Научная статья на тему 'Международный опыт развития сельскохозяйственной кооперации'

Международный опыт развития сельскохозяйственной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чейрханова А.А., Каршалова А.Д.

Статья посвящена анализу проблем государственной поддержки кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана. В статье показана необходимость развития кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана как фактора стабильного роста показателей его развития и повышения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства на мировых рынках. Исследован зарубежный опыт поддержки процесса кооперации, в том числе в ряде европейских государств, а также в США. Проанализированы сегодняшнее состояние кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана и основные направления государственной политики развития процессов кооперации. Предложена система организационноэкономических государственной поддержки кооперации предприятий агропромышленного комплекса Казахстана, реализация которых может воплощаться как на региональном, так и на государственном уровне. Определены основные направления финансирования кооперационных процессов в отечественном агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт развития сельскохозяйственной кооперации»

Международный опыт развития сельскохозяйственной кооперации

сч из £

Б

а

2 ©

Чейрханова Алмагуль Алибековна

докторант, Университет Нархоз, Республика Казахстан

Каршалова Алма Дамеровна

доктор, доцент, университет Нархоз, Республика Казахстан

Статья посвящена анализу проблем государственной поддержки кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана. В статье показана необходимость развития кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана как фактора стабильного роста показателей его развития и повышения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства на мировых рынках. Исследован зарубежный опыт поддержки процесса кооперации, в том числе в ряде европейских государств, а также в США. Проанализированы сегодняшнее состояние кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана и основные направления государственной политики развития процессов кооперации. Предложена система организационно-экономических государственной поддержки кооперации предприятий агропромышленного комплекса Казахстана, реализация которых может воплощаться как на региональном, так и на государственном уровне. Определены основные направления финансирования кооперационных процессов в отечественном агропромышленном комплексе. Ключевые слова: кооперация, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, Казахстан.

Эффективность функционирования агропромышленного сектора во многом определяется характером системных отношений и отлаженностью устойчивых связей между субъектами аграрного рынка, что объективно отражается в установлении и динамичном развитии экономических связей и отношений на началах кооперации. При этом неизбежно встает вопрос о необходимости формирования кооперативных структур как одной из основных возможностей повышения эффективности деятельности АПК в целом.

Проблемы государственной поддержки процессов кооперации в агропромышленном комплексе освещены в исследованиях многих ученых представляющих научную национальную школу. [1, 2, 3] Однако они остаются актуальными, учитывая накопленный опыт реформ, поиски путей оптимизации процессов государственной поддержки, бюджетного финансирования, информационного обеспечения.

Ведущие ученые и специалисты аграрной сферы отечественной экономики указывают на замедление процессов кооперации в производстве, хранении, переработке и реализации продукции этой жизненно важной отрасли общественного производства. Во многом оказались нарушенными связи в подсистеме производство - переработка, в целом происходят процессы, направленные не на кооперацию предприятий АПК, а на их организационное и экономическое обособление. [4]

В существующих производственных и организационно-экономических условиях необходимым является формирование и совершенствование концепции развития и внедрения кооперации аграрного производства перерабатывающих предприятий для преодоления негативных явлений в отечественном АПК [5].

В современных реалиях опыт организации и государственного регулирования сельскохозяйственного производства стран с развитой рыночной экономикой может служить организационно-экономической предпосылкой формирования отечественного АПК.

Обобщения публикаций, посвященных государственному регулированию и вариантам формирования организационных структур в сельском хозяйстве стран с развитой рыночной экономикой, выявило разнообразие и значительную активность этих процессов.

В большинстве стран мира так или иначе осуществляется государственная поддержка деятельности кооперативных организаций. Конечно, степень и виды государственной поддержки зависят от состояния законодательства и основ экономической безопасности их деятельности. Фактически государство контролирует организацию интегрированного производства в отраслях сельского хозяйства с целью оптимального распределения финансового риска между всеми участниками продовольственных рынков на основе сбалансированного учета их экономических интересов. Для реализации этого принципа используется система экономических рычагов - налоги, кредиты, различные субсидии, программы поддержки, что позволяет эффективно регулировать их отношения, формировать основу стабильности рыночных отношений в аграрном производстве и обеспечивать гармоничное устойчивое развитие всего АПК.

Основу государственной поддержки отношений кооперации в странах с рыночной экономикой составляет льготное кредитование и бюджетное финансирование процессов формирования кооперативных образований.

Ассоциации сельскохозяйственного кредитования и другие источники финансирования капитальных и текущих затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитых странах составляют структуру, которая учитывает широкий круг возможных ситуаций.

Так, во Франции необходимость развития и поддержки кооперативов признана на государственном уровне, и это реализуется в различных формах. Например, в течение первых пяти лет функционирования кооператива государство финансирует содержание специалистов, которые помогают членам кооператива осваивать новые технологии повышения качества и безопасности продукции. Для финансирования складирования, хранения и упаковки кооперативной продукции государством предоставляются

займы под пониженный процент. Кооперативы получают финансирование в случае перепроизводства для изъятия избыточной продукции с рынка [68; 69], имеют доступ к проектам поддержки малого и среднего бизнеса, как и компании общей юрисдикции. Также кооперативам Франции неоднократно передавалось на безвозмездной основе имущество государственной собственности [6].

В Германии для содействия развитию кооперации государство оказывает финансовую помощь в течение первых пяти лет функционирования кооперативов. В первый год размер пособия составляет 3% от выручки кооператива, во второй -2%, в третий, четвертый и пятый - до 1%. В целом сумма субсидий не должна превышать, соответственно, 60, 40 и 20% административно-управленческих расходов кооператива и может составлять до 25% инвестиционных расходов на капиталовложения [7].

В США функционирует система фермерского кредита - это объединение кооперативов фермеров под руководством Администрации по делам фермерского кредита (федерального агентства), созданная правительством для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственном кредитовании. Займы выдают кооперативы на местах, которыми владеют и управляют заемщики-фермеры. Правительство также осуществляет контроль и надзор за деятельностью кооперативов, оказывает финансовую и консультационную помощь, возмещает затраты товаропроизводителей при создании этой системы [8].

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 1 квартале 2018 года в Казахстане действовало 2849 сельскохозяйственных кооперативов с паевым фондом 15214,2 млн. тенге и численностью работников 9 021 человек. В состав сельскохозяйственных кооперативов входят 544 юридических лиц, 25497 крестьянских или фермерских хозяйств, 4103 индивидуальных предпринимателей и 31962 домашних хозяйств. На 1 апреля 2018 года в сельскохозяйственных кооперативах численность крупного рогатого скота составила 120,7 тыс. голов, из них коров мясного стада - 30,3 тыс. голов, овец - 111,7 тыс. голов и лошадей - 6,6 тыс. голов. [9]

Основные принципы государственной политики развития процессов кооперации изложены в Государственной программе развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-

2021 годы (далее - Программа) [10]. Как указано в Программе, важным направлением развития аграрного сектора экономики является развитие сельскохозяйственных кооперативов посредством вовлечения мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию.

В целом выполнение предусмотренных в Программе мер будет способствовать:

повышению эффективности сельскохозяйственного производства за счет сокращения затрат на внедрение новых технологий, маркетинговые, консультационные и другие услуги;

развитию конкурентной среды на аграрных рынках, способствующей оптимальному соотношению качества и цены продукции;

повышению экономической эффективности деятельности личных крестьянских хозяйств и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством, повышению уровня товарности их продукции, уменьшению потерь во время продвижения до конечного потребителя;

повышению уровня и качества жизни сельского населения;

комплексному развитию местных, региональных и общегосударственного аграрных рынков;

росту объемов производства продукции сельского хозяйства и ее реализации на аграрных рынках через сельскохозяйственные кооперативы.

Однако важными шагами является не только разработка законодательной базы, целевых программ развития, но и создание действенного механизма их реализации, который бы обеспечил наиболее эффективное распределение бюджетных средств и минимальные затраты на их реализацию. Также необходимо обращать внимание на связь государственной поддержки кооперации с оценкой эффективности ее использования. Поэтому в процессе выделения бюджетных средств и других видов государственной поддержки необходимо обращать внимание не только на ожидаемые результаты от осуществляемых мер, но и на вызванный социальный, экономический и производственный эффект.

Масштабность проблем сельского хозяйства в целом и огромные инвестиции для их решения возможны только при государственной поддержке и проведении протекционистской политики в отношении отечественного АПК. Поэтому считаем, что осуществление государственного регулирования и финансиро-

вания АПК возможно по двум основным направлениям:

1) косвенные мероприятия, включающие регулирование рынка аграрной продукции и поддержку перерабатывающих предприятий;

2) прямая поддержка аграрных хозяйств, что будет способствовать увеличению объемов производства и обеспечению доходов, достаточных для расширенного воспроизводства в отрасли.

Нами предлагаются следующие орга-низационного-экономические меры государственной поддержки кооперации в АПК Казахстана, реализация которых может воплощаться как на региональном, так и на государственном уровне:

- в сфере финансовой деятельности: совершенствование влияния на выбор механизма кредитования вновь созданных объединений, компенсация части расходов в соответствии с договором страхования, налоговые льготы, совершенствование инвестиционного механизма;

- в сфере производственной деятельности: возврат части расходов на приобретение материально-технических средств, содействие кооперации производственных предприятий АПК, содействие интеграции производственных и перерабатывающих предприятий АПК;

- в сфере сбыта продукции: содействие выходу на мировой рынок, мониторинг паритета цен и оптимизация их соотношения, консультационная поддержка, информационное обеспечение.

Важную роль в эффективном функционировании производственных предприятий в составе кооперативов имеют закупочные цены. Ведь часто возникает ситуация, когда цены на производимую сельскохозяйственную продукцию на порядок ниже цен на продукты ее переработки. Поэтому для поддержания цен на уровне, достаточном для обеспечения рентабельности производства, государственным органам, по нашему мнению, наиболее целесообразно использовать политику компенсации производственных затрат, то есть разницы между расчетными ценами и средними издержками, что будет способствовать снижению себестоимости производства аграрной продукции и не приведет к росту цен на нее. Для получения уровня рентабельности, обеспечивающего расширенное воспроизводство, стоит вводить компенсацию производственных затрат в расчете на 1 га посевов или на 1 ц произведенной сельскохозяйственной продукции.

Значительная сумма компенсацион-

© £

Ю

5

Г

2 а

8

сч

CS £

Б

2 о

ных выплат, по нашему мнению, должна быть выделена за счет бюджетных средств для обеспечения нормального уровня прибыли для простого воспроизводства. Компенсацию транспортных расходов целесообразно осуществлять за счет средств промышленных предприятий, инфляционных процессов - за счет краткосрочных кредитов банков, а расширение производства за счет привлечения средств инвесторов. Финансирование всех этих расходов должно находиться под контролем государства и осуществляться при его непосредственном участии.

Государство может влиять на развитие рынка аграрной продукции с помощью поддержки перерабатывающих кооперативных предприятий, осуществляя квотирование и лицензирование их деятельности, выделяя субсидии для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках с целью роста эффективности функционирования сырьевой зоны и сглаживания сезонности ее предложения на рынке, предоставляя налоговые льготы в отношении суммы прибыли, выделенной на техническую модернизацию перерабатывающих кооперативов.

В результате поддержки и регулирования со стороны государства возможно выравнивание экономических условий функционирования производственных аграрных кооперативов с разными уровнями доходов, повышение эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности деятельности АПК Казахстана.

Можно предложить для Казахстана такую схему финансирования, когда перерабатывающие предприятия, заготовительные организации, поставщики оборудования и топлива будут заинтересованы работать вместе при финансировании сельскохозяйственных кооперативов. В такой ситуации выигрывают все участники схемы. Эта схема уже опробована и работает в России на базе молочной отрасли, а также во многих странах с переходной экономикой.

Поскольку многие банки не имеют опыта в финансировании аграрного бизнеса, то в первую очередь свою поддержку они готовы предоставлять производителю по рекомендации перерабатывающего предприятия, которое успешно сотрудничает с ним:

при покупке оборудования в лизинг между банком и перерабатывающим предприятием заключается соглашение. Если

сельскохозяйственный кооператив-лизингополучатель не сможет заплатить по счетам, то банк делит риски вместе с перерабатывающим предприятием. Например, 20% убытков при неплатежеспособности сельхозпроизводителя обязуется погасить перерабатывающее предприятие;

с поставщиком оборудования также заключается соглашение о том, что в случае неплатежеспособности сельскохозяйственного товаропроизводителя, поставщик выкупит оборудования;

с перерабатывающим предприятием заключается соглашение о том, что операции по переработке продукции будут проходить через банковский счет клиента и будет происходить погашение задолженности. При такой схеме вычисление рисков становится проще.

Для финансирования текущего капитала сельскохозяйственных кооперативов мы предлагаем создать в Казахстане фонд гарантирования кредитов. В странах Западной Европы такие фонды работают уже длительное время и накопили немало опыта, который мог бы стать полезным для нашей страны. Все эти меры должны активизировать процесс создания кооперативных объединений в агропромышленном комплексе, а также способствовать повышению эффективности функционирования уже существующих образований такого типа.

Подводя итоги, следует отметить, что государственная поддержка процесса кооперации должна сосредотачиваться на восстановлении производственных мощностей, повышении уровня эффективности и конкурентоспособности производства, эффективном управлении, объединении малых предприятий в кооперативы с целью оптимизации бизнес-деятельности и уменьшения финансовых затрат за счет удешевления производства и сбыта продукции.

Должны быть разработаны действенные механизмы выполнения бюджетных программ, которые бы обеспечили эффективное распределение бюджетных средств и быстрое их поступление сельскохозяйственным производителям. Выполнение поставленных задач должно стабилизировать состояние отечественного сельского хозяйства, а в будущем - добиться стабильного роста показателей его развития и повысить конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства на мировых рынках.

Необходимым также является разработка методики оценки эффективности

использования бюджетного финансирования и иных форм государственной поддержки создания и функционирования кооперативов в отечественном агропромышленном комплексе.

Литература

1. Бакирбекова А.М. Кооперация крестьянских хозяйств как реалия времени// Исследования, результаты. 2008. №1. С. 234-238.

2. Есполов А.Т. АПК Казахстана: управление земельными ресурсами. - Ал-маты, 2016. 244 с.

3. Керимова У. Текущая роль производственных и обслуживающих кооперативов в сельском хозяйстве Южного Казахстана// Discussion Paper № 167. Leibniz Institute of Agricultural Development in Transition Economies. 2017. 33 с.

4. Наренова А., Байтиленова Е. Перспективы развития агропромышленного комплекса Казахстана на основе интеграции и кооперации // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 12 (94). С. 58-62.

5. Наренова А., Байтиленова Е. Аграрный сектор как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 1 (43). С. 123-129.

6. Кулиев Э. А. Мировой опыт кооперации и интеграции в аграрном секторе / / Международный технико-экономический журнал. 2013. №2. С. 25-29.

7. Bijman J., Iliopoulos C., Poppe K. et al. Support for Farmers' Cooperatives. Executive summary. European Commission. - Wageningen: Wageningen, 2013. 9 p. URL: http://edepot.wur.nl/245007

8. Черняков Б.А. Фермерский кооператив из штата Айова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 5. С. 57-60.

9. Бюллетень «О деятельности сельскохозяйственных кооперативов в Республике Казахстан за январь-март 2018 года» //Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики. URL: http://stat.gov.kz/

10. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»» URL: https:// online.zakon.kz/m/document/ ?doc id=36271876

International experience of agricultural cooperation development

Cheyrhanova A.A., Karshalova A.D.

University of Narcza

The article is devoted to the analysis of the problems of state support of cooperation in the agro-industrial complex of Kazakhstan. The article shows the need for the development of cooperation in the agro-industrial complex of Kazakhstan as a factor of stable growth of its development and competitiveness of domestic agricultural products in the world markets. The foreign experience of supporting the process of cooperation, including in a number of European countries, as well as in the United States. The current state of cooperation in the agro-industrial complex of Kazakhstan and the main directions of the state policy of development of cooperation processes are analyzed. The system of organizational and economic state support of cooperation of the enterprises of agro-industrial complex of Kazakhstan which realization can be embodied both at the regional, and at the state level is offered. The main directions of financing of cooperation processes in the domestic agro-industrial complex are determined.

Key words: cooperation, agro-industrial complex,

state support, Kazakhstan. References

1. Bakirbekova A.M. Co-operation of peasant farms

as a reality of time // Research, results. 2008. № 1. P. 234-238.

2. Espolov A.T. AIC of Kazakhstan: land resources

management. - Almaty, 2016 . 244 p.

3. Kerimova U. The current role of production and

service cooperatives in the agriculture of Southern Kazakhstan // Discussion Paper No. 167. Leibniz Institute of Agricultural Development in Transition Economies. 2017. 33 p.

4. Narenova A., Baitilenova E. Perspectives of the

development of the agro-industrial complex of Kazakhstan on the basis of integration and cooperation // Problems of modern science and education, 2017. № 12 (94). Pp. 58-62.

5. Narenova A., Baitilenova E. Agrarian sector as a

factor of increasing the competitiveness of the national economy // Problems of Modern Science and Education, 2016. No. 1 (43). Pp. 123-129.

6. E. Kuliev. World experience of cooperation and

integration in the agricultural sector.

International Technical and Economic Journal. 2013. № 2. Pp. 25-29.

7. Bijman J., Iliopoulos C., Poppe K. et al. Support

for Farmers' Cooperatives. Executive summary. European Commission. -Wageningen: Wageningen, 2013. 9 p. URL: http://edepot.wur.nl/245007

8. Chernyakov B.A. Farm cooperative from Iowa

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State // Economics of agricultural and processing enterprises. 2004. № 5. P. 5760.

9. Bulletin «On the activities of agricultural

cooperatives in the Republic of Kazakhstan for January-March 2018» // Official website of the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy. URL: http://stat.gov.kz/

10. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan «On approval of the State Program for the Development of the Agro-Industrial Complex of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021 and Amendments and Additions to Presidential Decree No. 957 of March 19, 2010» On Approving the List of State Programs «» URL: https: //online.zakon.kz/m/document/ ?doc_id=36271876

О

3

Ю i

г

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.