Научная статья на тему 'Государственно-правовые взгляды П. И. Новгородцева и современность'

Государственно-правовые взгляды П. И. Новгородцева и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1211
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДЦЕВ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ДЕМОКРАТИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / РОССИЯ / КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / NOVGORODTSEV / RUSSIAN PHILOSOPHY OF LAW / DEMOCRACY / REVOLUTION / RUSSIA / CONSERVATISM / LIBERALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марченко Михаил Николаевич

В статье рассматриваются взгляды П. И. Новгородцева на революцию в России, Советское государство, русскую государственность. Отмечается, что Новгородцев враждебно встретил социалистическую революцию и неверно оценил сущность советской власти. Вместе с тем Новгородцев был настоящим русским патриотом, высказывал много верных мыслей о русском народе и условиях его устойчивого развития. Анализируются взгляды Новгородцева на западную демократию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LEGAL VIEWS OF P. I. NOVGORODTSEV AND THE PRESENT

The article discusses the views of P. I. Novgorodtsev on the revolution in Russia, the Soviet state and the Russian statehood. It is noted that Novgorod was met with hostility of the socialist revolution and misjudged the essence of the Soviet power. At the same time, Novgorodtsev was a true Russian patriot, he expressed many faithful thoughts about the Russian people and the conditions for its sustainable development. Examines the views of Novgorodtseva Western democracy.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые взгляды П. И. Новгородцева и современность»

'МШН1Ш Марченко М. Н.

УНИВЕРСИТЕТА Государственно-правовые взгляды имени o.e. кутафина(мгюА) П. И. Новгородцева и современность

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ П. И. НОВГОРОДЦЕВА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды П. И. Новгородцева на революцию в России, Советское государство, русскую государственность. Отмечается, что Новгородцев враждебно встретил социалистическую революцию и неверно оценил сущность советской власти. Вместе с тем Новгородцев был настоящим русским патриотом, высказывал много верных мыслей о русском народе и условиях его устойчивого развития. Анализируются взгляды Новгородцева на западную демократию.

Ключевые слова: Новгородцев, русская философия права, демократия, революция, Россия, консерватизм, либерализм.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.44.4.049-056

M. N. MARCHENKO, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory of State and Law and Political Science, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University, Honored Worker of Science of the Russian Federation theory.law.msu@gmail.com 119991, Russia, GSP-1, Moscow, Leninskie Gory, d. 1, str. 13 STATE AND LEGAL VIEWS OF P. I. NOVGORODTSEV AND THE PRESENT Abstract. The article discusses the views of P. I. Novgorodtsev on the revolution in Russia, the Soviet state and the Russian statehood. It is noted that Novgorod was met with hostility of the socialist revolution and misjudged the essence of the Soviet power. At the same time, Novgorodtsev was a true Russian patriot, he expressed many faithful thoughts about the Russian people and the conditions for its sustainable development. Examines the views of Novgorodtseva Western democracy. Keywords: Novgorodtsev, Russian philosophy of law, democracy, revolution, Russia, conservatism, liberalism.

1. Для того чтобы глубже понять истоки мировоззрения и развиваемые тем или иным философом, правоведом или социологом общественно-значимые идеи, необходимо хотя бы кратко взглянуть на его творческий жизненный путь и на те условия, при которых формировалась и проявлялась данная личность с ее взглядами.

Михаил Николаевич МАРЧЕНКО,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РФ

theory.law.msu@gmail.com

119991, Россия, ГСП-1,

г. Москва, Ленинские горы,

д. 1, стр. 13

И

п

Т □

Р И а

У Ч гп

I И

а

П

А

ш

гп И

ГОСУДАРСТВЕ

© М. Н. Марченко, 2018

>

_ __«I I-,ул-.г

50 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) в этом плане не является исключением. Как отмечают биографы и многочисленные исследователи его многогранного творчества1, окончив с золотой медалью Екатеринославскую гимназию, П. И. Новгородцев поступил в 1884 г. на первый курс физико-математического факультета Московского университета. Спустя некоторое время он перевелся на юридический факультет этого же университета. По окончании юридического факультета в 1888 г. был оставлен на кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию. В период с 1890 г. по 1899 г. он периодически находился в научных командировках в Германии и во Франции. На основе собранного материала П. И. Новгородцев защитил в 1897 г. диссертацию на степень магистра по теме «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», а в 1902 г. — диссертацию на степень доктора государственного права по теме «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве».

В 1896 г. П. И. Новгородцев становится приват-доцентом, в 1903 г. — экстраординарным, а в 1904 г. — ординарным профессором Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1906 г. вместе с рядом профессоров был уволен из Московского университета по политическим мотивам. Несмотря на это, он продолжал чтение лекций в Московском университете с 1907 по 1911 г., но на правах приват-доцента. Постоянным местом работы П. И. Новгородцева после его увольнения из Московского университета стал Московский высший коммерческий институт, где в 1906 г. он стал не только профессором, но и директором. В 1919 г. П. И. Новгородцев был переизбран профессором на новый срок, хотя летом 1918 г он окончательно покинул Москву, опасаясь ареста за свою антисоветскую деятельность.

В 1920 г. П. И. Новгородцев преподавал в Симферополе, в Таврическом университете, а эмигрировав, основал в 1922 г. при содействии чешского правительства Русский юридический факультет в Праге, деканом которого оставался вплоть до своей смерти 23 апреля 1924 г.

2. Рассматривая государственно-правовые взгляды П. И. Новгородцева и пытаясь соотнести их с современностью, следует, как представляется, исходить из их подразделения на политико-идеологические, мировоззренческие взгляды и на развивавшиеся им научные, сугубо академические по своему характеру положения и идеи. Первые из них ассоциируются главным образом с его политическим мировоззрением и с его непосредственной общественно-политической деятельностью как одного из членов ЦК партии кадетов и активного борца против боль-

1 См.: Ильин И. А. Памяти П. И. Новгородцева // Русская мысль. Берлин. 1924. № 9—12 ; Новгородцев П. И. Об общественном идеале / сост. и вступ. ст. А. В. Соболева. М., 1991. С. 3—10 ; Философы России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, труды / гл. ред. П. В. Алексеев. М., 1995. С. 417—418 ; Жуков В. Н. Новгородцев П. И. // Русская философия : энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 372—373 ; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М. : Юрлитинформ, 2013 ; Фролова Е. А. П. И. Новгородцев о праве и государстве. М. : Макс Пресс, 2001 ; Фролова Е. А. Теоретико-методологические вопросы доктрины возрожденного естественного права (П. И. Новгородцев) // Кантовский сборник. 2015. № 1. С. 72—83.

УНИВЕРСИТЕТА Государственно-правовые взгляды 5Э1

имени o.e. кугафина(мгюА) П. И. Новгородцева и современность

шевизма. А вторая группа взглядов и идей П. И. Новгородцева непосредственно связана с его научной деятельностью.

Политико-идеологические взгляды П. И. Новгородцева проявлялись в двух основных направлениях и отношениях. А именно по отношению к советскому периоду развития российского государства и к Российскому государству и его судьбе в целом.

Будучи весьма религиозным, патриотически относящимся к российскому государству человеком, П. И. Новгородцев резко критически относился к Октябрьской революции, к Советскому государству и к советской власти. Особенно отчетливо это проявилось в таких его работах, как «Восстановление святынь» (1923), «Демократия на распутье» (1923) и др.

Революция, писал он в «Восстановлении святынь», «оставит за собой глубочайшие разрушения не только во внешних условиях, но и в человеческих душах». Как следствие, «русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ»2.

Усматривая в Октябрьской революции лишь «разрушительный» и «опустошительный» потенциал, П. И. Новгородцев в то же время непроизвольно упускал все другие стороны и аспекты данного явления. В первую очередь — те позитивные моменты, которые виделись организаторам и сторонникам Октябрьской революции с пролетарских позиций. В данном случае имеет место вполне естественное для автора — носителя идей либерально-монархической буржуазии — одностороннее восприятие Октябрьской революции, так же как и порожденного ею Советского государства и «умерщвляющего деспотизма советской власти»3.

Наряду с названными воззрениями, П. И. Новгородцевым развивались и другие критические взгляды по отношению к советскому строю и одновременно подвергалась интенсивной критике марксистская идеология. В частности, резкой критике подвергались марксистские взгляды на природу государства как на «организацию классового господства»; на государство как официального представителя общества, задачей которого является «организация насильственного подчинения подвластного класса существующим условиям»; на теорию отмирания государства по мере исчезновения классовых различий, которую автор назвал «утопией безгосударственного состояния», близко подходящей «к мечте анархизма об идеальном существовании без государства и без государственной Р власти на основе свободного самоопределения общества»4. Я

Соотнося данные и им подобные антимарксистские и антисоветские взгляды У и высказывания П. И. Новгородцева с современностью, следует заметить, что, т будучи несовместимыми с идеологией советского периода, они в значительной ^

2 Новгородцев П. И. «Восстановление святынь» // Новгородцев П. И. Об общественном ^ идеале. М., 1991. С. 577. £

3 Новгородцев П. И. «Восстановление святынь». С. 580. В

4 Новгородцев П. И. Об общественном идеале // Новгородцев П. И. Об общественном И

идеале. С. 271—272, 280—281. ГОСУДАРСТВЕ

П

>

_ __«I I-,ул-.г

52 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

мере совпадают с идеологическими постулатами постсоветского периода. Основная причина подобного совпадения вполне очевидно заключается в замене в 1990-е гг. советской государственной власти фактическим ее антиподом — постсоветской государственной властью.

3. Иначе обстоит дело с политико-идеологическими взглядами П. И. Новго-родцева, касающимися истории развития и судьбы Российского государства в целом. Здесь автор в полной мере проявляется не только и даже не столько как носитель и активный проводник буржуазной либерально-монархической идеологии, сколько как верный сын своего Отечества и истинный патриот. Знамени «завоеваний революции», писал он в «Восстановлении святынь», было достаточно, чтобы разрушить Россию, но оно бессильно ее восстановить. Для возрождения России нужно другое знамя — «восстановления святынь», и прежде всего восстановления святыни народной души, которая связывает настоящее с прошлым, живущие поколения с давно отошедшими и весь народ с Богом как жребий, возложенный на народ, как талант, данный Богом народу5.

Данные идеи и рассуждения П. И. Новгородцева имеют не только исторический смысл, но и современное звучание, вызванное развалом власть имущими в 1990-х гг. своего государства — Советского Союза, а вместе с тем и упадком собственно Российского государства. По-современному звучат, в частности, положения о том, что «воссоздание России может быть совершено только подвигом и порывом общего национального объединения, только духом связанности высшими началами и святынями, сознанием ответственности перед целым»6. Принципиально важным при этом является, по справедливому рассуждению и логике П. И. Новгородцева, преодоление разрыва между интересами общего, каковыми являются интересы российского государства, и интересами особенного, в качестве каковых выступают интересы политических партий и других участников политического процесса. Интересы государства должны быть выше интересов политических партий и других политических институтов.

В процессе «воссоздания» России, подчеркивал автор, дух классовых разделений и революционных требований должен замолкнуть и замереть. Все миросозерцание, все устремление, весь строй душевной жизни должны коренным образом измениться. При этом, не без оснований утверждал П. И. Новгородцев, для того, чтобы те или иные политические требования утвердились в будущей России, «нужно прежде всего, чтобы Россия, низвергнутая и распростертая, была поднята и призвана к жизни, нужно, чтобы русский народ перестал вымирать». Нужно, призывал автор, «вернуться» к утраченному русскому национальному сознанию и «принять во всей силе этого слова требование преданности России и русской культуре». Это, пояснял ученый, «прежде всего означает поставить Россию выше своих особых интересов и стремлений, личных или групповых, классовых или партийных; это значит иметь в виду прежде всего Россию как целое»7.

5 Новгородцев П. И. Восстановление святынь // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. С. 575.

6 Новгородцев П. И. Восстановление святынь. С. 570.

7 Новгородцев П. И. Указ. соч. С. 570—571, 574—575.

УНИВЕРСИТЕТА Государственно-правовые взгляды имени o.e. кугафина(мгюА) П. И. Новгородцева и современность

Эти, равно как и иные, им подобные положения и патриотические призывы П. И. Новгородцева были актуальны не только в начале XX в., они остаются таковыми и поныне — в начале XXI в.

4. Наряду с политико-идеологическими идеями П. И. Новгородцева, касающимися истории и судьбы Российского государства в целом, большое значение имеют также развивавшиеся им научные по своей природе и характеру идеи и теории.

В качестве примера последней можно назвать теорию абсолютного идеала, по поводу которого он «напоминал», что «всецелое» его осуществление «в мире человеческих отношений есть выход из обычных условий, есть чудо всеобщего преобразования и как таковое лежит и вне человеческой мощи, и вне философского предвидения». И добавлял, что «в качестве чуда и тайны оно не может составлять предмета общественной философии» и может быть «доступно лишь верующему сознанию»8. Признавая «необходимым понятие абсолютного идеала в качестве исходного и руководящего начала общественной философии, П. И. Новгородцев пояснял: «Мы вместе с тем должны признать, что мыслить этот идеал всецело осуществимым в условиях обычной действительности ошибочно и ложно». Однако, доказывал автор, «необходимо иметь перед собой такой идеал для того, чтобы в свете его созерцать прогресс общественных форм, чтобы иметь критерий для различения вечных святынь от временных идолов и кумиров, чтобы знать направление, в котором следует идти»9.

Социальная значимость абсолютного идеала и его теории заключается, таким образом, согласно логике суждений П. И. Новгородцева, в том, что этот идеал всегда выступал и выступает в качестве «руководящего» начала «для исторического прогресса», всегда был и остается «вечным требованием и призывом» к совершенствованию общественных форм и личности; порождает в человеке стремление, которое, воплощаясь в жизни, в свою очередь, становится перед новым неудовлетворенным стремлением, способствует «неустанному стремлению в нравственном развитии человечества»10.

Соотнося научные разработки П. И. Новгородцева с современностью, следует обратить особое внимание также на развитие им теории правового государства, исследование метаюридических оснований и перспектив развития которого было, по мнению исследователей творчества П. И. Новгородцева, главным предметом его научных интересов11. Рассматривая государство, находящееся во власти С «стихий общественной жизни», как продукт культуры и творческой личности, Т П. И. Новгородцев, в отличие от западных авторов, традиционно исследующих Р правовое государство в формально-юридическом плане, подходил к его позна- ^ нию с религиозно-метафизических и нравственно-психологических познаний. У

Данный подход к правовому государству, несомненно, заслуживает внима- Е ния, поскольку позволяет раскрыть новые грани исследуемого, весьма сложного И

8 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. С. 60. П

9 Указ. соч. С. 59—60. Р

>

10 Указ. соч. С. 68. щ

См.: Жуков В. Н. Новгородцев Павел Иванович // Философский словарь / под ред. И И. Т. Фролова. Изд. 8-е. М., 2009. С. 452. ГОСУДАРСТВЕ

ii

>

__ш^ж р. r+THL 1кг

54 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

и многогранного явления. Однако глубокое и разностороннее познание правового государства с необходимостью требует широкого использования не только этого, но и всех других подходов, включая формально-юридический. В теоретико-методологическом плане это представляется весьма важным в процессе познания правового государства как на ранних этапах его развития, так и на современном постсоветском этапе эволюции российского общества и государства.

Наряду с теорией и методологией познания правового государства, в научных исследованиях П. И. Новгородцева заметное место занимает рассмотрение проблем демократии. При этом последняя трактуется не в широко распространенном восприятии «народовластия» в виде формы государства, прав граждан и т.п., а понимается как «система свободы» и как «система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который готов все допустить, — всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы»12. По мнению автора, «демократия всегда есть распутье, есть система релятивизма, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». «И если в наши дни, — рассуждал П. И. Новгородцев, — это чувствуется с такой яркостью и осязательностью, то именно потому, что среди народов, живущих под властью демократии, стали обнаруживаться стремления оставить распутье и выйти на какой-либо твердый путь»13.

Подходя к рассмотрению демократии с разных сторон и позиций, автор не без оснований замечает, что она, наряду с «некоторыми бесспорными преимуществами», имеет «и свои неистребимые недостатки»14. Наиболее значимые из них заключаются в следующем.

Во-первых, в многочисленности, многозначности и противоречивости понятий демократии, затрудняющих их использование. Понятие демократии П. И. Новгородцев относил «к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории». Весьма злободневными и поныне являются слова автора о том, что «одно из самых распространенных обыкновений нашего времени, в иных случаях являющееся простительной слабостью, — в вопросах политики непременно становится под знамя демократии»15.

Во-вторых, в порождении таких ожиданий среди «значительных групп в современных демократиях», которые она (демократия) не в силах удовлетворить. В частности, демократия «оказалась бессильной» в «моральной области». Она, замечает автор, «не сблизила в чувствах братства и дружбы народы, ни людей в пределах отдельных народов. Она не создала общего довольства среди людей и не устранила страх революции»16.

В-третьих, в создании «системы широких перспектив» и вместе с тем — «неопределенных возможностей» как для различных слоев общества, так и для порождаемых ими институтов. В силу этого, констатировал П. И. Новгородцев,

12 Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. С. 553.

13 Указ. соч. С. 553.

14 Указ. соч. С. 551—552.

15 Указ. соч. С. 541.

16 Указ. соч. С. 554.

УНИВЕРСИТЕТА Государственно-правовые взгляды имени o.e. кугафина(мгюА) П. И. Новгородцева и современность

«угрозы демократии слышатся одинаково справа и слева», со стороны самых разных политических течений и направлений.

В-четвертых, в завышенных претензиях демократии быть собирателем и выразителем общей воли социально раздробленного и внутренне противоречивого общества. Демократия, писал по этому поводу автор, «обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начала равенства и свободы сложными и противоречивыми». Поэтому, заключал ученый, «осуществление демократической идеи всегда остается лишь очень приблизительным и неточным»17.

И в-пятых, в открытии «широких перспектив» и возможностей для политических и иных течений, которые не только благоприятствуют развитию демократического государства, но и создают опасность для ряда благ, порождаемых демократией. Если разобраться, размышлял П. И. Новгородцев, «какое из благ демократического государства сейчас подвергается сомнению и находится в опасности, то придется сказать, что это и есть именно политическая свобода»18.

Помимо отмеченных «неистребимых недостатков» демократии, автор акцентирует внимание также и на других ее недочетах, позволяющих, вместе с общеизвестными ее положительными чертами, судить о ней более взвешенно и объективно. «В противоположность политическому оптимизму недавнего прошлого, — замечал в связи с этим П. И. Новгородцев, — когда казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит только достигнуть ее, и все остальное приложится, теперь приходится признать, что демократия, вообще говоря, есть не путь, а только распутье, не достигнутая цель, а проходной пункт»19.

К данному, имеющему глобальный, стратегический характер выводу автор пришел на основе анализа не только соответствующих его времени научных изысканий, но и исторического опыта таких традиционных демократий, как Англия и Франция.

Данный вывод относительно недопустимости преувеличения роли демократии, а тем более — ее абсолютизации в жизни общества и государства, касается не только прошлого, но в полной мере распространяется и на настоящее. Это же касается и ряда других выводов и положений, содержащихся в многочисленных научных трудах П. И. Новгородцева.

И С Т

БИБЛИОГРАФИЯ Р

И

1. Жуков В. Н. Новгородцев Павел Иванович // Философский словарь / под ред. У И. Т. Фролова. — Изд. 8-е. — М., 2009. Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Жуков В. Н. Новгородцев П. И. // Русская философия : энциклопедия / под

И

общ. ред. М. А. Маслина. — М., 2007. О

П

" А

17 Новгородцев П. И. Демократия на распутье. С. 554.

18 Указ. соч. С. 554—555.

19 Указ. соч. С. 552.

m И

ГОСУДАРСТВЕ

>

___а» I-,улг

56 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

3. Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. — М. : Юрлитинформ, 2013.

4. Ильин И. А. Памяти П. И. Новгородцева // Русская мысль. — Берлин. — 1924. — № 9— 12.

5. Новгородцев П. И. Об общественном идеале / сост. и вступ. ст. А. В. Соболева. — М., 1991.

6. Философы России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, труды / гл. ред. П. В. Алексеев. — М., 1995.

7. Фролова Е. А. Теоретико-методологические вопросы доктрины возрожденного естественного права (П. И. Новгородщев) // Кантовский сборник. — 2015. — № 1.

8. Фролова Е. А. П. И. Новгородцев о праве и государстве. — М. : Макс Пресс, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.