Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТ / WHOLESALE / РОЗНИЦА / RETAIL / ЯРМАРКА / FAIR / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / НАЛОГОВОЕ ОБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TRADE RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова А.В.

В современных условиях, когда в России воплощается в жизнь стратегия по изменению законодательства в сфере экспортно-импортных отношений, возрастает необходимость осмысления и использования историко-правового опыта в применении методов регулирования, установления баланса административного вмешательства и свободных рыночных и конкурентных отношений. Целью исследования является правовой анализ государственного регулирования оптовой и розничной торговли в России в начале XIX в. В данной статье предпринята попытка комплексного рассмотрения оптовой и розничной торговли в России в начале XIX в. с позиции современной методологии. Ценность работы заключается в том, что выявленные закономерности в развитии и формировании российского гражданского законодательства в области регулирования торговых отношений в начале XIX в. позволят по-новому оценить ряд существенно значимых аспектов проблемы использования оптовой и розничной торговли в России. Углубленное изучение сложившихся организационных и правовых форм развития внутреннего рынка позволит избежать многих ошибок, принесет пользу в разработке и совершенствовании законодательства о торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL REGULATION of WHOLESALE AND RETAIL TRADE IN RUSSIA IN the EARLY XIX century: HISTORICAL and LEGAL RESEARCH

In modern conditions when Russia implemented the strategy to change the legislation in the sphere of export-import relations, increases the necessity of understanding and use of historical and legal experience in the application of methods of regulation, balance of administrative intervention and free market and competition. The aim of the study is a legal analysis of state regulation of wholesale and retail trade in Russia in the early nineteenth century this article attempts a comprehensive review of wholesale and retail trade in Russia in the early nineteenth century from the perspective of modern methodology. The value of the work lies in the fact that the regularities in the development and formation of Russian civil legislation in the field of regulation of commercial relations in the beginning of XIX century will allow you to re-evaluate a number of significantly important aspects of the use of wholesale and retail trade in Russia. In-depth study of current organizational and legal forms development of the internal market will allow to avoid many mistakes, will benefit in the development and improvement of legislation on commercial activities.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

А.В. Плотникова*

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация. В современных условиях, когда в России воплощается в жизнь стратегия по изменению законодательства в сфере экспортно-импортных отношений, возрастает необходимость осмысления и использования историко-правового опыта в применении методов регулирования, установления баланса административного вмешательства и свободных рыночных и конкурентных отношений. Целью исследования является правовой анализ государственного регулирования оптовой и розничной торговли в России в начале XIX в. В данной статье предпринята попытка комплексного рассмотрения оптовой и розничной торговли в России в начале XIX в. с позиции современной методологии. Ценность работы заключается в том, что выявленные закономерности в развитии и формировании российского гражданского законодательства в области регулирования торговых отношений в начале XIX в. позволят по-новому оценить ряд существенно значимых аспектов проблемы использования оптовой и розничной торговли в России. Углубленное изучение сложившихся организационных и правовых форм развития внутреннего рынка позволит избежать многих ошибок, принесет пользу в разработке и совершенствовании законодательства о торговой деятельности.

Ключевые слова: опт, розница, ярмарка, государственное регулирование, налоговое обложение, торговые отношения.

В источниках XIX и начала XX вв. торговая деятельность характеризуется как взаимный обмен ценностями1, как всевозможные обороты товарами, деньгами, векселями2, как промысловое занятие покупкой

-5

и продажей товаров с целью получения прибыли ; как промысловая деятельность, имеющая целью преодолеть препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве4; как хозяйственная деятельность, целью которой служит посредничество между производителем и потребителем при взаимном обмене годных к употреблению и предназначенных к продаже продуктов, называемых товарами5.

В начале XIX в. в торговой деятельности на российском рынке можно выделить две крупные группы: оптово-периодическую (ярмарочная, базарная, торжки) и розничную (развозно-разносная, стационарная торговля).

* Плотникова Александра Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», aleksanklyu@yandex.ru

1 Торгово-промышленный словарь /сост. И.Бабенко. СПб., 1901. С. 96.

2 Исаев А.А. Начало политической экономии. Изд. 5-е, доп. СПб., 1900. С. 494.

"3

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1910. С.78.

4Торгово-промышленный сборник: Свод действующих узаконений по части промышленности и торговли/сост. и издат. С.А. Просьбин. СПб., 1904. С. 1.

5 Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 66.

Вместе с тем, необходимо отметить, что роль оптово-периодической торговли оставалось ведущей, и только во второй трети XIX в. удельное значение постоянной торговли увеличивается.

Цель оптовой торговли состоит в создании благоприятных условий для оптовых покупок розничной торговли. Для розничного товарооборота характерно, что его целью является продажа товаров и оказание услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.1

В 1814 г. для всех торговцев была разрешена беспошлинная торговля по всей России, в том числе и на ярмарках, а с 1827 г. с торговцев на ярмарках не требовали и торговых свидетельств.

Сбором сведений о ярмарках и их оборотах занимались губернские статистические комитеты. Так, в Курске сбором сведений о рынках по городам и уездам, складах хлеба, справочных ценах на продукты и фураж занимался Курский губернский статистический комитет. Он был учрежден в 1836 г. на основании Правил для статистических комитетов в губерниях,

Л

утвержденных 20 декабря 1834 г.

Развитие ярмарочной торговли обусловливало и то, что мелкие торговцы получали на ярмарках возможность закупать товары у самих производителей, избегая посредников, что позволяло не только удовлетворять свой спрос, но и учитывать требования рынка. Все это способствовало увеличению числа ярмарок и росту их торговых оборотов.

Самой крупной и популярной среди ярмарок того времени была Нижегородская Макарьевская ярмарка, удачно расположенная в Центральной России - при впадении Оки в Волгу. Ярмарка являлась барометром экономического роста, регулятором хозяйственной жизни. Работала ярмарка с 15 июля до 10 сентября - в разгар речной навигации. Действовали также и старые ярмарки: Архангельская, Свенская, Тихвинская, Благовещенская, Кяхтинская. Некоторые собирались по три-пять раз в год и продолжались по несколько недель и даже месяцев. Так, например, Архангельская ярмарка продолжалась до двух месяцев . На торгах и ярмарках крестьяне часто оттесняли городского торговца-перекупщика и сами продавали свою продукцию с воза, без посредников, или вступали в договор с купцами-скупщиками, разъезжавшими по всей России от имени крупных торговых фирм и иностранных компаний. Торговлей занимались и черносошные, и государственные крестьяне, хотя Таможенный устав 1755 г. ограничивал крестьянскую торговлю, разрешая торговать только «...по приложенному при том пункте реестру мелочными товарами»4. Помещики-крепостники не препятствовали своим крестьянам заниматься торговлей,

1 Клюева А.В., Ларина О.Г. Правовые формы организации торговли в России в ХУП-ХУШ вв. // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4 (9). С. 30-36.

Государственный архив Курской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 120.

Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половины XVIII - первой половине XIX вв. Л., 1981. С. 79.

4 ПСЗ. Т. XIII. № 8630.

предоставляя крестьянам отпускные свидетельства и право торговать. Сельские ярмарки служили, в первую очередь, удовлетворению повседневных потребностей местного населения.

Городские ярмарки местного значения составляли наиболее многочисленную группу1. В большинстве городов эти ярмарки встречались с базарным и лавочным торгом. Тем не менее в крупных городах с развитой стационарной торговлей ярмарок не было, или значение их было небольшим. Это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на рост числа ярмарок, их функционирование в городских центрах постепенно уменьшалось. Товары, закупленные на местных и уездных ярмарках, поступали в губернские, областные, хозяйственные, транспортные, таможенные центры, где происходила концентрация и формирование крупных купеческих оборотов. При этом торговля имела четко выраженный транзитный характер. Вокруг центов ярмарочной торговли шло усиленное развитие торговых отношений. Ярмарки способствовали разветвленной сети применительно к условиям и специфике хозяйствования территории, на которой они действовали.

Ярмарки выполняли не только функции местного торга, но и являлись формой межрайонного, межгубернского обмена2, реализуемого через систему ярмарочных кругов или цепей3, охватывающих территорию России и выходящих за ее пределы.

Кроме того, необходимо отметить, что развитие ярмарочного торга в промышленных областях было сравнительно меньшее, чем в районах сельскохозяйственных. На протяжении исследуемого периода на окраинах России происходит процесс возникновения новых и рост старых ярмарок, наблюдается рост постоянной торговли в ущерб ярмарочной и изменение характера некоторых ярмарок.

Данные процессы показывают, с одной стороны, расширение внутреннего рынка, а с другой стороны - изменение торговых отношений, которые тесно связаны с развитием капиталистических отношений в России. Основная торговля на крупных ярмарках заключалась преимущественно в продаже привозившихся промышленных изделий, тогда как торговля продуктами сельского хозяйства имела ясно выраженную тенденцию к сбыту помимо ярмарок.

В первой половине XIX в. относительное значение постоянной торговли, по сравнению со второй половиной XVIII в., оставалось прежним. Отдельные формы периодической торговли не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга на основе разделения сфер деятельности. Стационарная торговля в основном преобладала в городе, а развозно-разносная - в деревне.

1 Чугунов В.В. Проблемы внешнеторговой политики в уложенной комиссии 1767-1768 гг. //Торговля Курского края с древнейших времен до начала XX века. 1996. С. 139-143.

Шпалтаков В.П. Городская ярмарочная торговля в Западной Сибири в первой половине XIX в. М., 1997. С.31.

Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л.: Наука, 1981. С. 148.

Образцами стационарной торговли являлись крупнейшие города -Москва и Петербург. Все чаще для обозначения своего торгового заведения использовалось слово «магазин». «Магазин» - это заимствование из французского языка, которое означало хранилище, амбар1.

Следует отметить, что государство строго следило за процессом торговли. С учреждением в 1802 г. министерств, управление финансами было

Л

поручено Министерству финансов2.

Кроме того, государство возлагало ответственность на местное правительство за сбор недоимок. Так, Министерство финансов рассылало гражданским губернаторам предписания о строжайшем наблюдении за правильным производством торговли. В одном из предписаний Министерства финансов губернатору Курской губернии от 10 мая 1840 г. указано: «Допускаются отступления от узаконенного порядка производства торговли наиболее происходящее от слабого надзора за правильным ходом торговли, штрафы от торговли поступают медленно, что необходимо

3

исправить .

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что государственная политика правительства в России в начале XIX веков была активно направлена на поддержку торговых отношений, в основу торговой политики были положены принципы свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Предпринимательство в этот период развивалось очень активно и поддерживалось на законодательном уровне.

Для управления и контроля за торговой деятельностью в исследуемый период были организованы органы управления, которые получили правовое закрепление своих полномочий.

Государственное регулирование торговых отношений в исследуемый период знаменуется реформой органов управления торговлей, развитием

4

научных основ организации торговой деятельности .

Система государственно-правовых актов, регулировавших торговые отношения на российском рынке в начале XIX века, включала законы об оптово-периодической (ярмарочная и базарная), стационарной и развозно-разносной торговле. Но вместе с тем, недостатком законодательства в области торговых отношений можно отнести фрагментарность отдельных постановлений.

Библиографический список

1. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1901. - 541 с.

1 Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975. С. 251.

Ларина О.Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVII-XIXвв.). М., 2011. С. 76.

"3

Курский областной истерический архив. Ф.1. Оп. 1. Д. 9364. Л. 2.

4 Ларина О.Г., Плотникова А.В. Специфика деятельности органов управления торговлей и правовое закрепление их полномочий XVII - XIX вв. // Историко-правовые проблемы: Новый Ракурс. - Вып. 16. Курск, 2016. С. 5.

2. Исаев А.А. Начало политической экономии. СПб.:, 1900. - 380 с.

3. Каминка, А.И. Очерки торгового права [Текст]/ А.И. Каминка. - М., 2002. - 345 с.

4. Клюева А.В., Ларина О.Г. Правовые формы организации торговли в России в XVII-XVIII вв. // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4(9). - С. 30-36.

5. Ларина О.Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVII-XIX вв.). М., 2011. - 112 с.

6. Ларина О.Г., Плотникова А.В. Специфика деятельности органов управления торговлей и правовое закрепление их полномочий XVII - XIX вв. // Историко-правовые проблемы: Новый Ракурс. - Вып. 16. - Курск, 2016. - С. 1-7.

7. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половины XVIII - первой половине XIX вв. Л., 1981. - 258 с.

8. Торгово-промышленный сборник: свод действующих узаконений по части промышленности и торговли / под ред. С.А. Просьбина. СПб. 1904. - 140 с.

9. Торгово-промышленный словарь / сост. И.Бабенко. СПб., 1901. - 130 с.

10. Чугунов В.В. Проблемы внешнеторговой политики в уложенной комиссии 17671768 гг. //Торговля Курского края с древнейших времен до начала XX века. 1996. -С. 139 -143.

11. Шпалтаков В. П. Формирование и развитие рыночного хозяйства в Западной Сибири в первой половине XIX в. М., 1997. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.