Научная статья на тему 'ФУНКЦИЯ ГЛАВЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА'

ФУНКЦИЯ ГЛАВЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глава государства / юридический язык / функция государства / принцип разделения властей / государственная власть / политическая направленность / Кыргызская Республика / head of state / legal language / function of the state / principle of separation of powers / political orientation / state power / Kyrgyz Republic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ж. Маматалиев, Х. Нарматов, Т. Төлөгөн Уулу

В этой научной статье рассматриваются вопросы функции главы Кыргызской Республики в общественной, политической, социальной сфере жизнедеятельности гражданского общества, как основной постулат государственности и имеющий государственно-правовой аспект организации управления государством гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF THE HEAD OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE SOCIO-POLITICAL LIFE OF SOCIETY

This scientific article discusses the issues of the function of the head of the Kyrgyz Republic in the public, political, social sphere of the life of civil society, as the main postulate of statehood and having a state-legal aspect of the organization of state management of civil society.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИЯ ГЛАВЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

УДК:342.5

ФУНКЦИЯ ГЛАВЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Маматалиев Ж.К., преподаватель Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан Нарматов Х.Б., к.ю.н., доцент Ошский государственный университет E-mail: khudaiarjan@gmail.com Ош, Кыргызстан Твлвгвн уулу Т, старший преподаватель Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация: В этой научной статье рассматриваются вопросы функции главы Кыргызской Республики в общественной, политической, социальной сфере жизнедеятельности гражданского общества, как основной постулат государственности и имеющий государственно-правовой аспект организации управления государством гражданского общества.

Ключевые слова: глава государства, функция, исполнение, деятельность, юридический язык, теория государства и права, юридическая теория, функция государства, общественная жизнь, принцип разделения властей, государственная власть, политическая направленность, личность, функции главы государства, Кыргызская Республика.

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН ЖЕТЕКЧИСИНИН КООМДУН СОЦИАЛДЫК-САЯСИЙ ТУРМУШУНДАГЫ МИЛДЕТИ.

НарматовХ.Б., ю.и.к.,доцент Ош мамлекеттик университети E-mail: khudaiarjan@gmail.com Ош, Кыргызстан Твлвгвн уулу Т, ага окутуучу Ош, Кыргызстан Маматалиев Ж.К., окутуучу Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация: Бул илимий макалада мамлекеттуулукту уюштуруунун мамлекеттик-укуктук аспектисине ээ болгон жана мамлекеттуулуктун негизги постулаты катары жарандык коомдун турмушунун коомдук, саясий, социалдык

4eüpecYHÓe¿Y Кыргыз Республикасынын башчысынын функциясынын маселелери талкууланат. жарандык коомду мамлекеттик башкаруу.

Ачкыч свздвр: мамлекет башчысы, функция, аткаруу, ишмердYYЛYк, мыйзам тили, мамлекет жана укук теориясы, укук теориясы, мамлекеттин функциясы, коомдук турмуш, бийликти бeлYштYPYY принциби, мамлекеттик бийлик, саясий багыт, инсан, жетекчинин функциялары мамлекеттик, Кыргыз Республикасы.

THE FUNCTION OF THE HEAD OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE SOCIO-POLITICAL LIFE OF SOCIETY

Mamataliev Zh.K., senior lecturer Osh State University Osh, Kyrgyzstan Telegen uulu T, senior lecturer Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Narmatov Kh.B. Candidate of law, docent, Faculty of Law

Osh State University, E-mail: khudaiarjan@,gmail.com Osh, Kyrgyzstan

Abstract. This scientific article discusses the issues of the function of the head of the Kyrgyz Republic in the public, political, social sphere of the life of civil society, as the main postulate of statehood and having a state-legal aspect of the organization of state management of civil society.

Keywords: head of state, function, execution, activity, legal language, theory of state and law, legal theory, function of the state, public life, principle of separation ofpowers, state power, political orientation, personality, functions of the head of state, Kyrgyz Republic.

Назначение главы государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях.

Теория государства и права для описания и прогнозирования деятельной стороны главы государства использует понятие функции главы государства -характеристики именно того, что и как Президент «делает». [1]

Функция (от лат. Function - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, работа; внешнее правление свойств, какого-либо объекта в данной системе отношений.

«Функция глава государства - это основные направления его деятельности».

Функция, как и многие иные обществоведческие понятия не является собственно юридическим и политическим понятием [2]. Оно заимствовано из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Но таково уж свойство юридического языка - он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыслом, который подчас почти утрачивает связь с первоначальным.

Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции главы государства, правительства, суда других государственных органов.

Следовательно, функция главы государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности главы государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций главы государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменить.

Например, выделяются такие критерии, как: сферы государственной деятельности; территориальный масштаб; способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств и др.

Классификация функций главы государства Кыргызской Республики имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже к отдельным взятым функциям. Прежде всего функция главы государства тесно связано с функцией государства.

В научных и практических целях функции государства классифицируются по разным критериям.

1. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, духовные (идеологические).

2. По способу осуществления функций они бывают регулятивные, т.е. упорядочивающие общественные отношения посредством закрепления существующих общественных связей; охранительные или правоохранительные, ориентированные на установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.

3. По продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например ликвидация стихийных бедствий).

4. По территориальному масштабу: это функции, осуществляемые на территории единого государства — это координирующие функции

100

всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории региона.

5. В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей.

В соответствии с указанными критериями функции государства можно исходя из принципа разделение властей функцию президента можно подразделять на законодательные (правотворческие), исполнительские, судебные. Проводят такую классификацию, мы считаем, что особенность данной классификации заключается в том, что «она отражает механизм реализации государственной власти» и что каждая из названных функций осуществлял как правило, президент выступает как координирующим государственным органом всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Все эти направления деятельности государства координируется и осуществляется органами государства. В организациях и координации указанных функции важную роль играет президент как глава государства.

Эта функция главы государства имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Ее специфика заключается, а особых способах ее воздействия на указанные государственные дела общество -целенаправленная координация в целях осуществления и выражения единства государственной власти.

Классификация функций главы государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции главы государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной деятельности и т.д.

На наш взгляд, функции главы государства КР можно классифицировать также и по степени их социальной значимости и важности в общественной жизни на основные и неосновные.

Мы приходим к выводу, что классификация функций главы государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы [3].

Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидно, например, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций главы государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функция обороны. Данная классификация функций на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания.

Говоря о том, что собой представляют основные и неосновные функции президента и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда главы государства вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности Президента по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Этим функциям главы государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется роль главы государства в государстве,

его политическое и социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности главы государства КР, как, с одной стороны, налаживание средств связи, участие международных отношениях представляя государства, с другой стороны - экономическая, социальная деятельность главы государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функции, осуществляемых, как правило, специально уполномоченными органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции Президента относится к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата. [4]

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция Президента носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции главы государства охватывают, группируются по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения в отличие о множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи структурными составными частями основных функций, представляют собой направления деятельности главы государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «не основанные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций главы государства более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Осуществление основных функций главы государства своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов.

По сферам политической направленности функции государства можно подразделить на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние -деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль главы государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. [5]

Назначение главы государства его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства означает направление, предмет деятельности того или иного конституционного правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Первостепенной роли главы государства в обществе является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед главой государства определенные задачи, набор и содержание которых различны в различных этапах развития государства. Таким образом, функции главы государства КР - это основные направления деятельности главы государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, которые представляют собой средство реализации этих задач. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами.

Функции главы государства Кыргызской Республики характеризуются некоторыми общими чертами.

- Содержание каждой функции главы государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности главы государства. Сходные стороны государственной деятельности главы государства объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

- В отличие от функции других государственных органов (суда КР, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функций главы государства охватывают его деятельность в целом.

- Функции главы государства КР носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточие усилий главы государства решающий, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

Вся функциональная деятельность главы государства КР направлена на достижение генеральной цели: на олицетворения единства народа и государственной власти: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. главы государства всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности. [6]

Функции главы государства КР подвергаются влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует Кыргызстан.

Говоря о развитие и изменение функции главы государства КР следует отметить, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития кыргызской государственности не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано. Вместе с тем

105

такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции главы государства которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства[7] в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных сферах жизнедеятельности общества.

Литература:

1. Л.А. Морозова Теория государства и права. Учебник 4-е издание М: Эксмо 2010. стр.110.

2. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. - М., 2009. стр. 86

3. Байтин М.И., Снякин И.Н. Основные внешние функции//Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. стр. 95

4. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. -СПб., 2003. стр. 115

5. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2008. стр. 154

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.М. Матузова и А.В. Малько. - М., 2000. стр. 205

7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. - М., 1995. стр. 186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.