Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Президент / государственно-правовая основа / государственно-правовая модель / правовое государство / государственная власть / принцип разделения властей / государственный орган / государственно-правовой режим / судебная система / парламент / Конституция / права человека / Жогорку Кенеш / President / state-legal basis / state-legal model / rule of law / state power / principle of separation of powers / state body / state-legal regime / judicial system / parliament / Constitution / human rights / Jogorku Kenesh (Parlament of the Kyrgyz Republic)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Х. Нарматов, Ж. Маматалиев, T. Төлөгөн Уулу

В этой научной статье рассматриваются вопросы государственно-правовых полномочий Президента КР как главы государства в сфере взаимодействия с ветвями государственной власти в приорете системы сдержек и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE LEGAL POWERS OF THE PRESIDENT KYRGYZ REPUBLIC

This scientific article discusses the issues of state and legal powers of the President of the Kyrgyz Republic as the head of state in the field of interaction with the branches of government in the priority of the system of checks and contradictions.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК: 342.5

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НарматовХ.Б., к.ю.н.,доцент Ошский государственный университет khudaiarjan@gmail.com Ош, Кыргызстан Маматалиев Ж.К., преподаватель Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан Твлвгвн уулу Т, старший преподаватель Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация:В этой научной статье рассматриваются вопросы государственно-правовых полномочий Президента КР как главы государства в сфере взаимодействия с ветвями государственной власти в приорете системы сдержек и противоречий.

Ключевые слова: Президент, государственно-правовая основа, государственно-правовая модель, правовое государство, государственная власть, принцип разделения властей, государственный орган, государственно-правовой режим, судебная система, парламент, Конституция, права человека, Жогорку Кенеш.

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН ПРЕЗИДЕНТИНИН МАМЛЕКЕТТИК УКУКТУК ЫЙГАРЫМ УКУКТАРЫ

Нарматов Х.Б., ю.и.к., доцент Ош мамлекеттик университети E-mail: khudaiarjan@gmail.com Ош, Кыргызстан Твлвгвн уулу Т, ага окутуучу Ош, Кыргызстан Маматалиев Ж.К., окутуучу Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация: Бул илимий макалада Кыргыз Республикасынын Президентинин мамлекеттик укуктук ыйгарым укуктары бийлик бутактары менен карым каташындагы вЗYHYн тартуу жана карама-каршылык тутумундагы кызматташтык багытындагы маселелер каралат.

Ачкыч сездер: Президент, мамлекеттик укуктук негиздери, мамлекеттик укуктук модель, укуктук мамлекет, мамлекеттик бийлик, бийликти бвлYштYPYY принциби, мамлекеттик орган, мамлекеттик укуктук режим, соттук тутум, парламент, Конституция, адам укуктары, Жогорку Кенеш

STATE LEGAL POWERS OF THE PRESIDENT KYRGYZ REPUBLIC

Narmatov Kh.B. Candidate of law, docent,

Osh State University, Osh, Kyrgyzstan E-mail: khudaiarjan@gmail.com Telegen uulu T, senior lecturer Osh State University Osh, Kyrgyzstan Mamataliev Zh.K., senior lecturer Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Abstract. This scientific article discusses the issues of state and legal powers of the President of the Kyrgyz Republic as the head of state in the field of interaction with the branches of government in the priority of the system of checks and contradictions.

Key words: President, state-legal basis, state-legal model, rule of law, state power, principle of separation of powers, state body, state-legal regime, judicial system, parliament, Constitution, human rights, Jogorku Kenesh (Parlament of the Kyrgyz Republic) .

В условиях формирования в Кыргызской Республике правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президентства Кыргызской Республики.

Наделение Главы Кыргызской Республики государственно-правовой основой статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в Кыргызстане существовании такого института государственной власти, который обеспечивал бы государственно-правовой порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти. [1]

Современная кыргызская государственно-правовая модель исходит из особого места главы государства в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что глава КР не входит ни в одну из существующих

ветвей власти. Он является главой государства Кыргызстана, демократического правового государства с президентской формой правления, и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В Кыргызской Республики провозглашается, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на основе разделения государственной власти. Различая власть 'законодательную, исполнительную и судебную, Основной закон вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу, действующем самостоятельно.

Принцип разделения властей как мы уже сказали был выдвинут еще в период революции в Англии в XVII в. [2]

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное и эффективное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы «сдержек и противовесов». Взаимное ограничение их полномочий позволяет разумно и согласованно решать различные вопросы государственной политики.

Говоря о государственно-правовом закреплении системы и организации органов государственной власти, необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия наличия и действия правовых норм явно недостаточно. Требуется специальный государственный орган, который осуществлял бы некоторые процедуры осуществления полномочии органов власти и форм их взаимодействия. Наличие подобного института в одном государственном органе способствовало бы указанных органов власти сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательству в компетенцию друг друга.

Каждый из указанных органов, а именно законодательной, исполнительной, судебной, (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на ре -ализацию Основного закона, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие тех или иных норм. Только перед главой государства ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном государственно-правовом режиме.

Для главы государства обеспечение выполнения Основного закона как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение главы государства - принимать все необходимые меры по обеспечению защиты прав граждан, охране суверенитета Кыргызской Республики, ее независимости и государственной целостности. Деятельность главы государства нацелена на создание необходимых условий для упрочения государственного строя, незамедлительного устранения нарушений Основного закона.[3]

И, безусловно, прав М.В. Баглай, когда говорит относительно России,

что «Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган

государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда

при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп

населения».[4] Данное высказывания всецело относится также и для главы

Кыргызской Республики. Глава государства не только вправе, но просто

обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на

законной основе, если на территории государства действуют организованные

преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых

исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности,

117

безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от главы государства постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента».

Президент Кыргызской Республики обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия главы государства могут быть классифицированы по разным основаниям.

Известный российский ученый В.Е. Чиркин полномочия Президента РФ разделяет на несколько групп: «1) полномочия в сфере правового статуса личности; 2) полномочия, связанные с федеративным устройством государства; 3) полномочия в отношениях с парламентом; 4) полномочия в отношения с органами исполнительной власти; 5) полномочия в отношениях органами судебной власти; 6) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций; 7) полномочия в военной сфере; 8) полномочия области внешней политики».[5]

Поскольку в соответствии с Конституцией РФ круг предоставленных

Президенту РФ полномочий очень широко считают А.А. Безуглов, С.А.

Солдатов следует классифицировать их по направлениям деятельности, а

118

также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти. По этой классификации группе полномочий Президента РФ входит Президент РФ - гарант Конституции РФ; второй группе - Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов; третьей группе - полномочия в области обороны страны и обеспечения ее безопасности; четвертой - полномочия в области внешней политики; пятой группе - иные полномочия Президента РФ. [6]

В зависимости от правовой специфики полномочия Президента РФ В.И. Коваленко рубрицирует последующим группам: 1. Права и обязанности связанные с деятельностью представительного и законодательного органа РФ Федерального Собрания, его палат; 2. Права и обязанности Президента РФ, связанные с деятельности Правительства; 3. Компетенция Президента РФ, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. [7]

В кыргызской юридической литературе имеется и другие виды классификации.

Так, полномочия Президента Кыргызской Республики по состоянию на 1997 года М.К. Укушев подразделяет на: 1. Президент - гарант Конституции; 2. Полномочия Президента в области кадровой политики: 3. Президент и внешняя политика; 4. Президент и Жогорку Кенеш; 5. Президент и Правительство. [8]

На наш взгляд, основу классификации полномочии Президента следует положить функции и направления его деятельности. В связи с этим полномочий Президента КР можно классифицировать следующим образом:

1) Полномочия Президента Кыргызской Республики в сфере взаимоотношения с Жогорку Кенешом Кыргызской Республики;

2) Полномочия Президента Кыргызской Республики в сфере взаимоотношения с исполнительной властью Кыргызской Республики;

3) Взамодействия Президента Кыргызской Республики с судебной властью Кыргызской Республики;

4) Полномочия Президента Кыргызской Республики в области обороны и безопасности государства и внешней политики;

5) Полномочия Президента Кыргызской Республики в области прав человека.

Как уже отмечалось, осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества и взаимодействия главы государства с другими ветвями государственной власти и, в первую очередь, с Жогорку Кенешем (парламентом) Кыргызской Республики, осуществляющим законодательную власть.

Литература:

1. Теория государства и права. Учебник для бакалавров 3-е издание, переработанное и дополненное. Под редакцией профессора В.К. Бабаева М. Юрайт 2014 г. стр. 129-130

2. Чемеринская В.В. Государство и право Англии и США в XVII-XX вв.: Эпоха буржуазных революций и формирование государств нового типа. Учебное пособие. Оренбург 2020 г., стр.10

3. Р.Т. Мухаев Теория государства и права. Учебник для бакалавров. 3-е издание переработанное и дополненное. М. Юрайт 2017 г., стр. 160-161

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: 2001. -С. 415.

5. В.Е. Чиркин Основы сравнительного государствоведения. М. Артикуль 1997 г. стр. 250-251

6. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. -М.: 2003. -С. 482489.

7. Коваленко А.И. Конституционное право России. -М.: Право и Закон, 1997. -С. 136139

8. Укушев М.В., Бокоев Ж.А. Президент Кыргызской Республики. -Б.: Шам, 1997. -С.55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.