Асанова Н.А.
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов Краснодарского кооперативного института
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА КАК ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Asanova N.A.
Ph.D., associate professor economics and finance Krasnodar cooperative institute
STATE REGULATION OF AGRO-FOOD MARKET AS A BASIS OF FOOD SECURITY
Аннотация:
Продовольственная безопасность является сложной разноплановой проблемой, затрагивающей национальные интересы всех стран, каждого региона и отдельного человека, каждой социальной группы населения. Для России, ее регионов эта проблема остается одной из важнейших одновременно с задачами в сфере оборонной, экономической и национальной безопасности. Не следует недооценивать возможности продовольственной зависимости как следствия непредвиденно возникающих внешних кризисных ситуаций, изменения конъюнктуры глобального агропродовольственного рынка и недобросовестной конкуренции. Либерализация внешнеэкономических отношений России предопределила ужесточение конкуренции на рынке агропродовольственной продукции Краснодарского края.
Abstract
Food security is a complex diverse problem affecting the national interests of all countries, each region and individual, each social group of the population. For Russia and its regions, this problem remains one of the most important simultaneously with the tasks in the sphere of defense, economic and national security. One should not underestimate the possibility offood addiction as a consequence of unforeseen external crises, changes in the global agri-food market and unfair competition. The liberalization of Russia's foreign economic relations predetermined the toughening of competition in the market of agri-food products of Krasnodar region.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, конкурентоспособность, экономическая безопасность, экономика региона, экономическая категория.
Keywords: food security, competitiveness, economic security, regional economy, economic category.
Одной из глобальных в мировой экономике является продовольственная проблема. Ее решение органично взаимосвязано с проблемами преодоления бедности, демографической и экологическими проблемами, обеспечения мира, разоружения, соблюдения прав человека[1].
Продовольственная безопасность как экономическая категория в научной литературе рассматривается в различных аспектах: с позиции гло-
бальных мировых проблем, обеспечения безопасности регионов, отдельных стран, групп населения, семьи и отдельного человека.
Рассматривая группу факторов, воздействующих на состояние продовольственной безопасности, на макроэкономическом уровне, следует обратить внимание на двух процессах - экспансии транснациональных вертикально интегрированных компаний и роли государства по регулированию продовольственного рынка[2] (табл. 1, 2).
Таблица 1
Владельцы сахарных заводов в Краснодарском крае
Место расположения сахарного завода в крае Принадлежность владельца завода к региону
завод Выселковский Краснодарский край
завод Новопокровский Москва
завод Гулькевичский Краснодарский край
завод Динской Санкт-Петербург
завод Каневской Краснодарский край
завод Новокубанский Москва
завод Кореновский Москва
Павловский завод Краснодарский край
Курганинский завод Москва
Тбилисский завод Москва
Успенский завод Москва
Усть-Лабинский Москва
Тимашевский комбинат Краснодарский край
комбинат "Ленинградский" Москва
завод Лабинский Республики Казахстан
комбинат Тихорецкий Москва
Из представленных шестнадцати сахарных заводов, являющихся основой этого сектора продовольственной системы аграрной экономики Краснодарского края, сторонним, внешним по отношению к краю вертикально интегрированным компаниям принадлежит одиннадцать. Аналогич-
ная ситуация сложилась и в других комплексах аграрного сектора экономики края. Таким образом, возникла ситуация, при которой регион вынужден вести сложные взаимоотношения с внешними участниками при развитии продовольственной системы и продовольственной самообеспеченности региона[6].
Таблица 2
Задачи государственного регулирования рынка продовольствия на макроэкономическом уровне и _ способы их решения _
Задачи регулирования на макроэко- Способы решения за- Факторы противодействия
номическом уровне дач
устойчивость рынка продоволь- планирование Бессистемность планирования
ствия.
Определение емкости рынка продо- Мониторинг и прогно- Несвоевременный мониторинг
вольствия. зирование рынка
Обеспечение продовольственной Система защиты рынка Отсутствие реальной защиты
безопасности
Развитие межрегиональных продо- Контракты между реги- Дефицит контрактов между регио-
вольственных связей. онами нами
Развитие научного потенциала Инвестирование и Бюрократия при реализации науч-
рынка продовольствия. гранты для научных ных проектов
проектов
Сбалансированное развитие рынка Реализация комплекс- Заорганизованность разработки це-
продовольствия ных целевых программ левых программ
Регулирование отношений между Соблюдение режимов Не обоснованные изменения в учете
субъектами рынка продовольствия деятельности. и налогообложении. Злоупотребле-
Использование льгот, ния при государственных закупках
государственно-част-
ного партнерства
Рассматривая группу мезо- факторов, воздействующих на состояние продовольственной безопасности, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- положение и перспективы наиболее крупных субъектов регионального рынка, которые могут быть использованы для повышения устойчивости продовольственного комплекса региона, его продовольственной безопасности[3];
- институциональные характеристики участников регионального рынка продовольствия; характер проводимой региональной агропродоволь-ственной экономической политики
Обобщение проведенного анализа, представленного в табл. 1 - 3 показывает ключевые факторы развития продовольственной системы и обеспечения продовольственной безопасности Краснодарского края[4]:
«шшшдщум-шугм&у »#тш),2ш / еэд№МД©1_13
Таблица 3
Институциональные характеристики продовольственной политики Краснодарского края
Институциональные характеристики Оценка
Целевая функция регулирующего органа - министерства сельского хозяйства Краснодарского края Управление сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственного сырья в соответствии с краевым и федеральным законодательством
Задачи регулирующего органа - министерства сельского хозяйства Краснодарского края Реализация государственной политики в сфере АПК. Реализация мер государственного регулирования сельского хозяйства. Поддержка развития социальной и производственной инфраструктуры сельского хозяйства края.
Количество законов субъекта РФ, направленных на развитие продовольственной системы региона за последние пять лет 4
Количество законов субъекта РФ, направленных на обеспечение продовольственной независимости региона за последние пять лет 1
Количество реализуемых программ в крае, направленных на поддержку сельского хозяйства и развитие пищевой промышленности 7
Наличие программ, направленных на качественное, структурное и системное реформирование АПК нет
1). На уровне мега- факторов это: включение региональной экономики в глобальное хозяйство носит периферийный характер; защита отношений собственности на региональном продовольственном рынке недостаточна для активизации инвестиционного процесса; развитие финансово-инвестиционной инфраструктуры в регионе не адекватно задаче развития продовольственной системы и обеспечения продовольственной безопасности Краснодарского края[5].
2). На уровне макроэкономических факторов
это:
Возможность государственной поддержки национального продовольственного комплекса недостаточна для развития продовольственной системы;
состояние отечественных институтов агро-продовольственного рынка (дефицит эффективных норм, бюрократизация агропродовольственной экономической политики);
стратегия реформирования агропродоволь-ственного комплекса России носит инерционный характер, предполагающий сохранение механизмов управления АПК).
3). На уровне мезоэкономическом уровне это[6]:
наличие факторов производства и компонентов инфраструктуры в регионе, что может обеспечить развитие продовольственной системы;
бюрократические барьеры и трансакционные издержки в экономике Краснодарского края, которые увеличивают расходы на функционирование и развитие продовольственной системы;
предпринимательская инициатива субъектов регионального продовольственного рынка, способствующая его развитию и формированию дополнительных конкурентных преимуществ.
Результаты исследования, полученные на основе проведенного SWOT - анализа позволяют оценить основные ограничения развития продовольственного комплекса Краснодарского края (табл. 4).
Результаты исследования, представленные в табл. 4, дают возможность определить ограничения, возникающие в рамках сильных и слабых сторон, угроз и возможностей продовольственной системы. Продовольственная безопасность Краснодарского края обеспечивается в условиях воздействия выше названных трех групп факторов.
- для мега- факторов: волатильность глобального продовольственного рынка; фактическая неготовность большинства субъектов, занимающихся воспроизводством продовольствия, к работе в условиях ВТО[8];
- для макро- факторов: недостаточное развитие большинства институтов национального агро-продовольственного рынка; инерционный характер государственной аграрной политики, консервация устаревших механизмов и структур;
- для мезо- факторов: высокая коррупция в регионе; сложившиеся механизмы административной централизации капитала субъектов регионального продовольственного рынка[7]
14 ИШММШ /
Таблица 4
Оценка ограничений продовольственной системы Краснодарского края, обеспечивающей его про-
довольственную безопасность
Сильные стороны системы - обеспеченность необходимыми материальными предпосылками - традиционный, сложившийся исторически аграрный профиль региональной экономики - имеющийся в наличии капитал, сложившийся высокий уровень производственной и организационной культуры - инвестиционная привлекательность региона Слабые стороны системы низкая капитализация главного актива системы -земли инерционность региональной агропродоволь-ственной политики рынку высокий физический и моральный износ капитала, неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка неустойчивость и бессистемность развития агро-продовольственного рынка
Возможности системы существенный предпринимательский потенциал агропродовольственного рынка - ресурс научного и образовательного обеспечения продовольственной системы - наличие нескольких возникших секторов роста - согласование стратегических интересов внешних инвесторов, субъектов регионального бизнеса и региональных органов власти в развитии агро-продовольственной системы Угрозы развитию системы - существенная рецессия и значительный отток капитала с продовольственного рынка - недостаточная защищенность субъектов продовольственного рынка в условиях членства РФ в ВТО - стремление региональной власти сохранить сложившуюся структуру и механизмы управления АПК, недооценка реальных постиндустриальных тенденций в аграрной сфере - чрезмерное применение администрирования в развитии регионального продовольственного рынка.
Обобщение материалов исследования возможность идентифицировать действующую стратегию развития агропродовольственного комплекса инерционную стратегию аграрно-индустриальной интеграции, сложившуюся в условиях административно-плановой, централизованной системы хозяйствования и нацеленную на решение задач воспроизводственных процессов в АПК, обеспечивающих продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие реги-она[2].
На наш взгляд, указанная стратегия не соответствует задачам развития экономики Краснодарского края, потому что сводит преобразования в продовольственном комплексе к поверхностному квази- реформированию АПК. При таком реформировании АПК структура, функции и механизмы хозяйствования остаются практически неизменными.
Важнейшим аспектом обеспечения продовольственной безопасности региона является создание нового механизма управления этим процессом на основе самоорганизация субъектов регионального рынка продовольствия, подкрепленной проводимой региональной агропродовольственной политикой [8].
Существенным негативным аспектом функционирующего регионального продовольственного комплекса является чрезмерная бюрократизации управления, попытки органов региональной власти командовать субъектами продовольственного рынка, что снижает эффективность хозяйственных процессов, осуществляемых на этом рынке.
При этом бремя административного управления регионального АПК растет вне зависимости от результатов деятельности. Эффективность деятель-
ности низка для обеспечения социальных и инвестиционных потребностей АПК[1].
Обобщение проанализированных нами положений и выводов дает основание предложить на перспективу стратегию совершенствования продовольственной системы Краснодарского края, основанную на институциональной дифференциации, которая нацелена на обеспечение продовольственной безопасности края и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- создание необходимых условий для устойчивого развития продовольственной системы и повышения качества взаимодействия участников регионального продовольственного рынка;
- придание институционального статуса продовольственному комплексу как особого субъекта экономики региона и разработка соответствующих правовых норм, регулирующих контракты субрегионального уровня;
- достижение продовольственным комплексом достаточной конкурентоспособности в процессе постиндустриальных преобразований, его включение в процесс реализации экономической политики региона.
Концепция институциональной дифференциации основывается на самоорганизации субъектов регионального продовольственного рынка. Они могут сформировать механизм управления продовольственным комплексом, создать профессиональную ассоциацию участников регионального продовольственного рынка и делегировать полномочия органам управления, которые курируют эту сферу. Основой взаимодействия субъектов продовольственного комплекса и экономической системы региона могли бы стать стратегические кон-
тракты. Такая концепция актуализируется дополнительно в связи с членством РФ в ВТО. Самоорганизация участников агропродовольственного является важным и обязательным условием повышения конкурентоспособности.
Государственное регулирование агропродо-вольственного рынка как основы продовольственной безопасности и устойчивости социально-экономического развития региона предполагает бережное, рациональное и одновременно эффективное использование основного актива продовольственного комплекса, которым является земля, и совершенствование системы взаимодействия участников регионального продовольственного рынка. В процессе рыночной трансформации земли сельскохозяйственного назначения хищнически эксплуатировались. Это негативно отразилось на потенциале плодородия и эффективности участии в воспроизводстве продовольствия[5].
Необходима коррекция региональной агропро-довольственной политики по принципу бережного отношения и использования земли, имеющей сельскохозяйственное назначение. Эти земли являются основным активом продовольственного комплекса. С этой целью необходимо переходить на технологию и организацию механизма нулевой обработки почвы, то есть при посевах и уборке урожая полностью отказаться от технологических механических обработок [7]. Это создаст систему «самовосстанавливающегося земледелия», учитывающую требования экологии и необходимость экономии ресурсов.
Необходимо создать целевой региональный фонд регенерации земельных ресурсов. Это позволит иметь финансовые средства для выкупа земли у неэффективных собственников, восстановления плодородия таких участков земли для последующей их реализации эффективным собственникам и включения в оборот.
В качестве инструментов развития регионального продовольственного комплекса нами предла-гается[6]:
1. Региональная профессиональная ассоциация участников агропродовольственного рынка. Ее создание позволит сформировать и адаптировать механизм управления продовольственным комплексом региона.
2. Профильный компонент региональной социально-экономической политики, адресованный аг-ропродовольственному комплексу. Такой компонент особенно востребован в регионах, обладающих значительными запасами природных, организационных, институциональных и социальных предпосылок и условиями для создания эффективных агропродовольственных комплексов.
3. Консультационный совет по развитию агро-продовольственного комплекса при руководителе исполнительной власти региона, который обеспечит восприятие инноваций в аграрной отрасли, их экспертизу и презентацию для всех заинтересованных участников.
4. Фонд поддержки инноваций в развитии аг-
15_
ропродовольственного комплекса - некоммерческая организация, аккумулирующая взносы участников комплекса и других заинтересованных лиц, которые обеспечивают гранты для продвижения перспективных инновационных проектов на агро-продовольственный рынок.
Список литературы
1. Асанова Н.А. Совершенствования бюджетной политики и тенденции социально-экономического развития Краснодарского края / Н.А. Асанова, Л.Н. Исачкова. // В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 40-летию Учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета. Составители Н.К. Васильева, Е.А. Коврякова, Е.В. Сидорчукова. 2018. С. 7-13.
2. Ашинова М.К. Развитие региональной экономики на основе применения государственно-частного партнерства / М.К. Ашинова, Л.Н. Исачкова, С.Ю. Хут, Ф.Р. Ешугова // Новые технологии. 2017. № 2. С. 50-56.
3. Ашинова М.К. Импортозамещение как инструмент решения актуальных проблем апк региона / М.К. Ашинова, С.Ю. Хут, Ф.Р. Ешугова // Новые технологии. 2016. № 1. С. 52-57.
4. Исачкова Л.Н. К вопросу о государственной поддержке малого предпринимательства на орошаемых землях / Л.Н. Исачкова, Н.А. Асанова, С.Ю. Хут. // В сборнике: Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российский университет кооперации.- 2014.-С. 157-16
5. Исачкова Л.Н. Современное состояние экономической безопасности и конкурентоспособности Краснодарского края / Л.Н. Исачкова, Н.А. Овчаренко, К.А. Карташов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 807-811.
6. Овчинникова Н.Г. Рациональное землепользование как фактор развития территориально-хозяйственной системы населенных пунктов / Н.Г. Овчинникова, Н.А. Асанова // В сборнике: Российская экономическая модель-5: настоящее и будущее аграрного, индустриального и постиндустриального секторов Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию экономического факультета КубГАУ. -2015.- С. 425-430.
5. Овчаренко Н.А. Теоретико-концептуальные основы совершенствования управления аграрным природопользованием и обеспечение устойчивого развития сельских территорий // Н. А. Овчаренко, Л.Н. Исачкова, Н.А. Асанова // В сборнике: Influence of the social processes globalization factor on the economical and legal development of states and corporations Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the resultsof the
XCIII International Research and Practice Conferenceand III stage of the Championship in Economics and Management,
Jurisprudence,Sociological, Political and Military sciences.- 2015.- С. 40-41.
6. Сорокин М.А. Особые условия экономики россии в условиях импортозамещения / М.А. Сорокин, Л.Н. Исачкова // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С. 710-713.
7. Хут С.Ю. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития региона (на материалах республики Адыгея) / С.Ю. Хут // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Майкоп. гос. технол. ин-т Респ. Адыгея. Майкоп, 2010
8. Хут С.Ю. Стратегия устойчивого развития региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2015. №5-2(58-2). С.290-292.
УДК 332.62
Бакуменко Н. С.,
Студентка 4 курса землеустроительного факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар
Жуков В. Д.,
доцент кафедры землеустройства и земельного кадастра ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар
Матвеева А. В.
старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар
КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: МЕТОДИКА, ПРОБЛЕМЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Bakumenko N. S.,
4th year student of the faculty of land management FSBEI HE Kuban SAU, Krasnodar Zhukov V. D.
associate Professor of the Department of land management and land cadastre
FSBEI HE Kuban SAU, Krasnodar Matveeva A. V.
senior lecturer, Department of land management and land cadastre,
FSBEI HE Kuban SAU, Krasnodar
THE CADASTRAL VALUE OF CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS: METHODS,
CHALLENGES, IMPROVEMENT
Аннотация
В статье приводится нормативно-правовая база, регулирующая оспаривание кадастровой стоимости. Рассматривается пример некорректно определенной кадастровой стоимости объекта капитального строительства методом массовой оценки. Дается предложение по совершенствованию механизма определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Abstract
The article provides a regulatory framework governing the dispute of cadastral value. An example is considered of an incorrectly determined cadastral value of a capital construction object using the mass valuation method. A proposal is made to improve the mechanism for determining the cadastral value of objects.
Ключевые слова: кадастровая стоимость, рыночная стоимость, массовая оценка, оспаривание, налог на имущество физических лиц.
Key words: cadastral value, market value, mass valuation, challenging, personal property tax.
В современный период задачи переоценки кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства принимают все большее значение. От величины кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно зависят стоимость его выкупа, налоговые обязательства собственников, а также размер арендных платежей при оформлении договора аренды. Зачастую кадастровая стоимость зданий и сооружений, установленная субъектами РФ, представляется пользователям недвижимости явно завышенной и не соответствующей рыночной. Это в свою очередь влечет
дополнительную налоговую нагрузку для граждан.
После вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), самые острые вопросы пересмотра кадастровой стоимости были разрешены разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» [7].
С 1 января 2017 года порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости существенно