Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
УДК 34.01
М.В. Ишанова* *, Е.Н. Кутелёва**
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В статье подвергнуты анализу сложившиеся в отечественной юридической науке представления о форме государства. Авторы подчеркивают теоретическую и практическую ценность рассматриваемой категории. Особое внимание уделено дискуссионному вопросу о месте и значении в структуре формы государства такого элемента как государственно-правовой режим.
Ключевые слова: государство; категория; форма государства; форма правления; политический режим; государственно-правовой режим.
В отечественной юридической науке сложилось традиционное представление о форме государства. Понимание данного феномена уже длительное время не подвергается каким-либо модификациям, практическая ценность не подвергается сомнению. Несмотря на это, исследование формы государства по-прежнему представляет научный интерес. Российские авторы обращают внимание на различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, на разнообразие и динамику форм государства в рамках исторических типов [1], специфику формы российского государства [2, 3] и особенности ее эволюции [4, 5], соотношение понятий «образ» и «форма» государства [6]. При этом большинство современных ученых едины в понимании формы государства как комплексной категории, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Некоторые разночтения касаются установления ведущего элемента, играющего решающую роль и оказывающего определяющее влияние на остальные. В качестве такового предлагается рассматривать форму правления или политический режим.
Как справедливо отмечает А.В. Малько, территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам, а в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ
© Ишанова М.В., Кутелёва Е.Н., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.1
*Ишанова Марина Валентиновна - кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.
**Кутелёва Елена Николаевна - магистрант Института права и экономики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.
32
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга [7, с. 68]. В течение столетий, по образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль продиралась «сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие» [8, с. 123]. Л.А. Морозова, обращая внимание на то обстоятельство, что в мире нет абсолютно одинаковых стран и народов, указывает на выработанные теорией государства и права «модели» [9, с. 83].
Рассмотрение вопроса о форме государства предполагает освещение формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима. Если в отношении первых двух элементов отечественные авторы демонстрируют единодушие, то третий элемент (и его наименование, и целесообразность рассмотрения в структуре формы государства) является предметом научной дискуссии.
Следует отметить, что лишь начиная с 60-х гг. XX в. политико-правовой режим занял место в структуре формы государства. При этом в марксистско-ленинской литературе понятия разграничивались: политический режим толковался как компонент формы политической системы классового общества, а политико-правовой режим - как компонент формы государства [10, с. 49]. Ученые советского периода отмечали особое значение рассматриваемой категории. По мнению авторов одного из учебников по теории государства и права, политический режим являлся определяющим фактором: он не мог быть признан понятием однопорядковым с понятием формы правления и формы государственного устройства, тем более рассматриваться после них [11, с. 269].
В современных учебных изданиях по теории государства и права совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, обозначают и «политический режим», и «политико-правовой режим», и «государственно-правовой режим» [7, 12, 13]. Государственно-правовой режим предлагается рассматривать как систему законодательно установленных демократических мер (конкретно-практических методов, способов, средств), используемых государством при осуществлении всей своей деятельности по управлению гражданским обществом. Благодаря такому государственно-правовому режиму в обществе устанавливается нормальная, стабильная, спокойная социально-психологическая и политическая атмосфера, в которой успешно осуществляется жизнедеятельность общества и каждого его члена [14, с. 84].
В.Н. Хропанюк использует понятие «форма государственного режима» и предлагает разделять политический и государственный режимы: государственный режим - это важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций [15, с. 123].
Необходимость различения государственного и государственно-правового режимов подтверждают ссылками на имеющуюся практику, когда некоторые государства осуществляют свою деятельность вне или даже вопреки праву, нарушают свое же законодательство. Лишь правовое государство исключает такую практику: государственная деятельность строго основана на праве и на соответствующем ему законодательстве. В результате государственный режим приобретает государственно-правовой характер, что и позволяет понятийно различать государственный и государственно-правовой режимы [14, с. 83].
Н.И. Матузов и А.В. Малько полагают, что государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма: при выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами. По мнению Л.А. Морозовой, понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет сложившуюся в обществе «государственную атмосферу», а также уровень демократии; государство облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности [9, с. 94-95].
Не подлежит сомнению, что государственно-правовой режим представляет собой не формальную, а содержательную характеристику государства. Данное обстоятельство и порож-
33
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
дает различные подходы к пониманию режима. Высказываются мнения, что режим - это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим - внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента [9, с. 94]. По мнению Т. Н. Радько, единство элементов формы государства не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным, каждый из них обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно [13, с. 433].
Действительно, в ходе исторического развития могут произойти значительные изменения, затрагивающие сущность государства, подвергнется ревизии и его форма. И если такой элемент, как территориальное государственное устройство, является более стабильным, то политический режим обладает меньшей устойчивостью и модифицируется в новых условиях. Эти соображения были положены в обоснование необходимости перехода к четырехзвенной структуре, включающей наряду с формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом еще и политическую динамику, характеризующую происходящие изменения [12, с. 176]. Однако, данное предложение о пересмотре подхода к определению формы государства не нашло поддержки.
Не получило широкого распространения и представление о необходимости двухкомпонентного определения формы государства, сторонником которого является Д. А. Керимов. По его мнению, политический режим характеризует не только форму государственного правления и форму государственного устройства, но и содержание всей деятельности государства, осуществление его функций определенными методами, способами и средствами. Иначе говоря, политический режим охватывает не только формы, но и содержание деятельности государства, тем самым «выходя» на характеристику его сущности [14, с. 81].
Д.А. Керимов полагает, что политический режим в отношении формы государственного правления и формы государственного устройства отнюдь не является единственным «определяющим фактором» поскольку таковыми могут быть и многие другие факторы: конкретные политические, экономические, социальные и иные условия жизни общества, сущность самого государства и содержание его деятельности, национальные традиции и устойчивые обычаи жизнедеятельности того или иного общества и т. д., в том числе и существующий политический режим. Как понятие, политический режим имеет относительно самостоятельное научное значение и, строго говоря, напрямую, непосредственно не является атрибутом лишь формы государства, а охватывает всю политическую жизнь общества, в том числе и режим деятельности государства. Не политический режим вообще, а именно государственный режим представляет, по мнению Д.А. Керимова, непосредственный объект интереса государствоведения. При этом, разумеется, политический режим, будучи фактором динамическим, постоянно действующим в виде процесса, оказывает существенное воздействие на содержание деятельности и форму государства, и поэтому не может игнорироваться государствоведением, теорией государства, поскольку нельзя изучать часть вне целого. Именно этим объясняется необходимость изучения в государствоведении, теории государства государственного режима как части целого - политического режима [14, с. 82].
Можно с уверенностью говорить о том, что современная учебная литература по теории государства и права далека от восприятия формы государства как сугубо научного, абстрактного понятия, учитывает его прикладной характер. В комбинации разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима, характеризующей конкретное, неповторимое государство, предлагают видеть идеальную форму организации жизни определенного общества в определенных исторических и географических условиях [16, с. 102]. Сопоставление новейших учебников по теории государства и права позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые отечественными авторами интерпретации государственно-правового режима не содержат принципиальных различий, обладают безусловным сходством в описании содержания данного понятия, отличаются лишь словесными формулировками.
34
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
Библиографический список
[1] Адухов А.А. Форма государства и его социальное назначение. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
174 с.
[2] Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика // Право и политика. 2006. № 3. С.
63-74.
[3] Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства. Автореф. дис.... канд. юрид.
наук. Саратов, 2008. 26 с.
[4] Иванников И.А. Проблема эволюции формы Российского государства в истории русской политико-
правовой мысли второй половины XIX-середины ХХ веков. Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. 43 c.
[5] Лукашевич М.Б. Эволюция формы российского государства (историко-правовой анализ). Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2007. 21 с.
[6] Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ. Дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2005. 354 с.
[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.:. Издательский дом «Дело», 2011. 528 с.
[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.
608 с.
[9] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. 480 с.
[10] Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.И. Денисова. М.: Юрид. лит., 1980. 432 с.
[11] Теория государства и права: учебник под ред. А.И. Королева и Л.С. Явича. 2-е издание, переработанное и дополненное. Ленинград, 1987. 552 с.
[12] Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 634 с.
[13] Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2012. 496 с.
[14] Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. Правовое государство. М., 2003. 196 с.
[15] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: «Омега-Л», 2008. 384 с.
[16] Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Дело и сервис, 2008. 688 с.
***
UDC 34.01
M. V. Ishanova, E.N. Kutelieva
STATE LEGAL REGIME AS PART OF THE STATE FORM
This article is devoted to the analysis of views on the form of the state presented in Russian scientific literature. The authors emphasize the theoretical significance and practical value of the reviewed phenomenon. Special attention is given to debatable question about the place and value of state-legal regime.
Keywords: the state; concept; form of the state; form of government; political regime; state-legal regime.
References
[1] A.A. Adukhov The shape of the state and its social purpose. Dis.... Cand. jurid. Sciences. SPb., 2003. 174 p.
[2] V.M. Vedyahin The shape of the Russian state: theory and practice // Law and Politics. 2006. № 3. S. 63-74.
[3] V.A. Georgians The form of government of the modern Russian state. Abstract. Dis.... Cand. jurid. Sciences.
Saratov, 2008. 26 c.
[4] Ivannikov I.A. The problem of the evolution of the form of the Russian state in the history of Russian political and legal thought in the second half of the XIX-XX centuries the middle. Abstract. dis.... Dr. jurid. Sciences. Sarah-ing, 2000. 43 c.
[5] Lukashevich M.B. Evolution of the shape of the Russian state (historical and legal analysis). Abstract. Dis....
Cand. jurid. Sciences. SPb., 2007. 21 c.
[6] A.G. Tishchenko Image and form of government in domestic and foreign political and legal thought: retrospective and legal and Comparative Analysis. Dis.... Dr. jurid. Sciences. SPb., 2005. 354 c.
35
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
[7] Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook. 4th ed., Rev. and add. M.:. The edition-mer House "Delo", 2011. 528 p.
[8] Vengerov A.B. Theory of State and Law: Textbook. for jurid. universities. 5th ed., Sr. M.: Omega-L, 2008.
608 p.
[9] L.A. Morozova Theory of State and Law: Textbook Publishing. Third, revised. and add. M.: Eksmo, 2008.
480 p.
[10] Theory of State and Law: Textbook / Ed. A.I. Denisov. M.: jurid. Lighted., 1980. 432 p.
[11] The theory of state and law: the textbook ed. A.I. The Queen and LS Yavich. 2nd edition, revised, revised and augmented. Leningrad, 1987. 552 p.
[12] V.V. Lazarev Theory of State and Law: A textbook for undergraduate. 4th ed., Rev. and add. M.: Publisher Yurayt, 2012. 634 p.
[13] Radko T.N. Theory of State and Law: A textbook for undergraduate. M.: Prospect, 2012. 496 p.
[14] D.A. Kerimov The problems of the general theory of law and state: In 3 vol. T. 3. The rule of law. M., 2003.
196 p.
[15] V.N. Hropanyuk The theory of state and law. Textbook for higher educational institutions / Ed. V.G.
Strekozov. M.: "Omega-L", 2008. 384 p.
[16] A.N. Chashin The theory of state and law: the textbook. M.: Business and Service, 2008. 688 p.
36