Новый университет. 2011. №1
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
УДК 34.01
В. В. Вышкварцев
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАКОНУ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье автор предложил переосмысление сущности закона посредством социологического научного подхода. Закон, являясь одновременно средством социального регулирования, контроля и государственного принуждения, может быть представлен в интеграционном аспекте. Автор представляет закон как «правовой эксперимент», распространяющий свою юридическую силу на общество «правовых потребителей». В целях преодоления указанной тенденции, важно избавиться от стереотипов правового нигилизма, достигнув взаимосвязи механизма государства и гражданской общественности. Учет социальных инициатив и преодоление их рекомендательного характера будут являться подтверждением конституционного статуса России как демократического правового государства.
Ключевые слова: гражданское общество, «жизнепригодность закона», закон, «правовой потребитель», «правовой эксперимент».
Закон - это воплощённое право, средство, гарантирующее права и свободы человека. В то же время закон выступает произведением норм и правил поведения, а также эффективным регулятором общественных отношений. Закон - суть «правовая связка» государства и общества, устраняющая возможный произвол и вмешательство государства в общественную среду. Наконец, с теологической точки зрения, закон представляет собой воплощение божественной воли, заложенной в разум людей и заключенной ими в форму писаного акта. Можно бесконечно продолжать последовательную характеристику закона, однако это не избавляет от необходимости решения вопросов степени его эффективности и реализации положений в той или иной сфере правоотношений. Способен ли закон в полной мере отвечать принципам и целям его правовой направленности, гарантирована ли его целостность в противовес деструкции и искажению функционирования? По нашему мнению, аналогично праву природа закона в некоторой степе-
© Вышкварцев В. В., 2011.
58
ISSN 2221-7347
Экономика и право
ни метаюридична. С одной стороны это означает стабильную формальность положений закона и одновременно с этим отличную схему механизма его исполнения и реализации. С другой стороны лицо, компетентное в области правотворчества, подобно скульптору, создаёт «шедевры народных законов», «законов государственной диктатуры» - отсюда проявляется их дизъюнктивная или дуалистическая сущность.
Выступая в качестве регулятора общественных отношений, закон содержит в себе основы реализации и соблюдения интересов между индивидами. Этот процесс отражает его общественную направленность. В противоположном аспекте закон «диктатуры государства» следует рассматривать как инструмент принуждения и подавления общества. Природа подобных законов присуща государствам авторитарного, тоталитарного политических режимов, а также государствам с абсолютной монархической формой правления.
В демократических же государствах закон, напротив, аккумулирует в себе волю народа и издаётся при его непосредственном участии или представительными органами государственной власти. Однако барьер между государством и обществом в современной России не позволяет последнему в полной мере участвовать в правотворческом процессе. Как ранее созданные, так и находящиеся на стадии формирования институты гражданского общества осуществляют лишь первичный учёт социальных инициатив, которые имеют в большей степени рекомендательный характер.
На сегодняшний день многонациональный народ, несмотря на конституционное закрепление его в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, остаётся «правовым потребителем» законов, каждый из которых можно оценить как конечный продукт «правового эксперимента» государства. По нашему мнению, закон преимущественно нацелен на определение уровня общественной реакции, нежели чем на регулирование и обеспечение стабильности социальных отношений, прав, свобод и обязанностей их участников, а также несение установленной ответственности за их нарушение.
Выдающийся русский правовед Н.С. Таганцев справедливо подчеркнул априорность степени «жизнепригодности закона». Одним из основных индикаторов указанной степени является народ, во-первых в лице его представительных органов (например, политических фракций в Государственной Думе), а во-вторых в лице формируемых и развивающихся институтов гражданского общества. Последнее в свою очередь и направлено на достижение политических, социальноэкономических, культурных и духовных целей. В современной России, как мы отметили, существует граница между государством и институтами гражданского общества, а ведь именно в последнем заложены основополагающие принципы народовластия, такие как «гражданская законодательная инициатива», право на участие в референдуме, «система общественного самоконтроля» ит.д. Сравнительно недавно была создана Общественная Палата Российской Федерации, по инициативе доктора юридических наук, профессора О.Е. Кутафина был учреждён и ныне осуществляет свою деятельность Союз юристов России. Вместе с тем взаимосвязь законотворческих органов в системе государственного аппарата и гражданского общества позволит повысить эффективность и качество принимаемых законопроектов, избежать так называемых «чёрных дыр», устранить дублирующие нормы и «нормы-стагнации». Кроме того, совместная государственная и общественная законотворческая работа обеспечит повышение функционирования юридической техники в целом. В этой связи будущий «идеальный закон» - это нормативно-
59
Новый университет. 2011. №1
ISSN 2221-7347
правовой акт, направленный на регулирование общественных отношений и отражающий интересы каждого члена общества. Исключительно общими усилиями компетентных лиц в области законотворчества и представителей гражданского общества можно добиться максимального приближения к этой абстрактноидеалистической природе закона, избежать опасности монистического, этатистского подхода к созданию и принятию законопроектов. Можно говорить о принципе «законотворческого плюрализма», согласно которому до вынесения законопроекта на первое чтение, он может обсуждаться в рамках специальной парламентской группы при участии равного количества представителей политических фракций в Государственной Думе. При необходимости, после принятия законопроекта в первом чтении он может быть вынесен на всенародное обсуждение (п. 6 ст. 119 Регламента Государственной Думы). В связи с этим справедливо утверждение отечественного правоведа дореволюционного периода В.А. Савальско-го о том, что нет свободы, если закон поведения навязан извне, а не создан при личном участии.
Итак, правовая природа закона двуедина: во-первых он мыслится как конечный регулятор общественных отношений, имеющий свою юридическую основу и предмет регулирования, а во-вторых как эксперимент, опыт, проводимый над обществом и правовыми отношениями между его участниками. Однако следует подчеркнуть, что российское общество долгое время не решалось создать единый правовой конгломерат в виде институтов гражданского общества, толерантно, а зачастую пассивно и индифферентно относясь ко всем правовым явлениям, процессам, а в частности - к издаваемым нормативно-правовым актам. Тем не менее, на постсоветском пространстве государства можно отметить отдельные реакции общества на законы и их практическую применимость, которые получили выражение в проведенных митингах, шествиях, пикетах, забастовках, голодовках ит.п. Такие социальные деструкции, к сожалению, наблюдаются в настоящее время в некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья. Как нам видится, всё то субъективное, индивидуальное, интуитивное, лежащее в человеческом разуме, эволюционирует и преобразуется в правовой интерес, в правовое отношение (не путать с правоотношением - Прим. авт), правовое представление. Наблюдаются пока робкие и неуверенные шаги к преодолению правового нигилизма. Это объясняется тем, что российское общество впервые более чем через семьдесят лет «приняло» права и свободы человека и гражданина, пытаясь активно их использовать. Однако говорить о том, что граждане чувствуют себя полноправными их носителями, к сожалению, сегодня не приходится. Вместе с тем указанные нами социальные реакции время от времени напоминают власти о возможном несовершенстве того или иного закона, об его неэффективности, тем самым, направляя власть к компромиссу, заставляя её считаться с общественным мнением. Именно поэтому тот закон, который создан в законотворческой связке «государство-общество», выступит подлинным правовым экспериментом, который в свою очередь актуализируется и найдёт своё место в структуре российского законодательства и в очередной раз подчеркнёт незыблемый статус демократического правового государства, провозглашённый в Конституции Российской Федерации.
Статья поступила в редакцию 20.02.2011.
ВЫШКВАРЦЕВ Виталий Владиславович - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства Финансов Российской Федерации».
60