Медоев Е.О.
ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1. ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Медоев Ермак Османович доцент кафедры государственного права юридического факультета. ГОУ ВПО Се-веро-Осетинский Государственный Университет
им.К.Л. Хетагурова
Аннотация. В данной статье автор рассматривает, какие произошли изменения в Российской государственности за последние 20 лет, как в политической, экономической, так и в социальной областях. Автор приходит к выводу, что Российская государственность на современном этапе отличается от известных форм государственности.
Ключевые слова: Государство, формы правления, государственное устройство, политический режим
VIOLENCE AS THE ELEMENT OF NATIONAL POLICY
Medoyev Ermak Osmanovich Associate Professor of Public Law Faculty of Law GOU VPO North Ossetian State University im.K.L.Hetagurova
Annotation: In this article the author considers some aspects of necessity to apply a violence in form of deportation, its essence and consequence, a difference between deportation and genocide and accent is made on political-juridical basic of violence in state' activity. Keywords: a violence, a power, a state, a deportation, a genocide, a people, a conflict, a compulsion
За последние 20 лет, в течение которых проводились радикальные социально-экономические и политические реформы, существенным изменениям подверглись основы государственного строя РФ.
В историю ушла советская модель Российской государственности с характерными для нее идеологией, конституционным строем, одной из основ которого была власть советов, политической системой, формой правления и институтами власти.
На смену советско-социалистической
государственности пришла принципиально новая форма российского государства, процесс становления и развития которого продолжается и в настоящее время.
Но, несмотря на это с уверенностью можно констатировать, что форма российского государства к настоящему времени уже обрела свои в полнее определенные и устойчивые черты.
Конституция РФ 1993 г. определила РФ как правовое, демократическое, светское, социальное и федеративное государство с республиканской формой правления и рыночной экономикой.
Вместе с тем остается открытым вопрос о том, каковой же в реальности, после 20-ти лет непрерывных политических и экономических реформ, стала форма современного Российского государства и насколько она соответствует вышеупомянутым конституционным положениям.
Форма государства изучается различными юридическими и общественными науками с позиции своего предмета.
Для конституционного права той или иной страны форма государства - это, прежде всего комплексный правовой институт или комплекс правовых институтов, т.е. система однородных, внутренних согласованных норм, регулирующих реальное социальное явление в данной стране (например форму государства), охватывая её с различных сторон, находящихся между собой в правовых взаимосвязях.
Как известно определение формы государства включая понятия формы правления, формы государственно-территориального устройства и политического режима и такое определение формы государства является преобладающим не только в отечественной, но и зарубежной политико-правовой литературе.
Определение формы государства является научной абстракцией, базирующейся на обобщении главных черт и признаков, присущих государственной форме в любой стране. Это определение обычно связано с выделением элементов формы и формулируется как соединение двух (форма правления и форма государственно-территориального устройства) или трёх (плюс политический режим) элементов [1].
Некоторые авторы сводили это определение к одному элементу-политическому режиму, а другие предлагали ещё и четвёртый элемент-политическую динамику [2].
В настоящее время в зарубежной науке обычно используется двухэлементная формулировка, причем общего понятия формы государства не предлагается, а анализируются лишь форма правления и форма государственно-территориального устройства. В отечественной науке используется трёхэлементный подход в определении формы государства.
Системный подход к изучению формы государства предполагает учёт не только элементов (формы правления, территориально-политического устройства, политического устройства), но и связей между ними, образующих единое целое, т.е. форму государства, а также связей элементов с этим целым, ибо целое выступает вовне, как новое, самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Это новое образование обладает качествами, которые не были присущи его элементам, взятым по отдельности.
Таким образом, три традиционных элемента представляют собой только определённые (главные) формы государства, в которых она проявляется максимально, но не исчерпывают своих качеств до конца.
Помимо формы правления (традиционно определённой структурой, системой и взаимодействием основных, высших органов
государства), формы государственного устройства (территориальной организации государства) и формы политического режима (методы и характер деятельности государства в целом и его органов в частности), есть и другие элементы проявления особенностей той или иной формы. Например, большое, а в некоторых случаях исключительное значение (особенно в условиях военного режима) для характеристики формы государства имеет роль «материальных придатков государства, т.е. армии, полиции, спецслужб и т.д. Особый аспект формы-прямые и обратные связи органов государства с населением (гражданами, подданными и т.д.),
Бизнес в законе
4'2011
получившие обобщенное название «партицинация», вошедшее даже в некоторые конституции.
Форма государства, как и любая форма, определяется его содержанием, т.к. форма всегда есть организация (организационное воплощение) содержания. В состав содержания входит сущность государства, выражающая главное в его содержании. Сущность даёт более глубокое представление о государстве, а его содержание позволяет раскрыть разносторонность и многоаспектность государства.
Вместе с тем нет жесткой зависимости формы государства от его социально-экономической сущности и содержания, эти факторы могут определять, а могут и не определять те или иные стороны государства. Так республиканская, монархическая формы правления существовали и при рабовладельческом строе и при феодализме, они так же есть и в условиях капиталистического строя, например монархия в Бельгии и республика в соседней Германии.
Таким образом, различные модели формы государства могут определяться не только социальноэкономическими, но и другими условиями и факторами, например географическими, этническими или религиозными.
Форма правления «раскрывшей способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании» [3], показывает как формируются высшие органы государственной власти, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.
Следовательно, под этим элементом формы государства понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, т.е. тем, кому принадлежит высшая власть в данном государстве.
Таким образом, под формой правления подразумевают организацию верховной
государственной власти, т.е. высших (центральных) ее органов, структуру, компетенцию, длительность и объем их полномочий, порядок формирования этих органов, характер взаимоотношений с населением и степенью участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления.
РФ имеет республиканскую форму правления в соответствии со ст. 1 и 3 Конституции РФ, а ее многонациональный порядок является источником суверенитета и единственным источником власти в стране.
Вместе с тем республиканская форма правления в РФ имеет некоторые особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. «Гибридный» характер нынешней формы правления в РФ обусловлен спецификой исторической эволюции как высшей власти в целом, так и института главы российского государства в частности, а так же политическими и социально-экономическими условиями проведения реформ в стране. Сочетая черты президентской и парламентской республики, форма правления в РФ включает большинство компонентов дуалистического режима, но все же с доминированием президента в системе органов государственной власти.
Необходимо отметить, что на начальном этапе становления и развития постсоветской республиканской формы правления в РФ, да и на нынешнем этапе развития российской государственности, доминирование президента РФ в системе органов государственной власти отчасти оправдано. Но в дальнейшем, для нормального развития российского государства и укрепления в нем основ подлинного народовластия и федерализма необходим поэтапный переход к парламентской республике с характерной для нее ролью президента в системе органов государственной власти.
Следующей общей составляющей формы российского государства является государственнотерриториальное устройство РФ, под которым, как правило, понимается способ территориальной организации (территориального деления) страны.
При всем многообразии форм государственнотерриториального устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственно-территориального устройства -конфедерация, на современной политической карте мира фактически не встречается.
Все вышеперечисленные примеры государственнотерриториального устройства в современной юридической теории принято обозначать одним термином - формой государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого образования с его составными частями» [4].
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это -демократизм и правовое государство.
Список литературы:
1. Черкин В.Е. Государствоведение. - М.: Артикул, 2004. -352 с.
2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт-М, 2002. - 432 с.
3. Теория государства и права: учебник для вузов/Под редакцией проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 616 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М.: Юрист, 2004. - 528 с.
References:
1. V.E. The political science. - М: the Article, 2004. - 352 p.
2. Cherdantsev A.F. The theory of the state and the rights. - М: Jurajt M, 2002. - 432 p.
3. The theory of the state and the rights\ Under edition of prof. V.M.Korelsky and prof. V.D.Perevalova. - М: NORM - INFRA TH, 2002. - 616 p.
4. Vengerov A.B. The theory of the state and the rights/ - М., 2004. - 528 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность статьи обусловлена тем, что за последние годы, в течение которых проводились радикальные социально-экономические и политические реформы, существенным изменениям подверглись основы государственного строя РФ. Но, несмотря на это, следует констатировать, что форма российского государства к настоящему времени уже обрела свои в полне определенные и устойчивые черты.
Медоев Е.О.
ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Автор приходит к выводу, что Российская государственность на современном этапе отличается от известных форм государственности, и приводит свое понимание категорий «форма правления» и «государственно-территориальное устройство РФ».
Говоря о форме государства, автор статьи справедливо указывает на признак, его определяющий: содержание, т.к. форма всегда есть организация (организационное воплощение) содержания. Действительно, в состав содержания входит сущность государства, выражающая главное в его содержании. Сущность даёт более глубокое представление о государстве, а его содержание позволяет раскрыть разносторонность и многоаспектность государства.
Рассуждая о политическом режиме современной России, автор статьи делает вывод о том, что переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, но идеал политического развития заявлен; это - демократизм и правовое государство.
Данную статью следует рекомендовать к публикации, поскольку в ней есть рациональные элементы развития теории государства и права.
Кафедра уголовного права ВИУ
доцент,
к.ю.н. А.Э. Колиева