Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы'

Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3120
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / FOOD SECURITY / AGRARIAN POLICY / STATE SUPPORT / INVESTMENTS / STATE INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Кондрашова Анна Викторовна, Паремузова Майя Григолевна

В статье предложены этапы и ключевые показатели обеспечения продовольственной безопасности страны. Представлены результаты оценки продовольственной безопасности, в рамках которой определяющая роль отводится производству сельскохозяйственной продукции. Уточнено, что за годы реформ снизилась привлекательность сельского хозяйства в России, а вытеснение отечественных сельхозпроизводителей с внутреннего агропродовольственного рынка способствовало росту импортозависимости. Наблюдается неустойчивый рост объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции. Анализ обеспеченности населения основными продуктами питания обусловил необходимость наращивания отечественного сельскохозяйственного производства. Несмотря на реализацию государственной политики импортозамещения, при сложившихся условиях деятельности аграрных предприятий возникает риск дальнейшего снижения продовольственной безопасности России. К приоритетным направлениям решения этой проблемы можно отнести: создание благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной активности товаропроизводителей, осуществление господдержки, включающей предоставление субсидий и дотаций. Для заблаговременного предупреждения угроз и принятия необходимых мер защиты отраслей АПК предложено проведение мониторинга продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Кондрашова Анна Викторовна, Паремузова Майя Григолевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE, TRENDS, PROBLEMS

The paper proposes the stages and key indicators of ensuring the country's food security. It presents the results of the food safety assessment; the determining role is assigned to the production of agricultural products. The attractiveness of agriculture in Russia has decreased over the years of reforms. The displacement of domestic agricultural producers from the domestic agro-food market has contributed to the growth of import dependence. There is an unstable growth in the volume of production of crop and livestock products. Analysis of the availability of basic foodstuffs for the population makes it necessary to expand the volume of domestic agricultural production. Despite the implementation of the state policy of import substitution, under the current conditions of the activities of agrarian enterprises, there is a risk of further reduction of Russia's food security. The priority areas for solving this problem include: the creation of a favorable investment climate, the growth of investment activity of commodity producers, the implementation of state support, including the provision of subsidies and subsidies. The authors draw a conclusion that it is necessary to monitor food security for the early warning of threats as well as to take the urgent measures to protect the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы»

УДК 338.439 ББК 65.32 Г 14

В.И. Гайдук,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой институциональной экономики и инвестиционного менеджмента Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 435-77-66, e-mail: vi_gayduk@mail.ru

А.В. Кондрашова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар. Тел.: +7 (928) 430-37-35, e-mail: tigrasmall@yandex.ru

М.Г. Паремузова,

аспирант кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 376-77-77, e-mail: Maya_р_gf@mail.ru

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье предложены этапы и ключевые показатели обеспечения продовольственной безопасности страны. Представлены результаты оценки продовольственной безопасности, в рамках которой определяющая роль отводится производству сельскохозяйственной продукции. Уточнено, что за годы реформ снизилась привлекательность сельского хозяйства в России, а вытеснение отечественных сельхозпроизводителей с внутреннего агропродоволь-ственного рынка способствовало росту импортозависимости. Наблюдается неустойчивый рост объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции. Анализ обеспеченности населения основными продуктами питания обусловил необходимость наращивания отечественного сельскохозяйственного производства. Несмотря на реализацию государственной политики импорто-замещения, при сложившихся условиях деятельности аграрных предприятий возникает риск дальнейшего снижения продовольственной безопасности России. К приоритетным направлениям решения этой проблемы можно отнести: создание благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной активности товаропроизводителей, осуществление господдержки, включающей предоставление субсидий и дотаций. Для заблаговременного предупреждения угроз и принятия необходимых мер защиты отраслей АПК предложено проведение мониторинга продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, аграрная политика, государственная поддержка, инвестиции, государственная инвестиционная политика.

V.I. Gaiduk,

Doctor of Economies, Professer, Head of Institutional Economies and Investment Management Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 435-77-66, e-mail: vi_gayduk@mail.ru

A.V. Kondrashova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Institutional Economics and Investment Management Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: +7 (928) 430-37-35, e-mail: tigrasmall@yandex.ru

M.G. Paremuzova,

Post-Graduate Student of Department of Institutional Economics and Investment Management Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 376-77-77, e-mail: Maya_pjg@ mail.ru

FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE, TRENDS, PROBLEMS

Abstract. The paper proposes the stages and key indicators of ensuring the country's food security. It presents the results of the food safety assessment; the determining role is assigned to the production of agricultural products. The attractiveness of agriculture in Russia has decreased over the years of reforms. The displacement of domestic agricultural producers from the domestic agro-food market has contributed to the growth of import dependence. There is an unstable growth in the volume of production of crop and livestock products. Analysis of the availability of basic foodstuffs for the population makes it necessary to expand the volume of domestic agricultural production. Despite the implementation of the state policy of import substitution, under the current conditions of the activities of agrarian enterprises, there is a risk of further reduction of Russia's food security. The priority areas for solving this problem include: the creation of a favorable investment climate, the growth of investment activity of commodity producers, the implementation of state support, including the provision of subsidies and subsidies. The authors draw a conclusion that it is necessary to monitor food security for the early warning of threats as well as to take the urgent measures to protect the agro-industrial complex.

Keywords: food security, agrarian policy, state support, investments, state investment policy.

Независимо от уровня социально-экономического развития любая страна стремится решить проблему полного снабжения населения продовольствием. В развитых странах производство аграрной продукции, ее переработка и хранение - это важнейшее условие политической стабильности. Зависимость от импорта важнейших продуктов питания делает страну уязвимой в случае резкого роста цен. Уровень обеспеченности качественными продуктами питания воздействует не только на социально-экономическую ситуацию в стране, но и на благополучие граждан [1, 2].

Продовольственная безопасность представляет такое состояние

экономики, в рамках которого обеспечивается независимость в сфере продовольствия, а физическая и экономическая доступность сельскохозяйственной продукции гарантируется населению в объемах, соответствующих медицинским нормам потребления. Эффективность деятельности в основных отраслях сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры, стабильный рост российской экономики и отдельных регионов относятся к важнейшим условиям достижения продовольственной безопасности. Проблемы ее обеспечения на различных уровнях изучены в работах ученых: А.И. Алтухова, B.C. Балабанова,

A.М. Емельянова, Э.Н. Крылатых, Е.Г. Лысенко, В.В. Маслакова,

B.В. Милосердова, Б.И. Пошку-са, Е.В. Серовой, И.Г. Ушачева, A.A. Шутькова и др.

Весьма дискуссионными продолжают оставаться и требуют исследования факторы достижения продовольственной безопасности в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, недостаточной обоснованности системы субсидирования, неэффективного механизма взаимоотношений между аграриями на микро-, мезоуров-нях и др. Это требует уточнения приоритетных направлений обеспечения независимости в сфере продовольствия, что определило цель и задачи работы.

Целью исследования является разработка теоретических и методических положений по обеспечению продовольственной безопасности на макро-, мезоуровнях. В соответствии с поставленной целью планируется решение следующих задач:

- выявить и обосновать этапы и ключевые показатели достижения продовольственной безопасности;

- дать оценку продовольственной безопасности, в рамках которой определяющая роль отводится сельскохозяйственному производству;

- раскрыть тенденции и проблемы развития отечественной сельскохозяйственной отрасли и обеспеченности продуктами питания;

- выявить направления развития аграрного сектора экономики в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность обеспечивается на основе физической и экономической доступности продовольствия с учетом величины реально располагаемых денежных доходов населения. Уровень показателя зависит преимущественно от имеющегося производственного, технико-технологического, инновационного потенциала хозяйствующих субъектов сельскохозяйственной отрасли [3, 4]. Поэтому для обеспечения продовольственной независимости государственная аграрная политика должна быть направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Реализация предложенных этапов по обеспечению продовольственной безопасности на уровне макро- и мезоэкономики позволит добиться максимального эффекта в условиях трансформации российского АПК (рис. 1).

Объектом обеспечения продовольственной безопасности выступает стабильно функционирующий

1. Разработка и оценка параметров состояния продовольственной безопасности. Анализ уровня на основе предложенной системы индикаторов

2. Определение существующих проблем и потенциальных угроз продовольственной безопасности

3. Разработка .мер по устранению существующих проблем и потенциальных угроз продовольственной безопасности

4. Организация мониторинга состояния продовольственной безопасности

на основе индикаторов

Рис. 1. Этапы обеспечения продовольственной безопасности на уровне макро- и мезоэкономики

агропродовольственный рынок [5]. Поэтому система показателей продовольственной безопасности включает, прежде всего, индикаторы, характеризующие предложение и

спрос на рынке продовольствия, конъюнктуру цен и платежеспособность потребителей, ресурсное обеспечение продовольственного рынка (рис. 2).

Ш. Показатели уровня спроса на агропродовольственном рынке

1

характеризуют стабильность функционирования агропродовольственного рынка

- динамика затрат домохозяиств на основные агропродовольственные товары;

- коэффициент соответствия средних затрат домохозяйств к размерам прожиточного минимума;

- коэффициент соответствия гарантированных со стороны государства доходов населения к размеру прожиточного минимума;

- показатель уровня жизни населения (доля затрат на приобретение продуктов питания в сумме совокупных затрат домохозяйств).

V_^

Рис. 2. Система показателей продовольственной безопасности страны

Воздействие факторов, ослабляющих продовольственную независимость, обусловливает создание системы мониторинга предприятий АПК для заблаговременного предупреждения угроз, принятия необходимых мер защиты товаропроизводителей (рис. 3).

Мониторинг предполагает: - анализ состояния и динамики развития аграрного сектора экономики;

- выделение факторов, воздействующих на потенциал сельскохозяйственного производства;

- прогнозирование последствий негативных факторов на потенциал сельскохозяйственного производства и на сферы деятельности;

- разработку целевых мероприятий по планированию противодействия угрозам с учетом сложившейся ситуации в аграрном секторе [5].

Рис. 3. Этапы осуществления мониторинга продовольственной

безопасности

Предложенный методический подход и инструментарий диагностики обеспеченности населения продовольствием позволяют исследовать комплекс факторов, угрожающих продовольственной безопасности, выполнить необходимый мониторинг, системно проанализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию в аграрном секторе.

Уровень продовольственной безопасности рассчитывается как удельный вес отечественной агро-продовольственной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка [6]. Принято считать, что при снабжении населения отечественным продовольствием показатель должен быть по мясу и мясопродуктам более 85%, по молоку и молокопродуктам - 90%, картофелю - 95%. В России в 2014 г. самообеспечение мясом и мясопродуктами, как соотношение производства к внутреннему потреблению с учетом потерь, достигло 82% (табл. 1). В 2016 г. уровень возрос до 91%, он обеспечивается только за счет производства мяса птицы. Аналогичный показатель по молоку и молочной продукции, несмотря на тенденцию роста (в 2014 г.

- 79%, в 2016 г. - 82%), значительно ниже порогового значения.

Если проанализировать динамику объемов сельскохозяйственного производства, то в 2000-2016 гг. наблюдается рост по хозяйствам всех категорий (рис. 4). Так, в 2000 г. объемы выпуска составили 742 млрд руб., а к 2016 г. выросли в 7,4 раза и составили 5508 млрд руб. Если рассматривать динамику объемов производства продукции растениеводства и животноводства, то можно заметить, что за рассматриваемый период наблюдается рост объемов производства продукции растениеводства: 3036 млрд руб. в 2016 г. против 395 млрд руб. в 2000 г. В то же время объемы животноводческой продукции возросли с 348 млрд руб. до 2470 млрд руб.

По периодам наблюдается неустойчивый рост объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции. Анализ обеспеченности населения основными продуктами питания обусловил необходимость наращивания отечественного сельскохозяйственного производства. В условиях экономических санкций ограничения на импортную продукцию способствуют расширению

Таблица 1

Баланс агропродовольственной продукции в России [7]

Показатель Молоко и молочные продукты, млн т Мясо и мясопродукты, млн т Картофель, млн т

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Ресурсы 41,93 40,83 39,62 11,89 11,73 11,85 53,13 56,47 55,99

Запасы на начало года 1,98 2,12 1,95 0,87 0,81 0,81 20,58 21,90 24,25

Производство 30,79 30,80 30,72 9,07 9,57 9,92 31,50 33,65 31,11

Ввоз, включая импорт 9,15 7,92 6,95 1,95 1,36 1,12 1,05 0,93 0,63

Использование 41,93 40,83 39,62 11,89 11,73 11,85 53,13 56,45 55,92

Производственное потребление 3,48 3,31 3,04 0,06 0,05 0,05 12,81 13,25 13,10

Потери 0,04 0,03 0,03 0,02 0,02 0,01 2,07 2,33 2,24

Вывоз, включая экспорт 0,63 0,61 0,64 0,14 0,14 0,23 0,07 0,21 0,29

Личное потребление 35,66 34,93 34,19 10,88 10,71 10,80 16,29 16,40 16,43

Запасы на конец года 2,12 1,95 1,72 0,81 0,81 0,77 21,90 24,25 23,86

Удельный вес импорта в товарных ресурсах, % 21,84 19,39 17,54 16,41 11,58 9,48 1,97 1,64 1,12

Уровень самообеспечения, % 78,59 80,45 82,46 82,84 88,76 91,38 101,09 105,19 97,92

рыночной ниши российских товаропроизводителей на внутреннем рынке за счет роста объемов производства.

Стратегические ориентиры обеспечения продовольственной безопасности представлены в Указе Президента от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [8] и включают:

Достижение продовольственной независимости Российской Федерации;

Ускоренное развитие и модернизацию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка;

Повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

и расширение их доступа на рынки сбыта продукции;

Развитие племенного дела, селекции, семеноводства и аквакуль-туры (рыбоводства), формирование достаточных федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховых фондов семян), развитие производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов;

Повышение плодородия почв, предотвращение истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий;

Недопущение бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска

® 6000

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

годы

Рис. 4. Динамика производства сельскохозяйственной продукции в России,

млрд руб. [7]

в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их;

Совершенствование системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека;

Подготовку научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.

Государственные целевые программы содержат взаимосвязанные проекты, объединенные определенной целью, привлеченным набором различных ресурсов и единым временным промежутком. Они формируются, поддерживаются и координируются на федеральном, региональном или местном уровнях. Мегапроекты осуществляются в рамках приоритетных направлений государственного инвестирования. Согласно «Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [9], «Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 г.» (от 14.05 2015 г. № 2914) [10],

к важнейшим ориентирам государственной инвестиционной политики в сфере АПК следует отнести:

Формирование и развитие технологической базы отраслей народного хозяйства с целью поддержки инновационной деятельности и экономического роста;

Модернизацию, строительство и реконструкцию стратегически важных для развития страны инфраструктурных объектов (транспортные, трубопроводные, информационно-коммуникационные, энергетические);

Строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры сельских территорий и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерами важнейших государственных программ являются:

«Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 301; изм. от 31.03.2017 г.), которая нацелена на формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора научных исследований и разработок, обеспечение ведущей роли науки в процессах технико-

технологической модернизации российской экономики. Общий объем бюджетных средств составляет 1 484 270 млн руб. [11]

«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 315). Общий объем бюджетных ассигнований достигает 2126219 млн руб. [12]

Инвестиции в развитие инфраструктурных объектов являются приоритетной задачей государственных органов, они позволяют решать задачи в социальной сфере, способствуют экономическому росту. Быстрые темпы урбанизации создают необходимость строительства новой инфраструктуры, атакже обновления существующих инфраструктурных

объектов [13, 14]. Инфраструктурные проекты традиционно являются крупными, комплексными и сложными с точки зрения привлечения финансирования, они подвержены существенному контролю со стороны общественности.

В качестве приоритетных направлений обеспечения продовольственной безопасности на макро- и мезоу-ровнях следует предложить (рис. 5):

- организацию и проведение мониторинга регионального агро-продовольственного рынка с использованием оперативных служб на местном, региональном, национальном и межгосударственном уровнях;

- формирование механизмов и регуляторов государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере инвестиционной и инновационной деятельности;

Основные направления обеспечения продовольственной безопасности

макро- и мезоуровнях

Рост доступности агропродовольствен-ной продукции

- развитие межрегиональной интеграции в сфере агропродовольственных рынков и

продовольственного обеспечения;

- совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технико-технологической и методической базы;

- снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

Рост объемов сельскохозяйственного производства

- рост плодородия почв, урожайности и продуктивности сельскохозяйственных животных;

- рост эффективности государственной поддержки;

- инновационное развитие отраслей растениеводства и животноводства;

- создание новых технологий переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки.

Стабильное социально-экономическое развитие регионов

- социально-экономическое обустройство сельских территорий;

- рост

финансирования и реализация социальных программ в регионах;

- мониторинг уровня

безработицы и реальных доходов сельского населения;

- диверсификация занятости сельского населения.

Эффективная внешнеэкономическая политика

- обеспечение применения мер таможенно-тарифного регулирования;

- использование защитных мер в случаях демпинга;

- контроль эффективности работы систем санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;

- снижение импортозависимости страны.

Рис. 5. Основные направления обеспечения продовольственной

безопасности

- разработку системы мероприятий по повышению доступности продуктов питания для населения с низким уровнем доходов;

- активизацию работ по созданию системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного производства и организации ее эффективного функционирования;

- стимулирование закрепления кадров в сельской местности;

- доступность льгот местным производителям, поддерживающим частный сельскохозяйственный бизнес;

- совершенствование механизмов регулирования рынков продовольствия;

- повышение конкурентоспособности товаров отечественного

производства за счет улучшения качества продукции.

Исследование обеспечения продовольственной безопасности России позволило установить, что за годы реформирования в стране произошло существенное сокращение потребления молочных и мясных продуктов. Наблюдается увеличение обеспеченности страны зерном, в отношении которого реализуется экспортоориентированная политика.

Обеспечение продовольственной безопасности должно быть основано на повышении инвестиционной активности товаропроизводителей и создании благоприятных условий со стороны государства для конкурентоспособного развития сельского хозяйства [15].

Примечания:

1. Гайдук В.И., Багмут C.B., Кондрашова A.B. Теоретические аспекты становления и развития региональной производственно-технологической инфраструктуры агропродовольственного рынка // Новая модель экономического роста: научно-теоретические проблемы и механизм реализации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 22-24 апреля 2014 г. Пос. Персиановский: Изд-во Донского ГАУ, 2014. С. 22-28.

2. Кондрашова A.B. Анализ выбора инвестиционных инновационных проектов в сфере АПК в условиях ограниченного финансирования // В мире научных открытий. 2012. № 2.5. С. 285-293.

3. Кондрашова A.B. Основные направления интенсификации производства подсолнечника на основе развития инновационных процессов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 5. С. 45-46.

4. Кондрашова A.B. Оценка уровня развития производства семян подсолнечника в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края в зависимости от внедрения инноваций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 11(97). С. 127-132.

5. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Кондрашова A.B. Экономическая эффективность инноваций при производстве и хранении семян подсолнечника (по материалам сельскохозяйственных организаций Краснодарского края): монография. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2013. 179 с.

6. Климова Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности России как стратегическая задача государства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2. С. 74-89.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2009 г. № 1662-р // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.

10. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru.

11. Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 20132020 гг.: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 301 // ИПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru.

12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (изм. от 15.07.2013 г. № 598; 15.04.2014 г. № 315; от 19.12.2014 г. № 1421; от 13.01.2017 г. № 7; от 31.03.2017 г. № 396) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

13. Шибанихин Е.А., Кондрашова А.В., Гайдук В.И. Государственная инвестиционная политика: учеб.-метод. пособие. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2016. 107 с.

14. Экономика организаций (предприятий) / А.И. Трубилин, В.И. Гайдук, JI.A. Белова [и др.]. Краснодар, 2009.

15. Курбатов А.А., Гайдук Н.В. Продовольственная безопасность региона. Краснодар, 2005.

References:

1. Gaiduk V.I., Bagmut S.V., Kondrashova A.V. Theoretical aspects of the formation and development of regional industrial and technological infrastructure of the agri-food market // New model of economic growth: scientific and theoretical problems and mechanism implementation: Materials of Intern, scientific-practical, conf. (April 22-24, 2014). Persianovsky: Publishing House of the Don State University, 2014. Pp. 22-28.

2. Kondrashova A.V. Analysis of the choice of investment innovative projects in the sphere of agroindustrial complex in the conditions of limited financing // In the world of scientific discoveries. 2012. No. 2.5. Pp. 285-293.

3. Kondrashova A.V. The main directions of intensification of sunflower production based on the development of innovative processes // International Agricultural Journal. 2011. No. 5. Pp. 45-46.

4. Kondrashova A.V. Evaluation of the level of development of sunflower seeds production in agricultural organizations of the Krasnodar Territory depending on the introduction of innovations // Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2012. No. 11 (97). Pp. 127-132.

5. Trubilin A.I., Gaiduk V.I., Kondrashova A.V. Economic efficiency of innovations in the production and storage of sunflower seeds (based on materials of agricultural organizations of the Krasnodar Territory): monograph. Krasnodar: KubSAU, 2013. 179 pp.

6. Klimova N.V. Providing food security to Russia as a strategic task of the state // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 2. Pp. 74-89.

7. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru.

8. On the National Security Strategy of the Russian Federation [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 // SPS "Consultant Plus". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/.

9. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: the decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r // SPS Consultant Plus. URL: http://www. consultant.ru.

10. The site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://www.economy.gov.ru.

11. State program of the Russian Federation «Development of science and technology» for 2013-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation of

April 15, 2014 No. 301; amend, of March 30,.2017 // IPS GARANT. URL: http:// base.garant.ru.

12. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 No. 717 (amend, of July, 15 2013 No. 598, of April 15, 2014 No. 315, of December 19, 2014 No. 1421, of January 13, 2017 No. 7, of March 31, 2017 No. 396) // The official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.

13. Shibanikhin E.A., Kondrashova A.V., Gaiduk V.I. State Investment Policy: textbook. Krasnodar: KubGAU, 2016. 107 pp.

14. Economics of organizations (enterprises) / A.I. Trubilin, V.I. Gaiduk., L.A. Belova and others. Krasnodar, 2009.

15. Kurbatov A.A., Gaiduk N.V. Food security of the region. Krasnodar, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.