Научная статья на тему 'П. И. Новгородцев: консервативный либерал и религиозный философ права'

П. И. Новгородцев: консервативный либерал и религиозный философ права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
991
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДЦЕВ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / КАНТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / МЕТАФИЗИКА / NOVGORODTSEV / RUSSIAN PHILOSOPHY OF LAW / SOCIAL IDEAL / KANTIANISM / CHRISTIANITY / METAPHYSICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Вячеслав Николаевич

В статье рассматривается философия права П. И. Новгородцева, его мировоззрение, ценностные и религиозные ориентиры и политические взгляды. Новгородцев консервативный либерал, который пытался совместить ценности монархической России с идеями правового государства. Новгородцев левый либерал, поскольку выступал за социальные гарантии для широких слоев населения. С одной стороны, его взгляды отражали идею демократизации России, с другой стремление сохранить традиционные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. I. NOVGORODTSEV: THE CONSERVATIVE LIBERAL AND RELIGIOUS PHILOSOPHER OF LAW

The article deals with the philosophy of P. I. Novgorodtsev’s law, his worldview, value and religious guidelines and political views. Novgorodtsev is a conservative liberal who tried to combine the values of monarchical Russia with the ideas of the rule of law. Novgorod left liberal, as advocated social security for the wider population. On the one hand, his views reflected the idea of democratization of Russia, on the other the desire to preserve traditional values.

Текст научной работы на тему «П. И. Новгородцев: консервативный либерал и религиозный философ права»

'МШН1Ш Жуков В. Н.

УНИВЕРСИТЕТА П- И. Новгородцев: консервативный либерал

имени O.E. Кутафина(МГЮА) И религиозный философ права

П. И. НОВГОРОДЦЕВ: КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИБЕРАЛ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФИЛОСОФ ПРАВА

Аннотация. В статье рассматривается философия права П. И. Нов-городцева, его мировоззрение, ценностные и религиозные ориентиры и политические взгляды. Новгородцев — консервативный либерал, который пытался совместить ценности монархической России с идеями правового государства. Новгородцев — левый либерал, поскольку выступал за социальные гарантии для широких слоев населения. С одной стороны, его взгляды отражали идею демократизации России, с другой — стремление сохранить традиционные ценности. Ключевые слова: Новгородцев, русская философия права, общественный идеал, кантианство, православие, метафизика.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.44.4.065-073

V. N. ZHUKOV,

Doctor of Law, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Theory of State and Law and Politology at the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University [email protected] 119991, Russia, GSP-1, Moscow, Leninskie Gory, d. 1, str. 13

P. I. NOVGORODTSEV: THE CONSERVATIVE LIBERAL AND RELIGIOUS PHILOSOPHER OF LAW

Abstract. The article deals with the philosophy of P. I. Novgorodtsev's law, his worldview, value and religious guidelines and political views. Novgorodt-sev is a conservative liberal who tried to combine the values of monarchical Russia with the ideas of the rule of law. Novgorod — left liberal, as advocated social security for the wider population. On the one hand, his views reflected the idea of democratization of Russia, on the other — the desire to preserve traditional values.

Keywords: Novgorodtsev, Russian philosophy of law, social ideal, Kantianism, Christianity, metaphysics.

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) известен как либерал-западник, кадет, сторонник правового государства и защитник прав человека. Именно такое представление о нем преобладает в нашей современной обществоведческой науке и политической публицистике. Вместе с тем творчество Новгородцева демонстрирует нам глубокое своеобразие русской либеральной мысли, разительно отличающейся от западного либерализма. Философия пра-

Вячеслав Николаевич ЖУКОВ,

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры теории государства и права и политологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова [email protected] 119991, Россия, ГСП-1,

г. Москва, Ленинские горы,

д. 1, стр. 13

П

Т □

Р И а

У Ч m I И

а

П

А

ш

m И

ГОСУДАРСТВЕ

© В. Н. Жуков, 2018

>

66

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ва этого выдающегося либерала насыщена архаикой русского национального сознания, пронизана стремлением вернуться к истокам отечественной культуры. Либеральные идеи Новгородцева можно сравнить с ветвями и листьями на древе русского консерватизма. Корень его философии права — глубинные пласты русской духовности, которая веками формировалась в лоне православия. Степень зависимости философии права Новгородцева от религии много больше, чем иногда принято считать.

От идеализма в этике к иррационализму в политике

Новгородцев в своих воззрениях никогда не стоял на позициях материализма, позитивизма, атеизма и вульгарного социологизма, его интеллектуальное поле всегда было очерчено рамками метафизики. Тем не менее, даже оставаясь в данных границах, его взгляды проделали заметную эволюцию от рационализма и идеализма к религии и мистике, от западничества к умеренному славянофильству, от светского либерализма к православному либеральному консерватизму. Такая религиозная направленность определялась в основном двумя факторами. Во-первых, Новгородцев изначально тяготел к идеализму и религии, на формирование его мировоззрения решающее влияние оказали ценности христианства, философия Платона, Канта и В. С. Соловьева. Во-вторых, обратиться к религии его заставили трагические события в России, коренная ломка привычных форм русской жизни и, наконец, факт собственного изгнания. По всей видимости, рациональное объяснение «русской катастрофы» его уже не могло удовлетворить, он нуждался в мистическом откровении.

В дореволюционный период мысль Новгородцева в основном развивается в рамках морального трансцендентализма, подспудно отталкиваясь от религиозной метафизики и предполагая ее в качестве основы. Одна из главных методологических задач на данном этапе — обоснование ценности идеализма, что он и делает либо в форме пропаганды этики Канта, либо в виде критики одностороннего рационализма. Точнее будет сказать, что, отталкиваясь от кантианской этики и критикуя издержки рационализма, Новгородцев идет по пути защиты иррационализма. Личность, с его точки зрения, невозможно полностью понять в традициях европейского просветительского рационализма. В Новое время общественная наука стремилась уложить все явления жизни в рамки строгой закономерности, ее усилия были направлены на познание причинной связи явлений. В личности, рационалистически разложенной на составляющие, «как бы умирает душа, и воцаряется фатальная, роковая, механическая необходимость»1. А между тем человеческая природа имеет неразложимый иррациональный остаток, который рационально понять нельзя. Всякое пренебрежение данным тезисом ведет к рационалистическому утопизму, к претензии на абсолютную достоверность своих выводов. Либерализм, социализм, анархизм, пытаясь понять человека с позитивистских и социологических позиций, обнаруживают наивную веру во всесилие человеческого разума, делает вывод философ.

1 Новгородцев П. И. Значение философии // Научное слово. Кн. 2. 1903. С. 115.

f»* Жук°в В■ Н■ cz-w

УНИВЕРСИТЕТА П. И. Новгородцев: консервативный либерал 6/

имени O.E. Кутафина(МГЮА) и религиозный философ права

Обоснование иррационализма в понимании человека было только началом, отправной точкой, от которой Новгородцев отталкивается в критике рационалистических социальных теорий и создает свою, где доминирует иррационализм.

Переоценка славянофильства и поворот к национальным корням

Процесс перехода на позиции иррационализма проявил себя в переоценке учения славянофильства, которое Новгородцев воспринимал как проблему соотношения русской и западной духовности, применимости западных форм жизни к российским условиям. Если в период неприятия славянофилов он пропагандировал западные государственные институты, то на этапе сближения с их идеями политические учреждения Запада уже во многом им критикуются. При этом если защита западной демократии ведется на уровне формально-юридическом, то ее критика — уже с позиций духовно-нравственных и религиозных.

Новгородцев времен участия в работе Первой Государственной думы, когда либеральную интеллигенцию, как и большинство русского образованного общества, захватил революционный энтузиазм, так отзывался о славянофильстве: «Общественная программа славянофилов отличалась крайней скудостью и неопределенностью своих оснований, и по самому своему существу приводила к идеализации фактического, исторически сложившегося строя русской жизни. Власть истории, власть прошлого тяготела над славянофильскими идеалами, вместо бесконечного простора новых возможностей и нового творчества мысль смыкалась узким горизонтом привычных форм и знакомых явлений»2. Отталкиваясь от критики славянофильства, Новгородцев говорит об угнетении народа, о насилии самодержавной власти, о решительном разрыве с прошлым, жажде перемен, об «огромном культурно-освободительном движении, которое должно возродить дремлющие силы России»3.

Таким мыслям способствовала и естественно-правовая философия, приверженцем которой он был. Теория естественного права являла собой почву для своеобразного космополитизма, ориентировала русского либерала выступать в защиту свободы, видеть в личности абсолютную ценность, рассматривать ее в абстрактной и рафинированной форме. Здесь главным было соответствие абстрактной общечеловеческой нравственности политико-правовым учреждениям, национальный аспект во внимание не принимался.

Революционные катаклизмы заставили Новгородцева критически посмотреть на Запад и обратиться к православию, а с ним — к национальным корням русского Р

народа, архетипам его религиозного сознания. Вот что говорит об этом Г В. Фло-

С. 356. 3 Указ. соч. С. 364.

П

а

ровский: «В последние годы пред П. И. Новгородцевым по-новому открылась про- У

блема общественного утопизма, с которым он всегда и вдохновенно боролся. Он т

увидел, как глубоко обоснован он в самом духовном складе европейского Запада, ^

насколько связан он с особенностями западной религиозной стихии. И понял, а

что тот кризис общественного сознания, о котором он уже давно говорил, есть, П

--А

2 Новгородцев П. Современные отзвуки славянофильства // Вопросы жизни. М., 1905.

m И

ГОСУДАРСТВЕ

>

68

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в сущности, кризис Запада. В последние годы Новгородцев напряженно задумывался над Достоевским. У него видел он начала новой, русской и православной, общественной философии, которой, казалось ему, суждено обновить и усталые души европейских людей. Общественный идеал открылся для него в церковной соборности»4. Таким образом, вопрос «Запад — Восток» в итоге решился для Новгородцева в пользу Востока.

Православие — единственно возможная основа социального устройства

В серии статей эмигрантского периода («Существо русского православного сознания», «Демократия на распутье», «Восстановление святынь», «О своеобразных элементах русской философии права») философ прямо обращается к православию как единственной опоре мира политики и в целом общественной жизни. «Наступило время, — пишет Новгородцев, — когда все мы нуждаемся в некоторых новых и простых объяснениях существа нашей веры. Ее древняя сущность должна остаться незыблемой, но она должна по-новому уясниться новому сознанию. Для нас, переживших неслыханные, катастрофические события, многое теперь приоткрывается и уясняется из того, что ранее было неясно, к чему относились мы невнимательно. Открываются для нас с небывалой ясностью и драгоценные сокровища нашей веры»5.

Новгородцев отмечает, что православие, как и каждое другое религиозное исповедание, являясь определенной системой догматов и положений веры, в то же время есть и культурное творчество народа. Догматы религии, отражаясь в сознании и жизни народа, приобретают национальную специфику. Поэтому рассматривать православие можно не только с точки зрения догматической и богословской, но также и в плане культурно-историческом и религиозно-философском.

Русское православие, по Новгородцеву, при всем своем национальном своеобразии замечательно тем, что сохранило «удивительное согласие с духом первоначального христианства», верность «божественной своей первооснове и первоначальным апостольским и святоотеческим учениям»6.

Главным принципом православной веры философ считает «взаимную любовь всех во Христе». По убеждению Новгородцева, «взаимная любовь во Христе» определяет все основные свойства русского православного сознания. Он насчитывает их шесть: созерцательность, смирение, душевная простота, радость о Господе, потребность внешнего выражения религиозного чувства, чаяние Царства Божия.

С православных позиций Новгородцев критикует западное миросозерцание, в основном в форме католицизма и протестантизма. Он соглашается с В. С. Соловьевым, что существо западного мировоззрения приводит к идее индивидуального душеспасения. В этом случае церковь не столько выполняет функцию всепрони-

4 Флоровский Г. В. Памяти П. И. Новгородцева // Новый мир. 1991. № 12. С. 218.

5 Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания // Православие и культура : сб. религ.-философ. ст. Берлин, 1923. С. 22, 23.

6 Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания. С. 8.

f»* ЖУков в. Н __

УНИВЕРСИТЕТА П. И. Новгородцев: консервативный либерал

имени O.E. Кутафина(МГЮА) и религиозный философ права

кающего нравственного общения, сколько возвышается над верующими. Поэтому становится возможным приобщение верующих к ценностям веры «не столько силою их внутреннего любовного общения во Христе, — что и составляет идеальную основу церковности, — а внешним актом церковных индульгенций, церковных установлений и предписаний»7. Церковное единство католичества утверждается на авторитете папы, на мощной организации и дисциплине, на политике и пропаганде, на дипломатическом искусстве иезуитов. Но в этих условиях принцип церковности утрачивает свое подлинное существо, свой внутренний смысл8.

Как считает Новгородцев, только западное миросозерцание могло породить Реформацию, сведшую религию к морали. Реформация привела к всеобщему обмирщению жизни, к отрыву ее от божественных истоков. Отсюда, по его мнению, многие болезненные проявления западной культуры.

Как серьезный недостаток общественного сознания Запада Новгородцев расценивает идею обожествления человека. «Западный человек, — рассуждает он, — это человек, гордый своей культурой, своим образованием, своей наукой, своей дисциплиной, своей политикой. Он думает, что он все преодолел, все может; он думает, что его конституции и парламенты, что его демократии и республики — верх человеческой мудрости, что тот путь, которым он идет, есть единственный путь к человеческому величию»9. Европейское сознание, по Новгородцеву, должно перейти от гордости к смирению, открыв тем самым для себя не преходящие ценности человеческого труда и творчества, а абсолютные основы бытия.

С обмирщением жизни и обожествлением человека в западном сознании, полагает Новгородцев, тесно связана идея установления Царства Божия на земле. Пример тому в католичестве — сама католическая церковь, которая заменила небесное Царство Божие царством земным. В протестантизме, напротив, земная жизнь настолько отделена от религиозных чаяний, что религия становится частным делом личного сознания, а культура, общественность, государственность объявляются автономными областями самобытного светского строительства10. И в том и в другом случае отрыв общества, государства, жизни в целом от религиозных основ приводит к серьезным социальным деформациям. Говоря о России, Новгородцев подчеркивает, что именно «путь отпадения, отщепенства от положительных начал жизни», т.е. от религии, сделал несчастными «и саму интеллигенцию и нашу Родину»11.

И

п

Т

Критика «социального утопизма» Р

И

а

Начиная с «Проблем идеализма», Новгородцев последовательно критиковал со- У циальные теории, построенные, с его точки зрения, на рациональных, внедухов- т

И

7 Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания. С. 11. а

8 См.: Новгородцев П. И. Указ. соч. С. 11. П

9 Указ. соч. С. 17. р

10 См.: Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания. С. 22. Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины : сб. ст. о рус- И

ской революции. М., 1990. С. 204. ГОСУДАРСТВЕ

ii

>

_ __«I I-,ул-.г

70 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

ных основаниях. Такие доктрины он относил к типу социальных утопий «земного рая» (термин А. И. Герцена), т.е. теорий, претендующих на построение общества абсолютной гармонии, всеобщего счастья. В работе 1909 г. «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» подвергается критическому анализу правовой идеал либерализма — демократия и правовое государство. Вторая глава «Введения в философию права. Об общественном идеале» (1917) посвящена развенчанию «утопии социализма», в третьей главе (по словам автора, она была закончена, но сохранился один небольшой фрагмент) ставилась задача дать развернутую критику анархизма. Примечательно, что критика «социального утопизма» ведется Новгородцевым в рамках и с позиции религии, с использованием религиозной системы координат.

Утопическому сознанию, полагает философ, свойственна религиозно-эсхатологическая направленность: «Каждый общественный идеал, скрыто или открыто опирающийся на идею земного рая, в сущности, воспроизводит идею средневековой теократии о спасении людей через общество верных, силою своей веры или своих заслуг удостоившихся высшей благодати»12. Здесь общественная проблема совпадает с религиозной — спасение людей ввиду их слабости и ограниченности сил. Совершенному обществу придается значение высшей нравственной основы, которая дает человеку полноту бытия и смысл существования. Это приводит к абсолютизации данного социального устройства.

Другим следствием явного или неявного религиозного эсхатологизма утопического сознания является смешение понятий абсолютного и относительного, Божиего и кесарева. Религиозное сознание утопизма, отмечает Новгородцев, стремится рассматривать сверхприродный порядок как норму человеческой жизни, отрицать относительное ради абсолютного. В результате необоснованно умаляется значение действительной жизни. Абстрактные схемы будущего приобретают абсолютное значение. Рассудочные, логически стройные планы требуют от личности больше того, чем она может по своей природе. С другой стороны, напротив, разрыв с абсолютным и его забвение приводит к абсолютизации относительных форм, к убеждению, что социальными экспериментами можно достигнуть благополучия личности. В любом случае, делает вывод Новгородцев, предполагается «перерыв истории, чудо социального преображения», что «в своем осуществлении приводит к насилию над историей, к злым опытам социального знахарства и колдовства»13.

Закономерным итогом утопических теорий, по Новгородцеву, становится их неизбежный крах. Он усматривает причину такого конца утопий в их эсхатологической направленности. Рождение и смерть идей земного рая является проявлением кризисного, апокалиптического сознания. Катаклизмы мира вызывают катастрофическое мироощущение, вырабатывают философию конца. На протяжении всего времени своего существования утопии неизменно проходят циклический крут: появляясь в результате социальных потрясений как надежда на лучшее будущее, они отвергаются с возникновением новых разрушительных яв-

12 Новгородцев П. Введение в философию права. Об общественном идеале. Вып. 1. Берлин, 1922. С. 18.

13 Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции. С. 218.

f»* ЖУков в. Н __

УНИВЕРСИТЕТА П. И. Новгородцев: консервативный либерал /|

имени O.E. Кутафина(МГЮА) и религиозный философ права

лений действительности. Соответственно, на смену отжившим утопиям приходят новые. За чрезмерными надеждами приходят чрезмерные разочарования, что, в свою очередь, обусловливает появление следующих неоправданных надежд.

В России, утверждает Новгородцев, социальный утопизм обрел форму народничества, марксизма и анархизма. Утопизм российской интеллигенции проявил себя в «безрелигиозном отщепенстве», отрыве от народа и русского национального духа, результатом чего стала революция, распад государства и национального единства.

Мифологема абсолютного идеала

Религиозная, иррациональная направленность философии права Новгородцева ярко проявилась в его теории абсолютного идеала. Во «Введении в философию права. Об общественном идеале» он формулирует теоретико-методологические основы некоего социального идеала, который, с его точки зрения, мог бы претендовать на абсолютную истинность и универсальность применения независимо от времени и места. Иначе говоря, от критики социального утопизма философ переходит к созданию своей собственной модели идеального устройства общества, которая при ближайшем рассмотрении оказывается очередной социальной утопией, густо замешанной на христианском мистицизме.

Понятие абсолютного социального идеала является прямым производным таких основополагающих категорий философии права Новгородцева, как нравственный закон личности и естественное право. Триада «нравственный закон — естественное право — абсолютный идеал» есть развивающаяся нравственная идея, эволюция представлений личности, идущая от осознания своей нравственной природы к предъявлению нравственных требований к организации общества.

Для Новгородцева абсолютный идеал есть суть разрабатываемой им этико-религиозной концепции, это одновременно ее исходный пункт и итог. В абсолютном идеале принцип личности, как основополагающий для этики, находит свое полное развитие и логическое завершение. Индивидуализм, абсолютизм и формализм нравственного закона выражают, по мнению философа, в абсолютном идеале предельную степень возможной гармонии личности и общества. В итоге абсолютный идеал определяется как принцип всеобщего свободного универсализма, где свобода, равенство и всеобщность объединения лиц со- Р

четаются в свободной солидарности всех: «Это чисто абстрактные требования

П

5 а

всеобщего объединения на началах равенства и свободы; это отвлеченный У принцип личности, взятый в его двояком значении, — со стороны притязаний Е

и со стороны обязанностей, — и таким образом возведенный до идеи свободного И универсализма... Это — идеал не только демократический, но и вселенский, иде- а ал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства»14. П Содержание абсолютного идеала полностью раскрывается в философии А

истории, которая представляет собой попытку Новгородцева соединить кантов- ш

гп

И

14 Новгородцев П. Введение в философию права. С. 86, 87. ГОСУДАРСТВЕ

>

___а» I-,улг

72 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

скую этику с православной догматикой. Личность, полагает он, связана с Абсолютом, что наполняет ее жизнь смыслом в любой исторический период, при любом политическом режиме. Связь личности с Абсолютом предопределяет двойственность истории, проявляющуюся в рациональном и иррациональном ее аспектах. Разумное начало истории соотносится с преходящими формами общественного бытия личности, иррациональное — связано с ее «творческой глубиной» и «бесконечными возможностями». Абсолютный социальный идеал, уходящий корнями в иррациональное и рожденный им, указывает направление истории и наполняет ее смыслом. Абсолютный идеал возвышается как над концом истории, так и над ее началом, одинаково осуществляясь на всем ее протяжении. В любой исторической эпохе проявляется стремление к абсолютному, но каждый раз оно заканчивается лишь относительным приближением к идеалу. Новгородцев подчеркивает, что таков закон исторического развития, когда путь к абсолютному лежит через относительные ступени возвышения к нему.

Теория абсолютного идеала решает также, по Новгородцеву, проблему соотношения национального и наднационального. С его точки зрения, каждый народ, являющий собой духовное целое, имеющий историю и культуру, носит в себе «живую силу», сплачивающую его. Под «живой силой» подразумевается связь с Абсолютом, Богом, чей императив народ осуществляет в своей истории. Чем более нация близка к религиозным святыням, тем больше согласованности в отношениях между людьми и в обществе в целом. Особой освященностью народной жизни объясняется и крепость государства, основанного на братском сотрудничестве соотечественников. Однако несмотря на превознесение национального, Новгородцев в полной мере отстаивает наднациональное. «Где границы, где перегородки, — утверждает он, — там нетерпимость и замкнутость. А замкнутость — это значит эгоизм, — семейный, классовый, национальный. И выход может быть только один: органическая связь отдельных союзов между собою и с целым»15. В основу такой позиции кладется христианский принцип равенства всех перед Богом независимо от национальности. Современный человек, по Новгородцеву, живет столько же своим народным, сколько и чужим, общечеловеческим. Философ приходит к выводу о существовании единой, наднациональной общечеловеческой истины, «вселенской правды», которая является руководящим идеалом для каждого общества и для каждой эпохи. «Все соответствующее этому идеалу, — подчеркивает он, — все, что расширяет и освобождает жизнь данного общества, данного народа, правильно и верно; а все, что обособляет данный народ от других, что отделяет его от великой цели всемирного общечеловеческого единства, то неправильно и ложно. В этой идее общечеловеческой солидарности мы имеем надежный признак для того, чтобы отличить должное и недолжное в стремлениях любого поколения и любой эпохи»16. Иными словами, общечеловеческое единство не есть результат механического слияния и видимых реальных связей между народами. Вселенское единство осуществляется и проявляется лишь в процессе исторического восхождения к Абсолюту и, наоборот, земная человеческая история воплощает

15 Новгородцев П. Введение в философию права. С. 90.

16 Указ. соч. С. 91.

f»* Жук°в в Н -7-Э

УНИВЕРСИТЕТА П. И. Новгородцев: консервативный либерал /^Э

имени O.E. Кутафина(МГЮА) и религиозный философ права

в себе развитие вселенского единения на пути к идеалу. Таким образом, по Нов-городцеву, история находит свой смысл в трансцендентном единстве абсолютного идеала с человечеством, в одинаковом стремлении всех к этому идеалу.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Новгородцев П. Введение в философию права. Об общественном идеале. — Вып. 1. — Берлин, 1922.

2. Новгородцев П. И. Значение философии // Научное слово. — Кн. 2. — 1903.

3. Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины : сб. ст. о русской революции. — М., 1990.

4. Новгородцев П. Современные отзвуки славянофильства // Вопросы жизни. — М., 1905.

5. Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания // Православие и культура : сб. религиозно-философских статей. — Берлин, 1923.

6. Флоровский Г. В. Памяти П. И. Новгородцева // Новый мир. — 1991. — № 12.

П

Т □

р И а

У Ч m I И

а

П

А

ш

m И

ГОСУДАРСТВЕ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.