Научная статья на тему 'П. И. Новгородцев как философ теории естественного права'

П. И. Новгородцев как философ теории естественного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3229
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРАВО / МОРАЛЬ / П. И. НОВГОРОДЦЕВ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / НЕОКАНТИАНСТВО / PHILOSOPHY OF LAW / JURISPRUDENCE / LAW / MORALITY / NOVGORODTSEV / NATURAL LAW / NEO-KANTIANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье дается анализ проблем методологии в русской философии права конца XIX начала XX в. на примере концепции естественного права П. И. Новгородцева. Раскрывается взаимозависимость права и морали в этико-нормативной концепции права; показана связь правового учения Новгородцева с неокантианской философией; представлены некоторые аспекты полемики доктрин формально-догматической юриспруденции и теории естественного права в политической и правовой мысли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVGORODTSEV AS A PHILOSOPHER OF THE THEORY OF NATURAL LAW

The article gives an analysis of the problems of methodology in the Russian philosophy of law of the late 19th early 20th century on the example of the concept of Novgorodtsev's natural law. The interdependence of law and morality is revealed in the ethical-normative concept of law; the connection between Novgorodtsev’s legal doctrine and neo-Kantian philosophy is shown; some aspects of the polemics of the doctrines of formal dogmatic jurisprudence and the theory of natural law in political and legal thought of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «П. И. Новгородцев как философ теории естественного права»

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

П. И. НОВГОРОДЦЕВ КАК ФИЛОСОФ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Аннотация. В статье дается анализ проблем методологии в русской философии права конца XIX — начала XX в. на примере концепции естественного права П. И. Новгородцева. Раскрывается взаимозависимость права и морали в этико-нормативной концепции права; показана связь правового учения Новгородцева с неокантианской философией; представлены некоторые аспекты полемики доктрин формально-догматической юриспруденции и теории естественного права в политической и правовой мысли России. Ключевые слова: философия права, юриспруденция, право, мораль, П. И. Новгородцев, естественное право, неокантианство.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.44.4.057-064

E. A. FROLOVA,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Theory of State and Law and Political Science, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University

frolova.msu@mail.ru 119991, Russia, Moscow, GSP-1, Leninskie Gory, d. 1, str. 13

NOVGORODTSEV AS A PHILOSOPHER OF THE THEORY OF NATURAL LAW

Abstract. The article gives an analysis of the problems of methodology in the Russian philosophy of law of the late 19th — early 20th century on the example of the concept of Novgorodtsev's natural law. The interdependence of law and morality is revealed in the ethical-normative concept of law; the connection between Novgorodtsev's legal doctrine and neo-Kantian philosophy is shown; some aspects of the polemics of the doctrines of formal dogmatic jurisprudence and the theory of natural law in political and legal thought of Russia are presented.

Keywords: philosophy of law, jurisprudence, law, morality, Novgorodtsev, natural law, neo-Kantianism.

В настоящее время повышается интерес к проблемам методологии и философии права, важной составляющей которых является поиск идеальных основ права, для которых нет и не должно быть однозначных решений и предустановленных выводов1. Русские философы и теоретики права еще

Елизавета

Александровна

ФРОЛОВА,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права и политологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова frolova.msu@mail.ru 119991, Россия, ГСП-1,

г. Москва, Ленинские горы,

д. 1, стр. 13

S

п

Т □

Р И а

У Ч m I И

а

П

А

ш

m И

ГОСУДАРСТВЕ

>

1 Кельзен Г. Чистое учение о праве, справедливость и естественное право / пер. с нем., англ., фр. ; сост. и вступ. ст. М. В. Антонова. СПб., 2015 ; Жуков В. Н. Русская философия

© Е. А. Фролова, 2018

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в конце XIX — начале XX в. глубоко исследовали эту материю, в частности природу естественного права. Полемизируя со своими немецкими коллегами, они создавали содержательные, во многом оригинальные учения о праве, не уступавшие философско-теоретическому уровню западноевропейских правоведов. Разработке естественно-правовой доктрины в среде неокантианцев уделялось особое внимание, поскольку источник права представители этой теории видели в правовом сознании.

Большой вклад в изучение философско-правовых вопросов внес известный правовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России Павел Иванович Новгородцев. Основная заслуга ученого в области философии права заключалась в обосновании им этически должного в праве и методологии обоснования политико-правового идеала. Интерес к этой проблематике возник в самом начале его творческой деятельности (цель написания его первой крупной работы — анализ проблем естественного права в немецкой литературе XIX в.2) и сохранился на протяжении всей жизни. П. И. Новгородцев стремился показать, насколько историческое направление в юриспруденции смогло упразднить идею естественного права. Итогом работы «Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба» явились два положения:

1) идея естественного права пережила нападки со стороны исторической школы

права;

2) центр естественно-правовой концепции заключался не в подходах к происхождению права, а в возможности нравственного суда над ним.

В связи с такой направленностью исследования интересен акцент, который был сделан русским юристом применительно к области философии права: в рам-

права: от рационализма к мистицизму. М., 2017 ; Корнев А. В. Социология права в методологическом инструментарии юриспруденции // Методология сравнительно-правовых исследований. М., 2013 ; Михайлов А. М. Сравнительное исследование философско-методологических оснований естественно-правовой и исторической школ правоведения. М., 2013 ; Он же. Актуальные вопросы теории правовой идеологии и методологии юриспруденции. М., 2016 ; Финнис Дж. Естественное право и естественные права / пер. с англ. В. П. Гайдамака и А. В. Панихиной. М., 2012 ; Фролова Е. А. Методология и философия права: от Декарта до русских неокантианцев. М., 2017.

2 Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии М., 1896. В работе «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права» Новгородцев анализировал общий взгляд на развитие немецкой философии права от Пуфендорфа до Канта, учение Канта о праве и государстве и политико-правовое учение Гегеля. В первых двух главах он уделил большое внимание вопросам естественного права (см.: Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 43—72, 146—158). Оценки этой работы см., например: Трубецкой Е. Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. Кн. 1 (61). М., 1902.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ках этой науки, утверждал он, необходимо изучать не условия правообразования, а проблемы самостоятельного значения нравственной оценки явлений3.

Поставив вопросы философского познания права на почву этики, П. И. Новгородцев, яркий представитель баденской школы неокантианства, оправдывал идеализм в качестве исходного пункта всех моральных определений и абсолютизм в виде неизменной формы и сущности моральных предписаний. Этика как область свободы, полагал мыслитель, предполагает самодостаточность и самоопределение личности.

Нравственный идеализм определяет направление и цель развития общественной среды; его конечная цель — возвышение нравственного достоинства и нравственного сознания всех индивидов. Нормативно-этическая теория рассматривает нравственное начало как внутреннюю абсолютную ценность. По Новгородцеву, абсолютизм нравственного долженствования является абсолютизмом не факта, а идеи, не проявления, а сущности, не конкретного содержания, а отвлеченной формы4. При этом неизменная форма нравственных предписаний наполняется различным содержанием нравственной идеи; на этом соотношении основывается не только теория естественного права с изменяющимся содержанием, но и сама возможность построения идеалов. «Вечным, — подчеркивает Новгородцев, — остается лишь требование относительного согласия разума с собою и верности человека своей разумно-нравственной природе. Выражаясь современным языком, формальный нравственный принцип есть признание идеи вечного развития и совершенствования»5.

Согласно учению Новгородцева, важной особенностью нравственной идеи следует признать преобладание критических стремлений над положительными указаниями. Из истории философии права хорошо известно, что самые возвышенные идеальные построения были сильны своим критическим духом и слабы положительными предначертаниями (не были исключениями Кант и Гегель, которые при всем радикализме в области философско-методологических оснований своих учений имели весьма скромные программы политико-правовых преобразований). Вместе с тем и критическая составляющая нравственной идеи может иметь свою созидательную силу при условии определения путей своевременного реформирования государства, права, общества.

Развивая философию Канта, русский правовед утверждал, что абсолютизм нравственного закона относится только к его форме, но не к содержанию. В связи с этим нравственный закон может признаваться масштабом оценки явлений, в том числе в области политики и права. Таким образом, являясь, по существу, Р

формальным, моральный принцип не устраняет возможности своего сочетания

П

5 а

__Ч

Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. С. 2. т

См. об этом, например: Жуков В. Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии и права // Государство и право. 2015. № 9. С. 14—27 ; Фролова Е. А. Методологические а основы неокантианского учения П. И. Новгородцева // Государство и право. 2012. № 5. ^ С. 68—78. р

Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1902. С. 283—284, 286. И Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права. С. 288. ГОСУДАРСТВЕ

>

3

4

5

60 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

с временными конкретными целями. Варианты соотношения неизменной формы моральных предписаний и изменяемого и потому относительного содержания права — извечная тема философии и методологии права.

Представляется, что наибольший вклад в развитие кантианского подхода в области философии права Новгородцев внес указанием на практическую сторону нравственного закона. Несмотря на то что умозрительная моральная философия формулирует только общие цели и основные принципы, сущность нравственности раскрывается в потребности действия: нравственный закон должен осуществиться во внешнем мире.

Как отмечалось, согласно концепции Новгородцева идея естественного права получает свои высшие принципы от моральной философии; однако реализация этих требований в конкретных условиях — проблема построения идеала, то есть вопрос о средствах его достижения. Поэтому на уровне осуществления принципов естественного права важны методы исследования, применяемые в юриспруденции, политэкономии, истории. Вместе с тем Новгородцев подчеркивал «чисто служебное» значение этих наук: «они должны явиться арсеналом средств для тех целей, которые указываются этикой. Первенство принадлежит нравственному долженствованию: причинные соотношения берутся только в соответствии с этим высшим и первенствующим принципом»6.

Как известно, Кант впервые четко определил грань между бытием и долженствованием и установил между этими областями жесткий дуализм: нравственная идея оказывалась недосягаемой целью стремлений. Новгородцев стремился соединить принципы нравственного долженствования с принципами причинной необходимости: «Задача нашего времени, как и эпохи непосредственных преемников Канта, состоит в том, чтобы понять связь двух областей и их конечную гармонию. Эта задача выводит нас за границы как положительной науки, так и моральной философии: мы вступаем здесь в область метафизики»7. В области философии права неоднократно обращалось внимание на то, что элементы причинной необходимости могут вступать в противоречие с нравственными законами, однако это случается только в пределах эмпирических явлений, конечное торжество заключено в высшем единстве и гармонии. Именно в этом синтезе науки и этики, в поиске конечной объективной цели неокантианцы видели соединение принципов долженствования с началами бытия.

В конце XIX — начале XX в., несмотря на господство в юриспруденции историзма и позитивизма, наметился рост интереса к идее естественного права8. При

6 Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права. С. 294.

7 Указ. соч. С. 296.

8 В 1896 г. в русской юридической литературе прозвучали первые заявления о необходимости возрождения естественного права: Л. И. Петражицкого в статье «Введение в науку политики права» (Киевские унив. известия, авг. и окт. 1896) и П. И. Новгородцева в книге «Историческая школа юристов» (1896, сент.). Петражицкий высказывался и ранее (начиная с 1893 г.) в том же духе в своих сочинениях, изданных на немецком языке. С 1902 г. в России начинается возрождение идеи естественного права — на русском языке появляется несколько статей, касающихся этого вопроса: М. М. Ковалевского («Вестник воспитания», 1902, февр., напечатана по-французски в 1900 г.), В. М. Гессена

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

этом признание заслуг философии естественного права проявлялось не столько как возрождение метода исследований (рационализм классических доктрин теории естественного права был очевиден для этого времени), а как восстановление проблемы преобразования права9. П. И. Новгородцев — яркий представитель этой теории. Этический момент в его естественно-правовой конструкции заключался в том, что одновременно это была и оценка настоящего состояния права и государства с точки зрения нравственного долженствования.

Ряд видных теоретиков и философов права критиковали учение Новгород-цева о естественном праве, считая его не юридическим, а этическим, только лишь «нравственным суждением о положительном праве». Так, сторонник формально-догматической юриспруденции Г. Ф. Шершеневич призывал изучать не общие исходные пункты права и нравственности, а их отличительные признаки и резонно вопрошал, почему проблемы естественного права относятся к философии права, а не нравственности10. Этот вопрос в том или ином контексте актуален и для современного состояния науки и учебной дисциплины философии права, преподавание которой ведется как на философских, так и на юридических факультетах, а проблематика исследований требует глубокого погружения в юридическую материю при профессиональных возможностях авторов к философским размышлениям и предельным обобщениям.

Однако если Г. Ф. Шершеневич олицетворял собой позицию конкурирующих направлений в области правопонимания (формально-догматическая методология противостояла теории естественного права), то дискуссия, которая развернулась между П. И. Новгородцевым и представителем психологической теории права Л. И. Петражицким, по существу, была в рамках одного направления права. Открытая, бескомпромиссная, во многом пристрастная их полемика по вопросам понимания естественного права велась на страницах «Юридического вестника» в 1913 г.11 Необходимо отметить, что в этом же году Новгородцев по-новому осмысливает концепцию родоначальника теории возрожденного естественного права, известного представителя марбургской школы неокантианства Рудольфа Штаммлера о естественном праве с изменяющимся содержанием12.

(«Право», 1900, № 10, 11), Н. И. Кареева («Русское богатство», апр.), П. И. Новгород-цева — «Нравственный идеализм в философии права» (в сб. «Проблемы идеализма»,

1902), «О задачах современной философии права» (1902), «Из лекций по общей теории П

права» (1904), «Государство и право» (1904). Т

9 Новгородцев П. И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. р С. 8—11, 13, 14. Я

10 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права : учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). У М., 1995. Т. 1. С. 35. т

11 См.: Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права // Юри- И дический вестник. 1913б. Т. 1 ; Петражицкий Л. И. О социальном идеале и возрождении а естественного права // Там же. 1913. Т. 2 ; Новгородцев П. И. Психологическая теория ^ права и философия естественного права // Там же. 1913а. Т. 3. А

12 Анализ философии права Р. Штаммлера см., например: Шавеко Н. А. Правовое учение Рудольфа Штаммлера : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016 ; Он же. Философия !И

права Рудольфа Штаммлера : монография. М., 2018. ГОСУДАРСТВЕ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В статье «Современное положение проблемы естественного права» русский правовед отмечал: «Естественное право с изменяющимся содержанием — есть идея противоречивая и несостоятельная... Это попытка эклектически сочетать старые философские воззрения с историческим созерцанием»13. В данной работе П. И. Новгородцев выступил противником теории Р. Штаммлера, считая, что для философов тут дается слишком мало, а для историков — слишком много. Очевидно, что идеальные представления о праве изменяются с развитием исторических условий, это факт, рассуждал русский юрист, не подлежащий сомнению, однако критерий, являющийся масштабом для оценки права, не должен сам меняться. «Идеальный критерий с изменяющимся содержанием — это еще более противоречивое понятие, чем метр с изменяющейся длиной или килограмм с изменяющимся весом»14. Л. И. Петражицкий тщательным образом разбирал теорию Р. Штаммлера и по-своему объяснял упреки, высказанные П. И. Новгородцевым в адрес немецкого мыслителя, а именно недоразумениями фактического свойства в силу недостаточной ясности изложения философии права самим Штаммлером15.

В. А. Савельев в статье «Теория "возрожденного естественного права" в учении П. И. Новгородцева» делал вывод об эклектичности и противоречивости политико-правовой концепции ученого16. По его мнению, «этика деонтологическая», основу которой образует идея долга, в концепции П. И. Новгородцева сменяется «этикой аксиологической», обосновывающей ценностные ориентиры. Действительно, создается впечатление отхода философа от своих прежних позиций в оценке концепции Р. Штаммлера. Вместе с тем следует заметить, что Новгородцев, последовательный сторонник методологии Канта, отстаивал поиск формальных ценностей: если ценность не носит формального характера, ее нельзя применить в качестве масштаба оценки политико-правовых явлений. Для русского философа права таким постулатом являлся абсолютный идеал в виде автономной личности, который дополнялся относительным: культурная жизнь каждого народа наполняется своеобразием и индивидуальностью. Эти идеи исторического развития понятий, ступеней развития, предопределяющих относительные идеалы, Новгородцев воспринял из философии права Гегеля, тем самым развивая (восполняя) философию кантианства. В соотношении абсолютного и относительного идеалов, представленного Новгородцевым, можно увидеть развитие им идеи естественного права с изменяющимся содержанием (родоначальником

13 Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права. С. 19 ; Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения / пер. с нем. В. А. Краснокут-ского. М., 1908.

14 Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права. С. 19. Критику теории «естественного права с изменяющимся содержанием» Р. Штаммлера см.: Савальский В. А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. М., 1909. Т. 1. С. 213—214.

15 См..: Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб., 2010. С. 579.

16 Савельев В. А. Теория «возрожденного естественного права» в учении П. И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI—XIX вв. М., 1979. С. 123.

63

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

этой идеи выступил Р. Штаммлер). При этом русский философ анализировал не только доктрины Древнего мира и Нового времени, но и обстоятельно исследовал актуальные для конца XIX — начала XX в. политико-правовые идеи, например «солидарность» (Л. Дюги), соотношение «свободы» и «равенства» (А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль), теории и социальные движения синдикализма, анархизма, марксизма, которые имели не только и не столько академическое значение, сколько играли ключевую роль в преобразованиях общества и государства.

В целом на протяжении своей творческой деятельности Новгородцев стремился отыскать эквивалент понятиям «долг» и «ценность» в общественной жизни индивидов, найти критерий нравственности применительно к области социального организма. Поэтому ему необходимо было показать постоянный характер норм морали к развивающемуся, исторически преходящему механизму общества. Построение идеального права есть уже, по его мнению, суд над правом положительным: сущность естественно-правовой критики в том и состоит, что, устанавливая идеальное и должное и требуя его осуществления, мы тем самым осуждаем то существующее и недолжное, отмены которого мы желаем. В связи с этим естественное право — совокупность моральных представлений о праве не положительном, а долженствующем быть как идеальное построение будущего.

Основу и права, и нравственности Новгородцев видел в развитии личного сознания. Действительно, естественное право возникает как продукт индивидуального сознания, которое оценивает (как правило, критически) несправедливые предписания положительного права. Нравственная критика права, по мнению философа права, равносильна сознательному отношению к действительности. Следуя кантовской методологии, рациональность в области моральной философии Новгородцев видел в стремлении к сознательному усвоению каждой личностью нравственных начал.

Уровень философии права предполагает постановку универсальных проблем в области познания права — поиск предельных оснований в области государства и права, выявление сущности, ценности права, решать которые можно только исходя из определенных мировоззренческих аспектов. Заметим, что политико-правовые сочинения могут быть остросоциальные и глубокие в плане постановки теоретических вопросов и аргументации позиции автора, но при этом никак не относиться к философии права. Новгородцев — это прежде всего философ права, задающий высокую планку философского осмысления природы права и морали, личности и государства. И лишь потом — теоретик права, государствовед, П историк права, политик. В историческом контексте концепция П. И. Новгородце- □ ва явилась составной частью гуманитарного направления, возникшего в начале ^ XX в. как реакция на позитивный тип мышления. В современной трактовке про- У блем философии права остаются востребованными идеи естественного права х как ценностного мышления своей эпохи и морального масштаба оценок поведе- Н ния членов общества. Полемика, которая велась философами и правоведами й более 100 лет назад по вопросам понимания и назначения естественного права, □ актуальна и для обществ XXI в.: отличить социально-детерминированную волю, Р возведенную в закон, от произвола, выраженного в том же законе, не представ- А ляется возможным без обращения к оценочным формам юридического мышле- т

ния — источника естественного права. И

ГОСУДАРСТВЕ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жуков В. Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии права // Государство и право. — 2015. — № 9. — С. 14—27.

2. Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. — М.,

2017.

3. Кельзен Г. Чистое учение о праве, справедливость и естественное право / пер. с нем., англ., фр. ; сост. и вступ. ст. М. В. Антонова. — СПб., 2015.

4. Корнев А. В. Социология права в методологическом инструментарии юриспруденции // Методология сравнительно-правовых исследований. — М., 2013.

5. Михайлов А. М. Актуальные вопросы теории правовой идеологии и методологии юриспруденции. — М., 2016.

6. Михайлов А. М. Сравнительное исследование философско-методологических оснований естественно-правовой и исторической школ правоведения. — М., 2013.

7. Новгородцев П. И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. — М., 1904.

8. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. — М., 1896.

9. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. — М.,1901.

10. Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. — М.,1902.

11. Новгородцев П. И. Психологическая теория права и философия естественного права // Юридический вестник. — 1913а. — Т. 3.

12. Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права // Юридический вестник. — 1913б. — Т. 1.

13. ПетражицкийЛ. И. О социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. — 1913. — Т. 2.

14. Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. — СПб., 2010.

15. Савальский В. А. Основы философии права в научном идеализме. Марбург-ская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. — М., 1909. — Т. 1.

16. Савельев В. А. Теория «возрожденного естественного права» в учении П. И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI—XIX вв. — М., 1979.

17. Трубецкой Е. Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. — Кн. 1 (61). — М., 1902.

18. ФиннисДж. Естественное право и естественные права / пер. с англ. В. П. Гайдамака и А. В. Панихиной. — М., 2012.

19. Фролова Е. А. Методологические основы неокантианского учения П. И. Новгородцева // Государство и право. — 2012. — № 5. — С. 68—78.

20. Шавеко Н. А. Правовое учение Рудольфа Штаммлера : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2016.

21. Шавеко Н. А. Философия права Рудольфа Штаммлера : монография. — М.,

2018.

22. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права : учебное пособие (по изданию 1910— 1912 гг.). — М., 1995. — Т. 1.

23. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения / пер. с нем. В. А. Краснокутского. — М., 1908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.