной деятельности гарантируется обеспечение... »), разрешение («Органы государственной власти края и местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, . . . за счет собственных финансовых и материальных ресурсов могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности в формах, определяемых федеральным законом») и запрещение («Запрещается предоставление налоговых и иных льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворителям, благотворительным организациям, их учредителям (членам) и другим участникам благотворительной деятельности»).
Закон Воронежской области не содержит положений, регулирующих поддержку благотворительности на территории области, а закон Иркутской области в исследуемой части весьма схематичен.
Предельно немногословен закон Брянской области: «Органы государственной власти Брянской области в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации и Брянской области, осуществляют государственную поддержку и способствуют развитию благотворительной деятельности в Брянской области».
Аналогичен закон Томской области, подчеркивающий в дополнение ответственность должностных лиц, препятствующих реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
Ст. 3 Закона Ульяновской области называет два основных принципа государственной поддержки, первым из которых признается социальная значимость благотворительной деятельности, вторым устанавливается обязательность сотрудничества органов государственной власти и благотворителей, добровольцев. Формы государственной поддержки, выделенные в законе Ульяновской области отдельной статьей из пяти пунктов, содержат новую для нашего сравнительного анализа норму — оказание консультационного содействия при создании благотворительных организаций.
Ст. 12 «Гарантии благотворительной деятельности» закона Пермского края близка по объему законодательству других регионов, но содержит значимое обобщающее положение о возможности оказания участникам благотворительной деятельности поддержки путем экономического стимулирования и морального поощрения.
Подводя итоги рассмотрения 29 региональных документов, можно сказать, что изложенные в них меры государственной поддержки участников благотворительной деятельности следует отнести к мерам экономического стимулирования. Именно они в той или иной степени присутствуют в значительной части исследованных нами законов. Меры морального поощрения приведены во всех законах и включают в себя представление к государственным наградам Российской Федерации, наградам субъектов России, специальным почетным званиям.
Следует заметить, что в законе Пермского края, принятом, напомним, в 2008 г. названа специальная мера поощрения добровольческой деятельности в виде награждения Почетным знаком «Волонтер Прикамья». Этот факт примечателен еще и тем, что выводит «из тени» добровольческую (волонтерскую) деятельность, не связанную, как правило, с передачей нуждающимся материальных благ, и основанную, прежде всего, на духовных ценностях личности добровольца. В приведенном случае законодатели солидарны с мнением социологов, заключающемся в том, что «благотворительность как деятельность во благо всегда была основана на нравственных принципах, поскольку была направлена в социум на одухотворение человека (и помогающего, и того, кому помогали)» [3].
В особую небольшую группу целесообразно выделить региональное законодательство, которое предметом регулирования имеет меценатскую деятельность. Меценатство как составная часть благотворительности самостоятельными законами регулируется в Республике Саха (Якутия) и Ивановской области [14, 22]. Хронологически законы разделяют десять лет, которые положительно отразились на содержании закона Ивановской области, принятом позднее. В частности, ст. 9 «Государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности», присутствующая самостоятельно только в законе Ивановской области, называет меры как экономического стимулирования (налоговые и иные льготы, гарантированность сохранения бюджетного финансирования для получателей меценатской поддержки), так и морального поощрения со стороны органов местного самоуправления. Меры морального поощрения меценатов органами государственной власти регулируются специальной статьей закона.
Таким образом, обобщая изложенное, отметим, что наиболее распространенными мерами государственного экономического стимулирования благотворительной деятельности в действующем законодательстве субъектов Российской Федерации, во-первых, являются:
• льготное налогообложение в части налогов, зачисляемых в бюджет этих субъектов;
• предоставление на льготных условиях в аренду (или собственность) имущества, находящегося в собственности субъекта или муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта России;
• предоставление грантов с целью финансирования программ, разработанных благотворительными организациями, или участия в решении проблем по государственному социальному заказу.
В ряде регионов предусмотрено оказание информационной, консультативной, экспертной поддержки.
Во-вторых, — сокращение детализации форм государственного экономического стимулирования, прописанных в региональных законах.
В-третьих, — лаконичность и устойчивость формулировок положений законов, регулирующих благотворительную деятельность, принятых в 2006-2008 гг. На наш взгляд, это свидетельствует о демократичности законодательства, способствующей созданию
новых форм межсекторного социального партнерства, новых направлений взаимодействия государства, бизнеса, общества в экономическом стимулировании спонсорства и моральной поддержке благотворительности. Динамика мер морального поощрения благотворителей выражена в признании государством социальной значимости не только материального вклада, но и добровольческих (волонтерских) инициатив благотворителей.
Литература
1. Благотворительность в России как социальный институт: история, возрождение, развитие / Под ред. Л. В. Шведовой. М., 2007. 333 с.
2. Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность. СПб., 2005. 146 с.
3. Воронова Е. А. Русская православная церковь как социальный институт: постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2004. Вып. 4. С. 64.
4. Деревягина Т. А. Теоретико-методологические аспекты благотворительности // СО-ТИС. 2006. №4. С. 37-41.
5. Закон Алтайского края от 06.02.1998 №7-ЗС «О благотворительной деятельности на территории Алтайского края» (ред. от 24.12.2007 №143-ЗС). иИЬ: http://www.garant.ru.
6. Закон Белгородской области в ред. от 27.11.2001 №10 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». иИЬ: http://www.garant.ru.
7. Закон Брянской области от 10.06.2008 №43-3 «О поддержке благотворительной деятельности в Брянской области». иИ,Ь: http://www.garant.ru.
8. Закон Волгоградской области от 24.11.1998 № 224-ОД «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Волгоградской области» (ред. от 04.12.2003). иИЬ: http://www.garant.ru.
9. Закон Вологодской области от 10.06.1996 №81-ОЗ «О благотворительной деятельности» (ред. от 28.03.2005). иИЬ: http://www.garant.ru.
10. Закон Воронежской области от 16.07.1998 №49-11-ОЗ «О благотворительной деятельности в Воронежской области» (ред. от 06.02.2007). иКЬ: http://www.garant.ru.
11. Закон города Москвы от 12.07.2006 №38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». иИЬ: http://www.garant.ru.
12. Закон Еврейской автономной области от 28.01.2004 №248-ОЗ «О благотворительной деятельности в Еврейской автономной области». иИЬ: http://www.garant.ru.
13. Закон Ивановской области от 09.02.1996 №7-ОЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 18.07.2002). иИЬ: http://www.garant.ru.
14. Закон Ивановской области от 15.06.2007 №84-ОЗ «О меценатах и меценатской деятельности в Ивановской области». иИЬ: http://www.garant.ru.
15. Закон Иркутской области от 13.01.1999 «О благотворительных попечительских советах в Иркутской области» (ред. от 17.05.2007). иИЬ: http://www.garant.ru.
16. Закон Краснодарского края от 30.04.2002 №473-КЗ «О благотворительной деятельности в Краснодарском крае» (ред. от 28.12.2004). иИЬ: http://www.garant.ru.
17. Закон Липецкой области от 31.08.2004 №124-ОЗ «О благотворительной деятельности в Липецкой области» (ред. от 05.09.2005 №218-ОЗ). иИЬ: http://www.garant.ru.
18. Закон Нижегородской области от 26.02.2002 №9-З «О благотворительной деятельности» (ред. от 08.08.2008). иИЬ: http://www.garant.ru.
19. Закон Пензенской области 23.09.2003 №516-ЗПО «О поддержке благотворительной деятельности в Пензенской области» (ред. от 09.03.2005). иИЬ: http://www.garant.ru.
20. Закон Пермской области от 09.07.2003 №882-171 «О благотворительной деятельности в Пермском крае» (ред. от 03.02.2008). иИЬ: http://www.garant.ru.
21. Закон Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 №613-111 «О попечительской деятельности в Республике Саха (Якутия)». иИ,Ь: http://www.garant.ru.
22. Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.1998 З №57-11 «О меценатах и меценатской деятельности» (ред. от 20.06.2002 №З-43/02). ИКЬ: http://www.garant.ru.
23. Закон Республики Тыва от 31.01.1996 №455 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 16.05.2005 №1273 ВХ-1). ИКЬ: http://www.garant.ru.
24. Закон Самарской области от 24.05.1999 №18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области» (ред. от 07.07.2005 №151-ГД). ИКЬ: http://www.garant.ru.
25. Закон Сахалинской области от 24.11.1999 №138 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях на территории Сахалинской области». ИКЬ: http://www.garant.ru.
26. Закон Ставропольского края от 20.11.2003 №43-кз «О государственной поддержке благотворительной деятельности на территории Ставропольского края». ИКЬ: http://www.garant.ru.
27. Закон Тамбовской области от 25.12.2006 №133-З «О благотворительной деятельности в Тамбовской области». иКЬ: http://www.garant.ru.
28. Закон Томской области от 09.06.2001 №70-ОЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях в Томской области» (ред. от 13.02.2008 №22-ОЗ). ИКЬ: http://www.garant.ru.
29. Закон Тульской области от 18.02.1999 №115-ЗТО «О благотворительной деятельности в Тульской области. ИКЬ: http://www.garant.ru.
30. Закон Ульяновской области от 08.10.2008 №151 «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ульяновской области». ИКЬ: http://www.garant.ru.
31. Закон Челябинской области от 01.12.1999 №98-ЗО «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» (ред. от 10.07. 2001). ИКЬ: http://www.garant.ru.
32. Закон Читинской области от 05.09.1996 №60 «О благотворительной деятельности на территории Читинской области» (ред. от 25.09.2002). ИКЬ: http://www.garant.ru.
33. Закон Ярославской области от 25.03.2002 №26-з «О благотворительной деятельности в Ярославской области». ИКЬ: http://www.garant.ru.
34. Кузнецова-Моренко И. Мусульманская благотворительность: повседневные и официальные практики в Республике Татарстан // Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М., 2008. С. 391420.
35. Меморандум III Всероссийского социологического конгресса // СОЦИС. 2009. №3. С. 7.
36. Наддака-Борцов С. М . Ценностные проблемы современной российской благотворительности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3. Спец. вып. «Педагогика». С. 260-266.
37. Смирнова Е. В. Благотворительность как социально-экономический феномен // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования / Общ. ред. О. Л. Лейкинд. СПб., 2007. С. 374-382.
38. Социология управления: учебно-метод. комплекс для подготовки магистров / Под общ. ред. В. Э. Бойкова. М., 2008. С. 114-115.
39. Стрекаловская М. Ф. Благотворительная деятельность в современных условиях России // Власть. 2007. №3. С. 72-74.
40. Тульчинский Г. Л. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования / Общ. ред. О. Л. Лейкинд. СПб., 2005. С. 272-286.
41. Федеральный закон от 12.01. 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». ИКЬ: http://www.garant.ru.
42. Федеральный закон от 22.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». ИКЬ: http://www.garant.ru.
43. Федеральный закон от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». ИКЬ: http://www.garant.ru.