Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕРЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / AGRONOMIC INDUSTRIAL COMPLEX / GOVERNMENT SUPPORT / STATE PROGRAM / BUDGET FUNDS / EFFICIENCY / CLUSTERS / FINANCIAL ORGANIZATIONS / COMMODITY PRODUCER / FINANCIAL AND ECONOMIC OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кендюх Евгений Иванович, Цапова Ольга Александровна, Демьянов Владислав Геннадьевич

Повышение уровня продовольственной безопасности региона невозможно без финансирования соответствующих мероприятий и механизмов, в том числе без тесного взаимодействия научных, производственных и агропромышленных предприятий. Цель статьи - обосновать роль государственных программ как способа финансового обеспечения региональной продовольственной безопасности. В ходе исследования используются методы сравнения и анализа для оценки объёмов и динамики финансирования государственных программ поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации и Республики Казахстан. С помощью метода индукции делается вывод о возможности применения госпрограмм для финансирования мероприятий региональной продовольственной безопасности. В статье выявлены основные тенденции финансирования государственных программ Российской Федерации и Республики Казахстан. Продемонстрированы проблемы функционирования агропромышленного комплекса. Делается вывод о роли государственных программ как о способе финансирования мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности региона. Показана необходимость региональной Стратегии экономической безопасности в качестве основы региональной инвестиционной и бюджетной политики развития агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF AGRICULTURAL ECONOMY

An increase in the level of food security in the region is impossible without funding for relevant measures and mechanisms, including without close interaction between scientific, production and agricultural enterprises. The purpose of the article is to justify the role of government programs as a way of financially ensuring regional food security. In the course of the study, comparison and analysis methods are used to assess the volume and dynamics of financing state programs to support the agricultural sector of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Using the induction method, it is concluded that state programs can be used to finance regional food security measures. The article identifies the main trends in financing state programs of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The problems of the functioning of the agro-industrial complex are demonstrated. The conclusion is drawn about the role of state programs as a way of financing activities to ensure the food security of the region. The need for a regional Economic Security Strategy as the basis of a regional investment and budgetary policy for the development of the agro-industrial complex is shown.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Part 3. Economic Science

УДК 332.146.2 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.2.25

JEL Q18

Е. И. Кендюх1, О. А. Цапова1, В. Г. Демьянов2

1Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Государственное регулирование аграрной экономики

Аннотация. Повышение уровня продовольственной безопасности региона невозможно без финансирования соответствующих мероприятий и механизмов, в том числе без тесного взаимодействия научных, производственных и агропромышленных предприятий. Цель статьи - обосновать роль государственных программ как способа финансового обеспечения региональной продовольственной безопасности. В ходе исследования используются методы сравнения и анализа для оценки объёмов и динамики финансирования государственных программ поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации и Республики Казахстан. С помощью метода индукции делается вывод о возможнос ти применения госпрограмм для финансирования мероприятий региональной продовольственной безопасности. В статье выявлены основные тенденции финансирования государственных программ Российской Федерации и Республики Казахстан. Продемонстрированы проблемы функционирования агропромышленного комплекса. Делается вывод о роли государственных программ как о способе финансирования мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности региона. Показана необходимость региональной Стратегии экономической безопасности в качестве основы региональной инвестиционной и бюджетной политики развития агропромышленного комплекса. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, государственная программа, бюджетные средства, эффективность, кластеры, финансовые организации, товаропроизводитель, финансово-экономические возможности. Дата поступления статьи: 9 марта 2020 г.

Для цитирования: Кендюх Е. И., Цапова О. А., Демьянов В. Г. (2020). Государственное регулирование аграрной экономики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 147-152. DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.2.25

Проблема и цель. В условиях новой глобальной реальности приоритет отдается интенсивному развитию аграрного сектора. В ближайшие пять лет производство и переработка сельскохозяйственной продукции должны стать основным источником диверсификации и ведущим драйвером экономического роста. Реализация новой роли агропромышленного комплекса обеспечит устойчивое развитие страны, повышение производительности труда и улучшение уровня жизни большинства населения [1]. Сельские жители, имеющие подсобные домашние хозяйства, получат новые возможности для занятия коммерческим производством посредством широкого сотрудничества и целевой государственной поддержки. Статья посвящена вопросу изучения системы и роли государственной поддержки агропромышленного комплекса в России и Республике Казахстан. Систематизированы основные меры государственной поддержки. Приведен экономико-правовой подход к пониманию агропромышленного комплекса, обобщены и классифицированы процессы интегрирования. Решению обозначенных проблем во многом способствует государственная поддержка агропромышленного комплекса, одним из направлений которой является субсидирование.

Цель статьи - обосновать роль государственных программ как способа финансового обеспечения региональной продовольственной безопасности.

Для достижения поставленной цели авторы считают необходимым решить следующие задачи исследования:

- провести анализ государственных программ поддержки агропромышленного комплекса в Российской Федерации;

- анализ государственных программ обеспечения продовольственной безопасности в Республике Казахстан;

- материально-техническое, научно-исследовательское взаимодействие агропроизводителей, научных центров и производственных предприятий.

Материалы и методика исследований. Роль государства в аграрной экономике трудно переоценить и нельзя согласиться с авторами, отрицающими необходимость государственного регулирования АПК в современных рыночных условиях. Это связано со следующими его особенностями [2]:

- длительный технологический цикл, особенно в растениеводстве, требует финансовых вложений за несколько месяцев до получения продукции;

- работа со специфическими объектами - флорой и фауной - и значительная зависимость биологических и иных объектов (земли, растений и др.) от погодных условий ведёт к существенным рискам и к потребности в господдержке;

- преимущественно социальная направленность производства, связанная с обеспечением продовольственной безопасности и удовлетворением жизненно важных потребностей человека в продуктах питания, обеспечивающих здоровую, полноценную и активную жизнедеятельность в течение длительного периода времени, требующих для этого государственного регулирования процессов ценообразования и иных воздействий;

- специфика трудовой деятельности (сезонность и др.) и образа жизни сельского населения ведёт к необходимости создания для этого определённых условий с участием всех ветвей и уровней власти;

!Им ^гбвТ-эдз^ХРсО^пе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

- малый срок хранения многих видов сельскохозяйственного сырья и продукции и ограниченная транспортабельность в непереработанном виде требуют не только экономического, но и административного воздействия, как на сферу АПК, так и на другие отрасли экономики (транспорт, производителей холодильного оборудования и др.);

- особенности научных исследований, связанные со спецификой растений, животных, а также находящихся в них или зависимых друг от друга микро- и макроорганизмов, их много- и своеобразием, требованиями знаний естественных и других наук при низких финансовых возможностях в силу ряда объективных и субъективных причин, связанных с ограниченными финансово-экономическими возможностями товаропроизводителей и необходимостью сохранения здоровья населения при применении средств защиты растений и выращивании животных, что требует как государственной поддержки аграрной науки, так и выработки нормативной и инструктивной документации;

- недостаточно высокая компетентность кадров, включая руководящий состав организаций АПК, и нежелание молодых специалистов возвращаться в недостаточно обустроенные для современной жизнедеятельности сельские населенные пункты вызывают необходимость участия государственных структур в информационно-консультационной, образовательной, инженерно-строительной, жилищно-коммунальной и других сферах обеспечения аграрно-промышленного производства и развития села;

- низкая отраслевая и межотраслевая; региональная, межрегиональная, межнациональная и межгосударственная конкурентоспособность товаропроизводителей АПК и их продукции в силу вышеуказанных и ряда других причин, в том числе политического характера, ведёт к необходимости государству участвовать в поддержке товаропроизводителей АПК с учётом требований ВТО, ЕАЭС и других отечественных и международных организаций [2].

К особенностям аграрного производства относится специализация на законченных видах товарной продукции в соответствии с экономическими и природными условиями. Специфичен в сельском хозяйстве и порядок формирования основного и оборотного капитала: до четверти готовой продукции (корм, приплод животных, семена и др.) входит в последующий цикл производства. Особенностью аграрного производства, требующей господдержки, является высокая капиталоёмкость (в развитых странах они даже выше, чем в обрабатывающей промышленности) при низкой фондоотдаче, обусловленной территориальной разбросанностью, зависимостью от погодных условий, биологическими процессами производства [3]. Сельскохозяйственное производство характеризуется неэластичным спросом по цене и доходам, что предопределяет необходимость господдержки сельхозтоваропроизводителей [4].

В этих условиях целью стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года является ускорение темпов роста объёмов сельскохозяйственной продукции на основе повышения

эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва уровня жизни сельского и городского населения.

Учитывая наличие объективных проблем и особенностей аграрного производства и сельского образа жизни, во всех развитых странах сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывают как косвенную (консультационную и иную), так и прямую, в том числе финансовую, господдержку. Но не все страны имеют равные возможности для оказания такой помощи и поддержки своему аграрному производству. Это связано для одних стран, в основном развивающихся, с финансово-экономическими проблемами, для других - дополнительно со сложной политической и военной ситуацией (Афганистан, Сирия и др.); для третьих - с санкционными проблемами (Российская Федерация, Иран, КНДР и др.); для четвертых - дополнительно с неравными условиями при вступлении в ВТО (Россия и др.) [5-6].

Указанные преимущества сельского хозяйства в получении господдержки ведут к серьёзным конкурентным преимуществам стран ЕС, США и других. Исходя из этого, Правительству России, где в среднем за 2012-2019 гг. 70-80 % регионов не обеспечены в необходимом количестве мясом, молоком, молоко- и мясопродуктами (в пересчёте на молоко и мясо) за счёт собственного производства [5], несмотря на заверения высшего руководства о достижении продовольственной безопасности и превращении АПК в один из драйверов российской экономики [6], требуется уделить серьёзное внимание его развитию.

Для того чтобы более успешно решить имеющиеся в АПК России проблемы и перейти на новый уровень технико-технологического развития, государственным структурам целесообразно активно формировать территориально-отраслевые муниципальные и межмуниципальные, региональные и межрегиональные агропромышленные кластеры (АПКл), привлекая к их созданию все отрасли и сферы АПК, а также научные, образовательные и финансовые организации, помогая им установить между собой взаимовыгодные отношения, заключить долгосрочные договоры, применяя для этого организационные, координационные, финансово-экономические и другие методы; разрабатывая концепции и стратегии их комплексного развития, используя налоговые, кредитные и иные льготы [7].

Для повышения организационно-экономической устойчивости АПК необходимо, в первую очередь, поддерживать лидера кластера, обеспечивая ему информационную и консультационную помощь, а также поддержку в разработке и реализации инновационного проекта, к которому могут быть привлечены остальные участники АПК. Лидером может стать наиболее обеспеченная ресурсами (финансовыми, квалифицированными, трудовыми и др.) организация, руководитель которой имеет команду специалистов и заинтересован в активном взаимодействии с партнёрами, расположенными на одной с ним территории и способными к долгосрочным надёжным взаимодействиям по технико-технологической цепочке и финансово-экономическому сотрудничеству в длительной перспективе [8].

Part 3. Economic Science

В современных условиях в качестве наиболее перспективного проекта, который позволит вывести отечественный АПК на новый технико-технологический уровень, может стать переход к цифровой экономике. В современных условиях развития науки это достаточно реалистичный проект для поэтапной реализации на уровне субъектов кластера [9]. Основными элементами проекта могут быть: внедрение новых информационных технологий, автоматизированных рабочих мест и автоматизации производственных процессов, биотехнологий и других прогрессивных достижений современной науки и практики с целевой подготовкой и переподготовкой специалистов в аграрных образовательных заведениях.

Внедрение типовых сайтов агропромышленных организаций, подведомственных Минсельхозу России, даёт возможность активно проводить работу в решении проблем сбора статистической информации на информационной площадке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (http://mcx.ru/). Мин-сельхоз России выступает системным интегратором образовательных процессов в сфере подготовки специалистов для АПК, способствует осуществлению инновационных и инвестиционных проектов для решения конкретных задач, вовлекая в реализацию проектов представителей бизнеса, науки и государства.

Обновленный сайт Минсельхоза России отражает главную цель проекта - создание современного и функционального портала Министерства, отвечающего всем требованиям законодательства: обеспечение удобного доступа к различной информации о Министерстве, деятельности государственной структуры и должностных лицах, новостям, документам и программам структуры, аналитической информации, информации по экспорту, региональным новостям, государственным услугам и закупкам.

Примером интерактивной формы информационно-дистанционного обслуживания пользователей может служить центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), использующая навигатор по удалённым сетевым ресурсам по АПК. В состав библиотеки входит Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ), представляющая коллекцию электронных словарей и справочников по основным направлениям сельскохозяйственных и смежных наук, специализированных справочников и каталогов, а также Биографическую энциклопедию РАСХН, ВАСХНИЛ. В ЦНСХБ собраны большие специализированные тематические коллекции для владельцев личных подсобных и фермерских хозяйств, по сельскохозяйственным выставкам, БД по генномодифицированным организмам «Генномодифициро-ванные организмы (ГМО) в сельском хозяйстве», проблемноори-ентированную реферативную БД «Плодородие почв» и др.

Объём БД увеличивается с каждым годом благодаря включению документов из входного документного потока. Отличительной особенностью БД является то, что в неё включены не только материалы фонда ЦНСХБ, но и документы из зарубежных БД - AGRIS (ФАО ООН), CABabstracts (CABIntemational), AGRICOLA (Национальной сельскохозяйственной библиотеки США).

В 2019 г. Минсельхозом России разработан ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» со сроком реализации 2019— 2024 гг., основной целью которого является внедрение цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих к 2024 г. технологический прорыв в АПК, достижение роста производительности труда на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза. Программа цифровизации сельского хозяйства должна обеспечить повышение производительности труда, использование широкополосной, мобильной, LPWAN-связи, информационных технологий, продукции отечественного приборостроения [10].

По мнению ряда исследователей, программу по переводу экономики страны на цифровые принципы работы, разработанную Министерством связи и коммуникаций Российской Федерации, невозможно реализовать, не отработав принципиально новые направления и информационные технологии, которые начали бурно развиваться и практиковаться в последнее время и должны позволить решить современные задачи сбора, хранения, обработки, использования и передачи информации [11].

К таким технологиям относятся:

• облачные вычисления и хранилища данных;

• технологии обработки супер-больших объёмов информации BigData;

• технологии Blockchain;

• системы искусственного интеллекта.

К числу перспективных направлений информационных технологий, активно продвигаемых IT-компаниями и используемых в АПК, в различных сочетаниях, для решения множества задач - от точного земледелия до автоматизации документооборота - относятся облачные вычисления (Cloud Computing, CC); мобильные технологии и интернет вещей (Internet of Things, IoT); геоинформационные системы, ГИС (Geographical Information System); большие данные (Bigdata) [12].

Востребованными представляются автоматизированные сервисы для решения конкретных задач предприятий АПК, не требующие закупки техники и программного обеспечения и предоставляемые в аренду на облачных средах. Примеры подобных решений предоставляют компании, занимающиеся ERP-решениями: Oracle, SAP, 1С.

Если компании перерабатывающих отраслей давно используют программные продукты комплексной автоматизации, то в растениеводстве и животноводстве подобные решения сдерживаются отсутствием специализированных программных модулей и несопоставимой с эффектом ценой. В настоящее время IT-ком-пании обратили внимание на предприятия АПК, нуждающиеся в недорогих решениях. Можно отметить продукты и услуги компании «Navicon Group», с решениями на базе Microsoft Dynamics: Navicon Agro EAM (управление ТО и Р сельскохозяйственной техники), Navicon Agro Field Work (планирование полевых работ «от вспашки до уборки урожая»), на платформе IBM Maximo Asset Management: IBM Maximo for Transportation (эффективное управление транспортными ресурсами), Navicon Agro EAM (управление ТО и Р сельскохозяйственной техники) и др. Компания 1С про-

!ИЙ12587-943)<РсОп^)пе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

двигает решение «1С: Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс 2» для автоматизации управления агропромышленным комплексом по направлениям деятельности: растениеводство, молочное и мясное животноводство (КРС), свиноводство; для средних и крупных агропредприятий - 1C: АПК с успешным опытом реализации в агрохолдингах и крупных компаниях - «Башкирская мясная компания», «Красный Восток Агро», «ЭкоНива АПК Холдинг», «ПсковАгроИнвест», «Русская земля» и др.

Республика Казахстан как ближайший сосед и партнёр по Евразийскому экономическому сообществу испытывает аналогичные проблемы функционирования агропромышленного комплекса. Схожие природно-климатические условия, длительное взаимодействие агропромышленных систем во время СССР, схожесть экономических проблем обеспечения продовольственной безопасности актуализируют изучение опыта Казахстана в обеспечении развития агропромышленного комплекса.

На основе программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан до 2021 года экономика Казахстана сможет достигнуть следующих результатов:

- повышение производительности труда в агропромышленном производстве на 38 %, по отношению к показателям 2015 года;

- повышение валовой продукции и услуг (в реальном выражении) сельскохозяйственной отрасли на 30 % относительно показателей 2015 года;

- повышение экспорта сельскохозяйственной продукции на 600 млн дол. относительно объёма экспорта в 2015 году;

- увеличение самообеспеченности продукцией агропромышленного производства внутренних потребителей и снижение импорта на 400 млн дол.;

- обеспечение снижения потребления поливной воды при тех же объёмах поливных площадей.

Для реализации данной программы предусмотрены средства в республиканском и местных бюджетах в 2017-2021 годах, составят всего 2 374,2 млрд тенге (РБ - 1 216 млрд тенге*, МБ - 904 млрд тенге*, другие источники - 306,2 млрд тенге).

Для активизации формирования АПК от государственных структур требуется законодательная и нормативно-инструктивная база, учитывающая специфику аграрно-промышлен-ного производства [13].

Такой подход к развитию АПК с эффективной государственной поддержкой позволит повысить уровень обеспечения населения необходимыми продуктами питания в соответствии с установками Доктрины продовольственной безопасности РФ и РК и медицинскими рекомендациями по рациональному питанию, укрепить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и вывести их на новый прогрессивный путь развития, позволяющий решить многие социальные, экологические и экономические проблемы страны.

Одной из мер по финансированию научно-технического развития АПК Казахстана является проведение Фондом науки РК конкурса на финансирование внедрения результатов научных исследований в практику. Одним из направлений научных разрабо-

ток, предлагаемых для государственного финансирования, выступает сельскохозяйственное производство. В рамках программы предлагается финансировать внедрение результатов научно-технических исследований в сумме до 300 млн тенге (50 млн руб.) на три года. За этот период времени получатель гранта должен выйти на уровень самоокупаемости либо обеспечить получение прибыли от внедрения результатов научных исследований.

Анализ заявок на получение грантового финансирования даёт возможность сделать обоснованный вывод о том, что в Казахстане имеются высокотехнологичные разработки, которые могут принести значительный экономический эффект. Однако препятствием для успешной реализации предлагаемых проектов является отсутствие эффективного взаимодействия научных работников и организаций с потребителями и производственными предприятиями, на базе которых может производиться продукция.

Слабая информированность производителей сельскохозяйственной продукции о существовании инновационных разработок, об их экономической эффективности выступает одним из существенных препятствий по повышению эффективности агропромышленного производства в Казахстане. Другим существенным фактором, препятствующим применению результатов научных исследований и разработок, является высокая стоимость приобретения и эксплуатации предлагаемого оборудования. Авторы статьи видят решение этих проблем в создании государственных региональных центров, осуществляющих информирование агропроизводителей о существующих научных результатах, проведение государственной маркетинговой стратегии, обеспечивающей изучение запросов производителей и информирование их об имеющихся возможностях применения инноваций в агропромышленном производстве.

Создание подобных центров должно обеспечить эффективное взаимодействие научных центров (университетов), производственных предприятий и производителей сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшим направлением исследований должен стать механизм создания центров инновационного развития агропромышленного комплекса, объединяющий науку, производство и производителя.

Выводы. Достижение этих показателей, с одной стороны, повысит интерес к сотрудничеству субъектов агропромышленного комплекса с академическим сообществом, позволит объективно определить задачи для учёных и оценить качество полученных результатов [14]. С другой стороны, будет создан дополнительный источник финансирования для академического сообщества через субъекты агробизнеса, заинтересованные в оплате за высококачественные научные исследования.

В целом эти меры повысят конкурентоспособность аграрного сектора через тесную интеграцию науки, образования и производства, развитие отечественных научных исследований, трансферт инновационных зарубежных проектов и ускорение их внедрения в производство, повышение качества подготовки и переподготовки кадров рынка страны [15].

рэг1 3. Economic Science

Источники

1. Земцов С. П., Смелов Ю. А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал новой экономической ассоциации. Россия, 2018. С. 84-108.

2. Клычева А. С., Гирфанов С. Ф., Крупина Г. Д., Сафиуллин И. Н. Повышение конкурентоспособности в условиях корпоративного управления предприятиями агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Россия, 2017. Т. 12. С. 110-115.

3. Патласов О. Ю. Антикризисное управление в АПК. Диагностика банкротства коммерческой организации. / Патласов О. Ю., Сергиен-ко О. В. Омск - Тара: Изд-во ОмГАУ, 2005. С. 8.

4. Организация производства и предпринимательства в АПК: учебное пособие / Ф. Я. Начитов, О. Ю. Патласов, Ф. К. Шакиров и др. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. С. 21-26

5. Соглашение по сельскому хозяйству // Соглашения ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ selhozru.doc (дата обращения 06.06.2018).

6. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства// Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. М., 2015. 125 с.

7. Агропромышленный комплекс России в 2016 году // Минсельхоз России. Москва, 2017. 721 с.

8. Путин В. В. Доклад на пленарном заседании Всероссийского форума сельхозпроизводителей, 12.03.2018 // Стенографический отчёт о пленарном заседании Всероссийского форума сельхозпроизводителей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57035(дата обращения 10.04.2018).

9. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс]. URL: http://state.kremlin.ru/security_council/6752 (дата обращения 06.06.2018).

10. Цифровой АПК в реальности // Информ. бюл. Минсельхоза России. № 3. 2019. С. 18-19.

11. Воронин Е. А., Семкин А. Г. Направления и базовые технологии информатизации и управления АПК // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. С. 380-383.

12. Воловиков С. А., Слинько О. В. Тенденции развития информационных сервисов в АПК / Там же. С. 388-391.

13. Амирова Э. Ф. Функционирование зернопродуктового подкомплекса в условиях продовольственного Эмбарго // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Россия, 2018. Т. 13. С. 147-151.

14. Клычева Г. С., Юсупова А. Р. IT-консалтинг - основополагающий фактор повышения эффективности агропромышленного производства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Россия, 2018. Т. 13. С. 169-174.

15. Файзрахманов Д. И., Хусаенова Л. М. Финансовое обеспечение инновационной деятельности в агропромышленном комплексе // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Россия, 2017. Т. 12. С. 120-124.

Информация об авторах

Кендюх Евгений Иванович

Доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент». Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Пушкина 86). ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1691-86-47. E-mail: kenduh@mail.ru

Цапова Ольга Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент». Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Пушкина 86). ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-4644-3208. E-mail: 49320270@mail.ru

Демьянов Владислав Геннадьевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, политики и права. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул.4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://orcid.org/1-7328-8701, РИНЦ Author ID: 5284-9139. E-mail: vgdemyanov@mail.ru

E. I. Kenduh1, O. A. Capova1, V. G. Demyanov2

1M. Kozybayev North Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

State regulation of agricultural economy

Abstract. An increase in the level of food security in the region is impossible without funding for relevant measures and mechanisms, including without close interaction between scientific, production and agricultural enterprises.

The purpose of the article is to justify the role of government programs as a way of financially ensuring regional food security.

In the course of the study, comparison and analysis methods are used to assess the volume and dynamics of financing state programs to support the agricultural sector of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Using the induction method, it is concluded that state programs can be used to finance regional food security measures.

The article identifies the main trends in financing state programs of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The problems of the functioning of the agro-industrial complex are demonstrated.

The conclusion is drawn about the role of state programs as a way of financing activities to ensure the food security of the region. The need for a regional Economic Security Strategy as the basis of a regional investment and budgetary policy for the development of the agro-industrial complex is shown.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: agronomic industrial complex, government support, state program, budget funds, efficiency, clusters, financial organizations, commodity producer, financial and economic opportunities.

Paper submitted: March 9, 2020

For citation: Kenduh E. I., Capova O. A., Demyanov V. G. (2020). State regulation of agricultural economy. The Science of Person: Humanitarian

Researches, vol. 14, no. 2, pp. 147-152. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.25

References

1. Zemtsov S. P., Smelov Yu. A. Factors of regional development in Russia: geography, human capital or regional policy. Journal of the New

Economic Association. Russia, 2018, pp. 84—108.

Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 3. Экономические науки

2. Klycheva A. S., Girfanov S. F., Krupina G. D., Safiullin I. N. Increasing competitiveness in the conditions of corporate governance of enterprises of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan. Bulletin of Kazan State Agrarian University. Russia, 2017. V. 12. P. 110—115.

3. Patlasov O. Yu. Crisis management in the agricultural sector. Diagnostics of the bankruptcy of a commercial organization. / Patlasov O. Yu., Sergienko O. V. Omsk - Tara: OmGAU Publishing House, 2005. P. 8.

4. Organization of production and entrepreneurship in the agro-industrial complex: a training manual / F. Ya. Nachitov, O. Yu. Patlasov, F. K. Shakirov et al. Omsk: Publishing House OmGAU, 2004. P. 21-26.

5. Agreement on agriculture // Agreement of the WTO (Electronic Resource). URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/selhozru.doc (accessed 06.06.2018).

6. Analysis of global trends in state support for agriculture. Department of Agro-Industrial Policy of the Eurasian Economic Commission. M., 2015. 125p.

7. The agro-industrial complex of Russia in 2016 // Ministry of Agriculture of Russia. Moscow, 2017. 721 p.

8. Putin V. V. Report at the plenary meeting of the All-Russian Forum of Agricultural Producers, 03/12/2018 // Verbatim report of the plenary meeting of the All-Russian Forum of Agricultural Producers [Electronic Resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57035 (accessed 04/10/2018).

9. Doctrine of food security of the Russian Federation: approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 120 dated January 30, 2010. URL: http://state.kremlin.ru/security_council/6752 (addressed on June 6, 2018).

10. Digital AIC in reality. Inform. bull. Ministry of Agriculture of Russia. No. 3. 2019. P. 18-19.

11. Voronin E. A., Semkin A. G. Directions and basic technologies of informatization and management of the agro-industrial complex. Scientific and informational support for the innovative development of agribusiness: Mater. IX International scientific-practical conf. M.: FSINI «Rosinformagroteh».Russia, 2017. P. 380-383.

12. Volovikov S. A., Slinko O. V. Trends in the development of information services in the agricultural sector / Ibid. P. 388-391.

13. Amirova E. F. The functioning of the grain product subcomplex in the conditions of the food embargo. Bulletin of the Kazan State Agrarian University. Russia, 2018. V. 13. P. 147-151.

14. Klycheva G. S., Yusupova A. R. IT consulting - a fundamental factor in improving the efficiency of agricultural production. Bulletin of Kazan State Agrarian University. Russia, 2018. V. 13. P. 169-174.

15. Fayzrakhmanov D. I., Khusaenova L. M. Financial support for innovation in the agricultural sector. Bulletin of Kazan State Agrarian University. Russia, 2017. V. 12. P. 120-124.

Evgeniy I. Kenduh

Dr. Sc. (Econ.), Associate Professor of the Finance and Management Department. M. Kozybayev North Kazakhstan State University (86 Pushkin st., Petropavlovsk, 150000, Republic of Kazakhstan). E-mail: kenduh@mail.ru Olga A. Capova

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of the Finance and Management Department. M. Kozybayev North Kazakhstan State University (86 Pushkin st., Petropavlovsk, 150000, Republic of Kazakhstan). E-mail: 49320270@mail.ru Vladislav G. Demyanov

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of the Management, Politics and Law Department.

Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: vgdemyanov@mail.ru

Information about the authors

© Е. И. Кендюх, О. А. Цапова, В. Г. Демьянов, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.