Научная статья на тему 'Форма правления как особый вид правоотношения'

Форма правления как особый вид правоотношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4432
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / СУФРАЖИСТЫ / ГОНОРАТНЫ / FORM OF GOVERNMENT / LEGAL RELATIONSHIP / SUFFRAGISTS / HONORANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пушкарев Станислав Вадимович

В научных кругах ведется дискуссия относительно определения такого важного института теории государства и права как форма правления. Подавляющее большинство из предлагаемых дефиниций центральное внимание уделяют при рассмотрении этой категории какому-либо одному из ключевых признаков, характеризующих форму правления (количеству высших должностных лиц, порядок формирования высших органов власти и др.). Подвергнув критическому осмыслению существующие определения формы правления, автор предлагает собственное понимание категории «форма правления» как правоотношения со своим объектом, субъектами и содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Form of government as a special type of legal relationship

Discussion about definition of such important institution of theory of state and law as a form of government in academic circles is under way. Under consideration of this problem the suppressing majority of proposal definitions pay central attention to one of key signs characterizing form of government (the number of high officials in the state, order of forming of high state jurisdiction etc). Critical understanding of current definitions of form of government the author proposes his own understanding of category form of governing as a legal relationship with its object, subject and content.

Текст научной работы на тему «Форма правления как особый вид правоотношения»

2.5. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАВООТНОШЕНИЯ

Пушкарев Станислав Вадимович, аспирант, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» преподаватель кафедры гражданского права и процесса, АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В научных кругах ведется дискуссия относительно определения такого важного института теории государства и права как форма правления. Подавляющее большинство из предлагаемых дефиниций центральное внимание уделяют при рассмотрении этой категории какому-либо одному из ключевых признаков, характеризующих форму правления (количеству высших должностных лиц, порядок формирования высших органов власти и др.). Подвергнув критическому осмыслению существующие определения формы правления, автор предлагает собственное понимание категории «форма правления» как правоотношения со своим объектом, субъектами и содержанием.

Ключевые слова: форма правления, правоотношение, суфражисты, гоноратны

FORM OF GOVERNMENT AS A SPECIAL TYPE OF LEGAL RELATIONSHIP

Pushkarev Stanislav Vadimovich, postgraduate student, Cheboksarskii cooperativnyi institut, Mezhregionalnyi Otkrytyi Socialnyi Institut, lecturer of department of civil law and process

Annotation: Discussion about definition of such important institution of theory of state and law as a form of government in academic circles is under way. Under consideration of this problem the suppressing majority of proposal definitions pay central attention to one of key signs characterizing form of government (the number of high officials in the state, order of forming of high state jurisdiction etc). Critical understanding of current definitions of form of government the author proposes his own understanding of category “form of governing" as a legal relationship with its object, subject and content. Keywords: form of government, legal relationship, suffragists, honorants

Проблема терминологии играет ключевую роль в современной теории государства и права. Зачастую в научных кругах ведется жаркая полемика по каким-либо вопросам и проблемам, хотя ее участники, что называется, «говорят на разных языках»; вкладывают в одни и те же термины совершенно разный смысл. Случается также, что отдельные институты, категории и явления государства и права понимаются неверно, искаженно; в них вкладывается совершенно иной смысл, чем тот, который в действительности составляет их сущность.

Форма правления представляет собой одну из центральных категорий теории государства и права. В любом государстве она является стержнем социальной и политической жизни. Понятие формы правления является главным элементом, ядром в структуре поня-

тия «форма государства», ибо именно в форме правления выражена суверенная государственная власть»1. По-прежнему актуален вопрос о форме правления и для России, особенно после внесения в 2008 году изменений в Конституцию, устанавливающих обязанность Правительства отчитываться в своей деятельности перед Государственной Думой2.

Почти во всех конституциях указывается на принадлежность государства к той или иной форме правления (монархия или республика), однако в них не дается четкого и развернутого определения самого понятия «форма правления». Оно было выработано учеными доктринальным путем3. Однако, в теории государства и права до сих пор нет однозначного понимания того, что же из себя представляет форма правления и какие ее виды существуют.

В.А. Грузинов отмечает, что вопрос о форме правления еще со времен дореволюционных ученых-государствоведов, заканчивая учеными современности, находился в двух разнополярных плоскостях научного поиска: юридическое (нормативное) оформление высших органов государственной власти (Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, А.И. Денисов, М.С. Стро-гович и др.), их фактическое состояние (политическо-социологические аспекты) и взаимодействие (B.C. Петров, Б.А. Стародубский, В.Я. Любашиц и др.)4. На основании анализа многочисленных определений «формы правления» исследователи выделяют до семи основных концепций , определяющих форму государственного правления .

Большинство из этих концепций имеют определенные недостатки: они либо сужают, либо неоправданно расширяют данное понятие, либо и вовсе выводят его из правового поля. Кроме того, большинство определений формы правления, даваемых отечественными теоретиками, носят односторонний характер, и фокусируют свое внимание на каком-либо одном из аспектов изучаемого института. Мы считаем, что назрела необходимость в ином понимании этого института, которое, оставаясь правовым, объединило бы в себе ключевые характеристики формы правления.

Понимание формы правления как правоотношения является новым для отечественной юриспруденции.

Форму правления следует понимать именно как правоотношение, а не как «совокупность органов государства» или тем более как только «правовое положение главы государства». Такое представление об этом институте государства позволит исследователям не отдаляться от юридической (правовой) природы формы правления государства, а с другой стороны позволит уйти от обвинений в том, что теория государства и права не является юридической наукой. Определяя форму правления таким образом мы также снимаем

1 Тененбаум В.О. Государство: система категорий. - Саратов, 1971. - С. 185.

2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // СЗ РФ. - 2009. - №

1. - Ст. 1; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2.

3 Дамирли М.А., Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юрист, 1999. - С.140.

- Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Грузинов В.А. -Саратов, 2008. - С. 9.

5 Опритов Я.И. Специфика формы государственного правления современной России: теоретико-правовое исследование: Авто-

реф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001. - С. 11-12.

Пушкарев С.В. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАВООТНОШЕНИЯ

вопрос о том, как соотносятся формальное и фактическое построение отношений между государственными органами, как соотносятся «формальная» и «фактическая» Конституции.

Нам представляется возможным дать следующее определение формы правления. Форма правления -есть правоотношение, складывающееся между определенными субъектами государственной власти (суф-ражистами и гонорантами), имеющими соответствующие права, обязанности и полномочия и несущими за свои действия политическую и правовою ответственность (содержание правоотношения) по поводу государственной власти (объекта правоотношения).

В составе правоотношения выделяются следующие элементы: объект, субъекты и содержание (юридическое и материальное). Применительно к форме правления этими элементами буду выступать:

Ее субъекты - суфражисты и гоноранты. В данном случае под гонорантами мы, вслед за И.В. Столяро-вымб, понимаем лиц, приобретающих государственную власть (от лат. jus honorum - право занятия государственных должностей); а под суфражистами - лиц, отчуждающих власть (от лат. jus sufragii - право голоса в народном собрании).

Сократив число субъектов до двух видов или классов, мы решим проблему различных классификаций: в зависимости от количества лиц, которыми осуществляется верховная (государственная) власть, еще со времен Полибия и Цицерона государства по форме правления делятся на монархию, аристократию и демократию. В тоже время есть такие явления как «коллегиальный глава государства», «выборная монархия» и другие, которые этой классификацией не учитываются.

Содержание правоотношения составляет сочетание, набор прав, обязанностей, полномочий и ответственности субъектов правоотношения. Этот признак является один из главных при классификации форм правления. Именно объем передаваемых полномочий, характер их распределения между субъектами формы правления может стать важным моментом в отнесении конкретного государства к той или иной форме правления.

Объектом формы правления как правоотношения является государственная власть.

Давая определение формы правления как правоотношения, мы можем им охватить значительное число существенных характеристик данного института: и правовое положение высших органов государственной власти (их статус, компетенцию, срок действия и порядок формирования), их взаимоотношения между собой и с населением и др.

Несомненным плюсом такого понимания формы правления является то, что оно принимает во внимание ключевую методологическую проблему любой теории, а именно - определенные связи формальных и фактических политико-правовых норм (связь формальной Конституции с реальной политической практикой), ведь именно последняя является важнейшим критерием истинности теории. Ведь нормы права, определяющие форму правления конкретного государства и закрепленные в Конституции и законах органически связаны с правоотношениями, через которые они претворяются в жизнь. Стоит согласиться с С.Ф. Ке-чекьяном, который отмечал, что правоотношение - это

6 Столяров И.В. Введение к системной морфологии государства // Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 12.

норма права в действии; это тот результат, без которого нормы права лишены смысла . Об этом же писал и Ю.К. Толстой еще в 1959 году: «норма права ... в конечном счете реализуется в общественной жизни через правоотношения»8.

Поэтому нам для полного и адекватного осмысления процессов, происходящих в процессе управления государством, необходимо концентрировать наше внимание не только на формальном аспекте формы правления того или иного государства, но и анализировать политическую практику данного государства.

Действительно, правоотношение представляет собой результат действия норм права. Однако, данное положение нельзя понимать упрощенно. В правоотношении нормы, закрепляющие абстрактную правовую модель события, явления соотносятся с реальным поведением участников правоотношений.

Для возникновения любого правоотношения необходимы следующие предпосылки: норма права, правоспособность потенциальных субъектов правоотношения, юридический факт.

Нормой права для формы правления являются положения Основного закона страны, других нормативных правовых актов данного государства (законов о гражданстве, о правительстве и другие). При этом нам следует понимать, что для такого сложного правоотношения как форма правления одной лишь правовой нормы недостаточно. Для полной характеристики формы правления необходимо наличия целого комплекса взаимосвязанных норм права.

Правоспособность потенциальных субъектов правоотношений зависит от того, кем являются эти субъекты, и бывает двух видов: правоспособность суфражистов правоспособность гонорантов

В случае, если мы рассматриваем государства с республиканской формой правления, мы фактически понимаем под ней активное и пассивное избирательное право. Правоспособность суфражистов определяет объем их полномочий по участию в передаче государственной власти гонорантам.

Так в государствах с республиканской формой правления суфражистами являются граждане этого государства, достигшие определенного возраста и обладающие активным избирательным правом. Гонорантами будут являться лица, обладающие пассивным избирательным правом, т.е. которые могут быть избраны в высшие органы государственной власти и на высшие должности в государстве.

В монархических государствах суфражисты - это лица, которые либо сами передают государственную власть (монархи), либо которые иным образом влияют на определение следующего монарха (как племенной совет Ликоко в Свазиленде9).

Юридическими фактами применительно к форме правления будет выступать передача власти от суфражистов гонорантам как в форме проведения выборов или смерти монарха или президента (так, юридическим фактом, повлиявшим на смену формы правления, можно назвать смерть генерала Франко в 1975 г.,

7 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / Кечекьян С.Ф.; Отв. ред.: Строгович М.С. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 19, 31.

8 Толстой Ю.К. К теории правоотношения / Толстой Ю.К. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. - С. 5.

9 The Constitution of the Kingdom of Swaziland Act // Official cite of Swaziland Government - URL: http://www.gov.sz/Tools/Documents /DocumentDownload.asp (дата обращения: 10.06.2011)

после которой в Испании была фактически реставрирована монархия, формально провозглашенная еще в 1947 г.), так и даже и государственный переворот или революция (так, например, менялась форма правления в России в 1917 г.; из последних событий - «оранжевая» революция на Украине в 2004-2005 годах, киргизская «тюльпановая» революция 2005 года и апрельская революция 2010 г. и другие).

В зависимости от того, каким образом происходит реализация этого правоотношения, какой объем полномочий есть у его субъектов, можно выделить классические (типичные) и неклассические (нетипичные, смешанные) формы правления.

Классическая форма правления - это такая форма правления, при которой существуют четко определенные теорией и имеющие ярко выраженные признаки и предпосылки правоотношения.

Нетипичная форма правления представляет собой институт общей теории государства и права, характеризующий такой порядок передачи государственной власти от суфражистов к гонорантам и характер взаимоотношений последних по поводу ней, при котором происходит смешение классических предпосылок и признаков формы правления между собой. В таком правоотношении происходит совмещение в одной структуре элементов разных классических правоотношений.

Представляется, что комплексное исследование формы правления как правоотношения, то есть не просто как «совокупности высших органов государственной власти», а как многостороннего явления, сочетающего в себе и формально-юридическую (нормы Основного закона), и фактическую сторону (политическую практику), окажет благотворное влияние на дальнейшее изучение этого института и определит новое направление повышения правовой культуры и совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности.

Список литературы:

1. Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Грузинов В.А. -Саратов, 2008. - 26 c.

2. Дамирли М.А., Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. -М.: Юрист, 1999. - 400 с.

3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // СЗ РФ. - 2009. - №

1. - Ст. 1.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. -2009. - № 1. - Ст. 2.

5. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / Кечекьян С.Ф.; Отв. ред.: Строгович М.С. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 187 c.

6. Опритов Я.И. Специфика формы государственного правления современной России: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Опритов Я.И. - Волгоград, 2001. -37 c.

7. Столяров И.В. Введение к системной морфологии государства // Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 10-18.

8. Тененбаум В.О. Государство: система категорий / Тененбаум В.О. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1971. - 212 c.

9. Толстой Ю.К. К теории правоотношения / Толстой Ю.К. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. - 88 c.

10. The Constitution of the Kingdom of Swaziland Act [Электронный ресурс] // Official cite of Swaziland Government - URL: http://www.gov.sz/Tools/Documents/DocumentDownload.asp (дата обращения 10.06.2011)

References:

1. Gruzinov V.A. The form of government of the modern Russian state. The author's abstract of the dissertation of the candidate of jurisprudence. / Gruzinov V.A. - Saratov, 2008. - 26 p.

2. Damirli M. A, Chirkin V. E. Государствоведение: the Textbook. -М: the Lawyer, 1999. - 400 p.

3. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from December, 30th, 2008 №

6-FKZ "About change of a term of appointment of the President of the Russian Federation and the State Duma'y/СЗ the Russian Federation.

- 2009. - № 1. - item 1.

4. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from December, 30th, 2008 №

7-FKZ "About control powers of the State Duma concerning the Government of the Russian Federation'y/СЗ the Russian Federation.

- 2009. - № 1. - item 2.

5. Kechekjan S.F. legal relationship in a socialist society / Kechekjan S.F.; Отв. ред.: Strogovich M. S - М: Publishing house AN of the USSR, 1958. - 187 p.

6. Opritov JA.I. Specificity of the form of the state board of modern Russia: teoretiko-legal research. Автореф. дис.... канд. юрид. Sciences / Opritov J.I. - Volgograd, 2001. - 37 p.

7. Stolyarov I.V. introduction's joiners to system morphology of the state//the State and the right. - 2003. - № 3. - with. 10-18.

8. Tenenbaum V.O. Gosudarstvo: system of categories /

Tenenbaum V. O - Saratov: Publishing house Sarat. Un y, 1971. - 212 p. 9. Tolstoy У.К. To the legal relationship theory / Tolstoj J.K. - Л: Publishing house Leningr. Un y, 1959. - 88 p.

10. The Constitution of the Kingdom of Swaziland Act [the Electronic resource]//Official cite of Swaziland Government - URL: http:// www.gov.sz/Tools/Documents/DocumentDownload. asp (date of the reference of 6/10/2011)

РЕЦЕНЗИЯ

Научная статья «Форма правления как особый вид правоотношения» посвящена осмыслению важнейшей дефиниции «форма правления» как особой разновидности правового отношения. Данная тема рассматривается на уровне диссертационного исследования впервые. Актуальность и научная значимость поставленной проблематики не вызывает сомнений, поскольку подобное понимание формы государственного правления является актуальным в отечественном праве и открывает новое направление для дальнейшего, более глубокого исследования указанного института. С.В. Пушкарев провел глубокий анализ отдельных элементов формы правления как правоотношения, равно как и предпосылок возникновения этого правоотношения, а также сформулировал собственную дефиницию этого института с новых исследовательских позиций.

Автором убедительно обоснованы достоинства выбранного подхода, а также показаны связи формальных и фактических политико-правовых норм (связь формальной Конституции с реальной политической практикой), актуализирующих проведенное исследование.

Несомненным достоинством настоящей статьи являются новейшие примеры из политико-правовой практики отдельных государств, иллюстрирующие мысли автора.

Научно-теоретическую статью на тему «Форма правления как особый вид правоотношения» как научный руководитель по диссертационному исследованию

С.В. Пушкарева рекомендую для опубликования в журнале, входящем в список ВАК.

Доцент,

д.и.н. Е.М. Михайлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.