Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
УДК 34.01
Ю.С. Шафиков* *
АСПЕКТНЫЙ смысл правового государства
В статье подвергнуты рассмотрению системно-смысловые принципы построения правового государства на фундаментальной основе устройства гражданского общества и более совершенных и справедливых форм жизни, обеспечивающих индивидуальную свободу посредством правотворчества и разумной реализации норм права. При этом следует учесть, что формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который развертывается по мере проведения в жизнь экономических, политических, управленческих, социальных, культурных и правовых преобразований и посредством созидания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей. Цель правового государства - обеспечение роста материального достатка людей, духовной культуры для эффективного, результативного построения демократического, гуманного общества, ожидаемого достижения впоследствии идеала страны, к которому стремится большинство держав. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, предназначение которого обеспечить свободу и благосостояние. Подконтрольно гражданскому обществу и строится на адекватной эквивалентности обмениваемых благ (профилактика латентного, монопольного сговора и сделок заинтересованных фигур и сферических учреждений), на фактическом, реальном и достоверном соотношении общественного спроса и предложения, ответственно перед человеком за гарантированный правопорядок, свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом является известность и признание индивидуума.
Ключевые слова: право, государство, аналитика, индивидуум, сознание, свобода, аспект, благо, идеология.
Проблемы научного обоснования и изучения правовой надстройки общества заботят людей и ученых правоведов с давнишних времен. [1,2,3,4,5,6,7,8,9] Ныне перед нашим обществом стоит возвышенная и благородная историческая задача - построение правового государства. При решении данного вопроса повышается актуальность всех общественно-правовых наук. Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от тотального огосударствления общественных связей ознаменовали новейший этап в развитии науки и законодательства. [10,11]
Человечество с древности разыскивает оптимальное соотношение личности и государства. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на центральном месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигает высоких идеалов и обычно "стопорится" на более слабых и низких, - беспроигрышно выгодных конъюнктуре элитных слоев, облаченных публичной властью в государстве. С возникновением государства значительная часть общества оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался отнюдь не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого, тесного круга лиц и групп. В этаких ситуациях, государство из "слуги" общества превратилось в его "хозяина", всучивая и навязывая волю народонаселению, подавляя силой, бесчинством и про-
© Шафиков Ю.С., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.1
*Шафиков Юлай Салаватович - кандидат юридических наук, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
48
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
изволом. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, дают весомые основания для обозначения наличия в обществе деспотий и тираний. Для того чтобы понять глубину и стержневую, сердцевинную суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором полагаю важных, но все же казовых характеристик (связанность государства правом, разделение властей, эффективная и результативная сила прямого действия конституции), предназначенных людям системно-смысловых принципов и институциональных норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не во множестве законодательных актов. Суть правового государства в характере законов, в их соответствии правовой природе духа и материи, направленной на обеспечение независимой личности.
Центральное место в организации общественных дел занимают проблемы моральноправовой ориентации и организации жизни социума, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, ратификация равенства перед законом, отведение множественных сил узурпирующих индивидуальную свободу творцов права и законов. С идеей правового государства сплачивались люди во имя поиска более совершенных и справедливых форм жизни. Цель данной деятельности - выявить связи и взаимодействия между правом и властью, которые способны обеспечить гармоничное функционирование общества.
Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Правовое государство -это ожидаемый впоследствии идеал страны, к которому стремится большинство держав. Теория правового государства в целом, равно как и основные положения, всегда отражают общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который развертывается по мере проведения в жизнь экономических, политических, управленческих, социальных, культурных и правовых реорганизаций и преобразований, посредством созидания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, обеспечения роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического, гражданского и гуманного общества.
В общественном сознании правовое государство означает тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и осуществляется. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на объективную необходимость. В правовом государстве в отношении человека нужно создавать условия для его юридической свободы, в основе которого "дозволено все, что не запрещено законом". Человек, как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право - являясь формой и мерой свободы, должно максимально развить и укрепить рубежи личностного становления в сфере производства и потребления материальных, духовных, умственно-интеллектуальных, технико-технологических, социально-культурных благ. Права человека, как сердцевина и стержень правового порядка стимулирования индивида, есть источник постоянного воспроизводства инициативности и активности, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном масштабе и характере.
Право - антипод и барьер на линии произвола. Политическая власть, особенно власть исполнительная имеет страсть и стремление к вырождению в различные злоупотребления с благими намерениями. Для превенции данного необходимы надежные правовые, институциональные, результативные, эффективные и подотчетные учреждения, ограничивающие и сдерживающие подобные влечения, умеющие даровито возвести заслон попранию прав человека.
Концепция понятия правового государства сводится к тому, что правовое государство -это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, предназначение которого обеспечить свободу и благосостояние. Подконтрольно гражданскому
49
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
обществу и строится на адекватной эквивалентности обмениваемых благ (профилактика латентного, монопольного сговора и сделок заинтересованных фигур и сферических учреждений), на фактическом, реальном и достоверном соотношении общественного спроса и предложения, ответственно перед человеком за гарантированный правопорядок, свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом является известность и признание индивидуума. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения в свободной прессе, в частности при формировании и функционировании политических партий и объединений общественного наблюдательного контроля.
В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: 1) разделение властей; 2) верховенство закона; 3) строгое соблюдение прав и свобод человека; 4) социальная и юридическая защищенность личности. Важно выделить и иные признаки правового государства: 5) сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системно-сетевых институтах; 6) наличие развитого гражданского общества; 7) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном органе; 8) установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 9) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов; 10) контроль за формированием законодательной воли; 11) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 12) правовая защищенность субъектов социального общения от произвольных решений должностных лиц; 13) возвышение суда, как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; 14) соответствие законов праву; 15) правовая организация систем власти, вне зависимости от источников финансирования; 16) единство прав и обязанностей граждан; 17) реальная доступность в конкретике прав и свобод гражданина; 18) политический и идеологический плюрализм, содержащийся в возможности свободного функционирования различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции; 19) достоверная возможность свободы выбора людьми идеологических концепций, течений, взглядов и убеждений; 20) в конечном итоге, утверждение стабильного режима законности и правопорядка в обществе, преодоление правового нигилизма в массовом сознании, формирование высокой политикоправовой грамотности, появление действенной способности противостоять произволу, разграничение партийных и государственных функций, установление парламентской системы управления государством, торжество политико-правового плюрализма, формирование нового правового мышления и правовых традиций, в том числе преодоление узко-нормативного восприятия правовой действительности, трактовки права как продукта властного принуждения, отказ от догматического, апологетического комментирования сложившегося законодательства, преодоление декларативности и декоративности юридических норм, выход юридической науки из самоизоляции и использование человеческого и профессионального опыта; 21) взаимность и легитимность общения, взаимоотношений и правоотношений народонаселения, личности, индивидуума и инициируемых институциональных учреждений; 22) генерация интеллектуальноволевой дее-действиеспособности социума и организационно-правовых структур общественнонаблюдательного контроля.
Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель - глава исполнительной власти. Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать ясно и четко написанная Конституция, явственно разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять стадию развития, когда общество сумеет смочь чуять и слышать свободу.
Характерной гранью формирования правового государства, вне зависимости от региональных особенностей, стезей его достижения, обнаружилось следующее, восхождение, воодушевление и подъем материального и духовного уровня жизни населения, развитие общей, политической и правовой культуры, умножение и усиление борьбы трудовых масс за демократию и незыблемость прав человека.
50
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах общества и закрепленная нормами Основного закона система основополагающих общественных отношений. Каждый конституционный строй - это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений. Каждому конституционному строю свойственны и свои особенности, которые обусловлены конкретно-историческим стечением обстоятельств. Основным, главенствующим законом Российской Федерации, является Конституция, в которой закреплены основные формы и положения конституционного строя России. Высшей ценностью в Российской Федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность. Признать права и свободы, соблюсти и защитить, есть центральный аспект установления должного понимания и принятия смысла легитимного механизма утверждения правового государства. Правовое государство служит всему обществу, а не отдельной доминирующей части или анклаву - агрессору (фр. enclave, enclaver - иметь в своих границах какую-либо территорию, лат. en (in) - внутри, clavis - ключ), ответственно перед народом, человеком и гражданином.
Современные исследования посвящены узловым концепциям общественно-правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства, форм непосредственной демократии, проблем правового статуса личности. Рамки идеологических установок оставляют известный простор для дискуссий по правовым проблемам. Наука вырабатывает выводы о путях развития правового регулирования, устранения имеющихся пробелов. Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперирует конституционное и текущее законодательство. Научные разработки способствуют практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, проблем систематизации законодательства. Самой острой проблемой указанной науки сегодня является разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства нового исторического этапа развития Российской Федерации.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые должны обеспечить реальность конституционных положений, взаимную ответственность государства и личности. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные коллективы, общественные организации и политические партии. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), ничем и никем неограниченной многопартийности. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности - гуманно-правовой аспект реализации норм права, нормативно-правовой аспект требований ко всем источникам действующего права во времени, в пространстве и в круге лиц и институционально-правовой аспект системно-сетевого разделения и коммуникации властей. Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления.
Конституция предопределяет РФ, как социальное и светское государство. Российская Федерация - светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения и коалиции отделены от государства и равны перед законом. Динамика влияния, внушения и воздействия религии на общество описывается сакрализацией и секуляризацией. Сакрализация (от лат. sacer - священный), то есть предполагающая вовлечение в сферу религиозного санкционирования сознание и деяние людей. К процессу сакрализации примыкает клерикализация (от лат. clericalis - церковный), что означает наличие разработки обоснования и стремления замкнуть сферы интеллектуального права и деятельности в систему богословия и теологии. Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. Секуляризация (от лат. saecularis - мирской, светский) -
51
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
процесс освобождения и обмирщения. Религиозная жизнь, как правило, уподобляется отправлению культа вероучения. Церкви рекомендуется "не выходить из ризницы". Представления церкви, расцениваются со временем правовой общественностью, как недопустимое посягательство на светский характер государства. Излучается убеждение, что современное общество определенными силами искусственно клерикализовывается. Приметы и симптомы данного явления отчетливо выказываются в средствах массовой информации, в сфере образования, в армии и в органах государственного управления, в частности обнаруживается демонстрация религиозности.
Формирующееся на пике нынешней цивилизации и культуры качественно новое общество характеризуется рядом граней, которые прогнозировались учеными для будущей формации общества. В разных регионах планеты общество, безусловно, будет иметь свои отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономических свобод форм собственности на средства производства и его продукты. Важно укрепить торжество нового мышления, проистекающее из укрепления мирового сообщества и международного правопорядка, понимание и принятие к решению общих задач сохранения и развития земной цивилизации.
Материальное обеспечение народонаселения может быть достигнуто при условии наилучшего развития производительных сил на основе современных достижений научнотехнического прогресса, стимулируемых производственными отношениями, отношениями собственности на средства, продукты и прибыль от производства. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативности, сокращения бюрократически централизованного аппарата, административно-приказной системы управления, ликвидации тотального контроля и огосударствления общественных связей производств и хозяйств. Вне общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.
Главное заключается в том, что без культуры свобода оборачивается во вседозволенность, митинги и демонстрации в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения в фанатичные предрассудки, трудовая деятельность в отбывание повинности. Для оптимального учета политических преобразований духа народа необязательно отрицать материалистическое объяснение истории. Воспрещено превращать его в механический, метафизический, спекулятивно-умозрительный, упрощенный экономический материализм, игнорирующий дух социума. Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должно приобретать новое, не теряя то лучшее, что было свойственно прошлому. Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности пронизывают духовную культуру общества на современной ступени цивилизации, воплощая нравственные и правовые идеалы.
Демократия и политический плюрализм. Реальная сила, как правило, сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения и творит "правовую" основу деятельности учреждений. Тоталитарные государства тяготеют к требованию соблюдения предписаний, к безусловности исполнения приказа и диктата. Однако, законы при этом нередко оказываются санкционированными в результате произвола. При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально неподчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими репрессиями, ограничением прав и свобод граждан, отъемом их по собственному усмотрению, ссылаясь при этом на интересы и безопасность нации. Без демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейные свободы, и отсутствие монополии одной партии. Дословный термин "демократия" в переводе означает власть народа. Господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть предоставлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за свои убеждения гласно и свободно. Демократия - это общечеловеческая социально-
52
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Партии - основа демократической системы, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, которые стремятся к насильственному низвержению федеративного демократического конституционного строя светского правового государства.
Деидеологизация общества и управления. Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать смыслы, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальную идею, религии). Тотальная идеологизация общества деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей, лишает политику здоровой конкуренции, правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеализированных целей. Идеологизированный человек - невольник, раб навязанной идеологии. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень экономического, духовного и политического созревания для конкретной страны на дороге передовых преобразований, в содружестве с современным цивилизованным сообществом.
Система разделения властей в правовом государстве. Основным смысловым принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Данный принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит государственная власть в абсолютном объеме. Каждый осуществляет только свою, присущую функцию и не имеет права отторгать или свергать власть другого органа. Разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государством. Необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица характерно чреватостью и опасностью установления деспотического режима, при котором невозможна свобода личности и индивидуума. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной и абсолютной власти, не связанной правом, ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. При последовательном проведении в жизнь исключается каждая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если обставляется системой "сдержек и противовесов". Данная система устраняет произвольную интерпретацию решений, приказов и распоряжений, ликвидирует почву для узурпации полномочий одной властью прочей и способно снабдить возможностью нормально функционировать и работать.
Верховенство правового закона. Правовое государство предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо постоянное изменение, дополнение и обновление, ибо тогда перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Укрепление законности и правопорядка остается актуальнейшей задачей и коренной категорией правового государства. Полезно максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, обладала практической ценностью. Конституция закрепляет основные положения целых сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие, уточняющие и конкретизирующие конституционные установления.
Ученые общественно-правовых наук занимающиеся разработкой проблем правового государства и принципа верховенства закона, как общедемократической ценности, уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам и Конституции силы прямого действия. Посредством упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих полное соответствие закону. В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства зако-
53
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
нов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или напротив после определенной судебной процедуры подтверждены, как соответствующие конституции и федеральным конституционным законам. Идея единого правового пространства становится национальной. Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда, прокуратуры и должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу, жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней власть держателей.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет отождествляться с наукой и служить практике правового возведения благоденствия страны. В связи, следует вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди обстоятельств видеть некие социальные, человеческие потребности, то именно данным и следует сплачивать судьбу права и государства. Наука общей теории права и государства должна надлежаще моделировать прогрессивную роль устройства в обществе правового механизма. Уместно, сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но в вящей степени используется для снабжения, оснащения последовательного и поступательного развития общества и созревания людей к пониманию и принятию исходных начал и положений жизни с помощью права. Определенность в понимании права - исходное начало порядка во взаимоотношениях людей, граждан, организаций, физических и юридических лиц. При каждой специфической ситуации в действие вступает конвенционное начало права, которое в субъективной мере мировосприятия, способствует установлению момента истины. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное. Для субъектов правотворчества, для творцов законов важно изыскать право. Очевидно, значение рассматриваемого вопроса для практической деятельности в ракурсе формирования правового государства. Единое понимание права способствует экономической и культурной интеграции, сближению народов разных континентов. Сознательный интерес к праву, испытывает и теория и практика. В процессе познания всегда существует возможность увлечься лишь одной стороной явления, не заметив превознести и пренебречь - сутью, истиной.
Правовое государство, его становление есть суть системы общественных отношений, формирующихся на основе общих гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международных стандартов и основ внутригосударственного права. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовое государство - явление общечеловеческое и едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм выступает на ответственную позицию в установлении взаимодействия органов правопорядка и людей, творит необходимые соглашения для взаимного влияния и выработки интеграционных тенденций, которые призваны быть на страже интересов и насущных потребностей. Правовое государство - многомерно развивающееся явление. В ходе общественного прогресса приобретает новые свойства, преисполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям и времени. Развитое законодательство не свидетельствует о наличии в обществе правовой организованности. Основу правового государства составляет саморегулирующееся, сплоченное и устроенное гражданское общество, которое объединяет свободных граж-
54
New university
Economics & Law 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
дан - носителей общественной генерации. В центре внимания и заботы - человек и круг его интересов. Правовое государство - это суверенное государство, которое сосредоточивает и фиксирует суверенитет народа. Реализовывая всеобщность, полноту и исключительность власти, гарантирует обеспечение свободы естественных отношений, применяет силу, орудия и разумную тактику только в случаях, когда нарушаются интересы граждан.
Библиографический список
[1] Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. 576 с.
[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. (6-е изд., изм. и доп.) - М.: Норма, 2007. 784 с.
[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права (3-е изд.). - М.: Юриспруденция, 1999. 522 с.
[4] Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 1998. 448 с.
[5] Лейст О.Э. Сущность права. - М.: Зерцало - М, 2011. 352 с.
[6] Мазуров А.В. Правоведение. - М.: Юрайт - Издат, 2003. 240 с.
[7] Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. - М.: Магистр, 1997. 40 с.
[8] Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2011. 752 с.
[9] Шайо Андраш. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). - М.: Юристъ, 2001. 293 с.
[10] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445.
[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, №32, ст. 3301.
***
UDC 34.01
Yu.S. Shafikov
ASPECTUAL MEANING OF A LEGAL STATE
Article reviewed system-semantic principles of the rule of law on the fundamental basis of civil society and better and fairer forms of life, providing individual freedom by legislating and reasonable implementation of the law. It should be noted that the formation of a legal state is a long and complex process that unfolds as the realization of economic, political, administrative, social, cultural and legal reforms through the creation of moral principles and universal values. The purpose of the legal state is the growth of material prosperity of the people of spiritual culture for effective, efficient, democratic, humane society, expected accomplishments subsequently ideal country, sought by most States. Legal state is a state that serves the needs of civil society and the legal economy, the purpose of which is to ensure the freedom and welfare. Controlled by civil society and is based on adequate equivalence of exchanging goods (prevention of latent, monopolistic collusion and transactions concerned shapes and spherical institutions), on the actual, real and authentic relationship between social demand and supply, is responsible to the person guaranteed the rule of law, freedom and security, for spiritual Foundation is the fame and recognition of the individual.
Keywords: law, government, individual, consciousness, freedom, aspect, good ideology.
References
[1] Abdullaev M. I. Problems of the theory of the state and right. - SPb.: St. Petersburg, 2003. 576 pages.
[2] Баглай M. V. Constitutional right of the Russian Federation. (6th prod., amendment and additional) - M.: Norm, 2007. 784 pages.
[3] Vengerov A.B. Theory of the state and right (3rd prod.). - M.: Law, 1999. 522 pages.
[4] Lazarev V. V. Theory of the state and right. - M.: Spark, 1998. 448 pages.
[5] Лейст O. E. Sushchnost is right. - M.: Zertsalo - M, 2011. 352 pages.
[6] Mazurov of A.V. Pravovedeniye. - M.: Юрайт - Izdat, 2003. 240 pages.
[7] Rats M.V. Ideya of open society in modern Russia. - M.: Master, 1997. 40 pages.
55
Новый университет
Экономика и право 2015. № 1(47)
ISSN 2221-7347
[8] The theory of the state and the right / Under the editorship of A.S. Pigolkin, Yu.A. Dmitriyev. - M.: Юрайт, 2011. 752 pages.
[9] Shayo Andras. Self-restriction of the power (short course of constitutionalism). - M.: Юристъ, 2001. 293 pages.
[10] The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ)//"Collection of the legislation of the Russian Federation", 26.01.2009, No. 4, Art. 445.
[11] Civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (edition of 11.02.2013)//"Collection of the legislation of the Russian Federation", 05.12.1994, No. 32, Art. 3301.
56